Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемешева Ж.С.

Статья посвящена определению позиции отечественных товаров на мировой рынке. В статье рассмотрена товарная структура экспорта и импорта России, проведен анализ положения отечественных товаров на мировом рынке.The article is devoted to determining the position of domestic goods on the world market. The article considers the commodity structure of export and import of Russia, analyzes the situation of the domestic goods in the world market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

процесс не конструктивно, а деструктивно влияет на получение знаний. Обучающиеся несерьезно относятся к обучению, не понимая, что от качества знаний зависит трудоустройство, успех и заработная плата. Информационные технологии не помогают им овладевать знаниями, а, напротив, отвлекают от их получения. Тем самым, снижается эффективность воспроизводства человеческого капитала.

Для повышения качества образовательного процесса важны не только благоприятная среда для получения знаний, но и мотивация обучающихся. Одним из направлений повышения заинтересованности обучающихся к использованию конструктивных (с точки зрения получения знаний) информационных технологий является разработка интерактивных игр, имитационных (в сфере будущей профессионально деятельности) моделей: летательных аппаратов, машин и т.п. Активное использование современных информационных технологий позволит значительно повысить уровень конкурентоспособности выпускника не только на внутреннем, но и на мировом рынках.

Использованные источники:

1. Богданова Е.А., Матвеева Л.Г. Взаимодействие рынка труда и образовательных услуг как важный фактор развития региона // Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 626-633.

2. Чернова О.А. Методический инструментарий оценки качества образовательных услуг // Экономика образования. 2016. № 5 (96). С. 20-27.

3. Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации региональной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. №2. С. 195-202.

4. Чернова О. А. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / О. А. Чернова. - Ростов-на-Дону, 2010. - 324 с.

УДК 330.123.6

Лемешева Ж. С., к. э. н.

доцент

кафедра экономики таможенного дела ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Аннотация:

Статья посвящена определению позиции отечественных товаров на мировой рынке. В статье рассмотрена товарная структура экспорта и импорта России, проведен анализ положения отечественных товаров на мировом рынке.

Ключевые слова: товар, качество, компания, бренд, имидж

MODERN POSITION OF DOMESTIC GOODS ON THE WORLD

MARKET

Annotation:

The article is devoted to determining the position of domestic goods on the world market. The article considers the commodity structure of export and import of Russia, analyzes the situation of the domestic goods in the world market.

Keywords: product quality, company, brand image

Понятие рынок можно рассматривать как место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; как экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Мировой рынок - это составная часть всемирного хозяйства, предоставляющая сферу предложения, спроса и обмена товаров и услуг;система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, связанными между собой участием в международном разделении труда.

В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта. Большая широта ассортимента экспортируемой продукции — одно из условий экономической независимости. Дело в том, что большую опасность для страны представляет ситуация, когда на два-три вида товара приходится более половины экспорта. Из мирового опыта известно, что такая структура при серьезном ухудшении конъюнктуры мирового рынка ставит страну на грань катастрофы [1, 20 с.].

Взглянув на товарную структуру экспорта Российской Федерации, можно сказать, что Россия вывозит в основном (-70%) минеральные продукты, металлы, драгоценные изделия из них (13%).

И такие товары, как текстильные изделия (0,2%), продовольственные товары (2,3%) экспортируются в крайне малом количестве. Это объясняется низкой конкурентоспособностью данных товаров отечественного производства на мировом рынке.

По конкурентоспособности ряда товаров топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. К примеру, в силу того что российская нефть залегает в основном в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации, затраты на добычу многократно выше, чем на Ближнем Востоке, и сопоставимы только с расходами по разработке североморских месторождений.

Из-за высокой доли нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте российская экономика становится крайне зависимой от состояния мировой конъюнктуры на эти товары.

Монотоварность российского экспорта может в дальнейшем привести страну к краху. Ведь товарная структура международной торговли в последние десятилетия неуклонно сдвигается в сторону технологически сложных отраслей материального производства. Быстро нарастает доля изделий средней техноемкости, чуть менее - высокой техноемкости. Постепенно вымываются из мирового оборота изделия низкой техноемкости и ресурсоемкие изделия. Быстро сокращается доля базовых ресурсов и топлива [2, 35 с.].

Если обратиться к товарной структуре импорта Российской Федерации (приложение 4), то можно увидеть, что в страну ввозится большое количество продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (мясо свежемороженое, мясо птицы свежемороженое, шоколадные изделия, напитки, сигареты, масло сливочное, зерно и т.д.).

Так же немалую долю в импорте Российской Федерации занимает продукция химической промышленности, каучук (16,3%), текстиль, текстильные изделия и обувь (6,2%). И больше всего в страну ввозится машин, оборудования и транспортных средств (44,5%). Чем же объясняется такое положение отечественных товаров на мировом рынке?

1. Негативный имидж России.

Негативный имидж России плохо сказывается на имидже товара («Сделано в России» скорее отталкивает покупателей, нежели притягивает (в данном случаем исключением является водка, икра, оружие, т.к., для Запада Россия является по преимуществу страной матрешек, балалаек, водки и медведей, разгуливающих на фоне готовых к запуску межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками).

