Научная статья на тему 'Современные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов'

Современные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ / НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА / СТУДЕНТЫ / БИЗНЕС-ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тимофеев Владислав Софронович

Научно-исследовательская деятельность в современном вузе стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности, определены дефиниции понятий «научно-исследовательская деятельность», «инновационная деятельность». Даны рекомендации по организации НИРС на примере разработки бизнес-плана туристической услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тимофеев Владислав Софронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to organization of scientific research activity of students

Research in the modern university has become an integral part of the educational process. In the article, the problems of organization of the research activity are considered, definitions of the concepts "scientific research activity", "innovative activity" are defined. Recommendations are given on the organization of the research work on the example of developing a business plan for tourist service.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов»

выраженный положительный эффект при оценке функциональных возможностей испытуемых. Было отмечено повышение эффективности занятий по результатам наблюдений субъективных показателей утомления.

Проведённые исследования подтвердили первоначальную гипотезу и показали, что использование дыхательных упражнений в комбинированных программах повышают оздоровительную эффективность занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваль, Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 98-100.

2. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

REFERENCES

1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. and Oshina, O.V. (2015), "The use of a combined approach in the design technology of health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 98-100.

2. Yarchikovskaya, L.V., Koval, T.E., Lukina, S.M. and Ustinova, O.N. (2017) "Place breathing exercises in combined health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 35-37.

Контактная информация: tatiana_koval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Софронович Тимофеев, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность в современном вузе стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности, определены дефиниции понятий «научно-исследовательская деятельность», «инновационная деятельность». Даны рекомендации по организации НИРС на примере разработки бизнес-плана туристической услуги.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность, вуз, научная разработка, студенты, бизнес-план.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH

ACTIVITY OF STUDENTS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Sofronovich Timofeev, the senior teacher, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Annotation

Research in the modern university has become an integral part of the educational process. In the article, the problems of organization of the research activity are considered, definitions of the concepts "scientific research activity", "innovative activity" are defined. Recommendations are given on the organization of the research work on the example of developing a business plan for tourist service.

Keywords: scientific-research activity, innovative activity, higher school, scientific development, students, business plan.

ВВЕДЕНИЕ

Современный образовательный процесс выступает отражением сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению традиционными способами. Осмысление собственной деятельности с научных позиций становится актуальной как никогда. Верно отмечает В.В. Кукушкина, подчеркивая, что настоящий период является временем становления нового направления науки - инновационной деятельности, которая представляет собой системный вид деятельности коллектива людей, направленный на создание и внедрение в общественную практику инноваций (нововведений) «под ключ» [4, С. 3]. Понятно и оправданно, что в этих условиях научно-исследовательская деятельность студентов становится основополагающим в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Эффективное развитие национальной экономики во многом определяется расширенным воспроизводством трудовых ресурсов, развитием интеллектуального потенциала обладателя рабочей силы, предпринимательских способностей. Известно, что зарубежные работодатели рассматривают предпринимательские способности как экономический ресурс особого уровня.

В современном обществе в условиях достаточно острого дефицита природных ресурсов эффективное развитие любой организации напрямую зависит от качества трудовых ресурсов. Соответственно изменился и социальный заказ - пользуются «спросом» специалисты с креативным мышлением, мобильные, способные принимать быстрые, подчас нестандартные, решения, готовые к риску, уметь учиться всему новому в различных сферах организации, в которой работают. Инновационная деятельность в учебной и научно-исследовательской работе способно воспитать конкурентоспособного специалиста в современном обществе.

Ключевые моменты исследования опирались на понимании того, что, во-первых, научно-исследовательская деятельность выступает как ценностно-смысловая позиция студента заниматься данным видом деятельности, как непосредственно связанная с интересами, мотивами, потребностями, развитием ценностной сферы участников взаимодействия.

Исчерпывающее определение дает Демченко З.А., согласно которому научно-исследовательская деятельность в высшем профессиональном образовании будущих специалистов выступает как специфический вид личностно-ориентированной и общественно значимой целенаправленной деятельности, в результате которой новому поколению молодых людей организованно передается накопленный обществом опыт, чтобы оно впоследствии могло транслировать его в развитие материального и духовного производства общечеловеческих ценностей и ценностных отношений [2].

Аналогичного мнения придерживается И.В. Руденко, объясняя, что внеурочная работа со студентами становится неотъемлемой частью качественной подготовки будущего специалиста, и напрямую связана с формированием у них гражданской позиции [6].

