ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О.В.Никонов
В статье рассматриваются основные функции учителя географии, виды и средства информационных технологий, применяемых в процессе обучения и их необходимость. С их помощью ученики наиболее эффективно усваивают материал. Очень активно используются на уроках интерактивные доски. Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии, это помогает при знакомстве учащихся с новым материалом.
В статье изложены основные результаты исследований, которые были проведены с учащимися МОУ «Гимназия №7».
Ключевые слова: интерактивная доска, информационные технологии, компьютер, презентация, мультимедийные программы.
In the article are considered main functions of the geographies teacher, types and facility information technology applicable in process of the education and their need. With their help pupils most effectively adopt the material. Interactive boards are actively used on the lessons. The electronic interactive boards support in the class atmosphere of alive contact and cause the debates, which helps at acquaintance pupils with new material.
In the article are stated main results of the studies, which were organized with pupils of "Gimnaziya 7".
Key words: interactive board, information technology, computer, presentation, multimedia programs.
В настоящее время идет интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс образования. В связи с этим актуальной задачей является эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня учащихся, их интереса и творческих способностей. Решение задачи облегча-
ется существованием повышенного интереса учащихся к компьютерам. Здесь важным является организация нового типа интеллектуальных занятий.
Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять: во-первых, на уроках изучения нового и закрепления пройденного материала, требую-
щего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и, во-вторых, в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы.
Использование на уроках географии компьютерной техники, как показала практика, дает положительный эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности. Поэтому, с одной стороны, необходимо разрабатывать новые подходы к использованию электронных мультимедиаизданий по географии, а с другой - критически осмысливать и корректировать имеющиеся образцы таких изданий и методик. Для этого необходима совместная целенаправленная деятельность ученых, методистов, разработчиков электронных изданий и практикующих учителей [1].
Учитель при подготовке уроков с применением новых средств обучения учитывает уровень подготовки технических навыков учащихся, планирует темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Весь процесс обмена информацией между учеником и ПК состоит из изложения нового материала учителем с использованием технических и аудиовизуальных средств обучения, тестирования на компьютере, дальнейшего углубленного изучения материала и повторного изучения материала для тех, кто не прошел первое тестирование. Кроме того, компьютеры дают учителю исчерпывающую информацию о качестве усвоенного материала.
Говоря о моделировании, можно выделить количественные модели и качественные или иллюстративные для усиления понимания детьми сути протекания процессов. Наибольший эффект здесь может быть достигнут в сочетании процесса моделирования на компьютере с экспериментом с реальными приборами. Программы обработки данных позволяют учащимся освободиться от трудоемкого процесса получения конечных результатов опыта. Они только интерпретируют данные, выдаваемые компьютером.
Программные средства включают учащегося в мир науки и техники, т.е. позволяют «увидеть» процессы, происходящие внутри Земли и на ее поверхности, наглядно провести учебные опыты на экране дисплея, если их материальное воплощение недоступно в школе.
Учитель, применяя компьютер, решает ряд методологических задач, выявляет логику эксперимента, активизирует процесс формулировки гипотез, интерпретирует результаты.
Основные функции учителя географии, которые реализуются при использовании компьютерных технологий на уроках:
1. Педагог способствует формированию общей картины мира, природных явлений и процессов.
2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим.
3. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий тенденции изменений климатических условий, взаимозависимости природных явлений.
4. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога -формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества.
Дидактические принципы компьютерного обучения:
1. Компьютеризация обучения -наиболее современная тенденция развития дидактики и конкретных методик.
2. Центральной фигурой на уроке, регулирующей взаимодействие в системе «учащийся - персональный компьютер», остается учитель, владеющий методологией и методикой учебного процесса в условиях всеобщей компьютерной грамотности.
3. Овладение методикой компьютерного обучения должно стать инвариантом квалификационной характеристики учителя независимо от его специализации.
4. Использование ПК на уроках и во внеклассной работе должно быть комплексным в сочетании с другими техническими и аудиовизуальными средствами обучения (ТАВСО) в зависимости от задач обучения, воспитания и развития учащихся, а также целей урока, его этапов.
5. Формирование алгоритмической культуры учащихся должно осуществляться на каждом занятии, начиная с алгоритмических форм записей конспектов, в процессе решения задач, проведения лабораторных работ и практикума.
6. К компьютерному обучению применимы принципы программированного обучения: деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части, немедленная оценка каждого ответа учащихся, индивидуализация темпа и содержания учения.
Учитель использует метод компьютерного обучения, опираясь на компьютерную грамотность учащихся, т.е. учащиеся должны владеть пользовательскими навыками независимо от возраста.
С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроках географии:
• сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
• увеличивается количество тренировочных заданий;
• достигается оптимальный темп работы ученика;
• легко достигается уровневая дифференциация обучения;
• учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
• в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов: в природе, к примеру, движение воздушных масс, круговорот воды в природе и т.п.;
• обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций и образно представить картину мира (физическая, экономическая география);
• диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. Это способствует запоминанию географических названий, объектов.
Современная школа отличается наличием компьютеров в кабинетах химии, истории, математики, биологии, географии. Учитель использует компьютеры на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового мате-
риала, закреплении, повторении, контроле.
