Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" / СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна, Лыжин Антон Игоревич, Тарасюк Ольга Вениаминовна

Рассмотрены современные трактовки понятия «управленческие компетенции», а также подходы к выявлению их структуры. На этой основе представлены структура управленческих компетенций и ее дескрипторное описание для руководящего персонала холдинга «Российские железные дороги», учитывающие его приоритетные отраслевые задачи. Обоснованы предложения о разработке компетентностной модели руководящего персонала предприятий железнодорожного транспорта, а также о проектировании программ повышения квалификации руководящего состава холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна, Лыжин Антон Игоревич, Тарасюк Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO DETERMINING THE STRUCTURE OF MANAGERIAL COMPETENCIES OF EXECUTIVE PERSONNEL

Modern interpretations of the concept of "managerial competencies", as well as approaches to identifying their structure, are considered. On this basis, the structure of managerial competencies and its descriptor description for the management staff of the Russian Railways holding are presented, taking into account its priority industry tasks. Proposals on developing a competence model for the management personnel of railway transport enterprises, as well as on designing programs for improving the skills of the holding's management staff are substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.01.P.11 УДК 378.091.398

Е.А. Скораева,

Уральский государственный университет путей сообщения А.И. Лыжин, О.В. Тарасюк,

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Современные подходы к определению структуры управленческих компетенций руководящего персонала

Современные реалии социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, создают конкурентные возможности для предприятий, которые выражаются в построении эффективных бизнес-процессов и управлении ими.

Вопросы управления и повышения уровня компетентности руководящих работников особенно остро стоят в крупных компаниях. Например, далее мы будем говорить о холдинге «Российские железные дороги», задачи которого определены в процессах организации и управления движением грузовых и пассажирских перевозок между за© Скораева Е.А., Лыжин А.И., Тарасюк О.В., 2021

Наш паровоз вперед летит

падной и восточной частью страны, обеспечения работоспособности и безопасности железнодорожного трансфера.

Внедрение технологических инноваций на основе рационального и эффективного использования технических средств железнодорожного транспорта с гарантией безопасности, увеличение ресурсных активов, заявленные в Стратегии холдинга «Российские железные дороги» [16], определяют наличие высококвалифицированных кадров, в частности руководящего персонала, профессиональная деятельность которых основана на реализации управленческих

функций. В связи с этим корпоративные требования железнодорожного холдинга задают высокую планку уровня развития управленческих компетенций руководителей и специалистов [12], отвечающих современным изменениям в отрасли.

Под развитием управленческих компетенций руководящего персонала железнодорожного транспорта мы понимаем приращение знаний, умений, опыта трудовых действий, совершенствование личностных характеристик в области управления, предполагающее повышение мотивации и возможностей руководящего работника для принятия решений, направленных на обеспечение безопасности и качества процессов и результатов деятельности железнодорожной отрасли.

Актуальность исследования методологии развития управленческих компетенций для руководящего персонала железнодорожного транспорта связана с тем, что все более возрастают требования к профессионализму при управлении железнодорожным производством: высокий уровень профессионального менеджмента отраслевых руководителей и специалистов значительно повышает результативность бизнеса, создает значимые преференции для предприятия, проявляющиеся в

компетентность руководителя

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА СКОРАЕВА Российская Федерация, г. Екатеринбург

преподаватель Института дополнительного профессионального образования Уральского государственного университета путей сообщения. Сфера научных интересов: формирование и развитие компетенций в системе дополнительного профессионального образования. Автор 18 опубликованных научных работ. Электронная почта: ESkoraeva@usurt.ru

ELENA A. SKORAEVA Yekaterinburg, Russian Federation

Lecturer аt the Institute of Additional Professional Education of the Ural State University of Railway Transport. Research interests: formation and development of competencies in the system of additional professional education. Author of 18 published scientific papers. Email address: ESkoraeva@usurt.ru

АНТОН ИГОРЕВИЧ ЛЫЖИН

Российская Федерация, г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной, инновационной политике и внешним связям Российского государственного инженерно-педагогического университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, менеджмент, инновационные технологии обучения. Автор более 40 опубликованных научных работ. Электронная почта: Lyzhin.anton@mail.ru

