Научная статья на тему 'Старт пловца: проблемы, поиски, решения'

Старт пловца: проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
1175
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / КЛАССИЧЕСКИЙ СТАРТ / ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЙ СТАРТ / ПЛАВАНИЕ / ТЕХНіКА / КЛАСИЧНИЙ СТАРТ / ЛЕГКОАТЛЕТИЧНИЙ СТАРТ / ПЛАВАННЯ / TECHNICAL EQUIPMENT / GRAB-START / TRACK-START / SWIMMING

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Скирене Валентина Владимировна

Проведено исследование возможности совершенствования старта пловца, используя направленное кратковременное воздействие. С помощью надводной и подводной съемки выявлены основные ошибки выполнения старта. После использования разработанной экспериментальной программы качество выполнения старта улучшилось за счет уменьшения временных параметров его надводной части и глубины погружения после прыжка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Скирене Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Start the swimmer: problems, searches, decisions

The investigation of the possibility of improving swimmer start using directional short-term impact. With the help of surface and underwater recorded revealed the basic execution errors start. After using the pilot program developed by the quality of its performance improved by reducing the time parameters of a surface part and the depth after the jump.

Текст научной работы на тему «Старт пловца: проблемы, поиски, решения»

Старт пловца: проблемы, поиски, решения

Скирене В.В.

Литовская академия физической культуры, Каунас, Литва Университет им. Миколаса Ромериса, Вильнюс, Литва

Анотации:

Проведено исследование возможности совершенствования старта пловца, используя направленное кратковременное воздействие. С помощью надводной и подводной съемки выявлены основные ошибки выполнения старта. После использования разработанной экспериментальной программы качество выполнения старта улучшилось за счет уменьшения временных параметров его надводной части и глубины погружения после прыжка.

Ключевые слова:

техника, классический старт, легкоатлетический старт, плавание.

Скірене В.В. Старт плавця: проблеми, пошуки, рішення. Проведено дослідження можливості вдосконалення старту плавця, використовуючи спрямований короткочасний вплив. За допомогою надводної та підводної зйомки виявлено основні помилки виконання старту. Після використання розробленої експериментальної програми якість виконання старту покращилося за рахунок часових параметрів його надводної частини та глибини занурення після стрибка.

техніка, класичний старт, легкоатлетичний старт, плавання.

Skyriene V.V. Start the swimmer: problems, searches, decisions. The investigation of the possibility of improving swimmer start using directional shortterm impact. With the help of surface and underwater recorded revealed the basic execution errors start. After using the pilot program developed by the quality of its performance improved by reducing the time parameters of a surface part and the depth after the jump.

technical equipment, grab-start, trackstart, swimming.

Введение.

Умение выполнять старт - одно из наиболее важных (особенно в коротких номерах программы) условий достижения высоких результатов в плавании [1, 2, 4, 5, 6, 9]. Хотя время, затрачиваемое спортсменом на выполнение старта, значительно меньше, чем время поворота(ов) или преодоления дистанции, его влияние на соревновательный результат может стать решающим. Старт, как единое целое, имеет свои составные части, поэтому конечный результат зависит от того, на сколько эффективно пловец выполнит каждый элемент совокупного действия.

Независимо от типа стартового прыжка, используемого пловцом, окончательная цель остается одна: как можно быстрее среагировать на стартовый сигнал и эффективно оттолкнуться от стартовой тумбы. Отталкивание должно быть быстрым, под соответствующим углом взлета и с максимальной скоростью вылета, которая позволит увеличить потенциальное расстояние полета, достичь оптимального угла «входа» в воду в обтекаемом положении [2, 3, 8, 16].

Работа выполнена по плану НИР Литовской академии физической культуры и плану НИР Университета им. Миколаса Ромерис.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - оценка эффективности направленной кратковременной тренировочной программы совершенствования старта в плавании.

Организация исследования. Исследование предполагало два этапа. На первом этапе проводилось анкетирование, в котором приняло участие 29 тренеров республики по плаванию. Им было предложено ответить на вопросы, связанные с наиболее часто используемыми методами и методиками обучения старту в плавании, наиболее благоприятном периоде обучения этому техническому действию, подбору упражнений для этой цели.

