DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.14
УДК 378
А.И. Лыжин, А.А. Коновалов,
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Исследователи, ученые, люди науки - особая гордость и достояние современного общества и государства. Это люди, которые учатся на протяжении всей жизни, пытаются ответить на вопросы, которые волнуют человечество. По мере становления общества и экономики знаний становится все более очевидно, что лидерство на мировой арене приобретет страна, богатая умами и смелыми, нестандартными замыслами, подлинными исследователями, готовыми на новые, порой кажущиеся безумными открытия.
Следуя логике научно-технологической революции, мы все чаще присоединяемся к точке зрения, согласно которой «умен не тот, кто силен, а, наоборот, силен тот, кто умен». © Лыжин А.И., Коновалов А.А., 2021
Но действительно ли это так?
Современное общество и государство ни в одной стране мира не готово дать однозначный ответ на этот далеко не риторический вопрос. С одной стороны, наука на деле стала мощнейшей производительной силой. Но, с другой стороны, нынешний VUCA-мир (Volatility «нестабильность», Uncertainty «неопределенность», Complexity «сложность», Ambiguity «неоднозначность») одновременно и нестабилен, и неопределенен, и сложен, и неоднозначен, что свидетельствует о доминировании далеких от науки и нередко деструктивных интересов. Тем более наша эпоха предъявляет высокие требованияк ученым, призванным найти решение и нынешних поли-
тических и экономическии противоречий, и глобальных проблем современности.
В общественном сознании настоящий исследователь предстает в образе незаурядной в интеллектуальном отношении, высокообразованной, эрудированной, творчески мыслящей личности. Этот образ, безусловно, оказывает позитивное влияние на личные качества и поведение представителей академического сообщества.
Мы же в настоящей статье посмотрим на облик ученого с более прагматических позиций, а точнее -попытаемся набросать компетентностный портрет современного исследователя, главными компонентами которого являются профессиональные знания, умения и практический опыт, позволяющие эффективно и результативно вести научную работу и организовывать исследовательский процесс [4]. Но поскольку не существует единой точки зрения относительно того, какими компетенциями должен обладать исследователь, начнем с анализа представлениий о компетент-ностном портрете современного исследователя, сложившемся в различных странах.
В научном сообществе Европейского союза выделяют следующие группы компетенций, необходимых исследователю:
1) собственно научные или исследовательские компетенции, содержание которых включает способность писать заявки на гранты, осуществлять управление исследо-
АНТОН ИГОРЕВИЧ ЛЫЖИН
Российская Федерация, г. Екатеринбург
кандидат педагогических наук, проректор по научной, инновационной политике и внешним связям Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, менеджмент в сфере науки, инноваций и международных связей. Автор 40 опубликованных научных работ
ANTON I. LYZHIN Yekaterinburg, Russian Federation
Candidate of Pedagogy, Vice-Rector for Scientific, Innovation Policy and External Relations of the Russian State Vocational Pedagogical University. Research interests: theory and methods of vocational education, management in the field of science, innovation and international relations. Author of 40 published scientific works. Email address: [email protected]
АНТОН АНДРЕЕВИЧ КОНОВАЛОВ Российская Федерация, г. Екатеринбург
кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, науковедение, подготовка научных и педагогических кадров. Автор 25 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
ANTON A. KONOVALOV Yekaterinburg, Russian Federation
Candidate of Pedagogy, Director of the Scientific and Educational Center for Researching the Prospects of Staffing for the Vocational Education System of the Russian State Vocational Pedagogical University. Research interests: theory and methods of vocational education, science of science, training of scientific and pedagogical personnel. Author of 25 published scientific works. Email address: [email protected]
В контексте особенностей и условий VUCA-мира рассматривается компетентностный портрет современного исследователя. Представлен анализ требований, которые предъявляются к ученым в России, Европейском союзе, Великобритании и ряде других стран. Определены актуальные компетенции исследователей, которые до настоящего времени не нашли отражения в федеральных государственных образовательных стандартах по направлениям аспирантуры. Обоснованы предложения по повышению качества подготовки кадров к научной работы, отвечающие потребностям общества и экономики знаний.
