Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вариативность / индивидуальный образовательный маршрут / мотивация / личностно-профессиональное саморазвитие / готовность к выбору / студент-музыкант / variability / individual educational route / motivation / personal and professional self-development / willingness to choose / student-musician

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигова Вера Леонидовна

В условиях реорганизации системы высшего образования существенное внимание уделяется разработке новых направлений, среди которых следует выделить индивидуализацию. В контексте личностно-развивающего высшего образования в статье рассмотрены такие понятия как «вариативность» и «индивидуальный образовательный маршрут». Проанализированы различные трактовки данных понятий и установлена их взаимосвязь. Обозначены принципы построения индивидуального образовательного маршрута, среди которых выделена вариативность как необходимое условие личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта. Обоснована специфика построения маршрута в рамках учебной дисциплины музыкально-инструментальное исполнительство. Цель и результат маршрута достижение студентом профессиональной компетентности. Для будущего педагога-музыканта разработан алгоритм его построения. С целью апробации алгоритма проведено практическое исследование. Представлены промежуточные результаты, позволяющие сделать предположение о перспективности построения маршрута в отдельно взятой дисциплине профессионального цикла. По итогам исследования определены условия реализации принципа вариативности, с учетом актуализированной мотивации студента к личностно-профессиональному саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of the reorganization of the higher education system, significant attention is paid to the development of new areas, among which individualization should be highlighted. In the context of personality-developing higher education, the article considers such concepts as "variability" and "individual educational route". Various interpretations of these concepts are analyzed and their relationship is established. The principles of building an individual educational route are outlined, among which variability is singled out as a necessary condition for the personal and professional self-development of a student-musician. The specificity of the route construction within the framework of the academic discipline musical and instrumental performance is substantiated. The goal and result of the route is the student's achievement of professional competence. An algorithm for its construction has been developed for the future teacher-musician. In order to test the algorithm, a practical study was carried out. Intermediate results are presented that make it possible to make an assumption about the prospects of building a route in a single discipline of the professional cycle. Based on the results of the study, the conditions for implementing the principle of variability were determined, taking into account the actualized student motivation for personal and professional self-development.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА»

7. Ноэль-Цигульская, Т. О критическом мышлении / Т. Ноэль-Цигульекая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://noelrt.com/?p=266

8. Салтанович, И.П. Глобально-локальные культурные взаимодействия в гиперсвязанном мире / И.П. Салтанович // Technology and Language. - 2022. - № 2(3). - С. 162-178

9. Скривен, М. Определение критического мышления [Электронный ресурс] / М. Скривен, Р. Пол. - Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/YHHBepcHTeT/univclass/Defi ning.html

10. Смирнова, И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 5. - С. 598.

11. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003. - № 6,- С. 97-110

12. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: на примере общественно-политической тематики, английский язык [Электронный ресурс] / Е.И. Федотовская. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-kriticheskogo-myshleniyakak-vazhnogo-faktora-formirovaniya-inoyazychnoi

13. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб, 2000. - 512 с.

14. Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 328 с.

15. Шакирова, Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 72-77

16. Якунина, Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия / Н.А. Якунина // Гаудеамус. - 2019 -№4 (42). - С. 21-26

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Сигова Вера Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ

СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В условиях реорганизации системы высшего образования существенное внимание уделяется разработке новых направлений, среди которых следует выделить индивидуализацию. В контексте личностно-развивающего высшего образования в статье рассмотрены такие понятия как «вариативность» и «индивидуальный образовательный маршрут». Проанализированы различные трактовки данных понятий и установлена их взаимосвязь. Обозначены принципы построения индивидуального образовательного маршрута, среди которых выделена вариативность как необходимое условие личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта. Обоснована специфика построения маршрута в рамках учебной дисциплины музыкально-инструментальное исполнительство. Цель и результат маршрута - достижение студентом профессиональной компетентности. Для будущего педагога-музыканта разработан алгоритм его построения. С целью апробации алгоритма проведено практическое исследование. Представлены промежуточные результаты, позволяющие сделать предположение о перспективности построения маршрута в отдельно взятой дисциплине профессионального цикла. По итогам исследования определены условия реализации принципа вариативности, с учетом актуализированной мотивации студента к личностно-профессиональному саморазвитию.

