Научная статья на тему 'О сущности понятия «Критическое мышление социального педагога»'

О сущности понятия «Критическое мышление социального педагога» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОДУКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЗАДАЧИ / CRITICAL THINKING / CHARACTERISTIC / SOCIAL TEACHER / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / CREATIVE THINKING / PRODUCTIVE PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL-SIGNIFICANT PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

В статье проведен анализ ряда определений категории «критическое мышление». Выявлены и проанализированы основные характеристики критического мышления социального педагога. Рассмотрена необходимость творческой составляющей в критическом мышлении социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About essence of the concept critical thinking of the social teacher

In the article analysis of some category definitions critical thinking is carried out. The basic characteristics of critical thinking of social teacher are revealed and analyzed. Necessity of creative component in critical thinking of the social teacher is considered.

Текст научной работы на тему «О сущности понятия «Критическое мышление социального педагога»»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

© А.В. Королёва

В статье проведен анализ ряда определений категории «критическое мышление». Выявлены и проанализированы основные характеристики критического мышления социального педагога. Рассмотрена необходимость творческой составляющей в критическом мышлении социального педагога.

Ключевые слова: критическое мышление; характеристика; социальный педагог; социальнопедагогическая деятельность; творческое мышление; продуктивная профессиональная деятельность; профессионально-значимые задачи.

Для определения понятия «критическое мышление социального педагога» в первую очередь необходимо выделить характерные особенности критического мышления, относящиеся к его структуре, выбрав наиболее значимые из них. Для этого рассмотрим несколько определений различных авторов и выявим в них наиболее часто используемые характеристики, которые затем рассмотрим подробнее и обоснуем уместность их присутствия в нашем определении критического мышления социального педагога (табл. 1).

Анализ характеристик критического мышления, содержащихся в определениях различных авторов, показывает, что основными из них являются: организованность, рациональность, целенаправленность, рефлексивность, аналитичность, логичность. Теперь рассмотрим подробнее выделенные характеристики критического мышления и сопоставим их с предметом нашей работы. Причем мы будем рассматривать эти характеристики как в контексте критического мышления личности в целом, так и в контексте критического мышления социального педагога.

Для выявления специфики критического мышления социального педагога следует конкретизировать его направленность. Первоочередной задачей социально-педагогической деятельности является оказание помощи индивиду в разрешении его проблем, связанных с социализацией, поэтому нам

представляется целесообразным рассматривать критическое мышление социального педагога, как профессионально-ориентированное на разрешение проблем подопечного. Однако выделяемые нами характеристики логично рассматривать в связи с определенными этапами критического мышления, на которых они доминантны. В связи с этим обозначим наиболее общие этапы критического мышления:

1) выбор объекта критического осмысления и того свойства качества или проявления этого объекта, которое такому осмыслению подлежит;

2) определение критериев оценки и выбор соответствующих оценочных параметров;

3) «собственно» критическое осмысление - анализ степени соответствия свойств и качеств выбранного объекта тем или иным стандартам, эталонам, принятым нормам и правилам [1-3].

Но, несмотря на то, что процесс критического мышления имеет три основных этапа, его структура применительно к каждому конкретному вопросу значительно шире. Каждая ситуация или задача имеют конкретные, зачастую уникальные условия возникновения; соответственно, при их решении необходимо учитывать эти обстоятельства, вследствие чего приведенная выше структура может быть расширенна или дополнена другими этапами.

Таблица 1

Характерные черты критического мышления

Автор Определение критического мышления Наиболее характерные черты

Р. Пол Критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленное (рефлексивное) мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека Организованность, рациональность, рефлексивность, целенаправленность

Б. Бейер Критическое мышление - это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо Аналитичность, целенаправленность

Е.В. Волков Критическое мышление как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» Логичность, целенаправленность, аналитичность, прогностичность

М.В. Кларин Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять Рациональность, рефлексивность, целенаправленность, организованность

Дж.А. Браус Д. Вуд Критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: объективные и логичные поступки должны соотноситься как со своей точкой зрения, так и с учетом других мнений. Критически мыслить - значит уметь отказываться от собственных предубеждений Рефлексивность, организованность, логичность, целенаправленность

