Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА В ПЛАВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА В ПЛАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
206
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бродяк О. П., Хожемпо С. В.

Проведен обзор зарубежной научной литературы за последние 10 лет на тему современных методик, совершенствования старта с тумбочки у квалифицированных пловцов. Выявлена основная направленность исследований, изучен вопрос основных исследуемых параметров старта, а также результативность используемых тренировочных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE STUDY AND IMPROVEMENT OF THE SWIMMING START

A review of the foreign scientific literature for the last 10 years on the topic of modern methods of improving the start from the starting platform in skilled swimmers has been carried out. The basic direction of researches has been revealed, the major parameters of the swimming start, as well as the effectiveness of the used training programs have been studied.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА В ПЛАВАНИИ»

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 796.012.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА В ПЛАВАНИИ

О. П. Бродяк, магистр пед. наук,

С. В. Хожемпо, канд. пед. наук, доцент,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет»

Аннотация

Проведен обзор зарубежной научной литературы за последние 10 лет на тему современных методик совершенствования старта, с тумбочки у квалифицированных пловцов. Выявлена основная направленность исследований, изучен вопрос основных исследуемых параметров старта, а также результативность используемых тренировочных программ.

MODERN APPROACHES TO THE STUDY AND IMPROVEMENT OF THE SWIMMING START

Abstract

A review of the foreign scientific literature for the last 10 years on the topic of modern methods of improving the start from the starting platform in skilled swimmers has been carried out. The basic direction of researches has been revealed, the major parameters of the swimming start, as well as the effectiveness of the used training programs have been studied.

Введение

Соревнования по плаванию можно разделить на четыре компонента: старт, дистанционное плавание, поворот (кроме соревнований на 50 м) и финиш. Начало заплыва определяется как время от стартового сигнала до момента, когда пловец преодолевает отметку 15 м в заплыве, причем 15 м - это максимальное расстояние, которое пловец может преодолеть под водой, до того момента, когда его голова «разорвет» поверхность воды во всех видах плавания, кроме брасса. В зависимости от способа плавания и дистанции соревнований старт пловца составляет от 0,8 до 26,1% от общего времени заплыва, причем последняя доля приходится в спринте на 50 м вольным стилем [3, 8].

Три основные фазы вносят свой вклад в общее время старта: фаза блока, полета и подводная. Фаза блока требует быстрой реакции на стартовый сигнал и большой скорости взлета, который, в основном, имеет горизонтальное направление. За фазой блока следует фаза полета, началом которой является отрыв ног от тумбочки, и которая завершается при контакте пловца с водой. Далее следует подводная фаза, в которой пловец пытается сохранить обтекаемое положение с помощью волнообразных ударов ногами дельфином с вытянутыми перед головой руками, чтобы минимизировать потерю скорости, пока его голова не всплывет на поверхность непосредственно перед отметкой 15 м. Было доказано, что средняя скорость, затраченная на выполнение старта, больше чем в два раза превышает скорость дистанционного плавания. В связи с этим, для пловцов крайне важно максимально увеличить свою скорость после старта и поддерживать эту скорость на протяжении 15-метровой стартовой фазы и оставшейся части заплыва. Ключевые параметры каждой фазы, которые ранее исследовались как потенциальные корреляты или предикторы стартовых результатов, включают время на стартовом блоке, усилие, которое пловец создает во время фазы блока, угол входа в воду, скорость при входе, время, проведенное под водой, и скорость под водой [6, 12].

Стартовый блок OSB11 (OMEGA, Цюрих, Швейцария), представленный в 2010 году, был оснащен регулируемой ударной пластиной, наклоненной под фиксированным углом 30°, которую можно перемещать в пять различных положений. В результате использования регулируемой пластины для отталкивания пловцы перешли

на технику старта толчком, при котором сзади стоящая нога поднимается на наклонную пластину для отталкивания. Обоснование такой конструкции заключалось в том, что дополнительная пластина для отталкивания может позволить увеличить продолжительность эффективного приложения силы (т.е. больший компонент горизонтальной силы) на блоках, что в свою очередь увеличивает горизонтальный импульс и горизонтальную скорость при взлете [7].

