Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / русский язык / ученик / педагог / pedagogical technologies / Russian language / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Исаева

В статье проведен анализ современных педагогических технологий в обучении русскому языку, таких как технологии личностно ориентированного образования; технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика; технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Сделан вывод: чтобы помочь обучающимся систематизировать все знания, полученные по предмету, усовершенствовать или развить навыки речевой деятельности, педагогу необходимо использовать различные педагогические технологии. Имеющиеся на данном этапе образования педагогические технологии составляют внушительное количество и имеют серьезное теоретическое обоснование, что позволяет без труда внедрять их в образовательный процесс. Большинство педагогических технологий позволяют решить определенное количество образовательных задач, которые относятся к последовательному формированию личности ученика в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

The article analyzes modern pedagogical technologies in teaching the Russian language, such as technologies of student-centered education; technologies based on the activation and intensification of student activities; technology based on the effectiveness of the organization and management of the learning process. It is concluded that to help students systematize all knowledge gained in the subject, to improve or develop their speech skills, the teacher needs to use various pedagogical technologies. The pedagogical technologies available at this stage of education make up an impressive amount and have a serious theoretical foundation, which allows them to be easily introduced into the educational process. Most pedagogical technologies allow solving a certain number of educational problems that relate to the consistent formation of the student’s personality as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ных, но разных аспектах анализа морфемной структуры слова. Разумеется, необходимо всячески поощрять стремление обучающихся проникнуть в исторические связи, но пользоваться этимологическим анализом следует осторожно и умело, чтобы не породить небрежного и беспорядочного отношения к разбору слова по составу. В одном упражнении учебника по русскому языку за 6 класс идет речь об этимологическом родстве слов улей, улитка, улица. Однако последнее слово обычно вызывает возражение внимательных учащихся, которые приводят примеры родственных слов: переулок, проулок, улочка и на этом основании

выделяют корень -ул-. Нужно сказать, что именно так оно членится в словообразовательных словарях и справочниках (ул-иц-а). Слово «улица» и «улитка» родственны по своему происхождению, но не родственны в современном русском языке. В слове «улица» -улиц- - корень, а в слове «улитка» корень - улит-.

Таким образом, работая с подобными упражнениями, обучающиеся видят родственные связи слов, прослеживают взаимосвязь происхождения слова с его правописанием, тем самым закрепляются знания о написании слов с непроверяемыми орфограммами.

Библиографический список

1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Москва, 1992.

2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. Москва, 1987: 8 - 9.

References

1. Razumovskaya M.M. Metodika obucheniya orfografii v shkole. Moskva, 1992.

2. Algazina N.N. Formirovanie orfograficheskih navykov. Moskva, 1987: 8 - 9.

Статья поступила в редакцию 23.11.20

УДК 378

Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE. The article analyzes modern pedagogical technologies in teaching the Russian language, such as technologies of student-centered education; technologies based on the activation and intensification of student activities; technology based on the effectiveness of the organization and management of the learning process. It is concluded that to help students systematize all knowledge gained in the subject, to improve or develop their speech skills, the teacher needs to use various pedagogical technologies. The pedagogical technologies available at this stage of education make up an impressive amount and have a serious theoretical foundation, which allows them to be easily introduced into the educational process. Most pedagogical technologies allow solving a certain number of educational problems that relate to the consistent formation of the student's personality as a whole.

Key words: pedagogical technologies, Russian language, student, teacher.

Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Е-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье проведен анализ современных педагогических технологий в обучении русскому языку, таких как технологии личностно ориентированного образования; технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика; технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Сделан вывод: чтобы помочь обучающимся систематизировать все знания, полученные по предмету, усовершенствовать или развить навыки речевой деятельности, педагогу необходимо использовать различные педагогические технологии. Имеющиеся на данном этапе образования педагогические технологии составляют внушительное количество и имеют серьезное теоретическое обоснование, что позволяет без труда внедрять их в образовательный процесс. Большинство педагогических технологий позволяют решить определенное количество образовательных задач, которые относятся к последовательному формированию личности ученика в целом.

Ключевые слова: педагогические технологии, русский язык, ученик, педагог.

Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не просто передать информацию обучающимся, но и пробудить личностный мотив, развить интерес к предмету, а также стремление к речевому самосовершенствованию. Для реализации необходимо находить эффективные методы и формы работы. Педагогические технологии отвечают данному запросу, поскольку их использование позволяет достигать образовательных результатов и способствует взаимосвязанной деятельности ученика и учителя. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс помогает учителю создавать условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекать каждого обучающегося в активную познавательную деятельность. Также становится возможным создание проблемных учебных ситуаций, где обучающиеся вынуждены искать пути решения, планировать совместную работу в сотрудничестве [1 - 5].

Современное образование строится в рамках личностно ориентированного подхода, где основными направлениями являются формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений обучающихся, их нравственное развитие, а также формирование критического и творческого мышления. Педагогические технологии, использующиеся на данном этапе образования, учитывают возрастные и индивидуально-психологические особенности учеников, что способствует организации плодотворной и результативной совместной работы педагога и обучающегося, которая необходима на этапе подготовки к сдаче основного государственного экзамена.

Его содержание связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками, направлено на проверку как предметных результатов, так и общеучебных умений. Экзамен выявляет уровень знаний обучающихся о языке и речи, умение работать с языковым материалом, навыки соблюдения языковых норм, а также уровень владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

Использование современных педагогических технологий является одним из средств для эффективного усвоения вышеописанных знаний.

Изучению педагогических технологий в образовании посвящено значительное количество научных работ. Существенный вклад в исследование темы внесли ПК Селевко, И.П. Волков, В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Е.С. Полат, И.С. Якиманская, О.Б. Епишева, В.Ф. Шаталов, М.В. Кларин, А.К. Колеченко и другие.

На данном этапе развития образования в обучении русскому языку выделяется несколько классов педагогических технологий. Выделение происходит с учетом целевой ориентации, характера взаимодействия учителя и ученика, организации обучения.

I. Технологии личностно ориентированного образования. При таком подходе считается, что каждый ученик - это отдельная личность, субъект обучения и собственного развития, который должен приобрести такой опыт, который будет осознаваться как необходимый в повседневной жизни, то есть опыт жизнедеятельности. Основная цель таких технологий - творческое и разностороннее развитие личности ребенка [1, с. 44]. В рамках личностно ориентированного образования выделяются технологии сотрудничества, гуманно-личностные технологии и технологии свободного воспитания.

1. Гуманно-личностные технологии подразумевают психотерапевтическую направленность, поддержку личности ребенка. Плавным здесь также является обучение ради развития личности ученика; укрепление его гуманных, нравственных отношений ко всему, что его окружает; особое и бережное внимание к внутреннему миру школьника, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала [2, с. 41]. Идеалом воспитания и обучения в данной технологии считается самовоспитание. Для реализации всего вышеописанного в рамках системы образования сам академик рекомендует использовать традиционную классно-урочную систему, добавляя элементы дифференциации и индивидуализации в системе малых групп.

2. Технологии сотрудничества реализуют партнерство в отношениях между учителем и учеником, демократизм и равенство. Особенности данной технологии заключаются в том, что необходимо задействовать каждого ученика с помощью групповой формы работы; исключить соревновательный элемент между группами; группа и каждый её участник должны понимать свою конечную цель и роль каждого участника группы. При использовании такой технологии педагогу необходимо создать и распределить роли обучающихся, так как это наличие ролей является обязательным условием технологии сотрудничества.

Обучение в рамках данной технологии - это своеобразная подготовка к взрослой жизни, поскольку данная технология позволяет обучающимся попробовать себя на разных местах и в определенной степени прочувствовать некоторые моменты ожидающей их жизни. Технология сотрудничества может помочь педагогу в подготовке обучающихся к устному собеседованию, а также при организации коллективной или групповой деятельности на любом из этапах подготовки.

3. Технологии свободного воспитания подразумевают предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Внедрение такой технологии может стать эффективным на следующих этапах подготовки в ОГЭ по русскому языку: знакомство с экзаменом, его содержанием и требованиями; работа с творческими видами деятельности в ОГЭ.

II. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика

Такие технологии направлены на создание такого качества деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в освоении предмета и результативностью [2, с. 52]. К таким технологиям относят следующие: игровые технологии, технологии проблемного обучения, коммуникативные технологии.

1. Игровые технологии. Использование игровых технологий в обучении русскому языку и в процессе подготовки к ОГЭ может стать одним из главных помощников для педагога. Уроки с внедрением игр будут «разгружать» и заинтересовывать учеников. Практически каждую тему можно подать через игру. Учителю только следует продумать, какой этап изучения лучше всего подходит для такой деятельности. Обучение в игровом формате подразумевает хороший эмоциональный отклик обучающегося, а связь обучения с эмоциями способствует лучшему запоминанию информации.

2. Технология проблемного обучения. Она основывается на теоретических положения Дж. Дьюи, американского философа, педагога и психолога. На данном этапе технология проблемного обучения понимается как организация учебных занятий, предполагающая создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность обучающихся для её разрешения. В результате такого процесса происходит развитие мыслительных способностей, овладение знаниями, умениями и навыками [3, с. 128].

Проблемное обучение - это мощнейшая технология, позволяющая постоянно заинтересовывать, мотивировать ребенка и держать его мыслительные процессы в тонусе. Использование такой технологии на уроках русского языка позволяет обучающимся не просто изучать язык, но и глубже понимать его, осознавать его важность и нужность в жизни человека. Перед ребенком всегда встает вопрос, на который он самостоятельно находит ответ в процессе обучения. Такая деятельность растит человека мыслящего, интересующегося и умеющего искать и находить пути решения, а также получать удовольствие от обучения в процессе поиска.

3. Технологии коммуникативного обучения. Они направлены на поиск активных методов и форм обучения на уроках. Здесь также организуется обучение в сотрудничестве. Ведущий метод - это общение. Участники обучения должны постоянно быть включены в диалог или полилог [22]. У обучающихся развиваются коммуникативные навыки и способности: активное слушание и говорение, навыки публичных выступлений, умения вступать в дискуссию, анализировать и обобщать информацию, делая выводы и представляя их. Также идёт формирование коммуникативной компетентности - способности ставить и решать определенные типы коммуникативных задач. Эта компетентность формирует одну из важнейших черт личности - коммуникабельность. Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное обучение всех видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Главное в данной технологии - это содержание речевого поведения. Основная цель этой технологии заключается в развитии у обучающихся умения решать типичные коммуникативные задачи в пределах различных видов деятельности. Урок-диспут, урок-дискуссия, урок-дебаты - это формы уроков, подразумевающие использование коммуникативной технологии и позволяющие осуществить наиболее полное и эффективное её внедрение. Коммуникативное обучение особенно важно для учеников ввиду сдачи устного собеседования. Использование именно этой технологии позволит учителю качественно подготовить обучающихся к данному этапу экзамена.

4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Данная технология разработана народным учителем СССР В.Ф. Шаталовым. Суть данной технологии заключается в использовании опорных сигналов в виде конспектов, схем, таблиц и т.п. Особенность этой технологии состоит в

том, что учителю необходимо вводить материал крупными дозами; создавать поблочную компоновку материала; организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы их опорные материалы были сделаны особым образом: здесь подразумевается помощь цвета, опорных знаков, схем и т.д.

Данная технология может стать одной из основополагающих при подготовке к экзамену. Учитель может в течение года составлять с ребятами «справочник», «теоретическую тетрадь» и т.п., в которой будет собираться вся информация, необходимая для сдачи экзамена. Создание такого «справочника» может стать общим делом класса, а все этапы будут, так или иначе, основываться на данной технологии.

III. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения

Данные технологии подразумевают достижение результатов за счет работы 3 каналов: передачи информации от учителя ученику; управления, включающего в себя планирование основного движения информации; передачи информации от ученика к учителю (обратная связь, контроль).

1. Технологии дифференцированного обучения подразумевают форму учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференцированное обучение имеет различные виды классификации: по индивидуально-психологическим особенностям детей (возраст, пол, интересы, уровень достижений и т.п.); по организационному уровню (тип школы, внутри-классная, межклассная и т.п.); по условиям и компонентам учебно-воспитательного процесса (цель, содержание обучения, методы и технологии обучения, темп) [2, с. 82]. На уроках русского языка данная технология применяется в качестве внутриклассовой дифференциации.

