Научная статья на тему 'Вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: основные компоненты структуры'

Вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: основные компоненты структуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ВОЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL SECURITY / POLITICAL / ECONOMIC / MILITARY COMPONENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Олег Вячеславович

Введение. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов обеспечения национальной безопасности России, рассмотрены вызовы и угрозы национальной безопасности, связанные с возникновением глобальных и локальных вооруженных конфликтов, созданием криминогенных структур в регионах, граничащих с Россией, угрозой технологических и экологических катастроф, терроризмом, распространением наркотиков, организованной преступностью и т.п. Методы. Отдельные вопросы национальной безопасности, которые для России актуализировались на рубеже XX-XXI вв., рассмотрены по трем компонентам жизни общества, определяющих структуру правового обеспечения национальной безопасности: политического, экономического, военного. Особое внимание уделено политическому компоненту, который, по мнению автора, направлен на принятие решений и разработку планов, соответствующих существующему законодательству и вместе с тем точно учитывающих конкретную ситуацию, стратегию и тактику военно-политического искусства. Результаты. Национальную безопасность России и ее военную организацию необходимо формировать с учетом нового баланса сил на мировой арене, геостратегических изменений, рациональных затрат и эффективного использования экономических возможностей страны. При этом существующая законодательная база, а также нормы и принципы международного права, касающиеся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, образуют особый предмет правового регулирования общественные отношения в области национальной безопасности. Выводы. Сделан вывод о том, что интересы России, имеющие геополитическое, геостратегическое и геоэкономическое измерение, достигаются проведением сбалансированной и адекватной внешним условиям и ресурсам страны политики, направленной на обеспечение национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL ENSURANCE TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: BASIC COMPONENTS OF THE STRUCTURE

Introduction. The article is devoted to the study of problematic issues of ensuring Russia's national security, the challenges and threats to national security associated with the emergence of global and local armed conflicts, the creation of criminal structures in regions bordering Russia, the threat of technological and environmental disasters, terrorism, the spread of drugs, organized crime and etc. Methods . Certain issues of national security, which were actualized for Russia at the turn of the XX-XXI centuries, are examined on three components of the life of society that determine the structure of legal support for national security: political, economic, and military. Particular attention is paid to the political component, which, according to the author, is aimed at making decisions and developing plans consistent with existing legislation and, at the same time, precisely taking into account the specific situation, strategy and tactics of the military-political art. Results. The national security of Russia and its military organization must be formed taking into account the new balance of forces on the world stage, geostrategic changes, rational costs and efficient use of the country's economic opportunities. Moreover, the existing legislative framework, as well as the norms and principles of international law relating to the national security of the Russian Federation, form a special subject of legal regulation public relations in the field of national security. Findings. It is concluded that Russia's interests, having a geopolitical, geostrategic and geoeconomic dimension, are achieved by pursuing a policy that is balanced and adequate to the external conditions and resources of the country, aimed at ensuring national security.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: основные компоненты структуры»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-122-129

УДК 343.301

ГРИГОРЬЕВ Олег Вячеславович

Новосибирский военный институт им. И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия 3411208@mail.ru

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ

Введение. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов обеспечения национальной безопасности России, рассмотрены вызовы и угрозы национальной безопасности, связанные с возникновением глобальных и локальных вооруженных конфликтов, созданием криминогенных структур в регионах, граничащих с Россией, угрозой технологических и экологических катастроф, терроризмом, распространением наркотиков, организованной преступностью и т.п. Методы. Отдельные вопросы национальной безопасности, которые для России актуализировались на рубеже XX-XXI вв., рассмотрены по трем компонентам жизни общества, определяющих структуру правового обеспечения национальной безопасности: политического, экономического, военного. Особое внимание уделено политическому компоненту, который, по мнению автора, направлен на принятие решений и разработку планов, соответствующих существующему законодательству и вместе с тем точно учитывающих конкретную ситуацию, стратегию и тактику военно-политического искусства.

Результаты. Национальную безопасность России и ее военную организацию необходимо формировать с учетом нового баланса сил на мировой арене, геостратегических изменений, рациональных затрат и эффективного использования экономических возможностей страны. При этом существующая законодательная база, а также нормы и принципы международного права, касающиеся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, образуют особый предмет правового регулирования - общественные отношения в области национальной безопасности.

