Научная статья на тему 'Современные подходы формирования вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования'

Современные подходы формирования вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокально-исполнительская культура / интегративный подход / компетентностный подход / педагогические компетенции / вокальная педагогика / vocal and performing culture / integrative approach / competence approach / competencies / vocal pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дустова Замира Самаридиновна

Статья посвящена результатам исследования в области формирования вокально-исполнительской культуры студентов в процессе вузовской подготовки. Авторами уточняется сущность понятия «вокально-исполнительская культура», дается характеристика профессиональным компетенциям современного вокалиста. В статье проводится анализ различных подходов к обучению применительно к вокальной педагогике. Методологической основой исследования явились концепции: в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, B.А. Сухомлинского, Л.С. Выгодского, B.А. Сластенина; музыкально-педагогического образования Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпина; по вокальной педагогике и исполнительству И.Н. Вилинской, Л.Б. Дмитриева, А.Л. Доливо, А.П. Зданович, Д.В. Люш, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой. В результате проведенного исследования, авторами выделены актуальные подходы в формировании вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования: компетентностный и интегративный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF VOCAL AND PERFORMING CULTURE OF STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the results of research in the field of formation of vocal and performing culture of students in the process of university training. The authors clarify the essence of the concept of “vocal and performing culture”, and characterize the professional competencies of a modern vocalist. The article analyzes various approaches to teaching in relation to vocal pedagogy. The methodological basis of the research was the concepts: in the field of general pedagogy and psychology, pedagogy of the higher professional school of K.D. Ushinsky, A.C. Makarenko, B.A. Sukhomlinsky, L.S. Vygodsky, A.N. Leontiev, Ya.A. Ponomarev, A.A. Radugin, V.G. Razhnikov, T. Ribot, Yu.P. Azarov, Yu.K. Babansky, A.G. Kazakova, N.V. Savina, M.N. Skatkina, S.D. Smirnova, B.A. Slastenina; music and pedagogical education E.B. Abdullina, H.A. Vetlugina, G.S. Tarasov, H.A. Terentyeva, G.M. Tsypina; vocal pedagogy and performance D.L. Aspelund, I.N. Vilinskaya, L.B. Dmitrieva, A.L. Dolivo, A.P. Zdanovich, D.V. Lyush, A.G. Menabeni, I.K. Nazarenko, V.P. Morozova, G.P. Stulova. As a result of the conducted research, the authors have identified relevant approaches in the formation of vocal and performing culture of students in the higher education system: competence-based and integrative.

Текст научной работы на тему «Современные подходы формирования вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования»

Современные подходы формирования вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования

Дустова Замира Самаридиновна,

старший преподаватель, кафедра музыкального и хореографического образования, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: [email protected]

Статья посвящена результатам исследования в области формирования вокально-исполнительской культуры студентов в процессе вузовской подготовки. Авторами уточняется сущность понятия «вокально-исполнительская культура», дается характеристика профессиональным компетенциям современного вокалиста. В статье проводится анализ различных подходов к обучению применительно к вокальной педагогике. Методологической основой исследования явились концепции: в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, BA Сухомлинского, Л.С. Выгодского, BA Сластенина; музыкально-педагогического образования Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпи-на; по вокальной педагогике и исполнительству И.Н. Вилин-ской, Л.Б. Дмитриева, А.Л. Доливо, А.П. Зданович, Д.В. Люш, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой. В результате проведенного исследования, авторами выделены актуальные подходы в формировании вокально-исполнительской культуры студентов в системе высшего образования: компетентностный и интегративный.

Ключевые слова: вокально-исполнительская культура, инте-гративный подход, компетентностный подход, педагогические компетенции, вокальная педагогика

В связи с постоянно меняющимися тенденциями в мировой культуре вокальное образование в настоящий момент претерпевает серьезные изменения. Это касается и подходов к обучению вокалистов в системе высшего образования. Современный мир диктует новые требования к облику, профессиональным качествам и вокально-исполнительской культуре артиста. Существует множество исследований в этой области. Рассмотрим термин «вокально-исполнительская культура».

