оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-156-160 УДК 323,22/.28(045)
Современные политико-экономические вызовы национальной безопасности Российской Федерации
В. С. Карлаков
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid. огд/0000-0003-2417-2889
аннотация
Статья посвящена исследованию основных политических и экономических вызовов, влияющих на обеспечение национальной безопасности и реализацию национальных интересов Российской Федерации. В статье представлено определение категории «вызов» в рамках реализации национальных интересов России . Продемонстрированы основные отличия понятий «вызов» и «угроза» в связи с тем, что отечественные исследователи рассматривают их в схожем значении. Автор определяет вызовы в качестве предпосылок угроз, исходя из отсутствия субъективных намерений и объективных возможностей субъекта нанести ущерб национальным интересам объекта. В статье выявлены причины и особенности экономических и политических вызовов в условиях обеспечения национальной безопасности. Указаны первостепенные объективные факторы, определяющие внутренние и внешние угрозы: позиции России на международной арене, географические особенности, формирование новой модели экономического развития В качестве субъективных факторов, обуславливающих внутренние и внешние вызовы, автор выделяет отсутствие грамотной социальной политики и своевременной реакции региональной власти на социальные запросы, а также зависимость от экспорта минеральных ресурсов В статье определено влияние вызовов и угроз на социальную сферу государства . Показано, что политические и экономические факторы в равной степени оказывают влияние на реализацию социальных проектов.
Ключевые слова: экономические и политические вызовы; национальные интересы; национальная безопасность
Для цитирования: Карлаков В. С. Современные политико-экономические вызовы национальной безопасности Российской Федерации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(6):156-160. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-156-160
ORIGINAL PAPER
Current Political and Economic Challenges to the National security of the Russian Federation
V. s. Karlakov
Financial University, Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0003-2417-2889
abstract
The article presents the study of leading political and economic challenges to the national security and the realisation of national interests of the Russian Federation . In the article, the author defines the term "challenge" in the framework of fulfilment of national interests of Russia . Firstly, the author demonstrated the main differences between the terms "challenge" and "threat", because domestic researchers consider these concepts as of similar meaning. The author defines the challenges as prerequisites for threats, based on the lack of subjective intentions and objective capabilities of the subject to harm the national interests of the object. Further, the author identifies the causes and characteristics of economic and political challenges in conditions of ensuring national security. The author identified primary objective factors determining internal and external threats: Russia's position in the international arena, geographical features, and a new model of economic development . The author considers the lack of a competent social policy, the lack of a timely reaction of regional authorities to social needs, and mineral export dependence as subjective factors determining internal and external challenges . Finally, the author determined the influence of challenges and threats on the social sphere of the state, where political and economic factors equally influence the implementation of social projects. Keywords: economic and political challenges; national interests; national security
For citation: Karlakov V. s. Current political and economic challenges to the national security of the Russian Federation. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(6):156-160. DOI: 10.26794/22267867-2019-9-6-156-160
В современных отечественных и зарубежных исследованиях, касающихся вопросов обеспечения национальной безопасности, отсутствует четкая демаркационная линия между понятиями «угрозы» и «вызова». Исследователи считают, что вызовы и угрозы — явления одного порядка, связанные с риском нанесения ущерба национальным интересам государства. При этом в нормативно-правовой документации существует только определение «угрозы». Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что «угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, национальным интересам и безопасности Российской Федерации1.
В литературе под угрозой понимается непосредственная опасность причинения ущерба национальным интересам и национальной безопасности, а под вызовом — противодействие реализации национальных интересов и обеспечению национальной безопасности в форме официальных и неофициальных контактов.
Несмотря на схожесть определений, между угрозой и вызовом существуют следующие отличия: во-первых, противодействовать вызовам легче, так как угрозы — это крайняя форма противоречий сторон; во-вторых, в отличие от вызовов, угрозы носят комплексный характер.
Российский исследователь М. Ф. Гацко для понимания категорий «угроза» и «вызов» предлагает учитывать два фактора: 1) субъективные намерения — замыслы противника, направленные на причинение ущерба национальным интересам; 2) объективные возможности — наличие сил и средств для реализации замыслов [1]. Так, в угрозе представлены оба фактора, а вызов характеризуется отсутствием явных субъективных намерений и объективных возможностей.
Внешнеполитические вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, представляют особый интерес в контексте реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.
Важным направлением внешней политики Российской Федерации является Ближний Восток. В данном регионе задачи России как глобальной державы заключаются в содействии решению общих проблем в области безопасности. Активное участие России в ближневосточном регионе способствовало
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/424.
