ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 341.432 + 343.34 ББК 67.412.1 + 67.408
Е.А. Апанасенко
современные Подходы к определению Понятия «экстремизм»
Рассматриваются проблемы определения экстремизма как правовой дефиниции и социально-политического явления в международно-правовых актах, российском праве, российской юриспруденции и политологии. Сложность и многообразие экстремистских проявлений затрудняют формулирование универсального определения экстремизма. Многочисленные научные попытки выработать определение экстремизма представляют большой интерес.
Ключевые слова:
национальная безопасность, правовая дефиниция, социально-политическое явление, экстремизм.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в России, как и во всем мире, произошли глобальные геополитические изменения, следствием которых стал кризис в различных сферах государственной и общественной жизни -экономике, политике, идеологии.
В этих условиях распространение экстремизма является важным фактором, угрожающим национальной безопасности страны. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [14].
Опасность современного экстремизма характеризует Н.Б. Бааль: «Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни страны; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса, а следовательно, критической дестабилизации политичес-
кой ситуации в стране» [2, с. 10]. При этом экстремизм, являясь одним из основных источников угрозы внутренней и внешней безопасности России, до сих пор не имеет концептуального научного определения.
Очевидно, что данная проблема возникла, во-первых, в связи со сложным характером этого социально-политического явления. С одной стороны, это социально-политическая категория, с другой - правовая категория, причем не имеющая законодательного определения. Во-вторых, в связи с многообразием идеологических теорий экстремизма (от ультралевых до ультраправых). В-третьих, это определенный тип сознания, для которого характерно жесткое дихотомическое деление всего смыслового пространства социокультурного развития. В-четвертых, в связи с многообразием проявлений экстремизма (политический, религиозный, экономический, молодежный, экологический и даже потребительский экстремизм).
Поскольку речь идет о безопасности государства и общества, нормальном функционировании власти и жизнедеятельности граждан, очевидна необходимость определения экстремизма как социально-правовой категории. Ведь понятие -это отражение явлений объективной действительности в их существенных признаках [8, с. 27]. Следовательно, чтобы однозначно представлять объект проти- ° водействия, его существенные признаки, о необходимо выработать общепринятое =? понятие «экстремизм». По мнению ряда о
исследователей [18, с. 3-4; 19, с. 4; 21, с. 8], именно отсутствие общепризнанного обозначения данного социально-политического явления (в том числе и законодательно закрепленной дефиниции) порождает определенные вопросы правоприменения, в т.ч. и в сфере противодействия экстремизму со стороны государства.
Для того чтобы бороться с экстремизмом, оказывать противодействие этому негативному социально-политическому явлению, государству, правоохранительным органам, должностным лицам необходимо точно знать законодательную дефиницию «экстремизм», четко разграничивать правомерную общественно-политическую деятельность и неправомерную экстремистскую деятельность.
В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. определяется, что «экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [23]. Данное определение имеет принципиально важное значение, т.к. характеризует экстремизм как деяние, раскрывает суть экстремизма и определяет основной метод экстремизма - насилие.
В резолюции 1344 (2003) Парламентской ассамблеи Совета Европы определяется: «Независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма» [17]. Предложенная формулировка характеризует экстремизм как форму политической деятельности, основанную на определенной (радикальной) идеологии. Включение идеологического компонента как основы данной деятельности представляется более чем оправданным, поскольку политические, национальные, религиозные общественные отношения складываются на идеологической основе.
Таким образом, универсального определения экстремизма международное сообщество до сих пор не выработало. И в российском праве, и в российской юриди-
ческой науке также не существует единого подхода к определению экстремизма.
Законодательство РФ не раскрывает понятие «экстремизм», но устанавливает ответственность за экстремистскую деятельность. В частности, статья 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ [13], объединяя понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», перечисляет и раскрывает именно виды экстремистской деятельности, не определяя, что такое экстремизм и каковы его признаки.
Статья 282.1 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества» также не раскрывает понятие «экстремизм» и его признаки, но в примечании определяет «преступления экстремистской направленности»: «Под преступлениями экстремистской направленности... понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы...» [20].