Китайский исследователь Ни Чжэнь, опираясь на концепции российской вокальной школы, отмечает, что сущность определения вокальной культуры заключается в комплексе воспитания певца в рамках музыкальной науки, где уровень культуры является отражением профессионального уровня исполнительской деятельности [2, с. 130].

Исследователи А.Г. Сенцова и Л.Л. Поли-щук, главную роль в формировании вокально-исполнительской культуры отводят самой личности вокалиста [3, ^ 365].

Исследуя феномен «вокально-исполнительская культура», мы воспользуемся описанием понятия «высокая вокально-исполнительская культура» исследовательницы Т.Д. Смелковой. Ею было дано определение данного феномена как «совокупность профессиональных компетенций исполнителей, включающих высокие навыки пения и уровень сценического мастерства, художественную целостность образа, создаваемого вокалистом» [4, с. 60].

Таким образом, мы можем охарактеризовать современную вокально-исполнительскую культуру как интеграцию личных и профессиональных вокальных компетенций с национальными культурно-историческими традициями.

Современная вокально-исполнительская культура России складывается из совокупности всех культурных традиций народов страны и является наследием традиционной русской культуры. В свою очередь, вокально-исполнительская культура мирового масштаба объединяет традиции всех стран в целом. Каждая из них вносит свой вклад в становление общих традиций, что неизбежно приводит к формированию единой мировой вокально-исполнительской культуры.

Таким образом, для становления и успеха вокалиста необходимо опираться на современные мировые тенденции в области вокального искусства.

На сегодняшний день, одними из главных целей образования в сфере вокального искусства становятся обеспечение конкурентоспособности

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

со см о см

выпускника и его дальнейшее трудоустройство. В связи с этим, стал вопрос о модернизации образовательного процесса с позиции актуальных подходов в вокальной педагогике и о внесении инновационных корректировок в учебные планы по вокальным дисциплинам.

Современные вокальные постановки отличаются и современным режиссерским видением на основе актуализации проблем общества, новой интерпретацией художественного текста и замысла произведения.

Новая вокальная среда диктует новые требования к подготовке вокалистов. В связи с этим, классическая вокальная подготовка претерпевает значительные изменения, происходит интеграция с современной сценической культурой.

Безусловно, процесс вокальной подготовки в высших учебных заведениях включает уроки и по артистизму, и по художественному движению. Однако остается открытым вопрос, достаточен ли опыт, полученный в рамках вузовской программы, для профессионального становления вокалиста [5, с. 17].

В современной профессиональной культуре важными качествами вокалиста-исполнителя, по нашему мнению, являются способность к креативному мышлению и умение быстро усваивать и анализировать большой поток информации. Развитие данных качеств является обязанностью, в первую очередь, педагога.

Обучаясь в университете, студент познает основы вокально-исполнительской культуры. Проводником в этом пути становится его педагог, который передает свой опыт и знания и максимально раскрывает смысл и содержание данного понятия на собственном примере.

Как и в прежние времена, преподаватель для студента остается примером для подражания, но в вокально-исполнительской культуре ученика можно четко выделить индивидуальные интерпретационные качества. Таким образом, в формировании вокально-исполнительской культуры российской школы важную роль играет личный пример наставника. Так, известный педагог-музыкант Л.Г. Арчажникова пишет о том, что именно личный пример педагога-исполнителя формирует культуру будущего вокалиста путем грамотного погружения учащегося в сферу музыкального искусства, совместного с педагогом исполнительского творчества и характеризует педагога как «проводника музыкальной культуры» [6, с. 13].

В связи с этим, современная российская педагогика определяет главное место в пространстве музыкального социума именно личности. Е.С. Курдина отмечает, что личность становится «источником общественного прогресса как абсолютная ценность» [7, с. 118], причем именно художественное образование, в том числе музыкальное, формирует ее основные качества.

