УДК 37.035 ББК 60.62
Зеленов Юрий Николаевич
кандидат педагогических наук, докторант
кафедра экономики предпринимательства Российский профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Zelenov Yury Nikolaevich Candidate of Pedagogical Sciences, Applicant for a Doctor's Degree Chair of Economics of Entrepreneurship The Russian Professional Pedagogical University Yekaterinburg
О сущности понятия «экстремизм» и его профилактике в образовательных
учреждениях
About the concept 'extremism' and his prevention in educational institutions
On "Extremism" Concept and Its Prevention in Educational Institutions
Рассматриваются подходы различных отраслей знания к определению понятия «экстремизм». Обосновывается необходимость выработки междисциплинарного определения экстремизма, его профилактики в образовательных учреждениях. На основе анализа определений разных авторов предпринята попытка раскрытия содержания понятия «экстремизм», и предлагается авторская формулировка этого понятия.
Approaches of different disciplines to "extremism" definition are studied in the article. The necessity of "extremism" multidisciplinary definition development is proved, as well as its prevention in educational institutions. On the basis of the definitions analysis given by different authors an attempt has been made to discover the essence of "extremism" and to formulate this concept.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, образовательные учреждения, профилактика экстремизма в образовательных учреждениях, содержание образования, специальный учебный курс.
Key words: extremism, extremist activity, educational institutions, extremism prevention in educational institutions, content of education, special training course.
Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование ценностных оснований подрастающего поколения. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, молодые люди несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и
психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы противодействия молодежному экстремизму.
Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма.
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».
Экстремизм как социальное явление имеет глубокие корни и значительную историю. Достаточно всесторонне исследованы его причины, идеология, формы и особенности проявления в разных странах в различные исторические периоды. Большинство российских исследователей подчеркивают, что большая часть этих причин восходит к нашей действительности и обусловлены состоянием российского государства и общества [4]. В связи с этим актуальность исследования экстремизма в контексте различных отраслей научных знаний нуждается в периодическом переосмыслении с учетом меняющихся социальных, правовых, политических, культурных, экономических и иных условий жизни общества.
За последние годы в России созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере влияния идей экстремизма на молодежь. Она требует тщательного изучения, систематического мониторинга, разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы противодействия экстремизму в целом, молодежному, в частности. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде. Поэтому одним из важнейших способов борьбы с молодежным экстремизмом является его профилактика.
Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения проявления молодежного экстремизма. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде.
В связи с этим одним из важнейших аспектов профилактики молодежного экстремизма в системе образования России является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с молодежью, вопросов профилактики экстремизма. В этих целях нами разработан спецкурс «Профилактика экстремизма в образовательных учреждениях».
В содержании спецкурса нашли отражение такие аспекты проблемы, как исторический аспект экстремизма, определение понятия «экстремизм», причины возникновения и распространения идей экстремизма в молодежной среде, профилактика экстремизма, а также методы и формы профилактических мероприятий в образовательных учреждениях.
Для того чтобы разрабатывать действенные профилактические мероприятия, необходимо осознать сущность такого многопланового явления как экстремизм.
Теоретическое осмысление экстремизма, заключающееся в определении его сущности, значимых свойств и признаков, не выходит за рамки предметных областей различных социальных научных дисциплин.
Для эффективной работы субъектов профилактики экстремизма необходимо теоретическое обоснование соответствующих категорий, важнейшим направлением которого является выработка научного определения данного негативного социального явления с целью уяснения его сущности.
Законодательные определения понятия «экстремизм» имеют ряд преимуществ, поскольку отличаются свойственной юридическим документам четкостью формулировок и относительной доступностью изложения. Вместе с тем,
понятия, содержащиеся в законах, зачастую не могут отразить всю социальную суть рассматриваемого явления в силу специфики их предназначения, связанного с установлением правовых запретов, обязанностей, дозволений и ограничений.
Впервые понятие «экстремизм» в российском праве в качестве юридического термина возникло в связи с подписанием и ратификацией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Согласно данной Конвенции, экстремизм определяется как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, посягательство на общественную безопасность [10].
В «Большом словаре иноязычных слов» (под редакцией А.Н. Булико, 2004) и «Кратком словаре иностранных слов» (под ред.И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова, 1952) экстремизм трактуется как приверженность к крайним мерам, взглядам (обычно в политике), в «Словаре-справочнике по социологии и политологии» (1996) - как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил в государстве со стороны определённых лиц или объединений (групп).
Следует согласиться с теми исследователями, которые указывают на обязательность четко сформулированного понятия «экстремизм» в его правовом смысле. Однако, как показывает практика, одного лишь правового закрепления данного понятия недостаточно. Необходимо добиться однозначного толкования деяний экстремистского характера, выделить их основные признаки, что вместе с активизацией противодействия и единой политикой государства в вопросе борьбы с экстремизмом поможет предупредить подобные проявления.