Ключевые слова: вариативность, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация, личностно-профессиональное саморазвитие, готовность к выбору, студент-музыкант.

Annotation. In the context of the reorganization of the higher education system, significant attention is paid to the development of new areas, among which individualization should be highlighted. In the context of personality-developing higher education, the article considers such concepts as "variability" and "individual educational route". Various interpretations of these concepts are analyzed and their relationship is established. The principles of building an individual educational route are outlined, among which variability is singled out as a necessary condition for the personal and professional self-development of a student-musician. The specificity of the route construction within the framework of the academic discipline musical and instrumental performance is substantiated. The goal and result of the route is the student's achievement of professional competence. An algorithm for its construction has been developed for the future teacher-musician. In order to test the algorithm, a practical study was carried out. Intermediate results are presented that make it possible to make an assumption about the prospects of building a route in a single discipline of the professional cycle. Based on the results of the study, the conditions for implementing the principle of variability were determined, taking into account the actualized student motivation for personal and professional self-development.

Key words: variability, individual educational route, motivation, personal and professional self-development, willingness to choose, student-musician.

Введение. Одним из приоритетных направлений реорганизации современной образовательной системы является ее индивидуализация. В концепции личностно-развивающего высшего образования особое внимание уделяется процессу усвоения студентами новых знаний и умений, развитию их личностного потенциала с помощью технологий, позволяющих моделировать учебную и профессиональную деятельность на основе варьирования и свободного выбора форм, методов и средств достижения цели образования. Личность современного студента более всего ассоциируется с понятием «саморазвитие», проявлением большей самостоятельности в вопросах выбора жизненно значимых целей и планирования способов их достижения. Иными словами опора на индивидуальный подход к решению данной проблемы предполагает и множественность вариантов ее решения.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 11. п. 3, вариативность содержания образовательных программ определяется как возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [9]. Характеризуя вариативность как один из базовых принципов современного образования, В. П. Вейдт подчеркивает, что он одновременно «задает определенные требования и к содержанию образования и к условиям его организации» [1, С. 22]. Данный принцип обеспечивает возможность выбора студентом индивидуального образовательного маршрута (в дальнейшем - ИОМ), построение которого является наиболее востребованным в сфере

высшего профессионального образования и может осуществляться посредством конструирования из числа инвариантных и вариативных образовательных модулей.

В научно-педагогических исследованиях существуют различные трактовки содержания понятия «индивидуальный образовательный маршрут» (Т.А. Жданко, H.A. Лабунская, В.В. Лоренц, Ф.Г. Мухаметзянова, O.A. Петрухина, М.Л. Соколова, И.А. Юрловская, В.З. Юсупов и др.).

По определению В.В. Лоренц - это «целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки» [4, С. 22].

O.A. Петрухина полагает, что одним из главных условий построения ПОМ является готовность студента к выбору, к разработке собственного образовательного маршрута и его реализации. Она рассматривает готовность в качестве интегральной характеристики личности, включающей мотивацию, уровень владения знаниями и навыками, достаточными (недостаточными) для проектирования своего личного маршрута, а также и как условие и как предпосылку успешной деятельности [5]. Обращаясь к проблеме основ существования индивидуального образовательного маршрута, H.A. Лабунская придает особое значение наличию у студента мотивов к личностному саморазвитию [2].

На основании вышеизложенного можно выделить основные принципы построения НОМ: мотивационное обеспечение для всех участников процесса; компетентностный подход к определению цели и результатам; алгоритмичность действий; преемственность и последовательность этапов; вариативность; рефлексивность (самоанализ и самооценка содержания и структуры собственного маршрута).

Рассматривая личность как систему в контексте личностно-развивающего высшего образования, необходимо обратить внимание на то, что она является в высшей степени обобщенной и развивающейся в плане отражения опыта ее жизнедеятельности. Таким образом, уникальность личности, ее индивидуальные особенности - потребности, интересы, мотивы и предпочтения являются системообразующим звеном при построении индивидуального образовательного маршрута, в котором в полной мере реализуется многоаспектный образовательный потенциал студента.

Конечная цель и результат обучения по ПОМ соотносятся с достижением студентом определенного уровня профессиональной компетентности. A.B. Хуторской определяет компетентность как «уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» и акцентирует внимание на том, что она (компетентность) «не сводится только к знаниям или только к умениям, но предполагает наличие минимального опыта применения компетенций» [7, С. 112].

