Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ РАН'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ РАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындин Алексей Владимирович, Белозерова Марина Витальевна, Куринских Полина Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития социальных коммуникаций на объектах культуры и природы. Актуальность тематики определяется ограниченностью исследований в данной сфере. К таким малоизученным проблемам относятся вопросы формирования и развития социальных коммуникаций в области сохранения культурного наследия, определения и разработки методик и алгоритмов их исследований. В исследовании на основе компаративного анализа и подходов, выработанных в сфере изучения музейной коммуникации, анализируется опыт формирования и развития социальных связей ботанического сада и музея «Дерево Дружбы» (г. Сочи). Учитывая международный опыт и нормативно-правовую практику, ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» рассматривается как объект природного наследия и объект культуры. Ботанический сад имеет антропогенный характер и является ООПТ регионального значения на Черноморском побережье. Система социальных коммуникаций в ботаническом саду была сформирована в советский период. В ее основу была заложена модель «экскурсовод - посетитель», при которой средством общения являлись музейные экспонаты (предметы, фотоматериалы, рисунки) и природные объекты (плодовые, декоративные, цветочные и реликтовые культуры), основным видом коммуникаций были экскурсии. Сложившаяся традиция была частично утеряна в начале 1990-х годов. В настоящее время специфика формирования коммуникаций музея с другими социальными институтами во многом находится в компетенции руководства ФИЦ СНЦ РАН, так как ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» является структурным подразделением научного центра. Это позволяет определить стратегию развития и управления социальными коммуникациями в качестве инструмента их эффективного развития. Наиболее перспективным направлением развития социальных коммуникаций может стать позиционирование ботанического сада и его музея в качестве бренда Сочи и в целом Причерноморья. Здесь наиболее перспективными становятся не только такие виды деятельности, как экскурсия, выставочная деятельность, создание экспозиций, но также издательская деятельность (реклама объекта, буклеты и другие формы), цифровизация природного наследия, экспонатов и работа в социальных сетях (информация на сайте, экскурсии, лекции, образовательные программы, тематические онлайн-страницы и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындин Алексей Владимирович, Белозерова Марина Витальевна, Куринских Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN FORMATION OF SOCIAL COMMUNICATIONS AT FACILITIES OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN THE SYSTEM OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The article reviews social communications forming and development processes based on culture and nature heritage objects. There is a limited number of publications on this theme. The formation and development of social communications in the field of cultural heritage preservation, the definition and development of methods and algorithms for their research are problems that have been insufficiently studied in historiography. The goal of this work is botanical garden “Friendship’s Tree” experience analysis. The authors used comparative analysis, museological communication research methods, analysis of international experience and regulatory frameworks. The authors investigate botanical garden and museum “Friendship’s Tree” as an object of culture and nature heritage. Botanical garden is man-induced and have regional protected area. The system of social communication in a botanical garden formed in the USSR. The main model was “guide-visitor.” Museum exhibits (goods, photos, pictures) and nature objects were in “mode of communication.” Excursions were a communication form. This tradition was partly lost in the 1990s. Botanical garden and museum “Friendship’s Tree” is a department of subtropical scientific center of the Russian Academy of Sciences and a regional protected area. The specifics of museological social relations creating is in competence of this scientific organization. It helps to define a social communication development and management strategy. Positioning the botanical garden and its museum as Sochi and the Black Sea region brand can be perspective direction of social communication development. Excursion, exhibit, creation of new expositions remained a main traditional type of social communication. Desktop publishing, digitization of nature heritage and exhibits, accounts in social networks, new educational programs are perspective nowadays and in future.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ РАН»

20. Kleyn L.S. Muki nauki: uchenyy i vlast', uchenyy i den'gi, uchenyy i moral' [The torments of science: the scientist and power, the scientist and money, the scientist and morality]. Moscow, NLO Publ., 2017. 576 p. (In Russ.).

21. Latur B. Novogo vremeni ne bylo [There was no new time]. St. Petersbutg, Izdatel'stvo Evropeyskogo universiteta Publ., 2006. 238 p. (In Russ.).

22. Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna [The state of postmodernism]. Moscow, Aleteyya Publ., 2016. 160 p. (In Russ.).

23. Maler-Matyazova E. "Chto takoe Prosveshchenie?" ["What is Enlightenment?"]. Forum molodykh kantovedov: (po materialam Mezhdunarodnogo kongressa, posvyashchennogo 280-letiyu so dnya rozhdeniya i 200-letiyu so dnya smerti Immanuila Kanta) [Forum of Young Kantologists. Based on the materials of the International Congress dedicated to the 280th anniversary of the birth and 200th anniversary of the death of Immanuel Kant]. Moscow, IF RAN Publ., 2005. 417 p. (In Russ.).

24. Mankovskaya N. Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Petersbutg, Aleteyya Publ., 2000. 347 p. (In Russ.).

25. Markov A.V. Postmodern kul'tury i kul'tura postmoderna [Postmodern culture and Postmodern culture]. Moscow, Ripol Publ., 2018. 256 p. (In Russ.).

