МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ВОЕННЫХ УГРОЗ И НЕВОЕННЫХ МЕР ИХ ПАРИРОВАНИЯ
С.Р. Цырендоржиев
ФГБУ «46ЦНИИ» МО РФ. 129327, Москва, Чукотский проезд, д. 10.
Понятия военная опасность, военная угроза, военные и невоенные меры их парирования и другие дефиниции из области политики государства по обеспечению военной безопасности в настоящее время широко используются в публицистике, концептуальных, других документах и научных исследованиях. Внимательному читателю нетрудно заметить неоднозначность в трактовке этих понятий. Это затрудняет не только восприятие изложенных на актуальные темы обеспечения военной безопасности публикаций, но и развитие теории и практики обеспечения обороны и безопасности государства.
Авторская логика обоснования представлений о сущности невоенных мер парирования военных угроз, как конечной цели статьи, состоит в следующем. Вначале решается задача анализа понятий «национальная безопасность», «объект обеспечения национальной безопасности» и уяснения функций государства, общества и личности по обеспечению национальной безопасности. Декомпозиция объекта обеспечения национальной безопасности, в качестве которого выступает «национальное достояние» (содержаниеэтого понятия описано в статье) позволила обосновать основания для классификации угроз национальной безопасности и с её помощью глубже уяснить их сущность, разновидности, генезис. Это обеспечило обоснование места и роли задач обеспечения военной безопасности в решении общей задачи обеспечении национальной безопасности, рассмотрено соотношение военных и невоенных угроз. Заключительный этап исследований, результаты которых изложены в статье, посвящён анализу содержания военных угроз, что позволило определить их основные структурные элементы: источник, носитель, военно-политический и стратегический характер, установить основные факторы определяющие содержание этих элементов, их взаимодействие. На основании этих результатов предложено определение сущности невоенных мер по парированию военных угроз, а также основные направления выработки этих мер.
Ключевые слова: национальная безопасность, национальное достояние, военные угрозы, военно-политический и стратегический характер угроз, военные и невоенные меры парирования военных угроз.
Современный этап развития мироустройства и международных политических отношений характеризуется совокупностью кризисных явлений, самые острые из которых сопровождаются применением средств вооружённой борьбы, что и происходит на территории Украины. Главная опасность украинского внутреннего вооружённого конфликта состоит, в первую очередь, в потенциальной возможности его перерастания в военный конфликт стран Запада и России. В связи с этим российским военно-политическим руководством во взаимодействии с руководством ФРГ и Франции предпринимаются соответствующие меры по прекращению гражданской войны на Украине и предотвращению эскалации напряжённости в отношениях США, стран НАТО и России. Это дипломатические, информационные, экономические, военные и другие мероприятия, имеющие целью парировать угрозы национальной безопасности нашего государства и направленные как в область международных отношений, так и во внутриполитическую российскую сферу.
Предметом данной статьи является анализ сущности военных угроз и невоенных мер их парирования. С этой целью будут проанализированы соотношение национальной и военной безопасности, виды угроз жизненно важным интересам личности, государства и общества. Национальная безопасность при этом понимается как защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны [3].
Обеспечение национальной безопасности государства (нации) состоит в выполнении двух функций: функции защиты некоего объекта, содержащего важнейшие ценности государства, и функции развития этого объекта. Существующие в настоящее время представления об объекте национальной безопасности закреплены законодательно: это конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации [5]. Эти положения можно рассмотреть более глубоко, применяя предложенное тремя годами ранее В.И. Анненковым, С.Н. Барановым и др. понятие «национальное достояние», которое опирается, прежде всего, на понятие «нация» (от лат. nation -племя, народ) [1]. Наиболее распространённым её определением является «устойчивая историческая общность людей, складывающаяся на основе формирования таких частных общностей, как общность территории, экономических связей, языка, традиций и культуры; психического склада (характера), самосознания и единой государственной власти».
На рисунке 1, иллюстрирующем подход названных авторов к формированию понятия «национальная безопасность» и функций по
её обеспечению, хорошо показана сущность предложенного понятия «национальное достояние». Под национальным достоянием понимается совокупность материальных и духовных ресурсов, благ, ценностей, принадлежащих народу и составляющих основу его устойчивого существования и развития.