Д. Халперн Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата Организованность, целенаправленность

Г.Ф. Сорина Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта Рефлексивность, аналитичность, логичность, практичность

И.Н. Брюшинкин Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям Логичность, целенаправленность, аналитичность

Начнем наш анализ с такой характеристики, как целенаправленность. Целенаправленность критического мышления выражается в подчиненности всего процесса достижению цели. Термин «целенаправленность» характеризует действие в предположении, что цель его известна или может быть установлена. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. «Цель - это продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации к действию» [4]. Критическое мышление обычно помимо одной общей цели имеет не-

сколько подцелей, разрешение каждой из которых в совокупности приводит к достижению общей цели.

Критическое мышление социального педагога, направленное на решение проблем подопечного, в первую очередь преследует цель преодоления проблем, возникших в ходе социализации индивида. Таким образом, основная цель всегда предопределена. Наличие подцелей при этом обусловлено тем, что при работе с подопечными социальный педагог обычно выявляет не одну, а несколько проблем, препятствующих нормальному протеканию процесса социализации, которые могут быть связаны между собой прямо или

косвенно. Причем если основная цель является «фиксированной», то подцели формулируются на основе условий и обстоятельств конкретного случая. Ведь у проблемы подопечных разные причины, и их разрешение осуществляется разными путями. Таким образом, целенаправленность критического мышления социального педагога есть продвижение к основной цели посредством решения подчиненных ей подцелей.

Прежде чем определять подцели критического мышления, социальный педагог должен установить объект воздействия. Здесь следует упомянуть, что так как социальный педагог и подопечный совместно занимаются разрешением проблем последнего, то объект социально-педагогического (подопечный) воздействия одновременно является субъектом. Случается, что субъект сам заявляет о потребности в помощи социального педагога, но чаще его определение осуществляется путем проведения аналитического исследования контингента, находящегося в контакте с социальным педагогом. Изначально руководствуясь основной целью, социальный педагог посредством аналитических исследований выявляет объект и определяет круг проблем, касающихся его социализации, затем на основе этих данных формулирует подцели, главным условием которых является подчиненность основной цели. Таким образом, мы вышли на такую характеристику критического мышления, как аналитичность.

Термин «аналитичность» используется для обозначения присутствия аналитического исследования или анализа в каком-либо процессе (в нашем случае - в процессе критического мышления). В самом общем смысле анализ - «это операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека» [5].

Аналитическая составляющая критического мышления социального педагога органично присутствует на всех его этапах и позволяет отслеживать происходящие изменения, а также выявлять ошибки и неточности. От объективности и достоверности результатов, полученных в ходе аналитического исследования, зависит успешность критическо-

го мышления. Возникновение неточностей и ошибок в процессе аналитического исследования объекта социально-педагогического воздействия обусловлено рядом причин: ложность, неполнота, неверность интерпретации, сокрытие данных, невозможность проверки достоверности сведений и пр.

Таким образом получается, что критическое мышление социального педагога может содержать ошибки, возникшие в ходе анализа исходных данных, обнаружение которых, в свою очередь, возможно путем анализа процесса критического мышления. При этом возможность возникновения ошибок и пути преодоления их последствий должны изначально предусматриваться в процессе критического мышления социального педагога. Так же профессиональная деятельность социального педагога подчиняется конкретным обстоятельствам и условиям. Причем в какой бы момент эти обстоятельства не возникли, специалист обязан отреагировать на них наиболее адекватным образом. За исправление последствий ошибок и учет изменения обстоятельств, возникающих в процессе критического мышления социального педагога, отвечает логичность.

Логичность проявляется в оценке причинно-следственных связей, степени сопряжения между отдельными элементами процесса мышления, соответствия между этапами решения проблемы и различными операциями. «Логичность - это точность, согласованность и аргументированность процесса мышления» [6]. Согласование осуществляется на основе некоторых критериев: оценивается ясность и прозрачность мышления, уместность отдельных действий и операций, обращается внимание на правильность и завершенность мыслительной деятельности.