26. Pavlov A.V. Postpostmodernizm: kak sotsial'naya i kul'turnaya teorii ob"yasnyayut nashe vremya [Post-postmodernism: how social and cultural theories explain our time]. Moscow, Delo Publ., 2019. 560 p. (In Russ.).

27. Perri A. Istoki postmoderna [The origins of postmodernism]. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 2011. 208 p. (In Russ.).

28. Rittser Dzh. Makdonal'dizatsiya obshchestva 5 [Macdonaldization of society 5]. Moscow, Praksis Publ., 2011. 592 p. (In Russ.).

29. Fuko M. Govorit'pravdu o samom sebe [To tell the truth about yourself]. Moscow, Delo Publ., 2021. 336 p. (In Russ.).

30. Fuko M. Arkheologiya znaniya [Archeology of knowledge]. Moscow, Gumanitarnaya Akademiya Publ., 2020. 416 p. (In Russ.).

УДК 316.77:719+502

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-45-57

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ РАН1

Рындин Алексей Владимирович, академик РАН, директор, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: ryndin@vniisubtrop. ru, https://orcid.org/0000-0001-9640-4840

Белозерова Марина Витальевна, доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: mbelozerowa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3156-2458

Куринских Полина Александровна, научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: polina_alexan-drowna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5756-3643

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития социальных коммуникаций на объектах культуры и природы. Актуальность тематики определяется ограниченностью исследований в данной сфере. К таким малоизученным проблемам относятся вопросы формирования и развития со-

1 Статья подготовлена в соответствии с проектом РФФИ 19-49-230007\20 «Объекты историко-культурного и природного наследия в системе перманентных межэтнифческих и межгосударственных коммуникаций (на примере "Дерево Дружбы". г. Сочи)», № госрегистрации АААА-А20-120031890046-0.

циальных коммуникаций в области сохранения культурного наследия, определения и разработки методик и алгоритмов их исследований. В исследовании на основе компаративного анализа и подходов, выработанных в сфере изучения музейной коммуникации, анализируется опыт формирования и развития социальных связей ботанического сада и музея «Дерево Дружбы» (г. Сочи).

Учитывая международный опыт и нормативно-правовую практику, ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» рассматривается как объект природного наследия и объект культуры. Ботанический сад имеет антропогенный характер и является ООПТ регионального значения на Черноморском побережье.

Система социальных коммуникаций в ботаническом саду была сформирована в советский период. В ее основу была заложена модель «экскурсовод - посетитель», при которой средством общения являлись музейные экспонаты (предметы, фотоматериалы, рисунки) и природные объекты (плодовые, декоративные, цветочные и реликтовые культуры), основным видом коммуникаций были экскурсии. Сложившаяся традиция была частично утеряна в начале 1990-х годов.

В настоящее время специфика формирования коммуникаций музея с другими социальными институтами во многом находится в компетенции руководства ФИЦ СНЦ РАН, так как ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» является структурным подразделением научного центра. Это позволяет определить стратегию развития и управления социальными коммуникациями в качестве инструмента их эффективного развития. Наиболее перспективным направлением развития социальных коммуникаций может стать позиционирование ботанического сада и его музея в качестве бренда Сочи и в целом Причерноморья. Здесь наиболее перспективными становятся не только такие виды деятельности, как экскурсия, выставочная деятельность, создание экспозиций, но также издательская деятельность (реклама объекта, буклеты и другие формы), цифровизация природного наследия, экспонатов и работа в социальных сетях (информация на сайте, экскурсии, лекции, образовательные программы, тематические онлайн-страницы и т. д.).

Ключевые слова: социальные коммуникации, объекты природного наследия, объекты культуры, Российская Академия наук.

MODERN APPROACHES IN FORMATION OF SOCIAL COMMUNICATIONS AT FACILITIES OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN THE SYSTEM OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES2

Ryndin Aleksey Vladimirovich, Academician of Russia Academy of Science, Director, Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" (Sochi, Russian Federation). E-mail: ryndin@vniisubtrop.ru, https://orcid.org/0000-0001-9640-4840

Belozerova Marina Vitalyevna, Dr. of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" (Sochi, Russian Federation). E-mail: mbelozerowa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3156-2458

Kurinskikh Polina Aleksandrovna, Researcher, Federal Research Centre "The Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" (Sochi, Russian Federation). E-mail: polina_alexandrowna@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5756-3643

The article reviews social communications forming and development processes based on culture and nature heritage objects. There is a limited number of publications on this theme. The formation and development of social communications in the field of cultural heritage preservation, the definition and development of methods and algorithms for their research are problems that have been insufficiently studied in historiography.

2 The article was prepared in accordance with the RFBR project 19-49-230007Y20 "Objects of historical, cultural and natural heritage in the system of permanent interethnic and interstate communications (on the example of 'Friendship Tree'. Sochi)", state registration number AAAA-A20-120031890046-0.

