НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Т.Л. СТЕНИНА (Ульяновск)
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Освещаются вопросы моделирования систем и процессов инновационного содержания подготовки специалистов. Разработанная автором концепция организации процесса социального проектирования в вузе соотносится с задачами подготовки специалиста, соответствующего требованиям современности. Сфера реализации представленной концепции -система высшего профессионального образования.
Ключевые слова: социальное проектирование, проектная культура студентов.
Актуальность моделирования систем и процессов инновационного содержания подготовки специалистов в высшей школе определяется интенсивным возникновением социальных инноваций. особое внимание в изменении содержания образования на современном этапе его развития уделяется связи теории с практическими навыками, в связи с чем большое значение приобретают образовательные технологии, направленные на формирование у студентов проектной культуры и умений, связанных с проектным менеджментом. Эти технологии должны обеспечивать динамическое моделирование процессов, формирующих такие умения и навыки, как диагностический мониторинг, дифференциальная диагностика, анализ рисков и моделирование инновационных изменений, управление инновационными проектами.
в современных педагогических исследованиях проектная деятельность трактуется как интегративный вид деятельности, изучаются вопросы формирования инициативы в игре, общественно полезной деятельности (м.С. Говоров, т.Ф. Нгнатенко, С.А. Петухов, и.Э. Плотник, и.Д. чернышенко). концептуальные подходы к проектированию в контексте педагогики высшей школы мы находим в работах
П.П. Блонского, Г.Л. ильина, С.и. Горлицкой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, С.т. шацкого и др. Научный анализ метода проектов дается в работах В.В. Гузеева, В.В. Копылова, Н.В. Ма-тяш, Е.Н. Ястребцовой. Перечисленные авторы акцентируют внимание на целях применения метода проектов: способствовать самореализации и рефлексии участников проекта, развивать значимость коллективной работы, формировать коммуникативные навыки.
Необходимо отметить, что в педагогике высшей школы проектирование понимается уже не как применение метода проектов в обучении, а как некий дидактический конструкт, основанный на ведущих принципах проблемно-развивающего обучения, обогащенного идеями компетентностного подхода, содержанием проектных технологий и критериями определения результата [6].
Проектирование на современном этапе развития представлений о нем в контексте педагогики рассматривается и как механизм формирования образовательных инноваций (Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов), и как по-лифункциональная деятельность (в.Е. ради-онов). Актуальные проблемы проектирования в педагогике отражены также в работах Т.П. Афанасьевой, В.П. Беспалько, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова, С.Д. Дерябо, и.А. Елисеевой, С.С. Кашлева, В.С. Лазарева, Л.и. Лурье, В.М. Монахова, В.А. Ясвина, где доказывается потребность в проектировании как одном из видов педагогической практики и условии формирования проектной культуры.
Среди современных теорий и концепций, целью которых является формирование проектной культуры, нашему исследованию созвучна работа Л.А. Филимонюк [7], в которой феномен проектной культуры будущего педагога описан с точки зрения интегративноаксиологического подхода. Автор понимает проектную культуру как способ творческой самореализации человека, включающий ценностно-смысловые образцы проектируемой предметной среды, ядром авторской концепции является педагогическое проектирование.
В исследовании Н.А. Запесоцкой анализируется проблема формирования проектной
© Стенина Т.Л., 2011
культуры менеджера социальной сферы. Автор доказывает положение о том, что «в основе проектной культуры лежит универсальный алгоритм, включающий этапы и технологии анализа проблем в различных сферах социальнокультурной политики, обоснования и практического воплощения нормативной модели ситуации и коммуникативных средств ее реализации» [2]. Однако мы считаем, что сведение понятия «проектная культура» к поэтапной реализации технологических процессов с использованием средств коммуникации значительно сужает понимание исследуемого феномена, т.к. при этом не учитывается детерминированность процесса социального проектирования ценностными ориентациями и социальной активностью субъекта проектирования.
