Научная статья на тему 'Современные подходы к организации профессиональной подготовки социальных работников в вузе'

Современные подходы к организации профессиональной подготовки социальных работников в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL WORK / SYSTEMIC APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Полевая Наталия Михайловна, Еремеева Татьяна Сергеевна, Романова Любовь Леонидовна

Исследуются современные подходы к организации профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе, при этом выделяется межпредметная интеграция и интегрированный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Полевая Наталия Михайловна, Еремеева Татьяна Сергеевна, Романова Любовь Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TRAINING OF SOCIAL WORKERS IN THE HIGHER SCHOOL

The paper deals with the modern approach to the training of future social workers in the higher school. The authors focus on interdisciplinary integration and integrated approach.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации профессиональной подготовки социальных работников в вузе»

УДК 378.14

ЛЕЙФА А.В., ПОЛЕВАЯ Н.М., ЕРЕМЕЕВА Т.С., РОМАНОВА Л.Л. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, социальная работа, профессиональная подготовка, системный подход, компетентностный подход, интегрированный подход.

Исследуются современные подходы к организации профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе, при этом выделяется межпредметная интеграция и интегрированный подход.

LEIFA A.V., POLEVAYA N.M., EREMEEVA T.S., ROMANOVA L.L. MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TRAINING OF SOCIAL WORKERS IN THE HIGHER SCHOOL

Keywords: education, professional education, professional training, social work, systemic approach, competence-based approach, integrated approach.

The paper deals with the modern approach to the training of future social workers in the higher school. The authors focus on interdisciplinary integration and integrated approach.

Образование органично связано с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде оформилось во время правления Петра I, однако только к концу XIX - началу ХХ вв. были сформулированы цели разных уровней образования [1].

Под образованием понимается «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [2].

Согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование», смысл, вкладываемый в него, не однозначен. По мнению

Б.С. Гершунского, можно выделить следующие аспекты содержательной трактовки этого понятия:

- образование как общечеловеческая ценность (нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный потенциал личности, государства и общества);

- образование как социокультурный феномен (способ социализации человека, в процессе которого человек осваивает культурные ценности);

- образование как результат (достигнутые сдвиги, изменения в соответствии с поставленной педагогической целью);

- образование как педагогический процесс (педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых);

- образование как система (совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием) [3].

Профессиональное образование состоит в подготовке человека к реальной жизни в сложном и противоречивом мире путем предоставления в его распоряжение комплекса специальных социально-значимых знаний и умений, что способствует формированию соответствующих реальному положению дел профессионально-нравственных и морально-этических качеств, практических навыков и способностей. В связи с этим система профессионального образования постепенно изменяется, приобретая все большую гибкость и открытость.

Система профессионального образования в настоящее время также претерпевает значительные изменения в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», с основными положениями концепции непрерывного образования, положениями многоуровневой подготовки кадров и потребностями обновления высшей школы. Характер этих изменений обусловлен созданием организационных, методических, нормативно-правовых, кадровых и содержательных основ реализации государственной политики в области высшего профессионального образования [4].

Профессиональная подготовка представляет собой часть системы профессионального образования специалистов и означает «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности».

Вопросы профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа» в нашей стране рассматриваются в рамках исследований особенностей социальной работы. В целом подготовка специалистов по специальности «Социальная работа» в определенной степени ориентирована на будущую профессиональную деятельность студентов, то есть имеет не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер, однако в значительно меньшей степени, чем в зарубежных странах. К примеру, будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65% всего учебного времени [5].

Это позволяет обучить будущих специалистов конкретным приемам и методикам работы с различными категориями населения, приблизить их непосредственно к месту будущей работы.

Следует отметить, что в России развитие профессиональной подготовки социальных работников прошло ряд этапов:

во-первых, она имеет давнюю историю вплоть до 1917 г. (обучение лиц для оказания помощи нуждающимся, больным гражданам, а также организация различных специальных курсов и т.п. осуществлялись при церквях и больницах, на базе негосударственных организаций и объединений, в государственных и частных учебных заведениях);

во-вторых, с 1917 по 1991 г. в стране готовились специалисты такого профиля, деятельность которых ориентирована на помощь и поддержку разных слоев населения (например, педагоги, медицинские работники и др.);

в-третьих, с 1991 г. началось интенсивное обучение специалистов в области социальной работы разной специализации и на базе учебных заведений различного профиля (юридических, педагогических, медицинских, классических университетов и т.д.).

