Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 2 (1), с. 25-32
УДК 37.035.91
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (на примере Малой академии государственного управления)
© 2011 г. Т.Л. Стенина
Ульяновский государственный технический университет
Поступила в редакцию 02.06.2010
Рассматриваются актуальные вопросы образования государственных служащих. В качестве базисного элемента образовательной программы предложена педагогическая технология социального проектирования, основанная на гармоничном сочетании теоретической подготовки и практической деятельности слушателей Малой академии государственного управления Ульяновской области.
Ключевые слова: социальное проектирование, образование государственных служащих, Малая академия государственного управления.
Одним из наиболее важных условий успешного функционирования государственных институтов и органов муниципального самоуправления является системная смена управленческих элит, позволяющая одновременно сохранить и передать опыт предыдущего и учесть требования, предъявляемые к обновляющемуся управленческому корпусу. В настоящее время проблема подготовки достойных управленческих кадров очевидна. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечал необходимость создания полноценной системы управленческих кадров в общенациональном масштабе, обучения специалистов и подготовки баз данных кадровых резервов. Общество нуждается в профессионально подготовленном аппарате власти как на общефедеральном, так и на региональных уровнях. В настоящее время в Российской Федерации подготовку государственных и муниципальных служащих осуществляют около 150 высших учебных заведений, включая учебные заведения, функционирующие в системе Российской академии государственной службы (РАГС). Вместе с тем данные учебные заведения не ставят своей целью развитие у студентов общественной инициативы, вовлечение их в деятельность, непосредственно связанную с государственными и муниципальными органами, их адаптацию в системе государственной и муниципальной службы.
Таким образом, одной из актуальных задач развития и реформирования государственной службы является разработка и реализация новых принципов работы с молодыми кадрами. К числу таких принципов, отраженных в дей-
ствующем законодательстве, можно отнести предоставление молодому человеку гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению и профессиональной подготовке; обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи; равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе; доступность информации о ней; привлечение молодых людей к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота определил главную задачу государственной власти сегодня - растить себе смену, молодое поколение политиков и управленцев в различных сферах социально-экономического регулирования.
Важным направлением государственной кадровой политики является формирование и реализация инновационных технологий работы с молодежью, студентами, выпускниками вузов, многие из которых рассматриваются в качестве кадрового потенциала и включаются в молодежные кадровые резервы. В свою очередь, механизм формирования кадрового резерва, деятельность по обучению лиц, находящихся в резерве органов государственной и муниципальной власти, а также претендентов на включение в резерв нуждаются в научной проработке.
Основной целью системы профессионального обучения кадров для местного самоуправления в России является рост профессионального уровня, подготовка управленческих кадров но-
вого стиля мышления, владеющих не только необходимыми знаниями, но и навыками, умениями, необходимыми для выработки стратегии, миссии, маркетинга территории, разбирающихся в особенностях рыночной экономики, проблемах государственного и муниципального управления, а также управления человеческими ресурсами.
Анализ проблем подготовки кадров для государственного и муниципального управления доказал, что до настоящего времени не выработаны общие подходы к процессу подготовки муниципальных служащих, программы подготовки муниципальных кадров не основаны на реальных потребностях муниципалитетов и часто дают формальное образование, применение на практике которого неэффективно. Инструментом решения поставленных задач можно считать разработку новой концепции подготовки государственных и муниципальных служащих на основе сочетания теории и практической деятельности в форме участия студентов и слушателей в социальном проектировании, концепции, метод и приемы которого в настоящее время становятся неотъемлемым элементом теории и практики управления.
Социальный характер приоритетов направления общественного развития требует оперативной социальной диагностики, прогнозирования и проектирования новых ситуаций, обоснования гуманных, экономически оправданных путей разрешения возникающих противоречий. В свою очередь, в число наиболее перспективных направлений поисковых и фундаментальных научных исследований в педагогике выдвигаются работы, посвященные тематике проектной деятельности. Анализ научных публикаций и диссертационных исследований дает толчок к разработке эффективных вариантов решения поставленных проблем.
