Научная статья на тему 'Применение интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин: на примере подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации'

Применение интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин: на примере подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / образование / технологии / обучение / курсанты / компетенции / вузы / информация / law / education / technology / training / cadets / competencies / universities / information

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховецкая Елена Юрьевна, Снигирев Александр Леонидович

В статье рассмотрен опыт использования интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин в процессе подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Авторами проанализированы современные подходы к использованию электронной образовательной среды при подготовке специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции, а также военных специалистов, в частности, офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Обоснована целесообразность и актуальность применения мультимедийных обучающих программ в целях повышения эффективности подготовки выпускников для решения профессиональных задач по своему предназначению в мирное и в военное время. В работе проведен анализ структурно-информационного контента обучающих программных продуктов, отмечены достоинства и определены недостатки интерактивных технологий обучения, обоснована эффективность их применения. В статье делается вывод о том, что применение современных образовательных технологий в педагогической практике военного вуза способствует результативному формированию не только базовых, ключевых компетенций, но и военно-профессиональных, которые являются приоритетными для будущей повседневной и служебно-боевой деятельности офицера войск национальной гвардии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суховецкая Елена Юрьевна, Снигирев Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TRAINING SOFTWARE COMPLEXES IN THE STUDY OF LEGAL DISCIPLINES: AN EXAMPLE OF THE TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the experience of using interactive training software systems in the study of legal disciplines in the process of training future officers of the National Guard of the Russian Federation, studying in the specialty 40.05.01 “Legal support of national security”. The authors analyzed modern approaches to the use of electronic educational environment in the training of specialists of higher professional education in the field of jurisprudence, as well as military specialists, in particular, officers of the National Guard of the Russian Federation. The expediency and relevance of the use of multimedia training programs in order to improve the effectiveness of training graduates to solve professional tasks for their intended purpose in peacetime and in wartime is substantiated. The paper analyzes the structural and informational content of training software products, highlights the advantages and disadvantages of interactive learning technologies, justifies the effectiveness of their application. The article concludes that the use of modern educational technologies in the pedagogical practice of a military university contributes to the effective formation of not only basic, key competencies, but also military-professional ones, which are priorities for the future daily and service-combat activities of an officer of the National Guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин: на примере подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации»

Применение интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин: на примере подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации

Суховецкая Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: suhoveckaya74@mail.ru

Снигирев Александр Леонидович,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: snigir@ngs.ru

В статье рассмотрен опыт использования интерактивных обучающих программных комплексов при изучении юридических дисциплин в процессе подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Авторами проанализированы современные подходы к использованию электронной образовательной среды при подготовке специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции, а также военных специалистов, в частности, офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Обоснована целесообразность и актуальность применения мультимедийных обучающих программ в целях повышения эффективности подготовки выпускников для решения профессиональных задач по своему предназначению в мирное и в военное время.

В работе проведен анализ структурно-информационного контента обучающих программных продуктов, отмечены достоинства и определены недостатки интерактивных технологий обучения, обоснована эффективность их применения. В статье делается вывод о том, что применение современных образовательных технологий в педагогической практике военного вуза способствует результативному формированию не только базовых, ключевых компетенций, но и военно-профессиональных, которые являются приоритетными для будущей повседневной и служебно-боевой деятельности офицера войск национальной гвардии РФ.

Ключевые слова: право, образование, технологии, обучение, курсанты, компетенции, вузы, информация.

о с

U

со см о см

Введение

На современном этапе развития, когда наша страна принимает участие в специальной военной операции, объективной необходимостью является подготовка офицерских кадров, которые бы обладали достаточно высокой квалификацией, на фоне которой, сумели бы выполнять широкую совокупность задач в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Отметим, что в настоящее время, в организации всего образовательного процесса в высшей военной школе особое место занимают различные технологии, в основу которых заложены цифровые образовательные средства, которые можно использовать при освоении различных модулей и наполнять их, на этом фоне, различными материалами. Данные аспекты урегулированы на современном этапе на законодательном уровне. Так, практическое применение различных образовательных программ на фоне применения электронного обучения сегодня закреплено в законодательстве об образовании и не вступает в противоречие с требованиями ФГОС [4].

