УДК 378.147.014 ББК Ч481.268
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»)
Т.Л. Стенина Ульяновский государственный технический университет
PEDAGOGICAL PROJECTING OF INNOVATIVE EDUCATIONAL STRUCTURE IN A UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT «SMALL ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION»)
T. Stenina Ulyanovsk State Technical University
Рассматривается опыт проектирования и внедрения в социально-педагогическое пространство вуза инновационной образовательной структуры «Малая академия государственного управления», отвечающей задаче становления проектной культуры студентов. Методы и формы организации социально-педагогического пространства вуза актуализируют применение средо-вого подхода в педагогической науке. Новизна проведенного исследования подтверждается новой для общей педагогики проблематикой, связанной с интеграцией социального проектирования в педагогический процесс высшей школы.
Ключевые слова: инновационная образовательная структура, проектная культура студентов.
The administration experience and the adoption of innovative educational structure «Small Academy of Public Administration» into social and pedagogical environment of a university is considered. The structure meets the goal of students’ projecting culture formation. Methods and forms of the organization of university social and pedagogical space actualize the application of environmental approach in pedagogy. The novelty of the conducted research work is proved by the problems which are new for general pedagogy.
Keywords: innovative educational structure, students’ projecting culture.
Важным направлением в социально-экономическом развитии Российской Федерации является инновационная деятельность. Поэтому в перечне стратегических задач по данному направлению задача содействовать росту количества субъектов инновационной деятельности стоит на первом месте. Мировой и отечественный опыт показывает, что для устойчивого развития общества необходимым условием является эффективное использование высокотехнологичных инновационных достижений. Следовательно, развитие всей инновационной инфраструктуры, которая бу-
дет работать на достижение главной цели: поддержку и развитие деятельности ученых, изобретателей, специалистов, способных проектировать, внедрять, коммерциализировать, продвигать открытия и изобретения, становится приоритетной задачей государства. Данные положения отражаются не только в научных публикациях, но и в государственных программных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Особенно значимым становится поиск новых подходов к подготовке специалистов, обла-
Теория и практика управления образованием
дающих не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями.
Выявленное нами противоречие между требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования сформировать общекультурные компетенции и отсутствием инновационных педагогических технологий, позволяющих получить и оценить искомый результат, актуализирует проблему нашего исследования: разработать и апробировать научно-педагогическую концепцию становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза. Данная обобщенно сформулированная проблема исследования конкретизируется, в частности, в научном поиске ответов на вопросы: каковы теоретико-методологические основания, принципы, условия организации процесса становления проектной культуры личности в высшей школе, способы создания социально-педагогического пространства, модели и технологии, позволяющие реализовать систему социального проектирования в вузе.
В данной статье в качестве одного из результатов проведенного педагогического исследования выступает опыт проектирования и реализации инновационного образовательного проекта «Малая академия государственного управления», отвечающего поставленной задаче становления проектной культуры студентов.
Инновации в образовании являются предметом социально-философского и социологического анализа: в работах отечественных и зарубежных исследователей рассматриваются различные аспекты исследования проблем образования как социального института (Б.С. Гершунский [1], В.Т. Лисовский [2]), инновационные процессы исследовались
В.П. Зинченко [3], С.Д. Поляковым [4], глубокий анализ понятийного пространства инновационной деятельности в образовании дает в своих работах В.И. Слободчиков [5].
Необходимо отметить, что в отличие от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер инициируемых и контролируемых изменений. В нашем исследовании мы рассматриваем инновационную деятельность в пространстве социальной практики, считая таковой деятельность, приводящую к ее существенным изменениям по сравнению с существующей традицией.
В то же время инновационная деятельность предполагает трансляцию опыта поло-
жительных изменений, что в свою очередь требует фиксации инновационного опыта и институализации, то есть наличия организационно-правовых норм внедрения нового в существующую социальную практику. Следовательно, инновационная деятельность -это деятельность по преобразованию новых идей, направленных на разрешение того или иного противоречия, нововведение и формирование системы управления инновацией [6]. С этой точки зрения концепция становления проектной культуры студентов как научная идея, реализация которой направлена на решение задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего проектной культурой, может быть внедрена в существующую реальную практику высшего профессионального образования путем создания внутри социально-педагогического пространства вуза инновационной образовательной структуры.
Известно, что в качестве цели проектирования в образовательной практике выступает педагогизация социокультурной среды. Задачей социально-педагогического проектирования, соответственно, является разработка социально-педагогических программ развития образования, новых методов, форм и способов педагогической деятельности.
Опишем далее опыт педагогического проектирования инновационной образовательной структуры в вузе на примере образовательного проекта «Малая академия государственного управления».