Второй этап исследования предполагал эксперимент с использованием специально разработанной программы совершенствования старта пловцов. В

© Скирене В.В., 2011

нем приняли участие 18 квалифицированных пловцов г. Каунас в возрасте 14-20 лет. Исходя из того, что в настоящее время спортсмены по собственному желанию выбирают вариант стартового прыжка, испытуемые были разделены на две группы: представители первой выполняли обычный старт с захватом - «grab-start», представители второй - легкоатлетический старт с захватом - «track-start». В течении месяца спортсмены 5 раз в неделю выполняли разработанную экспериментальную тренировочную программу, включающую упражнения для совершенствования техники стартового прыжка и преодоления стартового отрезка. Тестирование испытуемых проведено до и после окончания эксперимента.

Видеосъемка. Выполнение старта снималось одновременнодвумявидеокамерами,расположенными выше и ниже уровня воды. Выше уровня воды регистрировался вид спортсмена с боку во время выполнения стартового прыжка и «входа» в воду. Изображение в подводном положении регистрировала система для подводной съемки, фиксировавшая вид с боку от момента «входа» в воду до окончания преодоления спортсменом стартового отрезка. Перед тестированием водоустойчивым маркером у испытуемых была отмечена точка левого тазобедренного сустава, которая служила ориентиром при расчете глубины погружения. Для определения латентной реакции использовался звуковой стартовый сигнал. Каждый испытуемый выполнял по три попытки. Учитывался усредненный результат трех попыток.

Гидродинамические особенности испытуемых и способность удержать обтекаемое положение тела в воде оценивались по длине скольжения (м) после отталкивания от стенки бассейна и длительности (с) и скорости (м/с) скольжения 5 м. Учитывался усредненный результат трех попыток.

Специальную подготовленность испытуемых характеризовали результат (с) и скорость (м/с) проплывания кролем 25 м с максимальной скоростью и результат и скорость преодоления кролем 15метрового стартового отрезка. Учитывался усредненный результат трех попыток.

Обработка видеоматериала. Временные и кинематические параметры старта определялись согласно теоретической модели по схеме, описанной ранее [2]. Определены длительность латентной реакции, действий на тумбочке, полета, «входа» в воду, установлены абсолютная длина старта и глубина погружения спортсменов в воду (расстояние от поверхности воды до самой низкой точки погружения тазобедренного сустава). Дополнительно рассчитана относительная длина старта.

Математическая статистика. Обработка полученных данных проведена с помощью «Microsoft Excel» используя программный статистический пакет Data Analysis. Определены среднегрупповые величины и стандартное отклонение от среднего, коэффициент вариации. Оценка достоверности меж-групповых различий проведена по t - критерию Стъю-дента, при уровне значимости - p<0,05.

Результаты исследований.

Проведенные ранее исследования свидетельствуют, что даже члены национальной сборной Литвы не всегда отличаются умением эффективно выполнить старт [2, 14, 16].

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных тренеров (61%) обучение стартовому прыжку начинают на первом году занятий, однако при этом используют очень малый арсенал средств. Так, для тренировок на суше, названы лишь пять наиболее популярных имитационных и подготовительных упражнений. Частота их использования колеблется от 38 до 82%. Беспокойство вызывает тот факт, что 20% специалистов, принявших участие в анкетировании, вообще не имеют возможности проводить тренировки в спортивном зале. К сожалению те, кто имеет такую возможность, обучению старту на занятиях уделяют в среднем лишь по 10 мин.

Анализ тренировочных средств для обучения старту в воде показал, что из девяти предложенных упражнений использование лишь шести достигает и превышает 60%. Ни один из принимавших участие в опросе педагогов не предложил новое, ранее не использовавшее упражнение.

Из дополнительных средств обучения старту в плавании наибольшей популярностью среди тренеров пользуются гимнастические скамейки (61%) и шесты (79%).

На наш взгляд специалисты республики не полностью осознают значимость эффективности выполнения старта, как одного из элементов соревновательной деятельности пловцов, поэтому нередко соревновательная дистанция во время тренировки проплывается отталкиваясь от стенки бассейна. После освоения технического действия начинающими спортсменами, его совершенствование практически не проводится. Упражнения включаются в тренировочную программу лишь незадолго до соревнований.

Все вышесказанное стало основанием для проведения второго этапа исследования. Тестирование, проведенное перед началом эксперимента показало, что временные параметры выполнения старта испы-

туемыми обеих групп достоверно не различались. После его окончания значимых межгрупповых различий по временным параметрам старта так же не обнаружено (р>0,05), однако у всех испытуемых достоверно уменьшилась длительность действий на тумбочке (р<0,05). Достоверно уменьшилась длительность фазы полета у спортсменов, выполняющих «йаск-51ай» (р<0,05), (рис.1).