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 [15] не содержится определение экстремизма, но характеризуются такие понятия, как публичные призывы и действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе и т. д.
Таким образом, в российской юридической науке до сих пор нет общепризнанного определения экстремизма, но многочисленные попытки сформулировать это определение предприняты. При этом, как правило, речь идет о неправомерных деяниях, хотя, как справедливо отмечает А.С. Скудин, «проявления экстремизма как некоторой крайности в ценностях, установках и поведении могут носить как противоправный характер, так и правомерный, но обязательно антисоциальный или аморальный» [19, с. 3].
Различные аспекты экстремизма показывает П.А. Данилов: «экстремизм - это противоправная деятельность физических лиц, должностных лиц зарегистрированных и незарегистрированных юридических лиц, основанная на приверженности к крайним взглядам и сопровождающаяся публичными насильственными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов прав, свобод и
законных интересов человека, личности, общества и государства» [5, с. 22].
Пример формального определения экстремизма представляет А.С. Скудин: «экстремизм как правовая категория представляет собой перечень противоправных деяний вышеуказанной направленности, за совершение которых предусмотрен специфический комплекс мер государственного принуждения» [19, с. 43].
А.Г. Залужный, исходя из общих сущностных представлений о праве и их конкретизации в международных актах о правах человека, обобщает: «Экстремизмом можно назвать действия, а также в публичной форме выраженные взгляды и намерения, преследующие своей целью нарушение или проявление неуважения к установленным законом правам и свободам граждан, общепринятым и справедливым нормам морали, общественному порядку и общему благосостоянию в демократическом обществе при условии, что юридическая значимость этих действий доказана в суде» [6, с. 195-196].
Таким образом, при определении экстремизма представители юридической науки, прежде всего, характеризуют противоправный (т.е. запрещенный законом) характер деяния (как правило, действия или публично выраженные взгляды, намерения), насильственный характер действий, но далее унификация затруднена в связи с многообразием признаков объективного (объект, объективная сторона) и субъективного (субъект, субъективная сторона) характера.
Стоит отметить, что представители юридической науки также предприняли попытки создать универсальное, общее определение экстремизма в «широком» смысле.
Например, С.Н. Фридинский предложил так определять экстремизм: «Под экстремизмом следует понимать социальное системное явление, в рамках которого объединенные на основе общих политических, идеологических, национальных, религиозных, расовых, социальных, экологических, экономических взглядов и убеждений представители последних совершают, движимые экстремистскими побуждениями, противоправные действия, направленные на насильственное распространение таких взглядов и искоренение взглядов, отличных от отстаиваемых ими» [22, с. 8]. Несомненным достоинством данного определения является признание экстремизма системным социальным явлением, имеющим идеологическую (в широком смысле слова) основу, определена цель экстремистских противоправных деяний, выделены различные виды экстремизма.
Достаточно обобщенный характер определения экстремизма демонстрирует А.С. Скудин: «экстремизм - это достаточно широкая категориальная форма, имеющая всеобщий характер, проявляющий себя в различных социальных, политических, юридических и духовно-нравственных процессах, что обуславливает необходимость объективного познания его сущности исключительно на основе базовых философских категорий» [19, с. 178]. Ценным в данном определении является применение принципа системности знания, осознание многомерности, противоречивости и сложности экстремизма.
Очевидно, что универсальное определение экстремизма предстоит сформулировать представителям социально-гуманитарных наук. При этом возможно обратить внимание на справедливое мнение А.С. Скудина: «Экстремизм - суть социальное явление, наиболее ярко проявляющееся в сфере политики. Это предопределило не только междисциплинарный характер объекта исследования, но и во многом объясняет попытки применения учеными-юристами элементов политико-институционального анализа при изучении его сущности. Поэтому практически любая научная работа в сфере юриспруденции, посвященная вопросам экстремизма, изобилует операционными определениями, заимствованными из политологии или социологии. При этом отдельные ученые за основу правовых определений приводят понятия экстремизма из смежных отраслей обществоведения» [19, с. 25].