Национальное достояние как объект обеспечения национальной безопасности
Национальное достояние России объединяет в себе несколько активно взаимодействующих между собой элементов. Это, прежде всего, семь формирующих нацию базовых национальных общностей: культуры и традиций, самосознания, языка, территории, государственной власти, экономики и психического склада. Взаимодействуя между собой на протяжении длительного исторического периода, они формируют национальные ценности, так называемый социальный капитал нации. Он состоит из информационно-психологического потенциала и организационного капитала нации. Развиваясь, наращивая и используя свой социальный капитал, нация формирует, сохраняет и приумножает национальное богатство. Оно содержит природное, демографическое богатство и национальное имущество. Жизненно важные интересы личности, общества и государства состоят в защите и развитии всех элементов национального достояния: национальных общностей, социального капитала и национального богатства.
Национальные общности включают в себя несколько разнородных общностей, которые оказывают своё влияние на качество двух основных составляющих социального капитала: «организационного» и «информационно-психологического» капитала. Такие общности, как общность культуры, психического склада, самосознания и языка оказывают основное влияние на качество «информационно-психологического» капитала, тогда как общность территории, экономики и государственной власти, и, отчасти, языка преимущественно влияют на качество организационного капитала.
Информационно-психологический капитал характеризует уровень воли нации к жизни или, по Гумилёву, пассионарность нации [2]. От состояния информационно-психологического капитала зависит темпы трат и воспроизводства всех элементов национального достояния. Он, как и любой ресурс для поддержания в активном состоянии требует своевременных инвестиций. Износ информационно-психологического ресурса ведёт нацию к упадку одновременно в информационно-психологической, организационной и материально-физической (биологической) ипостасях.
«Производство, создающее благосостояние и возможность пользоваться материальным комфортом и благами жизни, может осуществляться систематически и эффективно только в таких обществах, где есть моральные элементы
Рисунок 1.
Структура понятия «Национальная безопасность»
Национальная безопасность
Национальное достояние
Национальные общности
С Культуры ) (Самосознания^ (_ Территория ) ( Языка
О
С
осударственно! власти
5 С
ЭКОНОМИКИ
3 с
Психического склэца
Фу-кция защиты
I
Социальный капитал нации
И нформа цио нно-психо логический капитал нации
Нормативно-ценностная система в сфере психологического воспроизводства нации
Нормативно-ценное! на я с^с-еига в
сфере воспроизводства организационного порядка нации
Нормативно-ценное! на я с^с-еига в сфере воспроизвел^.тва нации ьа_,ионального бога"ства
Организационный капитал нации
/Инсяиггуциональн ы I общенациональный у порядок
Национальный образ жизни
I
Функция развитая
Национальное богатство
Природное богатство нации
ЗС5
Национальное \ ( Демографическое мущегтво ) [ богатство ьа_,ии
I
Жизненно важные интересы
Личность
Общество ] [ Государство
и движущие силы, такие, как взаимопонимание, порядочность, уважение, справедливость, признание взаимных обязательств, забота об общественном всеобщем благе. Там, где не хватает таких элементов и стимулов:
1) человеческий труд начинает количественно уменьшаться, всякому взаимодействию препятствует взаимное недоверие;
2) под влиянием эгоизма отдельных индивидов распадаются социальные связи и нарушаются те пружины, которые поддерживают социальные стремления;
3) уменьшается само материальное богатство, пересыхают и глубиннейшие источники средств к существованию. Народ, который остался сегодня без чести, завтра останется без хлеба» [4].
В общественном сознании народа существует некий идеал общественного порядка как исторически сформировавшиеся, широко распространённые и устойчивые формы и особенности социального и индивидуального поведения, уклад жизни, мнений и оценок народа, нарушение которых ведёт к утрате им своей самобытности. Аналогичный идеал должен существовать и для государственного (институционального) порядка. Реальный институциональный и общественный порядки неидеальны, и поэтому формируется компромисс между идеальными требованиями и стоящей за ними мотивирующей силой общества или административного аппарата. «Чем древнее общественная традиция и чем сильнее навязываются противоречащие ей формы государственной организации, тем выше уровень «организационного трения», тем сильнее изнашиваются в своей борьбе и государство и общество, тем слабее нация, тем меньше у неё шансов на выживание» [1]. Объединяющим организационные общественный и институциональный порядки понятием является организационный капитал нации.
