Научная статья на тему 'Современные подходы к подготовке специалистов в области применения невоенных мер обеспечения военной безопасности'

Современные подходы к подготовке специалистов в области применения невоенных мер обеспечения военной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень военного образования / управленческая подготовка / управленческая деятельность / система учебных мероприятий / централизация управления / автоматизированная система управления войсками / организационноштатная структура органов управления / level of military education / managerial training / managerial activity / system of training activities / centralization of management / automated command and control system / organizational and staff structure of management bodies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Елена Анатольевна

Актуальность: тема подготовки специалистов в области применения невоенных мер актуальна ввиду необходимости России реагировать на угрозы и изменения политической обстановки не только в размещении и перемещении войск (сил) на угрожаемые направления к границам Российской Федерации, но и путем реализации эффективных невоенных мер укрепления военной безопасности государства. Постановка проблемы: каждый из видов невоенных мер имеет свой инструментарий и функции, в связи с этим требуются специалисты из различных областей для их применения, поэтому эффективная подготовка специалистов в области применения этих мер увеличивает военную безопасность государства. Цель исследования: выявление причин дальнейшего совершенствования и определение направления развития системы подготовки кадров в области невоенных мер в условиях сохраняющихся опасностей и угроз военной безопасности Российской Федерации. Методы исследования: анализ и обобщение педагогического опыта, анализ нормативных и научных источников. Результаты и ключевые выводы: при подготовке специалистов в области применения невоенных мер необходимы: а) осознание преподавательским составом социальной значимости эффективной профессиональной подготовки специалистов для обеспечения безопасности государства; б) определение преподавательским составом в качестве ведущей цели профессионально-педагогической деятельности достижения высокого уровня профессиональной подготовленности обучающихся; в) выбор педагогических средств достижения цели в зависимости от уровня базовой подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to Training Specialists in the Application of Non-Military Measures to Ensure Military Security

Relevance: the topic of training specialists in the application of non-military measures is relevant due to the need for Russia to respond to threats and changes in the political situation not only in the deployment and movement of troops (forces) to threatened areas to the borders of the Russian Federation, but also by implementing effective non-military measures to strengthen the military security of the state. Problem statement: each of the types of nonmilitary measures has its own tools and functions, in this regard, specialists from various fields are required for their application, therefore, effective training of specialists in the application of these measures increases the military security of the state. The purpose of the study is to identify the reasons for further improvement and determine the direction of development of the personnel training system in the field of non-military measures in the conditions of continuing dangers and threats to the military security of the Russian Federation. Research methods: analysis and generalization of pedagogical experience, analysis of normative and scientific sources. Results and key conclusions: when training specialists in the field of non-military measures, it is necessary: a) awareness by the teaching staff of the social significance of effective professional training of specialists to ensure the security of the state; b) determination by the teaching staff as the leading goal of professional and pedagogical activity of achieving a high level of professional readiness of students; c) the choice of pedagogical means to achieve the goal, depending on the level of basic training of students.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к подготовке специалистов в области применения невоенных мер обеспечения военной безопасности»

Elena Anatol'yevna Voloshina,

Junior Researcher of the Research Laboratory (Problems of Military Management) of the Department of Military Management, Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadskogo Av., 100

E-mail: voloshina-ea@mail.ru

Scientific Specialty:

5.8.7. Methodology and technology

of vocational education

Волошина Елена Анатольевна,

младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (проблем военного управления) кафедры военного управления, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 100 E-mail: voloshina-ea@mail.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378.6

Дата поступления: 16 июня 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Современные подходы к подготовке специалистов в области применения невоенных мер обеспечения военной безопасности

Modern Approaches to Training Specialists in the Application of Non-Military Measures to Ensure Military Security

Аннотация

Актуальность: тема подготовки специалистов в области применения невоенных мер актуальна ввиду необходимости России реагировать на угрозы и изменения политической обстановки не только в размещении и перемещении войск (сил) на угрожаемые направления к границам Российской Федерации, но и путем реализации эффективных невоенных мер укрепления военной безопасности государства.

