Научная статья на тему 'Современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов парламента'

Современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов парламента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-профессиональные аспекты / психолого-профессиональная подготовки / инновационные психологические подходы / законотворческий процесс / psychological and professional aspects / psychological and professional training6 innovational psychological approaches / lawmaking process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье рассматриваются психолого-профессиональные аспекты подготовки депутатов парламента. Обозначены цели, задачи, содержание и виды их психолого-профессиональной подготовки. Предлагаются также инновационные психологические подходы к системе профессиональной подготовки кандидатов в депутаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the psychological and professional aspects of training parliament deputies. It elicits the objectives, tasks, content, and types of their psychological and professional training. The author also suggests innovational psychological approaches to the system of professional training of would-be deputies

Текст научной работы на тему «Современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов парламента»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕПУТАТОВ ПАРЛАМЕНТА

И. А. Кибак

В статье рассматриваются психолого-профессиональ-ные аспекты подготовки депутатов парламента. Обозначены цели, задачи, содержание и виды их психолого-профес-сиональной подготовки. Предлагаются также инновационные психологические подходы к системе профессиональной подготовки кандидатов в депутаты.

Ключевые слова: психолого-профессиональные аспекты, психолого-профессиональная подготовки, инновационные психологические подходы, законотворческий процесс.

В условиях формирования демократического гражданского общества в Республике Беларусь со всей остротой встал вопрос о необходимости разработки новых подходов к законотворческому процессу. Белорусское законодательство отличается низким качеством отдельных законов, неадекватностью многих из них потребностям общества и государства, к числу недостатков относятся несвоевременность их принятия, наличие серьезных противоречий и пробелов в законотворческом регулировании. Это признают и правоведы, в том числе сотрудники аппаратов палат парламента и должностные лица государственных органов власти.

Поспешность в принятии законопроектов нередко приводило и приводит к тому, что законы не содержат механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. Законодатель сам лишает себя существенной доли власти, когда «отдает на откуп» ведомственным подзаконным актам решение важнейших вопросов. Многих из этих недостатков можно было бы избежать, если бы все участвующие в подготовке и принятии законов лица, т. е. субъекты права законодательной деятельности (далее - субъект права) имели необходимые психологические знания о сущности, содержании и наиболее рациональной организации законотворчества. Без решения этих вопросов нельзя обеспечить проведение экономических, социальных и других реформ, приостановить рост правонарушений, успешно формировать правовое демократическое государство. В этом же духе российский исследователь А. С. Тарасов отмечает, что «в современных условиях радикальных преобразований, когда роль и значение законодательства со всей очевидностью возрастают, процедурные механизмы приобретают особое значение, и необходимость их улучшений, рационализации выдвигается на первый план» [5, с. 34].

Психология законотворчества представляет собой одну из важнейших сторон законодательной деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование норм закона, их изменение, отмену или дополнение. С юридической точки зрения законотворчество - это процесс создания норм закона. В психолого-социальном разрезе оно представляет собой согласование воль субъектов права, поиск компромиссов различных социальных интересов. В этой сфере как нигде близко сходятся: правовая, политическая, психологическая и нравственная культура; правовые и моральные нормы; правовое, политическое и этическое сознание.

Г. Спенсер в своем очерке «Грехи законодателей» (одной из частей его работы «Личность против государства», 1884 г.) поставил вопрос о профессиональной подготовке законодателей. Приведя многочисленные примеры того, как юридические законы наносили значительный ущерб интересам отдельных граждан и обществу, он заметил, что «ответственность же законодателей за зло, которое они могут причинить, мы определяем с большим снисхождением. Нам обычно и в голову не приходит осуждать их за зло, причиненное принятыми ими законами» [3, с. 129-136]. Он был убежден, что среди суммы знаний, которые необходимы законодателю для плодотворной и ответственной работы, обязательно нужны знания по социальным наукам, социологии, знания о «строении и закономерностях» общества, которые сформулированы и накоплены наукой [4, с. 340-341].