Логичность как характеристика критического мышления социального педагога присутствует на каждом этапе критического мышления, позволяя сохранить его структуру. Обобщая роль логичности в критическом мышлении социального педагога, мы можем констатировать, что она, главным образом, отвечает за определение порядка разрешения поставленных задач, за согласованность этапов этого процесса и за его коррекцию.

В ходе работы с подопечным социальный педагог должен проявлять личностную заинтересованность и устанавливать эмоцио-

нальные связи, как основу доверительного общения и взаимодействия. Однако при оказании помощи подопечным эмоциональное восприятие ситуации может оказать негативное влияние на результат проводимой работы, поэтому социальный педагог при принятии решений должен действовать рационально. Рациональность критического мышления социального педагога способствует предотвращению субъективности при принятии определенных решений в рамках поставленной задачи в отношении подопечных. Она ориентирует его на объективность и подчеркивает ответственность за выбор путей принятия решений.

Рациональность в общем смысле понимается как «присущее субъекту универсальное средство организации деятельности, точный расчет адекватных средств для данной цели» [7]. С рациональностью, в первую очередь, следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью. Рациональность тесно связана с развернутостью критического мышления, его структурностью и полнотой. В процессе критического осмысления рациональность отвечает за необходимость и уместность того или иного интеллектуального процесса или операции. В рациональности проявляется подчиненность критического мышления определенным правилам, с этой позиции оцениваются отдельные его этапы, их сообразность для решения поставленной задачи.

Критическое мышление в ориентации на организованность направлено на оценку мышления с позиции его завершенности и целостности, системной построенности. Организованность, как и логичность и рациональность, присутствует на всех этапах критического мышления социального педагога. В самом общем смысле организованность «представляет собой внутреннюю упорядоченную совокупность, согласованность

функционального взаимодействия некоторого множества относительно дифференцированных и автономных элементов как единого целого в рамках определенных условных границ» [8].

Организованность связана с определением этапов критического мышления, их содержанием и ходом реализации. Очередность выполнения и взаимосвязь этих этапов обу-

словливается общей логикой, применяемой в процессе критического мышления. Определение используемых в процессе критического мышления для достижения поставленных целей механизмов и средств осуществляется с позиции рациональности. Организованность так же имеет определенные границы, которые устанавливаются, исходя из целей критического мышления. Контроль соблюдения этих границ и возникающих ошибок и неточностей производится посредством анализа каждого этапа критического мышления.

Организованность критического мышления социального педагога имеет ряд особенностей, связанных со спецификой профессиональной деятельности. Одной из особенностей является то, что организованность должна изначально учитывать нестатичность объекта социально-педагогического воздействия, которая может стать причиной изменения некоторых обстоятельств, которые могут оказать влияние на ход критического мышления, о чем уже шла речь выше. Другой особенностью является невозможность однозначного и точного прогноза результата того или иного этапа критического мышления социального педагога, направленного на разрешение проблем подопечного, а следовательно, и его конечного результата по причине наличия множества факторов, учет и влияние которых часто не поддаются анализу.

Но даже при наличии таких особенностей критическое мышление социального педагога должно оставаться целенаправленным, т. е. конечным его результатом должно стать достижение основной, главной цели. Поэтому организованность критического мышления социального педагога должна строиться с учетом гибкости к изменениям, сохраняя при этом общую направленность. Этому способствует наличие в критическом мышлении социального педагога такой составляющей, как рефлексивность.

«Рефлексия является источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления» [9]. Л.С. Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конструирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появление самосознания [10]. «Рефлексия (от латинского гейехю - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и со-

стояний, форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и их законов» [11].

Рефлексия в критическом мышлении -это мыследеятельностный процесс осознания субъектом своей деятельности. «Цели рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты мыслительной деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты» [11, с. 38]. То есть рефлексия - это обращение к опыту мыслительных операций индивида, который служит основой для критического мышления. Чем многообразней мыслительный опыт индивида, тем развитей его рефлексивные способности и больше вероятность нахождения наиболее целесообразных, рациональных путей, средств и методов, применяемых в процессе критического мышления. Поэтому от развитости рефлексивных умений индивида зависит построение и результативность процесса критического мышления. Также здесь существует «обратная связь», т. е. рефлексивные способности не только используются в ходе критического мышления, но и изменяются, развиваются.

