УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
О.Г. Федоров
Аннотация. Статья рассматривает актуальные вопросы, связанные с необходимостью решения проблем развития работников социальной сферы. Содержание статьи нацелено на раскрытие основных подходов к развитию инновационной компетентности специалистов. Автором акцентируется внимание на идее о наличии причинно-следственных связей во всех происходящих в обществе процессах. Значимость развития инновационной компетентности специалистов определяется тем, что специалист должен реагировать на любые изменения в социальной сфере, обладать способностью адаптироваться к этим изменениям. Автором доказана важность учета изменений в обществе и потребностей каждого человека в процессе их профессионального становления и развития, уточнены понятия, касающиеся рассматриваемой темы. На основе анализа существующих подходов автором определены проблемы, требующие дальнейшего исследования в рамках развития инновационной компетентности специалистов. Статья предназначена на педагогов, психологов, социологов, философов, студентов, аспирантов, преподавателей, руководителей, занимающимися исследованиями в социальной сфере.
Ключевые слова: инновация, компетентность, развитие, социальная сфера, социальная система, творчество, самореализация, саморазвитие.
MODERN APPROACHES TO THE EVOLUTION OF INNOVATING COMPETENCE
OF SOCIAL SPHERE WORKERS
O. Fedorov
Abstract. The article examines the current issues associated with the need to address the problems of development of social workers. The content of the article is aimed at revealing the main approaches to the development of innovative expertise. The author focuses on the idea that there is a cause and effect relationship in all of what is happening in society processes. The importance of the development of innovative competence of specialists is determined by the fact that the specialist should respond to any changes in the social sphere, should be able to adapt to these changes. The author proves the importance of taking into account changes in society and the needs of each person in the process of professional formation and development, clarified concepts related to the topic at hand. Based on the analysis of existing approaches, the author identifies problems requiring further investigation in the development of innovative expertise. The article is intended for teachers, psychologists, sociologists, philosophers, students, graduates, teachers, executives, working on research in the social sphere.
Keywords: innovation, competence, development, social sphere, social system, creativity, self-realization, selfdevelopment.
Рассматриваемая тема требует внесения ясности относительно ряда понятий, используемых в статье, чтобы, опираясь на единое понимание сути явлений, можно было рассматривать её содержательную часть. Формирование и развитие инновационной компетентности также требует знания этих основ.
Сегодня существует неопределенное множество трактовок понятия «социальная сфера». С одной стороны, социальная сфера представляет статичное образование, структура (элементы) которой оказывают непосредственное влияние на
жизнедеятельность членов общества, находящихся в данной среде, и опосредованное влияние на других членов общества, которые имеют определенное
(например, через других людей) отношение к этой среде. При этом данная среда диктует условия, с которыми должны считаться, и содержит комплекс факторов, которые влияют на жизнедеятельность членов общества. С другой стороны, социальная сфера сформирована с учетом интересов людей и выполняет определенную функцию в их интересах, следовательно, она является динамичной системой, сформированной на основе налаживания отношений между её элементами (людьми, социальными
институтами, элементами инфраструктуры). В данном случае элементы этой системы и отношения между ними могут выступать как условиями, так и факторами, влияющими на жизнедеятельность человека.
51
Таким образом, социальная сфера - это комплекс взаимосвязанных объектов среды, ориентированный на обеспечение
жизнедеятельности людей и общности, влияющие на их поведение. Ограничителями социальной сферы являются: требования
(права, нормы) государства, общества, коллектива и определяемые (наделяемые) ими функции, которые задаются отдельным элементам социальной системы (объектам социальной сферы); интересы и потребности людей, причастных к данной социальной среде.
Понятие компетенция сегодня является часто упоминаемым в различных источниках, особенно применительно к сфере образования. При этом часто само понятие «компетенция» трактуется как совокупность способностей специалиста, а это лишь одна сторона компетенции. Поэтому иногда трудно определить, что же имелось в виду, когда применили слово компетенция, например, когда говорят о результате обучения. Может, обучающийся получил полномочия, которые ему дают право заниматься тем, чему обучили? Или же в процессе обучения освоил знания, получил умения и навыки, позволяющие осуществлять определенный вид деятельности? Поэтому с учетом специфики рассматриваемого вопроса целесообразно рассматривать понятие «компетенция» дифференцированно, а именно:
компетентность - показатель соответствия, характеризующий способность человека выполнять определенные функции в какой-либо сфере деятельности;
полномочие - предоставленное субъекту право выполнять требуемые функции и принимать самостоятельные решения в конкретных ситуациях. Причем в качестве субъекта может выступать человек, группа, коллектив, организация. Полномочиям придается правовой характер, поскольку все действия субъекта (человека, специалиста и т.д.) определяются нормативно-правовыми актами. Специалисту дано право решать конкретные задачи и принимать решения по их результатам, также субъект, вступая в правовые отношения, несет ответственность за принятые решения и результат своих действий (влияния на управляемые объекты: человека, социальные группы, коллективы, организации, объекты инфраструктуры и т.д.).