Ученики могут быть объединены в пары или группы по уровню знаний, по интересам (в рамках конкретных заданий). Ученикам может быть предложено выполнение заданий разного уровня с учетом того, что база должна быть освоена каждым обучающимся. Такие способы работы позволяют сделать обучение более комфортным: ученики, увлеченные предметом и способные к углубленному познанию, имеют возможности для реализации этих процессов; ученики, не имеющие стремлений и надобности к более серьезному обучению русскому языку, получают базовые знания.

2. Технология индивидуализации обучения подразумевает 2 важных аспекта: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; ученик взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством такого обучения является возможность подстроить весь процесс под конкретного ученика и его особенности. В рамках школьного образования в чистом виде такая технология не может быть использована на постоянной основе, поэтому считается, что технология индивидуализации обучения - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными [2, с. 96]. Также считается, что данная технология является «проникающей», поскольку так или иначе присутствует во всех существующих технологиях образования. При подготовке к ОГЭ по русскому языку необходимо использовать данную технологию, чтобы помочь каждому ученику добиться нужного результата. Осуществить это можно таким образом: например, выявить сложности у конкретных учеников, зная их личностные особенности, составить задания и рекомендации по выполнению.

3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - одни из наиболее часто применяемых технологий в современном образовании. Они подразумевают использование компьютера, интернета, других устройств и источников информации. Это совокупность технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение [5, с. 65]. На данном этапе образования сложно представить обучение без использования ИКТ Эти технологии позволяют педагогам сделать урок более динамичным, интересным, а главное - результативным. Поскольку современный школьник растет в информационной среде и использование всех вышеописанных средств - это то, с чем он сталкивается каждый день. Безусловно, грамотное внедрение ИКТ в процесс обучения удобно и нужно как ученику, так и учителю. Использование ИКТ на уроках русского языка - это неотъемлемая часть обучения и подготовки к ОГЭ. На просторах Интернета есть большое количество хороших ресурсов, которыми может пользоваться ученик, готовясь к тестовой части ОГЭ. Просмотр видеоуроков, разборов сочинений и изложений также будет отличным инструментом в период подготовки и помощником не только ученику, но и учителю. Работа с презентацией, аудио- и видеоматериалами на уроках - важная часть учебного процесса на данном этапе образования.

4. Технологии интегрированного обучения. Внедрение таких технологий в обучение способствует комплексному изучению предмета, а также осознанию обучающихся непосредственной связи обучения с реальной жизнью. Интеграция имеет следующие виды: проблемный, тематический, межпредметный и т.п.

Использование такой технологии при подготовке к ОГЭ по русскому языку особенно нужно во время работы с устной частью, так как содержание материалов напрямую связано с разными видами искусства и культуры, историей человечества. Также грамотное внедрение интеграции может поспособствовать

развитию мотивации к обучению отдельных учеников, которые заинтересованы другими предметами и сферами обучения. К примеру, учитель может подобрать текст на любую необходимую тему и составить задания типа ОПЭ по этому тексту.

Таким образом, чтобы помочь обучающимся систематизировать все знания, полученные по предмету, усовершенствовать или развить навыки речевой деятельности, педагогу необходимо использовать различные педагогические

Библиографический список

технологии. Имеющиеся на данном этапе образования педагогические технологии составляют внушительное количество и имеют серьезное теоретическое обоснование, что позволяет без труда внедрять их в образовательный процесс. Большинство педагогических технологий позволяют решить определенное количество образовательных задач, которые относятся к последовательному формированию личности ученика в целом.

1. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. Педагогика. 1994; № 5: 182.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.

3. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск, 1990.

4. Миронова Т.Е. Коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе: формы и методы работы на уроке, 2015. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ literatura/library/2015/01/19/kommumkativnaya-tekhnologiya-obucheniya-russkomu-yazyku-i

5. Григорьев С.Г, Гриншкун В.В. Информатизация образования: учебник. Москва, 2005.

