УДК 342.53:316.653
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОЛОГА В КАЧЕСТВЕ СПЕЦИАЛИСТА И КОНСУЛЬТАНТА В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
И. А. Кибак
Специалист-социолог помогает депутату в рассмотрении проблем, требующих психолого-социального осмысления. Делается акцент на том, что социолог может помочь в методике проведения парламентской учебы и занятий для депутатов по психолого-профессиональной подготовке в части социологического моделирования законопроекта, научной экспертизы, законодательного эксперимента, опросов общественного мнения.
Ключевые слова: социолог, консультант, специалист, общественное мнение, законотворческий процесс, законопроект, парламент, парламентская учеба, депутат.
Проблемы социологии законотворчества рассматриваются здесь на опыте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — депутат). Парламентарий должен получать от социологии законотворчества комплексный теоретический анализ проблемы, адекватно интерпретирующий эмпирический материал о состоянии общественного мнения и вписывающий его в систему координат научного знания о структуре социальных интересов и характере ценностно-нормативных ориентаций общества.
Участие социолога-специалиста или консультанта не регламентируется законом, но, на наш взгляд, он может быть привлечен на всех этапах законотворческого процесса. Консультативная деятельность предполагает определенную дистанци-рованность специалиста-социолога от отношений в связи с законопроектом, не связанных с его профессиональным анализом (политических, экономических отношений). Поэтому она не может рассматриваться как экспертная оценка, даваемая законопроекту разработчиком или депутатом.
В качестве формы использования специальных познаний законом не предусмотрена возможность участия специалиста на всех этапах разработки законопроекта. Несмотря на дискусси-онность многих вопросов, в том числе и регулирующих психолого-правовую сторону деятельности специалиста, депутаты пока редко используют в этой форме помощь социологов. Анализ участия специалистов-социологов в законотворчестве позволяет очертить круг задач, которые встают перед ними, указать на специфические требования, предъявляемые к законотворческой деятельности специалиста характером решаемых им задач, выделить вопросы, требующие внимания со
стороны исследователей и субъектов права в области социологии законотворчества.
Одна из задач, нередко ставящаяся перед специалистами в области социологии законотворчества, — это оказание общеконсультативной помощи справочного характера: информирование разработчиков, субъектов права о закономерностях протекания тех или иных социально-правовых процессов, типичных психических состояниях человека, устойчивых психологических особенностях определенной категории лиц в зависимости от законопроекта (пенсионеры, инвалиды, малолетние и др.), возможной эффективности и прогнозируемых последствиях принятия закона. Использование этих функций, как правило, не требует ознакомления с материалами законопроекта, не предполагает совместной работы социолога и разработчика и может представлять собой разовое консультирование, письменное или устное. Выбор специалиста-психолога для разовой консультации должен быть сделан с учетом уровня научной квалификации психолога и его профессиональной специализации.
Кроме того, субъекты права, участники законотворческого процесса должны обращаться к специалистам-социологам и психологам за консультациями о возможности проведения экспертных исследований, формулировке экспертных вопросов, по поводу оценки уже проведенных экспертиз законопроекта. Решение этих задач вызывает необходимость выборочного знакомства специалиста с материалами законопроекта, предполагает наличие у психолога знаний в области теории, методологии, методики экспертного исследования 1 , желателен опыт участия в проведении законодательных экспертиз.
Помимо эпизодической общеконсультативной деятельности и консультаций по вопросам экспертных исследований, социолог-специалист привлекается для непосредственного участия в разработке законопроекта. В этих случаях решаются задачи, связанные с оптимизацией законотворческой деятельности разработчика в вопросах учета личностного (человеческого) фактора, в частности выработка, с учетом состояния и личности разработчиков, оптимальных условий для получения нужной информации в ходе разработки законопроекта. Успешное решение такого рода задач требует от социолога не только высокой научной квалификации, но и владения методами экспресс-диагностики, умения использовать имеющиеся знания для практической организации деятельности депутата.
Наконец, еще одна, с нашей точки зрения, наиболее перспективная сфера приложения специальных познаний, — длительное участие специалиста-социолога в законотворчестве. В этих случаях специалист-социолог выступает в качестве постоян-
ного консультанта и наряду с перечисленными решает другие, многообразные и заранее не определенные законотворческие задачи: помогает разработчику, субъекту права (депутату) увидеть проблемы, требующие психолого-социального осмысления; интерпретирует полученные сведения о законопроекте, личности и сферах законодательной деятельности; оказывает социолого-профессиональную помощь в разработке версий по законопроекту о возможности наступления негативных психических явлений в отношении личности, общества и государства, установлении социальных причин, способствующих возникновению этих явлений.
Использование социолога в качестве постоянного консультанта предъявляет особенно высокие требования к выбору специалиста. Помимо уже указанных качеств социолог должен ориентироваться в специфике законотворческой деятельности.
