Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В ВЕДОМСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА "ДЕРЕВО ДРУЖБЫ" ГОРОДА СОЧИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В ВЕДОМСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА "ДЕРЕВО ДРУЖБЫ" ГОРОДА СОЧИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙ БОТАНИЧЕСКОГО САДА "ДЕРЕВО ДРУЖБЫ" / ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белозёрова Марина Витальевна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы формирования музейной экспозиции ведомственного музея ботанического сада «Дерево Дружбы», входящего в структуру ФИЦ «Субтропический научный центр» РАН (г. Сочи). Актуальность проблематики определяется вопросами, не отраженными в историографии по данной тематике, и вопросами, характерными в целом для истории исследования ведомственных музеев: определения их места в общей системе музеев, выявления их потенциала как историко-культурного и коммуникативно-информационного учреждения, принципов формирования экспозиций. На основе анализа методики формирования экспозиции в музее ботанического сада «Дерево Дружбы» выявлено, что в основу при ее формировании был положен коллекционный метод, выбран региональный принцип группировки предметов, сформированы три экспозиционных комплекса (коллекция подарков, фотовыставка, выставка рисунков). Представленная экспозиция анализировалась в контексте создания музейного единого образа природных и социальных явлений, научной работы сотрудников ботанического сада и в целом ФИЦ СНЦ РАН. Автор определил комплекс проблем в представленной экспозиции музея. Первая группа проблем связана с необходимостью использования музейного проектирования, включающего разработку научной и архитектурно-художественной концепций. Вторая группа - с необходимостью применения информационных технологий, инноваций, интерактивных элементов и других современных технологических средств, меняющих формат в восприятии информации у посетителей музея. Выработанные в ходе исследования рекомендации, их внедрение повысит потенциал музея ботанического сада «Дерево Дружбы» как уникального памятника историко-культурного и природного наследия в Причерноморье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белозёрова Марина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENTAL MUSEUM EXPOSITION FORMATION: PROBLEMS AND PROSPECTS (IN CASE OF THE MUSEUM OF THE BOTANICAL GARDEN “TREE OF FRIENDSHIP” IN SOCHI)

Problems and prospects of Museum exposition of the Botanical garden “Tree of Friendship” forming are considered in the article. This departmental Museum is a structural division of the Russian Academy of Sciences Subtropical research center (Sochi). Its collections are spontaneously formed on the base of visitors’ gifts. The specific configuration of funds determines the periodically emerging problems of exposition solutions and requires a deep study of the exposition concept based on the national historiography. This issue is relevant for departmental museums. Special attention is paid to identifying the historical, cultural, communication and information potential and prospects of the Museum. The author drew conclusions: the collection method was used as the basis for forming the collection of items and the regional principle was used in the grouping of exhibits. Three exhibition complexes (a collection of gifts, a photo exhibition, and an exhibition of drawings) were created in the Museum. The author identified a set of problems in the Museum’s exposition. The first group of problems relates to the need to use the principles of the Museum design, which are not fully maintained in the Museum. Taking into account the specifics of the Museum, the development of scientific, architectural and artistic concepts should serve as the basis for the Museum design in the future. The second group of problems is related to the need to apply modern information technologies, innovations, interactive elements and other new technological tools. They are a popular format in the perception of information by visitors in modern museums. According to the author of the article, the solution of these problems will help to unlock the potential of the Museum, take it beyond the format of a Botanical garden, and reflect its uniqueness as a monument of historical, cultural and natural heritage in the Black Sea region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В ВЕДОМСТВЕННОМ МУЗЕЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА "ДЕРЕВО ДРУЖБЫ" ГОРОДА СОЧИ)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ CULTUROLOGY

УДК 069:727.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В ВЕДОМСТВЕННОМ МУЗЕЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ» ГОРОДА СОЧИ)1

Белозёрова Марина Витальевна, доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории этносоциальных исследований, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы и перспективы формирования музейной экспозиции ведомственного музея ботанического сада «Дерево Дружбы», входящего в структуру ФИЦ «Субтропический научный центр» РАН (г. Сочи). Актуальность проблематики определяется вопросами, не отраженными в историографии по данной тематике, и вопросами, характерными в целом для истории исследования ведомственных музеев: определения их места в общей системе музеев, выявления их потенциала как историко-культурного и коммуникативно-информационного учреждения, принципов формирования экспозиций.