не только освобождению значительной территории Сирии от ИГИЛ, но и созданию условий для мирного процесса и восстановления Сирии.
При этом основным вызовом для России в данном регионе остается угроза распространения идеологии радикального исламизма. Проблема терроризма рассматривается в качестве вызова, исходя из того, что террористическая деятельность боевиков ИГИЛ в последние несколько лет происходила в основном в ближневосточном и западноевропейском регионах (теракты во Франции, Германии). Тем не менее активная позиция России на Ближнем Востоке может способствовать экспорту терроризма сначала в страны Центральной Азии, а потом и на Северный Кавказ.
Историческое значение для внешней политики РФ имеет западноевропейский регион. После событий на Украине и присоединения Крыма отношения между Россией и странами Запада существенно ухудшились. В ближайшие годы не стоит ожидать отмены санкций, наоборот, они будут только ужесточаться. Возможны взаимовыгодные соглашения некоторых европейских стран с Россией, что связано исключительно с национальными интересами этих стран. Такой характер взаимоотношений, по мнению главы Совета по внешней и оборонной политике Ф. Лукьянова, связан с тем, что в настоящее время Европа сконцентрирована исключительно на решении внутренних проблем.
Разрыв экономических и финансовых отношений со странами Западной Европы привел к активизации «восточного» направления во внешней политике и экономике Российской Федерации. Учитывая усиление политической и экономической роли Китая в Азии, определенным вызовом для России является сохранение своих позиций в регионе. С одной стороны, страны центрально-азиатского региона, недовольные действиями России по устранению недостатков и барьеров на пути экономической интеграции и формирования единого рынка, а также низкой эффективностью ее модели социально-экономического развития, готовы переориентировать свою экономику на Китай.
С другой стороны, посредническая роль России в разрешении корейского конфликта может способствовать укреплению позиции нашего государства в данном регионе. Ключевая проблема состоит в том, что Китай из-за своего исторического значения и геополитической позиции в регионе имеет больше возможностей для урегулирования конфликта на Корейском полуострове. Политические, экономические, социальные процессы, происходящие
на постсоветском пространстве, имеют огромное значение не только для реализации национальных интересов, но и обеспечения национальной безопасности России. Политическая трансформация Украины сформировала новые вызовы и угрозы для России. Прежде всего, угрозу размещения ПВО на территории Украины в случае вступления страны в НАТО. Кроме того, потенциальную угрозу дальнейшей дестабилизации в регионе несет за собой военно-политическое противостояние представителей Вооруженных сил Украины с бойцами непризнанных Донецкой и Луганской Народных республик.
Определенные проблемные зоны существуют и в отношениях с Белоруссией. С одной стороны, идея союзного государства носит маркетинговый характер. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко понимает, что в случае реального объединения России и Белоруссии его политическое влияние и позиции могут существенно измениться. Так, по мнению заместителя директора Института стран СНГ В. Жарихина, разговоры о братстве и сотрудничестве нужны Белоруссии для получения экономических преференций от России.
С другой стороны, вызывает опасение тот факт, что Белоруссия не признает территориальную целостность России (присоединение Крыма). При этом внешнеполитические действия белорусского руководства, такие как запрет на размещение в стране российских ВКС, а также отмена ограничений на число американских дипломатов в стране, способствовали активизации и расширению контактов Белоруссии с США и странами Европейского союза, в том числе по вопросам международной безопасности [2].
Таким образом, внешнюю политику Белоруссии можно рассматривать как попытку давления на Россию с целью получения экономических выгод. Тем не менее в перспективе такой внешнеполитический вектор Белоруссии может стать потенциальным вызовом и угрозой национальной безопасности России.
Помимо внешнеполитических вызовов и угроз, в России, как и в любой другой стране, есть определенные внутриполитические проблемы. В частности, вопрос о необходимости формирования национальной идеологии, проблема кооптации новых политических игроков во власть, проблема развития федерализма.
В статье рассматриваются не менее актуальные вызовы национальной безопасности России, такие как дисбаланс между федеральной властью и региональной политической элитой, а также роль несистемной оппозиции в дестабилизации полити-
ческого процесса. Исходя из рассмотренной ранее модели М. Ф. Гацко, несистемную оппозицию можно рассматривать в качестве внутриполитического вызова России. Это связано с тем, что, во-первых, трудно определить «субъективные намерения» несистемной оппозиции, так как она представляет собой разрозненные политические группы, лидеры которых не готовы отказаться от своих интересов и не способны скоординировать совместные действия для достижения общей цели — смены политического режима. Так, среди лидеров несистемной оппозиции стоит отметить С. Митрохина, Д. Гудкова, И. Яшина, А. Навального.