В ходе исследования формирования профессиональных исполнительских компетенций, мы обратились к исследованию А.Э. Федорова. Он вы-

деляет компетентностный подход к обучению и характеризует его как «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций» [8, а 29].

Т.Г. Ставер и Н.Н. Ковальчук, целью данного подхода создание психологически комфортных условий для организации целостного креативного и высокофункционального образовательного процесса. [15, с. 399].

Д.А. Иванов интерпретирует компетентностный подход с экономической точки зрения, предлагая создать правильное профессиональное предложение (где предложением выступает специалист) на рынке труда, где в качестве предложения выступает исполнитель [10, с. 19].

Е.Я. Коган главным моментом в процессе формирования профессиональных компетенций считает способность к комплексному мышлению при решении профессиональных задач [11, с. 29].

В свою очередь, С.А. Останина определяет современный компетентностный подход с точки зрения смещения фокуса от человека «знающего» в сторону человека «подготовленного» к профессиональным трудностям [12, а 7].

Проанализировав различные подходы и точки зрения на данную проблему, мы пришли к выводу, что в настоящее время основным подходом современной педагогики становится компетентностный подход, который может стать объединяющим фактором российских и мировых стандартов, а также оптимизирует профессиональное становление выпускника в условиях глобализации.

Следующим и самым инновационным подходом в современном образовании является инте-гративный подход. Данный подход обеспечивает приобретение единой системы знаний учащимися. С позиции данного подхода, как отмечают И.В. Яковлев и Н.О. Яковлева, образование рассматривается как система внутрипредметной, межпредметной, личностной и внутриличностной плоскостей интеграции [13, а 51]. Именно поэтому, интегративный подход в практическом обучении вокалиста способствует формированию высокой вокально-исполнительской культуры. В процессе обучения вокалиста с использованием данного происходит объединение теоретических и практических начал вокального искусства.

Рассмотрим разные плоскости интеграции в системе интегративного подхода применительно к вокальной педагогике. В исследовании Т.Д. Смелковой, интегративный подход обеспечивает «понимание закономерностей певческого процесса и знания истории вокального искусства» [4, с. 61], а также помогает «достичь единства вокально-исполнительской практики и задач вокального образования» [4, с. 61]. Теория исследователя показывает, что любой предмет в области вокального искусства как дисциплина должен включать интеграцию различных предметов, связанных с музыкальным искусством. В свою оче-

редь, учебные программы должны разрабатываться с учетом данной особенности. В этом случае, это станет ключом к модернизации современной системы образования в области вокального искусства. По нашему мнению, такая межпредметная интеграция ускорит формирование и развитие необходимых профессиональных навыков в рамках одной дисциплины.

Солидарен с предыдущим исследователем и И.К. Назаренко. По его мнению, формирование единой вокально-исполнительской культуры невозможно без учета богатого опыта, традиций и накопленных знаний прошлого поколения. Ключ в становлении вокалиста как профессионала он видит в преемственности поколений: «Без высокой музыкальной культуры не может быть и речи о правильном интонировании в широком понимании этого слова» [14, с. 412].

Мы также придерживаемся данного взгляда. Учет предыдущего российского и мирового вокального опыта способствует росту и развитию вокалиста как личности, так как формируются нравственные и социально-психологические качества. Это, в свою очередь, является основой высокой вокально-исполнительской культуры.

Так, В.П. Фомина отмечает, что без определенных знаний в области истории невозможно верно интерпретировать оперные произведения прошлых веков без потери смысла. По ее мнению, необходимо определить интерпретационную модель для каждого такого произведения. В этой связи, именно интеграционный подход к обучению способствует решению данных задач. [15, с. 128].