На основе анализа методики формирования экспозиции в музее ботанического сада «Дерево Дружбы» выявлено, что в основу при ее формировании был положен коллекционный метод, выбран региональный принцип группировки предметов, сформированы три экспозиционных комплекса (коллекция подарков, фотовыставка, выставка рисунков). Представленная экспозиция анализировалась в контексте создания музейного единого образа природных и социальных явлений, научной работы сотрудников ботанического сада и в целом ФИЦ СНЦ РАН.

Автор определил комплекс проблем в представленной экспозиции музея. Первая группа проблем связана с необходимостью использования музейного проектирования, включающего разработку научной и архитектурно-художественной концепций. Вторая группа - с необходимостью применения информационных технологий, инноваций, интерактивных элементов и других современных технологических средств, меняющих формат в восприятии информации у посетителей музея. Выработанные в ходе исследования рекомендации, их внедрение повысит потенциал музея ботанического сада «Дерево Дружбы» как уникального памятника историко-культурного и природного наследия в Причерноморье.

Ключевые слова: объекты историко-культурного и природного наследия, экспозиция, музей ботанического сада «Дерево Дружбы», Причерноморье.

THE DEPARTMENTAL MUSEUM EXPOSITION FORMATION: PROBLEMS AND PROSPECTS (IN CASE OF THE MUSEUM OF THE BOTANICAL GARDEN "TREE OF FRIENDSHIP" IN SOCHI)2

Belozerova Marina Vitalyevna, Dr of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of Laboratory of Ethno-social Research, Federal Research Centre of the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (Sochi, Russian Federation). E-mail: [email protected]

1 Статья подготовлена в соответствии с проектом РФФИ 19-49-230007\20 «Объекты историко-культурного и природного наследия в системе перманентных межэтнических и межгосударственных коммуникаций (на примере "Дерево Дружбы", г. Сочи)», № госрегистрации АААА-А20-120031890046-0.

2 The article was prepared in accordance with the RFBR project 19-49-230007\20 «Objects of the historical-cultural and natural heritage in the system of permanent inter-ethnic and intergovernmental communications (using the example of the "Tree of Friendship", Sochi)», state registration number AAAA-A20-120031890046-0.

Problems and prospects of Museum exposition of the Botanical garden "Tree of Friendship" forming are considered in the article. This departmental Museum is a structural division of the Russian Academy of Sciences Subtropical research center (Sochi). Its collections are spontaneously formed on the base of visitors' gifts. The specific configuration of funds determines the periodically emerging problems of exposition solutions and requires a deep study of the exposition concept based on the national historiography. This issue is relevant for departmental museums.

Special attention is paid to identifying the historical, cultural, communication and information potential and prospects of the Museum. The author drew conclusions: the collection method was used as the basis for forming the collection of items and the regional principle was used in the grouping of exhibits. Three exhibition complexes (a collection of gifts, a photo exhibition, and an exhibition of drawings) were created in the Museum.

The author identified a set of problems in the Museum's exposition. The first group of problems relates to the need to use the principles of the Museum design, which are not fully maintained in the Museum. Taking into account the specifics of the Museum, the development of scientific, architectural and artistic concepts should serve as the basis for the Museum design in the future. The second group of problems is related to the need to apply modern information technologies, innovations, interactive elements and other new technological tools. They are a popular format in the perception of information by visitors in modern museums. According to the author of the article, the solution of these problems will help to unlock the potential of the Museum, take it beyond the format of a Botanical garden, and reflect its uniqueness as a monument of historical, cultural and natural heritage in the Black Sea region.

Keywords: objects of historical, cultural and natural heritage, exposition, Museum of the Botanical Garden "Friendship Tree," the Black Sea region.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-14-24

Проблематика, связанная с изучением историко-культурного наследия, актуализирует вопросы исследования музеев, их разноплановой деятельности, взаимодействия с различными социальными институтами. Это объясняется основной функцией музея - сохранением и передачей духовного и материального культурного наследия будущим поколениям, влиянием на развитие культуры в целом. Предметом изучения представителями научного и музейного сообщества стали вопросы истории организации и деятельности отдельных музеев, обобщения опыта и анализ их деятельности, выявления специфики формирования экспозиций и др. В то же время данная тематика не в полной мере освещена в научной литературе, что определяет актуальность и новизну поднимаемой проблематики.