Выводы. Сделан вывод о том, что интересы России, имеющие геополитическое, геостратегическое и геоэкономическое измерение, достигаются проведением сбалансированной и адекватной внешним условиям и ресурсам страны политики, направленной на обеспечение национальной безопасности.

Ключевые слова: обеспечение национальной безопасности, политика, политический, экономический, военный компонент

Для цитирования: Григорьев О.В. Вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 4. С. 122-129. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-122-129.

Oleg V. GRIGORIEV

Novosibirsk Military Institute named after I.K. Yakovlev troops of the national guard of

the Russian Federation Novosibirsk, Russia 3411208@mail.ru

ISSUES OF LEGAL ENSURANCE TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: BASIC COMPONENTS OF THE STRUCTURE

Introduction. The article is devoted to the study of problematic issues of ensuring Russia's national security, the challenges and threats to national security associated with the emergence of global and local armed conflicts, the creation of criminal structures in regions bordering Russia, the threat of technological and environmental disasters, terrorism, the spread of drugs, organized crime and etc.

Methods. Certain issues of national security, which were actualized for Russia at the turn of the XX-XXI centuries, are examined on three components of the life of society that determine the structure of legal support for national security: political, economic, and military. Particular attention is paid to the political component, which, according to the author, is aimed at making decisions and developing plans consistent with existing legislation and, at the same time, precisely taking into account the specific situation, strategy and tactics of the military-political art.

Results. The national security of Russia and its military organization must be formed taking into account the new balance of forces on the world stage, geostrategic changes, rational costs and efficient use of the country's economic opportunities. Moreover, the existing legislative framework, as well as the norms and principles of international law relating to the national security of the Russian Federation, form a special subject of legal regulation - public relations in the field of national security.

Findings. It is concluded that Russia's interests, having a geopolitical, geostrategic and geoeconomic dimension, are achieved by pursuing a policy that is balanced and adequate to the external conditions and resources of the country, aimed at ensuring national security.

Keywords: national security, political, economic, military component

For citation: Issues of legal ensurance to the national security of the Russian Federa-tion:basic components of the structure. Historical and Social-Pedagogical Studies. 2019. Vol. 11. No.4. PP. 122-129.

doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-4-122-129. (In Russ., abstract in Eng.).

Опасность возникновения глобальных и локальных противостояний с применением оружия, формирование разветвленных преступных синдикатов вблизи

границ России, всевозрастающая опасность технологической и экологической катастроф, детерминированных ростом экологически вредных производств, террористические вызовы, засилье наркотрафика и т.п. - все вышеперечисленное создает проблемы обеспечения национальной безопасности (далее по тексту - ОНБ) и является побудительным мотивом к формированию новых стратегий ОНБ России [1].

Указанные вопросы являются краеугольными и считаются злободневными для Российской Федерации, поэтому постоянно находятся на контроле властей предержащих. Неусыпно ведется моделирование и поиск наиболее совершенной структуры ОНБ, формируются законодательная база, стратегическое и тактическое функционирование государственных структур, способных корректно сдерживать, а при наступлении чрезвычайных ситуаций жестко блокировать все опасности для НБ России [2].

Рассмотрим три основных компонента жизни общества, определяющих структуру правового ОНБ: политического, экономического, военного.

Политический компонент

Политика в переводе с греческого означает ведение государственных или общественных дел (от греческого полис - государство). В широком смысле она понимается как сфера деятельности, связанная с регулированием отношений между классами, нациями, другими социальными группами, между государствами и их коалициями.

При этом главным в политике является вопрос о власти, ее установлении, сохранении и использовании в интересах определенных социальных сил и общества в целом, вопрос о самосохранении и об укреплении, развитии, расширении возможностей социальных образований. Резюмируя сказанное, возможно предположить, что рассматриваемый политический компонент ОНБ является официальной системой государственных воззрений на межгосударственную и внутригосударственную деятельность политических акторов по применению потенциала, заложенного в государственном механизме ОНБ [3]:

- проведение политического курса страны строго в рамках гарантированного ОНБ, обеспечения безопасного существования населения РФ, целостности, неделимости и суверенитета государства;

- правовое содержание политического компонента является системой урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся внутри и вне государства, взаимосвязанных с применением Вооруженных сил страны для достижения политической цели;

- во внутренней политике политический компонент - это регламентированные нормами права общественные отношения, определенные значимостью вопросов готовности государства к защите от возможной агрессии и поддержке или противостоянию в этой связи отдельным социальным структурам в государстве.

