Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ И СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ И СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / БЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL PLANNING / FINANCIAL FORECASTING / FINANCIAL ACTIVITIES OF THE STATE / BUDGETARY ACTIVITIES OF THE STATE / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Анна Владимировна

Статья посвящена формированию представления об основных подходах к понятию финансового планирования, его значению в условиях кризисных явлений. Цель статьи обусловлена наличием проблем в понимании финансового планирования, имеющего ценность как в аспекте управления личными финансами граждан и хозяйствующих субъектов, так и государственными фондами денежных средств. В статье говорится о необходимости разработки четкой системы использования денежных ресурсов для урегулирования отношений, на которые так или иначе распространились негативные последствия кризисов разных лет финансового и эпидемиологического характера. Уделяется внимание аспектам экономической стабильности государства, поддержание которой возможно при качественном составлении социально-экономических прогнозов и осуществлении грамотного финансового планирования. Автор подчеркивает необходимость постановки методологической проблемы оценивания возможных рисков для моделирования позитивных или негативных обстоятельств при осуществлении финансового планирования. Уделяется отдельное внимание вопросу стратегического управления в Российской Федерации, полномочиям и порядку взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении деятельности, связанной со стратегическим управлением в целом и финансовым планированием в частности. Автором сопоставляются понятия финансового планирования и стратегического планирования, анализируются нормативные правовые акты, закрепляющие основы финансового и стратегического планирования в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Анализируются и сопоставляются принцип сбалансированности системы стратегического планирования и принцип сбалансированности бюджета. Делается вывод о том, что под финансовым планированием в общем смысле можно понимать процесс осуществления финансовой политики, связанный с моделированием позитивных и негативных ситуаций, требующих соответствующих финансовых ресурсов на их поддержание или устранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEWS ON FINANCIAL AND STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the formation of an idea of the basic approaches to the concept of financial planning, its significance in crisis situations. The purpose of the article is due to the presence of problems in understanding financial planning, which is valuable both in terms of managing personal finances of citizens and business entities, and state funds of funds. The article talks about the need to develop a clear system of using monetary resources to resolve relations, which in one way or another have been affected by the negative consequences of crises of different years of a financial and epidemiological nature. Attention is paid to aspects of the economic stability of the state, the maintenance of which is possible with high-quality compilation of socio-economic forecasts and the implementation of sound financial planning. The author emphasizes the need to pose the methodological problem of assessing possible risks for modeling positive or negative circumstances in the implementation of financial planning. Particular attention is paid to the issue of strategic management in the Russian Federation, the powers and procedure for interaction between state authorities and local authorities in the implementation of activities related to strategic management in general and financial planning in particular. The author compares the concepts of financial planning and strategic planning, analyzes the regulatory legal acts that consolidate the foundations of financial and strategic planning in the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The principle of balanced strategic planning system and the principle of balanced budget are analyzed and compared. It is concluded that financial planning in a general sense can be understood as the process of implementing financial policy associated with modeling positive and negative situations that require appropriate financial resources to maintain or eliminate them.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ И СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / FINANCIAL LAW; TAX LAW; BUDGETARY LAW

12.00.04

УДК 347.73

8.2. Современные представления о финансовом и стратегическом планировании в Российской Федерации

©Савина А. В.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация e-mail: anna.savina56@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена формированию представления об основных подходах к понятию финансового планирования, его значению в условиях кризисных явлений. Цель статьи обусловлена наличием проблем в понимании финансового планирования, имеющего ценность как в аспекте управления личными финансами граждан и хозяйствующих субъектов, так и государственными фондами денежных средств. В статье говорится о необходимости разработки четкой системы использования денежных ресурсов для урегулирования отношений, на которые так или иначе распространились негативные последствия кризисов разных лет финансового и эпидемиологического характера. Уделяется внимание аспектам экономической стабильности государства, поддержание которой возможно при качественном составлении социально-экономических прогнозов и осуществлении грамотного финансового планирования. Автор подчеркивает необходимость постановки методологической проблемы оценивания возможных рисков для моделирования позитивных или негативных обстоятельств при осуществлении финансового планирования. Уделяется отдельное внимание вопросу стратегического управления в Российской Федерации, полномочиям и порядку взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении деятельности, связанной со стратегическим управлением в целом и финансовым планированием в частности. Автором сопоставляются понятия финансового планирования и стратегического планирования, анализируются нормативные правовые акты, закрепляющие основы финансового и стратегического планирования в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Анализируются и сопоставляются принцип сбалансированности системы стратегического планирования и принцип сбалансированности бюджета. Делается вывод о том, что под финансовым планированием в общем смысле можно понимать процесс осуществления финансовой политики, связанный с моделированием позитивных и негативных ситуаций, требующих соответствующих финансовых ресурсов на их поддержание или устранение.