Старт в плавании требует высокого уровня развития взрывной силы, особенно мускулатуры нижних конечностей, при этом пловцам приходится быстро прикладывать большие усилия на стартовом блоке для увеличения стартового импульса и максимальной скорости взлета в нужном направлении. Тренировки на суше обычно проводятся вместе с тренировками по плаванию для увеличения силы мышц ног. Чем больше импульс (сила, умноженная на время приложения силы), созданный на стартовом блоке, тем больше изменение импульса (масса, умноженная на скорость) пловца. Исходя из этой взаимосвязи, перед пловцом стоят две различные задачи. Во-первых, это максимизация результирующего импульса, при этом время, проведенное на стартовом блоке, не должно быть слишком долгим. Во-вторых, любое увеличение силы, развиваемой пловцом, должно быть достигнуто с минимальной скоростью [10].

Цель исследования - поиск и оценка взаимосвязи тренировочных программ и результативности старта с тумбочки.

Методы и организация исследования

Проводился анализ зарубежных научных работ по совершенствованию старта с тумбочки с использованием следующих электронных ресурсов: AusportMed, Embase, Medline (Ovid), SPORTDiscus и Web of Science, ReseachGate, Journal of Strength and Conditioning Research.

Результаты и их обсуждение

С целью изучения подходов совершенствования стартового прыжка нами была проанализирована научно-методическая литература, в которой представлены результаты исследований, проводимых в данном направлении. В работе Скирене В. В. исследования проводилось в два этапа. На первом этапе проводилось анкетирование 29 тренеров по плаванию с целью изучения практического опыта по совершенствованию старта. Второй этап предполагал эксперимент с разработанной программой совершенствования технических элементов старта, в котором приняли участие 18 квалифицированных пловцов 14-20 лет. Первая группа использовала модель «grab-start» (классический), вторая группа выполняла «track-start» (легкоатлетический). В течение месяца спортсмены второй группы 5 раз в неделю работали по экспериментальной тренировочной программе. Для оценки кинематических параметров старта использовалась подводная и надводная видеосъемка. Гидродинамические параметры старта оценивались по длине скольжения, скорости скольжения, длительности скольжения на отрезке 5 м. Специальная подготовленность оценивалась по времени и скорости преодоления 25 и 15 м со старта.

Авторы в ходе работы пришли к выводу, что 61% опрошенных тренеров обучение технике старта начинают на первом году занятий с малым арсеналом средств. Проблема отсутствия хороших тренажерных залов при бассейнах привела к тому, что 20% опрошенных тренеров не имеют возможности проводить занятия на суше. Вместе с тем те, у кого такая возможность есть, на совершенствование старта выделяют 10 минут в конце тренировочного занятия. Из дополнительных средств обучения старту в плавании наибольшей популярностью среди тренеров пользуются гимнастические скамейки (61%) и шесты (79%). Перед началом тестирования временные параметры 2-х групп не различались. После тестирования изменились показатели длительности действий на тумбочке: в первой группе снизилась с 0,77±0,07 до 0,72±0,08 с, во второй - с 0,79±0,06 до 0,71±0,04 с. Длительность фазы полета изменилась с 0,30±0,06 до 0,28±0,04 с в первой группе и с 0,37±0,06 до 0,33±0,03 с - во второй. Авторы утверждают, что при выполнении старта не все испытуемые достигали оптимального направления при отталкивании, тем самым, траектории и длительности полета. Определялось это вариацией величин длительности фазы полета в первом тестировании (VA%=20,12 и 15,98 соответственно) и после окончания эксперимента