В процессе учебно-педагогической практики студенты нередко испытывают затруднения в плане реализации номинально сформированных профессиональных компетенций, что наиболее часто проявляется в их музыкально-педагогической деятельности. Приобретение опыта применения профессиональных компетенций в качестве целевой установки может быть успешно реализовано, в том числе и в процессе прохождения студентом индивидуального образовательного маршрута в рамках одной учебной дисциплины.

Рассматривая потенциал индивидуального образовательного маршрута в сфере высшего музыкально-педагогического образования, автор данной статьи отмечает его перспективность, так как «специфика учебной деятельности музыканта априори связана с индивидуальными формами обучения, индивидуальной траекторией образования» [3, С. 61]. Вариативность природы музыкального искусства наиболее ярко проявляется в музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога, носит публичный характер и осуществляется перед определенной аудиторией, что предполагает наличие у исполнителя сценической воли, эмоционального контроля, владение профессиональными компетенциями.

В блоке специальных профессиональных дисциплин для построения индивидуального образовательного маршрута мы обратились к музыкально-инструментальному исполнительству. Наряду с использованием всех выше обозначенных базовых принципов построения маршрута в рамках данной учебной дисциплины особое внимание было уделено вариативности, составляющей основу содержательного и операционного компонентов маршрута, и являющейся необходимым условием для реализации личностных интересов, предпочтений и возможностей студента-музыканта с точки зрения его профессионального саморазвития.

При создании алгоритма построения ПОМ в отдельно взятой дисциплине музыкально-инструментальное исполнительство мы использовали следующую последовательность «шагов»:

- постановка цели в контексте освоения профессиональной дисциплины (самостоятельный выбор цели с возможной корректировкой ее вариантов);

- самодиагностика (констатация, осознание и соотнесение личных потребностей, способностей и возможностей с комплексом профессиональных компетенций необходимых педагогу-музыканту);

- выбор стратегии и тактики достижения поставленной цели (ее дифференциация и проработка вариантов достижения);

- решение оперативных задач в рамках продвижения к заявленной цели (готовность к выбору по ситуации, гибкость в выборе вариантов достижения цели, преобразованию ситуации);

- рефлексия (рефлексивная работа студента с проблемами по окончании очередного этапа следования по НОМ с участием поддержки педагога).

В 2021-22 гг. на первый курс Вологодского государственного университета по направлению подготовки педагогическое образование (специальность - музыкальное и дополнительное образование) поступило 14 человек. Студенты-музыканты изначально имели разную довузовскую профессиональную подготовку: 5 студентов СПО (музыкальное направление подготовки); 6 студентов ДМШ и ДШИ; 2 студента с неполной музыкальной подготовкой; 1 студент без музыкальной подготовки. В 2022-2023 гг. этому же контингенту (второкурсникам) было предложено принять участие в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута. Из 14 студентов предложение обучаться в рамках НОМ приняли 9 человек: СПО - 4; ДМШ и ДШИ - 3; с неполной музыкальной подготовкой - 1; без музыкальной подготовки - 1человек.

В числе основных причин отказа студентов от обучения по индивидуальному образовательному маршруту можно выделить следующие:

- недостаток информации о содержании, смысле и механизме обучения по ИОМ;

- большая доля самостоятельной работы;

- слабая мотивация к музыкально-исполнительской деятельности, как основы будущей профессии (наличие мотива избегания усилий);

- пассивная личностная позиция;

- отсутствие готовности к выбору (принятию самостоятельных решений и персональной ответственности за результат).

Следует отметить, что в рамках дисциплины музыкально-инструментальное исполнительство все участники

следования по индивидуальному образовательному маршруту не испытывали затруднений с самостоятельным выбором его целей, в числе которых:

- приобретение профессионального концертно-исполнительского опыта (3 студента с СПО);

- достижение базового уровня профессиональных компетенций в контексте изучаемой дисциплины (1 студент с СПО и 3 студента с ДМШ и ДШИ);

- освоение избранных профессиональных компетенций (1 студент с неполным музыкальным образованием);

- овладение базовыми навыками музыкально-инструментального исполнительства (1 студент без музыкальной подготовки).