Результаты и обсуждение

В современной педагогической литературе неоднократно отмечалось, что эффективность всего образовательного процесса будет весьма существенно повышаться в случае, если при его реализации будет использованы различные новации и цифровые технологии. В качестве примера можно привести точку зрения М.П. Карпенко, который указывал, что платформенное образование выступает в качестве эффективного средства для реализации дистанционного и электронного обучения. Среди преимуществ данной модели автор выделял минимизацию расходов на организацию образовательного процесса, а также развитие современных цифровых технологий, оптимизацию образования, с чем весьма затруднительно не согласиться [3, с. 30]. Кроме того, данный вопрос неоднократно изучала О.А. Плоцкая, которая в своих трудах преимущественно акцентировала внимание на нормативном регулировании указанных аспектов, что также представляет собой значительный исследовательский интерес [5].

Нельзя не отметить и труд А.П. Волкова, так как в нем достаточно активно обсуждается опыт практического применения в образовательном процессе различных мультимедийных средств, в том числе, применительно к подготовке военных специа-

листов. Автор также указывал на то, что это также позволяет добиться улучшения качества и повышения эффективности всего образовательного процесса [2, с. 24].

Объективная необходимость в том, чтобы использовать мультимедиа в подготовке военных специалистов также обоснована в исследовании Э.Г. Скибицкого, В.П. Бауэра [1, с. 17]. Кроме того, данный аспект был изучен в исследовании Н.С. Фомченко, так как в своей работе автор акцентировал свое внимание на опыте использования системы электронного обучения в рамках подготовки специалистов для войск национальной гвардии РФ [6].

В соответствии с приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 477 от 07 ноября 2017 года, в качестве ключевых задач высших профессиональных учебных заведений выступает не только обучение военнослужащих, но и удовлетворение потребностей таковых в нравственном, интеллектуальном или, например, культурном развитии. В этом документе отмечается, что достижение данных целей представляется возможным путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Более того, основные постулаты, которые изложены в тех или иных документах руководящего характера, объясняют существующую необходимость в том, чтобы адаптировать весь программный материал, который используется для преподавания юридических дисциплин под то, чтобы его изучение активно способствовало решению будущих профессиональных задач и содействовало этому.

Для максимально эффективной практической реализации основных образовательных программ специальности «правовое обеспечение национальной безопасности» в НВИ войск национальной гвардии были разработаны, а впоследствии апробированы обучающие мультимедиа программные комплексы. Стоит отметить, что они формировались несколько лет, а участие в разработке принимали все педагогические работники кафедры, в том числе, посредством участия в соответствующих тематических конкурсах, которые поводились в Росгвардии. Данная деятельность позволила в период с 2016 года и по настоящее время внедрить в образовательную деятельность мультимедиа-материалы следующей тематики: во-первых, в сфере изучения коррупции и противодействия таковой. Во-вторых, по вопросам изучения правовой основы деятельности Росгвардии. В-третьих, в области изучения значения Росгвардии для борьбы с проявлениями экстремизма. В-четвертых, в области правового регулирования охранной деятельности войск национальной гвардии.

Внедрение данных материалов преследовало такие цели, как расширение и углубление знаний обучаемых, изучение ими понятийного аппарата по теме, изучение материалов судебной практики и формирование у курсантов всех необходимых им компетенций. Для достижения указанных це-

лей решены такие задачи, как ознакомление обучаемых с правотворческой деятельностью в изучаемой области, интегрирование знаний, которые ранее были получены ими при освоении юридических дисциплин, ориентация курсантов в современной нормативно-правовой базе. Более того, к числу таких задач было отнесено формирование у обучаемых активной жизненной позиции и формирование у них правовых и нравственных ценностей, совершенствование у них не только правового поведения, но и правовой культуры и правосознания.