Понятие «инновация» чаще
рассматривается как нововведение,
приводящее к существенным изменениям результата от его реализации [2, 4, 5, 6, 11, 12
и др.]. Однако целесообразно данное понятие рассматривать как любое новое, внедряемое в разные сферы общества: жизнедеятельности людей, деятельности организаций,
предприятий, органов управления и др. Само понятие инновация является обычным словом, введенным из английского в русский язык: innovation - новинка, новшество. Более того, иногда рассматриваются отдельные методики, технологии, которые представляются как инновационные, но результат их реализации может иметь обратный эффект - негативный. Однако это же все равно новое, то есть ранее не существовавшее для конкретной ситуации, нововведение имело место быть.
Поэтому целесообразно рассматривать инновацию как что-либо, реализуемое взамен существующего или дополняющее
существующее. Любое нововведение обязательно будет иметь какой-либо эффект, но он может быть существенным и незначительным.
Инноваторы всегда предполагают, что их инновационный продукт будет иметь значительный эффект. Именно это ожидание подталкивает к введению нового: средств, технологий, методик, организационных структур, элементов управления, систем и т.д. Чтобы понять, к каким результатам приведет нововведение, новатору следует обладать определенными качествами, наличие которых позволяет понять суть своей творческой (новаторской) деятельности и прогнозировать результаты своего труда, определить сферу реализации и организовать внедрение своих идей или же предложить варианты реализации. Для этого у работника-инноватора должны быть развиты определенные компоненты (составляющие) компетентности.
Прежде всего инноватору нужно обладать качествами исследователя [1, 3, 9]. С одной стороны, это состояние души, а с другой, знание и умение применять различные методы исследования. Попытка реализовать новое еще не говорит о том, что результат станет желаемым как для инноватора, так и для среды, куда внедряется конкретное новшество. Поэтому нужно научиться оценивать результаты нововведений и инновационной деятельности, а также предполагаемые риски.
Инноватор должен обладать способностью проводить диагностику ситуации. Сегодня существует достаточно широкий спектр диагностических методов различных отраслей науки, однако ситуации не всегда повторяются, следовательно, опираясь на существующие методики, следует уметь их
52
адаптировать к конкретной ситуации, определенной среде. Так как инноватор имеет целью изменить (улучшить) состояние объекта (существующую ситуацию, повысить эффективность труда или облегчить труд или добивается иных положительных результатов в конкретной среде), то следует искать проблемные участки, наличие которых и не позволяет достигать желаемого уровня развития объекта.
Умение прогнозировать результаты своих нововведений является важным аспектом инновационной деятельности. Если считать, что проблема, тормозящая развитие рассматриваемого объекта, существует, то прежде всего следует понять, из-за каких причин (факторов) данная проблема проявляется. Следовательно, удаляя причины, мы устраняем проблему, поскольку не на чем данной проблеме будет «держаться». В данном случае, если видно, устранение каких причин позволяет решить проблему, то на уровне гипотезы можно выстроить прогнозы своих нововведений. Однако состояние объекта может зависеть от различных факторов, следовательно, прогнозирование предполагает комплексную оценку предполагаемых изменений, что требует от инноватора определенной компетентности в различных отраслях знаний. Более того, социальная сфера, особенно в системе неформальных отношений, является непредсказуемой, поэтому следует учесть и данный аспект. На необходимость учета различных факторов в социальной сфере и их учет в развитии специалистов обращают внимание многие исследователи. Даже в одной и той же сфере деятельности работника социальной сферы, например, в сфере образования, появляется необходимость учитывать специфику труда работников [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15 и др.].
Как диагностика, так и прогнозирование требуют умения проводить аналитическую работу, которая позволяет оценить совокупность имеющихся или полученных (инноватором как исследователем) сведений для принятия требуемых решений. При этом важно уметь устанавливать причинноследственные связи между различными явлениями и отношениями в социальной среде.