Исследователи и практические работники, дающие сегодня разные оценки системе образования, приходят к обоснованным выводам о кризисном состоянии профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Симптомы этого кризиса проявляются в том, что уровень подготовленности выпускников высших учебных заведений не соответствует процессам, которые происходят в нашей стране, и мировым стандартам.

Подготовка будущего специалиста социальной сферы к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, должна быть не только ориентирована на высокий профессионализм, но и находиться в тесной связи с наукой и практикой.

Результаты российского опыта профессиональной подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности за последние годы позволяют сделать вывод о необходимости усиления практической стороны такой подготовки. Часто на практике специалист социальной работы, окончив вуз, обладая необходимыми теоретическими знаниями, оказывается недостаточно готов к решению конкретных профессиональных задач. Поэтому в процессе подготовки будущих специалистов необходимо использовать такие формы и методы работы, которые формируют у студентов интерес к своей профессиональной деятельности и вызывают потребность к расширению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.

Современные социально-экономические условия, рынок труда и внедрение элементов информатизации и компьютеризации выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы. Это должны быть специалисты качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, имеющие практический опыт работы, легко адаптирующиеся к изменениям и быстро осваивающие новую технику и технологию профессиональной

деятельности. Готовить таких специалистов в настоящее время невозможно без тесной связи образовательного учреждения (образовательного процесса) с базами практик и потенциальными работодателями.

Острота проблемы обусловлена тем, что в формировании востребованных работодателями профессиональных компетенций будущих специалистов немаловажную роль играют предприятия, организации и учреждения социальной сферы. Современный специалист должен обладать набором социальных и профессиональных компетенций, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере.

Обеспечить участие работодателей в процессе подготовки профессиональных кадров и сформировать вышеназванные компетенции возможно в процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе в рамках социального партнерства, включающего в себя теоретическое обучение в условиях учебного заведения и практическое обучение в социальных учреждениях.

Сущность профессиональной подготовки будущих социальных работников на основе социального партнерства заключается в данном случае в организации и проведении практического обучения и самостоятельной работы студентов учебного заведения в условиях предприятия, организации, учреждения. Это позволяет рассматривать практическую подготовку и теоретическое обучение, во-первых, как взаимодополняющие друг друга, во-вторых, как обеспечивающие преемственность образования и будущей профессиональной деятельности. Основной целью профессиональной подготовки на основе социального партнерства является закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, а также формирование качеств личности будущего специалиста по социальной работе, необходимых для выполнения профессиональных функций на должном уровне.

Осуществление профессиональной подготовки на основе социального партнерства позволяет:

- свести к минимуму время адаптации выпускника на рабочем месте;

- обеспечить мобильность подготавливаемых специалистов при освоении и разработке принципиально новых технологий, ускоренный рост профессионального мастерства выпускников;

- подготовить предложения по совершенствованию содержания и процесса подготовки будущих специалистов;

- обеспечить эффективную обратную связь социального учреждения и учебного заведения;

- обеспечить независимую оценку качества подготовки будущих специалистов социальной работы [6].

На основе теоретического анализа нами выделены следующие подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе.

Личностно ориентированный подход. В начале XXI в. возникла очевидная необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное профессиональное образование устарело, существует потребность в новых дидактических формах организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации профессионального обучения является личностно ориентированный подход, который является основой традиционного обучения. В основе личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого студента, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом». Включить «субъектный опыт» в процесс познания (усвоения) - значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности [7].

Специфика этого подхода к профессиональной подготовке специалистов по социальной работе заключается в выделении, учете и развитии таких уникальных качеств, как доброжелательность, толерантность и т.д. у студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Таким образом, личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе профессиональной подготовки каждого студента учитываются его индивидуальные особенности.