(VA%=12,71 и 9,73 соответственно). Длина старта зависит не только от силы отталкивания, но и от антропометрических параметров, вследствие этого авторами были проанализированы показатели абсолютной и относительной длины старта. Спортсмены, выполняющие «grab-start», перед началом эксперимента имели большие величины абсолютной и относительной длины старта (3,47±0,30 м и 1,49±0,12 м), чем пловцы с «track-start». После его окончания достоверно увеличилась абсолютная (с 3,06±0,21 до 3,12±0,22 м) и относительная (с 1,39±0,07 до 1,41±0,07 м) длина старта спортсменов, выполняющих «track-start». Подводная часть старта имеет сильную обратную связь (p<0,01) с 15-метровым стартовым отрезком: чем больше глубина погружения при выполнении старта - тем больше длительность преодоления стартового отрезка. Изначально две группы испытуемых погружались до 1,2 м, после завершения исследования глубина погружения уменьшилась до 0,96±0,14 м и 0,93±0,19 м соответственно. По окончании эксперимента величина скольжения после отталкивания от стенки и скорость преодоления стартового отрезка возросли в обеих группах (p>0,05). Наибольшая вариация результатов в первом тестировании имела место для длины скольжения (VA%=14,67), наименьшая - для времени и скорости преодоления 25 м испытуемыми первой группы (VA%=6,24 и 6,23 соответственно). Наибольшая вариация результатов во втором тестировании отмечена для длины скольжения (VA%=15,81), наименьшая - для времени преодоления 25 м у тех же спортсменов [1].

Специалисты из Университета Сиднея изучали влияние слухового анализатора на время стартовой реакции. В исследовании приняли участие пловцы-юноши (n=10) в возрасте 14±1,4 года и высококвалифицированные пловцы-мужчины (n=6) в возрасте 19,8±1,0 года. Пловцы-юноши тренировались 4 раза в неделю, элитные пловцы - 6 раз в неделю. Две группы - контрольная и экспериментальная - состояли из юных пловцов, которые тренировались на протяжении 4 недель. Пловцы национальной команды были включены в исследования, чтобы сформировать элитный уровень стартовой реакции и времени блок-фазы. Контрольная группа выполняла старт без команды тренера, экспериментальная выполняла под стартовый соревновательный гудок. Тренировка слухового стимула при выполнении старта в экспериментальной группе привела к улучшению стартовой реакции у четырех из пяти пловцов, которые имели средние или большие размеры эффекта в ответ на аудиосигнал. В отличие от экспериментальной группы, ни у одного из участников контрольной группы не было значительного улучшения стартовой реакции. Значительных улучшений в результатах блок-фазы не было выявлено ни в одной из тренировочных групп. До начала эксперимента исследователи сравнили время реакции пловцов-подростков со стартовой реакцией элитных пловцов, при этом не было обнаружено статистически значимых различий стартовой реакции спортсменов национальной команды и спортсменов контрольной (t=1,916, p=0,088) и экспериментальной (t=0,928, p=0,377) групп. Кроме того, не было достоверных различий в стартовой реакции элитных пловцов и спортсменов экспериментальной группы после выполнения тренировок по совершенствованию стартового прыжка (t=-0,307, p=0,766). Время нахождения на стартовой тумбе не имело достоверных различий до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (t=0,320, p=0,765 и t=0,847, p=0,445 соответственно). В начале исследования пловцы элитной группы имели значительно меньшие показатели блок-фазы, чем спортсмены контрольной (t=2,967, p=0,016) и экспериментальной (t=2,287, p=0,048) групп. По окончанию эксперимента величина изменения блок-фазы в контрольной (d=-0,06) и в экспериментальной группах (d=-0,011) также оказалась незначительной [2].

В совместной работе ученых Института Гранады (Испания) и Университета Любляны (Словения) оценивалось влияние высотных тренировочных сборов на старт. В исследовании приняли участие 13 пловцов международного уровня (8 женщин и 5 мужчин), которые тренировались на высоте 295 м над уровнем моря (контрольные условия) и в горных условиях на высоте 2320 м над уровнем моря (экспериментальные условия) с разницей смены локации в один год. В качестве теста в воде использовалось время проплывания 10 и 15 м со старта. На суше выполнялся прыжок Loaded squat jump (LSJ) с дополнительным отягощением 25, 50, 75 и 100% от массы тела пловцов. Тренировочный мезоцикл на этапе общей подготовки состоял из 3 недель, план