В рейтинге брендов стран [5] Россия в 2014 г. не вошла в топ-10 лидеров. На первых месте оказались США, Германия, Франция. По оценкам Минэкономразвития РФ, отрицательный имидж России негативно отражается на объемах и условиях предоставляемых иностранных инвестиций, объемах экспорта товаров и услуг, динамике въездного туризма, уровне капитализации российских активов и интеграции отечественных компаний в мировое деловое сообщество[6].

Проблема имиджа проявляется не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В нашей стране люди верят всему иностранному. Поэтому русский бренд обуви надо называть «Carlo Pazolini», а русский бренд фаст фуда -«KFC». Тем более что он теперь вовсе не русский.

В последние годы очень серьезно стоит вопрос защиты интересов национальных марок, большинство из которых уже находится в собственности у зарубежных и отечественных предпринимателей. Ежегодно за рубежом продается более чем на $ 2 миллиарда водки под брендом "Stolichnaya", а российская казна не получает ничего [3, 154 с.].

В итоге можно констатировать факт, что российские бренды, кроме ресурсных («Газпром»), СССРовских и некоторых оборонных, практически неизвестны за границей, да и в стране многие из них мимикрируют под

западные.

2.Российские товары отстают по качеству и новизне от импортных. Причинами такой ситуации являются: отсутствие модернизации и обновления оборудования предприятий (работа по обновлению и модернизации настолько запущенна, что никаких государственных ассигнований не хватит, чтобы решить все проблемы), дефицит высококвалифицированных кадров, расходы на НИОКР в России составляют немногим более 1% ВВП (развитые страны, лидирующие в сфере обновления технологий и торговле высокотехнологичной продукцией, тратят на НИОКР значительно больше 2-2,5% ВВП), отставание России по уровню развития информационных технологий от стран Запада, правительство слабо защищает отечественных производителей (в направлении системы таможенного регулирования и квотирования) и т.д.

Президент американского Общества по контролю качества Д.Харрингтон отмечал: «Качество — основное поле сражений на мировомрынке, и цена проигрыша в этой борьбе — экономическая катастрофа»[7].

Зарубежная практика показывает, что организация, выпускающая в течение пяти лет одну и ту же продукцию и не подготовившаяся к переходу на производство продукции «потребительской новизны», теряет конкурентоспособность. Фирмы США получают 30—50% прибылей за счет товаров-новинок [7].

Из вышесказанного следует, что, если страна хочет выпускать конкурентоспособную продукцию, она должна направлять все усилия не только на поддержание достойного уровня качества товаров, но и на обновление, усовершенствование данной продукции, уровень качества которой будет намного выше прежней, компании должны стремиться выходить на внешние рынки.

Как отмечалось ранее, чтобы усиливать свои конкурентные преимущества и получать новые, чтобы получить выход на рынки других стран, необходимо объединяться с другими хозяйствующими субъектами, углублять взаимодействие и развивать связи с ними, т.е. необходимо интегрироваться как с отечественными, так и с зарубежными компаниями. На практике видно, что российские компании, которые объединяются, сотрудничают посредством вертикальной или горизонтальной интеграции выпускают продукцию, которая действительно способна конкурировать на мировом рынке. Это, в первую очередь, относится к нефтедобывающим, металлургическим компаниям, которые, как отмечалось ранее, и являются основой российского экспорта.

Хотелось бы отметить еще раз деятельность косметической компании «FaberHc». Это одна из немногих отечественных компаний, которая в своей инновационной политике работает на опережение и известна за рубежом. Компания работает над тем, что сделают зарубежные конкуренты («Avon»«Oriflame»)в следующем году. Несколько лет назад «Faberlic»

отставала от своих конкурентов примерно на полгода, то сегодня, после ее объединения с «Edelstar» научные разработки в области косметологии не отстают от передовых западных, а кое в чем даже опережают их.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что российский экспорт не отличается широтой ассортимента, и устойчивые позиции на мировом рынке непродовольственных товаров удерживают товары сырьевого типа (нефть и нефтепродукты, газ), военная техника, а на мировом рынке продовольственных товаров заметно выделяется водка. Продовольственные российские товары практически неизвестны за рубежом. На восприятие отечественных товаров сильно влияет имидж страны-изготовителя. И этот отрицательный имидж (ненадежное, некачественное) не придает преимуществ национальной продукции. Можно ли изменить отношение к России и к ее товарам? Можно. Необходимо повысить качество товаров путем эффективной интеграции компаний, увеличением расходов на НИОКР, необходимо продвигать национальные и региональные бренды товаров и услуг отечественного производства. Но если у мирового сообщества будет укрепляться мнение о России только как о поставщике сырья, то в дальнейшем экспорт наших продовольственных, высокотехнологичных, наукоемких товаров может стать еще более проблематичным, чем сейчас.

Использованные источники:

1. Мескон.М. Основы менеджмента- М.:Издательство "Дело", 2013. - 414 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2013. -127 с.

3. Шарков Ф.И. Бренды СССР. Журнал: Продвижение продовольствия, № 05,06 2015г.

4. www.vedomosti.ru

5. www.Anholt-GfK Roper Nation Brands Index («Индекс национальных брендов»)

6. www.epr-magazine.ru . Энергия промышленного роста, Родина как торговая марка.

7. www.nesq.ru Национальный экспертный совет по качеству: Можно ли в России производить качественную продукцию?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.