Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАНОВОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАНОВОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PLANNING / BUDGET POLICY / BUDGETING / ECONOMY / SOCIAL SPHERE / FINANCIAL LAW / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Кюри Хамзатович, Ибрагимова Фатима Кюриевна, Ибрагимов Анзор Кюриевич

Аргументировано, что принятие в 2014 г. ФЗ РФ «О государственном стратегическом планировании...» открыло новый этап в развитии отечественного института планирования, поскольку данный Закон: установил систему стратегического планирования с формулированием принципов, задач и идентификацией участников процесса стратегического планирования, предусмотрел скоординированное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования и обозначил организационно-правовые основы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и т.д. Показано, что применение принципа плановости в бюджетном процессе России, детерминированном санкциями, является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, обеспечивающей долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the legal regulation of realization of a principle of demonstrating that when budgeting in the Russian Federation

It is argued that the adoption in 2014 The Federal law of the Russian Federation "on state strategic planning..." opened a new stage in the development of the national planning Institute, since this Law: established a system of strategic planning with the formulation of principles, objectives and identification of participants in the strategic planning process, provided for coordinated interaction of public authorities of the Russian Federation in the field of strategic planning and outlined the organizational and legal basis of strategic planning at the Federal, regional and municipal levels, etc. It is shown that the application of the principle of planning in the budget process of Russia, determined by sanctions, is one of the most important prerequisites for maintaining macroeconomic stability, ensuring long-term balance and stability of the budget system, which contributes to the formation of the basic conditions for economic growth, investment development and expansion of the range of competitiveness of the Russian financial and economic system.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАНОВОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Финансовое право

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРНЦИПА ПЛАНОВОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИБРАГИМОВ Кюри Хамзатович,

г.н.с. АН ЧР, КНИИ РАН, ЧНИИСХ, профессор Чеченского госуниверситета. E-mail: 7800467@mail.ru;

ИБРАГИМОВА Фатима Кюриевна,

магистрант

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: 7800467@mail.ru;

ИБРАГИМОВ Анзор Кюриевич,

адвокат.

E-mail: anzor@a2a.ru

Краткая аннотация: Аргументировано, что принятие в 2014 г. ФЗ РФ «О государственном стратегическом планировании...» открыло новый этап в развитии отечественного института планирования, поскольку данный Закон: установил систему стратегического планирования с формулированием принципов, задач и идентификацией участников процесса стратегического планирования, предусмотрел скоординированное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования и обозначил организационно-правовые основы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и т.д. Показано, что применение принципа плановости в бюджетном процессе России, детерминированном санкциями, является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, обеспечивающей долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы.

Abstract: It is argued that the adoption in 2014 The Federal law of the Russian Federation "on state strategic planning..." opened a new stage in the development of the national planning Institute, since this Law: established a system of strategic planning with the formulation of principles, objectives and identification of participants in the strategic planning process, provided for coordinated interaction of public authorities of the Russian Federation in the field of strategic planning and outlined the organizational and legal basis of strategic planning at the Federal, regional and municipal levels, etc. It is shown that the application of the principle of planning in the budget process of Russia, determined by sanctions, is one of the most important prerequisites for maintaining macroeconomic stability, ensuring long-term balance and stability of the budget system, which contributes to the formation of the basic conditions for economic growth, investment development and expansion of the range of competitiveness of the Russian financial and economic system.

Ключевые слова: планирование, бюджетная политика, бюджетирование, экономика, социальная сфера, финансовое право, законодательство.

Keywords: planning, budget policy, budgeting, economy, social sphere, financial law, legislation.

После развала СССР в 1991 г., вплоть до недавнего времени, упоминание терминов «план», «планирование», «принцип плановости», представлявших важнейший экономический институт экономики страны Советов, было если не запрещенным, то, по крайней мере, неудобным. В пореформенной России посчитали, что рынок сам себя отрегулирует. Ориентация на рыночную стихию по ошибочному мнению

реформаторов первой волны привело к торможению социально-экономического развития страны. Дальнейшее следование этому курсу при полном игнорировании роли принципа плановости в экономике угрожало безопасности страны и могло привести к уничтожению российской государственности. Актуальной проблемой в современных условиях развития бюджетных отношений в РФ является преодоление неодно-

значности использования принципа плановости в бюджетном процессе. Требуют новых подходов и совершенствования вопросы в области оценки эффективности реализации принципа плановости в бюджетировании различных отраслей экономики России.

