Научная статья на тему 'Совершенствование технического мастерства пловцов при выполнении старта'

Совершенствование технического мастерства пловцов при выполнении старта Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМИОГРАММА / ELECTROMYOGRAM / ТАХОГРАФ / TACHOGRAPH / БИОТОКИ / РАБОЧАЯ ЗОНА СТАРТА / WORK AREA START / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / TECHNICAL SKILLS / BIOCURRENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гулевич Антон Владимирович

Необходимостью исследований явилось отсутствие четких теоретических представлений при обучении техники старта. Цель выявление эффективных путей обучения и совершенствования новой техники выполнения старта. Методы исследования: педагогический эксперимент, анализ научно-методической литературы, инструментальные методы исследования. При исследовании техники старта снимались пространственные, временные и динамические характеристики отдельных фаз и всего старта в целом. В результате анализа данных были получены обобщающие результаты, которые представлены в виде модельных характеристик всех фаз старта при плавании способами кроль, брасс и баттерфляй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Гулевич Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TECHNICAL WORK OF SWIMMING PLANTS WHEN PERFORMING THE START

The need of the research was the lack of clear theoretical concepts when teaching technique of the start. The purpose is to identify effective ways of learning and improving new techniques start. Research methods: pedagogical experiment, analysis of scientific and methodical literature, instrumental methods of research. At a research of the technique of start spatial, temporary and dynamic characteristics of separate phases and all start in general were removed. The analysis of the data was obtained by summarizing the results that are presented in the form of model characteristics in all phases of the start when swimming the crawl, breaststroke and butterfly.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технического мастерства пловцов при выполнении старта»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЛОВЦОВ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТАРТА

IMPROVEMENT OF TECHNICAL WORK OF SWIMMING PLANTS WHEN PERFORMING THE START

Гулевич Антон Владимирович

старший преподаватель кафедра «Методика преподавания спортивных дисциплин» Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова

г. Могилев, Беларусь Hylevich Anton Viadimirovich senior lecturer

department «Methods of teaching sports disciplines.»

Mogilev state University named after A. A. Kuleshov

Mogilev, Belarus

Аннотация. Необходимостью исследований явилось отсутствие четких теоретических представлений при обучении техники старта.

Цель - выявление эффективных путей обучения и совершенствования новой техники выполнения старта.

Методы исследования: педагогический эксперимент, анализ научно-методической литературы, инструментальные методы исследования.

При исследовании техники старта снимались пространственные, временные и динамические характеристики отдельных фаз и всего старта в целом. В результате анализа данных были получены обобщающие результаты, которые представлены в виде модельных характеристик всех фаз старта при плавании способами кроль, брасс и баттерфляй.

Abstract. The need of the research was the lack of clear theoretical concepts when teaching technique of the start.

The purpose is to identify effective ways of learning and improving new techniques start.

Research methods: pedagogical experiment, analysis of scientific and methodical literature, instrumental methods of research.

At a research of the technique of start spatial, temporary and dynamic characteristics of separate phases and all start in general were removed. The analysis of the data was obtained by summarizing the results that are presented in the form of model characteristics in all phases of the start when swimming the crawl, breaststroke and butterfly.

Ключевые слова: электромиограмма, тахограф, биотоки, рабочая зона старта, техническое мастерство.

Keywords: electromyogram, tachograph, biocurrent, work area start, technical skills.

Известно, что старт входит в общую структуру соревновательной деятельности, поэтому его можно выделить в особую единицу. Затем, применив

в воде и на суше ряд методов и средств, способствующих улучшению техники старта, осуществить «сборку» выделенного компонента в целостный соревновательный процесс.

В процессе анализа старт искусственно выделяется из целостного соревновательного процесса. В соответствии с программой, изучение и совершенствование техники идет над отдельными элементами старта. При этом акцент делается на рабочую зону старта в целом. Благодаря этому обеспечивается адаптация новой техники путем включения ее в дистанционное плавание [2, 7].

Обобщение результатов исследования позволило сделать заключение, которое определило соответствующую направленность работы тренеров по обучению и совершенствованию техники старта. Совместная работа со спортсменом при реализации предложенных и конкретизированных программ создавала почву не только для роста мастерства у пловца, но и обеспечивала его творческое участие в работе тренера.

Вопросам обучения технике старта и ее совершенствования уделено достаточное количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Однако эти методические рекомендации недостаточно учитывают новые представления о технике старта, его роли, месте и значении в контексте тренировочной и соревновательной деятельности пловца [6, 7].

Чтобы уточнить ряд положений по методике обучения, было проведено исследование с учетом задач овладения и совершенствования техникой стартов. Проверялись временные, пространственные, динамические характеристики всех фаз, при этом описывались видовые положения, требования и ориентиры для каждой фазы и всего старта в целом.