Среди многих групп музеев - ансамблевых, естественно-научных, исторических различного профиля и др. - выделяются так называемые музеи «по принадлежности» собственнику, то есть подчиненные различным ведомствам. Это ведомственные музеи. В советский период, когда организовывалась значительная их часть в учреждениях и на предприятиях, им в подавляющем

большинстве была свойственна пропагандистская функция. Она сводилась к популяризации боевых, трудовых, революционных традиций советского народа, достижений и успехов в производстве, социалистическом соревновании, социальной сфере, самодеятельном творчестве [10]. В соответствии с этими задачами строились и их экспозиции. Минус такого подхода заключался в том, что в музеях формировали однообразные по тематике коллекции и разрабатывались концепции однотипных экспозиций. Но можно выделить и позитивный аспект, проявляющийся вплоть до настоящего времени: отложившиеся в ведомственных музеях предметы, созданные на их основе выставки и экспозиции, экскурсионная работа передают исторические и культурные традиции сегодняшним поколениям рабочих и служащих, школьникам и студентам, способствуют укреплению корпоративной культуры. Сохранившиеся ведомственные музеи вплоть до настоящего времени остаются примечательной частью культурно-просветительской жизни как отдельного учреждения или предприятия, так и в целом города и региона. Как правило, работники таких музеев являются инициаторами значительных

мероприятий, привлекая к сотрудничеству специалистов из различных областей науки и культуры. Это, безусловно, не только несет положительный эмоциональный заряд для его посетителей, но и способствует повышению уровня ведомственного музея как научно-культурного учреждения. Одновременно следует отметить и еще один аспект. Несмотря на различные формы работы, многие ведомственные музеи по-прежнему, с точки зрения М. В. Рыгаловой и Д. Е. Шориной, традиционно являясь «самодостаточными», в то же время остаются «закрытыми, труднодоступными» [17, с. 121] для представителей широкой общественности и публики в целом.

Следует отметить значительное количество публикаций, посвященных вопросам теории и практики, определения места ведомственных музеев в общей системе музеев [11; 12; 15; 16; 21; 22]. Однако ряд проблем все-таки остается вне внимания исследователей. По-прежнему актуальна задача выявления потенциала ведомственного музея как историко-культурного, отраслевого и коммуникативно-информационного учреждения, принципов формирования экспозиций, определения перспектив в их деятельности.

В данной работе предлагается сосредоточить основное внимание на выявлении проблем и перспектив формирования музейных экспозиций на примере музея ботанического сада «Дерево Дружбы». Этот музей на фоне обширного количества ведомственных музеев, посвященных истории создания и деятельности учреждений и предприятий, занимает особое место. С одной стороны, его можно отнести к категории ведомственных музеев, так как он входит в структуру ФИЦ «Субтропический научный центр» РАН (г. Сочи). С другой стороны, он уникален, поскольку не отражает собственно историю создания научного учреждения и ботанического сада. Он позиционируется как музей подарков экскурсантов ботанического сада [18]. Объекты открыты для широкого посещения публики как индивидуально, так и для групповых экскурсий.

Акцентируя внимание на методике организации музейной экспозиции, отметим, что первые научные разработки по данной тематике, по мнению Т. В. Галкиной, относятся к 2003 году [4, с. 3]. Общепризнанное понятие «экспозиция» (от лат. expositio - выставлять) в широком понимании обозначает всякую совокупность пред-

метов, специально выставленных для обозрения. Существует более ранняя и простая трактовка понятия «экспозиция» - размещение каких-либо экспонатов или части музейного собрания для показа [6, с. 6]. В современном музееведении музейная экспозиция рассматривается как целостная предметно-пространственная система, в которой музейные экспонаты и другие экспозиционные материалы объединены научной и художественной концепцией. Соответственно, она и расценивается как адресная и аргументированная с научной точки зрения демонстрация музейных предметов, которые композиционно составлены, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены. Этим создается своеобразный музейный образ общественных и природных явлений [4, с. 3; 8, с. 5; 25]. В данной системе экспонат - предмет, выставленный для обозрения; экспозиционный комплекс - структурная единица экспозиции или группа предметов, объединенные по содержанию, образующие целостную композицию, создающие единый образ [8, с. 6, 7]. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставками.

Рассмотрим методику формирования и особенности экспозиции музея «Дерево Дружбы». Анализируя методы музейного проектирования, разработанные в современном музееведении (коллекционный, систематический, тематический, ансамблевый [14]), следует констатировать, что в основу организации экспозиции музея ботанического сада «Дерево Дружбы» был положен коллекционный метод. Он был выделен Ф. Б. Кротовым и доминировал в России и в Европе до последней трети XIX века, когда понятие «музей» заменяло понятие «экспозиция» [7]. На основе коллекционного метода формировались коллекции и фонды музея «Дерево Дружбы». Поэтому основной задачей при организации экспозиции стала демонстрация подарков посетителей ботанического сада. Нельзя не отметить, что в фондах хранятся уникальные предметы и материалы, не представленные в экспозиции. Это экземпляры гербариев субтропических культур, редкие книги по интродукции субтропических растений, фотоматериалы, делопроизводственная документация по истории ботанического

сада, Сочинской сельскохозяйственной и садовой опытной станции, созданной в 1894 году, преобразованной приказом МСХ СССР в 1967 году в Институт горного садоводства и цветоводства со сменой в дальнейшем названия и ведомственной принадлежности. С мая 2020 года - это Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской Академии наук» (ФИЦ СНЦ РАН). В настоящее время фонды музея подарков включают более 20,0 тыс. единиц хранения, из которых атрибутированы и представлены в экспозиции не более 7,0 тыс. [13].