Кроме того, законотворчество, как и всякое творчество, по словам известного российского правоведа Д. А. Керимова, не только предполагает у законодателей общую культуру, но и требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов [2, с. 3]. Только квалифицированные депутаты могут изложить правовой материал особым юридическим языком, ориентированным на передачу правовой информации, удобным для правоприменения, не нуждающимся в дополнительном толковании и разъяснении. Поэтому одним из важных условий создания качественных законов является то, что их подготовка должна осуществляться юристами, депутатами, имеющими необходимые знания в сфере право- и законотворческой деятельности, с привлечением ученых и высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями и опытом практической работы в регулируемой сфере общественных отношений.

Достаточно сказать, что в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее -Палата представителей) второго и третьего созыва из 110 только около 8% депутатов имели юридическое образование. Закономерен вопрос о том, как такие депутаты могут качественно оценить тот или иной законопроект, если их собственное профессиональное правосознание находится на весьма низком уровне.

В законотворческой деятельности психолого-право-вая подготовленность должна иметь определяющее значение, т. е. отвечать требованиям современной науки и законотворческой практики, отличаться объемом и глубиной знаний принципов и норм права. Депутату необходимы не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, но и солидарность с правовыми предписаниями, понимание полезности, необходимости и справедливости принятия проекта закона. Специфика правовой разумности и эмоций должна выражаться в профессиональном усмотрении депутата, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе законотворческой деятельности.

В связи с этим необходима морально-психологическая и профессиональная подготовка депутата (далее -

МПиППД) - важный вид психолого-профессиональной подготовки депутатов. Ее целью является формирование и развитие у каждого депутата морально-психологической подготовленности как необходимой составной части их психолого-профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии моральным требованиям законодательной деятельности, в наличии у них потребности и умений соразмерять и осуществлять свою профессиональную парламентскую деятельность в соответствии с высокими моральными критериями. От уровня ее сформированности зависит отношение депутата к законотворчеству, избирателям и самому себе.

Подход к организации и проведению МПиППД выражается в построении ее как целостного психолого-пе-дагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, приемов, методики, обеспечения, способов контроля и оценки. К основным задачам МПиППД относятся: подготовка депутата к принятию рациональных и эффективных законопроектов, законодательных решений в условиях стремления белорусского общества к построению современного цивилизованного, правового демократического государства; освоение морально-правовой методики подготовки проектов законов к внесению в Палату представителей; усвоение правил нормотворческой техники; изучение прав и обязанностей субъектов права; овладение навыками публичных выступлений на парламентские темы; формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной депутатской работы, верности депутатскому долгу; профилактика злоупотреблений депутатскими полномочиями, нарушений законности, коррупции; формирование высоконравственного отношения к избирателям; обучение нормам парламентской этики общения и поведения при подготовке и обсуждении законопроектов; профилактика неуважения к избирателям; сплочение депутатского корпуса на основе моральных традиций, морально-этических взаимоотношений, взаимопомощи, ответственности; повышение моральнопсихологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям парламентской этики.

Содержание МПиППД определяется целью и задачами и выражается в программах и содержании учебы депутатов. В общем виде в него должны входить разделы: моральные вопросы профессионального долга депутата; морально-психологические аспекты принятия законопроектов, законодательных решений; моральнопсихологические аспекты общения и взаимоотношений депутата с избирателями; овладение навыками публичных выступлений на психолого-правовые и иные темы; морально-психологические вопросы поведения в коллективе; морально-психологические особенности действий депутата во время принятия законопроектов; морально-психологические основы соблюдения норм парламентской этики и др. Для достижения целей и решения этих задач требуется ее организация и проведение по двум, теснейшим образом связанным направлениям: в ходе законотворческой деятельности и решения

профессиональных депутатских полномочий; в процессе обучения.