По нашему мнению, имеется неоправданный социолого-юридический барьер в развитии практики использования в законотворчестве социологических познаний специалиста. Специалист-социолог, участвующий в разработке закона, не может в дальнейшем выступать в качестве эксперта по тому же самому законопроекту. Полагаем, что подобная гарантия объективности эксперта-социолога, во всяком случае в отношении специалиста в области социологии, нецелесообразна, так как вероятность экспертной ошибки, обусловленной недостаточной информированностью эксперта-социолога, превышает вероятность возникновения ошибки, связанной с его возможной пристрастностью. Затраты времени на поиск значимой для эксперта информации, которой уже владеет специалист, малооправданны.
Социологи могут изучать и давать практические рекомендации по остро стоящей проблеме с подзаконными актами (указы, декреты, приказы, инструкции, распоряжения). Дело в том, что подзаконные акты издаются во исполнение законов и не должны создавать новые нормы, регулирующие поведение многих людей 2. Иногда декреты, указы и прочие нормативные правовые акты позволяют руководителям присваивать право законодателя, нарушать права исполнителей, ограничивать их свободу, а равно совершать насилие над людьми. Историки, социологи, юристы, изучая периоды репрессий в стране, приходят к выводу, что эта система насилий осуществлялась в значительной части на основе подзаконных актов 3.
Отсюда следует, что участие социолога может быть эффективным в качестве консультанта (непосредственного участника игры) при подготовке подзаконных актов и при обучении депутатов психологосоциологическим основам парламентской (законотворческой) деятельности.
Кроме того, лучшим вариантом для быстрого и компетентного подключения вновь избранных в Палату представителей депутатов к законотворчеству и обеспечению иных функций парламента была бы отработанная, эффективная и рациональная система их обучения азам парламентской социологии. Чем быстрее в рамках парламентского цикла парламентарии достигают требуемого уровня квалификации, тем эффективнее и плодотворнее оказывается их деятельность, тем больше в конечном счете выигрывает общество.
Социолог может помочь в методике проведения парламентской учебы и занятий для депутатов по профессиональной подготовке, в части проведения социологического моделирования законопроекта, научной экспертизы, законодательного эксперимента, опросов общественного мнения, изучения условий и трудностей профессиональной законотворческой деятельности. Социологические исследования в области законодательства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских технологий, таких как моделирование4.
Оно представляет действенное психолого-педа-гогическое направление активизации профессиональных мыслей, качеств, намерений и действий, приближенных к типично профессиональным условиям, что при многократных повторениях приводит к их нужному развитию. Оно реализуется путем применения комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих депутату решить эту задачу.
Есть два взаимосвязанных пути психологического моделирования применения правовых норм законов. Первый — приближение внешних условий занятий к реальным условиям применения норм законов. Это позволяет депутатам чувственно воспринимать реальность и ощущать себя участниками реальных событий и поведения. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выполнением (проигрыванием) профессиональных законотворческих действий (правовых новелл), усложнением их законотворческих задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором сложных правовых норм.
Второй путь — приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, напряжения, психологических качеств, преодоления психологических трудностей и др.) к тем, которые будут у них при разработке, принятии и применении норм законов. Для этого нужно насыщение занятий трудными законотворческими задачами, повышенной ответственностью, психологическими барьерами, дефицитом времени, сложностями обстановки (быстрое изменение законодательного решения, мощное противодействие преступного элемента, самостоятель-
ность), интенсивным наращиванием психологических трудностей, длительностью больших нагрузок.
Методика парламентской учебы депутатов строится правильно, если для моделирования законопроектов (правовых норм) реальности используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. При этом прицельно прилагаются усилия для моделирования мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых явлений и трудностей в комплексе и раздельно.
Мотивационные явления и трудности моделируются: созданием обстановки подчинения сиюминутных и узких интересов интересам долговременным, комплексным; проигрыванием законотворческих ситуаций, активизирующих мотивы внимательного отношения депутата к рассмотрению законопроектов, к избирателям; разрешением профессиональных вопросов в строгом соответствии с социальными, правовыми и психолого-педагогическими требованиями; проведением упражнений и деловых игр, стимулирующих коллективистские мотивы товарищеской поддержки и помощи; активизацией мотивов самоуправления, самообучения и самоактуализации; напряжением мотивов достижения положительного результата действий путем создания любых других трудностей; созданием обстановки, когда успех достигается не сразу и на пути к нему приходится преодолевать неудачи, и др.