References

1. Serikov V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie. Pedagogika. 1994; № 5: 182.

2. Selevko G.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii. Moskva, 1998.

3. Shatalov V.F. Pedagogicheskaya proza. Arhangel'sk, 1990.

4. Mironova T.E. Kommunikativnaya tehnologiya obucheniya russkomu yazyku i literature: formy i metody raboty na uroke, 2015. Available at: https://nsportal.ru/shkola/literatura/ library/2015/01/19/kommumkativnaya-tekhnologiya-obucheniya-russkomu-yazyku-i

5. Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Informatizaciya obrazovaniya: uchebnik. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.11.20

УДК 37.015

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Rybin D.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Barnaul Law Institute MIA RF (Barnaul, Russia), E-mail: pescados@inbox.ru

Stepanishev A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute MIA RF (Barnaul, Russia), E-mail: psybgpk@inbox.ru

EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS. The authors propose an approach to organizing various areas of work in educational institutions of additional education based on experimental activities, which, in their opinion, makes it possible to implement projects and programs based on the real requests of participants and their main consumers. In this context, an empirical study is conducted to study the needs of parents in families raising young disabled people, in psychological and pedagogical support, its results are presented, aimed at considering the social status of such people. As a continuation of the study, the authors suggest carrying out the work to support families based on their requests and a control experiment to identify its effectiveness as a means of confirming the need for experimental work of the school for the implementation of various practices and development programs.

Key words: experimental work of educational organizations, organization of work on scientific basis, inclusive education, accompanying families.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Д.Н. Рыбин, канд. психол. наук, доц., ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт МВД РФ», г. Барнаул, E-mail: pescados@inbox.ru

А.Г. Степанищев, канд. пед. наук, доц., ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт МВД РФ», г. Барнаул, E-mail: psybgpk@inbox.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторами предложен подход к организации различных направлений работы в образовательных организациях дополнительного образования на основе опытно-экспериментальной деятельности, которая, по их мнению, дает возможность реализовывать проекты и программы на основе реальных запросов участников и их основных потребителей. В этом контексте проведено эмпирическое исследование по изучению потребностей родителей в семьях, воспитывающих молодых инвалидов, в психолого-педагогическом сопровождении, представлены его результаты, направленные на рассмотрение социального статуса таких людей. В качестве продолжения исследования авторы предлагают проведение работы по сопровождению семей на основе их запросов и контрольный эксперимент по выявлению ее эффективности как средства, подтверждающего необходимость опытно-экспериментальной работы школы для реализации различных практик и программ развития.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа образовательных организаций, организация работы на научной основе, инклюзивное образование сопровождение семей.

На современном этапе развития общества и его тенденций в России и за рубежом опытно-экспериментальная работа является обязательным элементом управления развитием образовательного учреждения, обеспечивающим исследовательский характер работы педагогического коллектива по повышению качества образовательной деятельности и внедрению в практику различных наработок. Чаще всего опытно-экспериментальная деятельность понимается теоретиками педагогической науки как создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно обоснованных педагогических идей и технологий [1; 2; 3].

По нашему мнению, особенно актуальным является опытно-экспериментальная деятельность, связанная с инклюзивным образованием, которая позволяет внедрять в деятельность школы и центров дополнительного образования научно обоснованные проекты и программы. Опираясь на исследования достаточно большого количества авторов, рекомендующих использовать эмпири-

ческие данные для организации более адекватных форм работы [4 - 8], нами проведено изучение педагогических проблем семей, воспитывающих молодых инвалидов, и определить критерии их сопровождения на основе эмпирических данных в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения г. Барнаула. В экспериментальной работе приняли участие 20 семей, воспитывающих молодых инвалидов (по 10 семей в экспериментальной и контрольной группах). Данная работа проводится с целью реализации программ работы с семьей на основе достоверных данных о ее потребностях.

Нами была разработана анкета, направленная на выявление психолого-педагогических проблем семей, воспитывающих молодых инвалидов. Проанализируем полученные результаты анкетирования родителей молодых инвалидов в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Так, на вопрос «Стремится ли Ваш взрослый ребенок к контакту?» в экспериментальной группе родители дали следующие ответы: «с взрослыми членами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.