Немаловажно уметь быть организатором, что значимо для организации работы, направленной на реализацию своих идей, при организации исследований в области предполагаемых или реализуемых
нововведений, для вовлечения соратников в
инновационную деятельность. Из этого вытекает необходимость ещё одного компонента инновационной деятельности -умение обосновывать и аргументировать свои позиции. Деятельность в социальной сфере делает необходимым наличие компетентности, хотя бы знания основ, в области информатики, кибернетики, теории управления, социологии, психологии, педагогики и ряда других, которые отражают специфику сферы инновационной деятельности.
На творческую компетентность влияют разные факторы: личностные социальные [1, 2, 3, 9 и др.]. Важными личностными качествами являются развитые способности увидеть и осмыслить различные явления, не опираясь на общепринятые догмы, умение предложить и обосновать принципиально отличающиеся от общих норм идеи, направленные на изменение ситуации. В связи с этим значимым социальным фактором, влияющим на реализацию творческих идей, оказывает противостояние целевой группе, на которую нацелены конкретные идеи. Часто такая ситуация возникает из-за неопределенности конечного результата, из-за его труднопрогнозируемости.
С учетом того, что в современном обществе социальные процессы и обуславливающие их факторы динамичны, требуется обеспечение непрерывной подготовки специалистов с уровнем компетенции, адекватным современным требованиям. Динамика такова, что информация либо устаревает к моменту завершения обучения, либо преподаватели сами не успевают освоить новый объем информации для внедрения в образовательный процесс. Современная система подготовки специалистов имеет некоторое запаздывание в необходимости подготовки специалистов на уровне, требуемом обществом, различными сферами профессиональной деятельности. Обусловлено это тем, что образовательные стандарты, программы разрабатываются исходя из сегодняшних потребностей и имеют временной характер. В течение определенного периода времени осуществляется их реализация, но происходят существенные изменения в сфере деятельности выпускников образовательных учреждений и в обществе. Поэтому в образовательном процессе важно обеспечивать развитие творческих
способностей, умений осуществлять инновационную деятельность, организовать информационные процессы, что позволит компенсировать пробелы в обучении и
53
адаптироваться к изменениям в социальной сфере [2, 4, 8, 6, 15].
В настоящее время в сфере образования сложились определенные подходы к реализации средств информатики в учебном процессе, однако хотя умение и способности их реализовать важны в качестве инновационной компетентности специалиста, несмотря на огромные возможности современных информационных технологий, не стоит преувеличивать их достоинства. Их развитие расширяет круг наших возможностей, но следует отметить, что в погоне за развлечениями по бескрайнему информационному полю человек утрачивает способность к целеполаганию, возможность превращается в потребность, а человек становится рабом этой потребности. Для педагога важно оберегать от этого негативного влияния своих подопечных, следовательно, воспитательная компонента обучения приобретает особое значение. Поэтому у будущих инноваторов важно развивать способности прогнозирования результатов их применения, что значимо для любой сферы профессиональной деятельности.
Сегодня обращается достаточно много внимания на инновационное обеспечение деятельности образовательных учреждений, которое касается не только психологопедагогических аспектов работы [2, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14], но имеется достаточно широкий спектр работ экономической направленности, положения которых применимы для стимулирования инновационных процессов [8, 10, 11, 15]. В различных отраслях наук и в разных контекстах применительно к инновациям проведено: в 2012 г. - 441, в 2013 г. - 499, в 2014 г. - 146 диссертационных исследований [10].
Образовательный процесс протекает в социальной системе и на его состояние влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Однако в педагогической практике они не всегда учитываются [5, 8, 9, 12, 13, 15]. Внедрение инноваций в
образование должно приводить к существенной перестройке учебного процесса и, как следствие, к разработке методического сопровождения инновационных процессов на всех уровнях образования, процессов решения специфических задач в образовательном пространстве. Обобщенно в этой области основные направления деятельности можно представить как: создание конструктивных
подходов и организационных форм различных вариантов получения образования; разработка
методики проведения занятий в инновационной среде; психологическое сопровождение инновационных процессов, субъектов инновационного пространства; создание фондов различных направлений инновационного влияния на развитие обучающихся; развитие коммуникативного пространства с учетом инновационных тенденций в образовательном пространстве.