Формирование инновационной среды региона предполагает системный подход к исследованию инновационного потенциала региона, выявление соответствия его потребностям социума, анализ системных противоречий в инвестиционной среде региона как причин невосприимчивости к инновациям. На региональном уровне социальное проектирование представляет собой технологический инструмент управления развитием социальной системы, что способствует возможности использования его как инструмента управления на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления. Анализируя работы А.А. Галановой, Л.Н. Глебовой, В.Н. Виноградова, О.В. Эрлиха, можно сделать вывод, что основой социального
проектирования на региональном уровне авторы определяют партнерство различных социальных групп. Так, Л.Н. Глебова [1], рассматривая социально-педагогическое проектирование образовательной политики региона, подчеркивает, что в его основе лежит социальное партнерство как государственно-общественный способ управления развитием образования. С позиции современного социального менеджмента социальное партнерство рассматривается как особый тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества. Оно формируется как закономерный результат развития гражданского общества (В.А. Борисов, В.В. Комаровский, И.М. Модель, Б.С. Модель) и показатель его экономической, социальной, политической и нравственной зрелости и стабильности. В свою очередь, Л.Е. Востряков [2] в диссертационном исследовании государственной культурной политики современной России делает вывод о том, что «.. .для развития национальной культурной политики России необходимо достижение договоренности между субъектами относительно конкретных форм реализации провозглашенных принципов, соответствия предлагаемой модели культурной политики социально-экономической ситуации в стране».
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к проблемам участия молодежи в государственном управлении в современной науке, с другой стороны - необходимостью глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем данной тематики.
В настоящее время в образовании развивается педагогическая теория воспитания лидера, свидетельством этого являются многочисленные программы, проекты и педагогические технологии формирования лидерских качеств у молодежи: «Лидер XXI века», Всероссийский образовательный форум «Селигер», призванный дать талантливым молодым людям инновационное образование и инструменты развития таланта, содействовать их становлению; с 2006 года в большинстве субъектов Российской Федерации реализуется проект «Молодежный кадровый резерв», направленный на выявление в молодежной среде потенциальных и уже состоявшихся лидеров, их обучение и включение в социально значимую деятельность.
Экспериментальной площадкой для реализации инноваций в подготовке молодежи к управленческой деятельности в Приволжском феде-
ральном округе стал проект по формированию лидеров в молодежной среде «Малые академии государственного управления». Созданная в 2006 г. на территории Приволжского федерального округа по инициативе Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова, данная образовательная программа служит удовлетворению потребностей органов власти и местного самоуправления в специалистах, обладающих лидерским потенциалом и навыками организационно-массовой работы.
На сегодня инновационный образовательный проект «Малые академии государственного управления», адресованный молодым людям с активной жизненной позицией и стремлением стать успешными членами общества, функционирует во всех регионах Приволжского федерального округа. В Ульяновской области Малая академия государственного управления начала свою работу в 2007 году как кадровый резерв для органов государственной и муниципальной власти региона.
В Ульяновской области на сегодня в органах местного самоуправления работают около трех с половиной тысяч муниципальных служащих. Некоторые из пришедших на муниципальные, особенно выборные, должности служащих впервые сталкиваются с таким объемом и характером управленческой работы. Достаточно высокий процент составляют те, кто, обладая личным управленческим опытом, не имеет базовой теоретической подготовки в сфере государственного и муниципального управления.
Уникальная образовательная программа Малой академии государственного управления сочетает в себе углубленные теоретические знания в сфере государственного и муниципального управления, формирование у слушателей практических навыков организационно-массовой работы и деятельность в области социального проектирования. Участие в научно-исследовательской работе является одним из основных компонентов реализации образовательной программы Малой академии и проводится по направлениям и тематическим планам, утверждаемым ученым советом Малой академии. Интеграция научных исследований с процессом обучения и социально-политической практикой рассматривается в Малой академии как необходимая предпосылка для содержательного развития преподавательской деятельности, форм и методов обучения; достижения качества подготовки молодежных лидеров, опережающего потребности общества и государства.
Основными задачами Малой академии в области научных исследований являются:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований социально-экономического, политико-правового и идеологического состояния молодежи, в том числе прежде всего вузовской среды и ее влияния на развитие современной России;
- выполнение полных циклов научно-исследовательских работ по различным компонентам молодежной политики округа и региона по заказам государственных органов власти и органов местного самоуправления;
- участие в конкурсах на получение грантов по актуальным социально-экономическим, политико-правовым и идеологическим проблемам, прежде всего в рамках молодежной тематики, и организация выполнения научно-исследовательских работ по выигранным грантам.