Стоит отметить, что все данные комплексы характеризуются наличием у них характерных особенностей, во многом предопределивших деятельность по поддержанию нормативно-правовой базы в актуальном состоянии. Вполне естественно, что это создает определенные сложности, так как нормативные правовые акты постоянно меняются, однако несмотря на это, плюсов у данных программных комплексов намного больше.

В качестве неоспоримых достоинств интерактивных программных комплексов выступает их структура, которая отличается последовательностью и логичностью, а перейти из одного модуля в другой можно с помощью меню, содержащегося в первом разделе. Более того, материал разделен на блоки, что позволяет преподавателю ориентироваться в материале и выбирать ту тему, которая необходима для изучения в тот или иной период. Также к достоинству можно отнести то, что данные программные комплексы были использованы в период дистанционного обучения в период пандемии COVID19 и в том случае, если снова возникнет необходимость в карантинных мерах, наличие данного комплекса позволит не останавливать учебный процесс. Данный вывод также подтверждается и практическим опытом других учебных заведений, а анализ соответствующей литературы по теме исследования позволяет сформулировать вывод о том, что мультимедийные средства обучения в целом имеют некоторые преимущества и с позиции их сравнения с обычными средствами обучения, в том числе, техническими. В частности, стоит указать, что именно компьютер предоставляет широкий спектр возможностей для того, чтобы прослушивать учебные тексты и в удобном для ученика ритме прорабатывать их содержание. Во-вторых, мультимедиа предоставляют возможности для того, что не только прослушивать тексты, но и осуществлять одновременное чтение текста на ПК, что активно способствует запоминанию и усвоению данной информации.

Не согласиться с наличием таких преимуществ весьма затруднительно, так как мультимедийные обучающие средства интегрируют в себе достаточно емкий объем информации, который сопровождается краткой подачей на фоне тематического оформления. Представляется вполне естественным, что все это в полной мере обеспечивает формирование, равно как проявление всех основных и необходимых компетенций курсанта,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

со см о см

включая компетенции такого рода, как информационная и коммуникативная, обладающие высокой значимостью для становления личности сотрудника войск национальной гвардии. Как следствие, польза мультимедиа-технологий не вызывает каких-либо сомнений.

Как показал опыт внедрения занятий с использованием мультимедийных технологий на кафедре, курсантов НВИ войск национальной гвардии весьма привлекает новая форма проведения учебных занятий. Установлено, что во время таких занятий курсанты максимально сконцентрированы на материале, а после проведения лекционного занятия достаточно активно общаются между собой и преподавателем, стремясь изложить свою точку зрения относительно информации, которая была ими получена. Учебные задания, на данном фоне, они выполняют с желанием и проявляют к изучаемому материалу достаточно высокий интерес. Также опыт проведения занятий в НВИ показал, что после апробации современных образовательных технологий, у курсантов развился навык по самостоятельной работе со справочной, учебной и иной литературой, так как формат занятий стал более разнообразным и после занятий на ЭВМ и с ИТ-технологиями, курсанты проявляют интерес к изучению литературы, так как в определенной степени, данный формат занятий также становится для них новым и интересным.

Таким образом, применение современных образовательных технологий облегчает восприятие учебного материала курсантами и усвоение им нового материала, который зачастую бывает достаточно сложным, в том числе, на фоне планомерного совершенствования действующего законодательства. Как отмечают преподаватели НВИ, после внедрения современных образовательных технологий, повысился умственный уровень развития курсантов в целом, а их интерес к изучению всех аспектов своей будущей специальности, в том числе, достаточно сложных, значительно возрос. Некоторые педагоги НВИ также отметили наличие у курсантов мотивации к творческому и самостоятельному поиску новых идей, что также оценивается с положительной точки зрения, так как возрастают шансы того, что такие курсанты продолжат обучаться дальше, в частности, по программам магистратуры и аспирантуры.