The goal of this work is botanical garden "Friendship's Tree" experience analysis. The authors used comparative analysis, museological communication research methods, analysis of international experience and regulatory frameworks. The authors investigate botanical garden and museum "Friendship's Tree" as an object of culture and nature heritage. Botanical garden is man-induced and have regional protected area.

The system of social communication in a botanical garden formed in the USSR. The main model was "guide-visitor." Museum exhibits (goods, photos, pictures) and nature objects were in "mode of communication." Excursions were a communication form. This tradition was partly lost in the 1990s.

Botanical garden and museum "Friendship's Tree" is a department of subtropical scientific center of the Russian Academy of Sciences and a regional protected area. The specifics of museological social relations creating is in competence of this scientific organization. It helps to define a social communication development and management strategy. Positioning the botanical garden and its museum as Sochi and the Black Sea region brand can be perspective direction of social communication development. Excursion, exhibit, creation of new expositions remained a main traditional type of social communication. Desktop publishing, digitization of nature heritage and exhibits, accounts in social networks, new educational programs are perspective nowadays and in future.

Keywords: social communications, natural heritage sites, cultural sites, Russian Academy of Sciences.

Актуальность поставленной проблематики определяется прежде всего тем, что вопросы формирования и развития социальных коммуникаций в области сохранения культурного наследия, определения и разработки методик и алгоритмов их исследований в научной литературе слабо изучены. В большей степени имеющиеся разработки направлены на исследование музейных коммуникаций. Отметим, что методологию и апробированный инструментарий, выработанные в этой сфере, практически в полной мере можно использовать более широко, распространяя и на другие объекты культурного наследия.

Понятие «культурное наследие» - многоплановое. Акцентируем внимание на наиболее общем подходе к определению культурного наследия как особо охраняемым вещественным результатам деятельности человека, имеющим важное историческое, научное, культурное, образовательное значение. В Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972) приводится подробное описание объектов культурного наследия. По мнению ряда исследователей, после его введения такие понятия, как «памятник культуры», «объект культуры» стали рассматриваться в качестве его составляющего с присущей ему научной, культурной, общественной ценностью [6, с. 110]. В этом контексте возрастает роль не только музеев, но и других объектов, специфика которых определяется антропогенным характером. В данном исследовании предлагаем

использовать методические подходы, выработанные в сфере изучения музейной коммуникации.

Целью исследования является анализ сложившейся системы социальных коммуникаций и определение перспективных направлений их дальнейшего развития на отдельном объекте -комплексе «Ботанический сад "Дерево Дружбы" и музей ботанического сада», входящем в структуру ФИЦ «Субтропический научный центр РАН» в г. Сочи (далее: ФИЦ СНЦ РАН). Опираясь на международные документы и разработки теоретических вопросов «культурного наследия», его можно рассматривать не только как объект природного наследия, но и как объект культуры. Специфика заключается в том, что он имеет антропогенный характер и является ООПТ регионального значения [16]. В ботаническом саду представлены итоги интродукции субтропических плодовых, декоративных, цветочных и реликтовых культур более чем из 80 ботанических семейств (фейхоа, гранат, инжир, маслина, араукария, редчайшие виды папоротников, коллекция пеларгоний и ги-дрангий). В настоящее время специалисты ФИЦ СНЦ РАН продолжают заниматься интродукцией субтропических видов, формируя уникальный антропогенный ландшафт не только ботанического сада, но и Черноморского побережья в целом.

Изучение проблемы музейной коммуникации имеет ряд аспектов. Научным сообществом отмечена смена концепции в 1960-1970-х годах. В предшествующий период задачами были во-

просы формирования и изучения музейных коллекций, работа с посетителями, расширение и популяризация научного знания. В 1960-х годах музею стала отводиться роль культурного центра, который сотрудничал с образовательными и культурными учреждениями [2]. В результате отдельным направлением исследований стала музейная коммуникация, одним из первых разработчиков которой был Д. Камерон (Канада). Согласно его теории, музей - это коммуникационная система, включающая «каналы» визуальной и вербальной информации. Схематично данная система выглядит следующим образом: «передатчик» (музейный сотрудник) - «посредник» (экспонаты) -«приемник» (экскурсант) - обратная связь (обмен вербальной информацией между посетителем и работником музея) [1].

В настоящее время в теории музееведения разработан ряд коммуникационных подходов (М. Б. Гнедовский): антропологический, культурологический, аксиологический и другие (см. [5]). Определены «уровни» музейной коммуникации («внутренний» - подготовка музейного предмета и создание композиции; «внешний» - интерпретация созданного пространства посетителем) [13]. Выделенные «уровни» отражают коммуникационные связи: «предмет (экспозиции) и посетитель/интерпретатор - специалист/исследователь». То есть музейная коммуникация является основой социокультурной функции (процесса общения, передачи информации).