Инновационность данного образовательного проекта предполагает мониторинг предпринимаемых действий на соответствие заявленным целям проекта.
Анализ деятельности малых академий государственного управления показал, что 75% выпускников, получивших высшее образование, успешно трудоустроены, но в то же время процент выпускников, трудоустроившихся на государственную службу в органы власти, недостаточно высок. Для дальнейшего успешного развития образовательного проекта «Малые академии государственного управления» необходимы корректирующие действия, основанные на результатах научных разработок. Сказанное определило цель нашего исследования - разрешение противоречия между декларируемым социальным заказом на компетентного специалиста государственной службы и уровнем подготовки слушателей малых академий государственного управления Приволжского федерального округа.
Для реализации намеченной цели нами определены следующие задачи:
- опираясь на мнения экспертов - лиц, занимающих руководящие должности в исполнительных органах государственной власти; лиц, непосредственно влияющих на состав кадров в управленческой сфере и предъявляющих определенный ряд требований к профессиональным качествам, нормам и правилам служебного поведения современного государственного служащего, - определить профессиональные и личностные качества современного государственного служащего;
- установить реальные требования органов власти к государственному служащему;
- на основе полученных в ходе исследования данных выявить основные достоинства и недостатки образовательного проекта «Малая академия государственного управления» как источника молодежного кадрового резерва государственной и муниципальной власти.
Изучение мнений экспертов о деятельности Малой академии и профессии «государственный служащий» проводилось с помощью первичной информации. В качестве метода исследования был выбран экспертный опрос. Вид экспертного опроса - неформализованное (свободное, глубокое) интервью. Соответственно ему была разработана структура, включающая список основных вопросов в необходимом для исследователя порядке, который может меняться по обстоятельствам в ходе интервью.
Обоснование выборки: в соответствии с целью исследования были опрошены респонденты, занимающие руководящие должности в исполнительных органах государственной власти; лица, непосредственно влияющие на состав кадров в управленческой сфере и предъявляющие определенный ряд требований к профессиональным качествам, нормам и правилам служебного поведения современного государственного служащего.
В качестве экспертов выступили:
- группа 1: сотрудники Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;
- группа 2: сотрудники Аппарата Главного федерального инспектора по Ульяновской области;
- группа 3: члены ученого совета и руководство Малой академии государственного управления в Ульяновской области;
- группа 4: сотрудники министерств и департаментов правительства Ульяновской области; сотрудники федеральных государственных учреждений, действующих на территории Ульяновской области;
- группа 5: представители малых академий государственного управления в Приволжском федеральном округе.
Характеристики выборки: целевая квотная выборка. Объем выборки составляет 30-35 экспертов.
Ответы экспертов были в дальнейшем разделены на две основные темы. Первая: «Профессия - государственный служащий. Основные требования к современному государственному служащему. Профессиональные качества государственного управленца, его знания и навыки». Вторая: «Малая академия - источник молодежного кадрового резерва органов государ-
ственной и муниципальной власти. Процесс подготовки кадрового потенциала для государственного управления в Малой академии».
Ответы по каждой теме были сгруппированы в определенные коды.
Код 1 «Основные знания, необходимые современному государственному служащему» содержит все пункты, которые проранжиро-ваны по частоте упоминания в ответах экспертов. Исходя из высказываний экспертов, к основным знаниям, которыми должен обладать государственный служащий, необходимо отнести общие знания по политическим, экономическим, социальным наукам, знания основ социально-экономического развития государства и своего региона (так считают 90% опрошенных), Конституции РФ и основ законодательства (85%). Также специалисту в области государственного управления полезны знания психологии и информационных технологий (это отметили 60% опрошенных). Однако на первом месте у всех экспертов стоят профессиональные знания в сфере управления (100% опрошенных).
Код 2 «Основные навыки, необходимые в работе государственного служащего». Здесь нами были выделены несколько наиболее часто встречающихся ответов. На первое место эксперты поставили основы менеджмента или управленческие навыки (51%), что говорит о том, что молодой специалист в этой области должен владеть алгоритмом принятия управленческих решений, социально-психологическими методами управления. Далее, 26% экспертов добавили к основным навыкам ораторское искусство и навыки работы в коллективе. 22% респондентов в числе необходимых назвали аналитические навыки, 20% опрошенных отметили, что специалист государственной службы должен иметь навыки в области иностранных языков и делопроизводстве, поскольку в настоящее время необходимо самому разбираться в различной документации независимо от того, какой язык в ней используется. Наконец, 16% опрошенных экспертов посчитали важным включить в основные навыки коммуникации.