Системный подход предусматривает определение целей и задач профессиональной подготовки, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности профессиональной подготовки.

Компетентностный подход в подготовке будущих социальных работников позволяет:

1) перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знаний к применению и организации знаний;

2) положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства;

3) поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

4) ориентировать человеческую деятельность на бесконечное требование профессиональных и жизненных ситуаций [8].

Следует отметить, что компетенции должны отвечать двум важным критериям: обобщенность (обеспечивающая возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональность, отражающая момент включенности в ту или иную профессиональную деятельность специалиста по социальной работе.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке выступает формирование компетентного специалиста в области социальной работы.

Таким образом, компетентностный подход прежде всего ориентирован на новое видение целей и оценку результатов профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.

Интегративный подход представляется наиболее ценным с точки зрения исследования посвященного рассмотрению профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практик в вузе. Интегративный подход в данном случае нами рассматривается с точки зрения взаимной интеграции теории и практики профессиональной подготовки.

Использование интегративного подхода при подготовке специалистов в современных условиях становится первостепенной задачей для повышения качества профессионального образования. По мнению А.Ю. Сагайдак, интеграция в образовании представляет собой не механическое соединение частей, а взаимопроникновение, которое оказывает качественное влияние на целостное образование. Свойства системы как целостности невозможно свести к сумме свойств составляющих ее частей. Все элементы, процессы и отношения внутри этой системы зависят от принципа структурной организации единого целого. При этом взаимосвязи компонентов могут быть выражены в различных формах: как форма дополнительности их соответствия, перспективные связи, структурно-функциональные связи, связи взаимодействия, иерархические связи, связи управления и регулирования. В этих условиях интегративная сущность и содержание социального образования определяются самой жизнью, изменением содержания и структуры профессиональной деятельности, ее функций и задач.

Интегративный подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, а с другой - интеграцию как методику обучения. Необходимость в интегративном подходе обусловлена: направлением гуманизации в обучении; необходимостью не простого формирования знаний, умений и навыков, а формирования личности на основе новых технологий обучения; преодолением до сих пор существующего противоречия между «большой наукой», которая вырабатывает компоненты государственного образовательного стандарта, определяет «чему учить?» студентов и «малой наукой» (вуз, преподаватель), которая является образом и подобием первой и, отвечая на вопрос «как учить?», пытается представить целостным образовательный процесс; невозможностью игнорирования принципа

целостности в субъектах педагогической деятельности - личности преподавателя и студента.

Необходимо отметить, что интегративный подход в современном его понимании представляет собой интеграцию личности с будущей профессиональной деятельностью, т.е. совокупность компетентности как свойств личности, основных знаний, умений и навыков [9].

Интегрирование в процессе обучения социальных работников -взаимопереплетение, согласованность образовательных и профессиональных задач различных профессиональных и специальных дисциплин, разнообразное расширение межпредметных связей. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности.

Интегрирование в профессиональной подготовке социальных работников можно представить как двусторонний процесс - внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании дисциплин образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения.

Организация процесса обучения, опирающаяся на оптимальный выбор общедидактических форм, методов, приёмов и средств обучения, становится внутренней стороной процесса интегрирования.

Интеграция возможна только при следующих условиях:

- объекты изучения, исследования должны совпадать или быть достаточно близкими по содержанию;

- в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные дисциплины строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях, положениях;

- в интегрируемых учебных предметах используются общие или одинаковые методы деятельности студентов [10].

Таким образом, процесс и результат создания неразрывно связанного, единого и цельного в обучении осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем объединения в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, суммирования основ разных наук и раскрытия междисциплинарных связей (как в случае с появлением учебного предмета «Основы современного естествознания») [10]. Во-вторых, как акцентирование внимания на характеристиках одного и того же явления при изучении разных дисциплин, что не требует разработки специальных учебных курсов.

