Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕРСОНАЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FINANCIAL EDUCATION / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL BEHAVIOR / EDUCATIONAL PROGRAMS / COMPETENCE / PERSONAL FINANCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Борисова Сааскылана Сергеевна, Васильева Нарыйа Прокопьевна

Формирование национальных стратегий, программ финансового образования населения является важным фактором экономического благополучия страны. Именно в общеобразовательной школе как основному институту социализации подрастающего поколения необходимо закладывать знания по основам финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Борисова Сааскылана Сергеевна, Васильева Нарыйа Прокопьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES OF FINANCIAL EDUCATION FOR STUDENTS IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS

The formation of national strategies and programmes for the financial education of the population is an important factor in the economic well-being of the country. It is in the general education school as the main institution of socialization of the younger generation that it is necessary to lay down knowledge on the foundations of financial literacy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

7. http://www.upo-fco.ru/what/history/leaders/item/2216-pedagogicheskie-otryadyi-yakutii-stremimsya-k-sovershenstvu.html

8. https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2294926

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры экономики и управления развитием территории Борисова Сааскылана Сергеевна Финансово-экономический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры экономики и управления развитием территории Васильева Нарыйа Прокопьевна Финансово-экономический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. Формирование национальных стратегий, программ финансового образования населения является важным фактором экономического благополучия страны. Именно в общеобразовательной школе как основному институту социализации подрастающего поколения необходимо закладывать знания по основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовое образование, финансовая грамотность, финансовое поведение, образовательные программы, компетенция, персональное финансовое образование.

Annotation. The formation of national strategies and programmes for the financial education of the population is an important factor in the economic well-being of the country. It is in the general education school as the main institution of socialization of the younger generation that it is necessary to lay down knowledge on the foundations of financial literacy.

Keywords: financial education, financial literacy, financial behavior, educational programs, competence, personal financial education.

Введение. В современный период финансовая грамотность - это компетенция, которой должен владеть современный человек XXI века. Формирование национальных стратегий, программ финансового образования населения является важным фактором экономического благополучия страны. Многие зарубежные страны разработали и реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности населения.

Именно в общеобразовательной школе как основному институту социализации подрастающего поколения необходимо закладывать знания по основам финансовой грамотности, построению собственной концепции финансовой стабильности, норме финансового поведения в экономической среде, поведения, ответственности личности во всех сферах жизни.

О роли уровня финансовой грамотности населения и влиянии ее на жизнь граждан нашли свое отражение в научных трудах Ю.В. Бреховой, Л.В. Болдыревой, Д.А. Высокова, Л.А. Витта, Н.В. Иващенко, П.К. Ланта, И.В. Манаховой, Д.В. Моисеевой, Е.А. Фёдоровой, Д.А. Шевченко и других.

Анализ зарубежного опыта по определению термина «финансовая грамотность» населения - это:

• финансовое знание [7];

• финансовая компетентность личности, которая проявляется, как умение на практике применять полученные знания [10];

• личная финансовая грамотность как умение управлять и обеспечивать свое финансовое благосостояние [5];

• способность оценивать финансовые продукты и уметь принимать обоснованные решения для реализации долгосрочных прибылей [9];

• знание основных финансовых понятий и оценка риска при принятии финансовых решений [8];

• финансовая грамотность как способность (компетенция) человека управлять финансами [6];

• совокупность финансовой осведомленности, знаний, навыков, установок и моделей поведения, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и, в конечном счете, способность достичь индивидуального финансового благополучия [2].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время развитие финансовой грамотности стало одной из значимых задач системы общего образования. Одновременно с прогрессом мира меняется общество, меняются дети и их потребности. И в зависимости от социальных вызовов необходимо совершенствовать знания учащихся образовательных школ.

Исследование, проведенное в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка, выявило, что в 2018 г. Россия заняла 9-е место среди стран G20 (государства с наиболее развитой и развивающейся экономикой) в рейтинге финансовой грамотности населения [13].

Анализ российского опыта по определению термина «финансовая грамотность населения»:

• М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова дают следующее определение «Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений

учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности. Знания, умения, навыки и установки в сфере финансов образуют когнитивный, деятельностный и ценностно-мотивационный компоненты финансовой грамотности» [3];

• финансовая грамотность в работах А.В. Боранукова рассматривается как элемент экономической культуры общества [1];

• исследователи М.И. Подболотова, Н.В. Демина считают, что «Финансовая грамотность как компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, определяющую уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности» [4].