Современный антисанкционный этап развития бюджетной политики в РФ, требует дальнейшего совершенствования планирования при формировании бюджета Российской Федерации и систематизации имеющихся знаний и новых подходов к управлению системой планирования бюджетных расходов при приоритете использования принципа плановости. Объектом исследования является система правового регулирования финансового планирования при формировании бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Предметом исследования выступают общественные финансово-правовые отношения, возникающие между субъектами бюджетного процесса при планировании бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В современный пореформенный период (1991-2000 гг.), демократы первой волны, руководствуясь ошибочными консультациями западных экономистов, полностью демонтировали институт принципа плановости, выступавшего важнейшим рычагом экономики бывшего СССР. В пореформенной России посчитали, что рынок сам себя отрегулирует. Ориентация на рыночную стихию по ошибочному мнению реформаторов первой волны привело к торможению социально-экономического развития страны. Дальнейшее следование этому курсу угрожало безопасности страны и могло привести к уничтожению российской государственности. Данные опроса «Левада-Центра» о том, какие политические и экономические модели предпочитают россияне, показали в 2016 г. следующую ситуацию: 52% предпочтительной кажется экономическая система, основанная на государственном планировании и распределении, в два раза меньше поддерживают экономическую модель, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения, более пятой части (22%) затруднились с ответом [11, с 139]. В современный период пореформенной России с 1990 г. политики и ученые если не боялись, то по крайней мере считали для себя неудобным употреб-

лять в науке термины «план», «планирование». И лишь примерно с 2000 года, когда стало очевидным, что экономика не может развиваться без планирования, а у наших «западных консультантов» вовсю господствует в экономике план, некоторые ученые стали подавать голоса в пользу разработки специального закона о планировании: правда, сперва эти голоса были робкими, но потом - постепенно стали набирать звучание. Одним из первых авторов, заявившем об этом во весь голос, был профессор Московского госуниверситета Е.П. Губин. Он отмечал: «Единый процесс планирования в условиях рыночной экономики объективно предполагает разработку и принятие единого правового акта, определяющего последовательность этапов планирования, их взаимосвязь, и взаимообусловленность, сроки, порядок разработки и принятия плановых актов, определение их обязанности по отношению к тем или иным субъектам и т.д.». (4, с. 132).

Наперекор необоснованной критике принципа плановости со стороны буржуазных экономистов, английский журнал «Экономист» в XX в. отмечал: «Вопреки широко распространенным заявлениям, историческое развитие советской экономики является одним из величайших успехов, достигнутых в двадцатом столетии» [15]. Эти социально-экономические успехи были достигнуты в СССР именно благодаря широкому использованию принципа плановости. Известно какое значение придавал централизованному планированию при социализме вождь Октябрьской революции В.И. Ленин. Он указывал, что основной чертой управления социалистическим хозяйством является планомерность. На VII экстренном съезде РКП (б) в марте 1918 г. В.И. Ленин отмечал: «Превращение всего государственного механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом, - вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи» (9, с. 7).

Советский экономист Н.И. Ведута так характеризует планирование в СССР: «В течение многих лет планирование совершенствовалось и в нем отрабатывалось сочетание директивности и демократичности. Рыночники, противопоставляя планированию "свободу", похоже не замечали, что давным-давно составление народно-хо-

зяйственных планов начиналось снизу, в трудовых коллективах» [3, с. 43]. Поэтому следует приветствовать научно обоснованную и взвешенную позицию современных органов публичной власти России, которые извлекли полезный опыт из недавнего негативного прошлого, и восстановили однозначный приоритет принципа плановости «в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ».

Принятие в 2014 г. ФЗ РФ «О государственном стратегическом планировании...» открыло новый этап в развитии отечественного института планирования поскольку данный Закон: установил систему стратегического планирования с формулированием принципов, задач и идентификацией участников процесса стратегического планирования, предусмотрел скоординированное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования и обозначил организационно-правовые основы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и т.д. Благодаря усилиям органов публичной власти в последнее время осуществляется перевод экономики страны на рельсы планирования. Так, в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» отмечено: «В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему планированию при формировании бюджета. Ясные среднесрочные ориентиры бюджетной политики способствовали повышению прогнози-руемости условий ведения бизнеса, что нашло отражение в снижении экономической неопределенности, улучшении деловых настроений и восстановлении инвестиционной активности. ... В сфере повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов реализован комплекс мер, направленных на: . повышение качества и культуры бюджетного планирования» [7].