Специфика и содержание управленческого труда в системе муниципального управления определяют требования не только к соответствующим профессиональным теоретическим знаниям и практическим навыкам, но и к личностным качествам.
Код 3 «Качества личности, необходимые молодому специалисту в сфере государственного управления». Здесь мнения экспертов разо-
шлись, поэтому пришлось выделить 11 наиболее часто встречающихся ответов. К основным качествам личности, которыми должен обладать государственный служащий, эксперты отнесли ответственность (100% опрошенных), доброжелательность или любовь к людям (95% опрошенных). Далее эксперты отметили, что такие качества, как толерантность, коммуникабельность, психологическая устойчивость и целеустремленность, являются необходимыми для специалиста в области государственного управления (80% опрошенных). Другие качества личности: мобильность, активность, креативность, инициативность - были распределены весьма хаотично и в разном порядке, что объясняется субъективной точкой зрения экспертов.
Условием приема на государственную и муниципальную службу или включения в кадровый резерв государственных служащих является наличие у претендента определенных профессиональных данных. Последний вопрос в этом блоке касался основных требований, предъявляемых к государственному служащему при трудоустройстве. На первом месте стоит высшее образование (95%), на втором - опыт работы молодого специалиста в молодежных и общественных организациях (80%), на третьем - наличие рекомендаций, отзывов и характеристик (68%). Также для многих работодателей в области государственного управления важно, чтобы начинающий управленец не потерял желание и стремление работать в государственных органах и постоянно развиваться (40%). Некоторые эксперты отметили, что в настоящее время к основным требованиям при трудоустройстве следует добавить пунктуальность и дисциплинированность, что является важным в работе государственного служащего.
Итак, с помощью экспертного опроса мы определили требуемые знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые современному государственному служащему. Остановимся на выделенных большинством экспертов профессиональных знаниях в сфере управления и навыках проектного менеджмента. По нашему мнению, формирование навыков проектного менеджмента становится наиболее эффективным в процессе социального проектирования.
Проведенный нами анализ методологических основ процесса социального проектирования позволил сделать вывод, что социальное проектирование как педагогическая технология отвечает требованиям подготовки слушателей и обеспечивает удовлетворение всего комплекса требований, предъявляемых к государственным
служащим. Перед социальным проектированием ставятся цели способствовать самореализации и рефлексии участников проекта, развивать значимость коллективной работы, формировать коммуникативные навыки.
Главной педагогической целью социально-проектной деятельности является формирование комплексных свойств личности, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценностные установки, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, рефлексивных и гносеологических способностей.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются умения, свидетельствующие о позитивной роли проектирования в развитии личности:
• исследовательские:
- умение осмыслить задачу;
- умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение искать информацию и добывать знания;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение проектировать процесс;
• коммуникативные:
- умение вступать в диалог;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- владение монологической речью;
- умение презентовать идею и варианты решения поставленных проблем.
В соответствии с поставленными задачами используются методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности и целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.
В отличие от традиционного образования, стимулирующего репродуктивный тип обучения, структура проектной деятельности полностью повторяет структуру любой деятельности человека - от замысла, планирования, выбора цели, средств, методов до конечного результата, который оценивается в различных социокультурных контекстах. Значимость работы над проектом, при условии его успешности и необходимости для социума, подкрепляется общественным признанием, чувством сопричастности к результа-
там, вовлечением в процесс взаимодействия при работе над проектом способностей и навыков, полученных в учебном процессе.
Проектирование имеет принципиально системный и деятельностный характер, требует использования комплексных знаний, различных способов систематизации, выдвижения множества гипотез для решения конкретных социально значимых проблем. Говоря о социальном проектировании как о педагогической технологии, важно отметить, что эта технология предполагает использование совокупности методов, творческих по своей сути: исследовательских, поисковых, проблемных, а также необходимость интеграции знаний, умений применять их на практике.