В научной и методологической литературе был выработан алгоритм организации музейной экспозиции [1]. Он включает научную концепцию экспозиции, научное проектирование, разработку научно-тематического плана экспозиции [8, с. 13-19]. В научной концепции, как правило, отражают основы экспозиционного замысла, научную трактовку темы экспозиции, ее цели и задачи. В музееведении разработаны принципы группировки материалов - хронологический, тематический, проблемный, декоративный, региональный. Согласно этим принципам, экспозиционные предметы, объединение их в комплексы (предметы, документы, фотографии, научно-вспомогательные материалы, тексты) должны быть взаимосвязаны тематически и зрительно. Они

«обосновывают» достоверность, углубляют впечатление, способствовуют выявлению сохранившейся информации в разнородных предметах. Данные методические разработки, с точки зрения специалистов, в значительной степени повышают познавательную, воспитательную и эмоциональную ценность экспозиции [8, с. 7-8].

Обращаясь к алгоритму формирования экспозиции и выставок музея ботанического сада «Дерево Дружбы» в соответствии с вышерассмо-тренными положениями, отметим, что был выбран региональный (по частям света и регионам) принцип группировки предметов. Экспозиционные предметы объединены в комплексы - вещи, фотографии, рисунки. В целом передано тематическое и зрительное единство. Этим достигается эстетическое восприятие зрителем передаваемой информации. В музее ботанического сада «Дерево Дружбы» можно выделить три экспозиционных комплекса: 1) коллекция подарков, 2) фотовыставка, 3) выставка рисунков.

На фотовыставке представлены фотографии известных политиков, работников науки, культуры, общественных деятелей, делегаций из СССР, России и зарубежных стран, посещавших ботанический сад и сделавших прививку на деревьях (рис. 1, 2, 3). На ряде фотографий зафиксирован момент прививки, производимой к дереву.

шашиен ш я вяив

Рисунок 1. Выставка фотографий в музее. (Фото М. В. Белозеровой)

Рисунок 2. Академики А. В. Рындин (директор ФИЦ СНЦ РАН) и В. Т. Синеговская (ФГБНУ ВНИИ СОИ РАН, г. Благовещенск) в музее ботанического сада «Дерево Дружбы», г. Сочи, 2020 год. (Фото П. А. Куринских)

Рисунок 3. Вячеслав Фетисов, посол доброй воли ООН, оставляет запись в Книге почетных гостей музея ботанического сада «Дерево Дружбы», 2020 год. (Фото П. А. Куринских)

Следующий экспозиционный комплекс - это выставка детских рисунков, главным образом, учащихся художественных школ Сочи, созданных под впечатлением от посещения ботанического сада и главного его объекта - «Дерева Дружбы» [18, с. 109], а также полученной информации в ходе экскурсии (рис. 4). «Дерево Дружбы» - это дикий лимон, посаженный в 1934 году учёным-селекционером Ф. М. Зориным. Он специализировался на выведении новых сортов цитрусо-

вых, адаптированных к климату Причерноморья. В течение последующих 80 лет в крону дикого лимона были последовательно привиты десятки сортов японских мандаринов, испанских апельсинов, американских грейпфрутов и других цитрусовых. В результате в кроне дерева были привиты 45 видов и сортов цитрусовых культур, и в одном объекте и его окружении оказался сконцентрирован опыт интродукции субтропических культур.

Рисунок 4. Выставка детского рисунка. (Фото М. В. Белозёровой)

Эти две выставки, безусловно, способствуют созданию образа и единства природы и социальных явлений. Они в определенной мере воссоздают историю коммуникационных связей и отношений с социальными (общественными, научными, художественными) и государственными институтами в целом и отдельными их представителями. Кроме этого в детских рисунках отражен музейный образ природных явлений и научной работы сотрудников ботанического сада и в целом ФИЦ СНЦ РАН.