Ключевые слова: исследователь, компетенция, компетентностный портрет, VUCA-мир, стандарт подготовки научных кадров.
In the context of the characteristics and conditions of the VUCA-world, a competence portrait of a modern researcher is considered. An analysis of the requirements for scientists in Russia, the European Union, Great Britain and a number of other countries is presented. The current competencies of researchers, which have not yet been reflected in the federal state educational standards in the areas of postgraduate study, have been determined. Proposals for improving the quality of training personnel for scientific work are substantiated, which meet the needs of society and the knowledge economy.
Key words: researcher, competence, competence portrait, VUCA-world, standard for training scientific personnel.
ваниями, владение методологией и технологией исследований, соблюдение этики и честности в исследованиях;
2) коммуникативные компетенции, предполагающие владение письменными и устными навыками презентации результатов научных исследований, умение вести диалог с нетехнической аудиторией;
3) цифровые компетенции, требующие от исследователя уверенного и критического использования информационных и коммуникационных технологий для работы и общения, а также обучения обучению, то есть способности эффективно управлять своим обучением индивидуально или в группах;
4) социальные и гражданские компетенции, предполагающие способность эффективно и конструктивно участвовать в социальной и трудовой жизни, а также и участвовать в демократических процессах, характерных для все более разнообразных открытых обществ [17].
Близкая к охарактеризованной классификация компетенций выработана в рамках Болонского процесса в итоге реализации проекта «Настройка образовательных структур в Европе» ("TUNING educational structures in Europe"). Она включает:
1) информационные компетенции, которые важны для определения структуры, содержания и стратегии развития;
2) коммуникативные компетенции, включающие способность сотрудничать и участвовать в исследовании;
3) инструментальные компетенции, необходимые для обработки и интерпретации данных, полученных в ходе или результате исследований [16].
В Великобритании от исследователя требуются специализированные знания по конкретной научной области и общие - по предметной области, умение применять информационные технологии и технологии обработки данных, владение общими аналитически-
ми навыками, навыками написания и презентации отчетов, управления проектами и способность решения проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности [15].
Ученые Иордании наряду с выделенными выше компетенциями отмечают качества, которыми должен обладать успешный уче-
ный. Среди них критический ум и настойчивость, способность понимать проблему, развивать понимание данной проблемы другими участниками научного сообщества, хорошие письменные навыки и умение продуктивно общаться. Отдельно выделяются критическое мышление и непредвзятость исследователя [12].
Профессор Харбинского технологического института Филипп Фурнье-Вигер (Philippe Fournier-Viger) в своей работе «Шесть важных навыков, необходимых успешному исследователю» в числе этих навыков назвал смирение и открытость к критике, нетворкинг, усердие и разумный подход к деятельности, наличие четких целей, выход из зоны комфорта, хорошие навыки письма и способность делать выводы [20].
В ряде стран Латинской Америки ученые в перечне необходимых исследователю компетенций нередко выделяют одну, наиболее важную. Так, в Бразилии наиболее важной среди компетенций признается лингвистическая, а в Венесуэле эпистемологическая, основанная на философском восприятии научной картины мира.
Как отмечают ученые из Федерального университета Рио-де-Жанейро Соня Васконселос (Sonia M.R. Vasconcelos), Марта Сорен-сон (Martha M. Sorenson), Жаклин Лета (Jacqueline Leta), Маурисио Сант'Ана (Mauricio C. Sant'Ana) и из Университета Сан-Паулу Пабло Батиста (Pablo D. Batista), одной из сложностей, с которой сталкиваются ученые, является проведение исследований на одном (родном) языке и необходимость готовить публикации на другом, как правило английском, языке [19]. При этом для того, чтобы вклад в науку конкретного ученого был оценен мировым академическим сообществом, результаты исследований должны быть опубликованы в издании, индексируемом в международных наукометрических базах данных. Именно поэтому лингвистическая компетенция, по мнению бразильских ученых, и приобретает особую важность.