Национальное богатство характеризует результат постоянно возобновляющегося чередования процессов создания, накопления и использования (трат) обществом материальных и иных результатов труда, а также необходимых для этих целей ресурсов. Это совокупность материальных ресурсов и благ как природных, так и созданных трудом многих поколений людей, образующая экономическую мощь страны.
Понимание взаимосвязей между «организационным» и «информационным» капиталами является необходимым условием для оценивания состояния «социального капитала» и принятия мер по его становлению и росту. Содержание этой связи в самом общем виде было раскрыто в конце XIX в. Г. Лебоном. Он использовал такие понятия, как характер и душа народа, идеи как основу нравственности, психический склад
народа. Эти показатели индивидуальны для каждого народа, они в совокупности образуют его облик. Утрата любой из черт, характеризующих народ как историческую общность, ведёт его к гибели. «Способность расы противостоять воздействию внешней среды определяется, прежде всего, характером народа, а не содержанием ума, - писал Г. Лебон. - .. .Открытия ума передаются легко от одного народа другому. Качества характера не могут передаваться. Характер народа определяется двумя факторами - волей и нравственностью. величие народа зависит главным образом от уровня нравственности. Именно идеи составляют основу нравственности и относятся к важнейшим факторам эволюции любой цивилизации. Народам нужны многие века, чтобы осмыслить свои идеи, утвердиться в них и превратить их в бессознательное руководство к действию, но они иногда теряют их прочность за очень короткое время. Восходящая дорога, которая ведёт их на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же, ведущая их к падению, чаще всего бывает очень короткой» [4].
Классификация угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства
Проведённый анализ содержания понятия национальной безопасности и объекта обеспечения национальной безопасности позволяет выявить группы угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, меры по парированию которых должны стать основой содержания внешней и внутренней политики Российской Федерации. Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства эквивалентны угрозам национальному достоянию. Все эти угрозы можно условно разделить на три группы (рисунок 2).
Первая группа состоит из возможных угроз разрушения, девальвации, дезинтеграции, отчуждения существующих национальных общно-
Рисунок 2.
Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства
стей, атрибутов нации - культуры, самосознания, языка, психического склада, территории, экономики, государственной власти.
Во вторую группу можно включить угрозы дезорганизации, разрушения, девальвации социального капитала нации, то есть её психологическому и организационному капиталу. В свою очередь, угрозы психологическому капиталу нации подразделяются на угрозы нормативно-ценностным системам в сферах организационного порядка нации и её психологическому воспроизводству. Угрозы организационному капиталу подразделяются на угрозы институциональному (государственному) порядку нации и национальному образу жизни.
Третью группу составляют угрозы национальному богатству, то есть угрозы разрушения, потери (захвата, отчуждения) его элементов: природного богатства, национального имущества и демографического богатства нации.
Рассмотренная классификация угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства построена по отношению к элементам национального достояния. Она имеет важное значение для рассмотрения проблем национальной безопасности, особенно при построении систем её обеспечения по функциональному признаку, исходя из направленности угроз. Не менее важное методологическое значение имеет классификация угроз и по другим признакам. Варианты такой классификации представлены на рисунке 3.
Как видно из рисунка, можно рассматривать следующие угрозы:
1. По отношению к функциям обеспечения национальной безопасности - угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны, комбинированные угрозы, сочетающие в себе угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны.
2. По отношению к объекту обеспечения безопасности - внешние, внутренние и трансграничные.
3. По масштабам угроз - глобальные, региональные, местные.
4. По характеру и генезису угроз - природные (стихийные), антропогенные.
5. Угрозы по отношению к объекту обеспечения безопасности (внешние, внутренние и трансграничные).
Предложенные общие классификаторы угроз национальной безопасности могут быть дополнены и детализированы в соответствии с целями исследования проблем национальной безопасности и её элементов. Изложенная классификация критикуема, как и другие подходы к определению сущности угроз или других понятий теории национальной безопасности.
Так, из уже приведённого в статье определения понятия «национальная безопасность есть защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны» вытекает, что угрозы национальной безопасности есть угрозы защищённости различного рода интересов.