К использованию социального проектирования как педагогической технологии имеет смысл предъявлять требования, соотносимые с использованием метода проектов в образовании:
- наличие социально значимой проблемы, для решения которой требуются интегрированные знания;
- высокая значимость (практическая, теоретическая, познавательная) предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность субъектов проектирования (индивидуальная, парная, групповая);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выявление проблемной ситуации, целеполагание, формирование задач, направленных на решение проблемы, определение необходимых ресурсов, описание технологии и последовательности действий, оценка и оформление результатов, выявление перспектив проекта, выдвижение новых проблем исследования.
Т.И. Шамова [3] подчеркивает главенствующую роль деятельности, имеющей личностный смысл, в проектном обучении, а также влияние комплексного подхода к разработке проектов на сбалансированное развитие основных функций учащихся, освоение ими необходимых типов деятельности. Гуманистический смысл проектного обучения, по мнению ученых, состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Проектирование как педагогическая технология позволяет сформировать некоторые личностные качества, которые развиваются только в деятельности. Так, реализация групповых проектов формирует умение работать в коллек-
тиве, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности каждого члена команды.
Разработка и реализация социально значимых проектов является одним из основных компонентов программы обучения в Малой академии государственного управления наряду с образовательной и практической деятельностью. Слушатели имеют возможность не только проводить научно-прикладные исследования социально-экономической, политико-правовой и идеологической направленности, но также и внести конкретные предложения по решению проблем развития российской государственности, которые, в свою очередь, могут быть использованы органами государственного и муниципального управления.
Опыт социально-проектной деятельности показал, что в процессе проектирования у слушателей повышается уровень профессиональной мотивации, формируются необходимые управленческие, коммуникативные навыки, появляется умение творчески мыслить, самостоятельно ставить задачи и находить эффективные инструменты их решения, работать в коллективе. Деятельность по разработке, презентации и реализации собственного проекта способствует формированию таких личностных качеств, как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, необходимых будущим государственным служащим.
Важным является тот факт, что большинство разрабатываемых слушателями социальных проектов не заканчивают свое существование на стадии разработки, а воплощаются в социально-экономической сфере регионов. Примером могут служить такие проекты, как «Молодежная избирательная комиссия» (г. Ульяновск), «Программа повышения политической культуры населения» (Гайнский муниципальный район Пермского края), «Проект закона о дикой природе в Оренбургской области» и др.
Реализованные на практике социально значимые проекты позволяют решить и первостепенную задачу проекта «Малые академии государственного управления», а именно, гармонично сочетая теоретическую и практическую подготовку слушателей, содействуя реализации их лидерского и управленческого потенциала, формировать из их числа кадровый резерв государственных служащих. Так, проект «Молодежное студенческое телевидение», выполненный слушателями Малой академии Ульяновской области, в настоящее время реализуется в совершенно новой для региона области взаимо-
Таблица
Соответствие тематики социального проектирования теоретической подготовке слушателей
Блок теоретической подготовки слушателей МАГУ Тематика социальных проектов
Государственно-правовой блок: изучение основ деятельности и полномочий государственных органов по обеспечению и защите прав, свобод и интересов граждан Проектирование в сфере политики. Ожидаемые и желаемые изменения в социальной структуре общества, в социальной организации и социальном управлении: 1. Прогнозное обоснование политических реформ 2. Подотчетность управляющих звеньев управляемым как при выборности, так и назначении первых 3. Модернизация проблемы социального продвижения: от концепции «карьеры», невозможной для основной массы работников в современных условиях, неизбежно порождающей кастовость и стагнацию управления, к концепции обязательной ротации и последующей эмеритации (упорядоченная ротация управленческих кадров, успешно проработавших 5-10 лет на ответственных должностях) управленческих кадров 4. Полное последовательное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в обозримой перспективе демократизации общества 5. Разрешение противоречий и напряженности на национальной почве
Социально-экономический блок: изучение социальной структуры и перспектив социально-экономического развития региона, форм и механизмов государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне Проектирование в социально-экономической сфере: 1. Социализация граждан 2. Гармонизация развития территорий: преодоление территориально-отраслевых диспропорций 3. Нормализация и оптимизация социальной организации труда 4. Нормализация и оптимизация стимулов труда: оценка результатов труда. Соотношение материальных, моральных, позитивных и негативных стимулов 5. Факторы личной инициативы и участия в управлении делами производства 6. Нормализация и оптимизация социально-производственной структуры в условиях перехода к рыночной экономике 7. Разработка оптимальных систем повышения квалификации и переподготовки кадров 8. Информационно-аналитическое обеспечение органов власти: оптимизация информационного взаимодействия, уменьшение потерь и искажений информации, увеличение скорости информационных потоков 9. Проектирование в сфере социологии семьи 10. Проектирование в сфере социологии образования