Ключевые слова: финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовая деятельность государства, бюджетная деятельность.

Для цитирования: Савина А. В. Современные представления о финансовом и стратегическом планировании в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №3. С. 178-181.

Modern views on financial and strategic planning in the Russian Federation

©A. V. Savina

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation e-mail: anna.savina56@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the formation of an idea of the basic approaches to the concept of financial planning, its significance in crisis situations. The purpose of the article is due to the presence of problems in understanding financial planning, which is valuable both in terms of managing personal finances of citizens and business entities, and state funds of funds. The article talks about the need to develop a clear system of using monetary resources to resolve relations, which in one way or another have been affected by the negative consequences of crises of different years of a financial and epidemiological nature. Attention is paid to aspects of the economic stability of the state, the maintenance of which is possible with high-quality compilation of socio-economic forecasts and the implementation of sound financial planning. The author emphasizes the need to pose the methodological problem of assessing possible risks for modeling positive or negative circumstances in the implementation of financial planning. Particular attention is paid to the issue of strategic management in the Russian Federation, the powers and procedure for interaction between state authorities and local authorities in the implementation of activities related to strategic management in general and financial planning in particular. The author compares the concepts of financial planning and strategic planning, analyzes the regulatory legal acts that consolidate the foundations of financial and strategic planning in the

l7S Economic problems and legal practice

Vol. 16, №3, 2Q2Q

ISSN 2541-BQ25(print) ISSN 2712-76Q5(online)

Савина А. В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ И СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The principle of balanced strategic planning system and the principle of balanced budget are analyzed and compared. It is concluded that financial planning in a general sense can be understood as the process of implementing financial policy associated with modeling positive and negative situations that require appropriate financial resources to maintain or eliminate them.

Keywords: financial planning, financial forecasting, financial activities of the state, budgetary activities of the state, strategic management.

For citation: Savina A. V. Modern views on financial and strategic planning in the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №3. P. 178-181.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая деятельность современного Российского государства претерпевает постоянные изменения ввиду того, что меняются социально-экономические отношения. Причиной этому нередко служат финансовые кризисы. Так, в конце 20-го и начале 21-го веков мировая финансовая система претерпела значимые изменения в связи с серьезными кризисами: финансовый кризис 1998 г., глобальный системный экономический кризис 2008 г. Подобные кризисные явления становятся важным стимулом к совершенствованию механизмов воздействия на экономические и общественные отношения, а также к принятию антикризисных мер.

Ввиду этого возрастает научный интерес к особенностям финансовой деятельности государства, в ходе осуществления которой происходит финансовое и стратегическое планирование - одна из разновидностей мер антикризисного характера. Научные дискуссии вновь оживились, когда весь мир охватила пандемия коронавируса Covid-19, спровоцировавшая потрясения не только эпидемиологического характера, но и экономического, демографического и др. Перед рядом государств встала важная стратегическая задача - выстроить четкую систему использования денежных ресурсов для урегулирования отношений, на которые так или иначе распространились негативные последствия мер, принимаемых в условиях пандемии, а также задача по удержанию экономической стабильности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Известно, что финансовое планирование является неотъемлемой деятельностью государства, поскольку призвано обеспечивать ее эффективность. В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческих процессов меняются показатели, на основе которых функционирует механизм финансового планирования. В условиях ускоренного развития социальных реалий и стремительного научно-технического прогресса планирование перешло на новый уровень, в результате чего стало стратегическим с учетом анализа возможных позитивных и негативных явлений в будущем.

Так, эпидемиологическая ситуация, возникшая в начале 2020 года, связанная с пандемией коронавируса Covid-19, в очередной раз подтвердила важность института финансового планирования, поскольку при осуществлении данной деятельности государством должны комплексно оцениваться социальные, политические, экологические и другие риски будущего, независимо от того, возникнут ли подобные обстоятельства или нет.

Следует отметить, что финансовое планирование (прежде всего государственное финансовое планирование) как некое деятельностное явление стало развиваться значительно раньше планирования в иных сферах общественных отношений. В некотором роде допустимо представить себе стихийную экономическую деятельность, но управление финансовым хозяйством - это всегда результат сознательно принятых решений с учетом возможных рисков и предполагаемых результатов. В научной литературе существует воззрение: «От народного хозяйства - этой сферы бессознательного, нерегулируемого -финансовое хозяйство отличается как область планомерного и организованного хозяйства» [Фридман, 1909-1910: 4].