В исследовании музейной коммуникации выделяются следующие направления. К первому относится изучение связи «музейный работник» -«посетитель», музейные экспонаты рассматриваются в качестве «знаков», музей - как «знаковая система или язык» [2]. Акцент делается на таких формах музейной коммуникации, как общение посетителя с работником музея, экспонаты рассматриваются в качестве средства данного общения; и непосредственное «общение» посетителя с экспонатом [1; 8, с. 115]. Исходя из этого, функция коммуникации музея охватывает, главным образом, экспозиционно-выставочную работу, а экспозиция становится основным каналом коммуникации. Обобщая, можно сформулировать, что музейной коммуникацией являются представления, обмен информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью, процесс общения по-

сетителя с музейными предметами и музейными работниками, способность сотрудников музея создать необходимые условия для этого понимания «языка» экспонатов.

Еще одним направлением в изучении музейной коммуникации является формирование коммуникаций музея с различными социальными институтами: органами власти, учреждениями науки и культуры, гражданским обществом. Данная проблематика в научной литературе практически не затрагивалась. Тем не менее можно обозначить работы ряда исследователей, например, Ю. Э. Комлева, занимающегося в том числе вопросами необходимости разработки стратегии управлений музейными коммуникациями, которые становятся инструментом эффективного развития музея [9; 10]. В данную стратегию как необходимый элемент он включает взаимодействие музея с различными социальными институтами, входящими в социально-культурную инфраструктуру региона. Одним из аспектов этой тематики являются вопросы партнерства, понимаемого как технология координации деятельности организаций, не связанных с музеем административными, рыночными или другими отношениями, как формирование общественного имиджа музея [7, с. 83].

Другой аспект проблематики связан с возрастающим уровнем информатизации. Музейные коммуникации, а в широком смысле - любой объект культурного и природного наследия, рассматриваются как инструмент создания уникального образа территории (бренд, брендинг, геобренд) с формированием так называемых «онлайн и офлайн диалоговых форм» взаимодействия с обществом [12, с. 155]. Именно это направление в развитии российской периферии (города, села) с целью повышения конкурентоспособности выдвигается на первый план. Основная роль отводится музеям и другим объектам, так как при их активном участии сохраняется и транслируется культурный потенциал региона, его историко-культурное наследие.

Рассмотрим сформировавшуюся систему социальных связей на примере ботанического сада и музея «Дерево Дружбы» ФИЦ СНЦ РАН с применением методических подходов, сложившихся при изучении музейной коммуникации.

Основной моделью коммуникаций в ботаническом саду «Дерево Дружбы» является «экскурсовод - посетитель», средством общения -музейные экспонаты (предметы, фотоматериалы, рисунки) и природные объекты (плодовые, декоративные, цветочные и реликтовые культуры). Основной вид коммуникаций - экскурсии, которые проводятся научными сотрудниками ботанического сада (см. Приложение, рис. 1-4).

Важная роль, которая отражает системы коммуникаций, принадлежит музею ботанического сада. Его созданием, формированием экспозиции и выставок сотрудники ботанического сада демонстрируют «обратную связь» ботанического сада и посетителей, так как в музее сосредоточены подарки, рисунки, фотографии экскурсантов, посетивших ботанический сад [3]. Ту же функцию «обратной связи» демонстрируют в ботаническом саду: это прививки, сделанные посетителями на «Дереве Дружбы». То есть в ботаническом саду и музее реализован уровень коммуникационных связей «экскурсовод - посетитель» и «природный объект/экспонат и посетитель/интерпретатор-специалист/исследователь».

В советское время был накоплен значительный позитивный коммуникационный опыт, прежде всего, благодаря сложившейся системе туризма в СССР. Тогда ботанический сад и музей посещали отдельные экскурсанты, группы, иностранные туристы, правительственные делегации, общественные деятели, ученые, космонавты, работники культуры. В 1990-х годах многие связи были утеряны. Тем не менее объект по-прежнему пользуется популярностью среди жителей города Сочи и отдыхающих. Он также является местом посещений представителей академического сообщества, вузов и органов власти. По-прежнему основной моделью остаются индивидуальные и групповые экскурсии. В то же время наряду с позитивными тенденциями можно отметить и определенные трудности в организации экскурсий. В частности, к таким можно отнести ограниченность времени, которое городские экскурсоводы отводят на экскурсию, их недостаточную информированность. Не ведется и специальной работы по привлечению посетителей руководством ботанического сада.

Формирование и развитие коммуникаций ботанического сада с другими социальными ин-

ститутами, входящими в социально-культурную инфраструктуру региона, страны - органами власти, учреждениями науки и культуры, гражданским обществом, профессиональным сообществом, СМИ, - главным образом, является задачей руководства ФИЦ СНЦ РАН (см. Приложение, рис. 5-7). Это объясняется существующей организационной структурой в научном учреждении. В стратегии коммуникации определяются вопросы партнерства, технологии координации деятельности учреждений и организаций.