Контрольный анализ недостатков обеспечивал получение информации для составления индивидуальных программ работы на суше и в воде. При этом ориентация на использование моделей не была принципиальной. В конкретных ситуациях предусматривалось дополнение и развитие модельных представлений о технике старта. В случае положительного результата новая техника естественным образом совершенствовалась. В случае затруднений тренер по логике «обратной связи» возвращался вместе с пловцом к разработке новой программы.

Исходя из этого положения в дальнейшем, мы попытались разработать комплекс подводящих упражнений и методику их применения для тех вариантов техники старта, которые оказались наиболее эффективными. При исследовании техники старта нами было отмечено, что некоторые пловцы после стартовой команды рефлекторно напрягали мышцы разгибателей коленных суставов, хотя первыми движениями должны быть движения, обеспечивающие сгибание ног в коленных суставах. Следствием нарушения целесообразного чередования напряжений мышц ног являлось увеличение времени пребывания на старте после команды стартера. Для устранения этого недостатка было проведено специальное исследование регистрации биотоков мышц коленных суставов, их сгибателей и разгибателей. Исследование проводилось в лабораторных условиях с полной имитацией стартового прыжка. После овладения техникой стартового прыжка были проведены исследования, суть которых состояла в следующем. Испытуемым накладывались электроды на передние и задние

части бедра, прямую и двуглавую мышцы бедра. По команде «на старт» испытуемый принимал исходное положение, туловище наклонено до горизонтального положения, ноги полностью выпрямлены в коленных суставах, руки отведены назад вдоль туловища. По команде «марш» выполнялся прыжок как при старте, но только вперед-вверх. При проведении эксперимента испытуемые в исходном положении находились на прямых ногах, хотя старты в плавании рациональней выполнять из позы небольшого предварительного подседа. Но при этом, мышцы передней поверхности бедра изначально были бы напряжены, а нам нужно сохранять их в условиях относительного покоя, чтобы зарегистрировать поступление в них первых электрических импульсов. На рисунке 1 приведена электромиографическая запись стартового прыжка. Сгибание ног в коленных суставах фиксировалось с помощью гониометра: «а» - разгибатели (четырехглавая мышца бедра), «б» - сгибатели (двуглавая мышца бедра) [3, 4].

Рис. 1 - Электромиографическая запись активности мышц нижних конечностей при выполнении стартового прыжка

Анализ электромиограмм позволили обнаружить, что после команды «марш» следует латентный период. Затем должно последовать сгибание ног в коленных суставах, однако кривая биотоков четырехглавой мышцы бедра делает резкий скачок вверх, свидетельствующий о напряжении мышцы и только после этого начинается расслабление мышц и сгибание коленного сустава. Такое чередование напряжений и расслаблений мышц приводит к увеличению длительности фазы подготовительных движений, что у некоторых пловцов можно наблюдать визуально.

Возникновение потоков импульсов, вызывающих сокращение разгибателей в тот момент, когда ноги должны сгибаться (условно мы назвали их импульсами противодействия) не способствует увеличению силы толчка и ведет к излишней потере времени.

По нашим наблюдениям период противодействия имеет различную длительность у разных спортсменов, а теоретический анализ дал основание предположить, что он может изменяться у одного и того же спортсмена.

Для выяснения этого вопроса мы провели экспериментальное исследование. В первой серии упражнений внимание акцентировалось только на прыжке вверх. После этого испытуемые в течение 10 дней тренировались в выполнении этих же прыжков, причем внимание было сосредоточено только на первой фазе движения, т.е. на том, чтобы по команде выполнить подсед как

можно быстрее. После этого испытуемые выполнили вторую серию прыжков, как и в первом случае, но акцентировали внимание на подседе, а затем на толчке [4, 5].

Электромиограммы мышц нижних конечностей, полученные при первом эксперименте подтвердили данные визуальных наблюдений. При правильном выполнении старта первым движением после команды стартера должно быть приседание со сгибанием ног в коленных суставах и перемещением центра тяжести вперед. Следовательно, надо ожидать, что напряжение в мышцах возникает сначала в сгибателях коленного сустава или в сгибателях и разгибателях одновременно, при несколько большей величине напряжения сгибателей. Последний вариант теоретически также был возможен, поскольку движение происходит одновременно во всех суставах нижних конечностей, и при сгибании ног в коленных суставах, мышцы передней поверхности бедра работают в уступающем режиме и пребывают в тонусе.

Электромиограммы, полученные при первом опыте не подтвердили этих предположений. У большинства испытуемых зарегистрировано возникновение биотоков сначала в мышцах-разгибателях, а затем в мышцах-сгибателях [2, 3].