Таким образом, анализ разработанности педагогической проблемы формирования проектной культуры личности позволил нам сделать вывод о том, что ее педагогические аспекты требуют нового осмысления в связи с изменением социокультурной ситуации (особенно в образовании). Необходимость определения теоретических и методологических основ институционализации социального проектирования в контексте педагогики высшей школы обусловила изучение его современных организационных форм и обращение к проблеме дефиниции данного понятия в рамках педагогической инноватики как одного из направлений теории систем и процессного подхода.
Педагоги эмпирически доказали, что социальное проектирование способствует формированию исследовательских, коммуникативных и управленческих навыков, а также когнитивных, мотивационно-ценностных, эмоциональных и личностных особенностей личности. Понимание смысла социального проектирования и освоение технологии оказывают определенное влияние на личностное развитие, повышают уровень социальной адаптации, актуализируя и ускоряя ее. С позиций те-заурусного подхода социальное проектирование, в свою очередь, обеспечивает формирование ценностных ориентаций личности, усиливает мотивацию к достижению реального успеха деятельности. Анализ основных теорий, отражающих педагогическую проблему проектной деятельности в образовании (работы Л.Н. Азаровой, K.M. Кантора, Н.В. Ма-тяш, Н.Ю. Пахомовой), приводит нас к выводу, что социально-детерминированная проектная деятельность студентов должна стать важнейшим компонентом образовательного процесса, направленного на реализацию их соци-
альной и творческой активности. в предлагаемой концепции мы сознательно не выделяем направление профессиональной подготовки студентов, поскольку для разработки социального проекта требуется интеграция не только специализированных, получаемых в рамках отдельного (инженерного, гуманитарного или экономического) направления подготовки знаний, но и относящихся к области гуманитарных и экономических наук (культурологии, философии, психологии, менеджмента и маркетинга, основ управления), а также умений анализировать и синтезировать информацию, моделировать процессы и системы, создавать и наполнять содержанием каналы коммуникаций, работать в команде. В социальном проектировании отражена важная концептуальная установка: вопросы прогнозирования и диагностики связаны с реальными социальнопроектными задачами. Разрабатывая и реализуя социальные проекты, студенты учатся решать профессиональные задачи, не только используя специальные знания, но и учитывая социальные аспекты, в частности состояние социально-экономической, экологической и других сфер развития общества.
По нашему мнению, один из инструментов решения задач разработки инновационных форм обучения студентов в вузе - разработка концепции организации социальной проектной деятельности в социально-педагогическом пространстве вуза на основе сочетания теории и практической деятельности в форме участия студентов в социальном проектировании. концепции, метод и приемы последнего в настоящее время становятся неотъемлемым элементом теории и практики управления.
теоретическим научным основанием для разработки концепции служат концепция инновационного государственного управления, построенная на идее эффективного использования инновационного потенциала двух взаимодействующих систем - государства и общества; педагогическая концепция проективного образования Г.Л. Ильина, ядром которой является развитие у обучаемых проективного научного мышления, т.е. «научного мышления на стадии возникновения замысла той или иной проблемы, зарождения новых идей и, как результат такого обучения - овладение способами приобретения существующих и порождение новых знаний, развитие творческих способностей» [3]; теоретические положения концепции знаково-контекстной формы обучения
А.А. Вербицкого [1], основанной на теории деятельности А.Н. Леонтьева; концепция инно-
вационного проектирования молодежи в региональной политике Г.А. Лукс, определяющая вектор реализации стратегических целей развития молодежи [5].
концепция организации проектной деятельности в профессиональной подготовке студентов в вузе включает характеристику состояния социальной инновационной среды, цели формирования и развития проектной культуры личности студентов, модель организации социального проектирования, технологию социального проектирования и условия ее реализации, процедуру оценки формирующегося интегративного качества личности — проектной культуры. Сфера применения разрабатываемой концепции — система высшего профессионального образования. концепция приложима как к высшему профессиональному образованию, так и к дополнительному образованию.
Согласно методу древа целей, мы используем иерархическую структуру, полученную путем расчленения общей цели на подцели, которые, в свою очередь, разбиваются на более детальные составляющие - подцели нижележащих уровней (направления деятельности и задачи). Цель разработки концепции организации проектной деятельности в образовательной деятельности вуза - превращение Ульяновской области в инновационный регион по показателям внедрения социальных проектов и заинтересованности членов общества в решении социальных проблем, увеличение количества инноваторов.