Во-вторых, дефиниция понятия «инновационная деятельность», которая рассматривается как «деятельность - деятельность, направленная на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах [5].

Также нужно обратить внимание на ресурсные предпосылки научно-исследовательской и инновационной деятельности, Васильева Н. В. выявляет различия с точки зрения этих ресурсных предпосылок: если в научно-исследовательской деятельности это интеллектуальные, временные (временные, мотивационные, то в инновационной деятельности это рыночные и правовые. По мнению Натальи Валерьевны, данные ресурсы дополняют друг друга, являясь основой для инновационного цикла в университетах [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В условиях модернизации образования, отечественного производства идея комплексной организации научно-исследовательской деятельности (далее - НИД) становится актуальной, зачастую необходимой. Концентрированным выражением НИД является научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС). Объяснение сути НИРС, предложенное В. В. Кукушкиной, о том, что от студента требуется самостоятельная и творческая работа, а от преподавателя постоянный контроль и поддержка в реализации научных разработок своего студента, другими словами, студент должен быть заинтересован, преподаватель - внимателен к работе студентов, доходчиво и понятно [4].

При условии, что задача преподавателем (научным руководителем) поставлена правильно, студенты заинтересованы и проявляют активность, логичным завершением данной работы должен стать конкретный результат, например, научная статья, бизнес-план, НИОКР, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация. Весь этап научного исследования, начиная от осмысления новой идеи до практического реализации этого проекта - это и есть процесс НИРС. Как правило, научное исследование состоит из трех этапов. Содержание каждого этапа наполняется конкретным составом работы, единых требований к составу работ на отдельном этапе не предусмотрено, это прерогатива самого научного руководителя и студента. В качестве примера приводим вариант, предложенный В.Н. Ендроновой и А.О. Овчаровым, как наиболее полно отражающий суть процесса НИРС [3]:

Таблица 1 - Этапы научно-исследовательской работы студентов

Этапы

Подготовительный | Основной | Заключительный

Состав работы

Выбор темы, определение цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования Изучение литературы, статистической информации, архивов, патентной документации и т.д. Обобщение результатов предыдущих этапов работ и получение конечного научного результата

Учет требований заказчиков исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследования, обоснование допущений Оценка полноты решения задач и общей эффективности исследования

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований в данной области Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям в данной области

Формулирование возможных направлений решения задач, их сравнительная оценка Проведение экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов Составление итогового отчета и при необходимости его приемка комиссией

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач Обработка полученных экспериментальных данных Публикация результатов

Оценка ориентировочной экономической и научной эффективности исследования Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Разработка общей методики проведения исследований Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Составление промежуточного отчета

Чтобы не возникло ситуации неоправданной загруженности НИРС, преподавателю необходимо при планировании НИРС сопоставлять ее с учебным планом и, что важнее, с индивидуальным планом студента. Целесообразно в отчетах по научной деятельности в индивидуальном плане студента отразить критерии оценивания по видам работ с визой научного руководителя, протоколом выпускающей кафедры и заключением зав. кафедрой.

Таблица 2 - Научный отчет студента

Участие в конференциях, семинарах и т.д.

№ Название мероприятия, дата Название доклада | Отметка о выполнении Примечание

Подготовка и издание научных трудов

№ Наименование научного издания Название статьи Срок предоставления Отметка о выполнении Примечание

Участие в конкурсах на получение гранта

№ Наименование конкурса Название заявки Срок предоставления Отметка о выполнении Примечание

Расшифровка стоимости услуг на одного туриста (короткий марш ррт)

статьи расходов ед. измере нпя количес тво пена рубл. стоимость рубл.

1 Расходы по транспортировке на моторной ЛОДКЕ поездка 1 2400 2400

2 Страховка чел 1 100 100

итого 2500

Расшифровка стоимости услуг на одного туриста (длинный маршрут)

статьи расходов ед. измере нпя количес тво пена рубл. стоимость рубл.

1 Расходы по транспрртировкЕ на моторной лодке поездка 1 3000 3000

2 Страховка чел 1 200 200

итого 3200

Себестоимость одного маршрута (5 человек.)

статьи расходов ед. измере нпя количес тво пена рубл. стоимость рубл.

1 ГСМ л 50 30 1500

2 Страховка чел 1 100 100

3 Амортизация руб 80

4 Зарплата руб 350

5 Налоги %% 350 34 119

6 Аренда транспорта до Бултунняхтата. и обратно чел 6 500 3000

Прочие 500

итого 5649

Рисунок 1 - Расшифровка стоимости услуги

2.7 План движения денежных с редств (руб.)