Отсюда следует, что нужно рассматривать лишь угрозы, направленные против создаваемой государством во взаимодействии с обществом системы, которая обеспечивает защиту национальных интересов. Иначе говоря, угрозы национальной безопасности есть только угрозы по отношению к институтам государства, которые и образуют созданную для обеспечения национальной безопасности систему, а не все перечисленные ранее!
Однако в таком случае практически выпадает из рассмотрения сам объект обеспечения безопасности - национальное достояние, который включает в себя совокупность национальных общностей, ценностей, интересов и националь-
Рисунок 3.
Общая классификация угроз национальной безопасности
ного богатства. Он подменяется лишь частью национального достояния - государственной властью. Данное замечание сделано для понимания некоторой условности трактовки понятий теории национальной безопасности, поскольку формирование её некоторых понятий носит исторический характер.
Оценка места и роли задач обеспечения военной безопасности в общей задаче обеспечения национальной безопасности
Из анализа предложенной классификации угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, а также угроз национальной безопасности можно видеть неразрывность и взаимообусловленность мер самого различного характера, которые могут быть предприняты для парирования или минимизации (ликвидации) перечисленных видов угроз.
Другой вывод, который позволяет сделать классификация угроз - о месте и роли задач обеспечения военной безопасности в общей задаче обеспечения национальной безопасности. Представляется, что предмета военной безопасности непосредственно касаются, главным образом, антропогенные силовые (военные) опасности и угрозы надёжности существования государства, общества, личности. Отдельно следует остановиться на анализе отношения несиловых (невоенных) угроз национальной безопасности к предмету военной безопасности. Рассмотрим разновидности этих угроз, применяя построенную нами классификацию (рисунок 4).
Антропогенные несиловые (невоенные) угрозы могут быть как внешними, внутренними, так и трансграничными. По масштабу они могут быть и глобальными, но пока такие угрозы носят абстрактный характер и лежат в области фантастики, в крайнем случае, из далёкой перспективы будущего человечества. Наиболее вероятным масштабом таких угроз являются региональный и национальный (местный). По своей направленности эти угрозы могут относиться как к угрозам надёжности существования, так и к угрозам возможности развития государства, общества и личности. В целом несиловые (невоенные) угрозы по своему разнообразию практически соответствуют всем признакам разработанной классификации. Однако во многих случаях, в отличие от военных (силовых), невоенные угрозы не могут иметь эффекта непосредственного, прямого воздействия.
При сравнении разнообразия арсенала военных и невоенных угроз невозможно не прийти к выводу о приоритете невоенных мер по обеспечению своих национальных интересов любым субъектом международных отношений.
Сущность и классификация невоенных мер парирования военных опасностей и угроз
Выше уже представлены результаты исследований угроз национальной безопасности, их классификация, и сделан, в частности, вывод о глубокой взаимосвязи элементов национального достояния, как объекта обеспечения защиты и
Рисунок 4.
Классификация антропогенных угроз национальной безопасности
развития. Так же, как и элементы национального достояния, связаны между собой и разного рода угрозы национальной безопасности и национальному достоянию.
Так, весьма условно можно разделить между собой антропогенные невоенные и военные угрозы национальной безопасности, поскольку объекты разновидностей этих угроз зачастую совпадают и результат их реализации может быть идентичным. Рассмотрение всех этих угроз -задача гораздо более объёмная и в одной статье её решение не представляется возможным. Здесь рассматриваются военные и невоенные меры по парированию только военных угроз.
Для определения сущности невоенных мер рассмотрим основные факторы, определяющие военно-политический и стратегический характер военной угрозы (рисунок 5). В результате исследований установлено, что военно-политический и стратегический характер военной угрозы определяется её источником, носителем, особенностями предполагаемого района военных действий. В качестве источника военной опасности (угрозы) выступают различного рода противоречия. К ним относятся экономические, территориальные, меж-цивилизационные, этнические, политические, демографические и др.
Одна из сторон противоречия (конфликта интересов) является носителем военной опасности (угрозы). В качестве носителя военной опасности (угрозы) может быть одно государство или коалиция государств с разным военным потенциалом и взглядами на применение силы при разрешении межгосударственных конфликтов и противоречий. На характер военной угрозы влияет проводимая её носителем политика, которая реализуется или демонстри-
руется конкретными действиями или декларируемыми намерениями, оценками, заявлениями в различных областях взаимодействия государств на международной арене.