В конце 1990-х годов возобновляются, а в 2020-е годы активно развиваются коммуникации подразделений РАН со СМИ, ведение акка-унтов в социальных сетях, которые демонстрируют не только природное, но и историческое, культурное наследие сада, его антропогенный характер. У ботанического сада есть свой акка-унт в социальных сетях Instagram, УК, Facebook. Наиболее значимые события освещаются также и в аккаунте ФИЦ СНЦ РАН. Новой формой стала работа с блогерами. Так, достаточно известный в Сочи историк и журналист И. Сизов, начиная с 2020 года, включил «Дерево Дружбы» в перечень мест, где он проводит экскурсии по истории города. В своем блоге @sochi_ot_sizova он предлагает анонсы этих мероприятий (https://www.instagram. com/p/CMiHLVVsUbi/?utm_meium=copy_link).

В настоящее время активизируется информационная работа с федеральными, межрегиональными, региональными и местными СМИ по нескольким направлениям: освещение работы ботанического сада и музея как структурного подразделения ФИЦ СНЦ РАН (он является отделом СНЦ), «гости ботанического сада», повседневная работа ботанического сада. Так, в рамках первого направления в межрегиональном еженедельнике «Академия», в котором публикуется информация о важных событиях науки и образования юга России, помещена информация о мероприятиях Российско-Абхазского семинара молодых ученых. В частности, об экскурсии по ботаническому саду и музею, проведенной для участников семинара [15]. Электронное периодическое научное издание «Научная Россия» (Москва) разместило информацию о проведении круглого стола «Памятники историко-культурного наследия Православной церкви Сочинской епархии: история и современность» в рамках празднования

130-летия со дня основания собора Архангела Михаила (Сочи). В работе круглого стола активное участие приняли представители духовенства Сочинской и Туапсинской епархии, сотрудники ФИЦ СНЦ РАН, Сочинского национального парка, общественность города Сочи (художники, архитекторы, члены национальных общественных объединений). Мероприятие состоялось 07.10.2021 (https://scientificrussia.ru/news).

Наиболее активно работа со СМИ проявляется по второму направлению. Например, гостями ботанического сада «Дерево Дружбы» и музея в мае 2021 года были министр по иностранным и европейским делам Мальты Эва-рист Бартоло, директор ВНИИ хлебопекарной промышленности кандидат технических наук М. Н. Костюченко. Их посещение освещалось в СМИ: в издании федерального уровня «Московский комсомолец» (https://www.kuban.kp.ru/ daily/27283/4419125/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&nw=1622117144000), на региональном телеканале «Кубань 24» https://kuban24. tv/item/v-sochi-v-sadu-muzee-derevo-druzhby-pobyval-glava-mid-malty-evarist-bartolo) [14].

В СМИ вызывает интерес повседневная работа ботанического сада и музея. Так, городской телеканал «Сочи 24» сделал сюжет о трудоустройстве подростков. Они в течение лета помогали работникам сада ухаживать за растениями.

Еще одной формой работы стали онлайн-экс-курсии, приуроченные сотрудниками к тем или иным датам. Одна из тем таких экскурсий - информация о знаменитых гостях ботанического сада. Например, ко Дню космонавтики экскурсия была посвящена первым советским космонавтам - Ю. А. Гагарину, А. А. Леонову, В. В. Терешковой и др., посетившим объект природы и культуры в разное время.

Проводится более активная работа по изданию печатной продукции (буклетов, путеводителей, брошюр). В настоящее время в рамках данной работы изданы рекламный буклет, календарь, сувенирные магниты, посвященные истории Субтропического научного центра РАН, символом которого является «Дерево Дружбы».

Интерес представляет рассмотрение вопроса о ботаническом саде и музее «Дерево Дружбы» как сегменте в системе коммуникаций, направленных на формирование бренда или уни-

кального образа города Сочи и в целом Сочинского Причерноморья. Это направление имеет определенную перспективу. В целях брендинга могут найти применение следующие коммуникации: популяризация достижений научной работы сотрудников как ботанического сада, так и в целом ФИЦ СНЦ РАН в сфере биологических и сельскохозяйственных наук. Реклама может иметь разный формат - это освещение результатов на экскурсиях, проведение тематических мероприятий с учетом интересов различной целевой аудитории (научные и научно-популярные семинары, лекции и т. п.), создание каталогов, реализация сувенирной продукции, которая отражает бренд территории.

Одним из таких «брендовых» продуктов в ботаническом саду может стать, например, чай. Первые чайные плантации на Черноморском побережье Западного Кавказа появились еще в дореволюционное время. Чай высаживался в районах влажных субтропиков Сочинского Причерноморья, Абхазии, Батуми. В настоящее время сотрудники ФИЦ СНЦ РАН проводят исследования, направленные на решение фундаментальной научной проблемы повышения устойчивости чая к абиотическому стрессу, то есть негативному воздействию неживых факторов на живые организмы в конкретной среде, или наиболее вредным факторам, влияющих на рост и урожайность этой культуры. Предметом исследования является поиск специфических механизмов толерантности у самых северных генотипов и выявление взаимосвязи реакций на морфологическом, физиологическом и генетическом уровнях. Впервые в мировой практике для чая разрабатывается методика индукции осмотического стресса с градацией степени влияния фактора для раздельного изучения механизмов морозоустойчивости и засухоустойчивости генотипов. Сотрудниками создан ценный генофонд высокопродуктивных и перспективных сортов и форм культуры чая, адаптированный к влажным субтропикам России.