Социально-политический блок: изучение основ избирательной системы, управления политическими процессами Проектирование в сфере управления политическими процессами: 1. Укрепление российской государственности 2. Обогащение интеллектуального, нравственного, профессионального потенциала государства 3. Повышение электоральной активности граждан 4. Система взаимодействия органов власти и общественных объединений в целях построения гражданского общества
Блок государственной молодежной политики: изучение механизмов взаимодействия органов государственной власти и молодежных объединений, молодежное самоуправление Проектирование в сфере государственной молодежной политики: 1. Нравственное, патриотическое и гражданское воспитание молодежи 2. Содействие экономической самостоятельности молодежи 3. Поддержка молодых талантов 4. Развитие системы научно-исследовательской работы и научно-технического творчества молодежи 5. Поддержка молодых семей, в том числе решение жилищных проблем молодежи 6. Организация и развитие основных форм досуга молодежи 7. Информационное обеспечение молодежной политики, развитие информационной культуры молодежи 8. Профилактика девиантного поведения молодежи 9. Профилактика наркомании и правонарушений среди молодежи 10. Формирование ценностных ориентаций молодежи 11. Формирование здорового образа жизни молодежи
действия вузов и предприятий: с помощью современных возможностей корпоративных коммуникаций формируется и внедряется в учебный процесс вуза современная модель конкурентоспособного выпускника высшего учебного заведения, отвечающего требованиям работодателей, предъявляемых с учетом развития социально-экономической сферы региона. Проект слушателя 2008-2009 гг. «Молодежная избирательная комиссия», занявший второе место в конкурсе проектов малых академий ПФО, в 2010 г. реализован на выборах главы муниципального образования г. Ульяновска и депутатов Городской думы: 12 из 30 слушателей Малой академии государственного управления были включены в состав участковых избирательных комиссий, при этом 5 из них являлись председателями комиссий. Цель данного проекта - повышение электоральной активности молодежи - была достигнута также и путем передачи опыта применения технологии выборов.
Статистический анализ проектной деятельность слушателей малых академий государственного управления показал низкий процент реализуемости социально значимых проектов (25-30%), что свидетельствует о необходимости коррекции целей социального проектирования слушателей в соответствии с реальными потребностями региона.
Каждому из блоков теоретической подготовки мы сопоставили задания по разработке идеи социального проекта: его целей, задач и механизмов решения поставленных проблем (табл.).
Слушатели Малой академии постоянно принимают участие в различных конкурсах социальных проектов: «Моя страна - моя Россия», «Жить и работать в России: Ульяновская об-
ласть», «Конкурс на лучший творческий проект среди слушателей Малых академий государственного управления по проблемам развития российской государственности», «Моя законотворческая инициатива», «Юность. Наука. Культура» и др.
Деятельность молодежи в рамках социального проектирования способна привлечь внимание власти региона к социальным проблемам, кроме того, следствием социального проектирования становится организация рабочих мест для молодежи. Важной задачей остается кадровое обеспечение инновационных процессов в регионах, содействию решению этой проблемной ситуации способствует подготовка государственных служащих из числа слушателей Малой академии государственного управления, обладающих навыками социального проектирования.
Результаты данного исследования докладывались и обсуждались на форуме «Молодая политика», круглом столе «Проблемы формирования кадрового резерва», организованном департаментом кадров и государственной службы правительства Ульяновской области.
Список литературы
1. Глебова Л.Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной политики региона: Автореферат дисс. ... докт. пед. наук. Арзамас, 2009. 35 с.
2. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: Автореферат дисс. ... докт. полит. наук. М., 2007. 35 с.
3. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление: Учебное пособие. М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. 47 с.
SOCIAL DESIGN IN THE TRAINING OF CIVIL SERVANTS (the case of the Smaller Academy of Public Administration)
T.L. Stenina
Topical issues of education for civil servants are discussed. As the main element of the educational program, the author offers the pedagogical technology of social design based on the harmonious combination of theoretical training and practical activities of students at the Smaller Academy of Public Administration of the Ulyanovsk region.
Keywords: social design, education of civil servants, Smaller Academy of Public Administration.