Малая академия государственного управления - экспериментальная площадка для реализации инноваций в подготовке молодежи к управленческой и проектной деятельности.
Созданный в 2006 г. на территории Приволжского федерального округа по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А. В. Коновалова данный проект служит удовлетворению потребностей органов власти и местного самоуправления в специалистах, обладающих лидерским потенциалом и навыками организационно-массовой работы.
Объединенные общей идеей - подготовкой кадров для инновационного развития экономики страны - малые академии различаются организационными формами, методами и технологиями, реализуемыми в учебно-воспитательном процессе.
В Ульяновской области Малая академия государственного управления начала свою работу в 2007 году.
Мы разделяем позицию ученых, различающих в образовании как минимум три из возможных видов инноваций:
- во-первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (открытия);
- во-вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время;
- в-третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей.
Руководствуясь данной классификацией образовательных инноваций, для доказательства соответствия образовательного проекта «Малая академия государственного управления» понятию «инновация в образовании» представляется уместным соотнести его с известными критериями инновационности.
Примем за основу известную в науке схему полного цикла возникновения и реализации инновации.
Источником рассматриваемой инновации является необходимость в формировании и развитии проектной культуры студентов.
Инновационным предложением, или
иными словами - решением выявленной проблемы выступает разработанная нами концепция становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза. Инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике) представляет собой проектирование новых образовательных структур в социально-педагогическом пространстве вуза, в данном случае примером служит Малая академия государственного управления.
Изложенное позволяет нам установить статус образовательного проекта «Малая академия государственного управления» как образовательную инновацию, относящуюся к третьему типу, то есть к новшествам, возникающим в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях.
Далее представляется логичным раскрыть
содержание рассматриваемого инновационного образовательного проекта.
Основные цели организации и деятельности Малой академии государственного управления - подготовка молодежи из числа студентов к управленческой и проектной деятельности, повышение политико-правовой компетентности и гражданской ответственности.
Достижение цели определяется решением следующих конкретных задач:
- формирование лидерских качеств у молодых людей, их адаптация к сложившейся социально-экономической и политико-правовой реальности и подготовка к работе в условиях стабилизации политической системы и формирования основ гражданского общества;
- разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий с целью их дальнейшего внедрения в учебный процесс высших учебных заведений;
- апробация новых механизмов политической социализации молодежи, распространение стереотипов конструктивного политического поведения;
- формирование из числа выпускников академии кадрового резерва органов государственной и муниципальной власти, политических организаций.
Основные виды деятельности Малой академии - научная, образовательная и практическая деятельность по разработке и реализации социально значимых программ и проектов.
В Малую академию принимаются студенты вузов субъекта РФ, обучающиеся не менее чем на втором курсе по различным специальностям и направлениям подготовки, проявившие себя в академической и общественной жизни вуза и демонстрирующие инициативные, организаторские, лидерские способности.
Основной документ, определяющий содержание образовательной деятельности Малой академии - Образовательная программа, которая разрабатывается руководством Малой академии с привлечением необходимых специалистов, согласовывается с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, заинтересованными государственными органами и утверждается Ученым советом Малой академии.
Основными видами занятий Малой академии являются выступления государственных деятелей, лекции, тренинговые и практические занятия. Стоит отметить, что открытые и тематические лекции для слушателей читают
Теория и практика управления образованием
члены Правительства Ульяновской области, депутаты Законодательного собрания Ульяновской области, депутаты Городской думы. Преподавание в академии ориентировано на создание атмосферы сотрудничества, всеобщей заинтересованности в повышении профессионального уровня каждого обучающегося.
Основными задачами Малой академии в области научных исследований являются:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований социально-экономического, политико-правового и идеологического состояния молодежи, в том числе вузовской среды и ее влияния на развитие современной России;
- выполнение полных циклов научноисследовательских работ по различным компонентам молодежной политики округа и региона;
- участие в конкурсах на получение грантов по актуальным социально-экономическим, политико-правовым и идеологическим проблемам, прежде всего в рамках молодежной тематики, и организация выполнения научноисследовательских работ по выигранным грантам.
Составной и обязательной частью учебного процесса, предусмотренной программой обучения МАГУ является также модульная производственная практика слушателей, кото -рая проводится во второй год обучения и состоит из нескольких видов практик (модулей). Модуль 1 - практика в органах государственной и муниципальной власти; модуль 2 - коммерческие и некоммерческие организации; модуль 3 - органы контроля (органы внутренних дел, суды, адвокатура).
Разработка и реализация социально значимых проектов является одним из основных компонентов реализации программы обучения в Малой академии государственного управления наряду с образовательной и практической деятельностью.