Наилучшим вариантом для быстрого и компетентного подключения вновь избранных депутатов в Палату представителей к законотворчеству и обеспечению иных функций парламента должна стать отработанная, эффективная и рациональная система их обучения азам парламентской деятельности. Чем быстрее в рамках парламентского цикла парламентарии достигают требуемого уровня квалификации, тем эффективные и плодотворнее оказывается их деятельность, тем больше выигрывает общество в целом. Краткосрочные курсы обучения основам депутатской деятельности, длящиеся по нескольку дней или недель, большой пользы принести не могут, как и учеба депутатского корпуса раз в месяц. Во время учебы депутатов надо отчетливо понимать, что МПиППД не может быть эффективной, если субъекты права слышат только правильные и возвышенные слова о морали, словесная риторика здесь непригодна. Формы занятий и методика их проведения по преимуществу должны быть практическими, которые проводят известные ученые в области юридической психологии. Нельзя увлекаться лекциями, хотя совсем их исключать не стоит, предпочтение следует отдавать семинарам, дискуссиям, практическим занятиям и деловым играм.

Например, игровая методика позволит обучающемуся включиться своими активными действиями в законотворческий процесс, образно почувствовать ее сущность. Законотворческий процесс состоит из нескольких этапов, имеющих собственное и достаточно различающееся содержание. Можно предложить игровой вариант освоения законотворческого процесса, от внесения проекта закона до решения его судьбы в первом и втором чтениях. Воспользовавшись изложенным замыслом, нетрудно будет продолжить игру, при наличии такого желания, вплоть до принятия законопроекта в качестве закона. Игра может быть рассчитана на минимальное количество участников - 20 человек (субъекты права, участники законотворческого процесса, независимый эксперт и др.). Игра должна проводиться в зале, оборудованном для пленарных заседаний.

Игровая методика имеет ряд предварительных этапов, продолжительность которых может составлять один месяц. В этот период участники игры выполняют задания организатора. Решение заданий и раздаточный материал составляют заранее.

Участники игры работают с любым проектом закона, который внесен в Палату представителей и готовится к принятию в первом чтении. В целях упрощения игры условно законопроект не требует материальных средств и затрат из средств бюджета, что делает ненужным подготовку финансово-экономического обоснования и заключения Правительства. Некоторые процессуальные детали опускаются, отдельные эпизоды носят условный характер.

Организаторы игры не должны сковывать инициативу участников детальным регламентированием. Собственно игровые моменты, характер персонажей, дополнительное оборудование - поле для активности участников. Выдается предварительное задание: первый этап -

освоение регламентов палат парламента; второй этап -распределение по ролям (поиск и уяснение законопроектов, регулирующих участие в законодательном процессе соответствующих участников); третий этап - выполнение заданий по ролям. Указывается порядок проведения игры: открытие пленарного заседания председателем Палаты представителей; доклад субъекта права; содоклад представителя ответственной постоянной комиссии; вопросы депутатов парламента; ответы инициатора проекта закона на замечания и предложения; принятие решения по законопроекту.

Основными элементами оптимальной методики занятий являются:

- диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями;

- свобода высказывания любых мнений, суждений, умозаключений, оценок каждым депутатом и участником законотворческой игры;

- искренность и правдивость в обсуждении всех законопроектов и вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых правовых норм, проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;

- ликвидация и профилактика формализма, показного эффекта;

- требование аргументированного обоснования мнений, оценок, суждений;

- организация руководителем столкновения мнений участников занятия, анализа конкурирующих мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

- коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных законодательных решений, оценок и прогноз возможных последствий принятия законопроектов;

- теснейшая связь учебы с законопроектной практикой, моделирование законопроектов конкретными событиями, моральный анализ и оценка принятых законов;

- коллективная проработка норм законов; активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменения навыков, привычек, взглядов;

- расчет ближайших и отдаленных психологических последствий правовых норм, профессиональных депутатских действий, законодательных решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);

- обоснованность конкретных законотворческих решений (с учетом тенденций и перспектив развития соответствующей сферы законодательства);

- обеспеченность проектируемых законопроектов (финансовыми, организационными и другими мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т. п.;

- коллективная разработка новых, профессионально специализированных правовых норм для законопроектов; совместный поиск ответов на причины непринятия коллективом отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МППД отдельных депутатов;

- обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений депутатов в депутатском корпусе и путей совершенствования МПиППД.