Традиционно для определения понятия «экстремизм» используется этимологический подход. Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus - конец, край, предел. В современные романо-гер-манские языки (а затем и в русский) слово введено из латинского языка в XVII в. Теперь слово «extreme» принимает значение крайнего противоречия, чрезвычайности, противоположности [10, с. 16].
Как правило, в словарях и энциклопедиях формируются сходные понятийные конструкции: экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам; приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям; приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности [3; 11; 16] и т. п. Можно охарактеризовать данные определения как понятие экстремизма в широком смысле. Затем на основе этого терминологического минимума создаются уже авторские определения в более узком смысле, как правило, в зависимости от вида (типа) экстремизма.
3 ю О
Ученые-политологи предприняли многочисленные попытки дать определение экстремизма, охарактеризовать его признаки, так как практически все разновидности экстремизма формируются вокруг единой оси - политики. Напомним, что и резолюция 1344 (2003) ПАСЕ характеризует экстремизм как именно политическую деятельность.
В.А. Мальцев характеризовал экстремизм как идеологию, политику и практику наиболее реакционных сил - от ультраправых до ультралевых, которые в политической борьбе за власть придерживаются крайних мер и средств насилия, вплоть до уничтожения противника [9, с. 237].
В.С. Ковалев определил, что экстремизм - это совокупность идей и методов, которые могут быть использованы индивидуумами, организованными группами, политическими и общественными организациями, движениями, общественно-политическими блоками и другими субъектами политической деятельности, предусматривающими и допускающими применение нелегитимного насилия (или публичных призывов к применению насилия) во всех его разновидностях по отношению к политическим оппонентам и существующему политическому режиму [7, с. 16]. В данном определении, что является его несомненным достоинством, четко определены субъекты экстремизма, используется характеристика «нелегитимного насилия» (к сожалению, в государственно-правовой действительности присутствует насилие, но оно должно быть легитимным), но отсутствует указание на цель экстремизма, которая является его сущностной характеристикой.
Р.А. Амирокова определяет: «Экстремизм представляет собой многомерное и сложное социальное явление, выступающее и как идеология (философия), и как практика, и как механизм этносоциальной и религиозной мобилизации, и как принцип и инструмент политической жизни» [1, с. 11].
Автор рассматривает экстремизм в еще более широком смысле: как социальное явление, идеологию и практику социальной жизни, как механизм социальной мобилизации и, что особо интересно, как принцип и инструмент политической жизни для достижения определенных политических целей.
По мнению Е.П. Олифиренко, «...экстремизм с позиций политической науки определен как обобщенная характеристика антисистемной противоправной деятельности индивидов и их объединений, нацеленной на уничтожение демократической политической системы, насильственное принуждение всего общества к диктатуре на идеократической основе» [12, с. 13].
В данной дефиниции, имеющей достаточно широкий характер, указывается на антисистемный характер экстремизма, определяется основной метод экстремизма - насильственное принуждение, определяется конечный результат - диктатура. Следовательно, автор предполагает, что насильственная деятельность против антидемократического политического режима экстремизмом не является.
Н.Б. Бааль применительно к молодежному экстремизму трактует экстремизм как приверженность крайним политическим взглядам и действиям, направленным на изменение конституционного строя, провоцируемая специфическими социально-экономическими и политическими условиями [2, с. 15]. Несомненным положительным моментом данного определения является включение социально-экономических и политических факторов как условий, порождающих экстремизм, указана цель экстремистских политических действий.
Очень широко определяет понятие экстремизма Р.Н. Гетц: «Под экстремизмом как социально-политической категорией понимается стремление политического актора занять крайнюю позицию по отношению к своему оппоненту независимо от ее целесообразности, противостоять оппозиции и ликвидировать ее» [4, с. 10].
Существенными характеристиками предложенного определения является отсутствие перечислений субъектов политической деятельности, независимость от целесообразности занимаемой позиции, признание возможным результатом не только противостояние, но и ликвидацию оппонента.