Вместе с тем, необходимо отметить, что актуальной проблемой в современных условиях развития бюджетных отношений в РФ является преодоление неоднозначности управленческого инструментария в системе планирования расходов бюджетов, что, в свою очередь, требует до-

полнения и систематизации знаний в области развития количественных и качественных методов планирования и учета расходов бюджетов [10, с. 4]. Для оперативного и комплексного решения данной проблемы авторы считают целесообразным восстановление главного планового органа России, который был бы подобием Госплана СССР, но с функциями, адаптированными к особенностям рыночной экономики. Об этом же отмечают многие современные ученые. Например, В.М. Иванченко пишет: «Для российских территориальных масштабов и ее смешанной экономики необходимо создание центрального института методологии, технологии и организации государственного диалогового, рыночно-маркетингового и бизнес-планового взаимодействия в процессе выработки политики, стратегии целенаправленного и эффективного управления, хозяйствования и контроля. Такой центральный государственный институт, - по мнению В.М. Иванченко, - должен объединять в своей коллегии все центральные финансово-экономические ведомства и организации, включая АН РФ и другие научные структуры [6, с. 4]. Данная проблема - правовое обеспечение реализации принципа плановости в финансовой деятельности нашего государства была остро поднята еще в советский период. На то были серьезные причины. Многие ученые - юристы апеллировали к тому, что процесс финансового планирования (в широком смысле - от разработки и утверждения планов до их исполнения) «остается одной из наименее упорядоченных в правовом аспекте сфер социалистического хозяйствования» [1, с. 14]. Бюджетная политика, по-нашему мнению, - это непрерывный последовательный процесс бюджетирования экономики и социальной сферы, основанный на приоритете концептуального использования принципа плановости в целях достижения предусмотренных на данном этапе развития страны определенного экономического и социального эффекта.

Необходимость применения принципа плановости в бюджетном процессе вызывается причинами: неопределенность будущего; необходимость координации деятельности предприятия; преодоление негативных последствий возможных срывов в процессе выполнения планов. В связи с неопределенностью будущего плани-

рование должно быть основано на прогнозировании, которое помогает уменьшить степень неопределенности будущего, и тем самым, сделать планируемые результаты более достоверными [2, с. 18].

Под экономическим и социальным эффектом реализации принципа плановости следует понимать достижение запланированных в бюджете страны показателей удовлетворения всемерных потребностей населения, хозяйствующих субъектов и иных заинтересованных лиц в жизненно необходимых общественных благах. Представляем классификацию бюджетной политики по следующим признакам: 1) по темпоральному (временному) признаку целепо-лагания - на стратегическую и тактическую, 2) по целевой ориентации бюджетного процесса -на доходную, расходную, доходно-расходную и смешанную 3) по содержанию бюджетного регулирования - на мотивационную и ограничивающую; 4) по признаку территориального бюджетирования - на федеральную, региональную, муниципальную.

Авторами приведены основные элементы финансово-бюджетного механизма - он опосредует в себе: собственно бюджетное планирование, организацию бюджетного процесса, бюджетное регулирование и бюджетный контроль и мониторинг. Выявлен дихотомизм бюджетного механизма: одновременное регулирование в нем двух типов общественных отношений - финансовых и организационно-правовых, с одной стороны, и административно-правовых (мотивации, ограничений, методических и методологических приемов и т.д.), с другой.

Вскрыты современные проблемы бюджетной системы Российской Федерации: во-первых, бюджетная сфера страны продолжает находиться в серьезной зависимости от доходов по реализации нефти, газа и иных видов природного сырья, во-вторых, как сам процесс формирования бюджета, так и процесс его реализации до последнего времени не нашли возможности подвергаться общественному контролю, в-третьих, серьезно торпедируют эффективность бюджетного процесса системные недостатки налоговой сферы, в-четвертых, отсутствует надежная методика оценки эффективности осуществляемой в РФ бюджетной политики. Фи-

нансово-экономическая стабильность бюджетной политики государства, наряду с широким использованием принципа плановости, обеспечивается также результатами долгосрочного прогноза развития экономики и социальной сферы государства. В этой связи, необходимо развивать новые ориентиры, направленные на совершенствование применения принципа плановости в формировании бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим авторы особое внимание обращают на новые теоретико-методологические подходы к реализации принципа плановости в бюджетном процессе, его руководящего влияния на обеспечение устойчивости бюджетной системы. Аргументировано, что одним из важнейших условий обеспечения устойчивости бюджетной системы в условиях рыночных отношений, является правильное применение принципа плановости в бюджетном процессе. Показана взаимосвязь реализации принципа плановости в бюджетном и налоговом праве, которая проявляется в таком элементе бюджетного процесса, как единство основы планирования, базирующейся на научно обоснованной концепции построения бюджетной и налоговой систем государства, ее составе и структуре, соответствующих проводимым в стране экономическим преобразованиям.