Сегодня наметилась тенденция к организации подготовки специалистов на основе их саморазвития. Реализация данного подхода должна быть направлена на повышение качества обучения, развитие творческих способностей обучающихся, их стремление к непрерывному освоению новых знаний и их реализацию в практике своей деятельности. При этом важно создать условия для активизации интеллектуальной
инициативы и творческого мышления обучающихся в процессе их самостоятельного профессионального развития. Это послужит фактором инновационной активности.
В процессе изучения путей повышения эффективности самостоятельного
профессионального развития следует обратиться к научным источникам, которые определяли областью исследований саморазвитие, развитие творчества на протяжении ряда лет, в основном это касается таких научных областей как педагогика, психология. Проблемам повышения продуктивности самостоятельной работы уделяют большое внимание в своих трудах
А.П. Аристов, Е.Л. Белкин, З.А. Вологодская, Я.Г. Гендлер, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, А.С. Лында, И.И. Малкин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, Н.М. Шульман и др., которые обращают внимание на необходимость дальнейшего решения данных проблем.
Даже запуск системы непрерывного повышения квалификации специалистов не позволяет полностью решить проблему поддержания на необходимом уровне компетентности специалиста. Поэтому в дополнение к тому, что в системе образования будут предусмотрены меры развития навыков самообразования, следует у обучающихся формировать навыки наставнической деятельности, чтобы этот опыт передавался в различные сферы профессиональной деятельности выпускников. По своей сути наставничество предполагает передачу положительного опыта, не исключается и передача опыта инновационной деятельности.
54
При этом важно развивать личную мотивацию обучающегося или специалиста к обучению. В образовательных учреждениях данное направление работы должно стать одним из элементов профессионализации будущих специалистов, что потребует принятия мер для повышения качества образования.
Человек (обучающийся, специалист) при осуществлении инновационной деятельности вступает в определенные отношения со средой деятельности, сферой образования, во взаимосвязанные между собой процессы [13]. «Инновационные процессы» инициируются человеком, под его воздействием протекает ход этих процессов, включая связанных с нововведениями в сферу деятельности. При этом может осуществляться их наблюдение (мониторинг), диагностика, корректировка, то есть человек управляет процессами инновационной деятельности. Управление является особым видом деятельности и выступает как процесс воздействия кем-нибудь или чем-нибудь на объекты регулирования (процессы, системы, социальные группы, устройства, среды и т.д.). При этом отдельные инновационные процессы могут подлежать автоматизации, может подвергаться автоматизации и сам процесс управления деятельностью, что в свою очередь также является решением инновационных задач, следовательно, этот аспект должен являться одним из элементов инновационной компетентности.
Одним из значимых направлений развития инновационной компетентности будущих специалистов является работа с молодежью. Данная работа может иметь разную направленность. С одной стороны, часть молодежи обучается в образовательных учреждениях, с другой стороны, студентов можно привлечь к работе с молодежью, не обязательно находящихся в студенческой среде. Анализ разработанности подходов к решению проблем развития творческих инициатив молодежи, состояния работы по поддержке данного направления деятельности молодежи показывает направления решения выявленных проблем, в частности, эта работа может стать продуктивной в случае её организации с учетом условий и факторов, значимо влияющих на творческую деятельность молодежи; если работа будет строиться на развитии и поддержке творческих инициатив молодежи и «инновационных отношений». Важно также учесть выявленные подходы к развитию и поддержке творческих инициатив, которые для
конкретной ситуации (условий, факторов) могут стать эффективными. В данном случае через творческую деятельность молодежь будет выстраивать собственную личностную стратегию жизни.
Опираясь на работы О.В. Курышевой [7] в качестве значимых факторов, влияющих на развитие творческих инициатив, можно выделить как личностные качества молодежи (неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень
толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных), так и социальные факторы, в частности влияние субкультур (поиск удовольствия, желание хорошо проводить время, аннулирование
родительских стандартов, формирование пространства деятельности, отклоняющейся от общепринятых норм).