ANTON I. LYZHIN Yekaterinburg, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Science, Innovation Policy and External Relations of the Russian State Engineering and Pedagogical University. Sphere of scientific interests: General pedagogy, management, innovation in learning technologies. Author of more than 40 published scientific papers. Email address: Lyzhin.anton@mail.ru

ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА ТАРАСЮК Российская Федерация, г. Екатеринбург

доктор педагогических наук, профессор, преподаватель Российского государственного инженерно-педагогического университета. Сфера научных интересов: технологии проектирования образовательных программ. Автор более 250 опубликованных научных работ. Электронная почта: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

OLGA V. TARASYUK Yekaterinburg, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Lecturer at the Russian State Engineering and Pedagogical University. Sphere of scientific interests: technology of designing of educational programs. Author of more than 250 published scientific papers. Email address: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

Рассмотрены современные трактовки понятия «управленческие компетенции», а также подходы к выявлению их структуры. На этой основе представлены структура управленческих компетенций и ее дескрипторное описание для руководящего персонала холдинга «Российские железные дороги», учитывающие его приоритетные отраслевые задачи. Обоснованы предложения о разработке компетентностной модели руководящего персонала предприятий железнодорожного транспорта, а также о проектировании программ повышения квалификации руководящего состава холдинга.

Ключевые слова: управленческие компетенции руководящего персонала холдинга «Российские железные дороги», структура компетенций, управление рисками на железнодорожном транспорте.

Modern interpretations of the concept of "managerial competencies", as well as approaches to identifying their structure, are considered. On this basis, the structure of managerial competencies and its descriptor description for the management staff of the Russian Railways holding are presented, taking into account its priority industry tasks. Proposals on developing a competence model for the management personnel of railway transport enterprises, as well as on designing programs for improving the skills of the holding's management staff are substantiated.

Key words: managerial competencies of the management personnel of the Russian Railways holding, competence structure, risk management in railway transport.

оптимизации бизнес-процессов, эффективном взаимодействии с партнерами, улучшении имиджа компании [5, 10, 17, 18].

Нам видится, что методология развития управленческих компетенций выражается прежде всего в выявлении структуры и наполнении содержанием ее дескрипторов, отражающих специфику профессиональных задач отраслевого производства, продиктованных корпоративными требованиями в системе управления компании.

В современных исследованиях ученых достаточно разнообразно представлены работы, раскрывающие особенности структуры и содержащие описание ее компонентов, формирования и развития управленческих компетенций. Особенно полезны для проводимого нами исследования оказались результаты исследований Р. Боя-циса, А.К. Марковой, В.А. Чупиной и др., определяющие подходы к выявлению структуры и содержания управленческих компетенций специалистов; Х.З. Ксенофонтовой, Е.А. Неретиной, С.В. Титовой и др., где на основе результатов анализа предложены модели формирования профессиональных и управленческих компетенций; В.Г. Иванова, И.В. Катуниной, А.В. Островского, Г.Г. Плотникова и др., рассматривающих проблемы идентификации управленческих компетенций и их развития; А.О. Грудзинского, А.В. Островского и др., устанавливающих способы оценки компетенций, связанных с отраслевой принадлежностью.

Мы согласны с точкой зрения И.В. Катуниной, которая подчеркивает, что отмеченное многообразие представлений о человеке, его компетенциях, их статусе в системе корпоративных компетенций определяет многовариантность подходов к изучению проблемы развития управленческих компетенций [6].

В связи с этим обозначим в нашей работе аспекты, указывающие на неоднозначность взглядов научно-

Уральский государственный университет путей сообщения

го сообщества в отношении управленческих компетенций.

Во-первых, необходимость выявления структуры и содержания управленческих компетенций для отраслевых руководителей затруднена множественностью трактовок понятия «управленческие компетенции», а также отсутствием универсального подхода к их описанию [1, 4, 5, 9, 10, 17].

Во-вторых, управленческие компетенции могут различаться по уровню и специфике для разных типов отраслевого управления, что побуждает к изучению особенностей самого управленческого труда как вида профессиональной деятельности, в содержании и формах организации которого происходит рост профессионального уровня руководителя [6, 8, 9, 10].