включал два занятия в бассейне и одно на суше 6 дней в неделю. Направленность тренировочной работы заключалась в развитии максимальной силы, взрывной силы, выносливости, координационных способностей и гибкости. Среднее время занятий в день в бассейне на тренировочных сборах SLT (на уровне моря) и АТ (над уровнем моря) не отличалось, общий объем плавания в сутки составил 8853±2430 и 10147±3651 м (Р=0,538) соответственно, общее время занятия - 106,9±11,5 и 113,2±2,0 мин (Р=0,078) соответственно, все тренировки в воде были направлены на выносливость. В начале тестирования время прохождения 15 м было значительно лучше в условиях SLT, чем в условиях АТ (Р=0,009; ES=0,38), тогда как для времени прохождения 5 и 10 м существенных различий не было получено. После 3 недель SLT время прохождения отрезков значительно увеличилось, тогда как после 3 недель АТ изменений во времени не произошло. Скорость горизонтального взлета не изменилась ни в один из периодов тренировки. Авторы пришли к выводу, что традиционная 3-недельная программа одновременной тренировки силы и выносливости на высокогорье не оказывает негативного влияния на время выполнения старта и показатели LSJ у пловцов высокого уровня [6].

Специалисты Университетской школы физического воспитания г.Вроцлава (Польша) изучали влияние плиометрической тренировки на выбранные кинематические параметры старта, выдвинув гипотезу о ее влиянии на скорость взлета и подготовительные движения на стартовой тумбе. Эксперимент длился восемь недель. В исследовании приняли участие 9 высококвалифицированных пловцов-мужчин в возрасте 21,89±3,41 года, имеющие стаж занятий 7,97±3,02 года (рост 179,4±0,10 см, вес 75,11±6,60 кг). Пловцы проводили тренировки в воде в рамках подготовительного периода. Перед внедрением экспериментальной программы был проведен предварительный тест: после разминки каждый пловец выполнил три легкоатлетических старта по звуковому сигналу со стартового блока с интервалом 5 минут. После спортсмены использовали программу плиометрических упражнений с упором на развитие взрывной силы нижних и верхних конечностей при выполнении старта. Упражнения заимствовались из тренировок по легкой атлетике, программа включала в себя различные подскоки, прыжки в вертикальном, горизонтальном и смешанном направлении, а также упражнения с гантелями и медицинболами для верхних конечностей. Сложность увеличивалась за счет увеличения темпа движений. Тренировки выполнялись два раза в неделю, каждая тренировка длилась 75 минут. Для оценки влияния плиометрической тренировки были выбраны несколько групп параметров. 1. Темповые параметры: время старта 5 м, время взлета, время полета, время скольжения 5 м. 2. Параметры пространственной структуры: угол взлета, угол входа в воду, угол скольжения на расстоянии 5 м от бортика, глубина погружения пловца в фазе скольжения. 3. Показатели средней скорости: средняя скорость взлета, средняя скорость полета, средняя скорость скольжения 5 м. 4. Показатели мгновенной скорости: мгновенная скорость взлета, мгновенная скорость входа в воду, мгновенная скорость скольжения. Результаты показали, что использование плиометрической тренировки изменило следующие пространственно-временные параметры старта плавания: время старта, время скольжения, среднюю скорость взлета, среднюю скорость полета, среднюю скорость скольжения, мгновенную скорость взлета, мгновенную скорость входа, мгновенную скорость скольжения и угол скольжения. Изменение в кинематических параметрах начала плавания основывалось на различиях между значениями, зарегистрированными во время предварительного и заключительного тестирования. После плиометрической тренировки время старта и время скольжения уменьшились, средние скорости взлета, полета и скольжения увеличились, как и мгновенные скорости взлета, входа и скольжения, угол скольжения уменьшился. При определении влияния различных параметров старта на его результативность на основании значений коэффициентов корреляции были обнаружены значительные обратно пропорциональные связи между временем старта и временем скольжения (до г=-0,80, после г=-0,93), средней скоростью (до г=-0,66, после г=-0,67) и мгновенной скоростью скольжения (до г=-0,66, после г=-0,78). Значения коэффициентов корреляции, рассчитанные после прохождения плиометрической тренировки, были выше, чем до тренировки. Следует подчеркнуть,