В сегодняшних условиях развития общества существует ряд факторов, негативно влияющих на развитие творческой инициативы личности, к числу которых можно отнести следующие:
- состояние стресса и тревожности, обусловленных разнохарактерными условиями жизнедеятельности молодежи: низкая оплата труда и конкуренция на высокооплачиваемых рабочих местах; избыточность специалистов относительно отдельных профессий (менеджеров, экономистов); отсутствие рабочих мест в сельских местностях и ситуативный (временный, эпизодический) характер работы и ряд других;
- постоянная нехватка (дефицит) времени в мегаполисах, что нагнетает темп жизнедеятельности молодежи; ограничивает творческую деятельность, инициатива часто направляется на решение проблем, а не на реализацию творческого потенциала;
- информационное разнообразие,
увеличение скорости распространения информации, рост информационного потока дают большой выбор, однако часто имеют обратный эффект: отвлекают от основной (значимой и необходимой) информации; приходится долго разбираться в информационном потоке, выбирая
необходимые сведения.
Творческие инициативы, если
рассматривать в контексте внутреннего побуждения личности к новой деятельности, следует рассматривать как желание кем-либо изменить или создавать новую социальную ситуацию, полезную для общества, привнося определенные социальные ценности. Если же молодёжь нацелена, мотивирована на
55
подобные действия, то задача заключается в поддержке их творческой деятельности. В случае необходимости решать проблемы творческой деятельности следует принять меры стимулирующего характера,
направляющие молодое поколение на преобразование существующего или создание нового продукта творческой деятельности. При этом творческая инициатива может проявиться вследствие воздействия мер стимулирования, либо удовлетворения собственными достижениями.
Чтобы добиться успеха в развитии творческих инициатив необходимы такие качества, которые в человеке открывают качества творца, а именно, оригинальность решений, творческое воображение и креативность идей, творческая активность, стремление к осмысленным преобразованиям действительности, которые, по сути, составляют творческий потенциал личности. Но работа по развитию творческих инициатив молодежи должна строиться на определенных принципах, несоблюдение которых будет «размазывать» эффект от проводимой работы [1, 3, 4, 5, 7, 8, 12]:
1) мотивация на социально значимую деятельность. Данный принцип предполагает развитие активности молодежи на реализацию творческого потенциала. В качестве элемента мотивации следует рассматривать возможные стимулы, которые могут иметь воспитательный, материальный, финансовый, информационный характер. В данном случае должна рассматриваться последовательная цепочка «внимание -интерес-потребность-мотив», каждый элемент которой имеет свою специфику отношений (влияния) в социальной среде. При этом следует осуществлять мониторинг состояния, индикаторами которого является поведение личности. Не следует оставлять без внимания эмоции, показывающие (выражающие) отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности;
2) обеспечение свободы мысли и действий молодежи. Соблюдение данного принципа позволяет молодежи высказать свою точку зрения, обосновать свою позицию и свой выбор, формирует у молодежи уверенность в себе, в своих действиях. Данный принцип характеризуется предоставлением возможности самостоятельных решений для достижения социально значимых целей, что может быть реализовано как на этапе определения инициативных целей, так на основе принятия творческих решений на всех
этапах решения задач для достижения поставленной цели. Но цели могут быть определены социумом, тогда свобода для творческих действий предоставляется на различных этапах решения задач, направленных на достижение определенной (установленной) цели. В соответствии с данным принципом важно исключить принудительный характер влияния на молодежь;
3) непрерывность процессов развития и поддержки творческих инициатив.
Соблюдение данного принципа важно для развития любых категорий людей. Разовый характер влияния на актуализацию творческих инициатив молодежи может привести к затуханию творческих процессов в молодежной среде. Непрерывность
предполагает создание цепи событий,
направленных на поддержку творческих инициатив, что может иметь и мотивационный характер, основанный, например, на расширении (распространении)
эмоционального, интеллектуального,
социального опыта молодежи. Значимым является обеспечение преемственности
решаемых задач и достигаемых целей, что, с одной стороны, формирует у молодежи положительную самооценку, основанную на положительных результатах своего труда, с другой стороны, повышается социальный статус личности. Развитие творческой инициативы молодежи должна обеспечиваться на всех возрастных этапах, на разных уровнях получения образования, в различных сферах профессиональной деятельности.
С учетом различных условий и факторов, влияющих на процессы развития и поддержки творческих инициатив молодежи, можно выделить систему поэтапных мероприятий данного процесса, в совокупности представляющих процесс управления:
диагностика уровня развития творческих качеств, инициативных предложений и прогнозирования перспектив развития ситуации;
реализация системы последовательного влияния на личность «внимание-интерес-потребность-мотив» с последующей мотивацией молодежи на социальные инициативы и творческую деятельность, реализацию своего творческого потенциала;
организация или обеспечение творческой деятельности молодежи, поддержка молодежных инициатив, создание условий для реализации творческого потенциала личности;
56
мониторинг (контроль) состояния творческой деятельности молодежи и
субъектов данного процесса, на основе оценки показателей в соответствии с выработанными критериями творческой деятельности, оценки условий её осуществления. При этом следует обеспечить объективность оценки всех
процессов и состояний (параметров), выявление и оценку проблем и рисков;
выработка мер коррекции негативных ситуаций и рекомендаций по их реализации.