Этап самодиагностики проходил с участием педагогов-инструменталистов, задачей которых было оказание помощи студенту в адекватном осознании исходного уровня его профессиональных способностей и возможностей их развития. На данном этапе использовались методы анкетирования, тестирования и педагогического наблюдения, по результатам которых было выявлено:

- завышенная самооценка - 3 человека (1 СПО, 2 ДМШ и ДШИ);

- заниженная самооценка - 2 человека (1 СПО, 1 неполная музыкальная подготовка);

- адекватная самооценка - 4 человека (2 СПО, 1 ДМШ, 1 без музыкальной подготовки).

В рамках этапа дифференциации и проработки вариантов достижения цели студенты решали следующие задачи:

- на соответствие уровня выбранного музыкального произведения музыкально-исполнительскому уровню студента (техническому и художественному) с учетом зоны ближайшего развития;

- освоение художественно-образного содержания произведения;

- уровень соответствия звуковой картины исполнительской концепции произведения;

- выбор концертной площадки наиболее комфортной для выступления студента на данном этапе (на базе внеучебной концертной практики);

- адаптация музыкального произведения к акустике концертной площадки;

- поиск адекватных способов преодоления сценического волнения.

Наибольшие затруднения были отмечены на этапах решения оперативных задач в рамках продвижения к заявленной цели и рефлексивной работе студентов с возникающими проблемами, что выражалось в следующем:

- неготовность студента к последовательной и систематической работе для достижения конкретного результата к конкретному сроку;

- слабое проявление волевых качеств на пути к достижению цели, преобладание мотива избегания усилий;

- неспособность осознать в полной мере степень личной ответственности за промежуточные и конечные результаты;

- отсутствие готовности к выбору вариантов продвижения по маршруту (корректировка цели относительно возникающих нестандартных ситуаций, гибкость и мобильность в работе над произведениями, активный поиск художественных и технических способов и приемов работы);

- слабые рефлексивные навыки (преобладание эмоциональных реакций в процессе анализа результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности - промежуточных итогов самостоятельной и классной работы, концертного выступления);

- потеря интереса к продолжению обучения по ПОМ как следствие неудовлетворенности промежуточным результатом, несоответствующим ожиданиям студента.

К концу 2022-2023 учебного года с «дистанции» НОМ сошли 4 человека, однако 5 студентов (2 СПО, 2 ДМШ, 1 без музыкальной подготовки) вполне успешно завершили первый цикл и изъявили желание и готовность продолжить свое дальнейшее продвижение по индивидуальному образовательному маршруту с корректировкой целей достижения.

Выводы. Полученный промежуточный результат показал, что построение индивидуального образовательного маршрута в отдельно взятой дисциплине возможно, и предполагает поэтапную, тщательную проработку механизма проектируемого маршрута, а также всестороннюю предварительную подготовку студента к обучению в рамках данной технологии, которую, на наш взгляд, целесообразно использовать, начиная с первого курса. Таким образом, принцип вариативности в индивидуальном образовательном маршруте студента-музыканта будет реализован в полной мере если:

- будет актуализирована мотивация студента к личностно-профессиональному саморазвитию посредством осознания перспектив обучения по ПОМ на основе полной и доступной информации о его механизме;

- студент осознает себя субъектом выбора маршрута, его разработки и воплощения;

- сформирована его готовность к выбору и преобразованию ситуации;

- студент осознает личную ответственность за результативность процесса;

- проводит постоянную рефлексивную работу, анализируя уровень личностно-профессионального саморазвития в процессе следования по НОМ;

- разработана система контроля и самоконтроля за результатами продвижения по маршруту;

- педагог находится в постоянном контакте со студентом на позиции субъекта сопровождения и координатора вариантов следования по ПОМ.

Как показала практика, приведенный выше алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута в отдельно взятой дисциплине можно использовать не только в учебной, но и во внеучебной деятельности будущих педагогов-музыкантов. В зависимости от уровня продвижения студента к конечной цели его маршрута, на каждом этапе в содержание «шагов» могут вноситься коррективы, варьироваться методы и средства достижения цели. Однако все «вариации» должны быть результатом субъект-субъектного взаимодействия студента и педагога.