Безусловно, каждая политическая партия (движение) в демократическом обществе вправе формировать и отстаивать свое видение на ОНБ, но поскольку рычаги, ресурсы и сама армия находятся в руках государства, то в большей степени правомерным является обращение к ОНБ именно государством. В структуре правового содержания политического компонента ОНБ необходимо выделить три основных блока элементов: во-первых, это совокупность отправных идей, принципов долговременного действия; во-вторых, это текущая нормативно-правовая база, закрепляющая общие идеи и принципы; в-третьих, сами практические дей-

ствия, направленные на реализацию идей и требований правовых норм в области обороны государства [4].

Бесспорно, всякая политика начинается с выработки собственной идеологии: исходных позиций, отправных идей, концепций, принципов, для реализации которых требуется законодательная (правовая) основа. Она находит закрепление в таких документах, как Конституция РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, законы «Об обороне», «О безопасности», указы Президента РФ, постановления Правительства и т.д. В свою очередь, все это дает общее направление, стратегию ОНБ. Однако конкретная обстановка требует определенных мер. Отсюда следует, что важнейшим элементом в содержании политического компонента ОНБ следует считать принятие решений и разработку планов. Они должны соответствовать существующему законодательству и вместе с тем точно учитывать конкретную ситуацию. Именно здесь и начинается организационно-управленческая, практическая сторона политики, область военно-политического искусства, умение согласовывать стратегию и тактику действий, переводить их в конкретные дела [5].

В Военной доктрине государства и в Концепции национальной безопасности сформулированы ответы на следующие вопросы: какова вероятность будущей войны и с каким противником придется иметь дело; какой характер может принять война, которую предстоит вести стране и ее Вооруженным силам; какие цели и задачи должны быть поставлены перед Вооруженными силами в преддверии этой войны и, соответственно, какие Вооруженные силы в количественном и качественном отношении нужно иметь, чтобы выполнить поставленные задачи; каким образом следует осуществлять военное строительство, готовить армию и страну к войне; какими способами вести войну, если она все-таки станет фактом?

При ответе на поставленные вопросы становится очевидным, что рассматриваемый политический компонент выступает одним из основополагающих в системе ОНБ. Он раскрывает содержание этих мероприятий; формирует задачи по подготовке и осуществлению вооруженной защиты, зафиксированные законодательно [6].

Россия является одной из крупнейших ядерных держав, поэтому вероятность нападения со стороны какой-то крупной державы или коалиции мала. Ни одно государство (военный блок) не в состоянии парировать весь спектр потенциальных угроз.

На основании сказанного выше возможно предположить, что наиболее вероятными типами военных конфликтов, в которые может быть втянута Россия в настоящее время и в ближайшей перспективе, остаются приграничные межгосударственные и внутренние конфликты и локальные войны. Сохраняется возможность их эскалации до уровня крупномасштабных войн. При этом сохранится тенденция общего ухудшения военной ситуации для России [7].

Таким образом, политическая власть в стране должна четко определить и закрепить в нормах права официальные взгляды на ОНБ. Иными словами, для обоснования предметного содержания всех структурных элементов ОНБ должны быть определены ситуации, которые потребуют вооруженной защиты, а затем уже законодательно закреплены позиции руководства страны по вооруженной защите в рамках ОНБ.

Произведенный общий анализ правового содержания политического компонента обороны служит достаточным основанием того, чтобы, во-первых, говорить о том, что данный компонент - это не что иное, как комплекс воззрении политической власти по использованию возможностей страны для ОНБ, что и находит

свое законодательное закрепление. Во-вторых, существующие в настоящее время взгляды политической власти на возможный характер войн и сценарии локальных конфликтов закреплены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Военной доктрине Российской Федерации».

Таким образом, настойчивое движение в указанном направлении, поддержанное законодательно, разрешит гармонично сочетать НБ с вопросами устойчивого общественного развития, сформирует благоприятную военно-политическую среду для ОНБ России.