Таким образом, отраслевой заказ на развитие востребованных управленческих компетенций у руководящего персонала холдинга «РЖД», заявленный в стратегических документах компании [13, 15], и недостаточная проработанность вопросов при выявлении структуры управленческих компетенций, требуют:

- определить компоненты структуры управленческих компетенций для руководящего персонала

предприятий железнодорожного транспорта;

- уточнить понятие «управленческие компетенции руководящего персонала предприятий железнодорожного транспорта»;

- предложить описание выделенной управленческой компетенции для руководителей предприятий железнодорожного транспорта в соответствии с приоритетными задачами отрасли.

При проведении нашего исследования мы использовали результаты изысканий ученых, направленные на выявление наиболее существенных компонентов структуры управленческих компетенций, учитывающих специфику по управлению производственными процессами.

Так, В.Г. Иванов дает достаточно общее определение интересующего нас понятия, указывая при этом на характерные компоненты: «Управленческая компетенция - личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которыми помогает успешно решать определенную управленческую задачу и добиваться высоких результатов» [5, с. 150].

А.В. Островский вкладывает в понятие управленческой компетенции руководящего персонала готовность и способность реализо-вывать управленческий потенциал

в обеспечении функционирования производственных процессов. Готовность рассматривается как подготовленность к самореализации в управленческой деятельности, а способность - как предрасположенность личности к наиболее полной и конструктивной самореализации в управлении [10].

В своей трактовке понимания компетенции как результате образования ИА. Зимняя ставит акценты:

- на практику применения знаний и выработку операциональной и технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»);

- на сложную интегративную (когнитивно-эмоциональную, цен-ностно-мотивационную, регулятивную) природу компетенции;

- на повышение личностных качеств как сложного восхождения [4].

Мы склоняемся к тому, что управленческую компетенцию в общем виде можно определить как интегральное качество субъекта управления, сочетающее в себе значимые для эффективного осуществления управленческой деятельности качества, а именно мотивацион-но-ценностные, когнитивные составляющие, выраженные в поведении [6].

К сказанному добавим, что для выполнения именно руководящей работы в технической сфере производства необходимы особые мыслительные навыки и способности индивида, усиливающие синергетику процесса управления, и мы согласны с ВА. Чупиной, которая указывает: «Управленческая деятельность на современном этапе общественно-экономического развития требует от ее субъекта стратегического мышления, на становление которого решающую роль оказывают способность к эффективной коммуникации, инновационный потенциал личности, аналитические и прогностические способности, а также способность к культурно-организованной рефлексивной деятельности» [19, с. 19].

В исследованиях данной темы все более подчеркивается, что личности из числа руководящего персонала должна быть присуща управленческая культура. Это должна быть личность, обладающая интеллектом, позитивным мышлением с устойчивой ориентацией на самореализацию [4, 8, 10]. Значимым следует считать и способность к самоорганизации и саморазвитию, созданию самоорганизующихся метасистем, поддерживающих формирование генерических компетенций (компетенции в формировании компетенций) [3, 6, 11].

Опираясь на изложенные выше суждения исследователей и собственные изыскания, предлагаем структуру управленческих компетенций для руководящего персонала железнодорожного холдинга, состоящую из трех уровней - базового, личностного и метауровня. Дескрипторы каждого из уровней как признаки проявления управленческих компетенций представлены следующим:

• базовый уровень отражает профессиональную принадлежность:

- профессиональные знания и умения, опыт профессиональной деятельности;

- знания, умения и владение технологиями управления;

• личностный уровень - отражает психологические позиции руководителя:

- личностные качества и/или мотивация, обеспечивающие овладение и применение профессиональных знаний и умений [8, с. 9];

- навыки мыслительной деятельности, направленной на предмет управления;

• мета-уровень - отражает способность к собственному управлению:

- самоорганизацию и саморазвитие;

- способность к перенастраиванию компетенций.

Предлагаемая многоуровневая дескрипторная структура управленческих компетенций позволяет связать профессиональную принадлежность, характерные признаки при управлении процессами железнодорожного транспорта и, далее, сформировать де-скрипторное описание этих компетенций.

Железнодорожный транспорт относится к высокотехнологичным отраслям производства, поскольку сочетает в себе безостановочное функционирование сложных технических процессов, обеспечивающих ход тяжеловесного подвижного состава и работоспособность железнодорожной инфраструктуры. Деятельность по управлению железнодорожным производством сама по себе представляет сложный вид взаимодействия и согласования производственных комбинаций.

