УДК 374+37.0
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Федорова Ирина Аркадьевна.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого образования «Престиж»,г. Красноярск, педагог дополнительного образования, [email protected].
Аннотация. В данной статье описываются современные педагогические технологии, существующие в образовании, а также технологии, которые возможно применить в условиях дополнительного образования. Кратко описан опыт работы по взаимодействию общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования. Статья будет полезна методистам и педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогическая технология, дополнительное образование, проектирование.
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN
Fedorova Irina.
Municipal autonomous educational institution of additional education "Center for Creative Education "Prestige", Krasnoyarsk, additional education teacher, [email protected].
Abstract. The article describes modern pedagogical technologies that exist in education, as well as technologies that might be applied in conditions of additional education. The experience of work on the interaction of general education institutions and the establishment of additional education is covered. The article will be useful to methodologists and additional education teachers.
Key words: pedagogical technology, additional education, design.
Педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, используемых в образовательном процессе на основе существующих психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [2;3;6].
В современном образовании понятие «педагогическая технология» явление не редкое. Гораздо реже оно звучит в рамках дополнительного образования. На данный момент применяется много педагогических технологий. Как среди них выбрать ту, которая даст возможность показать более высокий результат? Как
перенести выбранную педагогическую технологию в условия дополнительного образования? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - это одно из важнейших условий успешной деятельности современного педагога. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться высокого результата, и неважно в основном или дополнительном образовании.
В связи с тем, что основные технологии обучения и воспитания были созданы для общего образования, перед дополнительным образованием встает проблема создания новых технологий или же адаптация уже имеющихся. Общеобразовательная школа, в основном, использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллектуальные возможности. Способы деятельности детей, а также их интересы довольно часто остаются вне поля зрения педагога. Школьные задания в большинстве своем носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что ведет к перегрузке памяти и не способствует развитию психических процессов обучающихся. Учреждение дополнительного образования в отличие от общеобразовательной школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям (как психологическим, так и физическим), интересам, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень интеллектуального развития и корректировать в зависимости от конкретных способностей и запросов ребенка. В результате для детей должны создаваться соответствующие условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы (индивидуальные программы, модульное обучение, разноуровневое обучение).
Но в действительности это не так. На практике видно, что большинство занятий педагогами дополнительного образования проводятся в традиционной форме по классической классно-урочной схеме (объект-субъектные отношения).
Конечно, с введением ФГОС картина постепенно начинает меняться, но появляется другая проблема: формируя метапредметные и личностные результаты детей (на них делается акцент) в школе упускается предметность. Возникает вопрос - что делать? Вероятно, объединять усилия школы и учреждения дополнительного образования, расставляя при этом свои акценты. Школа учит и воспитывает, а дополнительное образование обучает способам добычи этих знаний, учитывая индивидуальные психологические, интеллектуальные и физические особенности каждого.
В дополнительном образовании часто используются и показывают неплохие результаты следующие педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного развивающего обучения(И.С. Якиманская)
- Цель технологии: развитие индивидуальных познавательных способностей детей на основе использования имеющегося у них опыта [12];
- Технология дифференцированного обучения
- Цель технологии: формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок
положительной направленности, удовлетворение самых различных их интересов
[9];
- Технология индивидуального обучения(Инге Унт, В.Д. Шадриков)
- Цель технологии:индивидуальный подход и индивидуальная форма организации обучения [4];
- Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин,В.К. Дьяченко)
- Цель технологии:обучение осуществляется путем общения в группах сменного состава, когда каждый учит каждого [5];
- Технология адаптивной системы обучения(А.С. Границкая)
- Цель технологии: работа в парах сменного состава как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии [4];
- Личностно-ориентированнаятехнология
- Цель технологии: развитие свойств личности в соответствии с ее способностями и возможностями [12];
- Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
- Цель технологии: воспитание социально-активной творческой личности и организация творчества, направленного на принесение пользы людям в конкретных социальных ситуациях [5];
- Технология проблемного (исследовательского) обучения
- Цель технологии: создание проблемных ситуаций и активная деятельность учащихся, в результате чего происходит овладение компетенциями; процесс обучения строится как поиск новых познавательных ориентиров [8];
- Технология программированного обучения(В.П. Беспалько)
- Цель технологии: усвоение программного учебного материала подается в строго алгоритмичном порядке, небольшими порциями с помощью специальных устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.) [10];
- Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин)
- Цель технологии: в основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности детей, направленный на усвоение общественного опыта [11];
- Технология проектного обучения
- Цель технологии: в процессе организации занятий используется технология защиты учебных проектов, здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс [1].
В части обеспечения результативности в соответствии с ФГОС учреждения дополнительного образования оказываются сегодня более эффективными, что объясняется изначальными условиями деятельности (вариативность, свобода выбора, необязательный характер образования и пр.).
Развитие универсальных учебных действий, развитие базовых компетентностей - то, что требует внеурочных нетрадиционных форм организации учебного процесса.
Созданная нами единая комплексная модульная вариативная программа «От пробы - к выбору, от выбора - к успеху», позволяющая решать задачи по
Стандарту, ориентирована на метапредметные и личностные результаты и благодаря своей гибкой организационной структуре отвечает запросам разных школ-партнёров.
Главной образовательной технологией педагогов нашего учреждения является технология проектирования.
Метод учебных проектов дает возможность учащимся выбора и «проб» в собственной о бразовательной практике:
- «пробы» в индивидуальных и групповых проектах;
- «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе;
- «пробы» различных социальных ролей;
- «пробы» в различных областях знаний, в том числе - выполнение межпредметных проектов.
Метод настаивает на обязательности самооценки и рефлексии. Обязательным завершением любого проекта является презентация полученного продукта. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
- рефлексивные умения;
- поисковые (исследовательские) умения;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
Все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; продемонстрировать им оптимальные способы осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Итак, современные педагогические технологии могут существенно перестроить процесс обучения.
В условиях ДО ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому, внедряя новые педагогические технологии постоянно, а также включая его в активную творческую деятельность, каждый ребенок получает возможность каждому ребенку проявить себя, развить собственные способности.
Таким образом, современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем, что накоплено в педагогике в течение долгого времени. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для развития современной творческой личности.
Библиографический список:
1. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - №2. - с.107-114.
2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. - Ростов н/Д.: издательский центр «Март», 2002.- 318 с.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.- 112 с.
4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2006.- 176 с.
5. Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В. Дьяченко // Народное образование. - 2008. - №1. - с.191-197.
6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 224 с.
7. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003.- 448 с.
8. Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010.- №4. - с. 8.
9. Поздняк С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.- №5.- с. 21-27.
10. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего / Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1. - с. 55-58.
11. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 320 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.