Подцель первого уровня - разработка новых педагогических технологий, отражающих потребность в инновационном образовании студентов, которое отвечает задаче формирования общекультурных компетенций. Под инновационным образованием мы понимаем развитие у студентов инновационного мышления, а также способностей, знаний и умений, необходимых для осуществления инновационного развития региона и страны. основными критериями инновационной подготовленности студентов являются умения диагностировать и дифференцировать социальные процессы по основанию полезности или возможной опасности для общества и граждан, творчески обеспечивать процесс разработки и принятия решений, организовывать и контролировать их исполнение в условиях инновационной трансформации общественных отношений.
Подцель второго уровня - формирование проектной культуры студентов, необходимой для эффективного решения социаль-
но значимых задач, разработки и реализации целесообразных социальных инноваций. Проектную культуру мы рассматриваем, исходя из понимания культуры как целостного явления, как части совокупной культурной системы, не обособляя ее и опираясь на то общее, что есть в различных видах человеческой деятельности.
Проектная культура личности как социально-детерминированный сегмент общей культуры человека определена нами как качественное, системное, интегративное и изменяющееся во времени качество личности, характеризующееся определенным уровнем знаний о происходящих социальных процессах, сформированными ценностными ориентациями, социальной активностью, интегрированными в социально значимой проектной деятельности.
На наш взгляд, реализация концепции позволяет устранить противоречия между декларируемым социальным заказом на компетентного специалиста и уровнем подготовки студентов; требованиями, предъявляемыми к высшему профессиональному образованию, реализуемыми в настоящее время образовательными программами, и отсутствием диагностических процедур оценки уровней формирования общекультурных компетенций. Формирование и развитие общекультурных компетенций современных специалистов, к которым мы относим и проектную культуру, происходят в процессе системного обучения и целенаправленного воспитания. В свою очередь при организации социально-педагогического пространства должны быть соблюдены необходимые организационно-педагогические условия. очевидна необходимость разработки модели организации социального проектирования в социально-педагогическом пространстве вуза, обеспечивающей удовлетворение всего комплекса требований, предъявляемых к проектной культуре студентов.
В педагогике метод разработки моделей педагогического процесса обоснован в работах
В.Г. Афанасьева, В.С. Безрукова, Ю.В. Громыко, В.А. Сластенина, Г.В. Суходольского и др. разработка новых педагогических технологий в образовании требует апробирования на моделях предлагаемых нововведений и выработки рекомендаций по их применению. Модель организации процесса социального проектирования в образовательном процессе включает разработку совокупности компонентов деятельности, направленной на поиск и внедре-
ние инновационных подходов и способов решения социально значимых проблем региона. В качестве методологической основы данной модели мы определили деятельностный подход в организации процесса познания. Логика моделирования обусловлена задачей формирования общекультурных компетенций современного специалиста.
разработанная нами модель представляет собой совокупность целевого, структурносодержательного, организационно-процессуального и диагностического компонентов самостоятельной проектной деятельности и участия студентов в работе молодежных объединений и других общественных организаций. Для моделирования процесса формирования проектной культуры личности студентов важно понимать, что современное студенчество выступает инициатором нововведений. установки, идеи, ценностные ориентации студентов могут существенным образом повлиять на перспективы развития общества в целом. «Социальный проект всегда несет на себе отпечаток ценностных ориентаций авторов, вот почему важным является направленность процессов образования и воспитания в вузе на повышение действенности мировоззренческой подготовки современных студентов, которая в социально значимой проектной деятельности находит свою завершенность, превращая приобретаемые знания в личные убеждения» [4, с. 4] .