Согласно суждениям Л.И. Кравченко, «управление - целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах различных ресурсов, усилий и времени» [7, с. 211]. Глоссарий терминов и определений в области управления процессами холдинга «РЖД» определяет управление как «процесс выработки и осуществления целенаправленных управляющих воздействий на объект управления (систему), включая сбор, пе-

Собрание топ-менеджмента ОАО «РЖД» в Самаре

редачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений» [2, с. 20]. Таким образом, мы повышаем значимость того, что процесс управления и компетенции по управлению представляют особый интеллектуальный вид деятельности, следовательно, определяют более сложную структуру компетенции для наполнения конкретным содержанием.

Сопоставляя названные дескрипторы структуры управленческой компетенции, проецируя их на профессиональную деятельность руководителей и специалистов по управлению предприятий железнодорожной отрасли, предлагаем следующее определение.

Под управленческими компетенциями руководящего персонала предприятий железнодорожного транспорта следует понимать комбинацию знаний и навыков в области профессиональных технологий и управления, личностных качеств и способностей, направ-

ленных на повышение уровня организации и управления железнодорожными производственными процессами при обеспечении их безопасности.

На наш взгляд, отличие управленческих компетенций от других компетенций руководящего персонала железнодорожного холдинга состоит в согласовании ее структуры и содержания со стратегическими позициями компании, что способствует мотивации руководителей для развития таких компетенций, повышает значимость профессионального менеджмента в отрасли.

На основании результатов нашего исследования, учитывающих опросы работодателей руководящего персонала железнодорожного транспорта [14], выявлено, что к таким управленческим компетенциям относится компетенция по управлению рисками, как наиболее востребованная, способствующая безопасности на железнодорожном транспорте.

Так, в функциональной стратегии управления рисками в холдинге «РЖД» сказано: «Реформирование железнодорожного транспорта, усиление межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, рост спроса на услуги транспорта, ускорение научно-технического прогресса, все это создает значительную неопределенность в вопросах долгосрочного развития холдинга "РЖД", что предопределяет необходимость разработки соответствующего комплекса стабилизационных мер для своевременного, адекватного и гибкого реагирования на потенциальные угрозы» [13]. Задачей управления рисками является минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков [15].

Следовательно, владение технологией по управлению рисками производственных процессов обоснованно относим к управлен-

Главное здание ОАО «РЖД» в Москве

Корпоративный университет ОАО «РЖД»

ческой компетенции для руководящего персонала железнодорожной отрасли. Развитие такой компетенции высшее руководство холдинга «РЖД» видит в прогнозировании риск-факторов и назначении превентивных мер по их устранению или снижению, что, в свою очередь, предполагает повышение безопасности и получение планируемого бизнес-результата [13, 15]. Технология по управлению рисками создает эффект предупреждающих действий для производственных процессов, предполагающих гарантии безопасности. Такие компетенции по управлению имеют прогрессивный характер для железнодорожной отрасли в целом.

Принимая данную логику, представим в виде таблицы дескриптор-ное описание согласно заданной нами структуре на примере выделенной управленческой компетенции «Управление рисками в производственных процессах».

Представление о многоуровневой дескрипторной структуре управленческих компетенций и наполнение ее обоснованным содержани-

ем способствует проектированию образовательной программы повышения квалификации для руководящих работников отрасли при современном подходе. Осмыслению должны подлежать совокупность педагогических методов и технологий реализации такой образовательной программы, направленных на развитие как профессиональ-

ных компонентов, так и когнитивных, рефлексивных компонентов структуры компетенций.