Что касается эпистемологической компетенции, то она, согласно Хулио Ювеналу Алдану Завале (Julio Juvenal Aldana Zavala), основана на философском вопрошании, а владение ею обеспечивает исследова-
телю возможность формировать космологическую концепцию иерархии, которая необходима для обеспечения научной обоснованности данных и результатов исследований [14].
Различные подходы к определению необходимых исследователю компетенций представлены в публикациях отечественных авторов.
Так, отечественные ученые среди компетенций исследователя выделяют готовность участия в научных и инновационных проектах; владение знаниями в области научного менеджмента, коммерциализации результатов научного труда; готовность к руководству и организации научных групп для проведения исследований [6, 8].
Ученые Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева И.М. Фадеева и Е.С. Фадеева выделяют инструментальные компетенции (способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания по профессии; коммуникативные навыки в области иностранного языка; умение разрешать конфликты; способность четко формулировать цели и задачи), межличностные компетенции (способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки общения; способность воспринимать межкультурные различия; способность работать в международном контексте) и системные компетенции (исследовательские способности; способность к адаптации к новым условиям; способность к инициативе и предпринимательству; ответственность за качество деятельности; способность к обучению; мотивация на достижение высоких результатов) [10].
Доцент Уральского государственного медицинского университета МА Капшутарь выделила компетенции исследователя в сфере саморазвития; этические и коммуникативные; информационно-технологические; в экспертно-аналитической деятельности; правовые и проект-
ные; организационно-управленческие; в экономической и фандрай-зинговой деятельности [2].
Весьма внушительный перечень компетенций, необходимых современному исследователю, назвал в своем интервью член-корреспондент Российской академии образования Э.Ф. Зеер. По его словам, ученый должен быть способен проектировать панораму исследования на основании теоретико-методологических подходов, принципов и методов; владеть методами определения актуальных проблем (тем) исследования, формулирования гипотезы, выбора путей решения проблемы, навыками оформления результатов эмпирического исследования и методами математико-статистической обработки эмпирических данных. Он также призвал владеть методами теоретического анализа, синтеза, конкретизации, обобщения и моделирования опытно-поисковой и экспериментальной работы; обладать способностью проектировать эффективные цифровые образовательные технологии; уметь оформлять исследование в логически обоснованный текст и презентационные материалы; владеть методологией прогнозирования профессионального будущего в условиях ускорения измерений и неопределенности постиндустриального общества.
Нельзя обойти стороной и взгляд на компетентностный портрет современного исследователя, закрепленный в федеральных государственных стандартах высшего образования по направлениям аспирантуры, в своем большинстве утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году. Согласно требованиям к результатам освоения программ аспирантуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Приведем перечень универсальных компетенций (УК), поскольку
они должны быть сформированы у каждого ученого, независимо от конкретного направления его подготовки. В их число вошли:
• способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
• способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
• готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
• готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
• способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
• способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6) [8].
После утверждения образовательных стандартов и фиксации в них набора компетенций исследователя дискуссия на эту тему в отечественном академическом сообществе пошла на спад.
Ее возобновлению способствовал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором признано необходимым обеспечить «присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно- технологического развития» [5].
Совершенно очевидно, что решение столь амбициозных задач будет возможно только при участии научных кадров новой формации, чьи компетенции соответствуют условиям современного УИСА-мира.
Заинтересованное обращение ученых к теме компетентностно-го портрета современного исследователя свидетельствует и о необходимости его совершенствования. Так, в последние несколько лет среди компетенций, не вошедших в нормативные документы, эксперты особое внимание уделяют предпринимательским (Н.С. Гедуля-нова) [1] и иноязычным коммуникативным компетенциям (М.А. Хлы-бова) [11].