Состав и структура факторов, показанные на рис. 5, в общем виде определяют содержание военной угрозы. Их анализ подсказывает основные направления выработки мероприятий для её парирования.
Первое направление - воздействие на источник военной угрозы, то есть на возникшие или существовавшие прежде противоречия. Очевидно, что любое из перечисленных на рис. 5 противоречий может быть разрешено силовым (военным) путём либо за счёт ликвидации одним из участников противоречия другого, либо за счёт убеждения последнего в бесперспективности его притязаний ввиду значительного превосходства противника в силах и средствах. Однако, как показывает исторический опыт, такой результат разрешения противоречия не вечен и сродни попытке «загнать болезнь внутрь». Гораздо эффективнее, когда обе стороны действуют в рамках международного права, используя как весь возможный арсенал политико-дипломатического воздействия, так и средства вооружённого насилия, как «последний довод королей». Опыт мирового развития во второй половине XX в. и в начале XXI в. показывает, что использование военной силы контрпродуктивно и демонстрирует лишь невысокий уровень развития и действенности международного права, неэффективность системы международной безопасности. В сознании мирового сообщества всё более прочно укореняется стремление мирного разрешения накопившихся противоречий на основе соблюдения равного права стран и народов на проведение ими своей суверенной
Рисунок 5.
Основные факторы, определяющие военно-политический и стратегический характер
военной опасности и военной угрозы
Военно-политический и стратегический характер военной опасности и угрозы
политики и взаимного уважения национальных интересов.
Второе направление - воздействие на политику носителей сложившегося противоречия того или иного вида. Здесь также возможно применение силовых мероприятий путём демонстрации тем или иным способом военной силы в регионах возникновения конфликтов с целью убеждения противника в бесперспективности проведения им своей политики. Однако этот путь снижения напряжённости военно-политической обстановки нельзя назвать перспективным, особенно в случаях, когда притязания сильнейшей стороны противостояния находятся за пределами международного права.
В связи с этим очевидна необходимость в установлении границ возможностей применения силы в международных отношениях. Речь идёт о формировании комплекса правил, международных договоров, при которых субъекты международных отношений буду ограничены в возможностях проведения агрессивной внешней политики за счёт контроля над распространением и применением различного рода вооружений, составов группировок войск (сил), торговлей, распространением информации и т.п. Международное право, как и арсенал невоенных мер снижения напряжённости международной и, в частности, военно-политической обстановки - развивающаяся система и её позитивный прогресс - непременное условие успешного развития человечества.
Проанализировав факторы, определяющие характер военных опасностей и угроз, можно определить сущность невоенных мер. Невоенные меры парирования военных угроз - это комплекс мероприятий и действий, направленных на устранение противоречий между РФ и другими субъектами ВПО или снижение их конфликтности дипломатическими, политическими, информационными и экономическими мероприятиями. В данном определении считается, что возможная совокупность невоенных мер может включать в себя множества дипломатических, политических, информационных и экономических мер.
Конкретное содержание мероприятий определяется в каждом конкретном случае из анализа складывающейся военно-политической обстановки и перспектив её развития на краткосрочный период. Как показал анализ структуры военных опасностей и военных угроз, можно выделить основные направления разработки и применения невоенных мер (рисунок 6).
Особенность невоенных мер состоит в их конкретно-историческом содержании, зависящем от военно-политического, социального и стратегического характера военной опасности (угрозы). Как показывает опыт развития украинского кризиса, при оценке конфликта и сопровождающего его военные угрозы чрезвычайно важно не упустить геополитическое содержание политики главных действующих субъектов. Это позволит подойти к выработке государственной политики, как во внешней, так и во внутренней
Рисунок 6.
Основные направления разработки и применения невоенных мер парирования военных
опасностей и военных угроз
Основные направления разработки и применения невоенных мер парирования военных угроз
Формирование"« населения РФ доверия к проводимой РФ внешней и внутренней политики
Формирование у населения субъекта ВПО-носителя военной угрозы позитивного образа РФ
Расширение практики неприменения силы при разрешении конфликтов
Снижение военных потенциалов субъектов ВПО
Снижение конфликтности политических действий. Отмена политических решений, нагнетающих напряжённость ВПО
Снижение военных потенциалов участников противоречия в зоне конфликта
области, системно, чётко обосновав стратегические цели, задачи, потребные силы и средства и способы их применения для достижения целей и решения задач.