Государственное финансовое планирование также можно считать процессным планированием, поскольку деятельность государства разнонаправлена и требует четких разработанных прогнозов. В частности, рассматривая правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, можно увидеть, что прогнозирование занимает приоритетное место в этом процессе [Савина, 2019: 237-238].

В отношении стратегического государственного планирования Кудряшовой Е.В. подчёркивается, что оно, как метод управления, смещает акценты на две важные составляющие - целеполагание и горизонт планирования [Кудряшова, 2018:76].

Вышеупомянутая точка зрения видится справедливой, поскольку Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее -Закон о стратегическом планировании) содержит в себе положение, в котором закреплен круг отношений, подпадающих под регулирование данным законом: отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Думается, указанные способы, применяемые в стратегическом планировании, являют собой оптимальное сочетание способов также и для финансового планирования. Наряду с этим необходимо отметить, что в статье 3 Закона о стратегическом планировании «целеполагание» закреплено в качестве специального термина и означает «определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

Интересен и такой аспект: законодатель в Законе о стратегическом планировании закрепил полномочия публично-правовых образований по осуществлению планирования на местах (не только на федеральном уровне, но и на уровне

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / FINANCIAL LAW; TAX LAW; BUDGETARY LAW

12.00.04

субъектов и муниципальных образований), предоставив им тем самым дополнительные диапазон полномочий.

Согласно статье 10 Закона о стратегическом планировании к участникам процесса по стратегическому планированию относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления. Так, например, к полномочиям исполнительных органов власти субъекта РФ отнесены следующие: разработка документов стратегического планирования субъекта РФ; обеспечение координации разработки и корректировки документов стратегического планирования; осуществление мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования субъекта РФ.

Статья 6 Закона о стратегическом планировании содержит полномочия органов местного самоуправления, к которым относятся: определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и субъектов РФ; разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления; иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что Закон о стратегическом планировании не содержит отдельных положений, посвященных финансовому планированию. Тем не менее, в нем содержится принцип сбалансированности системы стратегического планирования, означающий согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

Представляется важным, что в статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) содержится принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Несмотря на то, что в Законе о стратегическом планировании напрямую не закреплены основы финансового планирования, в нем закреплен перечень и порядок составления необходимых документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на федеральном уровне, в число которых входят: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период. Основы государственной деятельности по составлению этих документов закреплены в БК РФ (например, ст.170.1 содержит основы осуществления деятельности по долгосрочному бюджетному планированию).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Процесс прогнозирования является ценным не только при осуществлении государственной деятельности, но и с в сфере частных финансов. Е.А. Валова отмечает, что «бюджетная система предприятия призвана решать не только задачи планирования финансового результата компании, как это обычно считается, но и задачи прогнозирования возможных причин их невыполнения и, как следствие, планирования возможных корректирующих и упреждающих воздействий в случае, если прогнозируемые отклонения могут произойти. Такие действия обычно называются «управлением рисками» бюджетной системы. Косвенными результатами управления рисками являются планирование возможных способов изменения бюджета в случае возникновения ранее «непредвиденных» ситуаций и, соответственно, корректировка финансового результата» [Валова, 2014: 36].

Хотелось бы отметить, что в науке менеджмента существует интересная теория динамических игр, являющаяся ценным аналитическим инструментом для анализа экономической политики. Подобный подход позволяет с одной стороны учесть конфликтность процесса принятия решений, а с другой - необходимость его моделирования на достаточно продолжительном временном промежутке. Как уже отмечалось ранее, финансовое планирование представляет собой особый процесс, предопределяющий направления развития финансовой деятельности государства на определенный период, так называемое предвидение будущего состояния финансов с целью минимизаций рисков и, соответственно, нерационального использования финансовых ресурсов. Думается, ни один участник финансовых отношений не может успешно осуществлять свою деятельность без четких стратегических ориентиров.

Процесс планирования в полной мере можно отнести к методу, повышающему эффективность управления, направленному на увеличение доходов и минимизацию нерациональных расходов, оценку условий развития рыночных отношений, иных социально-экономических факторов, влияющих на сферу публичных финансов. Мировой практике известна методика процессного планирования (по англ., Activity Based Planning, ABP), которая основывается на планировании какой-либо деятельности через совокупность ее бизнес-процессов [Ивлиев, Попова, 2007].