что после тренировки сокращение времени старта сопровождалось увеличением средней скорости взлета (до г=-0,28; после г=-0,72). Изучение достоверности изменений в пространственно-временной структуре плавательного старта, произошедших в результате плиометрической тренировки, проявилось в виде существенных прямо пропорциональных корреляционных связей между значениями времени старта (5 м) и параметрами, характеризующими изменения в фазе скольжения (время фазы скольжения, средняя скорость и мгновенная скорость, зарегистрированная в 5 м от стартового блока) [11].

Исследователи из Федерального университета Параны и университета Позитиво, (Куритиба, Бразилия), а также университета Сан-Паулу (Сан-Паулу, Бразилия) задались целью определить влияние плиометрической тренировки прыжков в длину на крутящий момент в суставах нижних конечностей, а также как данные тренировки влияют на кинетические и кинематические параметры старта. Десять квалифицированных пловцов (7 мужчин: возраст 22±1,4 года, вес 69,8±4,8 кг, рост 1,78±0,06 м; 3 женщины: возраст 21,3±7,6 года, вес 59,9±2,9 кг, рост 1,70±0,05 м) добровольно приняли участие в исследовании. Масса тела после тренировок не изменилась (p>0,05). Пловцы участвовали в официальных соревнованиях местной и национальной федерации более 1 года на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, показав результаты 25-27 секунд и 52-54 секунды соответственно. Участники проводили 5-8 тренировок в неделю и проплывали примерно 7 км за занятие. Перед началом 9-недельной тренировочной программы выполнялись 3 одинаковые оценочные сессии: INI - исходное тестирование, выполненное за 2 недели до начала тренировок, PRE - тестирование, которое выполнялось за 24-48 часов до начала тренировок, и POST - тестирование, проведенное после тренировочного мезоцикла в течение 24-48 часов. Тренировки в большинстве своем состояли из плиометрических упражнений, в которые входили элементы прыжков в длину. Изучались следующие основные переменные:

- максимальное произвольное изометрическое сокращение разгибателей бедра и колена, в котором оценивался пиковый крутящий момент и скорость развития крутящего момента в разгибателях бедра и колена;

- кинетические и кинематические параметры старта: пиковая горизонтальная сила, пиковая вертикальная сила, пиковая результирующая сила и угол результирующей силы, определяемый как угол между вектором результирующей силы и поверхностью стартовой тумбы в последний момент контакта. Импульс рассчитывался с первого момента, когда вертикальная скорость центра масс была положительной.

Не было выявлено различий (p>0,05) между оценками INI и PRE ни в одной переменной. Эффект тренировки оценивался путем сравнения результатов между оценками PRE и POST. Большинство переменных существенно изменились по окончанию тренировок (p<0,05). Вертикальная скорость взлета центра масс была единственным кинематическим параметром, на который не повлияла тренировочная программа (p=0,538). Вертикальная сила взлета имела тенденцию к увеличению значимости (p=0,198), перед тренировочной программой показатель силы взлета составлял 837,00± 152,50 N, в оценочной сессии POST показатель силы взлета возрос на 1,23 и стал равен 847,33± 164,23 N. Показатель вертикального смещения центра масс имел так же незначительный прирост на фоне остальных показателей. Расстояние смещения центра масс изменилось с 1,49±0,05 до 1,44±0,07 м. Наибольшая положительная динамика зафиксирована в скорости развития крутящего момента вокруг бедра, которая увеличилась на 107,85%, что привело к увеличению пиковой скорости крутящего момента бедра, которая увеличилась на 47,87%.