Главным методом проведения учебы выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора, моральных казусов. Суть его в том, что обучающимся депутатам предлагается заранее подготовленная ситуация, характеризующаяся выраженным моральным аспектом законопроекта. Такие ситуации могут предлагаться депутатам на занятиях в словесном виде, совместно с демонстрацией фотографий (слайдов), фрагментов видео- или кинофильма, а также розыгрышем законотворческой игровой ситуации при проведении учебы.

Подбирать ситуации следует так, чтобы они: имели непосредственное отношение к законотворческой деятельности, жизни избирателей, депутата; имели характеристику предмета правового регулирования и цель разработки законопроекта; соответствовали проходимому этапу морально-психологической подготовки и изучаемой теме; характеризовались достаточно выраженным и доступным пониманию данной категорией обучаемых моральным аспектом; не содержали правильных норм в законопроекте.

После ознакомления с ситуацией обучающимся предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости ситуации. Например, может быть задан такие вопрос: «Каково психолого-моральное содержание специальных действий депутата по принятию проекта закона?»

Другими разделами могут быть разработки: 1) моральные рекомендации по право- и законотворчеству и выполнению своих депутатских полномочий; 2) моральные рекомендации в отношении коллег и себя. Возможны иные наборы моральных норм парламентской этики и отношений, например, актуальные для депутатского корпуса в связи с часто встречающимися недостатками.

Стремление привить депутату устойчивость к сложным психологическим условиям профессиональной парламентской деятельности свойственно практике их подготовки. Есть несколько обстоятельств, которые с особой остротой ставят в современных условиях проблему улучшения психологической подготовки депутатов, участников законотворческого процесса. Процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, этическими методами законотворческой работы. С другой стороны, обобщение опыта подготовки и уровень развития психологии законотворчества позволяют вывести МПиППД на современный уровень, добиваться создания законов эффективного прямого действия в сжатые сроки. Собственный опыт показывает, что депутат парламента, прошедший полный курс правильно поставленной профессиональной психологической подготовки, за 2-4 месяца достигает уровня соответствующей грани профессионального мастерства. Стихийно, постепенно, путем проб и ошибок, на основе положительных и негативных уроков законотворческой деятельности оно возникает у депутата лишь через 3-4 года. В условиях омоложения депутатов в Палате представителей (около 70%) трудно не оценить значимость использования МПиППД.

Парламентский опыт и собственные наблюдения показывают, что проведение МПиППД сталкивается с рядом психологических барьеров. Это: устойчивость во взглядах, установках, привычках многих депутатов наследия административно-командной системы; часто встречающаяся слабость психологической составляющей в образовании депутатов; придание решающего значения формальным критериям эффективности законотворческой деятельности, побуждающее часть депутатов к погоне за количеством законов, к определенному ослаблению интереса к законопроектной работе и его тонкостям, формально не фиксируемым; присущая многим депутатам завышенная самооценка в способности разбираться в людях. МПиППД способствует устранению этих проблем и оказывает положительное влияние на изменения в личности депутата, участника законотворческого процесса.

Приоритетное значение в методике проведения занятий по профессиональной подготовке депутатов имеет психологическая составляющая при моделировании законопроектов, условий и трудностей профессиональной законотворческой деятельности. Такое действенное психолого-педагогическое направление активизации профессиональных мыслей, качеств, намерений и действий, при этом приближенных к типично профессиональным условиям, при многократных повторениях приводит к их нужному развитию. Оно реализуется путем применения комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих депутату решить эту задачу.