К сожалению, в данном контексте довольно сложно оценить основной музейный комплекс -коллекцию подарков, хотя некоторые экспонаты

представляют историческую и культурную ценность (рис. 5). К таким можно отнести, например, шкатулку с землей с могилы Л. Н. Толстого из Ясной Поляны (именно с нее началось коллекционирование подарков), часы, подаренные инженером П. Кроули (Великобритания, 1987), скафандр космонавта, уникальный сервиз из розового фарфора. Основу коллекции составляют предметы, отражающие культуру, быт и обычаи народов мира. Это отдельные предметы народной одежды, национальные костюмы и музыкальные инструменты, предметы традиционных промыслов. Они соседствуют с сувенирами из разных стран, письмами, монетами, брелоками и другими

мелкими предметами. В большей степени коллекция подарков отражает коммуникационные связи ботанического сада.

Оценивая экспозицию музея в целом, можно отметить, что она формировалась в соответствии с двумя принципами - предметности, когда посетитель непосредственно знакомится с предметами-экспонатами, и доходчивости.

В экспозиции не прослеживается целенаправленной и научно-обоснованной демонстрации музейных предметов, они не снабжены комментариями, которые бы отражали не только их уникальность, но историческую и культурную составляющие (к примеру, рис. 6). Последний аспект в достаточной степени хорошо разработан в историографии, посвященной вопросам современных музеев и организации экспозиций. В част-

ности, можно отметить работы Л. М. Шляхти-ной и Е. Н. Мастеница, которые рассматривают экспозицию как синтез науки и искусства [24]. В его основу положен комплексный подход или музейное проектирование, включающее разработку двух концепций - научной и архитектурно-художественной. Это подразумевает создание на первом этапе проекта выставки, его интерпретацию, оценку совокупности предметов, идей, понятий, характеристик, присущих предметам данного вида в целом. Затем определяется архитектурно-художественная форма (использование внутренней архитектуры, освещения, цветовые решения, применение аудиовизуальных и технических средств [8, с. 45, 46]) для представления предметов в культурно-историческом контексте.

Рисунок 5. Интерьер музея ботанического сада «Дерево Дружбы», г. Сочи. (Фото М. В. Белозёровой)

Резюмируя, следует отметить прежде всего позитивную роль музея ботанического сада «Дерева Дружбы». Сотрудниками, безусловно, была проделана значительная работа по формированию экспозиции подарков. Музей в составе ботанического сада является не только объектом до-

суга для жителей и гостей города-курорта Сочи, но и частью его культурно-просветительской жизни. Экспозиция и музейные выставки в определенной степени воссоздают историю коммуникационных связей ботанического сада и в целом ФИЦ СНЦ РАН.

Рисунок 6. Экспонат экспозиции музея. Подарен посетителями из Испании. (Фото М. В. Белозёровой)

Существенная же проблема заключается в том, что музейная коллекция требует серьезной научной обработки. Это, во-первых, позволило бы сформулировать научно обоснованную концепцию и трактовку темы экспозиции и выставок; во-вторых, привело к изменению статуса коллекции: она объективно и в полной мере трансформировалась бы в информативно ёмкий исторический источник, что позволило бы ввести коллекции (исторические, этнографические, ботанические) в научный оборот. Чтобы музей соответствовал основным принципам и методике формирования экспозиции и выставок, в научной концепции должны найти отражение история ботанического сада как структурного подразделения ФИЦ СНЦ РАН и главного его объекта - «Дерева Дружбы», деятельность сотрудников научного центра по интродукции субтропических растений, история коммуникационного взаимодействия с другими научными подразделениями РАН, органами го-

сударственного и муниципального управления, общественными и культурными учреждениями Сочи.

С учетом обозначенных факторов можно рассматривать сформированную в будущем научную концепцию развития музея, организации экспозиции и выставок с точки зрения отражения воздействия науки, как сферы человеческой деятельности, на преобразование природной среды в отдельных районах Причерноморья, «вписанных» в культурно-исторический контекст. Тем более, что данные идеи соответствуют концепции исторического освоения территории, включающей целенаправленное изменение природной среды Черноморского побережья, поиск наиболее эффективных форм хозяйственной деятельности с качественным изменением социальной инфраструктуры, отражающей сложную, динамично меняющуюся систему социальных коммуникаций [2; 3; 19; 20].

Отметим еще два аспекта, получившие широкое распространение в современных музеях, и желательно, чтобы они нашли свое отражение при дальнейшей организации экспозиции в музее ботанического сада «Дерево Дружбы». В современном музее для достижения усиления впечатления значительный акцент делается на художественном оформлении экспозиции. А развитие информационных технологий, инноваций, изменяющих формат восприятия информации посетителями и их ожиданий от посещения экспозиции, неизбежно требует использования интерактивных элементов и новых технологических средств. При таком подходе основной задачей музея становится максимальное вовлечение посетителей в процесс познания. В данном контексте речь уже ведется о применении «метода погружения» или субмер-сивного метода, подразумевающего достижение чувства сопричастности посетителя к демонстрируемому материалу [23, с. 2]. В настоящее время отмечается все большее его распространение в музеях.