Экономический компонент

Правовое содержание рассматриваемого компонента представляет собой совокупность закрепленных в нормах права экономических мер государства, предназначенных для ОНБ. Рассматриваемый компонент характеризует реально достигнутый в данный момент уровень удовлетворения экономических потребностей обороны, отражающий состояние экономического потенциала государства, степень отмобилизованности и способности удовлетворить конкретные военно-экономические потребности. Он служит системообразующим показателем среди других компонентов системы ОНБ и во многом определяет ее качество. В современных условиях, наряду с другими факторами, определяющими возрастание роли экономики в войне, это объясняется тем, что именно обеспечение достаточной экономической готовности страны к обороне позволяет решать задачу ОНБ не количеством, а за счет новых технических возможностей вооружения и военной техники [8]

Так, практика доведения государственного оборонного заказа привела к тому, что предприятия ориентированы на выпуск оборонной продукции в количестве, которое нужно государственному заказчику.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 2019 г. отмечалось: несмотря на то, что существует некоторое экономическое отставание и Россия по-прежнему продолжает жить в условиях, когда основой экспорта являются углеводороды (по меткому выражению Президента, мы не можем слезть с «сырьевой иглы»), страна в состоянии совершить экономический прорыв. В качестве примера были приведены образцы военной техники, аналогов которой в мире нет.

Научно-технический потенциал, в том числе и в военной сфере, определяет качественное состояние экономики и перспективы ее развития в будущем. Ослабление военно-технического потенциала и разрушение индустриальных основ обороноспособности страны может выкинуть ее на обочину истории. Необходимо постоянное обновление и совершенствование основных фондов базовых оборонных отраслей промышленности и, следовательно, поддержание высокого уровня обороноспособности государства.

Утечка финансовых средств за рубеж выступает одной из ощутимых угроз экономическому компоненту ОНБ. По различным данным, значительная доля выручки от экспертных операций ежегодно оседает за границей. Это наносит огромный урон экономике страны и системе ОНБ, это одна из причин снижения капиталовложений в промышленность, ослабления экономического и военного потенциала [9].

Отставание в экономической сфере может существенно снизить состояние, возможности и эффективность системы ОНБ. Российское государство осознает жесточайшую необходимость повышения значимости этой составной части своей деятельности по ОНБ. Об этом может свидетельствовать нормативно-правовая

база экономического компонента ОНБ, которая, выражая волю государства, регламентирует взаимоотношения между субъектами, участвующими в военно-экономической деятельности.

Таким образом, на основании проведенного анализа правового содержания экономического компонента ОНБ можно сделать следующие выводы: во-первых, под правовым содержанием экономического компонента ОНБ современной России следует понимать совокупность закрепленных в нормах права экономических мер государства, направленных на обеспечение военно-экономического и социально-политического отпора внешней вооруженной агрессии. Во-вторых, для улучшения состояния оборонно-промышленного комплекса необходимо провести ряд мероприятий, связанных в первую очередь со структурной перестройкой, определением рациональных объемов производства, повышением престижности оборонных заказов и т.д. В-третьих, дальнейшее совершенствование правового обеспечения системы ОНБ побуждает создать новую (соответствующую новым военно-политическим условиям) правовою основу для контрактной системы заказов вооружения и боевой техники.

Военный компонент ОНБ

Военный компонент ОНБ, или военные меры по обеспечению защиты от нападения извне, рассматриваются политической властью Российского государства. Эти меры предусматривают формирование и содержание в готовности Вооруженных сил Российской Федерации.

При анализе же правового содержания военного компонента ОНБ предлагается рассмотреть принципы строительства Вооруженных сил, основные направления военного реформирования и вопросы обеспечения военными кадрами.

В современных условиях невозможно полагаться только на боевую мощь Вооруженных сил и иных войск и надеяться с помощью военной силы повернуть в ту или иную сторону ход истории. Но это не значит, что времена военной силы как средства политики ушли в прошлое. Новым подходом к проблеме военных мер по ОНБ является изменение функций военной силы. Те из них, которые веками были главными, в настоящее время уступают место функциям, связанными с непрямыми действиями. Главной задачей военной силы в наши дни становится функция обеспечения ОНБ.

Вместе с тем в желтой прессе получил широкое распространение тезис о неспособности Вооруженных сил обеспечить оборону государства, ненужности Вооруженных сил вообще, а значит, и затрат на военные нужды. Это закладывает в общественном сознании мнение о том, что ОНБ с использованием Вооруженных сил полностью теряет свое назначение и превращается в рудимент холодной войны. Между тем разрушительные войны XX столетия, военные конфликты XXI века свидетельствуют о необходимости иметь сильную армию.

Анализ нормативных актов последних лет позволяет утверждать, что в нашей стране создана солидная законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере военных мер по ОНБ.

