Научная статья на тему 'Применение ИКТ на уроках географии'

Применение ИКТ на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / компьютерные технологии / педагогика / география / модернизация образования / мультимедийный комплекс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакилов Никита Александрович

В современном мире и образовательной системе происходит период глубокого реформирования. Все отрасли производства и образовательной системы переходят на цифровые технологии, внедрение ИКТ влияет на образовательные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение ИКТ на уроках географии»

Применение ИКТ на уроках географии Вакилов Н. А.

Вакилов Никита Александрович / Vakilov Nikita Alexandrovich - учитель географии,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 74, г. Кемерово

Аннотация: в современном мире и образовательной системе происходит период глубокого

реформирования. Все отрасли производства и образовательной системы переходят на цифровые технологии, внедрение ИКТ влияет на образовательные процессы.

Ключевые слова: ИКТ, компьютерные технологии, педагогика, география, модернизация образования, мультимедийный комплекс.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования [1]. Еще в 1989 году в декларации участников Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой частью культуры современного общества, призваны стать действенным инструментом повышения внутренней и внешней эффективности систем образования.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Применение в обучении компьютерных технологий в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Использование образовательных ресурсов и возможностей Сети в школах нашей страны имеет свою историю и свою специфику. В России в течение продолжительного периода времени компьютерные технологии в школе не применялись. Лишь в результате реализации приоритетного национального проекта «Образование», о старте которых В. В. Путин объявил 5 сентября 2005 года, в школы России пришла современная компьютерная техника, которой сразу же нашлось грамотное применение. Именно в России появление новой компьютерной техники удачно сочетается с наличием педагогических кадров, обладающих достаточным уровнем знаний, практически неограниченными познавательными способностями и неугасимым интересом ко всему новому. Отсюда и важность постепенной переориентации и обучения педагогов и других работников образования соответствующему применению новых информационных технологий, то есть приоритетным направлением становится использование компьютеров в изучении всего набора учебных дисциплин, в том числе - компьютеризация процесса изучения естественнонаучных дисциплин. Такой подход имеет целый ряд положительных моментов. Для предмета естественно-гуманитарного цикла, которым и является география, появление в школе такой техники стало прекрасным дополнением, в первую очередь иллюстративным, к той информации, которая выдаётся учителем на уроке. На уроках географии при использовании ИКТ можно выделить три основных направления.

Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе. К этой форме следует отнести уроки с использованием интерактивных досок или плазменных панелей как планшета для вывода информации ученикам. Постепенно переходим к определению сначала широты объекта, которая соответствует северному или южному полушариям (на доске также появляется точка, учащиеся определяют её широту), а затем долготу объекта. На физической карте полушарий вместе с учениками (они - в атласе, учитель - у доски) определяем координаты горы Эверест, горы Аконкагуа, г. Москвы, горы Эльбрус. Задаю домашнее задание на закрепление пройденного материала. Получается запоминающийся урок с большим количеством яркой и полезной информации, ведь яркое, необычное преподнесение материала ученикам является немаловажной составляющей, повышающей мотивацию учащихся к получению новых и расширению уже полученных знаний по предмету.

Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии и внешкольных занятий. На собственном опыте убедился, что вывод заданий на интерактивную доску ведёт к повышению успеваемости и количеству выполненных работ. В отличие от «традиционного» способа преподнесения заданий учащимся, заключающемся в их написании на доску мелом, этот способ имеет ряд преимуществ: задания читаемы, на такую доску можно поместить больший объём материала и необходимые в задании карты, большая яркость, размер и чёткость шрифта интерактивной доски помогают сохранить зрение детей, делают её использование более удобным в классах, где есть ученики с нарушением зрения. В 8-м классе для сравнения проведены практические работы по темам: «Почвы» с применением ИКТ - на интерактивной доске были отображены задания и начерчена незаполненная таблица, «Природные зоны» (необходимо было

описать природную зону и заполнить таблицу) без применения ИКТ - на доске вместе с учениками начертил таблицу и сказал, какие задания делать. В результате при сравнении показателей успеваемости в одном и том же классе за практические работы примерно равной сложности мною была выявлена следующая закономерность. При использовании интерактивной доски для вывода заданий работы, качественная успеваемость класса повышается на 12-15 %, время на их выполнение в классе снижается на 10-15 % по сравнению с практическими работами без применения ИКТ на уроке. Применение ИКТ на уроке позволяет более продуктивно использовать время урока, практической работы, что положительно скажется на качестве знаний учащихся.

Ещё одним из направлений применения ИКТ могут стать факультативы по подготовке учеников 11-х и 9-х классов к ЕГЭ и ГИА, где используются программные продукты для групп учеников, проверки уровня их подготовленности (например, по задания на CD «Подготовка к Единому экзамену по географии»; сайты как www.giaonline.ru,ege.edu.ru, на которых каждый ученик может пройти пробный online-тест и узнать свою отметку, просмотреть, понять и исправить допущенные ошибки).

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Литература

1. Кулагин В. П. Информационные технологии в сфере образования. М.: Янус-К, 2004. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.