Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию систем показателей мониторинга экономических процессов корпорации'

Современные подходы к формированию систем показателей мониторинга экономических процессов корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МОНИТОРИНГ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены распространенные в корпоративном управлении методологии построения систем показателей, выделены их ключевые особенности и направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию систем показателей мониторинга экономических процессов корпорации»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КОРПОРАЦИИ

Емельянова Ольга Владимировна, к.э.н., доц., доц. кафедры международных отношений и государственного управления Юго-Западный государственный университет

В статье рассмотрены распространенные в корпоративном управлении методологии построения систем показателей, выделены их ключевые особенности и направления совершенствования.

Ключевые слова: корпорация, система показателей, мониторинг, управление.

Актуальность исследования определяется тем, что принятие обоснованных управленческих решений требует надлежащего аппарата оценки, который должен основываться на конкретной сбалансированной системе показателей. Показатели являются структурными единицами хранения экономических данных, используются в процессе решения экономических задач, передаются в информационных сообщениях и потоках корпоративной среды. По средствам системы показателей, характеризующей состояние корпорации и её окружение, идентифицируются, документируются и формализуются бизнес-процессы.

Важно отметить, что система анализируемых параметров устанавливается в процессе управления конкретной корпорацией и имеет индивидуальный характер. Как правило, для её построения в сочетании применяются несколько методологий, в результате интеграции формируется уникальная система показателей экономической деятельности, обеспечивающая мониторинг бизнес-процессов корпоративной среды.

В настоящее время существует ряд методологий позволяющих документировать результаты идентификации параметров корпоративной среды. В силу субъективности человеческого восприятия в методологиях выделяются составляющие, аспекты, компоненты, проекции, комплексы показателей, характеризующие отдельные стороны хозяйствующих единиц. Выбираются различные признаки для классификации, систематизации множества показателей характеризующих внутренние и вешние бизнес-процессы, деятельность корпорации в целом. Такая систематизация показателей облегчает аналитическую работу и восприятие ЛПР информации.

Систематизируем основные методологии построения систем показателей мониторинга хозяйственных деятельности корпорации (таблица 1).

Перечень методологий формирования взаимосвязанных систем показателей характеризующих состояние корпорации и получивших широкое распространение в управлении далеко не полный (таблица 1).

Таблица 1. Наиболее распространенные в корпоративном управлении _методологии построения систем показателей_

Наименование методологии Направления применения

Бухгалтерский учет упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале корпорации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций

Управленческий учет охватывает все службы корпорации с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер [1]

Анализ финансово- хозяйственной деятельности основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности корпорации: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия [1]

Экономико- экологический анализ выполняется с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию [1 ]

Социально- экономический анализ направлен на изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности [1]

Инвестиционный анализ обосновывает возможные последствия инвестиционных решений, факторов, влияющих на их эффективность, позволяет оценивать формы, методы и риски финансирования

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) или Activity Based Costing (ABC) позволяет проводить исследования отдельного изделия, производственно-хозяйственного процесса или управленческой структуры, направлен на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами и затратами на создание, производство и применение (эксплуатацию) объекта, при высоком качестве, предельной полезности и долговечности

Система сбалансированных показателей предназначена для оценки эффективности и планирования деятельности корпорации, основана на видении и стратегии, отражает наиболее важные аспекты бизнеса: финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, управление персоналом [2, С.5]

Хосин канри или метод «развертывания политики» ориентирован на управление изменениями, связывает межфункциональные уровни организации в процессе развертывания стратегического плана по всей организации, способствует вовлечению руководителей и персонала в выработку общего видения и общего плана действий, [3] координирует их исполнение

Система показателей менеджмента качества предназначена для оценки эффективности работы и уровня качества выпускаемой продукции

Методика оценки экономической добавленной стоимости или EVA (economical value added) направлена на оценку экономической прибыли, рыночной стоимости корпорации и эффективности инвестиционных решений, базируется на комплексном подходе к трем основным сферам менеджмента: составление капитального бюджета; оценка эффективности деятельности подразделений или компании в целом; разработка оптимальной справедливой системы премирования менеджмента

SWOT-анализ используется в стратегическом планировании, заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды корпорации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы [4]

Маркетинг применяется для изучения внешней среды функционирования корпорации, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности [1]

Традиционно хозяйственная деятельность корпораций документируется по средствам бухгалтерских и финансовых систем показателей сформировавшихся в практической деятельности. А.А. Канке и И.П. Кошевая в учебном пособии «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» (2011 г.), рассматривая учетно-отчетную информацию, пишут, что «на ее долю приходится более 70% управленческой информации» [5, С. 35].

Однако в работах по экономическому анализу [6, С.162] отмечается, что роль в информационном обеспечении анализа материалов бухгалтерского учета и отчетности преувеличена. Традиционные системы показателей мониторинга экономической деятельности организации были сформированы для производственных объединений индустриальной экономики. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий, аутсорсинга, логистических концепций бизнес-процессы корпорации далеко выходят за её внутренние рамки. Ориентация производства на потребителя и конкурентная среда стимулирует появление современных реурсно-рыночных подходов к построению систем показателей для мониторинга экономических процессов на микроуровнях управления.