№ п/п Наименование показателей Значение показателен

2017 2018 2019 2020 2020 всего

1. Денежные средства на начало месяца (строка 4) 30000 138800 365720 669950 1091326 X

2. Планируемые поступления денежных средств всего (таб. 2.3 360000 571000 725000 936000 1190000 3782000

3. Субсидия (грант) 480000 480000

4. Планируемые расходы но проекту, всего (табл. 2.6 строка 731200 344080 420770 514624 580778 2591452

5. Денежные средства в а конец месяца (строка 1 +строка 2- строка 3) 138800 365720 669950 1091326 1700548 X

Рисунок 2 - План движения денежных средств

Специфика научной работы студентов на кафедре спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта связана с разработкой конкретного продукта в виде туристической услуги. Начиная с 1 курса, студенты работают над созданием бизнес-плана туристского продукта. Обязательными критериями при разработке бизнес-плана являются изучение рынка по следующим показателям: потребности рынка, рост рынка, характеристика объектов тура, конкуренция, расчеты, риски. На «выходе» разработанный бизнес-план становится конкретным продуктом, предлагается в качестве услуги местным туроператорам, заинтересованным партнерам. На рисунках представлены примеры расшифровки стоимости услуги и план движения денежных средств (рисунки 1, 2):

ВЫВОДЫ

Любая научная разработка интересна студентам, если приводит к конкретному практическому результату. Но в какой бы форме не разрабатывался

проект, выполнять его следует со строгим соблюдением всех необходимых процедур на протяжении всего исследовательского процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, Н.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельности в современных университетах: ресурсы, результаты и границы / Н.В. Васильева // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 1911-1915.

2. Демченко, З.А. Теоретико-методологические основания развития ценностно-смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности / З.А. Демченко ; Северный (Арктический) федеральный ун-т. - Архангельск : Изд-во С(А)ФУ, 2011. - 147 с.

3. Ендронова, В.Н. Организация научного исследования / В.Н. Ендронова, А.О. Овчарова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 3 (306). - С. 2-8.

4. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) / В.В. Кукушкина - М. : ИНФА-М, 2011. - 265 с. - ISBN 978-5-16-004167-4.

5. Пчельников, А.А. Формирование инновационной деятельности студентов вузов на основе научно-исследовательской работы : на примере специальности "Автомобиле- и тракторостроение" : дис. ... канд. пед. наук / Пчельников А.А. - Тольятти, 2007. - 188 с.

6. Руденко, И.В. Студенческие общества как субъекты внеучебной работы в вузе / И.В. Ру-денко // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 106-111.

REFERENCES

1. Vasilyeva, N.V. (2014), "Research and innovation activities in modern universities: resources, results and boundaries", Concept, Vol. 20, pp. 1911-1915.

2. Demchenko, Z.A. (2011), Theoretical and methodological grounds for the development of the value-semantic position of university students through research activities, S(A)FU, Arkhangelsk.

3. Endrunova, V.N. and Ovcharova, A.O. (2011), "Organization of scientific research", Economic analysis: theory and practice, No. 3 (306), pp. 2-8.

4. Kukushkina, V.V. (2911), Organization of research work of students (masters), INFRA-M, Moscow, ISBN 978-5-16-004167-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pchelnikov, A.A. (2007), The formation of the innovation of University students based on research: the case of the specialty "Car and tractor construction", dissertation, Togliatti.

6. Rudenko, I.V. (2013), "Student societies as subjects of extracurricular work in the university", Siberian Pedagogical Journal, No. 6, pp. 106-111.

Контактная информация: kolsar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2018

УДК 796.01

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ

Евгений Поликарпович Корольков, проректор по развитию филиалов, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Советская власть на основе основополагающих принципов Олимпизма, развила заложенную основателями платформу и создала систему физической культуры и спорта, действующую до настоящего времени. Результаты прошедших XXIII Зимних Олимпийских игр, а именно, провалы в системе спортивного управления, гибридные атаки международных спортивных организаций, паника спортивных чиновников, отсутствие межотраслевой стратегии и, великолепное выступление молодого поколения спортсменов - говорят о том, что система и ее производные механизмы еще живы, ее надо только модернизировать и привести в соответствие с социально-экономическим положением России и его стратегическими задачами на основе научно-обоснованных решений, как это и было при ее становлении и развитии.

Ключевые слова: физическая культура, исторический опыт, организация физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.