Постановка проблемы: каждый из видов невоенных мер имеет свой инструментарий и функции, в связи с этим требуются специалисты из различных областей для их применения, поэтому эффективная подготовка специалистов в области применения этих мер увеличивает военную безопасность государства.

Цель исследования: выявление причин дальнейшего совершенствования и определение направления развития системы подготовки кадров в области невоенных мер в условиях сохраняющихся опасностей и угроз военной безопасности Российской Федерации.

Методы исследования: анализ и обобщение педагогического опыта, анализ нормативных и научных источников.

Результаты и ключевые выводы: при подготовке специалистов в области применения невоенных

Abstract

Relevance: the topic of training specialists in the application of non-military measures is relevant due to the need for Russia to respond to threats and changes in the political situation not only in the deployment and movement of troops (forces) to threatened areas to the borders of the Russian Federation, but also by implementing effective non-military measures to strengthen the military security of the state.

Problem statement: each of the types of nonmilitary measures has its own tools and functions, in this regard, specialists from various fields are required for their application, therefore, effective training of specialists in the application of these measures increases the military security of the state.

The purpose of the study is to identify the reasons for further improvement and determine the direction of development of the personnel training system in the field of non-military measures in the conditions of continuing dangers and threats to the military security of the Russian Federation.

Research methods: analysis and generalization of pedagogical experience, analysis of normative and scientific sources.

Results and key conclusions: when training specialists in the field of non-military measures, it

19

г0

мер необходимы: а) осознание преподавательским составом социальной значимости эффективной профессиональной подготовки специалистов для обеспечения безопасности государства; б) определение преподавательским составом в качестве ведущей цели профессионально-педагогической деятельности достижения высокого уровня профессиональной подготовленности обучающихся; в) выбор педагогических средств достижения цели в зависимости от уровня базовой подготовки обучающихся.

Ключевые слова: уровень военного образования; управленческая подготовка; управленческая деятельность; система учебных мероприятий; централизация управления; автоматизированная система управления войсками; организационно-штатная структура органов управления.

is necessary: a) awareness by the teaching staff of the social significance of effective professional training of specialists to ensure the security of the state; b) determination by the teaching staff as the leading goal of professional and pedagogical activity of achieving a high level of professional readiness of students; c) the choice of pedagogical means to achieve the goal, depending on the level of basic training of students.

Keywords: level of military education; managerial training; managerial activity; system of training activities; centralization of management; automated command and control system; organizational and staff structure of management bodies.

За последние годы понятие «невоенные меры» стало широко используемым в научных кругах. Этот термин описывает совокупность действий и мероприятий, которые проводятся внутри и за пределами государства. Цель этих мер — обеспечение военной безопасности государства, когда необходимо дополнить или заменить военные действия [1; 4].

В Военной доктрине Российской Федерации1 указан ограниченный перечень невоенных мер, которые обеспечивают военную безопасность в различных сферах, включая политико-дипломатические, международно-правовые и экономические меры. Кроме того, есть другие виды мер, которые обычно включают 5—7 средств, таких как информационные, идеологические, психологические, гуманитарные, разведывательные и общественная оборона. Каждый из этих видов мер имеет свой инструментарий и функции, поэтому требуются специалисты из различных областей для их применения. Для этой цели создаются группы подготовки специалистов в области применения невоенных мер [5].

Данный материал основан на опыте подготовки специалистов из федеральных органов исполнительной власти, проходящих обучение на факультете переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба.

Преподаватели вузов, специализирующихся на подготовке специалистов в области невоенных мер, сталкиваются с несколькими задачами. Они должны закреплять информацию, по-

1 Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом Рос. Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // СПС Консуль-тантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2023).

лученную обучающимися на лекциях, расширять и углублять имеющиеся у них знания, в том числе посредством учебников и учебных пособий, развивать способности к самостоятельному изучению обучающимися научной литературы и обучать их проводить глубокое творческое исследование конкретных актуальных вопросов в этой области. Кроме того, необходимо совершенствовать способности решения задач в области военной безопасности, приобретенные на групповых, лабораторных и практических занятиях. Формирование высокой культуры умственного труда через подготовку специалистов является ключевым фактором для развития полезных навыков и умений, которые помогут преобразовать полученные знания в убеждения. Эффективность подготовки специалистов зависит от четкого планирования, систематичности, контроля и обеспечения необходимыми учебными материалами.