Во-вторых, «объективные возможности» несистемной оппозиции ограничены: с одной стороны, несистемных оппозиционеров финансово поддерживают западные страны, с другой — существует кадровый дефицит, так как главной опорой несистемной оппозиции является креативный класс, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, а также невозможность использования властного ресурса, в отличие от партий системной оппозиции, так как несистемная оппозиция действует в нелегальном поле.
Таким образом, на сегодняшний день несистемная оппозиция является вызовом национальной безопасности России. Тем не менее в современной мировой истории много случаев, когда оппозиция играла огромную роль в осуществлении цветных революций. В качестве политического вызова России могут рассматриваться особенности взаимодействия федеральной власти и региональных политических элит. Такое взаимодействие обуславливается необходимостью нивелирования социальных проблем и реализации национальных проектов. Политический вызов заключается в том, что нерешенные социальные проблемы и нереализованные национальные проекты могут стать факторами дестабилизации политической ситуации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство проводит политику, обеспечивающую достойную жизнь и развитие граждан2. Соответственно, накопление нерешенных социальных проблем в регионе приводит к росту недовольства не только региональной, но и федеральной властью.
При этом проведение прямых линий президента, с одной стороны, освещая эти проблемы, показывает осведомленность власти об их наличии, с другой —
2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014). М.: Юрист; 2015. 48 с.
рассматривается в качестве предупреждения о возможных санкциях для губернаторов. Таким образом, федеральная власть рассчитывает на «лояльный» губернаторский состав, способный выполнять свои основные задачи.
Экономические вызовы и угрозы имеют не меньшее, чем политические, значение в контексте реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Данные вызовы и угрозы обусловлены объективными причинами: с одной стороны, глобализацион-ными процессами, а с другой — появлением после окончания острой фазы финансового кризиса новой модели экономического развития.
С экономической точки зрения глобализация имеет позитивное значение. Данный процесс связан не только с возможностью совместного использования разного рода ресурсов, с увеличением масштабов производств за счет условного «размывания границ» национальных государств, но и с учетом международного разделения труда, что способствует формированию единого экономического пространства. При этом политические акторы, руководствуясь исключительно национальными интересами и целями отдельных высокоразвитых государств, деформируют интеграционные процессы. Так, например, политика санкций и изменение конъюнктуры цен мирового рынка энергоносителей нанесли серьезный урон экономической безопасности России.
В результате развития глобализационных процессов транснациональные корпорации получили доступ к ресурсам разных стран и распределению доходов. Такая ситуация привела к обострению борьбы между странами за сферы влияния, ресурсы и доходы от них и, соответственно, к усилению дифференциации стран по уровню социально-экономического развития [3]. Исходя из мир-системной теории американского социолога И. Валлерстай-на, глобализация приводит к разделению мира на «ядро» и «периферию», где развитые страны («ядро») используют страны третьего мира («периферия») в качестве поставщиков ресурсов и дешевой рабочей силы.
Исходя из модели российского исследователя М. В. Гацко, санкции являются угрозой экономической безопасности России. Это связано с наличием «субъективных намерений» (позиция США и европейских государств), а также «объективных возможностей» (технологии, финансовые рычаги). Политика санкций представляет собой ограничения на поставку технологий и оборудования нефтегазового, военно-промышленного комплекса, отраслей
машиностроения, технологий двойного назначения, а также финансовые ограничения — запрет на заимствование финансовых средств для российских банков. Основной причиной таких дестабилизирующих мер можно считать укрепление экономической мощи России и расширение ее влияния [3].
Основным вызовом экономической безопасности России является изменение международной модели экономического развития. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев отмечает, что новая модель — "new normal" («новая реальность») появилась после окончания мирового финансового кризиса. В данной модели акцент делается не столько на темпах роста, сколько на качестве такого роста. В данном контексте особое значение приобретает реиндустриализация — повышение доли промышленности в структуре экономики [4].
Вызовом для России в новых экономических условиях становится необходимость проведения структурных реформ. Основная задача реформ состоит в переходе от инерционно-сырьевой к инновационной экономике.