В этой связи, думается, что назрела острая необходимость формирования нового института в экономической и правовой среде, связанного с так называемым моделированием «методологической проблемы» в различных сферах общественной жизни. Ценно углубить исследования в области прогнозирования ситуаций и многокритериального анализа, с учетом различных точек зрения экспертов. Это определенным образом может позитивно отразиться на процессе принятия решений и планировании семейных и государственных бюджетов на последующие годы.

В основу моделирования позитивных или негативных обстоятельств при финансовом планировании, можно заложить некую гипотезу, следствием выдвижения которой может служить мотивация выбора стратегии, которая требует минимальных вложений для удовлетворительного решения. При этом выбор стратегии должен зависеть от типа проблемы, окружающей среды, общественных ориентиров, а также личных характеристик лица или организации, перед которыми стоит задача принятия стратегического решения. Представля-

180 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №3,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Савина А. В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ И СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ется, подобный методологический подход применим к различным системам финансового планирования.

Необходимо сказать, что любое финансовое планирование так или иначе связано с рисками, которые оцениваются при принятии решений, связанных с распределением денежных средств. Например, в сфере управления частными финансами хозяйствующих субъектов существует механизм финансового инжиниринга, который представляет собой комбинирование финансовых инструментов с различными параметрами риска и доходности для реализации инвестиционной стратегии бизнеса. Иными словами, это представляет собой формирование модели непредвиденных обстоятельств для выбора стратегии принятий решений.

С учетом отмеченного можно резюмировать, что финансовое планирование представляет собой процесс, требующий стратегического подхода с учетом рисков различного происхождения, представляющими собой показатели состояний или событий, которые способны привести к убыткам. В этом случае важное значение приобретает процесс прогнозирования критических ситуаций, которые, в том числе, являются источниками для риска.

Список литературы:

1. Валова Е.А. Управленческие риски бюджетных организаций https://kpfu.ru/staff_files/F398353584/Risk_menedzhment.mate rialy.NLVserossijskoj.NPK.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

2. Ивлев В.А., Попова Т.В. ABC/ABM/ABB - методы и системы, 2-е изд. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2007. 208 с.

3. Кудряшова Е.В. Государственное финансовое планирование: правовая доктрина и практика: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2018. 415 с.

4. Савина А.В. Правовые основы государственного финансового планирования // В сборнике: 25 лет гражданскому кодексу российской федерации: традиции и новации частноправового развития Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого). 2019. С. 236-241.

5. Фридман М. И. Конспект лекций по науке о финансах, прочитанных в 1909-1910 гг. М., 1911. 304 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Савина Анна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, AuthorlD: 913678, e-mail: anna.savina56@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уяснение юридического смысла финансового планирования и прогнозирования, стратегического планирования, их разграничения между собой имеют не только важное научное значение, но и практико-ориентированное. Унификация данных понятий может способствовать выработке единообразного подхода в данном ключе, а также может помочь усовершенствовать правоприменительную практику. Под финансовым планированием в общем смысле предлагаем понимать процесс осуществления финансовой политики, связанный с моделированием позитивных и негативных ситуаций, требующих соответствующих финансовых ресурсов на их поддержание или устранение.

Финансовое планирование способствует обеспечению разумного баланса между оттоком и притоком средств для поддержания стабильности с целью уменьшение неопределенности в отношении изменения рыночных тенденций.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 60,56%.

Reference list:

1. Valova E.A Management risks of budgetary organizations https://kpfu.ru/staff_files/F398353584/Risk_menedzhment.mate rialy.NLVserossijskoj.NPK.pdf (accessed: 05.25.2020).

2. Ivlev V.A., Popova T.V. ABC / ABM / ABB - Methods and Systems, 2nd ed. M .: 1C-Publishing LLC, 2007.208 p.

3. Kudryashova E.V. State financial planning: legal doctrine and practice: dis. ... doc. legal sciences. M., 2018. 415 p.

4. Savina A.V. Legal foundations of state financial planning // In the collection: 25 years of the Civil Code of the Russian Federation: traditions and innovations in private law development Materials of an international scientific and practical conference (with an element of the school of a young scientist). 2019. Pp. 236-241.

5. Fridman M. I. Summary of lectures on the science of finance, delivered in 1909-1910. M., 1911. 304 p.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna V. Savina, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law, Institute of Law and National Security Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, AuthorlD: 913678, e-mail: an-na.savina56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.