Представленная система мер является замкнутой (циклической), что обеспечивает соблюдение принципа непрерывности
протекания процессов развития и поддержки творческих инициатив молодежи, а с учетом коррекции процессов обеспечивается развитие данной системы.
На сегодняшний день остаются важными ряд направлений, требующих
дополнительного исследования в рамках придания им вектора «инновационной направленности»:
- развитие научно-педагогических основ
профессионального развития кадров как совокупности направлений
совершенствования содержания обучения и педагогической деятельности, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, создания условий деятельности субъектам образовательного процесса, научнометодического и информационного
обеспечения деятельности преподавателей и др.;
- разработка требований к
профессиональному развитию специалистов как комплекса педагогических,
организационных, методических, технических, научных мероприятий, которые обеспечивают приведение задач обучения к специальным
Литература:
1. Беняш М.В. Селективное управление развитием творческого потенциала студентов вуза в системе научно-исследовательской работы: Автореферат дис. ... КПН. - Белгород: БГНИУ, 2012. - 24 с.
2. Борщева Л.И. Организация инновационной проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Автореферат дис. ... КПН. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 23 с.
3. Вострокнутов Е.В. Формирование профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности: Автореферат дис. ... КПН. - Тольятти: ТГУ-ПГТУ, 2015. - 25 с.
4. Звягинцева Н.Ю. Самообразовательная деятельность старшеклассника как детерминант формирования инновационной компетентности:
задачам, решаемым на основе реализации условий самостоятельного обучения, нацеливают задачи обучения на ликвидацию недостатков традиционных подходов к подготовке специалистов;
- разработка интегрального критерия
(успешности решения задачи профессиональной подготовки), как совокупности частных критериев (уровень профессионального
мышления как проявление личностных качеств и знаний; выработанные навыки и умения, которые в единстве отражают уровень
подготовленности профессиональных задач; уровень освоения специальных знаний и др.), которые обеспечивают оценку уровня
подготовленности обучающегося,
результативности педагогического воздействия на процесс обучения (результат деятельности преподавателя, успешность внедрения новых технологий обучения и др.) на основе оценки их умения диагностировать, прогнозировать,
проектировать, исполнять и оценивать задачу;
- стимулирование и поддержка инновационных процессов и инновационной деятельности субъектов различных типов и видов образовательных учреждений;
- создание инфраструктуры и сопровождение инновационной деятельности, обеспечение реализации эффективных инновационных решений и распространение опыта инновационной деятельности;
- при преподавании дисциплин (предметов) определение в предметной области направлений, роли и места инновационной деятельности, акцентирование на этом внимания обучающихся, обеспечение непрерывности процессов развития у обучающихся творчества, способностей к инновационной деятельности.
Автореферат дис. ... КПН. - Майкоп: АГУ, 2013. - 26 с.
5. Зиборова Ю.В. Психологические
особенности формирования инновационной позиции студентов: Автореферат дис. . КПсН. - Курск: КГУ, 2012. - 24 с.
6. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования: Автореферат дис. ... КПН. - Красноярск: КГПУ им.
B. П. Астафьева, 2014. - 42 с.
7. Курышева О.В. Психологическая
характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного
университета. Серия 7, Философия. - 2014, № 1(21). -
C. 67-75.
8. Лаптев Л.Г., Савченко И.В., Савченко С.Л., Федоров Г.О., Федоров О.Г., Юнусов А.Р. Обеспечение профессионального становления и
57
развития специалистов в современных условиях: Монография / Под общей ред. Л.Г. Лаптева, О.Г. Федорова. - М.: МГППУ, РГСУ, 2007. - 215 с.
9. Марфутенко Т.А. Формирование творческой компетентности студентов педагогических вузов средствами эвристических заданий по информатике: Автореферат дис. ... КПН. - Владикавказ: СКСИ, 2013. - 22 с.