Центральное звено инновационной экономики — наукоемкие отрасли промышленности, определяющие вектор экономического развития и направленные на постепенный отход от «сырьевой модели». При этом в современных условиях предприятия приобретают большее значение нежели целые отрасли. Это связано с тем, что в разных отраслях могут быть предприятия, обладающие уникальными технологиями, способствующие инновационному прорыву [4]. Так, например, в Нидерландах сельское хозяйство — одно из главных отраслей для инноваций.
Определенным вызовом для российской экономики является политика импортозамещения. Такая политика не означает ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции, что приведет к росту цены продукции при не самом лучшем ее качестве. Наоборот, в случае импортозамещения государство оказывает поддержку производителям отечественной продукции, конкурентоспособной как внутри страны, так и на внешних рынках.
Таким образом, вызовы и угрозы экономической безопасности России определяются субъективными устремлениями крупных политических игроков и объективным изменением модели экономического развития.
Активизация деятельности Евразийского экономического союза становится потенциальным внешнеэкономическим вызовом России. Данный аспект стал актуален после разрыва международ-
ных экономических и финансовых взаимосвязей России со странами Запада и необходимостью более активного развития сотрудничества не только со странами ближнего зарубежья, но и государствами Азиатско-Тихоокеанского и Центрально-Азиатского регионов. В последнее время в ЕАЭС произошли значимые изменения. Так, был принят новый Таможенный кодекс, направленный на упрощение и ускорение проведения таможенных процедур. С 2017 по 2018 г. произошло увеличение стоимостных объемов взаимной торговли стран ЕАЭС на 38%, а также сократилась доля импорта промышленной продукции.
Несмотря на положительные сдвиги в деятельности ЕАЭС, члены организации выразили недовольство как экономическими результатами союза, так и сохранением значительных барьеров и ограничений, препятствующих интеграционным процессам. С другой стороны, некоторые члены организации рассматривают ЕАЭС в качестве площадки для удовлетворения своих национальных интересов. Так, в декабре 2018 г. на заседании Высшего экономи-
ческого совета ЕАЭС президент Белоруссии А. Лукашенко обвинил Россию в несоблюдении равных ценовых условий на рынке ЕАЭС — российский газ для белорусских потребителей обходится в два раза дороже, чем для российских. Примечателен также тот факт, что страны — участники ЕАЭС считают, что Россия должна нести всю ответственность за решение проблем в реализации взаимных экономических связей.
В результате исследования внутренних и внешних вызовов России необходимо отметить следующие выводы: во-первых, экономические вызовы (политика импортозамещения, необходимость структурной реформы) обусловлены такой угрозой, как санкции, а к политическим вызовам относится возможный экспорт идеологии радикального исламизма на Северный Кавказ, активизация деятельности представителей несистемной оппозиции; во-вторых, нельзя разделять вызовы экономического и политического характера ввиду того, что любой вызов связан с нанесением ущерба национальным интересам и безопасности государства.
список источников
1. Гацко М. Ф. Основы национальной безопасности. Ногинск; 2014. 130 с.
2. Чуфрин Г. Интересы России на постсоветском пространстве: современные вызовы и ответы. Россия и новые государства Евразии. 2019;(1):9-20.
3. Шевченко И. В., Мищенко Л. Я. Глобальные вызовы и угрозы национальной экономической безопасности. Современная экономика: проблемы и решения. 2014;(12):100-108.
4. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и Глобальные вызовы. Вопросы экономики. 2015;(10):5-29.
5. Кравчук А. А. Категории «вызов», опасность», «угроза» в теории национальной безопасности. ВестникЗабГУ. 2016;(11):65-74.
references
1. Gacko M. F. National Security Fundamentals. Noginsk; 2014. 130 p. (In Russ.).
2. Chufrin G. Russia's interests in the post-Soviet space: modern challenges and answers. Rossiya i novyegosudarstva Evrazii. 2019;1:9-20. (In Russ.).
3. Shevchenko I. V., Mishchenko L. Ya. Global challenges and threats to national economic security. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2014;12:100-108. (In Russ.).
4. Medvedev D. A. New Reality: Russia and Global Challenges. Voprosy ekonomiki. 2015;10:5-29. (In Russ.).
5. Kravchuk A. A. Categories "challenge", "danger ""threat" in the theory of national security. VestnikZabGU. 2016;11:65-74. (In Russ.).
информация об авторе
Владимир Сергеевич Карлаков — аспирант факультета социологии и политологии, Финансовый университет,
Москва, Россия
aboutthe author
Vladimir S. Kariakov—postgraduate student, Faculty of Sociology and Political Sciences, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила 13.10.2019; принята к публикации 05.11.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 13.10.2019; accepted for publication on 05.11.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.