Научная статья на тему 'ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ / ЮРИДИЧЕСКИЙ СРОК / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ / BUDGETARY SYSTEM / BUDGET / ACCOUNTING EQUATION / LEGAL TERM / BUDGET REVENUES / REGULATORY REVENUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина Анна Владимировна

Рассмотрены вопросы применения мер государственного воздействия на процессы формирования доходов бюджетов, связанные с необходимостью расширения юридических сроков в отдельных полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Проанализировано понятие доходов бюджетов, уделено внимание теоретическому осмыслению регулирующих доходов. Осмыслены процессы приостановления действия отдельных норм бюджетного законодательства, дана теоретическая оценка категории юридических сроков в аспекте бюджетно-правового регулирования. Иллюстрировано направление роста доходов, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства, а также не связанных с его изменениями. Уделено внимание принципу сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, соблюдение которого способно обеспечить эффективность формирования, распределения и использования бюджетных средств. Рассмотрены основные стремления государства сбалансировать бюджеты всех уровней бюджетной системы для создания механизма повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Констатировано, что достижение такой цели непосредственным образом связано с изменением Федеральным законом «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» юридических сроков путем принятия нормативно-правовых актов на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSPENSION OF CERTAIN PROVISIONS OF THE BUDGET CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TOOL OF PUBLIC FINANCE MANAGEMENT: A THEORETICAL ANALYSIS

The questions of application of measures of the state influence on processes of formation of the income of the budgets connected with need of expansion of legal terms in separate powers of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation and municipalities are considered. The concept of budget income is analyzed, attention is paid to the theoretical understanding of regulatory income. Comprehend the process of suspending certain provisions of the budget legislation, given a theoretical evaluation of the legal terms in the aspect of budgetary-legal regulation. Illustrates the direction of income growth associated with changes in budget and tax legislation, as well as not related to its changes. Attention is paid to the principle of balance of budgets of the budget system of the Russian Federation, the observance of which is able to ensure the effectiveness of the formation, distribution and use of budgetary funds. The main aspirations of the state to balance the budgets of all levels of the budget system to create a mechanism to improve the efficiency of the budget system are considered. It is stated that the achievement of this goal is directly related to the change in the federal law “on the suspension of certain provisions of the budget code of the Russian Federation” legal terms through the adoption of legal acts at the federal level, the level of the subject of the Russian Federation and the municipality.

Текст научной работы на тему «ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

© Савина А.В., 2018

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-61-67 УДК 347.73

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А.В. Савина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: anna.savina56@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы применения мер государственного воздействия на процессы формирования доходов бюджетов, связанные с необходимостью расширения юридических сроков в отдельных полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Проанализировано понятие доходов бюджетов, уделено внимание теоретическому осмыслению регулирующих доходов. Осмыслены процессы приостановления действия отдельных норм бюджетного законодательства, дана теоретическая оценка категории юридических сроков в аспекте бюджетно-правового регулирования. Иллюстрировано направление роста доходов, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства, а также не связанных с его изменениями. Уделено внимание принципу сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, соблюдение которого способно обеспечить эффективность формирования, распределения и использования бюджетных средств. Рассмотрены основные стремления государства сбалансировать бюджеты всех уровней бюджетной системы для создания механизма повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Констатировано, что достижение такой цели непосредственным образом связано с изменением Федеральным законом «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» юридических сроков путем принятия нормативно-правовых актов на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Ключевые слова: бюджетная система; бюджет; принцип сбалансированности; юридический срок; доходы бюджетов; регулирующие доходы

Государственное управление общественными финансами имеет первостепенное значение в условиях глобализации экономики, развитии

национальных бюджетных систем и для обеспечения соответствующего уровня безопасности всей финансовой системы страны в целом.

Среди инструментов, способствующих реализации данной тенденции в Российской Федерации, можно выделить такой инструмент, как принятие нормативных правовых актов, изменяющих, приостанавливающих или отменяющих действующие нормы финансового законодательства.

Так, Президентом Российской Федерации был подписан разработанный Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 355-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 355), который был внесен в Госдуму Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1996-р. Следует обозначить, что указанный Федеральный закон приостанавливает до 1 января 2019 г. действие пункта 2 статьи 53, пункта 2 статьи 59, пункта 2 статьи 64 и пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Таким образом, видится необходимым обратиться к положениям приостановленных норм БК РФ .

В пункте 2 статьи 53 БК РФ устанавливаются полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов. В частности, в приостановленном пункте 2 указанной статьи содержится норма следующего содержания: «Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Стоит упомянуть, что в статье 191 БК РФ законодатель устанавливает сроки внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу: «Правительство Российской Федерации вносит на

1 О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 11.10.2018 № 355-Ф3 // Российская газета. 2018. 15 окт.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 03.08.2018 № 328-Ф3) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Российская газета. 2018. 8 авг.

рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года».

Очевидным представляется тот факт, что приостановление в Федеральном законе № 355 действия пункта 2 статьи 53 БК РФ расширяет временные границы (юридические сроки) принятия нормативных правовых актов, так или иначе влияющих на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Как справедливо пишет Н.В. Краснова, «юридические сроки играют важную роль в механизме правового регулирования, упорядочивая действия субъектов правоотношений во времени и обеспечивая своевременную реализацию ими предоставленных прав и возложенных обязанностей. Реализуя указанные задачи, сроки в бюджетном праве имеют конечной целью поддержание финансовой стабильности государства» [1, с. 260].