Есть два взаимосвязанных пути психологического моделирования правовых норм законов. Первый - приближение внешних условий занятий к реальным условиям применения норм законов. Это позволяет депутатам не на словах, а чувственно воспринимать реальность и в какой-то степени ощутить себя участниками реальных событий и поведения. Внешняя картина учебной обстановки, похожей на реальную, создается выполнением профессиональных законотворческих действий, усложнением их законотворческих задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором сложных правовых норм.

Второй путь - приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, напряжения, психологических качеств, преодоления психологических трудностей и пр.) к тем, которые будут у них при разработке, принятии и применении норм законов. Для этого требуется насыщение занятий сложными законотворческими задачами, повышенной ответственностью, психологическими барьерами, дефицитом времени, сложностями понимания и оценки обстановки, быстрым изменением законодательного решения, самостоятельностью, интенсивным наращиванием психологических трудностей, длительностью больших нагрузок и др.

Методика учебы депутатов строится правильно, если для моделирования законопроектов (правовых норм) реальности используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. При этом прицельно прилагаются усилия для моделирования мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых явлений и трудностей в комплексе и раздельно.

Парламентский опыт показывает, что целесообразно моделирование проектов законов (правовых норм) в комплексе разных психологических явлений для развития психологических качеств, необходимых профессио-налу-депутату. Так, следует укреплять обоснованную уверенность депутатов в себе, своих возможностях, своей подготовленности к рациональным и наиболее эффективным способам устранения имеющихся недостатков правового регулирования, успешному рассмотрению проектов законов в эмоциональных условиях. Достигается это накоплением опыта действий в сложных ситуациях; ознакомлением и приучением депутатов к сильнодействующим психологическим факторам; убеждением их на опыте в возможности достижения успехов в сложных законотворческих условиях; частым приведением примеров успешных законотворческих действий из законодательной практики; организацией встреч с профессионалами-депутатами, побывавшими в разных ситуациях; внушением оптимизма и уверенности в личную возможность депутата подготовить себя к успешным законотворческим действиям, способам и средствам, направленным на решение общественных задач и функций (создание законов, визирование материалов и т. п.) и удовлетворение тем самым публичных и частных потребностей и интересов, а также работа над собой и проявление упорства в овладении высотами профессионального законодательного мастерства.

Идеальным вариантом была бы система профессиональной подготовки кандидатов в депутаты, например, Школа парламентской деятельности, где изучались бы основы психологии законотворчества, юриспруденции, парламентской этики. Обучение в такой школе давало бы преимущества в избирательной компании и способствовало росту профессионализма депутатского корпуса [1]. Однако в Республике Беларусь эта теоретически привлекательная идея на практике вряд ли может быть реализована по многим объективным и субъективным причинам.

Заслуживают внимания примеры ускоренного (одного-, двух-, трехгодичного) обучения депутатов на базе юридических вузов. Поскольку парламент - орган законодательной власти, овладение необходимым минимумом психолого-юридических знаний, в частности знанием психологии законотворчества, крайне важно для каждого парламентария.

Значительно повысить уровень профессиональных знаний депутатского корпуса способна лишь организация целостной системы обучения, состоящая из нескольких этапов. Первый этап может включать общий курс для впервые избранных депутатов в Палату представителей и состоять из предметов, абсолютно необходимых всем им (теория государства и права, основы экономики, конституционное право). Серьезное внимание следует уделить и таким вопросам, как психология законотворчества, теория и практика подготовки законопроектов. В рамках данной ступени обучения парламентарии могли бы получить познания в области депутатской этики, психологии парламентской культуры, ораторского искусства.

Для внедрения системы обучения парламентариев должны быть разработаны соответствующие методичес-

кие указания, программы, специальные учебно-практические пособия, предназначенные именно для депутатского корпуса. Следующие этапы обучения могли бы вводиться по мере необходимости, с учетом специализации депутатов и имеющихся пробелов в их познаниях.

