Усатая А.Ю., Жуенко С.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ
Идея создания военной полиции появилась в середине 1990-х годов, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная военная полиция. В 1996 году в Государственную Думу РФ был внесен проект закона, однако принят он не был. Затем в 2006 году президент РФ В.В. Путин выдвинул предложение возложить обязанности по контролю над работой вооружённых сил страны на новое формирование - военную полицию. Поводом стало дело рядового Андрея Сычева, оставшегося без ног после издевательств сослуживцев. Изначально функциями нового военного органа были защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в ВС России законности, правопорядка, воинской дисциплины. По многим причинам идею воплотить в реальность получилось не сразу.
Затем с 2009 по 2011 год министр обороны РФ А.Э. Сердюков предпринимал попытки формирования военной полиции с широким кругом обязанностей. В 2011 году А.Э. Сердюков анонсировал её создание, а начать свою работу она должна была в конце 2012 года. Однако реализовать планы снова не удалось, и законопроект о военной полиции был отправлен на доработку. В начале 2013 года новый министр обороны России С.К. Шойгу решил сократить полномочия военной полиции, ограничив её комендантскими функциями и работой военной автомобильной инспекции. Закон о военной полиции был принят Государственной Думой РФ 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января, подписан Президентом 4 февраля 2014 года. 27 марта 2015 года Президент РФ утвердил Устав военной полиции РФ.
Основные задачи военной полиции:
• обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих в воинских частях, в районах проведения учений и ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Уставом. Пресечение преступлений, дисциплинарных проступков и административных правонарушений, совершаемых военнослужащими;
• обеспечение передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств Вооружённых Сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
• осуществление в пределах компетенции мер по противодействию неза-
конному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Вооруженных Силах; профилактика в пределах компетенции незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах;
• разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование её состава и структуры;
• руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
• координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
• взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов по вопросам конвоирования содержащихся под стражей военнослужащих, охраны и безопасности конвоируемых военнослужащих;
• осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой помощи, а также содействие в эвакуации поврежденных транспортных средств Вооруженных Сил и охране военного имущества на месте дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, деятельность военной полиции непосредственно связана именно с Вооружёнными силами. А гражданское население может сталкиваться с военной полицией только при введении на территории РФ чрезвычайного или военного положения (охрана от противоправных действий других граждан), а также в случае совершения противоправных действий в отношении военных объектов (нарушение режима входа на закрытые военные объекты и пр.)
Рассмотрим более подробно первый пункт. Всем известно давно, что многие призывники пытаются разными способами, так сказать, увильнуть от службы в армии по одной простой причине, а именно виной всему дедовщина. Дедовщина - традиционно сложившаяся в Вооружённых Силах СССР и Вооружённых силах стран бывшего СССР, никак не регулируемая нормативно-правовыми актами иерархическая система взаимоотношений между военнослужащими низшего армейского звена (солдатами, ефрейторами, сержантами), основанная на их ранжировании, «сортировке» по признаку величины фактически выслуженного срока службы каждого конкретного индивида и связанной с этим дискриминацией, одна из разновидностей неуставных взаимоотношений. Проявляется в виде эксплуатации, психологического и физического насилия. В большей или меньшей степени свойственна всем солдатским коллективам. Ведущий, определяющий фактор дедовщины - различие в сроках службы. Один из многих таких случаев дедовщины есть очень яркий пример. Случай произошел в Челябинском танковом училище, где рядового Андрея Сычёва и ещё семерых солдат изби-
вали около трёх часов сослуживцы, которые так весело отмечали новогодние праздники. Очень долгое время солдату не оказывали медицинскую помощь, в результате молодому парню ампутировали нижние конечности. В течение года было много прокурорских проверок и публикаций, связанных с вопросами дедовщины, но это никакого результата не дало. Ну как же так? Матери провожают своих сыновей на военную службу здоровых, крепких ребят, что бы их там калечили? Или вовсе не дожидаются своих детей домой. Именно после этого ужасного случая государство решило всерьез заняться созданием военной полиции. И тут мнение у всех расходится, одни считают, что полная вероятность того, что это будет очередной карательный орган, который будет скрывать преступления в армии, охотиться за жертвами, ловить и затаскивать обратно в часть. Бороться с дедовщиной усилиями Генштаба невозможно, это должно быть инициативой все-таки гражданского общества. Другие считают, что внутри войск нужен юридический механизм для предупреждения совершаемых преступлений, и что эти функции необходимо отдать комендатуре. Так сможет ли военная полиция солдатам обеспечить такой порядок в Вооруженных силах, чтобы матери не боялись своих сыновей отдавать в армию, чтобы было как можно меньше уклонистов. И чтобы молодые люди, которые шли в армию, понимали, что там такого явления, как неуставные отношения, дедовщина - его просто не существует? Важно понять, что введение какой-то одной меры проблему не решит. Ликвидация «дедовщины», борьба с казарменным хулиганством - это комплекс мер. Подводя итог, считаем возможным предложить следующие меры борьбы с дедовщиной:
1. Если в роте проявляются признаки дедовщины и командир не принимает никаких мер, то он должен быть уволен из армии.
2. В каждой роте необходимо завести ящик в который каждый солдат может опустить анонимный рапорт обо всех негативный явлениях , и который должен открывать вышестоящий начальник и принимать по этим письмам действенные меры.
3. Занять солдат делом, таким образом, чтобы у них не оставалось времени на то, чтобы «резвиться» молодым и старослужащим, чтобы была такая боевая подготовка, что бы вечером все солдаты с нетерпением ждали возможности лечь и уснуть.
4. Каждому молодому солдату выделить личного наставника из старослужащих, который будет отвечать за его действия и состояния здоровья.
5. За рукоприкладство жесткое наказание - арест, суд.
6. Офицера, допустившего рукоприкладство, заставлять оплачивать судебный процесс, лечение пострадавшего.
Если выполнять хотя бы часть этих мер, ситуация в нашей Российской армии изменится в лучшую сторону. И можно рассчитывать, что перспективы создания военной полиции весьма хорошие. Конечно, существуют определенные проблемы с разграничением функций и полномочий, тем не менее, именно новая структура способна пресекать правонарушения либо же, если преступление уже совершено, оперативно проводить расследование. Конечно же российским во-
оруженным силам нужен эффективный орган, который будет способен решать все возложенные на него задачи, не декоративное формирование. Только в таком случае можно будет говорить о том, что в армии будет относительный порядок, который, в свою очередь повысит ее эффективность и престиж.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» от 25.03.2015 № 161 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 13. Ст. 1909.
2. Военная полиция России [Электронный ресурс] URL: http:// https:// ru.wikipedia.org/wiki/Военная_полиция_России.
3. Ветрила Е.В .Перспективы совершенствования правового регулирования уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 27-31.
3. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.