В 2018 году, ходе широкомасштабного изучения финансовой грамотности населения России в возрастном разрезе были получены следующие данные (рис. 1).

Г| 1- г| г- п г-- <ч I- Г1 г п о.

Г| Г1 •г, ■О г г ■

оо 1Г1 со оо ■-л ■'Л ГГ1 ОС

!-Ч Г1 г| «1 -г тГ 1Г) '■О ■О г ■

Рисунок 1. Индекс финансовой грамотности населения России по возрастным

группам за 2018 г. [12]

Анализ графических данных показал, что индекс финансовой грамотности населения России составил 12,12 балла при возможном максимуме в 21 балл (2018 г.). Наиболее финансово грамотные россияне относятся к возрастной группе от 30 до 45 лет (индекс равен 12,5). Далее рост индекса финансовой грамотности прекращается и наблюдается его снижение вместе с увеличением возраста.

Индекс финансовой грамотности к 18 годам составил лишь 11,22, что показывает Россию не с лучшей стороны. Вывод - необходимо заложить основу финансовой грамотности населения с младшего возраста.

С 2011 года начал реализоваться всероссийский проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», под патронатом Министерства финансов РФ и тесном партнерстве с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Центральным Банком РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ и другими ведомствами.

Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан и формированию разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Были выделены основные направления проекта: разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности граждан; формирование кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения; совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг; разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности.

По результатам мониторинга, проведенного Министерством просвещения, совместно с Центральным банком Российской Федерации более 70% школ и 80% колледжей и техникумов преподают финансовую грамотность для учеников.

В 2018 г. около 30 тысяч российских школ ввели уроки, позволяющие школьникам узнать основы экономики, узнать о расходах и доходах семьи, защиты от мошенничества, о планировании личных финансов. При этом более 23 тысяч общеобразовательных школ внедрили программы по формированию финансовой грамотности учащихся с 5 по 9 класс для более 3 миллионов школьников.

К наиболее активным регионам по внедрению программы финансовой грамотности считаются Республика Башкортостан (1352 школы), Московская область (1122), Республика Татарстан (1029). Причем 35% российских школ внедряют элементы финансовой грамотности прямо с начальной школы - в программы для малышей [11].

На данный момент разработаны учебно-методические материалы для разных групп учащихся и методические рекомендации педагогам (контрольно-измерительные материалы), дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы.

Наиболее распространенным материалом является издание, подготовленное в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Над этим проектом работали такие авторы, как С.Н. Федин, Г.Д. Гловели, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова, И.В. Липсиц и другие.

Для различных возрастных групп учащихся было определено содержание финансового образования:

• 2-3 классы: освоение азбуки финансовой грамотности, умение считать деньги, а также изучение начальных базовых понятий из мира денег;

• 4 класс: изучение о мире денег, понятие о семейном бюджете, доходах и расходах;

• 5-6 классы: подробное изучение основных правил поведения человека при обращении с деньгами;

• 8-9 классы: ознакомление с основами рационального финансового поведения;

• 10-11 классы: изучение основных аспектов управления личными финансами с учётом социально-экономического состояния в обществе и в свете действующего законодательства [15].

А также, наряду с этим, в России проводятся широкомасштабные внеклассные мероприятия, такие как:

• Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;

• Коуч-сет "Финансовый конструктор" для учащихся 8-10 классов;

• День предпринимательской культуры в дошкольном учреждении;

• Проект по финансовой грамотности и профориентации для школьников;

• Квесты "В гостях у царицы экономики";

• Экскурсии в Центральный Банк;

• Олимпиады по финансовой грамотности;

• Всероссийский экономический диктант;

• Деловая игра "Защита прав потребителей финансовых услуг и личная финансовая безопасность";

• Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности;

• Заочная викторина по финансовой грамотности и другие.

Таким образом, ежегодно увеличивается охват обучающихся образовательных организаций Российской Федерации программой в области повышения финансовой грамотности. По итогам 2018 года финансовую грамотность изучают более 5 миллионов школьников и более 870 тысяч студентов СПО.