Познавательные процессы и трудности можно моделировать: реальным восприятием депутатами явлений и процессов, типичных для трудных законотворческих ситуаций, профессиональных действий; целенаправленной тренировкой ощущений, внимания, памяти, представлений, которые надо проявить, чтобы заложить эффективные нормы закона либо успешно решить профессиональную задачу; созданием сложных условий обстановки, в которой непросто разобраться, нужны напряженное парламентское мышление и проявление его определенных качеств (глубины, прогностичности, скорости, смелости, самостоятельности и др.); созданием учебных профессиональных законотворческих ситуаций, имеющих психологический аспект, в котором надо разобраться; созданием условий нехватки информации для принятия законодательных решений или чрезмерного обилия ее — относящейся и не относящейся к правовой норме, ее противоречивости, приблизительности, устарелости; созданием обстановки необходимости решения профессиональной законотворческой задачи в состоянии волнения, острого дефицита времени и помех; поспешностью подготовки и принятия субъектом права проектов законов, а также законодательных решений и предложений, содержащих хотя бы мелкие пробелы и противоречия, просчеты, для стимулирования новых, более
глубоких поисков оптимального варианта; созданием условий внезапного срыва намеченного ежегодного плана подготовки законопроектов и необходимости быстрой перестройки правовой нормы.
Эмоциональные явления и трудности вызываются: повышением ответственности за принятие законов; моделированием ситуаций риска, неожиданности и новизны правовой нормы; восприятием волнующих ситуаций; созданием значительных трудностей любого характера; неудачей с первой попытки разработать правовую норму. Чувство ответственности на занятиях развивает у депутатов смелость, способность самостоятельно принимать правовые решения, просчитывать степень риска правовой нормы. Их моделирование не должно представлять стрессы для жизни депутатов.
Волевые явления и трудности сопряжены с мобилизацией всех сил и возможностей для достижения успеха. Они возникают при удачном моделировании: перечисленных выше видов психологических законотворческих трудностей; больших интеллектуальных и психических нагрузках, напряжении и усталости; норм законов, требующих от депутата проявления самостоятельности, находчивости, инициативы; обстановки, вызывающей неприятные ощущения.
Моделирование представляет собой разработку социологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия принятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, попытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несомненное преимущество моделирования состоит в возможности использования прикладных математических методов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако, применяя эту технологию к социологии законотворчества, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере факторе неопределенности.
Парламентский опыт показывает, что целесообразно моделирование проектов законов (правовых норм) в комплексе разных психологических явлений для развития психологических качеств, необходимых профессионалу-депутату. Так, следует укреплять обоснованную уверенность депутатов в себе, своих возможностях, своей подготовленности к рациональным и эффективным способам устранения недостатков правового регулирования, успешному рассмотрению проектов законов в эмоциональных условиях. Достигается это накоплением опыта действий в сложных ситуациях; ознакомлением и приучением депута-
тов к сильнодействующим психологическим факторам; убеждением их на опыте в возможности достижения успехов в сложных законотворческих условиях; приведением примеров успешных законотворческих действий из законодательной практики; организацией встреч с депутатами, имеющими соответствующий опыт; внушением оптимизма и уверенности в личных возможностях депутата подготовить себя к успешным законотворческим действиям и операциям, способам и средствам, направленным на решение общественных задач и функций (создание законов, визирование материалов и др.) и удовлетворение тем самым публичных и частных потребностей и интересов, а также к работе над собой и проявлению упорства в овладении высотами профессионального законодательного мастерства.
Характер взаимоотношений между обществом и законодателем имеет существенное значение как для социологии права в целом, так и для социологического обеспечения законотворчества. В современных условиях сам тип взаимоотношений изменяется в сторону гражданского общества и правового государства. Соответственно, меняется и роль социологии, которая призвана все в большей мере брать на себя функции специфического социального института, осуществляющего информирование общества и законодателя о состоянии общественных отношений и общественного сознания, научную экспертизу принимаемых законодателем решений, социальный контроль за деятельностью высших представительных органов.
Возможности социологии в реализации названных функций во многом определяются степенью доверия к ней со стороны как общества, так и законо-
дателя. Это доверие зависит прежде всего от познавательного потенциала социологии, от ее способности и готовности к глубокому, объективному, непредвзятому анализу новых социальных реалий на теоретическом и эмпирическом уровнях исследования. В этом отношении отечественной социологии предстоит еще многое сделать.
Следует законодательно закрепить в качестве одной из форм использования специальных познаний возможность участия специалиста (социолога, психолога) на всех этапах законотворческого процесса — от выработки законодательного предложения на основе первоначальных идей до составления законопроекта, готового для представления в парламент. Целесообразно привлечение в необходимых случаях к экспертизе законопроектов зарубежных специалистов-социологов и международных организаций (МОТ, Комиссия ООН по правам человека, Международный валютный фонд и др.), что дает возможность полно учесть зарубежный опыт, новые тенденции в развитии соответствующего законодательства.
1 Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. 391 с. ; Коп-нин П. В. Эксперимент и его роль в познании // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 23-31.
2 Юридическая социология : учебник для вузов / авт. кол.: А. А. Глазырин, Э. Н. Грибакина, Н. А. Гулина и др. М., 2000. 368 с.
3 Лунеев В. В. Политическая преступность // Гос-во и право. 1994. № 7. С. 107-116.
4 Скурко Е. В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Там же. 2003. № 1. С. 103-106.