УДК 811.111
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
© Елена Алексеевна ИЛЬИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected] © Илона Алексеевна ЕВСТИГНЕЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]
Рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт, который лежит в основе обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает обязательное ядро образования и играет координирующую и организующую роль независимо от типа образовательного обучения. Образовательный стандарт определяет умения учащихся по всем видам речевой деятельности, включая письменную речь, на разных уровнях и этапах обучения в школе. В статье рассматривается системно-деятельностный подход, как один из ведущих в современном образовании. Описываются современные педагогические технологии в обучении письменной речи на иностранном языке, такие как обучение в сотрудничестве, метод проектов, дискуссия, мозговые атаки, ролевые игры, метод ситуационного анализа, портфель ученика, а также информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня расширяют границы учебника.
Ключевые слова: письменная речь; умения; системно-деятельностный подход.
Модернизация современного общества затронула все стороны его жизни, особенно это коснулось образования: старая парадигма, в которой основными ценностями были знания - умения - навыки, перестает работать и на ее смену приходит новая парадигма, в основе которой лежит деятельность. Учитель сегодня перестает быть транслятором знаний, он становится наставником, помощником ученика в освоении новых знаний. Работа ученика и учителя - это совместная деятельность, творчество. В этом и заключается суть системно-деятельностного подхода, который лег в основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [1]. В результате такого подхода вырастает личность, которая готова к саморазвитию, непрерывному образованию и умеет применять полученные знания на практике. Это личность, которая умеет принимать решения, трудиться в сотрудничестве, ставить перед собой цели и задачи, анализировать успехи и неудачи, а также оценивать себя и продукт своей деятельности.
Стандарт направлен на то, чтобы развивать личностные умения, т. е. ученик должен понимать, зачем он изучает тот или иной предмет, как и где он применит полученные знания в будущем, уметь ставить цели и быть
готовым к дальнейшему образованию и самообразованию. Важны и метапредметные умения: ученик освоил метапредметные понятия и универсальные учебные действия и может их использовать самостоятельно при организации учебной деятельности и сотрудничестве с педагогами, также способен выстроить собственную образовательную траекторию. А также предметные умения - умения, которые ученик освоил в процессе изучения определенного предмета [2].
Постепенно происходит информатизация общества, а вместе с ним и образования. Ученик сегодня должен уметь ориентироваться в потоке информации, отбирать нужную, систематизировать ее, применять в жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает обязательное ядро образования, играет координирующую и организующую роль независимо от типа учебного заведения, что дает возможность сохранить единое образовательное пространство в многонациональном и поликультурном обществе [3].
Так, согласно стандарту, обучение иностранному языку, как и любому другому предмету, происходит на нескольких уров-
нях: базовый, продвинутый и уровень решения сверхзадачи. Государственный стандарт, а также разработанные аттестационные требования к базовому уровню владения ИЯ реализуют новый подход к обучению иностранному языку. Теперь цели и содержание обучения определяются с точки зрения возможного выхода на реальное общение с носителями языка и с аутентичными источниками информации.
Стратегической целью обучения предмету является развитие у школьников коммуникативной способности на изучаемом языке, ядром которой является коммуникативная компетенция [3]. Так как коммуникативная компетенция является целью обучения иностранному языку в средней школе, следует более подробно остановиться на понятии иноязычная коммуникативная компетенция (далее - ИИК).
Изучением ИКК занимались как российские, так и зарубежные ученые (Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим, П.В. Сысоев, Н. Хомский, В.В. Сафонова, Д. Хаймс, М.Н. Ватютнев, М. Кэналя, М. Свейн, Л. Бахман и др.). Понятие «компетенция» играет метапредметную роль в образовании.
Нельзя не согласиться с А.В. Хуторским, который говорит, что выделение в содержании образования компетенций предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [4].
Иноязычная коммуникативная компетенция является сложным целым и учащийся овладеет ей, если он будет знать не только грамматику, лексику, уметь писать и слушать, но и культуру, обычаи, традиции стран изучаемого языка, а также если он будет уметь оценивать себя и свою деятельность, анализировать возникшие трудности [5].
Как же сегодня применить системнодеятельностный подход при обучении и развитии умений письменной речи учащихся на иностранном языке? Какие технологии позволят учителю достичь цели научить ученика выражать свою мысль письменно на иностранном языке и при этом соответствовать требованиям ФГОС и системно-деятельност-
ному подходу? Какой учитель будет успешным сегодня?
Несомненно тот, который владеет следующими современными педагогическими технологиями: технология проблемного обучения, проектного обучения, деятельностного метода обучения, технология развивающего обучения. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку невозможна без использования таких технологий как обучение в сотрудничестве, дискуссии, мозговые атаки, ролевые игры, метод ситуационного анализа, метод проектов, портфель ученика, а также информационно-коммуникационные технологии.
Рассмотрим некоторые из них. Наиболее интересной сегодня становится обучение в сотрудничестве, которое может быть организовано также при помощи современных информационно-коммуникационных технологий. Основные идеи теории обучения в сотрудничестве были разработаны достаточно давно американскими педагогами Р. Славиным и Р. Джонсоном. В России новый старт развития обучения в сотрудничестве дали исследования Е.С. Полат. Основной идеей педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» заключается в создании условий для активной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях [6]. Учитель формирует группы учащихся, которые работают сообща, проводя учебно-познавательную и творческую деятельность. Каждый в группе отвечает не только за свою работу, но и за весь результат группы. У каждой группы есть цель, которую они могут достичь только в результате совместной работы и усилий [6]. Если говорить о развитии навыков письменной речи на иностранном языке, то данная технология может быть использована при написании совместного викидокумента. Важность использования технологий Веб 2.0 за последнее время была рассмотрена различными учеными [3; 5; 6].