В качестве вывода из анализа военного компонента обороны необходимо отметить, что правовым содержанием этой составной части является урегулированная правом деятельность государства, которая предусматривает формирование, обучение и боеготовность ВС РФ (в широком смысле), подготовку, планирование по их применению, а также их непосредственное применение ВС РФ для ОНБ.

Таким образом, в результате проведенного исследования возможно сделать следующие выводы:

1) интересы России, как влиятельной мировой державы, имеют геополитическое, геостратегическое и геоэкономическое измерение, что достигается проведением сбалансированной и адекватной внешним условиям и ресурсам страны политики, направленной на обеспечение национальной безопасности;

2) национальная безопасность России, ее военная организация должна строиться с учетом нового баланса сил на мировой арене геостратегических изменений, рациональных затрат и эффективного использования экономических возможностей страны;

3) существующая законодательная база, а также нормы и принципы международного права, касающиеся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, образуют особый предмет правового регулирования - общественные отношения в области национальной безопасности;

4) основными компонентами жизни общества, определяющими структуру национальной безопасности страны, являются: политический, экономический, военный.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Пархалина Т.Г. Расширение НАТО: противоречит ли оно интересам России? - М., 1996.

2. Григорьев О.В. Национальная безопасность России сквозь призму дихотомии «Запад-Восток» // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 15-22.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд. - М.: Волтерс Клувер, - 2005.

4. Байдаров Е.У. Проблемы дихотомии «Запад-Восток» в глобалистике // Credo New. - 2007. - № 4.

5. Иванов А.Г. Россия и Запад: конфликт интересов или новая холодная война? // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - T. 9. - №5/2. - С. 63-67.

6. Запесоцкий А.С. Роль ЕС в XXI в. - ловушки геополитики // Современная па. - 2016. - № 2. - С. 134-144.

7. Арбатов А. Россия: национальная безопасность // МЭМО. - 1994. - № 8-9.

8. Кортунов А. Россия и Запад: модели интеграции. - М., 1994.

9. Тренин Д. Национальные интересы РФ / Проблемы глобальной безопасности. - М., 1995.

REFERENCES

1. Parkhalina T.G. Rasshirenie NATO: protivorechit li ono interesam Rossii? [NATO Expansion: Does It Contradict The Interests of Russia?]. Moscow, 1996. (In Russ.).

2. Grigoryev O.V. Russian national security through the prism of the West-East dichotomy Historical and socio-educational think. 2019.Vol. 11. No. 2. Pp. 15-22 (In Russ.).

3. Luneev V.V. Prestupnost' XX veka: mirovye, regional'nye i rossijskie tendencii [Crime Of The XX Century: World, Regional And Russian Tendencies]. 2nd ed. Moscow: Walters Clouver, 2005. (In Russ.).

4. Baidarov E.U. Problemy dihotomii «Zapad-Vostok» v globalistike [Problems of Dichotomy "West-East" in Global Studies]. Credo New. 2007. No. 4. (In Russ.).

5. Ivanov A.G. Rossiya i Zapad: konflikt interesov ili novaya holodnaya vojna? [Russia And The West: A Conflict Of Interests Or A New Cold War?]. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol. 9 No. 5/2. Pp. 63-67. (In Russ.).

6. Zapesotsky A.S. Rol' ES v XXI v. - lovushki geopolitiki [The Role Of The EU In The Twenty-First Century - Traps Of Geopolitics]. Modern Europe. 2016. No. 2. Pp. 134-144. (In Russ.).

7. Arbatov A. Rossiya: nacional'naya bezopasnost' v 90-ye gody [Russia: National Security in the 90s.]. MEMO. 1994. No. 8-9. (In Russ.).

8. Kortunov A. Rossiya i Zapad: modeli integracii [Russia and The West: Models of Integration] Moscow, 1994. (In Russ.).

9. Trenin D. Nacional'nye interesy RF [National Interests Of The Russian Federation]. Global Security Issues. Moscow, 1995. (In Russ.).

Информация об авторе: Григорьев Олег Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт имени И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия 3411208@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.08.2019 После доработки: 18.08.2019 Принята к публикации: 25.082.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Oleg V. Grigoriev, Candidate of Law, Assistant Professor, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute named after I.K. Ya-kovlev troops of the national guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia 3411208@mail.ru

Received: 06.08.2019

Received after reworking: 18.08.2019

Accepted for publication : 25.08.2019

The author have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.