Формирующий этап проведенной нами экспериментальной работы представлял собой реализацию образовательного проекта «Малая академия государственного управления» в образовательной практике вуза, оценку и сопоставление результатов, коррекцию педагогического процесса. Лонгитюдное исследование длилось три года.
При этом динамические и содержательные характеристики процесса становления проектной культуры слушателей подвергались анализу, зафиксированные отличия про-
верялись статистическими и математическими методами для оценки достоверности уров-невой динамики. Для сравнения и оценки результатов нами были выделены три уровня становления проектной культуры: интуитивно-репродуктивный (начальный), реконструктивный, креативный.
Полученные эмпирическим путем данные и их интерпретация свидетельствуют о том, что у слушателей академии проявился познавательный интерес и мотивация к социальному проектированию, что положительно отразилось на их самостоятельной проектной деятельности. Объективно значимые положительные результаты достигнуты и в формировании коммуникативных навыков.
Комплексная оценка результатов наполнения содержанием каждого из компонентов структуры проектной культуры: когнитивного, мотивационного, ценностно-этического, деятельного и рефлексивного, позволила установить положительную уровневую динамику становления проектной культуры слушателей (см. таблицу).
Уровневая динамика становления проектной культуры слушателей, %
Уровень Первый срез Второй срез
Интуитивно- репродуктивный 80,2 5,6
Реконструктивный 17,8 56,2
Креативный 2 38,2
Анализ изменений, произошедших в ценностной сфере, выраженных в целеполагании социально-значимой проектной деятельности, позволяет говорить о воспитательном эффекте, достигнутом благодаря внедрению в социально-педагогическое пространство вуза инновационной образовательной структуры. В социально-педагогическом пространстве вуза открываются новые возможности для реализации потенциала студентов, формируется поле для инноваций, естественным образом развивается корпоративная культура высшего учебного заведения.
Полагаем, что интерпретация полученных педагогических результатов убедительно аргументирует проектирование и внедрение подобных образовательных инновационных проектов в образовательную практику вузов. Результаты и востребованность инновацион-
ной проектной деятельности слушателей Малой академии государственного управления позволяют решать реальные социальные проблемы в регионе, создавать новые социальные технологии и институты, а также могут являться товаром на рынке инноваций.
Интересные результаты мы получили, проанализировав деятельность выпускников Малой академии государственного управления 2008 г., 2009 г. Многие из них успешно работают в органах государственной и муниципальной власти, реализуют на практике разработанные социально-значимые проекты. Так, выпускник Н.Ч., разработавший в 2010 г. проект «Детская общественная приемная, в 2011 г. завоевал медаль «За успехи в научной исследовательской работе» Молодежного инновационного форума Приволжского федерального округа за разработку проекта «Разработка игры «Сокровище нации». Выпускница Д.Д. стала региональным координатором окружного проекта, направленного на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вернуть детство».
Выпускница 2010 г. Т.Д. - победитель Всероссийского конкурса молодежных проектов в социальной сфере 2010 г. (проект «Организация студенческих отрядов по реконструкции родников Ульяновской области») возглавила группу мониторинга водных ресурсов в регионе.
Следует отметить, что от слушателей исходит стратегическая инициатива в различных областях социальной практики. Инициативы и проекты дают новый импульс развитию социально значимой деятельности молодежи, а также стимулируют социальную ответственность бизнеса в регионе. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что инновационная
образовательная структура «Малая академия государственного управления», спроектированная и внедренная в социально-педагогическое пространство вуза, отвечает задаче становления проектной культуры студентов.
Разработка и реализация образовательных проектов подобного типа обуславливают восходящий вектор развития молодежи в регионах, позволяют молодым людям приобрести навыки творческой проектной деятельности, коммуникации с новыми людьми, развить свои инновационные идеи, проявить инициативу и социальную активность.
Литература
1. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Высшее образование в России. - 2003. - № 10. -С. 3-7.
2. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнит. социолог. исслед. рос. молодежи) / В. Т. Лисовский // Социол. исслед. - 1998. - № 5. - С. 98-104.
3. Зинченко, В.П. Гуманизация образования / В.П. Зинченко // РПЭ: в 2 т. / гл. ред.
B. В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - Т. 1. -
C. 239-240.
4. Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики / С.Д. Поляков. - М. : Типография ОХО МУП, 1993. - 64 с.
5. Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. И. Слободчиков. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.
6. Чирикова, А.Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция / А.Е. Чирикова. - М.: Независимый институт социальной политики, 2007. - 152 с.
Поступила в редакцию 17 июля 2011 г.