Таким образом, политологи характеризуют экстремизм как:
- провоцируемое специфическими социально-экономическими и политическими условиями многомерное и сложное социальное явление, социально-политическую категорию;
- идеологию, политику и практику, совокупность (систему) идей и методов;
- механизм этносоциальной и религиозной мобилизации;
- принцип и инструмент политической жизни наиболее реакционных сил, индивидуумов, организованных групп, политических и общественных организаций, движений, общественно-политических блоков и других субъектов политической деятельности, институтов, акторов, которые в политической борьбе за власть, для достижения своих политических целей, направленных на изменение конституционного строя, по отношению к политическим
оппонентам и существующему политичес- труируют исходя из своей научной сфе-
кому режиму предусматривают и допус- ры деятельности. Общими признаками в
кают применение нелегитимного насилия предложенных авторских дефинициях яв-
(или публичных призывов к применению ляется цель экстремизма - дестабилизация
насилия) во всех его разновидностях, при- и разрушение существующих социально-
держиваются крайних мер и средств наси- политических отношений; основной метод
лия, вплоть до уничтожения противника, и способ - нелегитимное насилие вплоть до
пропагандируют и используют насилие и уничтожения оппонента; объект - полити-
другие крайние средства, противостоят ческие и иные общественные отношения. оппозиции и ликвидируют ее. Таким образом, экстремизм - это по-Проведенный анализ предложенных рождаемое специфическими объективны-
правовых, юридических и политологи- ми условиями сложное социальное явле-
ческих определений свидетельствует об ние, представляющее собой основанную на
отсутствии единого концептуального оп- радикальной идеологии деятельность по-
ределения экстремизма. Как правило, ис- литических субъектов, целью которой яв-
следователи формулируют его достаточно ляется дестабилизация и насильственное
широко, как приверженность к крайним изменение существующих социально-по-
мерам, взглядам, методам, либо конс- литических и экономических отношений.
Список литературы:
[1] Амирокова Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России / Автореф. дисс. ... канд. политич. наук. - Черкесск, 2006. - 23 с.
[2] Бааль Н.Б. Политический экстремизм российской молодежи и технологии его преодоления / Автореф. дисс. ... д. политич. наук. - Нижний Новгород, 2012. - 42 с.
[3] Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Русский язык-Медиа, 2005. - 1228 с.;
[4] Гетц Р.Н. Современные технологии противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации / Автореф. дисс. ... канд. политич. наук. - СПб., 2012. - 18 с.
[5] Данилов П.А. Защита прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму / Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2011. - 31 с.
[6] Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. - М.: Институт комплексных социальных исследований РАН. Исследовательский центр «Религия в современном обществе». Фонд поддержки ученых «Научная перспектива». - 2004. - 244 с.
[7] Ковалев В.С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России / Автореф. дисс. ... канд. политич. наук. - М., 2003 - 23 с.
[8] Лызлов Д.Н., Картухин В.Ю. Юридическая техника : учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 176 с.
[9] Мальцев В.А. Основы политологии / Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1997. - 480 с.
[10] Морозов И.Л. Политический экстремизм - леворадикальные течения : учебное пособие для студентов и аспирантов. - Волжский: издательство ВФ МЭИ, 2002. - 70 с.
[11] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с;
[12] Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) / Автореф. дисс. ... канд. политич. наук. - Краснодар, 2012. - 28 с.
[13] О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002, № 30. - Ст. 3031.
[14] О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009, № 20. - Ст. 2444.
[15] О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 // Российская газета. - 04.07.2011. - № 142.
[16] Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. - М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.
[17] Резолюция 1344 «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» (2003 г.). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.coe.ru
[18] Сенин И.Н. Экстремизм как форма правового нигилизма в современной России (теоретико-правовой аспект) / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - 21 с.
[19] Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму : дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. - 216 с.
[20] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.consultant.ru
[21] Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты) / Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2003. - 28 с.
[22] Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование) : автореф. дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. - 37 с.
[23] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. - 2003, № 41. - Ст. 3947.
3 ю о