Социальный педагог, согласно требованиям профессии, должен иметь высокий уровень самоконтроля, находиться в процессе самоанализа при любом взаимодействии с подопечными, т. е. обладать высоким уровнем рефлексивных способностей. При этом для социального педагога рефлексивность является и защитным механизмом. Он находится под постоянным давлением, вызванным высокой профессиональной ответственностью, а рефлексивные способности не только помогают ему производить самоанализ деятельности, отношений и чувств, но и повышать его профессионализм, накапливая как положительный, так и отрицательный опыт.

Рефлексивность как характеристика критического мышления социального педагога подчеркивает важность имеющегося у него профессионального и личностного опыта для решения поставленных перед ним задач. Ее присутствие в этом процессе говорит о значимости происходящего не только для подопечного, но и для самого социального педагога. Рефлексируя в процессе критического осмысления проблем подопечного, социальный педагог сознательно пропускает их через

личный опыт, что позволяет ему вынести определенные выводы относительно путей их решения и пополнить свой опыт. Рефлексия при этом становится процессом удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Это также важно и в связи с тем, что в ходе работы с подопечным социальный педагог не только решает его проблемы, но и обучает тому, каким образом следует их разрешать самостоятельно. Получаемый самим социальным педагогом опыт в ходе разрешения проблем подопечных при его рефлексивном восприятии влияет на повышение уровня его профессионализма.

Как видно из проведенных рассуждений, рассмотренные характеристики критического мышления находятся во взаимосвязи: доминируя на различных этапах, они отображают процесс критического мышления и при уточнении его направленности приобретают специфические черты. В нашем случае эта направленность была обозначена как работа социального педагога по разрешению проблем подопечного. Однако следует уточнить, что социальный педагог может использовать критическое мышление не только в этой связи. В своей деятельности он прибегает к критическому мышлению для продуктивного решения и других профессионально-значимых задач, например, при планировании собственной работы, для предотвращения некоторых негативных влияний профессиональной деятельности на собственную личность, в процессе получения профессиональных знаний и умений и т. д.

Функциональные обязанности социального педагога разнообразны и обширны, но требуют своевременного и качественного исполнения, т. к. от этого зависит успешности социально-педагогической деятельности в целом. В этой связи является целесообразным использование социальным педагогом критического мышление для расстановки приоритетов относительно очередности исполнения своих функциональных обязанностей.

Ненормированность рабочего дня социального педагога, степень ответственности, предъявление высоких требований к личности может стать причиной эмоционального и

физического переутомления, что негативно отражается как на его здоровье, так и на профессионализме. В целях предотвращения этих негативных влияний социальный педагог должен организовывать свою работу, учитывая собственные психологические и физиологические особенности, осознанию которых может поспособствовать критическое мышление.

Использование критического мышления в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов позволяет повысить качество восприятия и усвоения учебного материала, а следовательно, и уровень профессиональной подготовки будущих специалистов. Как любой специалист, социальный педагог должен постоянно находиться в процессе повышения уровня своего профессионализма. Происходящие в социуме изменения требуют от него как обновления тех знаний и умений, которыми он обладает, так и приобретения новых, что чаще всего происходит путем самообразования. При этом социальный педагог должен адекватно оценивать уровень собственных знаний и то, насколько они отвечают предъявляемым к ним требованиям, а также анализировать информацию и ее источники, стремясь к получению наиболее достоверных данных.

Как мы уже отмечали, все характеристики критического мышления социального педагога настолько взаимосвязаны, что озвучивание одной подразумевает присутствие сразу нескольких. Так, например, логичность не может быть нерациональной и неаргументированной. Поэтому мы считаем, что присутствие в определении таких характеристик, как аргументированность и рациональность, является излишним, достаточно будет внести в него логичность. Целенаправленность присутствует в определении в латентном виде, т. к. профессионально-ориентированное мышление априори является целенаправленным, поэтому эту характеристику мы отражать в определении не станем.