Выработка и планирование невоенных мер по парированию военной угрозы могут быть целесообразной лишь на краткосрочную перспективу с возможностью их коррекции сообразно
изменению военно-политической обстановки. Но заблаговременная разработка невоенных мер абсолютно необходима, что должно быть непременно сделано в условиях спокойной военно-политической обстановки на основе результатов прогноза её развития одновременно с выработкой плановых мероприятий по обеспечению обороны и безопасности государства.
Список литературы
1. Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты. Учебное пособие. В.И. Анненков, С.Н. Баранов и др. М.: РУСАВИА, 2006, 431 с.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Спб.: Кристалл, 2001. 640 с.
3. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. 320 с.
4. Лебон Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 316 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Утверждена Указом Президента Российской Федераци и от 12 мая 2009 г. № 537.
Об авторе
Цырендоржиев Самбу Рабданович - генерал-майор в отставке, к. в.н., доцент. Ведущий научный сотрудник ОАО «НПО РусБИТех», ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ. E-mail: alkhanay@mail.ru.
TO THE QUESTION ON NATURE OF MILITARY THREATS AND NON-MILITARY RESPONSES
S.R. Tsyrendorzhjyev
FGBU «46CNII» the Defense Ministry of the Russian Federation. 129327, Moscow, Chukotka proezd, 10.
Abstract: The notion of "military danger, military threats, military and non-military measures to Parry, and other definitions from the policy of the State to ensure the military security of the now widely used in journalism, conceptual, other documents and research. The attentive reader it is not difficult to notice the ambiguity in the interpretation of these concepts. This makes it difficult to not only the perception of the relevant topics for ensuring military security publications, but also the development of the theory and practice of ensuring the defence and security of the State. The author's view on the essence of the reasoning logic of non-military measures to counter military threats, as the ultimate goal of the article is the following.First the task of analyzing the concept of "national security", "object of national security" and understand the functions of the State, society and the individual to ensure national security. Decomposition of an object of national security, which is "national property" (the content of the concepts described in the article) has made it possible to substantiate the basis for classification of national security threats and with better understanding of the nature, variety, Genesis. This provided a rationale for the role and the place of the tasks ensuring military security in the common task of ensuring national security, the correlation of military and non-military threats.The final phase of the research, the results of which are set out in the article is devoted to analysis of military threats, which made it possible to identify their main structural elements: source, media, military-political and strategic nature, install the main factors defining the content of these elements and their interaction. Based on these results, the proposed definition of the essence of non-military measures for counteracting of military threats, as well as guidelines for developing these measures.
Key words: national security, national heritage, military threats, military-political and strategic threats, military and non-military measures for confronting military threats.
■ C.P. ^ipeHflopxueB
References
1. Bezopasnost' Rossii: geopoliticheskie i voenno-politicheskie aspekty [Security of Russia: geopolitical and military-political aspects]. Textbook. Annenkov V.I., Baranov S.N. Moscow, RUSAVIA Publ., 2006. 431 p. (In Russian)
2. Gumiljov L.N. Jetnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and the biosphere of the Earth]. St. Petersburg, Kristall Publ., 2001. 640 p. (In Russian)
3. Obshhaja teorija nacional'noj bezopasnosti [General theory of national security]. Ed. by A.A. Prohozhev. Moscow, RAGS Publ., 2002. 320 p. (In Russian)
4. Lebon G. Psihologija mass [The Psychology of the masses]. Minsk, Harvest Publ., Moscow, AST Publ., 2000. 316 p. (In Russian)
5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2010 g. № 390-FZ"0 bezopasnosti" «Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda». Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 [The Federal Act of the Russian Federation of December 28, 2010 No. 390-FZ 'About security," The national security strategy of the Russian Federation up to the year 2020". Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537] (In Russian)
About the author
Sambu R. Tsyrendorzhiev - Retired Major General. Candidate of Military Sciences, the Senior Lecturer, Lead researcher OAO NPO RusBITeh, FGBU«46 TSNII» MO RF. E-mail: alkhanay@mail.ru.