Чтобы показать более широкую картину развития финансовой грамотности населения в России, сравним с другими странами, входящими в состав G20 ("Большой двадцатки"). Для контент-анализа рассмотрим такие страны: США, Великобритания и Япония.

Впервые на государственном уровне проблему повышения финансовой грамотности среди рядовых граждан подняли в США уже около 20 лет назад. На уровне школ курс по финансовой грамотности вводится как отдельный предмет, либо же как часть другого курса, например, экономики или математики. В 2003 г. по инициативе правительства была создана Комиссия по финансовой грамотности и образованию и профильный интернет-ресурс. Ведомство координирует работу более 20 федеральных агентств по всей стране.

Основным двигателем финансовой грамотности для школьников в Америке является Калифорнийский «Финансового парка» в Лос-Анджелесе. В «Парке» представлены около 25 ведущих финансовых институтов страны - это банки, страховые компания (по имуществу и жизни), инвестиционные фонды, терминалы различных платежных систем, лизинговые компании, агентства по ипотеке, бюро кредитных историй, интернет-компании, пенсионные фонды, компании авиаперевозчики, салоны по продаже автомобилей и множество других компаний. Парк представлен высокотехнологичным оборудованием. В год через парк проходят обучение около 10 тысяч школьников младшего школьного и подросткового возрастов. Теоретический курс составляет 5 недель обучения, а практическую часть школьники отрабатывают посещением «Финансового парка» два раза в год. Обучением детей занимаются волонтеры-специалисты финансовых институтов, а школьники выступают настоящими потребителями всевозможных финансовых услуг. В конце данной подготовки школьники приобретают основы модели будущего финансового поведения [14].

На сегодняшний день в Великобритании действует более 500 программ разного масштаба. Флагманом является государственная «Стратегия по финансовой грамотности». Одной из популярных программ по формированию финансовой грамотности является программа «Личные деньги». Сейчас как обязательная дисциплина вводится новый предмет с таким же названием «Личные деньги». Знакомство с понятием «личные счета» ученики усваивают с 7 лет до 11 лет. Информация о кредитных и дебетовых картах, займах, депозитах, основах экономики домашнего хозяйства с 11 до 14 лет. Необходимо отметить популярную обучающую программу «Денежные доктора» (Money Doctors) - она осуществляется в ВУЗах и объясняет студентам, как эффективно избежать долговой и кредитной зависимости от банков [16, 17, 18].

В Японии Министерство образования в 2008 - 2009 гг. опубликовало новую Национальную программу образования, согласно которой в состав важнейших предметов, преподаваемых в учреждениях начального, среднего и высшего образования, таких как обществознание, домоводство и нравственное развитие вошли элементы финансового образования. Соответствующие учебные программы были введены в учреждениях начального, среднего и высшего образования [19].

Выводы. В целом можно сделать вывод, что количество стран, принимающих и реализующих проекты по развитию финансовой грамотности, растет ежегодно. И каждый из этих стран понимает, что финансовое поведение закладывается в раннем возрасте, когда дети учатся тратить карманные деньги и узнают о существовании банков, вкладов и кредитов. Мировой опыт обучения финансовой грамотности в рамках учебного расписания включает в себя как её преподавание в качестве отдельной дисциплины, так и интегрирование элементов в такие традиционные предметы, как математика, обществознание, история, иностранные языки и др. Система дополнительного образования позволяет школьникам повышать финансовую грамотность в кружках, клубах, домах творчества, выездных лагерях, на факультативах, элективных курсах и т.д. Широко используются такие формы обучения и вовлечения, как проведение внеклассных финансовых интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов для школьников. Все эти направления и формы обучения отразились в рамках реализации проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Несмотря на это, для полнейшего внедрения финансовой грамотности в программу обучения в образовательных школах, необходимо ввести обязательную программу, в которых школьники с раннего возраста смогут сформировать базовые навыки финансовой грамотности (налоги, пенсионные накопления, расчет заработной платы, оплата счетов, съем квартиры, личный бюджет, семейный бюджет).

Уроки по финансовой грамотности могут вестись как дополнительное образование учащихся с любого класса и любого уровня образования. Сформировать компетенции по финансовой грамотности у учащихся можно только в практико-ориентированной деятельности.