Следует подчеркнуть, что эффективность будущей профессиональной деятельности социального педагога зависит от наличия у студентов готовности к решению неординарных профессионально-значимых проблем, возникающих в конкретных условиях. Умение увидеть возникающие кризисные моменты способствует прогнозированию

развития событий. Умение определять причины возникающих опасностей и разрабатывать нетрадиционные решения в неожиданной ситуации основано на реализации творческого потенциала личности. В связи с этим несомненный интерес представляет для нас вопрос о соотношении критического и творческого видов мышления в учебно-профессиональной деятельности будущего социального педагога.

По мнению ряда авторов (Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Халл и др.), критическое мышление схоже с логическим, но фактически противопоставляется творческому мышлению: «Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот» [12].

Однако существует и противоположное мнение о том, что критическое и творческое мышление находятся в тесной взаимосвязи, важной для продуктивности каждого из них (Г.Ф. Ноэль-Цигульская, К. Таврис, К. Уейд, С. Заир-Бек и др.). Так, например, С. Заир-Бек пишет: «критическое мышление, означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено» (выделено нами. - А. К.) [13].

В более обобщенном виде необходимость взаимодополнения интеллектуальной и творческой составляющих для эффективного профессионально-творческого саморазвития будущих специалистов подробно обоснована в исследовании И.А. Шаршова [14]. В работе доказано, что в учебном процессе вуза развитие у студентов рационально-математического мышления, смысловой памяти, вербального мышления и логики (интеллектуальная ось) обязательно должно сопровождаться развитием творческого воображения, образной памяти, чувственно-конкретного воображения и интуиции (творческая ось). Разделяя эту точку зрения, мы считаем, что критический и творческий виды мышления находятся во взаимосвязи: творческое решение проблемы невозможно без понимания ее сущности, а критическое мышление само по себе не является способом разрешения проблемы.

Необходимо отметить, что исследование профессиональных проблемных ситуаций -это процесс творческий, оно не может базироваться лишь на усвоенных студентами теоретических знаниях и исследовательских технологиях. Решение повседневных задач минимизации риска опирается на строгий, всем известный, неоднократно испытанный, а потому надежный алгоритм действий. В зависимости от условий неопределенности (дефицит времени, информации и т. д.), когда поиск нормативных правил и алгоритмических предписаний реализовать невозможно, осуществляется эвристический поиск нового (творческого) решения.

Утверждая, что критическое мышление социального педагога способствует творческому разрешению им проблем подопечного, мы, вместе с тем, не согласны с мнением Т.Ф. Ноэль-Цигульской о том, что вследствие такой взаимосвязи вместо термина «критическое мышление» следует использовать термин «творческое критическое мышление» [15]. Эти виды мышления имеют различную структуру и задачи, поэтому такое объединение мы считаем неуместным.

Таким образом, критическое мышление социального педагога - это профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности социально-педагогической деятельности, характерными особенностями которого являются

аналитичность, логичность, организованность и рефлексивность, специфически проявляющиеся при творческом решении профессионально-значимых задач.

1. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004.

2. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века. Харьков, 1999.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

4. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Ле-хина, Ф.Н. Петрова. М., 1954. С. 771.

5. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. С. 160.

6. Ивин А.А. Логика. М., 1996. С. 21.

7. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. С. 34.

8. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования. М., 1997. С. 91.

9. Швырев В.С. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии. 1985. № 6. C. 39.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М., 1982.

11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 36.

12. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. URL: http: //www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/cr eative.html. Загл. с экрана.

13. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003. С. 56.

14. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов, 2005.

15. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. URL: http://noelrt.com/?p=266. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.12.2009 г.

Koroleva A.V. About essence of the concept “critical thinking of the social teacher”.

In the article analysis of some category definitions “critical thinking” is carried out. The basic characteristics of critical thinking of social teacher are revealed and analyzed. Necessity of creative component in critical thinking of the social teacher is considered.

Key words: critical thinking; characteristic; social teacher; social-pedagogical activity; creative thinking; productive professional work; professional-significant problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.