Отдельного внимания заслуживает карта компетенций исследователей, которая была разработана Межведомственной рабочей группой по формированию и развитию центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке Фонда «Центр стратегических разработок"Северо-Запад"» в июне 2019 года. Подчеркнем, что карта компетенций исследователей была подготовлена на основе результатов исследования системы работы с научными кадрами в России и с учетом передового международного опыта в сфере управления сектором исследований и разработок, а также экспертных оценок со стороны представителей науки и индустрии.
В эту карту вошли компетенции, которые не были отражены в образовательных стандартах: управление человеческими и финансовыми ресурсами, управление инфраструктурой (программным обеспечением, лабораторной базой, помещениями и др.), взаимодействие с индустрией, работа во Всемирной сети и коммерциализация результатов проектов, а также научное руководство студентами и аспирантами [3]. Кроме того, для каждой из представленных
в рассматриваемой карте компетенций определен необходимый уровень овладения и значимости (приоритета) для той или иной должности научного работника и его функциональной позиции (грейда).
Исследователи Российского государственного профессионально-педагогического университета занимаются вопросами развития у исследователей Бой-компетенций, которые представляют собой совокупность знаний, умений и мотива-ционных характеристик исследователя в сфере профессиональных коммуникаций, умения эффективно управлять своим временем, умения убеждать, лидерства, эмоционального интеллекта [6, 18].
Представленный в настоящей статье аналитический обзор взглядов отечественных и зарубежных ученых на содержание компетентност-ного портрета современного исследователя позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, несмотря на закрепление на законодательном уровне во
У истоков отечественной науки стояли такие выдающие умы, как М.В. Ломоносов. Ученые будущего
призваны приумножить наше великое интеллектуальное наследие
многих странах перечня компетенций современного ученого, единого понимания дескрипторного содержания каждой из компетенций до сих пор нет.
Во-вторых, среди компетенций, вошедших в отечественные образовательные стандарты по направлениям аспирантуры, нет компетенции, специализированной на использовании в научно-исследовательской деятельности цифровых технологий. Не охвачены предпринимательские компетенции современного ученого (знания в области научного менеджмента, коммерциализации результатов научного труда или проекта), компетенции в сфере управления человеческими и финансовыми ресурсами, а также научного руководства студентами и аспирантами.
Таким образом, компетентностный портрет исследователя в современном VUCA-мире становится намного обширнее требований, зафиксированных в официальных документах. Особый акцент делается теперь не только на знаниях и умениях, позволяющих проводить исследования в той или иной области, но и на так называемых надпрофессиональных умениях, владение которыми позволяет организовывать и сопровождать научно-исследовательский процесс от этапа постановки проблемы до этапа внедрения полученных результатов в практическую деятельность.
Становление общества и экономики знаний повлекло за собой формирование технонауки, соединяющей теоретические и прикладные исследования и применение их результатов на практике в фор-
ме инноваций. Научная работа превращается в массовый вид профессиональной деятельности, в рамках которой возникают новые формы разделения труда.
Происходящая в наши дни трансформация задач и сферы деятельности исследователя требует улучшения его подготовки как в части обновления образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, так и в части разработки новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки исследователей из различных научных областей. Поэтому совершено обоснованно можно утверждать, что проблемы теории и методологии подготовки научных кадров вновь становятся актуальными для педагогической науки и требуют особого внимания со стороны академического сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гедулянова Н.С. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых как основы перехода к институту «ответственного заказчика» в науке // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 2 (27). С. 15-21.
2. Капшутарь М.А. Аксиологический аспект развития исследовательской компетентности // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2020. Т. 6. № 2. С. 64-75.
3. Карта компетенций исследователей (в том числе руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий). Утверждена Межведомственной рабочей группой по формированию и развитию центров развития компетенций научных, научно-технических проектов и лабораторий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (протокол от 26 июня 2019 № 4). М., 2019. URL: Ийр5://ноц.рф/51огаде/арр/риЬ11с/289/Карта-компетенций.рс№ (дата обращения: 10.02.2021).
4. Коновалов А.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компетентностного подхода // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 2 (141). С. 177-184.
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/banl</43027 (дата обращения: 10.02.2021).