Длительность действий на тумбочке в первой группе снизилась от 0,77±0,07 до 0,72±0,08с, во второй - от 0,79±0,06 до 0,71±0,04с. Длительность фазы полета изменилась от 0,30±0,06 до 0,28±0,04с в первой группе и от 0,37±0,06 до 0,33±0,03с - во второй. Это позволяет утверждать, что разработанная экспериментальная программа оказала положительное влияние на качество выполнения старта испытуемыми.

Длительность фазы полета и длина полета (стартового прыжка) зависят не только от скорости отталкивания, но и от угла отталкивания, влияющего на траекторию полета [2, 3, 14, 16]. Большая вариация величин длительности фазы полета в первом тестировании (N^=20,12 и 15,98 соответственно) позволила предположить, что при выполнении старта не все испытуемые достигали оптимального направления отталкивания, а тем самым и траектории и длительности полета. После окончания эксперимента вариация результатов значительно снизилась (\^0/о=12,71 и 9,73 соответственно).

Длина старта - это результат действий спортсмена до, во время отталкивания и полета. Она зависит не только от эффективности самого отталкивания, но и от антропометрических данных пловцов. В связи с этим для сравнения результатов испытуемых использовались величины относительной длины старта. Перед началом эксперимента достоверно большие величины абсолютной и относительной длины старта зафиксированы у спортсменов, выполняющих <^гаЬ^1а11» (3,47±0,30м и 1,49±0,12у.е.). После его окончания достоверно увеличилась абсолютная (от 3,06±0,21 до 3,12±0,22м) и относительная (от 1,39±0,07 до 1,41±0,07у.е.) длина старта спортсменов, выполняющих «1гаск^1а11». Достоверно большая абсолютная и относительная длина старта спортсменов, выполняющих <^аЬ^1аг!» в первом обследовании, сохранила свое превосходство над аналогичными параметрами «^аск^айа» и после эксперимента (рис.2). Хотя для указанных показателей имела место положительная тенденция, они остались меньшими, нежели установленные в предыдущих исследованиях литовских пловцов, когда абсолютная длина старта варьировала в пределах 3,08-3,51м, относительная - 1,33-1,49у.е., [2].

Как известно, эффективность подводной части старта имеет большое влияние на скорость преодоления 15-ти метрового стартового отрезка [8, 11, 13]. Между этими параметрами существует довольно сильная обратная связь, (р<0.01). Чем больше глубина погружения при выполнении старта - тем больше длительность преодоления стартового отрезка [10].

Спортсмены, принимавшие участие в исследовании, погружались до 1,2м. После проведения экс-

0,7

0,5

0,3

0,1

* □

Grab start

Track start

I II I II I II

Подготовка к отталкиванию Действия на тумбочке Полет

II

I

II

«Вход» в воду

*

*

I

Рис. 1. Временные параметры старта до (I) и после (II) эксперимента. Примечание: * р<0,05 между результатами I и II тестирования.

4

3.5 3

2.5 , 2

cd

^ 1,5 ю «- 1 И

«0,5

Grab start

Track start

I

II

Абсолютная длина старта

I

II

Отно сительная длина старта (у.е.)

II

Глубина старта

x

x

x

x

0

I

Рис. 2. Кинематические параметры старта до (I) и после (II) эксперимента.

Примечание: * р<0,05 между результатами I и II тестирования; х р<0,05 между результатами испытуемых I и II групп.

перимента глубина погружения уменьшилась до 0,96±0,14м и 0,93±0,19м соответственно. Согласно данным Петряева (2007) оптимальная глубина погружения при выполнении старта находится в пределах 0,5-0,8м. Хотя испытуемым и не удалось достичь этих величин, все же уменьшение глубины погружения при выполнении старта в обеих группах испытуемых можно считать положительным результатом эксперимента.

При выполнении старта кролем очень важно умение пловца принять обтекаемое положение после прыжка с тумбочки и выполнить эффективные движения туловищем и ногами в его подводной части. Исходя из этого, большое внимание уделялось устранению ошибок, ухудшающих обтекаемость тела испытуемых. По окончании эксперимента величина скольжения после отталкивания от стенки и скорость преодоления стартового отрезка возросли в обеих группах (р>0,05).

