Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
география / информационная технология / компьютеризация / методы обучения / педагогические технологии.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Смородин Владимир Владимирович

В работе рассматриваются современные педагогические технологии в обучении географии. В сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция все это условия успешности применения любой образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»

УДК 372.891

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

СМОРОДИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Доцент кафедры Естественные науки Костанайского социально - технического университета

имени академика Зулкарнай Алдамжар, Костанай, Республика Казахстан

Аннотация. В работе рассматриваются современные педагогические технологии в обучении географии. В сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии.

Ключевые слова: география, информационная технология, компьютеризация, методы обучения, педагогические технологии.

Компьютеризация школьного и вузовского географического образования является одной из актуальных проблем. География - единственный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. География - это единственная наука, которая объединяет знания о природе и обществе, то есть о том, что окружает человека в его повседневной жизни. Она охватывает всю систему «природа - человек - хозяйство». По мнению ряда исследователей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью.

Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно - иллюстративные и репродуктивные методы [2, с.18].

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий позволит решать такие задачи, как:

- рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность подрастающего поколения на уроках географии;

- обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;

- повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;

- обеспечить качественное образование учащихся по географии.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

б) технология в обучении.

Под последним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение своего рода

«производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» [3, c.124].

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями[1, c.56].

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другойстороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом.

Необходимо применять технологический подход к процессу осуществления педагогом самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности [6, c.74].

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

• технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще учебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

• технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

• технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития учащихся. [7, c.118].

В курсе географии важную роль играют технические средства обучения и наглядность. Здесь возможности компьютера просто не ограничены. В.П. Максаковский пишет: «компьютерная поддержка учебного процесса по географии, за исключением элитарных школ, еще совершенно недостаточна. На путях компьютеризации, которая в географии пролегает, прежде всего, через анализ, обработку и преобразование картографической информации, сделаны только первые шаги» [5, с.79]. Целесообразно применять компьютер в следующих случаях

• диагностического тестирования качества усвоения материала;

• в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

• в обучающем режиме;

• при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютераобычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

• в режиме самообучения;

• в режиме иллюстрации изучаемого материала.

В объяснительно-иллюстративном методе при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном

процессе.

Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:

• Электронные учебники, карты.

• Презентации.

Учитель должен учитывать уровень технических навыков обучающихся, планируя темпурока и количество выносимого на занятия материала. Каждый ребенок индивидуален, талантлив, но в то же время, способности разные, поэтому учителю очень важно это учитывать и дать возможность ребенку усвоить основной материал программы в соответствии с его индивидуальностью. Это позволяет ученику не потерять веру в себя, вселяет в него уверенность, что он тоже способный ученик, помогает его самоутверждению [7, с.144].

Компьютер, должен стать незаменимым помощником учителя. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником. Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.

Особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, а часто и конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий [4, с.37].

Основной целью географического образования является овладение обучающимися законченной системы знаний и умений. А также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить информационные и коммуникационные технологии. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ученику «путешествовать» по миру знаний.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Использование современных педагогических технологий создают особые условия, для деятельности педагога и ученика. Знания, как правило, не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер.

2. Горбенюк О.С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.

3. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.

4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.

5. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. - М.: Радио и связь, 1997.

6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007.

7. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.

8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.