Литература:

1. Вейдт, В.П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования / В.П. Вейдт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10). - С. 20-28. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/kvo203/ (дата обращения: 28.07.2023)

2. Лабунская, H.A. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / H.A. Лабунская. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/l/2(3)/ labunskaya_3_79_90 (дата обращения: 28.07.23)

3. Личностно-профессиональное становление будущего педагога-музыканта в образовательном пространстве вуза: монография / Т.П. Брова, И.В. Субботина, В.Л. Сигова и др.; отв. ред. Т.П. Брова; М-во науки и высш. образ. РФ, Вологод. гос. ун-т. - Вологда: ВоГУ, 2019. - 158 е.: ил.

4. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лоренц Вероника Викторовна. -Омск, 2001.-250 с.

5. Петрухина O.A. Готовность студентов к обучению по индивидуальному образовательному маршруту / O.A. Петрухина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20587 (дата обращения: 29.07.2023)

6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЭ с изменениями 2020 года «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 22.08.2023)

7. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B. Хуторской. -Москва: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе Сливин Тимур Станиславович

АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Кузнецов Михаил Иванович

ФКОУ ВО «Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний» ( г. Рязань)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН

РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется опыт организации общего образования несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России. Рассмотрены положительные примеры различных форм и направлений деятельности педагогических коллективов и обучающихся в средних общеобразовательных школах территориальных органов уголовно-исполнительной системы: выявление и развитие творческих способностей подростков, проведение индивидуальной воспитательной работы, внеклассных и внешкольных мероприятий, привлечение к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и религиозных организаций и др.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, педагогические коллективы школ воспитательных колоний, опыт внеурочной работа школ ГУФСИН России.

Annotation. The article analyzes the experience of organizing the general education of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. Positive examples of various forms and directions of activity of pedagogical collectives and students in secondary schools of territorial bodies of the penal system are considered: identification and development of creative abilities of teenagers, conducting individual educational work, extracurricular and extracurricular activities, involvement in the educational process of representatives of state authorities of the subjects of the Russian Federation, public associations and religious organizations, etc.

Key words: juvenile convicts, educational colonies, pedagogical collectives of schools of educational colonies, experience.

Введение. На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (УИС) России в числе приоритетных задач определено изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных, разработка новых форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса. Их выполнение предусматривает дальнейшее развитие благоприятных психолого-педагогических условий для получения осужденными образования; разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности лиц, изолированных от общества, в целях создания гарантий возвращения в общество законопослушных граждан Г11.

Изложение основного материала статьи. Во исполнение требований действующего законодательства в воспитательных колониях (ВК) УИС организуется получение несовершеннолетними осужденными общего образования. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого обучающегося, формирование у них навыков самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций ФСИН России Г21. Модернизация современного отечественного образования предполагает не только структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса. Учитывая современные требования к школе, обновление содержания образования, педагогические коллективы школ УИС определяют единую методическую тему общеобразовательной организации и разрабатывают программы педагогических действий в этом направлении.

Так, коллектив школы УФСИН России по Волгоградской области продолжает разработку методической темы «Повышение качества образования и совершенствование творческого потенциала участников образовательного процесса через реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся». Эта разработка мотивирует учителей непрерывно повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, участие в семинарах и конкурсах. Преподавательским составом школы ГУФСИН России по Новосибирской области реализуется «Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса», «Программа социальной реабилитации», «Программа индивидуальной и групповой терапии», «Программа работы с воспитанниками в карантинном отделении». Педагогический коллектив школы УФСИН России по Московской области работает над проблемой «Повышение качества знаний учащихся, развитие и воспитание творческой индивидуальной личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды». «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС» является основной методической темой школы УФСИН России по Краснодарскому краю. Педагогический коллектив школы УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области продолжил работать над методической темой «Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание несовершеннолетних осужденных на уроках и во внеклассной работе учебно-воспитательного процесса» Г31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие обучающихся в работе творческих объединений школе ГУФСИН России по Новосибирской области «Навстречу друг другу», «Культура здоровья», «Народное творчество», «Патриоты», «Наши таланты», «Память», «Литературная гостиная», «Математическое моделирование», «English club», «Мир цифровых технологий» и др. способствует расширению их кругозора. Основными направлениями внеурочной деятельности школы УФСИН России по Белгородской области в прошедшем учебном году были духовно-нравственное, интеллектуальное и спортивно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.