И, наконец, одна из главных форм работы с целью брендинга - цифровизация природного и культурного наследия. Отметим, что цифрови-зация является новым трендом, направленном на то, чтобы не только упрочить положение объекта культуры в глобальной и локальной системах сетевых коммуникаций, но и рассматривать

его как существенный фактор территориального развития. Это создание сайтов, каталогов, тематических страниц в социальных сетях [4]. Помимо обзорных и тематических экскурсий пространство музея позволяет применять интерактивные формы. К таким относится, например, разработка интерактивной карты с указанием стран, экспонаты из которых представлены в музее, можно предусмотреть описание страны, делегации, самого экспоната и истории его создания и дарения. Это, безусловно, позволит сформировать четкую картину истории межэтнического взаимодействия СССР и современной России. Поскольку значительная часть коллекции является этнографической, в ее изучении предлагается использовать и методики, разработанные при исследовании фольклоризма. Данные методики предполагают показ традиционных и отдельных функциональных элементов народной культуры вне контекста культурной группы. И, следовательно, можно проследить возможность решения таких задач, как количественное увеличение и качественное повышение просветительных и образовательных программ в деятельности музея, ботанического сада и представления их в виртуальном пространстве. Для их решения нужно принимать во внимание определенные данные, например, традиции народов, знание и изучение каких-то элементов народной культуры стран, подарки из которых представлены в экспозиции и в фондах музея ботанического сада «Дружба народов» [11].

Резюмируя, отметим следующие аспекты. В соответствии с международной практикой и нормативно-правовыми документами (Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», 1972) ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» рассматривались нами как объект природного наследия и объект культуры. Его специфика заключается в том, что он имеет антропогенный характер и является ООПТ регионального значения (представлены итоги интродукции субтропических плодовых, декоративных, цветочных и реликтовых культур, формируя уникальный антропогенный ландшафт Черноморского побережья). Система коммуникаций формировалась и активно развивалась в советский период. Ее основной моделью была «экскурсовод - посетитель», средством общения -музейные экспонаты (предметы, фотоматериалы, рисунки) и природные объекты (плодовые, де-

коративные, цветочные и реликтовые культуры), основным видом коммуникаций - экскурсии. Созданием, формированием экспозиции и выставок сотрудники ботанического сада демонстрируют «обратную связь» ботанического сада и посетителей, так как в музее сосредоточены подарки, рисунки, фотографии экскурсантов, посетивших ботанический сад. «Обратную связь» иллюстрируют и прививки, сделанные посетителями на «Дереве Дружбы». В начале 1990-х годов сложившаяся традиция была частично утеряна.

В настоящее время специфика формирования коммуникаций с другими социальными институтами во многом находится в компетенции руководства ФИЦ СНЦ РАН, так как ботанический сад и музей «Дерево Дружбы» является структурным подразделением научного центра. Это позволяет определить стратегию развития и управления социальными коммуникациями в качестве инструмента эффективного развития всех структурных подразделений научного учреждения. Одним из значимых элементов этой стратегии является взаимодействие с различными социальными институтами, входящими в социально-культурную инфраструктуру региона. К таким со всей очевидностью относятся органы муниципального управления, учреждения культуры, образования и науки, институты гражданского общества, включая церковь и другие религиозные организации.

В условиях возрастающего уровня информатизации перспективным направлением может стать рассмотрение объекта культурного и природного наследия в качестве бренда территории или «инструмента» создания уникального образа территории с формированием так называемых «онлайн и офлайн диалоговых форм» взаимодействия с обществом, включения в туристические маршруты и формируемые проекты по туризму. Здесь на первый план выдвигается не только экскурсия, выставочная деятельность, создание экспозиций, но также издательская деятельность (реклама объекта, буклеты и другие формы), цифровизация природного наследия и музейных экспонатов, работа со СМИ, в социальных сетях (информация на сайте, экскурсии, лекции, образовательные программы, тематические онлайн-страницы и т. д.), институтами гражданского общества (общественными объединениями, конфессиональными структурами и т. д.).

Литература

1. Алимаева О. И. Коммуникативное пространство современного музея [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/alimaeva_1.pdf (дата обращения: 26.08.2021).

2. Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование: сб. ст. / под ред. С. И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - C. 418-427.

3. Белозерова М. В. Формирование экспозиции в ведомственном музее: проблемы и перспективы (на примере музея ботанического сада «Дерево Дружбы» города Сочи) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 54. - С. 14-24. - DOI: https://10.31773/2078-1768-2021-54-14-24.