Одновременно с этим, значимостью в данном аспекте обладает также подготовка преподавателя к проведению занятий подобного рода. Как показал опыт НВИ, такая подготовка требует от преподавателя наличия знаний в сфере того, каким образом осуществлять работу с компьютером, а также некоторыми образовательными платформами и программным обеспечением. Как правило, педагоги к данной деятельности готовы, однако, можно выделить следующие этапы методической подготовки преподавателей к проведению занятий на фоне применения современных образовательных технологий: во-первых, в качестве важного этапа выступает определение целесообразности

применения тех или иных технологий для преподавания дисицплины. Стоит отметить, что если педагог убежден в том, что применение таких технологий не является для его предмета обязательным, необходимость в них на данном этапе вполне может отпадать. Во-вторых, это ознакомление педагога с содержанием современной образовательной технологии, например, с содержанием мультимедийного продукта. Важно понимать, что данный этап выступает в качестве объективной необходимости для эффективного использования этих продуктов на практике. В практической деятельности, предварительное ознакомление с содержанием того или иного мультимедийного продукта состоит в том, что преподаватель в полный мере знакомится с его содержанием (если продукт был разработан не им), корректирует его, составляет проверочный материал на его основе. Затем в качестве этапа подготовки педагогов можно назвать определение ими типа, а также структуры занятия. В данном случае должно учитываться, что различные мультимедийные средства обучения имеют различное назначение, в связи с чем, они могут быть использованы в начале семестра или, например, в конце, а также в начале или в конце изучения той или иной темы. Кроме того, педагог должен определить место мультимедийного продукта в структуре занятия. Этот этап важен также на фоне того, что от его выполнения напрямую зависит как эффективность восприятия курсантами материала, так и усвоение такового. В качестве заключительного этапа будет выступать то, что педагог должен осуществлять самопроверку своей подготовленности к занятию. В частности, он должен не только выполнить все пункты, указанные выше, но и настроить все необходимое оборудование, найти нужный раздел и ознакомиться с его содержанием с целью исключения технических неточностей.

Также в данном аспекте необходимо акцентировать внимание на том, что педагоги должны учитывать основные функции обучения с применением всех современных образовательных технологий. В частности, это учебная функция, направленная на предоставление курсантам необходимой информации по той или иной дисциплине; воспитательная функция, направленная на воспитание у курсантов самостоятельности, в том числе, при освоении ими материала; развивающая функция, суть которой состоит в том, что у курсантов развивается творческое и нестандартное мышление, необходимое сотрудникам силовых структур и ведомств, а также аналитические способности, значимость которых не вызывает каких-либо сомнений. Стоит согласиться с тем, что современные образовательные технологии предоставляют возможности для того, чтобы существенно повысить мотивацию и интенсификацию обучения курсантов за счет использования различных современных способов обработки информации.

В то же время, обобщая опыт использования современных технологий в НВИ, нельзя не указать и то, что несмотря на то, что они имеют со-

вокупность преимуществ, они не могут полноценно заменить традиционные технологии и средства обучения, а именно, лекции, семинары, домашние задания, а также практику. Во многом это обусловлено тем, что данные формы обучения уже достаточно давно зарекомендовали себя в педагогической практике и показали высокую эффективность в части освоения курсантами учебного материала и развития навыков осуществления будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, отказываться от традиционных технологий обучения в учебном заведении нецелесообразно. Как следствие, оптимальным вариантом является сочетание традиционных и современных технологий обучения.