Задачи руководства и преподавательского состава вузов при организации образовательного процесса подготовки специалистов в области применения невоенных мер состоят:

— в обеспечении благоприятной социально-психологической атмосферы в учебной группе;

— создании в учебной группе системы отношений, которые будут способствовать товариществу и взаимной помощи. Важно, чтобы «сильные» ученики не только успешно занимались своей учебной деятельностью, но и оказывали помощь своим менее подготовленным товарищам в повседневных вопросах учебы. Только в таком атмосферном окружении может произойти формирование инициативности в обучении.

Чтобы подготовка специалистов по применению невоенных мер была эффективной, необходимо обеспечить грамотное руководство процессом, четкую организацию и реализацию содержания и методики обучения.

Первоначальным этапом профессиональной подготовки специалистов в области применения невоенных мер должны быть изучение индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося и разработка соответствующей системы педагогических воздействий. Это связано с формированием групп специалистов в различных областях, таких как экономика, политика, социальная сфера, информационные технологии и т. д.

Вторым условием подготовки специалистов в области применения невоенных мер должны являться индивидуализация и дифференциация подготовки. Поэтому целесообразно пользоваться предварительно подготовленными материалами, заранее проводить расчеты для выполнения наиболее сложных задач обучения.

Для обучения специалистов в области применения невоенных мер необходимо использовать специально оборудованные классы, где будет учтена специфика этих мер в соответствии с расписанием. Одним из условий успешной профессиональной подготовки является участие руководства в разработке курсовых работ и проектов, а также контроль за выполнением заданий и качеством проведения мероприятий.

Для повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в области использования невоенных мер требуется применение технических средств, которые значительно оптимизируют процесс обучения. Среди таких средств можно выделить автоматизированные компьютерные системы. Приведем пример.

Использование невоенных методов в профессиональной подготовке специалистов приводит к координации всех средств контроля, управления и тренинга на экране компьютера, что дает положительный эффект. Экран разбит на несколько «окон», где отображается информация с датчиков обратной связи имитации экстремальных ситуаций и данных по текущей задаче. Например, во время имитации парадоксального диалога на экране может появиться модель экстремальной ситуации, требующей быстрой и адекватной реакции. Такая система быстро адаптируется к конкретному человеку, что позволяет ускорить процесс подготовки и повысить его эффективность [2].

Однако использование технических средств для профессионального обучения специалистов в области невоенных мер сталкивается с рядом объективных трудностей, таких как недостаточное количество компьютеров на специализиро-

ванных кафедрах, сложность разработки специализированного программного обеспечения и низкая компьютерная грамотность некоторых обучающихся.

Для успешного выполнения данной задачи необходимо, чтобы руководство и преподавательский состав вузов учитывали возможные причины снижения мотивации студентов в процессе обучения. Эти причины могут быть разнообразными, включая психологические барьеры перед новыми и сложными учебными задачами, усталость, предыдущие неудачи в технической эксплуатации, личные проблемы или бытовые неурядицы, а также негативный морально-психологический климат в учебных группах и другие факторы. В связи с этим важной задачей вузов является новый подход к подготовке специалистов в области применения невоенных мер. Для ее успешного решения необходимо постоянно улучшать качество образовательного процесса, искать новые методические приемы обучения и усиливать воспитательную работу. Это является неотъемлемой частью деятельности руководящего и преподавательского состава вузов.

Эффективность профессиональной подготовленности специалистов в области применения невоенных мер зависит от качества проводимых учебных занятий и умения преподавателей организовывать образовательный процесс. Это объясняется тем, что использование различных методов обучения позволяет обучающимся задействовать все виды чувственного восприятия, что делает процесс усвоения материала более полным и эффективным. Кроме того, разнообразие методов стимулирует познавательную деятельность обучающихся и формирует их устойчивый интерес. Применение различных методов обучения позволяет учесть индивидуально-психологические особенности обучающихся, их типы памяти и мыслительной деятельности, а также специфику изучаемых тем. Комбинирование методов помогает обучающимся определить свои способности и выявить наиболее эффективные приемы для усвоения материала.