6. Осипова И.В., Шаров А.А. К Вопросу о мониторинге soft-компетенций педагогов профессиональной школы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сб. материалов 25-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 7-8 апреля 2020. Т. 1. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. С. 102-105.
7 Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. №2 (75). С. 140-146.
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям аспирантуры. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7 (дата обращения: 10.02.2021).
9. Скораева, Е.А.,Лыжин А.И., Тарасюк О.В. Современные подходы к определению структуры управленческих компетенций руководящего персонала // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 11-18.
10. Фадеева И.М., Осипова О.Ю, Фадеева Е.С. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры // Интеграция образования. 2012. № 1 (66). С. 7-13.
11. Хлыбова М.А. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистров и аспирантов в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 272-275.
12. Ayman Ahmad Abu Rumman. Ahmad Fathi Alheet. The Role of Researcher Competencies in Delivering Successful Research // Information and Knowledge Management. Vol. 9, No. 1. 2019. Рр. 29-32.
13. Gray D. Doing research in the real world. 2013. 2nd edition. London: Sage. 624 р.
14. Julio Juvenal Aldana Zavala. Epistemological competence in the Venezuelan social university researcher // Praxis. 15(1). 2019. Рр. 103-115.
15. Lee H., Miozzo M., Laredo P. Career patterns and competences of PhDs in science and engineering in the knowledge economy: The case of graduates from a UK research-based university // Research Policy. Volume 39, Issue 7, September 2010. Рр. 869-881.
1S
16. Olehnovica E., Bolgzda I., Kravale-Paulina M. Individual Potential of Doctoral Students: Structure of Research Competences and Self-assessment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 174, 12 February 2015, Pp. 3557-3564.
17. Providing researchers with the skills and competencies they need to practise Open Science / Working Group on Education and Skills under Open Science. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. URL: https://ec.europa.eu/research/ openscience/pdf/os_skills_wgreport_final.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
18. Shchipanova D.Ye. Development and implementation of soft skills amplification programs for postgraduate students // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 20-25.
19. Sonia M.R. Vasconcelos, Martha M. Sorenson, Jacqueline Leta, Mauricio C. Sant'Ana, and Pablo D. Batista. Researchers' writing competence: a bottleneck in the publication of Latin-American science? // EMBO Rep. 2008 Aug; 9(8). Pp. 700-702.
20. Vigor P. Six important skills to become a successful researcher. 2016. URL: www.data-miningphlippe-fournior-viger.com (дата обращения: 10.02.2021).
REFERENSES
1. Gedulyanova N.S. (2019). Formirovanie predprinimateLskix kompetencij obuchayushhixsya i molody'x ucheny'x kak osnovy' perexoda k institutu «otvetstvennogo zakazchika» v nauke [Formation of entrepreneurial competencies of students and young scientists as the basis for the transition to the institution of "responsible customer" in science]. Educational resources and technologies. No. 2 (27). Pp. 15-21. (In Russian).
2. Kapshutaf M.A. (2020). Aksiologicheskij aspekt razvitiya issledovatel'skoj kompetentnosti [Axiological aspect of the development of research competence]. Bulletin of Science and Education of the North-West of Russia. 2020. Vol. 6. No. 2. Pp. 64-75. (In Russian).
3. Karta kompetencij issledovatelej (v tom chisle rukovoditelej nauchny'x, nauchno-texnicheskix proektov i laboratorij). Utverzhdena Mezhvedomstvennoy rabochey gruppoy po formirovaniyu i razvitiyu centrov razvitiya kompetenciy nauchnyh, nauchno-tekhnicheskih proektov i laboratoriy Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federacii (protokol ot 26 iyunya 2019 № 4). Moscow. URL: https: //nots.rf/storage/app/public/289/Map- competencies.pdf (date accessed: 10.02.2021). (In Russian).
4. Konovalov A.A. (2017). Formirovanie professional'no-specializirovanny'x kompetencij studentov-bakalavrov pri realizacii kompetentnostnogo podxoda [Formation of professional and specialized competencies of bachelor students in the implementation of the competence-based approach]. Scientific notes of the Russian State Social University. Vol. 16. No. 2 (141). Pp. 177-184. (In Russian).