Литература:

1. Борануков А.В. Экономическая культура общества в теоретико-методологическом измерении // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №4. С. 170-174; Борануков А.В. Современная экономическая парадигма как социокультурная поколенческая проблема // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №1. С. 391-396.

2. Брехова Ю.В. Международный опыт повышения финансовой грамотности / Ю.В. Брехова А.П. Алмосов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-2 (59-2). - С. 795-798.

3. Паатова М.Э., Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site345KB

4. Подболотова М.И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание [текст] / М.И. Подболотова, Н.В. Демина // Академический вестник. 2014. № 1 (14). С. 10-16.

5. Anthes W.L. Frozen in the headlights: The dynamics of women and money // Journal of Financial Planning. 2004. №13 (9). р. 130-142.

6. Atkinson A., Messy F.A. Measuring Financial Literacy: Results of the OECD INFE Pilot Study': OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions. - OECD Publishing, 2012. - URL: http://www.oecdilibrary.org/finance-and-investment/measuring-financial-literacy_5k9csfs90fr4-en

7. Hilgert M.A., Hogarth J.M., Beverly S. G. Household financial management: The connection between knowledge and behavior // Federal Reserve Bulletin. 2003. July. Р.309-322.

8. Lusardi A. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence / A. Lusardi,

0.5. Mitchell // Journal of Economic Literature, American Economic Association. - 2014. - Vol. 52(1). - PP. 5-44.

9. Mandell L., Financial literacy of high school students // Handbook of Consumer Finance Research. New York, 2007. РР. 163-164.

10. Moore D. Survey of Financial Literacy in Washington State: Knowledge, Behavior, Attitudes, and Experiences: Technical Report. 2003. Р. 29

11. Минпросвещения: 70% школ проводят уроки финансовой грамотности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2019/01/29/minprosveshcheniia-70-shkol-provodiat-uroki-finansovoj-gramotnosti.html

12. Рейтинг финансовой грамотности регионов России 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://karta.vashifinancy.ru/

13. Россия заняла девятое место в G20 по финансовой грамотности населения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20190214/1550838142.html

14. США, как оплот мировой финансовой грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/34324

15. УМК курса по финансовой грамотности для школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fingram39.ru/projects/3465-finansovaya-gramotnost-v-shkolnom-raspisanii.html

16. Financial Conduct Authority [electronic resource]. - URL: https://www.wired-gov.net/wg/wg-news-

1.nsf/0/B30BD5780912792C802574CE0031D877?0penDocument

17. Making the most of your money [electronic resource]. - URL: https://www.moneyadviceservice.org.uk/en/employer-best-practices/money-guide

18. Financial Capability Survey [electronic resource]. - URL: https://www.fincap.org.uk/financial-capability-survey

19. General Policies regarding Curriculum Formulation [electronic resource]. - URL: http://www.mext.go.jp/component/a_menu/education/micro_detail/_icsFiles/afieldfile/2011/07/22/1298356_1.pdf

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Мартиросян Арсен Гагикович Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Свойкина Людмила Фёдоровна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ: СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация. В статье в лингвометодическом аспекте рассматриваются способы выражения целевых отношений в русском и китайском языках. Сравнительный анализ синтаксических конструкций проводится в рамках сложноподчинённого предложения. Исследование сопровождается многочисленными примерами.

Ключевые слова: целевые отношения, сравнительный анализ, обучение русскому языку как иностранному, русский язык, китайский язык.

Annotation. The article in the linguistic and methodological aspect examines the ways of expressing target relationships in Russian and Chinese. A comparative analysis of syntactic constructions is carried out within the framework of a complex sentence. The study is accompanied by numerous examples.

Keywords: target relations, comparative analysis, teaching Russian as a foreign language, Russian, Chinese.

Введение. Целевые отношения в русском языке просматриваются на уровнях, присущим простому, сложноподчинённому, осложнённому предложениям и выражаются различными способами. Ярким способом выражения целевых отношений в русском языке считают предложно-падежные конструкции. Им посвятили свои изыскания многие российские и зарубежные языковеды. Особое внимание в таких работах уделяется принципам описания целевых отношений. Речь идёт о формально-грамматическом, логико-грамматическом принципах, принципе системности, принципе функциональности. Эффективными инструментами в изучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.