Таким образом, поскольку процесс управления, проводимый отраслевым руководящим персоналом, направлен на обеспечение работоспособности и безопасности высокотехнологичных процессов железнодорожного транс-

Дескрипторное описание управленческой компетенции для руководителей предприятий железнодорожного транспорта «Управление рисками в производственных процессах»

Дескрипторы Описание

Знания - корпоративные требования холдинга «РЖД» по управлению рисками; - требования к безопасности холдинга «РЖД» в производственных процессах; - понятия в области управления рисками; - технологии в области управления рисками; - структура предприятия и взаимодействие подразделений

Умения - организовать межфункциональную команду по управлению рисками; - определять план коммуникаций при управлении рисками; - идентифицировать риски; - проводить анализ, оценку и ранжирование рисков; - назначать предупреждающие действия и проводить мониторинг их выполнения; - проводить оценку результативности действий по устранению/снижению рисков

Личностные качества - вдумчивость; - сосредоточенность; - ответственность; - предусмотрительность

Мыслительная деятельность - прогнозирование рисков; - логическое и критическое мышление; - анализ информации и сопоставление данных; - понимание критического пути процесса; - вариативность в решениях

Собственное управление - планирование собственной работы; - оценка собственного результата по управлению рисками; - применение подходов при управлении рисками к другим производственным ситуациям, то есть самовоспитание риск-ориентированного мышления

компетентность руководителя

порта, развитие управленческих компетенций нам видится в выявлении ее адресной и адекват-

ной структуры, когда в содержании компонентов заключаются специфика и особенности управ-

ленческой деятельности в соотношении с приоритетными задачами отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояцис Р. Компетентный менеджер. М.: Гиппо, 2008.

2. Глоссарий терминов и определений в области управления процессами ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 30 января 2019 г. № 159-р.

3. Грудзинский А.О., Захарова Л.Н., Саралиева З.Х.-М. Технология разработки модели базовых компетенций сотрудников университета в условиях реализации программы повышения конкурентоспособности // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1 (89). С. 24-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-43.

5. Иванов В.Г., Ирисметова И.И., Ирисметов А.И. Роль дополнительного профессионального образования в формировании управленческих компетенций // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 149-152.

6. Катунина И.В. Методологическое конструирование основ формирования управленческих компетенций в управлении человеческими ресурсами // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 5. С. 94-99.

7. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

9. Неретина Е.А., Ксенофонтова Х.З. Формирование моделей компетенций менеджеров промышленных компаний в условиях цифровизации экономики // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 123-132.

10. Островский А.В. Педагогическое сопровождение формирования управленческой компетенции кадров малого бизнеса в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2016. 170 с.

11. Плотникова Г.Г. Подготовка управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2014. № 6 (115). С. 134-148.

12. Об утверждении Положения о дополнительном профессиональном и бизнес-образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД»: распоряжение ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42-р. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70052576/ (дата обращения: 28.10.2020).

13. Об утверждении функциональной стратегии управления рисками в холдинге «РЖД»: распоряжение ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. № 1494-р. URL: http://base.garant.ru/70531620/ (дата обращения: 28.10.2020).

14. Скораева Е.А., Тарасюк О.В. Исследование потребности в повышении уровня управленческих компетенций руководителей и специалистов железнодорожного транспорта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1 (38). С. 83-88.

15. Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». Утверждена распоряжением от 8 декабря 2015 г. № 2855р. URL: https://cssrzd.ru/orders/2855.php (дата обращения: 28.10.2020).

16. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. URL: https://ar2016.rzd.ru/ru/strategy/development-strategy-2030 (дата обращения: 17.11.2020).

17. Титова С.В. Модель компетенций управленческого персонала // Мир современной науки. 2013. № 1 (16). С. 32-36.

18. Чупина В.А. Профессиональное мышление управленческих кадров: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2012. 51 с.

19. Чупина В.А. Рефлексивный метод и его роль в развитии профессионального мышления управленческих кадров // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С. 12-22.

REFERENCES

1. Boyacis R. (2008) Kompetentnyj menedzher [Competent Manager]. Moscow: Gippo. (In Russian).

2. GLossarij terminov i opredelenij v oblasti upravleniya processami OAO «RZhD» [Glossary of terms and definitions in the field of process management of JSC "Russian Railways"]. Approved by Russian Railways order No. 159-R dated 30.01.2019. (In Russian).

3. Grudzinskij A.O., Zaxarova L.N., Saralieva Z. X.-M. (2014) Texnologiya razrabotki modeli bazovy'x kompetencij sotrudnikov universiteta v usloviyax realizacii programmy' povy'sheniya konkurentosposobnosti [Technology for developing a model of basic competencies of University employees in the context of implementing a program to improve competitiveness]. University management: practice and analysis. No. 1 (89). Pp. 24-32. (In Russian).