Анализ данных позволил предположить следующее. Спортсмен, не получивший специальных указаний тренера о том, как следует выполнять прыжок, на что сконцентрировать внимание в исходном положении концентрирует внимание на конечной фазе движения - на толчке. Такая психологическая реакция легко объяснима. Спортсмен получил задание прыгнуть вверх (или в длину) и думает, прежде всего, о прыжке. Хотя он знает, что перед прыжком необходимо присесть, однако прыжок возникает как результат толчка - энергичного разгибания ног. Стремление как можно лучше выполнить прыжок приводит к подсознательной концентрации внимания на толчке, что в свою очередь вызывает неправильную реакцию на исполнительную команду, выражающуюся в преждевременном напряжении мышц разгибателей. Возможно, что психологическая настройка на толчок приводит к созданию очагов повышенного возбуждения в коре головного мозга в системе нервных клеток, посылающих импульсы к мышцам-разгибателям. Может быть, эта психологическая настройка приводит и к некоторому снижению активности и способности к немедленному включению в работу систем нервных клеток, обеспечивающих сокращение сгибателей. Для проверки этих предположений было проведено второе исследование, при котором испытуемые выполняли две серии прыжков. В качестве испытуемых были привлечены пловцы, хорошо владеющие техникой старта и систематически упражняющиеся в выполнении стартового прыжка. Через десять дней после выполнения первой серии прыжков, испытуемые в тех же условиях выполнили вторую серию прыжков, но в процессе ежедневных тренировочных занятий выполняли специальные подготовительные упражнения и стартовые прыжки с сосредоточением внимания на начальной фазе движения [1, 4, 5].

При прыжках первой серии внимание сосредотачивалось на прыжке в целом (на конечной его фазе). Биотоки разгибателей коленного сустава появились в некоторых случаях еще до сигнала на работу, но без ярко выраженного момента противодействия (величина биотоков незначительна). В других случаях наблюдается явно выраженный момент противодействия -

после сигнала на работу появились сначала довольно интенсивные биотоки в мышцах-разгибателях, затем - в сгибателях (при снижении биотоков разгибателей. В третьих случаях - биотоки появились в обеих группах мышц (почти одновременно или несколько раньше в мышцах-сгибателях).

Отсутствие общей закономерности объясняется тем, что внимание исполнителей не было сосредоточено на начальной фазе движения. Время, затраченное на выполнение прыжка в целом, при этой серии в среднем оказалось больше, чем во второй серии, а сила толчка была несколько меньшей. Приведем средние данные показателей прыжков первой и второй серий в таблице 1.

Таблица 1

Временные характеристики прыжков первой и второй серий (средние данные)

Исследуемые параметры Первый вариант акцент на толчке Второй вариант акцент на подседе Разница полученных

результатов

Латентный период 0,39 0,27 0,12

Время, затраченное на приседание 0,30 0,24 0,06

Время нахождения в позе приседа 0,12 0,11 0,01

Время на совершение толчка 0,13 0,12 0,01

Время нахождения тела в полете 0,48 0,51 0,03

Время от сигнала до появления биотоков в четырехглавой мышце определить невозможно 0,17 _

бедра

Время от появления биотоков в четырехглавой мышце бедра до начала работы определить невозможно 0,10 -

Время от сигнала до появления биотоков в двуглавой мышце бедра 0,22 0,19 0,03

Время от появления биотоков в двуглавой мышце бедра до начала работы 0,10 0,08 0,02

В прыжках первой серии от стартовой команды до отделения ног от опоры затрачивалось на 0,23 с больше, чем при прыжках второй серии. Причем это увеличение произошло главным образом за счет удлинения латентного периода на 0,12 с и времени приседания - 0,06 с. Сила толчка была несколько больше во второй серии прыжков - длительность безопорного полета возросла на 0,03 с.

Во второй серии прыжков при сосредоточении внимания на первой фазе движения у всех занимающихся наблюдалась примерно одна и та же картина. При общей длительности латентного периода - 0,27 с, период от команды до появления биотоков длился около 0,17 с, а период от появления биотоков до начала активных движений - около 1,10 с. Биотоки в обеих группах мышц появились почти одновременно (чуть раньше в мышцах-разгибателях). В первой

серии внимание не сосредоточивалось на первой фазе движения, поэтому установить общие закономерности оказалось невозможным. В ряде случаев биотоки в мышцах-разгибателях появлялись еще до сигнала на работу (свыше 50% случаев). Однако длительность латентного периода не уменьшалась, а увеличивалась по сравнению с прыжками 2-й серии. Время от момента появления биотоков в мышцах-сгибателях и до начала приседания оказалось различным. Продолжительность латентного периода здесь больше, чем при прыжках второй серии.