рассмотрим содержание каждого из компонентов модели. Ее целевой компонент содержит постановку цели моделирования, определение и конкретизацию задач формирования проектной культуры студентов, выбор и обоснование методологии. основной целью является поступательное движение личности в направлении развития исходного уровня проектной культуры. Базовые положения модели определены задачами, состоящими в организации:
- процесса социального проектирования на основе гармоничного сочетания базовых знаний об основах социального проектирования, социально-экономическом развитии региона и практики управления проектами с учетом имеющихся ресурсов и в соответствии с приоритетными направлениями развития региона;
- проектной деятельности, предусматривающей сбор и обработку информации для формирования проблемного поля будущего социального проекта;
- взаимодействия с заинтересованными органами законодательной и исполнительной властей региона, бизнес-сообществом, администрациями высших учебных заведений на основе принципа социального партнерства;
- участия студентов в конкурсах молодежных социальных проектов для повышения самооценки и формирования мотивации успеха;
- презентации проектов и апробирования результатов проектирования (реализация проектов).
Методология построения модели организации социального проектирования в образовательном процессе вуза опирается на обеспечивающие эффективность ее реализации принципы системности, социальной активности, креативности, коммуникативности, адаптивности, эффективности, ценностной детерминации (аксиологический принцип).
Структурно-содержательный компонент модели включает выполнение задачи формирования проектной культуры, выявление показателей, характеризующих качественные изменения личности в процессе участия в проектной деятельности, выявление педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса. Цель формирования проектной культуры личности студентов конкретизируется в постановке и решении следующих педагогических задач:
- сознательное усвоение знаний о социальном проектировании и социальных инновационных процессах, происходящих в стране, концепции инновационного социального развития, теории управления, менеджмента проектов, социальных программ;
- развитие способности к социальному проектированию как качества, присущего каждой личности и предполагающего ее успешное функционирование в социуме;
- формирование личной ценностной позиции к проектированию, позитивного и заинтересованного отношения к решению социальных проблем, направленность на ин-териоризацию и создание социальных ценностей, проявление социальной активности и ответственности;
- развитие общественных отношений, прежде всего управленческих, организационных, в которых материализуются знания, нормы, образцы;
- мотивация творческой деятельности в сфере управления социальным развитием региона, носящей творческий характер, позволяющей переводить в процессе социализа-
ции знания, ценности общества в устойчивые свойства личности, формировать как саму личность, так и ее культуру, нормы поведения, мотивы к инновационной деятельности; утверждение уважения в обществе к социальным институтам, государству, законам, морали, праву;
- разработка и внедрение проектных технологий, оптимизирующих сам процесс социального проектирования и объединяющих специальные знания о социальном проектировании, отношения, творческую деятельность и работу общественных институтов.
Важными для формирования проектной культуры являются современные концепции и наукоемкие технологии обучения, составляющие организационно-процессуальный компонент модели. Представленная в концепции технология разработана с учетом условий организации учебной, научно-исследовательской, воспитательной, практической и самообразовательной деятельности студентов по освоению методов, приемов и средств социального проектирования. В единстве и взаимосвязи данных видов деятельности формируется заинтересованное включение студентов в процесс социального проектирования, а достижение конкретных значимых результатов закрепляет направленность на формирование проектной культуры. Выбор применяемых методов продиктован целью, принципами и содержанием образовательного процесса, условиями, в которых он протекает, возможностями и особенностями его участников. Перечислим некоторые из них: изучение сущности и содержания социального проектирования; освоение его методологии в организационнодеятельностной игре, тематических дискуссиях в режиме «круглого стола», «мозгового штурма»; использование техники рефлексивного мышления; сопоставление целей и задач проекта с развитием социальной инновационной среды региона и потребностями социума; самодиагностика; сравнение своего проекта с наиболее успешными проектами других проектных команд.