Наибольшая вариация результатов в первом обследовании имела место для длины скольжения (УА%=14,67), наименьшая - для времени и скорости преодоления 25м испытуемыми первой группы (УА%=6,24 и УА%=6,23 соответственно). Наибольшая вариация результатов во втором обследовании отмечена для длины скольжения (УА%=15,81), наименьшая - для времени преодоления 25м у тех же спортсменов.

После окончания эксперимента достоверно увеличилась скорость преодоления стартового отрезка у испытуемых первой группы и 25-ти метрового отрезка в обеих группах.

Все вышесказанное свидетельствует о возможности использования экспериментальной программы для совершенствования старта пловцов, причем в большей степени тех, кто выполняет „^аск^аг!“.

Выводы.

Направленное краткосрочное воздействие позволило улучшить технику выполнения старта с тумбочки квалифицированных пловцов за счет уменьшения временных параметров надводной части старта и глу-

бины погружения после прыжка.

Литература:

1. Зуозене И.Ю. Поиск показателей, определяющих эффективность преодоления стартового отрезка в плавании / И.Ю. Зуозене, В. Скирене //Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного виховання i спорту. - 2009. - № 1. - С. 64-69.

2. Скирене В. Сравнительный анализ техники старта пловцов разной квалификации / В. Скирене, Д. Саткунскене //Наука в олимпийском спорте. - 2004. - № 1. - С. 39-45.

3. Скирене В. Исследования кинематических параметров старта в плавании / В. Скирене, Д. Саткунскене, Д. Дали //Наука в олимпийском спорте. - 2005. - № 2. - С. 182-186.

4. Юхно Ю.А. Биомеханический анализ техники выполнения

стартовых движений высококвалифицированными

спортсменами в плавании / Ю.А. Юхно. - Режим доступа: http:// lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n5/p60-65.htm

5. Arellano, R., Brown, P, Cappaert, J. & Nelson, R. C. (1994). Analysis of 50 m, 100 m and 200 m Freestyle swimmers at the 1992 Olympics Games. Journal of Applied Biomechanics, (10) 189-199.

6. Benjanuvatra, N. Edmunds, K. Blanksby, B. (2007). Jumping Ability and Swimming Grab-Start Performance in Elite and Recreational Swimmers. Human kinetic, 1(3), 45-58.

7. Blanksby, B. Nicholson, L. Elliott, B. (2001). Biomechanical analysis of the grab, track and handle swimming starts: an intervention study. Sport biomechanics, 1 (24), 11-24.

8. Bonnar, S. (2001). An analysis of selected temporal, anthropometric, and kinematic factors affecting the velocity of the grab and track starts in swimming. Honors Thesis. The University of Edinburgh, Edinburgh.

9. Cossor, J. and Mason, B. Swim start performances at the Sydney 2000 Olympic Games (2001). Proceedings of the XIX Symposium on biomechanics in sports (p. 9-22). San Francisco. University of California at San Francisco.

10. Counsilman, J. E. and Counsilman, B. E. (1994). The new science of swimming. Prentice Hall, p. 400-452.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Guimaraes, A.S. & Hay, J.G. (1985). A Mechanical Analysis of the Grab Starting Technique in Swimming. International Journal of Sport Biomechanics, 1 (1), p. 29-35.

12. Petriaev A. V. (2007). Use of cavitation effect in start in swimming. Swimming research training hydrorehabilitation. St Petersburg, p. 32-36.

13. Ruschel, C.. , Araujo, L.G., Pereira, S.M. and Roesle, H. (2007). Kinematical analysis of the swimming start: block, flight and underwater phases. // XXV International Symposium on Biomechanics in Sports, 2007, Ouro Preto - Brazil. http://www. cssb2001.net/isbs2007/.

14. Satkunskiene, D., Birzinyte, L. (2003). Kodel nejgali^ elito plaukik^ starto atsispyrimo kampas yra neigiamas? Ugdymas. Kuno kultura. Sportas. 4. p. 32-38.

15. Satkunskiene D., Lagunaviciene N. (1997). Lietuvos Olimpinio rezervo plaukik^ kinematini^ charakteristik^ biomechanine analize per varzybas. Didelio meistriskumo sportinink^ rengimo valdymas. Vilnius, p. 44-48.

16. Skyriene, V., Satkunskiene, D., Margis, M. (2004). {vairaus amziaus kvalifikuot^ plaukik^ starto kinematine analize. Sporto mokslas. 2(36), p. 13-16.

Поступила в редакцию 18.04.2011 г.

Скирене Валентина Владимировна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.