Обратимся к определениям экстремизма, данным различными авторами. Под экстремизмом понимается:
- деятельность общественных, политических и религиозных объединений, либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию, Вестник ЧГПУ10 2012 46
либо иному содействию ее осуществления, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; на подрыв безопасности Российской Федерации,
а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий (С.Н. Фридинский);
- деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями; установление единственной идеологии в качестве государственной; разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; отрицание абсолютной ценности прав человека (А.Г. Залужный);
- деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающуюся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства» [5];
- способ радикального отрицания общественных норм, основанный на приверженности крайним взглядам и действиям [9]. В этом случае имеет место расширительное толкование, поскольку предложенное понятие охватывает чрезвычайно широкий круг общественных отношений. В результате данное толкование позволяет любое инакомыслие, выраженное в резкой (крайней) форме, признать экстремистским и, в связи с этим, наказуемым. Тем самым
47 Вестник ЧГПУ102012
любой гражданин становится социально не защищен от действий заинтересованных органов государственной власти;
- это «многомерное и сложное социальное явление, выступающее и как идеология (философия), и как практика, и как механизм этносоциальной и религиозной мобилизации, и как принцип и инструмент политической жизни» [1];
- это идеология, предусматривающая: 1) принудительное распространение ее принципов; 2) нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление» [3].
H.H. Афанасьев определяет экстремизм как приверженность «к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве: экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию [2]. В этом определении прослеживается важнейшая связь идеологической составляющая экстремистской деятельности и ее отражение в реальной деятельности, то есть причинно-следственная связь феномена.
В современной научной литературе весьма распространена трактовка экстремизма как идеологии, предусматривающей принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [6].
Некоторые ученые в исследовании этимологии понятия «экстремизм» опираются на латинские корни, согласно которым термин происходит от латинских слов «extremitas», т.е. «крайность», и соответственно «extremus» - «крайний» (Д.Е. Некрасов и др.) [7].
Несколько иное определение дает Е.П. Сергун, который считает, что под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей или представлений, основанной на политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде в отношении личности, какой-либо социальной группы, нации или государства, не имеющую внешнего Вестник ЧГПУ10 2012 48
выражения. Если экстремистские воззрения индивида реализуются во внешнем мире в форме противоправных деяний, следует говорить об экстремистской деятельности [8].
Некоторыми исследователями делается вывод о том, что экстремизм может быть не только в действиях, но и в суждениях, в мыслях (А.Ф. Истомин, Д.А. Лопаткин).
На наш взгляд, сложности при определении рассматриваемого понятия зачастую возникают оттого, что одним единственным термином «экстремизм» пытаются определить качественно разные явления общественной жизни.
Таким образом, анализ приведенных определений позволяет выделить наиболее важные признаки экстремизма, но основе которых можно раскрыть содержание этого понятия. Однако прежде считаем целесообразным обозначить ключевые критерии, от которых мы будем отталкиваться, вырабатывая, по сути, междисциплинарное определение экстремизма.
В качестве критериев формирования понятия экстремизма мы предлагаем выделить такие как: непротиворечивость, относительная полнота, формализация, интуитивность, простота, эвристичность, когерентность, верифицируе-мость и некоторые другие.
Под простотой в данном контексте следует понимать такое построение понятия, которое наиболее полно выражает объективно свойственную мирозданию гармоничность и монистичность, что выражается в требовании минимизации допущений при построении дефиниции.
Критерий эвристичности направлен на исключение из процедуры образования понятия избитых конструкций (например, когда в определении присутствует перечисление ряда действий, не отражающих сущность понятия) и на обеспечение прироста сущностной информации.
Критерий когерентности предполагает согласованность, связанность производимого при построении понятия знания с уже имеющимися фундаментальными (для данного периода) теоретическими положениями.
Огромное значение имеет поиск, обнаружение и выделение общего в отдельных явлениях и процессах, связанных с экстремизмом. Выделение общего в отдельное происходит при помощи абстракции отождествления.
Конкретные действия экстремисткой направленности, вернее представления о них, объединяемые в класс, становятся составными частями класса и начинают рассматриваться лишь с точки зрения выделенных общих существенных свойств, становясь неразличимыми с позиции таких общих свойств. Поэтому, когда в этом смысле мы говорим о действиях экстремисткой направленности, то имеем в виду не различные конкретные действия, а то, что является для этих явлений общим.
С учетом изложенного выше, в том числе приведенных точек зрения различных ученых по рассматриваемому вопросу, предлагаем определить экстремизм следующим образом: это коллективное и индивидуальное мировоззрение и основанная на нем деятельность, суть которых заключается в культивировании идеологии радикального толка, проповедующей нетерпимость и враждебное отношение к лицам, отличающимся от носителей данной идеологии по любым определяемым ими признакам, либо призывающей к насильственному свержению конституционного строя.