Полученные данные позволяют сказать, что в тех случаях, когда внимание не направлено на правильное выполнение начальной фазы, в сознании спортсмена довлеет стремление как можно быстрее и сильнее оттолкнуться (прыгнуть). Система нервных клеток, деятельность которых обеспечивает начальную фазу целостного движения, не находится в необходимом состоянии. В то время как системы, обеспечивающие конечную фазу движения, активизированы и возбуждены.

После стартовой команды происходит своеобразная «переориентировка» в коре головного мозга, что и вызывает увеличение латентного периода и увеличение времени, необходимого на выполнение упражнения в целом. В условиях опыта это увеличение достигло 0,20 с, в том числе удлинение латентного периода на 0,12 с и замедление в начальной фазе движения -на 0,06с.

Данные исследования позволяют сделать вывод, что при обучении сложным действиям следует применять специальные подводящие упражнения для обучения начальной фазе этих действий и упражнений для выполнения всех действий в целом.

После уточнения положений методики обучения и совершенствования педагогического мастерства сформировались соответствующие комплексы упражнений и программа педагогического воздействия.

Данные предварительных исследований подтвердили целесообразность изменений в методике обучения и совершенствования техники старта. При анализе мы пришли к заключению, что основными недостатками существующей методики обучения старту является то, что она построена без учета необходимости качественного подхода к структуре всех фаз, акцента внимания на различные элементы и рассматривает технику старта как изолированный от дистанционного плавания элемент техники, а также отсутствие четких параметров всей техники стартового прыжка. С учетом этих положений мы разработали методику обучения и провели соответствующие педагогические эксперимента.

Критерием для определения относительной эффективности обучения по проводимым методикам было избрано время, затраченное спортсменами для преодоления первых 6-ти метров дистанции (в среднем 7,5 м, т.е. зону старта). Регистрация осуществлялась с помощью тахографа, причем фиксировалось время от выстрела стартера до отделения ног пловца от стартовой тумбочки и время, затрачиваемое на преодоление каждого метра дистанции. Перед началом исследования были зарегистрированы исходные результаты, а после обучения определены итоговые результаты.

Основное отличие методики занятий в экспериментальных группах состояла в том, что в них широко применялись новые, разработанные нами подготовительные упражнения, направленные на качественное освоение структуры движений фаз, элементов и всего комплекса стартовой техники.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Цель занимающихся -уяснить не только форму, но и структуру движений.

Литература

1. Биомеханические основы обучения плаванию / В. Т. Гринев [и др.]. -Краснодар : ГИФК,1990. - 81 с. : ил.

2. Гилев, Г. А. Проблемные аспекты подготовки пловцов высокого класса : монография / Г. А. Гилев. - Москва : МГЦУ, 1997. - 205 с. : ил.

3. Иванченко, Е. И. Наука о спортивном плавании (планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой) : учебное методическое пособие / Е. И. Иванченко. - Минск : АФВиС РБ, 1993. - 168 с.

4. Иванченко, Е. И. Стартовая подготовка пловцов : методическое пособие / Е. И. Иванченко. - Минск, 1990. - 62 с. : ил.

5. Иванченко, Е. И. Теория и практика спорта: учеб. пособие в 3 ч. / Е. И. Иванченко. - ч.3. - Минск, 1997. - 240с.

6. Плавание / под ред. В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература 2000. - 495 с.

7. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.

References

1. Hryniv V. T., [etc.]. Biomekhanicheskie osnovy obucheniya plavaniyu [Biomechanical principles of swimming training]. Krasnodar, GIFK Publ., 1990, 81 p.

2. Gilev G. A. Problemnye aspekty podgotovki plovtsov vysokogo klassa [Problem aspects of training of high-class swimmers]. Moscow, MGTsU Publ., 1997, 205 p.

3. Ivanchenko E. I. Nauka o sportivnom plavanii (planirovanie podgotovki, kontrol' i sovershenstvovanie tekhniki, sily, gibkosti, vynoslivosti, skorosti, upravlenie sportivnoy trenirovkoy) [Science about sports swimming (preparation planning, control and improvement of the equipment, force, flexibility, endurance, speed, management of a sports training)]. Minsk, AFVIS of RB Publ., 1993, 168 p.

4. Ivanchenko E. I. Startovaya podgotovka plovtsov [Starting training of swimmers]. М^^ 1990, 62 p.

5. Ivanchenko E. I. Teoriya i praktika sporta [Theory and practice of sport]. In 3 part. Part 3. Minsk, 1997, 240 p.

6. Plavanie [Swimming]. Ed. by Platonov V. N. Kiev, Olympic literature of 2000 Publ., 495 p.

7. Platonov V. N., Vaytsekhovsky S. M. Trenirovka plovtsov vysokogo klassa [Training of high-class swimmers]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1985, 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.