Использование принципов и методов, уже широко применяемых в музейной практике, безусловно, поможет выявлению потенциала экспозиции музея ботанического сада «Дерево Дружбы», находящегося в структуре ФИЦ СНЦ РАН.

Литература

1. Андреева И. В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций // Вопросы музеологии. - 2019. - Т. 10, вып. 1. - С. 16-28.

2. Белозёрова М. В. Некоторые аспекты хозяйственной адаптации переселенцев в Черноморском округе (XIX - первая треть ХХ столетия) // Экология древних и традиционных обществ. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2016. - Вып. 5, ч. 2. - С. 189-192.

3. Белозёрова М. В. Традиционное природопользование шапсугов: перспективы возрождения // Научный диалог: журнал науч. публикаций. История. Социология. Этнография. - Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2017. - № 11. - С. 328-339.

4. Галкина Т. В. Музееведение: основы создания экспозиции: учеб.-метод. пособие для студентов ист. фак. вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». - Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2004. - 56 с.

5. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. - 2010. - № 1. - С. 106-117.

6. История выставочной деятельности. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 156 с.

7. Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты [Электронный ресурс] // Альманах Пространство и Время. - Электрон. науч. изд., 2015. - Т. 10, вып. 1: Пространство и время текста. -URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.php (дата обращения: 19.12.2020).

8. Матющенко О. И. Разработка научного проекта экспозиции. - Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2018. - 72 с.

9. Михайловская А. И. Музейная экспозиция. (Организация и техника). - М.: Советская Россия, 1964. - 518 с.

10. Морозова Е. Г. Ведомственные общественные музеи Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI века: изменение статуса и функций: на материалах Омска и Новосибирска: автореф. ... канд. ист. наук. -Омск, 2003. - 26 с.

11. Назарцева Т. М. Ведомственные и школьные музеи Омска // Известия Омск. гос. ист.-краевед. музея. - Омск, 1998. - № 6. - С. 367-379.

12. Назарцева Т. М. Районные, общественные, учебные музеи Омской области // Известия Омск. гос. ист.-краевед. музея. - Омск, 1997. - № 5. - С. 279-307.

13. Официальный сайт ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур» (ФГБНУ ВНИИЦиСК) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vniisubtrop.ru/derevo-druzhby. html (дата обращения: 28.05.2019).

14. Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. - 170 с.

15. Романова Н. М. Негосударственные музеи: организационно-правовой аспект // Музей - за горизонтом очевидного: традиционное искусство в контексте музея. РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. - СПб., 1998. - Вып.1.

16. Роянова Г. И. Музей в системе местного сообщества // Культура российской провинции: век XX - XXI веку. -Калуга: Эйдос, 2000. - С. 189-194.

17. Рыгалова М. В., Шорина Д. Е. История формирования и современное состояние ведомственных музеев Алтайского края // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2019. - № 46. - С. 119-128.

18. Рындин А. В., Садовой А. Н., Белозёрова М. В., Карпун Н. Н. Объекты историко-культурного и природного наследия города Сочи в системе межэтнических коммуникаций: сад-музей «Дерево Дружбы» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 49. - С. 106-118. - DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49106-118.

19. Садовой А. Н. Позиционирование черноморских курортов России: проблемы формирования интегрированных коммуникаций // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. - Ростов н/Д.: ФГБОУ РГУПС, 2017. - Ч. 1. - С. 128-138.

20. Садовой А. Н., Куринских П. А. Историко-культурное наследие: перспективы использования опыта национальных парков Австрии в агломерации г. Сочи // Экологические проблемы и стратегия устойчивого развития агломерации город-курорт Сочи. - Сочи: Изд. дом Sochi 23, 2016. - С. 65-71.

21. Труевцева О. Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы. - Барнаул: Алт. гос. техн. ун-т, 1998. - 130 с.

22. Труевцева О. Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. - Томск: Нац. исслед. Том. гос ун-т, 2000.

23. Чуклина Е. А. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2011. - 24 с.

24. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Проективная модель музея XXI века: управление процессом коммуникации // Музей - зритель. XXI век: мат-лы конф. к 80-летию науч.-просвет. отд. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 2006. - С. 24-30.

25. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003.