Отметим важность интеграции в практике положений различных методологий и формирование концепции аналитической работы, включающей принципы построения систем показателей, категорийный аппарат, теоретические и практические положения, особенности внедрения их в практику управления. На их основе корректировка целей и стратегии корпорации неизбежно ведет к запуску циклически повторяемых междисицплинарных механизмов актуализации системы показателей мониторинга экономических процессов.

Проведенный анализ подходов к построению систем показателей позволяет сформулировать следующие концептуальные выводы относительно организации аналитической работы:

— новаторские подходы, как например, система сбалансированных показателей, исследуют в сочетании различные аспекты экономической деятельности (финансовые показатели, перспективы отраслевого рынка, результативность организации бизнес-процессов, эффективность систем мотивации, стимулирования персонала и другие ключевые составляющие корпоративного управления);

— прогрессивная технология планирования транслирует видение, цели и стратегию корпорации в систему взаимосвязанных показателей мониторинга операционной деятельности. В результате ежедневные хозяйственные операции, формирующие бизнес-процессы, проводятся в рамках их соответствия стратегическим планам, целям и видению корпорации;

— система индивидуальных мотиваторов и личных целей каждого сотрудника ведет к понимаю его роли в реализации деятельности корпорации и специфики выполняемой работы. Такая система настраивается в соответствии с взаимоувязанными показателями операционной и стратегической деятельности;

— системы показателей направлены на выявление дублирования функций, узких мест, затратных центров, качества отдельных операций, отсутствующей информации, возможности автоматизации и управления качеством;

— комплекс показателей мониторинга экономической деятельности обоснован зависимостями между показателями различных уровней организации в процессе реализации системы планов по всей корпорации, что предоставляет возможность консолидации, агрегирования данных, сопоставления на отраслевом уровне и проведения ретроспективного анализа;

— по средствам моделирования и прогнозирования обосновываются оптимальные, критические, пороговые значения показателей для мониторинга и сравнения, которые отражаются в системе корпоративных планов;

— своевременное и защищенное распределение информационных потоков между участниками корпоративных процессов о ходе реализации экономических процессов, обеспечивает возможность оценки сотрудниками последствий решений и действий в рамках своих компетенций в соответствии с показателями мониторинга.

При отсутствии информация по тому или иному показателю оценки деятельности, управление процессом достижения стратегической цели становится невозможным, либо не адекватным [7, С.158]. С развитием рыночных механизмов и деиндустриализацией экономики требуется непрерывная актуализация методологических и организационно-методических инструментов сбора и обработки информации, качественно новых методов ее анализа и оценки экономических процессов корпорации. Формирование системы показателей мониторинга предоставляет возможность документировать состояние корпорации и её перспективы на отраслевом рынке при оптимальном использовании и эффективном развитии производственного потенциала.

Список литературы

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

2. Войкок М.А. Формирование сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности промышленного предприятия// ФЭн-наука. 2014. №12(39). С.5-8.

3. Лапшин В.С., Шарашкина Т.П. Методы и инструменты экономической идентификации и анализа бизнес-процессов// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. №4[32]. С.37-44.

4. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. №1(21). С.51-157.

5. Канке А. А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. - 287 с.

6. Лебедев К. Н. Проблемы традиционной концепции системы анализируемых параметров функционирования социально-экономического объекта// Проблемы развития современного общества: экономические, правовые и социальные аспекты: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, г.Волгоград, 29-30 сентября 2014 г. Под ред. И.Е. Бельских, А.Ф. Московцева. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. С. 158-164.

7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. - 304 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ СТАВКИ ПО НДС Житарь Яна Сергеевна, студентка

Плахов А.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» Орловский государственный аграрный университет

В данной статье представлены возможности введения единой ставки НДС.

В настоящее время в России налог на добавленную стоимость исчисляют по трем ставкам (18, 10, 0 процентов). Однако специалисты в области налогового права давно ведут дискуссии о единой ставке НДС. Ее размер предлагают установить на уровне от 14 до 17 процентов. Говоря о единой ставке НДС, необходимо проанализировать возможные положительные и отрицательные стороны этого нововведения. При этом не лишним будет проанализировать опыт зарубежных стран, применяющих единую и дифференцированную ставки.

При введении единой ставки исчезнут ошибки, связанные с выбором ставки по объекту налогообложения. Например, реализация простых пород рыб облагается по ставке 10 процентов. В то же время к реализации ценных пород рыб применяют ставку в размере 18 процентов. На практике бухгалтер нередко ошибается в выборе правильной ставки налога [2].

Применение единой ставки облегчит аудит и налоговые проверки. Практика показывает, что сегодня 30-40 процентов времени, отведенного на проверки, уходит на анализ и контроль правомерности распределения запасов, закупок и продаж по группам товаров с разными ставками. В то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.