Дискуссия является базовым умением совместно работать над поставленной задачей. Учащиеся должны уметь слышать друг друга, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать, что является очень важными условиями для формирования коммуникативной компетенции. Чтобы организовать учебную дискуссию, нужно предложить проблемную ситуацию. Учащиеся в
последующих обсуждениях будут пытаться найти аргументы, которые будут соответствовать непосредственно их точке зрения. Данный вид дискуссии может быть организован в классе на уроке, и это будет развитие навыков устной речи, а можно организовать его посредством информационно-коммуникационных технологий, например, учащиеся могут использовать блог учебной группы и это уже будет развитие умений письменной речи учащихся. Использование блог-технологии позволяет принять участие в обсуждении проблемы как сильным, так и слабым ученикам, которые не могут или стесняются высказать свое мнение в классе. Более того, при организации письменной дискуссии посредством интернет-технологий ученик имеет больше времени для того, чтобы обдумать то, что он хочет сказать, таким образом повышается мотивация к овладению иностранным языком, а также реализуется одно из главных условий системно-деятельностного подхода о том, что каждый ребенок успешен.
Метод проектов - один из самых популярных методов обучения иностранному языку сегодня. Данный вид работы формирует у учащихся самостоятельность мышления, а также критическое и творческое мышление. В основе проекта лежит проблема. Метод проектов также является совместной деятельностью ученика и учителя, который направлен на поиск решения поставленной проблемы или проблемной ситуации. Метод проектов позволяет учителю формировать все виды речевой деятельности. В изучении иностранных языков наибольший интерес представляют телекоммуникационные проекты, в основе которых лежат современные интернет-технологии. Такие проекты организуются между школьниками из разных стран. Таким образом, создается естественная языковая среда, следовательно, происходит повышение мотивации к изучению иностранного языка. Ведь учащимся необходимо понять партнера из другой страны. Точность понимания и умение обозначить свою позицию и будет являться хорошим развитием иноязычной коммуникативной компетенции. Здесь точно прослеживается изменение роли учителя, т. к. он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Еще одна технология, которая является ведущей на сегодняшний день - это техноло-
гия «портфель ученика». Данная технология помогает развить у учащихся навыки рефлексии. Портфель ученика может быть электронным, что намного удобнее бумажного. Ученик может вести свой портфель в виде своего блога. Так, учебная деятельность ученика становится более осознанной.
Использование Интернета и его информационных ресурсов позволяют учителю научить ребенка работать с информацией, в т. ч. и с иноязычной информацией. Ученик учится находить, отбирать и систематизировать информацию. Использование интернет-технологий на уроках позволяет учителю всегда предоставлять ученикам свежую информацию, а также расширить пространство классной комнаты, используя в своей работе различные виды аутентичного материала. Интернет сегодня служит и для организации дистанционного обучения для тех учащихся, которые пропустили урок, а также для тех, кто хочет самообразовываться после того, как уроки закончились. Для учителя это также возможность обмениваться опытом с коллегами из других стран.
Стандарт сегодня не только определяет то, чему учится сегодняшний ученик, он также определяет вид и роль оценивания деятельности ученика. Ученик должен видеть свой успех и, как уже было сказано, должен уметь сам себя оценивать и анализировать то, что ему далось с трудом при выполнении задания, а что было легким, а также какие чувства он испытывал при выполнении заданий. Оценивание становится прозрачным. Это опять совместная деятельность ученика и учителя по составлению и выработке критериев оценивания собственной деятельности.
Таким образом, введение Стандартов в образование также предъявляет определенные требования к функции педагога сегодня [7]. Педагог сегодня должен владеть не только современными технологиями обучения, но и должен хорошо владеть компьютером, а также уметь использовать информационнокоммуникационные технологии в своей работе.
Подводя итог вышесказанному нужно помнить, что в центре образования сегодня находится личность ребенка и нельзя не огласиться с требованиями Стандарта к условиям, которые сегодня должна создать школа
для реализации участниками образовательного процесса овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. А также индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.
3. Сысоев П.В. Концепция языкового поликуль-турного образования (на материале культуро-
ведения США): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
4. Полат Е.С. Современные педагогические технологии, методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. М., 2010.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
6. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.
7. Ватютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984.
Поступила в редакцию 21.Q8.2Q13 г.
UDC 811.111
SYSTEMIC-ACTIVITY APPROACH IN WRITING TEACHING OF SCHOOLCHILDREN IN FOREIGN LANGUAGE
Elena Alekseyevna ILYINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
Ilona Alekseyevna EVSTIGNEEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Assistant of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The article considers the modern technologies of teaching writing in English. Some parts of the Federal Standard which form the basis for modern education are described. The Federal State Educational Standard is an important document which coordinates the educational process. It also ensures schools with a compulsory structure despite the kind of an educational institution. The main purpose of it is to describe the skills pupils will gain in different spheres of language acquisition: writing, speaking, listening and reading. The Federal State Educational Standard definesdifferent levels (basic, advanced) of learning languages. The author also describes a systemically active approach which underlies the Standardand is one of the leading approaches in education today. The article also describes different modern pedagogical technologies such as cooperative learning, projects, discussions, role-play, and language portfolio and information technologies. Using Information technologies in teaching foreign languages are in great demand today because they can definitely broaden children’s outlook.
Key words: writing; skills; systematic-activity approach.