На наш взгляд, междисциплинарная связь должна присутствовать не только на занятиях в индивидуальной форме, а прослеживаться на протяжении всего цикла обучения по музыкально-теоретическому и практическому циклу. Важно отметить, что помимо практических занятий дисциплина «Вокал» должна включать и лекционные занятия, связанные со знаниями в области здо-ровьесберегающих технологий, анатомии голосового аппарата и психолого-педагогическими особенностями детей различного возраста. Именно всестороннее, комплексное воздействие способствует полноценному формированию и развитию педагогических компетенций, необходимых для становления вокалиста.

Для полноценного формирования и развития высокой вокально-исполнительской культуры, на наш взгляд, необходимо применять различные формы и методы обучения. С учетом стремительно развивающихся тенденций в мировой вокальной практике становится недостаточно применение традиционных вокальных уроков. В процесс обучения необходимо включать открытые уроки, мастер-классы, выступления перед аудиторией, концерты, конкурсы, конференции, просмотр видео-записей с последующим разбором.

Таким образом, интегративный подход в обучении способствует расширению карьерных границ выпускника. Междисциплинарные связи обеспе-

чивают формирование общих и профессиональных компетенций.

Итак, можно выделить следующие принципы интегративного подхода в вокальном образовании:

1) интеграция различных дисциплин в процессе обучения, обеспечивающая единую систему знаний студента;

2) преемственность поколений, накопление и передача опыта и традиций различных вокальных школ, а также верная интерпретация произведений в культурно-историческом контексте;

3) применение различных форм обучения в классе вокала, таких как мастер-классы, концерты, семинары, тренинги и пр. Проанализировав различные литературные источники, мы характеризуем вокально-исполнительскую культуру как интеграцию личных и профессиональных вокальных компетенций с национальными культурно-историческими традициями.

Именно всестороннее многопрофильное вокальное образование способствует целостному формированию вокально-исполнительской культуры. В процессе обучения вокальному искусству преподаватель и студент становятся соавторами и сотворцами, но каждый выполняет свою роль. При этом в современной вокальной практике, фокус смещен в сторону ученика, как уникальной личности.

Таким образом, для успешного становления конкурентоспособного выпускника-вокалиста важную роль в процессе вокального подготовки в системе высшего профессионального образования играет применение компетентностного и инте-гративного подхода.

Литература

1. Полякова Н.Ю., Абрамович Ю.Б. Роль образования для достижения успеха в жизни // Эпоха науки. - 2020. - № 24. - С. 316-320

2. Чжэнь Н. Сущность и структурно-содержательные характеристики понятия «Вокальная культура младшего школьника» // Инновационная наука. - 2021. - № 7. - С. 129135

3. Сенцова А.Г., Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к истории вопроса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти. - 2018. -№ 3 (24). - С. 377-380

4. Смелкова Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве // Universum: Вестник Герценов-ского университета. - 2014. - № 1. - С. 56-60

5. Экнадиосов В.С. Учебный оперный спектакль и его роль в формировании певца-профессионала // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2015. - № 2 (19). - С. 10-14

6. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

7. Курдина Е.С. Формирование учебной самостоятельной деятельности вокалистов в дополнительном музыкальном образовании // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 10. - С. 114-119

8. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с.

9. Ковальчук Н.Н., Ставер Т.Г. Реализация ком-петентностного подхода в системе высшего образования (теоретический аспект) // МН-КО. - 2018. - № 2 (69). - С. 409-411

10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. - М.: АПКи-ПРО, 2003. - 101 с.

11. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. С. 28-32.

12. Останина С.А., Птицына Е.В. Компетентност-ный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5 (7). - С. 1-12

13. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ,-2010. - 317 с.

14. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: Музыка, 1968. - 624 с.

15. Фомина В.П. Раннебарочная вокально-интерпретационная модель как необходимый атрибут профессионального образования вокалиста: сущность и структура // Музыкальное искусство и образование. - 2015. - № 4 (12). -С.133-139.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF VOCAL AND PERFORMING CULTURE OF STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Dustova Z.S.