Заключение

В завершении можно сформулировать вывод о том, что применение на практике мультимедийных программных комплексов направлено на то, чтобы сформировать у курсантов все необходимые компетенции на фоне минимума финансовых и организационных затрат. Такие комплексы выступают в качестве достаточно значимого и полезного методического инструмента, который поступил в распоряжение педагогов института. Указанные комплексы активно применяются преподавателями на учебных занятиях, но могут и изучаться курсантами самостоятельно, что было реализовано ими в период пандемии COVID19. Выявлено, что в рамках применения данных комплексов, достаточно успешно реализуются широкая совокупность интегративных связей, кроме того, курсанты углубляют свои правовые знания, понимают то, каким образом использовать их в будущей профессиональной деятельности, например, после изучения материалов судебной практики или криминалистики. Приходим к выводу, что опыт использования таких комплексов можно оценить в качестве положительного, в связи с чем, его можно рекомендовать другим учебным заведениям, в том числе, осуществляющим подготовку будущих офицеров войск национальной гвардии РФ.

Литература

1. Бауэр В.П., Скибицкий Э.Г. Особенности топографической подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 4. - с. 17-21.

2. Волков А.П., Ястремский А.М. Некоторый опыт применения мультимедийных средств обучения в ходе преподавания истории. // Право и образование. - 2021. - № 4. - С. 22.

3. Карпенко М.П. Платформенное образование // Инновации в образовании. - 2020. - № 3. -С. 30.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной

безопасности: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2020 № 1138 [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

5. Плоцкая О.А. Проблемы применения дистанционных технологий в Российском юридическом образования в условиях предупреждения COVID-19. // Право и образование. - 2020. -№ 8. - с. 4-9.

6. Фомченко Н.С. Опыт обучения курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях ограничений, связанных с COVID-19. // Академический вестник войск национальной гвардии РФ. -2021. - № 2. - С. 49-51.

THE USE OF INTERACTIVE TRAINING SOFTWARE COMPLEXES IN THE STUDY OF LEGAL DISCIPLINES: AN EXAMPLE OF THE TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sukhovetskaya E. Yu., Snigirev A.L.

Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after Army General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation

The article discusses the experience of using interactive training software systems in the study of legal disciplines in the process of training future officers of the National Guard of the Russian Federation, studying in the specialty 40.05.01 "Legal support of national security". The authors analyzed modern approaches to the use of electronic educational environment in the training of specialists of higher professional education in the field of jurisprudence, as well as military specialists, in particular, officers of the National Guard of the Russian Federation. The expediency and relevance of the use of multimedia training programs in order to improve the effectiveness of training graduates to solve professional tasks for their intended purpose in peacetime and in wartime is substantiated. The paper analyzes the structural and informational content of training software products, highlights the advantages and disadvantages of interactive learning technologies, justifies the effectiveness of their application. The article concludes that the use of modern educational technologies in the pedagogical practice of a military university contributes to the effective formation of not only basic, key competencies, but also military-professional ones, which are priorities for the future daily and service-combat activities of an officer of the National Guard of the Russian Federation.

Keywords: law, education, technology, training, cadets, competencies, universities, information.

References

1. Bauer V.P., Skibitsky E.G. Features of topographic training of cadets of military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation. // Higher education today. - 2020. -No. 4. - pp. 17-21.

2. Volkov A.P., Yastremsky A.M. Some experience of using multimedia teaching tools in the course of teaching history. // Law and Education. - 2021. - No. 4. - p. 22.

3. Karpenko M.P. Platform education // Innovations in education. -2020. - No. 3. - p. 30.

4. On the approval of the Federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 40.05.01 Legal support of national security: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1138 dated 30.08.2020 [electronic resource] // SPS Consultant Plus.

5. Plotskaya O.A. Problems of application of distance technologies in Russian legal education in the conditions of prevention COV-ID-19. // Law and education. - 2020. - No. 8. - pp. 4-9.

6. Fomchenko N.S. The experience of training cadets of military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation in conditions of restrictions related to COVID-19. // Academic Bulletin of the National Guard Troops of the Russian Federation. - 2021. - No. 2. - pp. 49-51.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.