Скорость развития крутящего момента вокруг колена, увеличилась на 41,40%, показатель изменился с 427,45±16,86 до 604,43±240,42 N^/с. Данные изменения повлияли и на пиковую скорость крутящего момента вокруг колена, которая увеличилась на 24%. Тренировочная программа повлияла и на угол результирующей силы, от которого при выполнении старта зависит траектория полета, он уменьшился на 18,68%: в оценочной сессии PRE угол был 27,30±7,80°, в сессии POST угол равнялся 22,20±10,30°. При изучении кинематических параметров старта в плавании после

9-недельных тренировок наибольший прирост наблюдался в горизонтальной скорости в момент входа в воду, скорость увеличилась на 21,74%, сам показатель изменился с 1,84±0,30 до 2,24±0,29 м/с. Горизонтальная скорость взлета возросла на 16,30%, вначале тестирования она составляла 1,84±0,19 м/с, в сессии POST скорость увеличилась до 2,14±0,21 м/с. Все испытуемые при выполнении старта, правую ногу ставили вперед. Именно пик угловой скорости правого колена вырос на 14,76%, пик угловой скорости левого колена вырос всего лишь на 8,13%. Учитывая указанные выше факторы, авторы утверждают, что плиометрическая тренировка с элементами прыжков в длину обеспечивает специфический стимул, который имитирует требования фактического старта в плавании (т.е. контроль вектора результата), улучшая кинетические и кинематические параметры старта [10].

Заключение

Анализируя результаты проведенных исследований, опубликованных в научной литературе, стоит отметить, что в исследовании литовских специалистов отсутствуют сведения о квалификации спортсменов, описанный тренировочный эффект не подкреплен описанием выполняемых упражнений, не указана квалификация опрашиваемых тренеров [2]. На наш взгляд, практическое использование полученных результатов исследования возможно, но при наличии информации о выполняемых спортсменами упражнениях. Изучение совершенствования стартовой реакции, описанное в работе ученых университета Сиднея, проведено на достаточно маленькой выборке спортсменов: по 5 в контрольной и экспериментальной группах. Практическое использование разработанной программы подходит для совершенствования стартовой реакции, авторами также доказано, что улучшение стартовой реакции не повлияло на время нахождения на тумбе. Возможно, на достоверность результатов повлияла небольшая выборка испытуемых. Ученые Польской школы физического воспитания определили влияние плиометрических тренировок на качество старта пловцов, выявили достаточно много взаимосвязей, при которых скорость выполнения подготовительных движений на тумбочке влияет на фазу скольжения, от которой в большей степени зависит результативность старта. Полученные данные могут быть использованы тренерами как вариант повышения результативности прохождения дистанции. Бразильские специалисты пришли к выводу, подкрепленному доказательной базой, о том, что тренировка с различными вариациями прыжка в длину влияет на крутящий момент в коленных и тазобедренных суставах, вследствие чего изменяются кинематические и кинетические параметры старта.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отсутствует единое понимание факторов, влияющих на качество выполнения стартового прыжка в плавании. Имеются немногочисленные исследования, в которых принимают участие спортсмены различной квалификации, причем их количество не позволяет определить достоверность полученных результатов. Тренировочные программы проводятся в различных условиях и продолжаются от 3 до 9 недель. Все это вызывает необходимость в детальном изучении биомеханических характеристик «track-start», а также в разработке методики его совершенствования.

Список использованных источников

1. Скирене, В.В. Старт пловца: проблемы, поиски, решения / В.В. Скирене // Проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2011. - №6. - С. 120-122.

2. Christopher Papic, Peter Sinclair, Che Fornusek & Ross Sanders (2018): The effect of auditory stimulus training on swimming start reaction time, Sports Biomechanics.

3. Cossor J, Mason B. Swim start performances at the sydney 2000 olympic games. In: Blackwell JRaS, R.H., editor. International Symposium on Biomechanics in Sports; San Francisco: International Society of Biomechanics in Sport. - 2001. - P.70-73.