После распада СССР отечественные и зарубежные ученые занялись поиском причин его крушения. Причины разрушения института планирования СССР хорошо сформулированы в работе Н.И. Ведуты: неразвитость институтов гражданского общества сделала возможным культ личности, подавление инакомыслия; внедрение рыночного механизма при М.С. Горбачеве, противоречило ...важнейшим положениям марксистско-ленинского учения. Поэтому неудивительно, что система рухнула. Некоторые авторы видят причину упадка плановости в СССР в том, что плановая система не справилась с задачей обновления производственных мощностей [3, с. 37]. В этой связи весьма прав был Гюнтер Рормозер, спрашивающий: «Почему же социализм потерпел теперь крушение? .Потому, что система была против изменений. Она не была способна учиться и извлекать уроки из опыта [14, с. 22]. Однако, редко кто из ученых говорит о серьезной подрывной деятельности США против

СССР. 36 лет тому назад, 17 июня 1982 года в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН президент США Рональд Рейган (Ronald Reagan) назвал СССР империей зла [13]. Именно США значительно ускорили крах (но не «распад» как любят утверждать некоторые «псевдо-либералисты») социализма в стране Советов.

Мировая сверхдержава, первой запустившая человека в космос, не могла сама собой "распасться" или "развалиться". Это было планомерное уничтожение, которое велось в течение многих лет. ...Разрушение СССР не принесло счастья США, которые, как и весь Запад, вступили в эпоху глубочайшего (морального, а значит, в скором будущем - и материального. -Авт.) кризиса, из которого, вполне возможно, никогда не выйдут [8]. Оправдалось опубликованное полтора года назад мнение одного из авторов настоящей статьи, что возможно истинная причина «брексита» - нежелание англичанами того, чтобы их деньги разворовывались в Евросоюзе [5, с. 32].

Сегодня, 08.10.2018 г., в день отправления настоящей статьи в редакцию данного журнала, в Интернете, к сожалению, сообщили о том, что убили болгарского корреспондента Викторию Маринову. Следствие считает, что воз-

Библиография:

можно убийство связано с расследовательской работой журналистки. Последней темой, над которой работала Виктория Маринова, был так называемый GPGate - скандал вокруг хищения средств фондов Европейского союза [17].

Таким образом, в условиях действия ограничительных санкций, применение принципа плановости в бюджетном процессе является одним из важнейших институтов обеспечения бюджетно-финансовой устойчивости в РФ, которая, в свою очередь, детерминирует на длительную перспективу стабильность и сбалансированность всей бюджетной системы страны.

В этом, как раз, по мнению авторов, и состоит основная значимость принципа плановости, поскольку именно с долгосрочной стабилизацией бюджетной системы синергетически связаны фундаментальные основы экономического роста, базирующегося на инвестиционной привлекательности программ развития экономики и повышении конкурентоспособности народнохозяйственного комплекса страны, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы.

1. Абова Т.Е., Богуславский М.М. (1975) Теоретические проблемы хозяйственного права /под ред. проф. В.В. Лаптева. М.: Наука.

2. Андрошина И.С. (2018) Финансовое планирование и бюджетирование: учеб. пособие. М.: Изд-во МЭИ.

3. Ведута Н.И. (1999) Социально эффективная экономика. М.: Изд-во РЭА.

4. Губин Е.П. (2005 Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юрист, 2005.

5. Ибрагимов К.Х., Ибрагимов Д.К., Ибрагимова Ф.К. Государственный суверенитет Российской Федерации через призму охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения //Правовые вопросы недвижимости. 2017. № 2. С. 29-35.

6. Иванченко В.М. (2009) Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. М.: Наука. C. 24.

7. Информация официального сайта Министерства финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (2017). Получено из Интернета // http://minfin.ru/ru/document/7id_4

8. Кем был уничтожен СССР? (2011). Получено из Интернета //http://pravdazapret.blogspot.com/2011/01/blog-post_1688.html.

9. Ленин В.И. Выступление на VII экстренном съезде РКП (б) (6 марта 1918 г.). ПСС, Т. 36. С. 7.

10. Лукьянова А.В. (2012) Совершенствование системы бюджетного планирования расходов на развитие социальной сферы. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора экон. наук по спец. 08.00.10. «Финансы, денежное обращение и кредит». М., 2012. С. 4.

11. Павликов С.Г. (2016) Экономическая Конституция в правовом государстве. М.: ИНФРА-М. С. 139.

12. Попов В.В. (2007) Почему снижались темпы роста советской экономики в брежневский период?

13. Неприкосновенный запас. 2007. № 2(52). С. 64-76. Получено из Интернета // http://magazines.russ.ru/nz/2007/2/po6.html (дата обращения: 26.09.2018).

14. Рейган об империи зла (2017) Получено из Интернета //https://tverdyi-znak.livejournal.com/3080097.html

15. Рормозер Г. (1996) Кризис либерализма /Пер. с нем. - М.: РАН. С. 22.

16. Фалеев А. (2016 г.) Величайшее экономическое изобретение в СССР - счётные деньги Получено из Интернета // http /cont.ws/@gopanaha/265766

17. Представитель ОБСЕ по СМИ прокомментировал смерть болгарской журналистки. Получено из Интернета 08.10.2018 г. //https://news.mail.ru/incident/34974424/7frommaiM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.