В педагогическом эксперименте по освоению технологии социального проектирования, направленной на формирование проектной культуры личности студентов, участвовали студенты государственных высших учебных заведений г. ульяновска и слушатели Малой академии государственного управления, базовым вузом которой в ульяновской области является ульяновский государ-
ственный технический университет. исходя из положения о том, что в силу социальнопсихологической природы процесс социального проектирования несет на себе отпечаток ценностных отношений субъекта проектирования, актуализируемого в мотивационной структуре и направленности коммуникативнопознавательных процессов в обществе, в основу формирующего этапа эксперимента положено социальное проектирование в рамках реализации молодежной политики региона. Формирование проектной культуры личности студентов в данном контексте становится не только результатом педагогического эксперимента, но и способом преодоления разнообразных общественных противоречий в молодежной среде, преобразования существующей ситуации в региональной молодежной политике, изменения социальных институтов. За три года, в течение которых мы проводили педагогический эксперимент, студенты разработали более 350 учебных проектов, различных по масштабу - от внутривузовского до окружного. из них 75 проектов прошли экспертизу для участия в конкурсах окружного и всероссийского уровней, 36 проектов участвовали в конкурсе проектов слушателей Малых академий ПФо (авторы четырех из них удостоены звания лауреата). Проект студентки т. Д-й «образование экологического отряда для реконструкции родников ульяновской области», занявший 1-е место во Всероссийском конкурсе молодежных проектов в социальной сфере в г. Санкт-Петербурге, разрабатывался и выполнялся на основе взаимодействия и сотрудничества с областным детским экологическим центром. Целью проекта являлось формирование молодежной группы - экологического отряда для реконструкции, восстановления родников ульяновской области и благоустройства территории вокруг них. Проект получил поддержку Министерства лесного хозяйства и природопользования ульяновской области и рекомендован к реализации во всех муниципальных образованиях области.
В ульяновском государственном техническом университете было реализовано более 20 масштабных студенческих проектов. Среди них особо стоит отметить такие проекты, как «Новые грани искусства» - традиционный конкурс и выставка экспериментальных творческих работ студентов, выполненных с использованием компьютерных технологий; социальные проекты, направленные на формирование у студентов семейных ценностей
(клуб «Молодая студенческая семья», «школа молодых родителей», «Жизнь замечательных семей», «Зеленый свет студенческим семьям!»); проект в поддержку донорства «5+!», фотоконкурс «Политех в лицах», фотомарафон, посвященный юбилею вуза, литературный конкурс студенческих работ с последующим выпуском альманаха «На крыльях мечты», а также проекты в рамках молодежного движения Приволжского федерального округа «Добрая воля» по социальной адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе организации самостоятельной проектной деятельности студентов для нас было важным придать смысл проектированию, сделать эту деятельность социально и личностно значимой, выделить в ней аксиологическое начало. Наличие смысла и ценностного отношения к проектной деятельности способствует формированию проектной культуры личности студентов, ведет к развитию творческого потенциала, активизирует личностные свойства. обнаруживая проявление общечеловеческих ценностей в проблематике того или иного проекта, выделяя аксиологическое ядро проектной деятельности, мы стремились к тому, чтобы через группу студентов, участвующих в формирующем этапе педагогического эксперимента, стимулировать активность других студентов, вовлекать их во все виды и направления социального проектирования, в участие в конкурсах социальных проектов различного уровня.
Литература
1. Вербицкий АА., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М. : МГОПУ, 2006.
2. Запесоцкая Н.А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
3. Мльин Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка // Школьные технологии. 2007. № 4. С.56-59.
4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.
5. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара. : изд-во «Самарский университет», 2003.
6. Свечников К.Л. Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.
7. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.
Conception of organization of higher school students’ project activity
There are covered the issues of modelling of systems and processes of innovative contents of specialists’ training. The conception of organization of the process of social projecting at a higher school, developed by the author, correlates the objectives of specialist training, which meets the demands of today. The sphere of realization of the conception is the system of the higher professional education.
Key words: social projecting, project culture of students.
М.В. ЩЕРБАКОВА, В.В. КОВАЛЕВ (Воронеж)
ПРОФЕССИОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Исследуется проблема профессионального самовоспитания будущего преподавателя иностранного языка; уточняются структурные компоненты профессиограммы, отражающие стороны профессии и личности учителя иностранного языка; образ учителя рассматривается в качестве «интегральной цели» профессиональной подготовки на языковом факультете вуза.
Ключевые слова: профессиографический метод изучения личности, профессиограмма, образ педагога, профессиональная рефлексия, профессиональное самовоспитание.
Студенческий возраст как своеобразный этап завершения процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений является, на наш взгляд, сензитивным периодом для профессионального самовоспитания. именно в вузе закладываются основы тех качеств, с которыми подготовленный специа-
© Щербакова М.В., Ковалев В.В., 2011