References

1. Andreeva I.V. Metod muzeyno-ekspozitsionnogo proektirovaniya kak osnovanie klassifikatsii muzeynykh ekspozitsiy [The method of museum exposition design as the basis for the classification of museum expositions]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2019, vol. 10, iss 1, pp. 16-28. (In Russ.).

2. Belozerova M.V. Nekotorye aspekty khozyaystvennoy adaptatsii pereselentsev v Chernomorskom okruge (XIX - pervaya tret' ХХ stoletiya) [Some aspects of the migrants economic adaptation in the Black Sea district (the XIX - the first third of the XX centuries)]. Ekologiya drevnikh i traditsionnykh obshchestv [Ecology ancient and traditional societies]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2016, iss. 5, part 2, pp. 189-192. (In Russ.).

3. Belozerova M.V. Traditsionnoe prirodopol'zovanie shapsugov: perspektivy vozrozhdeniya [Traditional land use Shapsugs: prospects for revival]. Nauchnyy dialog: zhurnal nauchnykh publikatsiy. Istoriya. Sotsiologiya. Etnografi-ya [Scientific dialogue: Bulletin of scientific publications. Story. Sociology. Ethnography]. Ekaterinburg, Center for Scientific and Educational Projects Publ., 2017, no. 11, pp. 328-339. (In Russ.).

4. Galkina T.V. Muzeevedenie: osnovy sozdaniya ekspozitsii [Museology: the basics of creating an exposition]. Tomsk, Tomsk State University of Pedagogy Publ., 2004. 56 p. (In Russ.).

5. Dolak Ya. Muzeynaya ekspozitsiya - muzeynaya kommunikatsiya [Museum exposition - museum communication]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2010, no. 1, pp. 106-117. (In Russ.).

6. Istoriya vystavochnoy deyatelnosti [History of exhibition activity]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2013. 156 p. (In Russ.).

7. Koreneva A.Yu. Muzeynaya ekspozitsiya kak tekst: teoreticheskie aspekty: elektronnoe nauchnoe izdanie. 2015. T. 10, vyp. 1: Prostranstvo i vremya teksta [Museum exposition as text: theoretical aspects. Electronic scientific edition, 2015, vol. 10, iss. 1. Space and Time of Text]. (In Russ.). Available at: http://j-spacetime.com/actual%20 content/t10v1/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.php (accessed 19.12.2020).

8. Matyushchenko O.I. Razrabotka nauchnogo proekta ekspozitsii [Development of a scientific project of the exposition], Tomsk, Tomsk State University Publ., 2018. 72 p. (In Russ.).

9. Mikhaylovskaya A.I. Muzeynaya ekspozitsiya. (Organizatsiya i tekhnika) [Museum exposition. (Organization and technology)]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1964. 518 p. (In Russ.).

10. Morozova E.G. Vedomstvennye obshchestvennye muzei Zapadnoy Sibiri vo vtoroy polovine XX - nachale XXI: izmenenie statusa i funktsiy: na materialakh Omska i Novosibirska: avtoreferat kand. ... istoricheskih nauk [Departmental public museums of Western Siberia in the second half of the XX-early XXI centuries: change of status and functions: based on materials from Omsk and Novosibirsk. Author's abstract of diss. PhD in History]. Omsk, 2003. 26 p. (In Russ.).

11. Nazartseva T.M. Vedomstvennye i shkol'nye muzei Omska [Departmental and school museums of Omsk]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Bulletin of the Omsk State Historical and Local Lore Museum]. Omsk, 1998, no. 6, pp. 367-379. (In Russ.).

12. Nazartseva T.M. Rayonnye, obshchestvennye, uchebnye muzei Omskoy oblasti [District, public, educational museums of the Omsk region]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Bulletin of the Omsk State Historical and Local Lore Museum]. Omsk, 1997, no. 5, pp. 279-307. (In Russ.).

13. Ofitsial'nyy saytFGBNU "Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut tsvetovodstva i subtropicheskikh kul'tur" (FGBNU VNIICiSK). [Website of the Russian Research Institute of Flower-growing and Subtropical Crops]. (In Russ.). Available at: http://www.vniisubtrop.ru/derevo-druzhby.html (accessed 28.05.2019).

14. Polyakov T.P. Kak delat' muzey? (O metodakh proektirovaniya muzeynoy ekspozitsii) [How to make a museum? (On methods of designing a museum exposition)]. Moscow, Russian Institute of Culturology Publ., 1997. 170 p. (In Russ.).