4. Белозерова М. В. Современные информационные технологии и трансляция культурного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы» (г. Сочи) // Проблемы современных социокультурных исследований. - Астрахань: Астраханский государственный университет; Издательский дом «Астраханский университет, 2020. -229 с. - Электрон. текстовые, граф. дан. (7,5 Мб). - Систем. требования: MS Windows XP и выше; 1 ГБ ОЗУ; CD-ROM; мышь.

5. Бутенко Н. В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=215 (дата обращения: 14.05.2021).

6. Галкова О. В. Теоретические основы культурного наследия // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 3 (15). - С. 110-114.

7. Зиновьев Ю. В., Мацкевич Ю. Ю. Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. - СПб., 2015. - С. 83-92.

8. Комлев Ю. Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 5. - С. 113-118.

9. Комлев Ю. Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3 (27).

10. Комлев Ю. Э. Формирование стратегии управления музейными коммуникациями // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5 (30).

11. Куринских П. А. Перспективы развития социальных сетей в деятельности музеев РАН // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 54. - С. 24-32. - DOI: 10.31773/20781768-2021-54-24-32.

12. Ладыгина Т. А. Музейные коммуникации: продвижение историко-культурного населения малого города // Коммуникология. - 2018. - Т. 6, № 5. - С. 155-162.

13. Методологические основания коммуникационных стратегий современного музея // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. - СПб.: Гос. Рус. Музей, 2004. - Вып. VIII. - С. 21-49.

14. На знаменитом сочинском Дереве Дружбы появилась 3353-я памятная прививка [Электронный ресурс]. -URL: https://youtu.be/skZSaA6P9qA (дата обращения: 30.09.2021).

15. Россия - Абхазия: контакты молодых ученых // Академия. - 19.06.2021. - № 22.

16. Рындин А. В., Садовой А. Н., Белозерова М. В., Карпун Н. Н. Объекты историко-культурного и природного наследия города Сочи в системе межэтнических коммуникаций: сад-музей «Дерево Дружбы» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 49. - С. 106-118. -DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-106-118.

References

1. Alimaeva O.I. Kommunikativnoe prostranstvo sovremennogo muzeya [Communicative space of a modern museum]. (In Russ.). Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/alimaeva_1.pdf (accessed 26.08.2021).

2. Bezzubova O.V. Teoriya muzeynoy kommunikatsii kak model' sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa [The theory of museum communication as a model of the modern educational process]. Kommunikatsiya i obrazovanie: sb. st. [Communication and education. Collection of articles]. Edited by S.I. Dudnik. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2004, pp. 418-427. (In Russ.).

3. Belozerova M.V. Formirovanie ekspozitsii v vedomstvennom muzee: problemy i perspektivy (na primere muzeya botanicheskogo sada «Derevo Druzhby" goroda Sochi) [Formation of exposition in the departmental museum: problems and prospects (for example, the museum of the botanical garden "Tree of Friendship" in Sochi)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 54, pp. 14-24, doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-14-24. (In Russ.).

4. Belozerova M.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i translyatsiya kul'turnogo naslediya na primere sada-muzeya «Derevo Druzhby" (g. Sochi) [Modern information technologies and broadcasting of cultural heritage on the example of the garden-museum "Tree of Friendship" (Sochi)]. Problemy sovremennykh sotsiokul'turnykh issledo-vaniy [Problems of modern socio-cultural studies]. Astrakhan, Astrakhan State University Publ., 2020. 229 p. Electronic text, graphic data (7.5 MB). - System requirements: MS Windows XP and above; 1 GB of RAM; CD-ROM; mouse. (In Russ.).

5. Butenko N.V. Obrazovatel'noe prostranstvo muzeya iskusstv v khudozhestvenno-esteticheskom razvitii detey doshkol'nogo vozrasta [Educational space of the museum of arts in artistic and aesthetic development of children of preschool age]. (In Russ.). Available at: https://monographies.ru/ru/book/view?id=215 (accessed 14.05.2021).

6. Galkova O.V. Teoreticheskie osnovy kul'turnogo naslediya [Theoretical foundations of cultural heritage]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7, Filosofiya [Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 7, Philosophy], 2011, no. 3 (15), pp. 110-114. (In Russ.).

7. Zinovyev Yu.V., Mackevich Yu.Yu. Muzey i ego partnery: vzaimodeystvie s mestnym soobshchestvom [The Museum and Its Partners: Interaction with the Local Community]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. T. 212. Muzey v mire kul'tury. Mir kul'tury v muzee [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. Vol. 212. A museum in the world of culture. The world of culture in the museum]. St. Petersburg, 2015, pp. 83-92. (In Russ.).

8. Komlev Yu.E. Metodologiya issledovaniya upravleniya muzeynymi kommunikatsiyami [Research methodology of museum communications management]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 5, pp. 113-118. (In Russ.).

9. Komlev Yu.E. Muzeynaya kommunikatsiya i upravlenie kommunikatsionnoy deyatel'nost'yu muzeya [Museum communication and management of communication activities of the museum]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstven-noy akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2011, no. 3 (27). (In Russ.).