Следует отметить, что Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» подобная мера уже применялась (приостанавливалось действие до 1 января 2016 г. абзаца четвертого пункта 2 статьи 179, абзаца четвертого пункта 4 статьи 184.1, пункта 3 статьи 192, абзаца третьего пункта 1 статьи 212 (в части уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде), абзаца шестого пункта 3 статьи 217 БК РФ).

Все это вызывает необходимость обратиться к положениям БК РФ. Так, пунктом 2 статьи 59 БК РФ и пунктом 2 статьи 64 БК РФ установлены особенности принятия нормативно-правовых актов субъектов и муниципальных образований, регулирующих бюджетные отношения, приводящие к изменению доходов бюджетной системы РФ, которые должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ и проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3 О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 25-ФЗ // Российская газета. 2015. 11 марта.

Думается, подобные меры обусловлены необходимостью перераспределения источников доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

В первую очередь, это может быть связано с налоговыми инструментами и стремлением государства повысить самостоятельность субъектов РФ, мотивируя их к росту собственных доходов. В этой связи видится уместным привести в пример направления роста доходов региональных бюджетов, связанных с доходным потенциалом территории (рис. 1) [2, с. 132].

Рис. 1. Направления роста доходов региональных бюджетов, связанных с доходным потенциалом территории

Думается, перераспределение доходов между уровнями бюджетной системы связано именно с регулирующими доходами, которые передаются в бюджеты не на постоянной основе, а на конкретный период

(год и плановый период) в целях сбалансирования их доходов с расходами соответственно закону о бюджете органа государственной власти (федерального и регионального) или муниципального образования. Как справедливо отмечают ученые, регулирующие доходы способствуют реализации принципа сбалансированности бюджетов [3, с. 208].

Таким образом, в качестве вывода следует резюмировать, что приостановление действия отдельных норм БК РФ является важным показателем стремления государства сбалансировать бюджеты всех уровней бюджетной системы для создания механизма повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Достижение такой цели непосредственным образом связано с изменением Федеральным законом «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» юридических сроков путем принятия нормативно-правовых актов на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Список литературы

1. Краснова Н.В. Об исчислении бюджетно-правовых сроков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 3 (26). С. 260-270.

2. Домбровский Е.А. Доходный потенциал региона и направления его максимизации // Вестник Финансового университета. 2013. № 2 (74). С. 129-139.

3. Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 800 с.

Поступила в редакцию 17.10.2018 г. Отрецензирована 04.11.2018 г. Принята в печать 13.11.2018 г.

Информация об авторе

Савина Анна Владимировна - старший преподаватель кафедры гражданского права. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: anna.savina56@mail.ru

Для цитирования

Савина А.В. Приостановление действия отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации как инструмент управления общественными финансами: теоретический анализ // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 8. С. 61-67. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-61-67.

DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-61-67

SUSPENSION OF CERTAIN PROVISIONS OF THE BUDGET CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TOOL OF PUBLIC FINANCE MANAGEMENT: A THEORETICAL ANALYSIS

A.V. Savina

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

E-mail: anna.savina56@mail.ru

Abstract. The questions of application of measures of the state influence on processes of formation of the income of the budgets connected with need of expansion of legal terms in separate powers of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation and municipalities are considered. The concept of budget income is analyzed, attention is paid to the theoretical understanding of regulatory income. Comprehend the process of suspending certain provisions of the budget legislation, given a theoretical evaluation of the legal terms in the aspect of budgetary-legal regulation. Illustrates the direction of income growth associated with changes in budget and tax legislation, as well as not related to its changes. Attention is paid to the principle of balance of budgets of the budget system of the Russian Federation, the observance of which is able to ensure the effectiveness of the formation, distribution and use of budgetary funds. The main aspirations of the state to balance the budgets of all levels of the budget system to create a mechanism to improve the efficiency of the budget system are considered. It is stated that the achievement of this goal is directly related to the change in the federal law "on the suspension of certain provisions of the budget code of the Russian Federation" legal terms through the adoption of legal acts at the federal level, the level of the subject of the Russian Federation and the municipality.

Keywords: budgetary system; budget; accounting equation; legal term; budget revenues; regulatory revenues

References

1. Krasnova N.V. Ob ischislenii byudzhetno-pravovykh srokov [The calculus of the fiscal and legal disputes]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo - Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2016, no. 3 (26), pp. 260-270. (In Russian).

2. Dombrovskiy E.A. Dokhodnyy potentsial regiona i napravleniya ego maksimizatsii [Income potential of a region and direction for its maximization]. Vestnik Finansovogo universiteta [Bulletin of The Financial University], 2013, no. 2 (74), pp. 129-139. (In Russian).

3. Khimicheva N.I., Pokachalova E.V. (executive eds.). Finansovoye pravo [Financial Law]. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2017, 800 p. (In Russian).

Received 17 October 2018 Reviewed 4 November 2018 Accepted for press 13 November 2018

Information about the author

Savina Anna Vladimirovna - Senior Lecturer of Civil Law Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna.savina56@mail.ru

For citation

Savina A.V. Priostanovleniye deystviya otdel'nykh norm Byudzhetnogo kodeksa Ros-siyskoy Federatsii kak instrument upravleniya obshchestvennymi finansami: teoreticheskiy analiz [Suspension of certain provisions of the Budget Code of the Russian Federation as a tool of public finance management: a theoretical analysis]. Aktual'nye problemy gosudar-stva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 8, pp. 61-67. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-61-67. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.