Предложенная формулировка не претендует на законченность, но она может служить отправной точкой для проведения дальнейших научных исследований в этом направлении с позиций организации педагогической профилактики этого негативного социального явления.
Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма, рекомендуем включать в планы по профилактике экстремизма следующие основные направления работы: проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на формирование толерантности; внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся; реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни учащихся; проведение исследования по Вестник ЧГПУ102012 50
изучению вовлеченности обучающихся в неформальные молодежные объединения; организация мероприятий в образовательном учреждении с привлечением представителей молодежных субкультурных объединений; организация волонтерских (добровольческих) объединений. Этот перечень не является исчерпывающим. Конкретные мероприятия разнообразны и проводятся как с обучающимися, так и с педагогами образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Амирокова, Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России [Текст]: Дисс. ... канд. полит. наук / Р.А. Амикорова. -Черкесск, 2006. С. 11.
2. Афанасьев, H.H. Идеология терроризма [Текст] / Н.Н. Афонасьев // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1 С. 25.
3. Верещагин, В.Ю. Политический экстремизм в контексте модернизации современной российской государственности [Текст] / В.Ю. Верещагин, М.И. Лабунец // Философия права. Ростов н/Дону : Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2002, № 2. С. 79-84.
4. Гутман, М.Ю. О некоторых вопросах методики формирования у обучаемых иммунитета к экстремизму и ксенофобии [Текст] / М.Ю. Гутман // Социально-правовая и политическая природа экстремизма и терроризма: проблемы интерпретации и противодействия: Материалы международной научно-практической конференции (10 июля 2009 г.). СПб., 2010. С. 49.
5. Истомин, А.Ф. К вопросу об экстремизме [Текст] / А.Ф. Истомин, Д.А. Ло-паткин // Современное право. 2005. №7. С. 20.
6. Коршунова, О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия [Текст] / О.Н. Коршунова. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 151-153;
7. Некрасов, Д.Е. Расово-этнический экстремизм: криминологический аспект [Текст] : Дис. ... канд. юрид. наук / Д.Е. Некрасов. - Рязань, 2007. С. 14.
8. Сергун, Е.П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации [Текст] / Е.П. Сергун // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. №2. С. 197.
9. Хлебушкин, А.Г Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ [Текст] : Монография / А.Г. Хлебушкин. - Саратов, 2007. С. 34.
10. . Шанхайская организация сотрудничества в документах [Текст]. М., 2006. С. 10 - 22.
Bibliography
1. Amirokova, R.A. Political Extremism in the Modern Political Process of Russia [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Politics / R.A. Amikorova. - Cherkessk, 2006. - 11p.
2. Afanasiev, N.N. Ideology of Terrorism [Text] / N.N. Afanasiev / / Social and Humanitarian Knowledge. - 2002. - № 1. - 25 p.
3. Gutman, M.Yu. About Methodology of Students' Immune to Extremism and Xenophobia Forming [Text] / M.Yu. Gutman / / Socio-Legal and Political Nature of Extremism and Terrorism: The Problem of Interpretation and Reaction: Materials of the International Scientific-Practical Conference (July 10, 2009). -St.Petersburg, 2010. - 49 p.
4. Istomin, A.F. About Extremism [Text] / A.F. Istomin, D.A. Lopatkin / / Modern Law. - 2005. - № 7. - 20 p.
5. Khlebushkin, A.G. Extremism: Criminal and Criminal-Political Analysis [Text]: Monograph / A.G. Khlebushkin. - Saratov, 2007. - 34 p.
6. Korshunova, O.N. Extremist Crimes: Theory and Practice of Reaction [Text] / O. N. Korshunova. - St.Petersburg: Publishing House of R. Aslanov "Law Center Press", 2006. - P. 151-153 p.
7. Nekrasov, D.E. Racial-Ethnic Extremism: Criminological Aspect [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Law / D.E. Nekrasov. - Ryazan, 2007. - 14 p.
8. Sergun, E.P. Legal Support to Extremist Activities Reaction in the Russian Federation [Text] / E.P. Sergun / / Legal Policy and Legal Life. - 2006. - № 2. - 197 p.
9. The Shanghai Cooperation Organization in the Documents [Text]. - M., 2006. -P. 10 - 22.
10. Vereshchagin, V.Yu. Political Extremism in the Context of Modern Russian Nationhood Modernization [Text] / V.Yu. Vereshchagin, M.I. Labunets / / Philosophy of Law. - Rostov-on-Don: Publishing House of Legal Institute of the Ministry of the Russian Interior Ministry, 2002. - № 2. - P.79-84.
BecTHUK Hmy 10'2012
52