10. Komlev Yu.E. Formirovanie strategii upravleniya muzeynymi kommunikatsiyami [Formation of a strategy for managing museum communications]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2011, no. 5 (30). (In Russ.).

11. Kurinskih P. A. Perspektivy razvitiya sotsial'nykh setey v deyatel'nosti muzeev RAN [Prospects for the development of social networks in the activities of RAS museums]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 54, pp. 24-32, doi: 10.31773/20781768-2021-54-24-32. (In Russ.).

12. Ladygina T.A. Muzeynye kommunikatsii: prodvizhenie istoriko-kul'turnogo naseleniya malogo goroda [Museum Communications: Promotion of the Historical and Cultural Population of a Small Town]. Kommunikologiya [Com-municology], 2018, vol. 6, no. 5, pp. 155-162. (In Russ.).

13. Metodologicheskie osnovaniya kommunikatsionnykh strategiy sovremennogo muzeya [Methodological foundations of communication strategies of a modern museum]. Obrazovatel'naya deyatel'nost' khudozhestvennogo muzeya. Trudy Rossiyskogo tsentra muzeynoy pedagogiki i detskogo tvorchestva [Educational activities of an art museum. Proceedings of the Russian Center for Museum Pedagogy and Children's Creativity]. St. Petersburg, State Russian Museum Publ., 2004, iss. VIII, pp. 21-49. (In Russ.).

14. Na znamenitom sochinskom Dereve Druzhby poyavilas' 3353-ya pamyatnaya privivka [The 3353th commemorative inoculation appeared on the famous Sochi Tree of Friendship]. (In Russ.). Available at: https://youtu.be/skZSaA-6P9qA (accessed 09.30.2021).

15. Rossiya - Abkhaziya: kontakty molodykh uchenykh [Russia - Abkhazia: contacts of young scientists]. Akademiya [Academy], 19.06.2021, no. 22. (In Russ.).

16. Ryndin A.V., Sadovoy A.N., Belozerova M.V., Karpun N.N. Ob"ekty istoriko-kul'turnogo i prirodnogo naslediya goroda Sochi v sisteme mezhetnicheskikh kommunikatsiy: sad-muzey "Derevo Druzhby" [Objects of historical, cultural and natural heritage of the city of Sochi in the system of interethnic communications: garden-museum "Tree of Friendship"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 49, pp. 106-118, doi: 10.31773/2078-1768-2019-49-106-118. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Министр по иностранным и европейским делам Мальты Э. Бартоло на экскурсии в ботаническом саду «Дерево Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 2. Министр по иностранным и европейским делам Мальты Э. Бартоло на экскурсии в выставочном павильоне ботанического сада «Дерево Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 3. Академик РАН В. Т. Синеговская на экскурсии в ботаническом саду «Дерево Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 4. Глава МО городской округ город-курорт Сочи А. С. Копайгородский в ФИЦ СНЦРАН. Экскурсия в музее ботанического сада «Дерево Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 5. Министр по иностранным и европейским делам Мальты Э. Бартоло делает памятную прививку на «Дереве Дружбы» в ботаническом саду. (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 6. Директор ФИЦ СНЦ РАН, академик РАН А. В. Рындин вручает Э. Бартоло диплом о присвоении почетного звания «Садовод Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 7. Директор НИИ хлебопекарной промышленности М. Н. Костюченко дает интервью в ботаническом саду «Дерево Дружбы». (Фото П. А. Куринских)

УДК 069; 069.01

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-57-66

МУЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА «ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ»

Эйвазова Егана Мухаммад гызы, доктор философии по педагогике, доцент, Азербайджанский государственный университет культуры и искусства (г. Баку, Азербайджанская Республика). E-mail: eyvazova.yegane@mail.ru

Представленная статья посвящена доказательству предположения, что феномен «памятник истории и культуры» является одним из основных понятий концептуального аппарата музеологии, утвердившегося в системе современных наук. После того как музеология оформилась как научная дисциплина, она стала расширять свои объект и предмет исследования, постепенно отходя от классической модели собственно музейных рамок и охватывая весь спектр культурного наследия. Сегодня музейные исследования, помимо сферы деятельности внутри музея, считающейся его классическими объектом и предметом, также занимаются трактовкой и исследованием явлений из всех слоев культурного наследия, которые, находясь за пределами музея, вместе с тем осуществляют музейные миссии. Хотя исторические и культурные, а также просто памятники долгое время воспринимались в обществе как внемузейная категория историко-культурного наследия, его новая парадигма, сформировавшаяся на континууме времени и пространства, привлекает внимание своей музеальностью. Придание наиболее ценным объектам культурного наследия правового статуса под названием памятники истории и культуры определяется именно их музеальными свойствами.

Актуальность представленной темы объясняется изучением памятников истории и культуры как музеальной категории. Отталкиваясь от этого положения, основной целью статьи представляется вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.