Остановимся на основных педагогических условиях повышения эффективности педагогической деятельности.

Первоочередной задачей является осознание преподавательским составом социальной значимости формирования профессиональной подготовленности специалистов в области применения невоенных мер для обеспечения национальной и военной безопасности государства. Уровень понимания этой цели зависит от глубины знаний преподавательского состава о требованиях Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации к профессиональной подготовке обучающихся, а также от их отношения к деятельности по профессио-

21

нальной подготовке специалистов и эмоциональных проявлений в ходе учебных занятий.

Вторым важным аспектом является понимание необходимости достижения высокого уровня профессиональной подготовленности специалистов в области применения невоенных мер.

Третий аспект заключается в сознательном и правильном применении наиболее целесообразных форм, методов и средств педагогического воздействия на обучающихся. Его признаками служат уровень психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей, знание индивидуальных психологических особенностей учеников и их учет в процессе обучения, умение использовать эффективные методы воздействия на обучающихся, активные методы обучения, методы выбора содержания и анализа занятий, а также умение прогнозировать развитие обучающихся и планировать свою работу.

Современный педагогический процесс характеризуется увеличением значимости психологи-

ческого фактора, который включает улучшение отношений между учащимися внутри группы и между специалистами разных областей, а также улучшение коммуникации между руководством факультета подготовки специалистов в области применения невоенных мер и преподавательским составом с обучающимися.

При подготовке специалистов в области применения невоенных мер необходимо создавать следующие педагогические условия для повышения эффективности обучения. Во-первых, преподаватели должны осознавать социальную значимость формирования профессиональной подготовленности специалистов для государства. Во-вторых, они должны стремиться достичь высокого уровня профессиональной подготовленности обучающихся. В-третьих, необходимо использовать наиболее эффективные формы, методы и средства педагогического воздействия на основе учета уровня базовой подготовки обучающихся по итогам теоретических и практических занятий [3].

Список литературы:

References:

1. Герасимов В. В. Векторы развития военной 1. стратегии // Красная звезда. 2019. 4 марта.

2. Материалы прикладного военно-поли- 2. тологического исследования «Невоенные средства в современной войне: оценка

и степень влияния в сфере военной безопасности». Москва, 2021. 5 с. 3.

3. Мрищук А. А. Политические механизмы противодействия внешним угрозам национальной безопасности России // Право и безо- 4. пасность. 2009. № 4.

4. Останков В. И. Войны будущего начинаются сегодня // Военно-промышленный ку- 5. рьер. 2019. 15 октября.

5. Сорокина И. Р. Теория обучения и воспитания : учеб.-метод. пособие. Владимир, 2016. 115 с.

Gerasimov V. V. Vektory razvitiya voennoj strategii // Krasnaya zvezda. 2019. 4 marta. Materialy prikladnogo voenno-politologiches-kogo issledovaniya "Nevoennye sredstva v sovremennoj vojne: ocenka i stepen' vliyaniya v sfere voennoj bezopasnost". Moskva, 2021. 5 s. Mrishchuk A. A. Political mechanisms for countering external threats to Russia's national security // Law and security. 2009. № 4. Ostankov V. I. Vojny budushchego nachi-nayutsya segodnya // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2019. 15 oktyabrya. Sorokina I. R. Teoriya obucheniya i vospitaniya : ucheb.-metod. posobie. Vladimir, 2016. 115 s.

Для цитирования:

For citation:

Волошина Елена Анатольевна. Современные подходы к подготовке специалистов в области применения невоенных мер обеспечения военной безопасности // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 19—22.

Voloshina Elena Anatol'yevna. Modern Approaches to Training Specialists in the Application of Non-Military Measures to Ensure Military Security // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 19-22.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.