Межпредметная интеграция - суть межпредметного интегративного подхода в процессе профессиональной подготовки - обеспечивает системность теоретических знаний, всестороннее видение и осознание сложных явлений и процессов социальной и профессиональной реальности, формирование целостного представления о конкретном предмете, явлении, виде деятельности. Она осуществляется путем группировки вокруг базовой дисциплины

(интегратора, ядра интеграции) информации (научных понятий, законов, сведений и т.д.) из разных научных дисциплин, в которых ряд тематических вопросов рассматривается с точки зрения объекта, предмета и задач науки-интегратора. В качестве такого ядра может выбираться та научная область, в которой изначально (или наиболее полно, сущностно) определяется понятие -предмет интегрированного рассмотрения. К примеру, при формировании компетентности специалистов по социальной работе ядром интеграции является содержание дисциплины «Теория социальной работы» и т.д.

Интегративный подход актуализирует и интегративный тип познания, сочетающий непосредственный опыт, системное мышление, продуктивный подход к проблеме и предполагающий познание целого не только на базе изучения его отдельных частей, но и путем выявления взаимосвязей между ними. При этом деятельность студентов по структурированию и систематизации интегративных знаний «предполагает мыслительную деятельность учащихся по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами».

Таким образом, интегративный подход предполагает модернизацию предметных программ на основе внешней интеграции, что ведёт к постоянной связи образовательных предметов, к планированию предметного курса на основе тематических блоков и определённому выбору приёмов, методов, средств обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения (внутренняя интеграция). Это даёт синхронность обучения, убирает излишнюю часовую нагрузку учащихся, преодолевает дробление знаний, позволяя достичь большей концентрации внимания учащихся и погружения в изучаемый материал.

Важным является то, что профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, обеспечивает сокращение разрыва между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении и различными видами практик, что обеспечит профессиональную готовность к будущей трудовой деятельности.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в образовательном процессе вуза представляет собой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающую формирование у будущих специалистов профессиональной направленности, а также знаний, умений и навыков, получаемых в результате изучения учебных дисциплин и прохождения различных видов практик, что способствует формированию профессиональной готовности будущего специалиста по социальной работе.

Специалист по социальной работе должен владеть арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке, таких как психология, акмеология, социология, педагогика и т.д., чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Достижению указанной цели может способствовать интегративный подход.

Литература и источники

1. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. - М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. - 145 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высших учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнин. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

3. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI в. - М.: Высшая школа, 1993. - 120 с.

4. Лейфа А.В., Лейфа И.И. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вектор науки. Тольяттинский государственный университет. Серия: педагогика, психология. - 2012. - № 1 (8). - С. 345-347.

5. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов на/Д: Наука-Прогресс, 2006. - 280 с.

6. Лейфа А.В., Еремеева Т.С. Подготовка социальных работников на основе социального партнерства. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 184 с.

7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.

8. Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии): автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 24 с.

9. Чапаев Н.К. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. - Ек.: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 337 с.

10. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб., 1991.

ЛЕЙФА АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - профессор кафедры педагогики и психологии Амурского государственного университета. Россия, Благовещенск (E-mail: ALeifa@mail.ru)

ПОЛЕВАЯ НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доцент кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета. Россия, Благовещенск (E-mail: natabra@list.ru)

ЕРЕМЕЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - доцент кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета. Россия, Благовещенск (E-mail: 78tan@mail.ru)

РОМАНОВА ЛЮБОВЬ ЛЕОНИДОВНА - ассистент кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета. Россия, Благовещенск (E-mail: lubas-ik@mail.ru)

LEIFA ANDREA VASILEVICH - professor of the Chair of Education and Psychology Department of Amur State University. Russia, Blagoveshchensk.

POLEVAYA NATALIYA MIHAILOVNA - associate professor of the Chair of Medical and Social Work of Amur State University. Russia, Blagoveshchensk

EREMEEVA TATYANA SERGEEVNA - associate professor of the Chair of Medical and Social Work of Amur State University. Russia, Blagoveshchensk

ROMANOVA LUBOV LEONIDOVNA - assistant professor of the Chair of Medical and Social Work of Amur State University. Russia, Blagoveshchensk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.