4. Zimnyaya I.A. (2003) Klyuchevy'e kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - a new paradigm of educational results]. Higher education today. No. 5. Pp. 34-43. (In Russian).

5. Ivanov V.G., Irismetova I.I., Irismetov A.I. (2013) Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v formirovanii upravlencheskix kompetencij [Irismetova I. I., Irismetov A. I. the Role of additional professional education in the formation of managerial competencies]. Bulletin of the Kazan Technological University. Vol. 16. No.16. Pp. 149-152. (In Russian).

6. Katunina I.V. (2009) Metodologicheskoe konstruirovanie osnov formirovaniya upravlencheskix kompetencij v upravlenii chelovecheskimi resursami [Methodological design of the foundations for the formation of managerial competencies in human resource management]. News of the Irkutsk State Academy of Economics. No. 5. Pp. 94-99. (In Russian).

7. Kravchenko A.I. (1999) Sociologiya menedzhmenta [Sociology of management]. Moscow: UNITI. (In Russian).

8. Markova A.K. (1996) Psixologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: International humanitarian Fund "Knowledge". (In Russian).

9. Neretina E.A., Ksenofontova X.Z. (2019) Formirovanie modelej kompetencij menedzherov promy'shlenny'x kompanij v usloviyax cifrovizacii e'konomiki [Formation of competence models for managers of industrial companies in the conditions of digitalization of the economy]. Management consulting. No. 12. Pp. 123-132. (In Russian).

10. Ob utverzhdenii Polozheniya o dopolnitel'nom professional'nom i biznes-obrazovanii rukovoditelej i specialistov xoldinga "RZhD": rasporyazhenie OAO «RZhD» ot 16 yanvarya 2012 g. № 42-r. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70052576/ (data obrashheniya: 28.10.2020).

11. Ob utverzhdenii funkcional'noj strategii upravleniya riskami v xoldinge «RZhD»: pasporyazhenie OAO «RZhD» ot 26 iyunya 2012 g. № 1494-r. URL: http://base.garant.ru/70531620/ (data obrashheniya: 28.10.2020).

12. Ostrovskij A.V. (2016) Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya upravlencheskoj kompetencii kadrov malogo biznesa v sisteme povy'sheniya kvalifikacii [Pedagogical support for the formation of managerial competence of small business personnel in the system of professional development]. PhD thesis. Moscow. 170 p. (In Russian).

13. Plotnikova, G.G. (2014) Podgotovka upravlencheskix kadrov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Training of managerial personnel in the system of additional professional education]. Education and science. No. 6 (115). Pp. 134-148. (In Russian).

14. Skoraeva E.A., Tarasyuk O.V. (2019) Issledovanie potrebnosti v povy'shenii urovnya upravlencheskix kompetencij rukovoditelej i specialistov zheleznodorozhnogo transporta [Research of the need to improve the level of managerial competencies of managers and specialists of railway transport]. Scientific support of the professional development system. No. 1 (38). Pp. 83-88. (In Russian).

15. Strategiya obespecheniya garantirovannoj bezopasnosti i nadezhnosti perevozochnogo processa v xoldinge «RZhD». Utverzhdena rasporyazheniem ot 8.12.2015, № 2855r. URL: https://cssrzd.ru/orders/2855.php (data obrashheniya: 28.10.2020).

16. Strategiya razvitiya xoldinga «RZhD» na period do 2030 goda. URL: https://ar2016.rzd.ru/ru/strategy/development-strategy-2030 (data obrashheniya: 17.11.2020).

17. Titova S.V. (2013) Model' kompetencij upravlencheskogo personala // Mir sovremennoj nauki [Model of managerial personnel competencies]. The world of modern science. No. 1 (16). Pp. 32-36. (In Russian).

18. Chupina V.A. (2012) Professional'noe my'shlenie upravlencheskix kadrov [Professional thinking of managerial personnel: textbook. Stipend]. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Professional Pedagogical University. 51 p. (In Russian).

19. Chupina V.A. (2010) Refleksivny'j metod i ego rol' v razvitii professional'nogo my'shleniya upravlencheskix kadrov [Reflexive method and its role in the development of professional thinking of managerial personnel]. Education and science. No. 11 (79). Pp. 12-22. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.