10. Объявления о защитах // Высшая
аттестационная комиссия: Официальный сайт
[Электронный ресурс]. - URL: http://vak.ed.gov.ru/ (Дата обращения - 25.06.2015).
11. Рудаков П.Г. Социально-философские основания процесса формирования инновационной личности: Автореферат дис. . КФилосН. - М.: МГИУ, 2012. - 26 с.
12. Степанов В.В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: Автореферат дис. ... КПН. - Тверь: ТГУ, 2012. - 25 с.
13. Федоров О.Г. Особенности выбора объекта управления и объекта исследования в социальнообразовательных системах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика», 2009. - № 4. - С. 54-58.
14. Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений. Диссертация. КПН. М.:ВПА, 1991. - 218 с.
15. Ширяев А.А. Управление знаниями в условиях переориентации российской экономики на инновационный путь развития: Автореферат дис. . КЭН. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 28 с.
References:
1. Benyash M.V. Selektivnoe upravlenie razvitiem tvorcheskogo potenciala studentov vuza v sisteme nauchno-issledovatel'skoj raboty: Avtoreferat dis. ... KPN. - Belgorod: BGNIU, 2012. 24 s.
2. Borshcheva L.I. Organizaciya innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Avtoreferat dis. ... KPN. - Elec: EGU im. I. A. Bunina, 2012. - 23 s.
3. Vostroknutov E.V. Formirovanie
professional'no-tvorcheskih kompetencij studentov tekhnicheskogo vuza v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti: Avtoreferat dis. ... KPN. - Tolyatti: TGU-PGTU, 2015. - 25 s.
4. Zvyaginceva N.YU. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' starsheklassnika kak determinant formirovaniya innovacionnoj kompetentnosti: Avtoreferat dis. ... KPN. - Majkop: AGU, 2013. - 26 s.
5. Ziborova YU.V. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya innovacionnoj pozicii studentov: Avtoreferat dis. ... KPsN. - Kursk: KGU, 2012. - 24 s.
6. Il'ina N.F. Stanovlenie innovacionnoj
kompetentnosti pedagoga v regional'nom prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya: Avtoreferat dis. ... KPN. -Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafeva, 2014. - 42 s.
7. Kurysheva O.V. Psihologicheskaya harakteristika molodezhi kak vozrastnoj gruppy // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. - 2014, № 1(21). - S. 67-75.
8. Laptev L.G., Savchenko I.V., Savchenko S.L., Fedorov G.O., Fedorov O.G., YUnusov A.R. Obespechenie professional'nogo stanovleniya i razvitiya specialistov v sovremennyh usloviyah: Monografiya / Pod obshchej red. L.G. Lapteva, O.G. Fedorova. - M.: MGPPU, RGSU, 2007. - 215 s.
9. Marfutenko T.A. Formirovanie tvorcheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov sredstvami ehvristicheskih zadanij po informatike: Avtoreferat dis. ... KPN. - Vladikavkaz: SKSI, 2013. - 22 s.
10. Ob"yavleniya o zashchitah // Vysshaya attestacionnaya komissiya: Oficial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://vak.ed.gov.ru/ (Data obrashcheniya - 25.06.2015).
11. Rudakov P.G. Social'no-filosofskie osnovaniya processa formirovaniya innovacionnoj lichnosti: Avtoreferat dis. ... KFilosN. - M.: MGIU, 2012. - 26 s.
12. Stepanov V.V. Psihologicheskoe
soprovozhdenie motivacionnoj gotovnosti uchitelej k innovacionnoj deyatel'nosti: Avtoreferat dis. ... KPN. -Tver': TGU, 2012. - 25 s.
13. Fedorov O.G. Osobennosti vybora ob"ekta upravleniya i ob"ekta issledovaniya v social'no-obrazovatel'nyh sistemah // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Psihologiya i pedagogika». - 2009. - № 4. - S. 54-58.
14. Shabanov G.A. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva prepodavatelej voenno-uchebnyh zavedenij. Dissertaciya... KPN. M.:VPA, 1991. - 218 s.
15. Shiryaev A.A. Upravlenie znaniyami v usloviyah pereorientacii rossijskoj ehkonomiki na innovacionnyj put' razvitiya: Avtoreferat dis. ... KEHN. -M.: REHU im. G.V. Plekhanova, 2012. - 28 s.
Сведения об авторе:
Федоров Олег Геннадьевич (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Fedorov O. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Moscow State University of Psychology & Education, e-mail: [email protected]
58