Sen Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

The article is devoted to the results of research in the field of formation of vocal and performing culture of students in the process of university training. The authors clarify the essence of the concept of "vocal and performing culture", and characterize the professional competencies of a modern vocalist. The article analyzes various approaches to teaching in relation to vocal pedagogy. The methodological basis of the research was the concepts: in the field of general pedagogy and psychology, pedagogy of the higher

professional school of K.D. Ushinsky, A.C. Makarenko, B.A. Suk-homlinsky, L.S. Vygodsky, A.N. Leontiev, Ya.A. Ponomarev, A.A. Radugin, V.G. Razhnikov, T. Ribot, Yu.P. Azarov, Yu.K. Ba-bansky, A.G. Kazakova, N.V. Savina, M.N. Skatkina, S.D. Smirno-va, B.A. Slastenina; music and pedagogical education E.B. Abdullina, H.A. Vetlugina, G.S. Tarasov, H.A. Terentyeva, G.M. Tsypi-na; vocal pedagogy and performance D.L. Aspelund, I.N. Vilin-skaya, L.B. Dmitrieva, A.L. Dolivo, A.P. Zdanovich, D.V. Lyush, A.G. Menabeni, I.K. Nazarenko, V.P. Morozova, G.P. Stulova. As a result of the conducted research, the authors have identified relevant approaches in the formation of vocal and performing culture of students in the higher education system: competence-based and integrative.

Keywords: vocal and performing culture, integrative approach, competence approach, competencies, vocal pedagogy

References

1. Polyakova N. Yu., Abramovich Yu.B. The role of education for achieving success in life // The era of science. - 2020. -No. 24. - pp. 316-320

2. Zhen N. The essence and structural and substantive characteristics of the concept of "Vocal culture of a junior schoolboy" // Innovative Science. - 2021. - No. 7. - pp. 129-135

3. Sentsova A.G., Polishchuk L.L. Vocal culture as a psychological phenomenon: to the history of the issue // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. Togliatti. - 2018. - No. 3 (24). - pp. 377-380

4. Smelkova T. D. Vocal and performing culture in the modern educational space // Universum: Bulletin of the Herzen University. -2014. - No. 1. - pp. 56-60

5. Eknadiosov V.S. Educational opera performance and its role in the formation of a professional singer // South-Russian musical Almanac. - 2015. - No. 2 (19). - pp. 10-14

6. Archazhnikova L.G. Profession - music teacher. - M.: Enlightenment, 1984. - 110 p.

7. Kurdina E.S. Formation of educational independent activity of vocalists in additional music education // Pedagogical education in Russia. - 2014. - No. 10. - pp. 114-119

8. Fedorov A.E., Metelev S.E., Soloviev A.A., Shlyako-va E.V. Competence approach in the educational process: monograph. - Omsk: Publishing house of LLC "Omskblankizdat", 2012. - 210 p.

9. Kovalchuk N.N., Staver T.G. Implementation of the competence approach in the system of higher education (theoretical aspect) // MNKO. - 2018. - No. 2 (69). - pp. 409-411

10. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Competence approach in education. Problems, concepts, tools: educational and methodical manual. - Moscow: APKiPRO, 2003. - 101 p.

11. Kogan E. Ya. Competence approach and new quality of education // Modern approaches to competence-based education: materials of the seminar / Edited by A.V. Velikanova. - Samara: Profi, 2001. - pp. 28-32

12. Ostanina S.A., Ptitsyna E.V. Competence-based approach to teaching university students in the context of the implementation of educational standards of the third generation // The world of science. Pedagogy and psychology. - 2019. - No. 5 (7). - pp.112

13. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of results. - Chelyabinsk: RBIU Publishing House, 2010. - 317 p.

14. Nazarenko I.K. The art of singing. - M.: Music, 1968. - 624 p.

15. Fomina V. P. Early Baroque vocal-interpretative model as a necessary attribute of vocalist's professional education: essence and structure // Musical art and education. - 2015. - No. 4 (12). - pp. 133-139

о с

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.