5. O nacionaTny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashheniya: 10.02.2021).
6. Osipova I.V., Sharov A.A. (2020). K voprosu o monitoringe soft-kompetencij pedagogov professionaTnoj shkoly' [Formation of professional and specialized competencies of bachelor students in the implementation of the competence-based approach]. Scientific notes of the Russian State Social University. Vol. 16. No. 2 (141). Pp. 177-184. (In Russian).
7 Osipova O.Yu. (2011). ProfessionaTny'e kompetencii, cennosti i socially']' status molody'x ucheny'x regiona [Professional competences, values and social status of young scientists of the region]. Regionology. No. 2 (75). Pp. 140-146. (In Russian).
8. Portal FederaTny'x gosudarstvenny'x obrazovateTny'x standartov vy'sshego obrazovaniya po napravleniyam aspirantury\ URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7 (data obrashheniya: 10.02.2021).
9. Skoraeva, E. A., Ly'zhin A.I., Tarasyuk O.V. (2021). Sovremenny'e podxody' k opredeleniyu struktury' upravlencheskix kompetencij rukovodyashhego personala [Modern approaches to determining the structure of managerial competencies of management personnel]. Higher education today. No. 1. Pp. 11-18. (In Russian).
10. Fadeeva I.M., Osipova O.Yu., Fadeeva E.S. (2012). Kompetencii molody'x ucheny'x dlya nauchno-issledovateTskoj deyatel'nosti i akademicheskoj kafery' [Competencies of young scientists for research and academic career]. Integration of education. No. 1 (66). Pp. 7-13. (In Russian).
11. Xly'bova M.A. (2018). Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetencii u magistrov i aspirantov v processe obucheniya inostrannomu yazy'ku [Formation of research competence among masters and graduate students in the process of teaching a foreign language]. Problems of modern pedagogical education. No. 58-2. Pp. 272-275. (In Russian).
12. Ayman Ahmad Abu Rumman. Ahmad Fathi Alheet. (2019). The Role of Researcher Competencies in Delivering Successful Research. Information and Knowledge Management. Vol. 9. No. 1. Pp. 29-32. (In English).
13. Gray D. (2019). Doing research in the real world. 2013. 2nd edition. London: Sage. 624 p. (In English).
14. Julio Juvenal Aldana Zavala. (2019). Epistemological competence in the Venezuelan social university researcher. Praxis. 15(1). Pp. 103-115. (In English).
15. Lee H., Miozzo M., Laredo P. (2010). Career patterns and competences of PhDs in science and engineering in the knowledge economy: The case of graduates from a UK research-based university. Research Policy. Volume 39, Issue 7, September. Pp. 869-881. (In English).
16. Olehnovica E., Bolgzda I., Kravale-Paulina M. (2015). Individual Potential of Doctoral Students: Structure of Research Competences and Self-assessment. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 174, 12 February. Pp. 3557-3564. (In English).
17. Providing researchers with the skills and competencies they need to practise Open Science. (2017). Working Group on Education and Skills under Open Science. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. URL: https://ec.europa.eu/research/ openscience/pdf/os_skills_wgreport_final.pdf (date accessed: 10.02.2021). (In English).
18. Shchipanova D.Ye. (2020). Development and implementation of soft skills amplification programs for postgraduate students. Innovative scientific modern academic research trajectory (INSAJT). 2020. No. 2(2). Pp. 20-25. (In English).
19. Sonia M.R. Vasconcelos, Martha M. Sorenson, Jacqueline Leta, Mauricio C. SantAna and Pablo D. Batista. (2008). Researchers' writing competence: a bottleneck in the publication of Latin-American science? EMBO Rep. 2008 Aug; 9(8). Pp. 700-702. (In English).
20. Vigor P. (2015). Six important skills to become a successful researcher. 2016. URL: www.data-miningphlippe-fournior-viger.com (date accessed: 10.02.2021). (In English).