Из изложенного выше следует, что МПиППД является современным психолого-профессиональным, прикладным, специально организуемым обучением депутатов. Оно формируется и повышается в процессе всего депутатского срока. Его цель - подготовить к преодолению психологических трудностей в ходе профессиональной парламентской деятельности, сформировать у депутатов профессионально-психологическую подготовленность и тем самым обеспечить качественное принятие законопроектов, законодательных решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

2. Керимов Д. А. Законодательная техника. М., 2000.

3. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. М., 1992. № 2.

4. Спенсер Г. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX века. М., 1996.

5. Тарасов А. С. Правительство России и законотворческая деятельность // Национальные интересы. 2002. № 3(20).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Осинцева, О. В. Гарманова

В статье представлены результаты исследования, позволяющие, по мнению авторов, описать профессионально важные качества сотрудников ОВД в зависимости от специальности. Несмотря на то, что в специальной литературе по данному вопросу имеется описание профессиограмм различных специализаций, важно изучение ценностно-мотивационных характеристик личности специалиста.

Ключевые слова: профессионально важные качества личности сотрудника ОВД, профессиограммы сотрудников органов внутренних дел, служебная деятельность, ценностно-мотивационные характеристики личности.

Успешное выполнение служебных задач сотрудниками органов внутренних дел МВД России, совершенствование процесса профессионального становления личности специалиста напрямую связаны с формированием у офицеров высоких морально-нравственных качеств, а также психологической готовности личности к соблюдению служебной дисциплины и осуществлению профессиональных функций в условиях специфики служебной деятельности. Организационная структура взаимоотношений в коллективах ОВД (строгой иерархии и субординации) требует жесткой регламентации взаимоотношений субъектов служебной деятельности между собой и с непосредственными участниками административного и уголовного производства, закрепленной в должностных инструкциях, уставах и иных норма-

тивных документах МВД России. Весь спектр указанных взаимоотношений выдвигает серьезные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, его ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, интеллектуальным и иным психологическим компонентам.

Существуют социально-психологические особенности деятельности сотрудника ОВД и необходимые профессионально значимые личностные свойства и качества, которые зависят от рода осуществляемой профессиональной деятельности (вида специализации) и обеспечивают эффективность служебной деятельности в специфических условиях. Остановимся на данном факторе подробно, так как его содержание оказывает большое влияние на формирование личностно-профессиональных качеств сотрудника ОВД МВД России (табл. 1).

Все указанные специфические психологические особенности предполагают использование релевантных психодиагностических процедур при изучении кандидата на учебу в образовательное учреждение системы МВД России и службу в органы внутренних дел.

В этой связи в целях изучения возможностей дифференцированного профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в вузы МВД России и разработки рекомендаций по использованию конкретных методов исследования профессионально важных качеств на базе Тюменского юридического института МВД России было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение представлений сотрудников различной специализации (участковых, следователей и оперуполномоченных милиции) об образе успешного сотрудника в соответствующем виде профессиональной деятельности и особенностях направленности личности сотрудника ОВД.

Описанные профессиограммы различных специализаций считаются традиционными и встречаются во многих работах по юридической психологии (В. М. Васильев (2003), Ю. В. Чуфаровский (2005), М. И. Еникеев (2005), В. В. Романов (2000) и др.). Однако представленные психологические характеристики деятельности не включают подробного описания такого важного компонента личности, как ценностно-мотивационные характеристики специалиста, которые лежат в основе детерминации профессионального поведения.

В этой связи в качестве объекта исследования в работе была выбрана направленность личности специалиста органов внутренних дел МВД России. Предметом исследования являются мотивы, интересы, желания, побуждения реального Я-образа и идеальный образ сотрудника органов внутренних дел МВД России. Цель исследования - изучение направленности личности специалиста органов внутренних дел в зависимости от специализации (оперуполномоченный, участковый уполномоченный милиции и следователь).

Задачи исследования: 1) дать краткий теоретический анализ проблемы психологической характеристики профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, описать профессиограммы основных специальностей; 2) разработать инструмент исследования, направленный на достижение поставленной цели НИР; 3) собрать эмпирический материал; 4) показать разли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.