4. Counselman, J.E. and Counsilman, B.E. (1994). The new science of swimming. Prentice Hall, - Р.400-452.

5. García-Ramos A, Feriche B, de la Fuente B, Arguelles-Cienfuegos J, Strojnik V, Strumbelj B et al. Relationship between different push-off variables and start performance in experienced swimmers. Eur J Sport Sci. 2015;15(8):687-95.

6. Garcia-Ramos A, Stirn I, Padial P, Arguelles-Cienfuegos J, De la Fuente B, Calderon C et al. The effect of an altitude training camp on swimming start time and loaded squat jump performance. PloS one. 2016;11(7): e0160401. P.1-11.

7. Honda KE, Sinclair PJ, Mason BR, Pease DL, editors. A biomechanical comparison of elite swimmers start performance using the traditional track start and the new kick start. International Symposium for Biomechanics and Medicine in Swimming; 2010.

8. Lyttle A, Benjanuvatra N. Start right - a biomechanical review of dive start performance.

9. Marek rejman, Marek Bilewski, Stefan Szczepan, Andrzej Klarowicz, Daria Rudnik, Krzysztof Mackala. Assessing the impact of a targeted plyometric trainingon changes in selected kinematic parametersof the swimming start. Acta of Bioengineering and Biomechanics Vol.19, No.2, 2017. P. 149-160.

10. Marinho DA, Reis VM, Alves FB, Vilas-Boas JP, Machado L, Silva AJ et al. Hydrodynamic drag during gliding in swimming. J Appl Biomech. 2009;25(3):253-7.

11. Rebutini VZ, Pereira G, Bohrer R, Ugrinowitsch C, Rodacki AL. Plyometric long jump training with progressive loading improves kinetic and kinematic swimming start parameters. J Strength Cond Res. 2014;30(9):2392-8.

12. Tor E, Pease DL, Ball KA. Key parameters of the swimming start and their relationship to start performance. J Sports Sci. 2015;33(13):1313-21.

01.04.2022

УДК 616-079.6

МЕТОД СУХОЙ КАПЛИ КРОВИ:

ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИДОПИНГОВОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТЕ

Г. М. Загородный, канд. мед. наук, доцент,

Н. В. Шведова, Е. С. Акимов,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический

центр спорта»

Аннотация

Метод сухой капли (DBS) является апробированным и верифицированным международными компетентными организациями инструментом для определения запрещенных ВАДА субстанций. Авторами на основании выполненного значительного научного литературного обзора описаны основные механизмы определения субстанций, сравнительный анализ выявления в различных средах, временных и иных условиях забора, транспортировки и т.д. Метод сухой капли значительно улучшает процедуру допинг-тестирования и является существенным дополнением к рутинным методам лабораторной диагностики. Предлагаемый материал еще не был изложен в отечественной спортивно-медицинской литературе.

THE DRIED BLOOD SPOT METHOD: A REVIEW AND PERSPECTIVES OF ANTI-DOPING CONTROL IN SPORT

Abstract

The method for the determination of substances prohibited by WADA, the dried blood spot method, has been tested and verified by the internationally competent anti-doping organisations. Based on a substantial scientific literature review, the authors have described the main substance detection mechanisms, the comparative analysis of detection in different environments, temporal and other conditions. The dried blood spot method (DBS) significantly improves doping tests, and is a substantial addition to routine laboratory diagnostic methods. The presented material has not yet been described in the national sports medicine literature.

В 1913 году [1] кровь стала первой матрицей в формате «высушенных матричных пятен (DMS), которые вскоре стали известны как «высушенные пятна крови» (DBS) - метод отбора цельной крови на фильтровальной бумаге, который стал широко использоваться в диагностическом скрининге метаболических нарушений с 1963 г., в том числе для выявления генетических заболеваний, наркотиков, лекарственных препаратов [2-7]. Более 20 лет назад был разработан метод обнаружения допинговых агентов в сухих пятнах крови, который сводит к минимуму инвазивность, расходы на хранение и транспортировку. Развитие масс-спектрометрии высокого разрешения (HRMS) обеспечивает достаточную чувствительность для

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.