15. Romanova N.M. Negosudarstvennye muzei: organizatsionno-pravovoy aspekt [Non-state museums: organizational and legal aspect]. Muzey - za gorizontom ochevidnogo: traditsionnoe iskusstvo v kontekste muzeya. RAN. Muzey antropologii i etnografii im. Petra Velikogo [Museum - beyond the horizon of the obvious: traditional art in the context of the museum. RAS. Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great]. St. Petersburg, 1998, iss. 1. (In Russ.).

16. Royanova G.I. Muzey v sisteme mestnogo soobshchestva [Museum in the system of the local community]. Kul'tura rossiyskoy provintsii: vek XX - XXI veku [Culture of the Russian province: Century XX - XXI Century]. Kaluga, Eydos Publ., 2000, pp. 189-194. (In Russ.).

17. Rygalova M.V., Shorina D.E. Istoriya formirovaniya i sovremennoe sostoyanie vedomstvennykh muzeev Altayskogo kraya [The history of formation and the current state of departmental museums of the Altai]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 119-128. (In Russ.).

18. Ryndin A.V., Sadovoy A.N., Belozerova M.V., Karpun N.N. Ob"ekty istoriko-kul'turnogo i prirodnogo naslediya goroda Sochi v sisteme mezhetnicheskikh kommunikatsiy: sad-muzey "Derevo Druzhby" [Objects of the Historical, Cultural and Natural Heritage of Sochi in the system of inter-ethnic communications: Garden-museum "Tree of Friendship"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 49, pp. 106-118, doi: 10.31773/2078-1768-2019-49-106-118. (In Russ.).

19. Sadovoy A.N. Pozitsionirovanie chernomorskikh kurortov Rossii: problemy formirovaniya integrirovannykh kommunikatsiy [Positioning of the Black Sea resorts in Russia: problems of forming integrated communications]. Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: traditsii i innovatsii [Advertising and public relations: traditions and innovations]. Rostov-on-Don, Rostov State Transport University Publ., 2017, part. 1, pp. 128-138. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sadovoy A.N., Kurinskikh P.A. Istoriko-kul'turnoe nasledie: perspektivy ispol'zovaniya opyta natsional'nykh parkov Avstrii v aglomeratsii Sochi [Historical and Cultural Heritage: Prospects for Using the Experience of Austrian National Parks in the Sochi Agglomeration]. Ekologicheskie problemy i strategiya ustoychivogo razvitiya aglomeratsii gorod-kurort Sochi [Environmental Problems and the Strategy for Sustainable Development of the Sochi Resort City Agglomeration]. Sochi, Sochi Publ., 2016, pp. 65-71. (In Russ.).

21. Truevtseva O.N. Obshchestvennye i munitsipal'nye muzei Sibiri: istoricheskiy opyt i perspektivy [Public and municipal museums of Siberia: historical experience and perspectives]. Barnaul, Altai State Technical University Publ., 1998. 130 p. (In Russ.).

22. Truevtseva O.N. Muzei Sibiri vo vtoroy polovine XX veka [Siberian museums in the second half of the XX century]. Tomsk, National Research Tomsk State University Publ., 2000. (In Russ.).

23. Chuklina E.A. Metodpogruzheniya kak aktual'nyy metodpostroeniya muzeynoy ekspozitsii: avtoreferat dis. ... kand. kul 'turologii [Immersion method as an actual method of building a museum exposition. Author's abstract of diss. PhD in Culturology]. St. Petersburg, 2011. 24 p. (In Russ.).

24. Shlyakhtina L.M., Mastenitsa E.N. Proektivnaya model' muzeya XXI veka: upravlenie protsessom kommunikatsii [Projective model of a museum of the XXI century: management of the communication process]. Muzey - zritel. XXI vek [Museum - spectator. XXI Century]. St. Petersburg, State Hermitage Museum Publ., 2006, pp. 24-30. (In Russ.).

25. Yureneva T.Yu. Muzeevedenie [Museology]. Moscow, Academic project Publ., 2003. (In Russ.).

УДК 069:316.472.45

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ РАН1

Куринских Полина Александровна, научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, РФ). E-mail: polina_ alexandrowna@mail. ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики, посвященной сохранению историко-культурного и природного наследия на примере сада-музея «Дерево Дружбы». Внимание акцентируется на вопросе презентации его отдельных объектов в информационном поле. В настоящее время все более актуальной становится презентация музеев в социальных сетях: Твиттер, Instagram, ВКонтакте.

1 Статья подготовлена в соответствии с проектом РФФИ 19-49-230007\20 «Объекты историко-культурного и природного наследия в системе перманентных межэтнических и межгосударственных коммуникаций (на примере "Дерево Дружбы" г Сочи)», № госрегистрации АААА-А20-120031890046-0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.