Компьютер наряду с книгой является источником учебной информации, наглядным пособием. В качестве рабочего инструмента он используется как текстовый и графический редактор (распечатка схем, текстовых и контрольных заданий, опорных текстов, проектирования, расчётов) [2].
Компьютер позволяет использовать возможности Internet (привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира) как учителем, так и учащимися.
Параллельно с освоением компьютерной техники проводится широкое внедрение в образовательный процесс современных аудиовизуальных средств обучения: спутникового телевидения, «домашнего кинотеатра», CD-проиг-рывателей.
Компьютеризация и информатизация всех сфер жизнедеятельности общества затронули, в первую очередь, образование. Требованиями современного общества являются компьютерная грамотность и информационная культура, которая предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения своей деятельности [3]. В школьной практике в качестве средств, на которые опираются информационные технологии, мы используем аудио, видеофильмы и компьютеры. Их применение на уроках и во внеклассной работе дает возможность избавить учеников от механического заучивания, с последующим применением многочисленных инструкций и переносить основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процесс, понимать, изобретать и формулировать правила, ставить
перед собой и решать разнообразные задачи, самостоятельно планировать и выстраивать собственные действия.
Опыт использования ПК достаточно большой. Учителя школ города Казани, а также гимназии №7 используют ПК на всех этапах процесса обучения. При этом для учащихся он выполняет различные функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Эффективность воздействия учебного материала на учеников во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Программа подготовки позволяет педагогам осуществлять новый подход к представлению материалов. Учителя биологии, географии, физики создают слайд -фильмы к уроку, где на цветных картинках-слайдах помещают красивую графическую и текстовую информацию на определённую тему. В школе с помощью данной программы можно создать слайд-фильм об уроке, о работе кружков, демонстрировать коллекции, спортивные достижения. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволило интенсифицировать усвоение учебного материала и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо доски проецирование слайд-фильмов с экрана ПК на экран «большого телевизора».
Аппаратные средства мультимедиа позволяют создавать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие огромный интерес у учащихся.
Мультимедийные программы на лазерных компакт-дисках стали технической основой быстро развивающегося
нового направления в искусстве- экранного искусства. Имеется возможность познакомить учащихся с шедеврами мировой культуры - картинных галерей мира, музеев, выставочных залов. Музыкальное сопровождение, справочная текстовая информация, телефильмы - все это сильное эмоциональное воздействие на ученика, развивает его художественный вкус и одновременно дает знания в области культуры, искусства и истории человечества.
Совершенно уникальные возможности для диалога ученика с наукой, культурой представляет глобальная сеть Internet. Это и переписка со сверстниками со всех частей мира, привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира, слежение за событиями через международные серверы.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, включая интегрированные курсы, проводить тестирование учащихся на компьютере не только по разделам курса информатики, но и по другим школьным предметам. Также компьютерное тестирование можно использовать как анализ знаний в предметной области, как диагностику качества преподавания.
Информационная технология за короткое время стала одним из основных блоков современного общества. Культура общения человека с персональным компьютером становится общей частью культуры человека.
В настоящее время для более полного использования учебных мультимедийных изданий стали применять интерактивные доски.
Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю
намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.
Но, как бы то ни было, многие преподаватели сталкиваются с необходимостью демонстрации визуальных материалов. К сожалению, проектор и экран не всегда позволяют достичь нужного эффекта. К тому же преподаватель вынужден отвлекаться на свой компьютер, чтобы управлять демонстрацией, и не всегда нужные функции удобны и доступны.
В современном мире обычная школьная доска эволюционировала и на смену ей пришли нтерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера путем проекции изображения при помощи обычного медиапроектора, произвольного дополнения выведенного изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или акцентирующими внимание учеников «обводками» каких-либо важных фрагментов текста и графики, интерактивной работы с проецируемым изображением точно так же, как на экране дисплея при помощи мыши и сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере.
Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.
Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии, что существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.
Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения экрана под прикосновениями рук выглядели очень эффектно. Некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда [4].
Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети и их родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Ученики сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Наши наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся были более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске.
Теперь из желающих ответить выстраиваются целые очереди, сразу чувствуется, что уроки стали более интересны и информативны. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогло быстро сконцентрировать внимание учеников в течение всего урока. Они всегда показывают на уроке активность и действительно увлечены, когда работают с интерактивной доской. Можно сказать по нашему опыту, что новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя. Для учащихся интерактивная доска стала могучим стимулом.
Если однозначно доказать улучшение отметок класса благодаря интерактивной доске не так уж просто, то в изменении отношения учеников к учебе и более глубоком понимании материала сомневаться не приходится. Имеется возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Ведь можно переслать их отсутствовавшим в этот день ученикам. Кроме того, можно отослать подготовленный урок тем, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на нем в школе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе гимназии №7 города Казани с 2005/2006 учебного года по 2008/2009 учебный год с учащимися 7-10 классов на уроках географии. На протяжении 4 лет прослеживалась тенденция изменения знаний, умений, навыков у учащихся. В эксперименте принимало участие 57 человек.
Для того, чтобы убедиться какое влияние оказывает использование компьютерных технологий, нами были проведены компьютерные работы, позволяющий определить уровень знаний по географии.
Данные сравнительного анализа показывают, что рост качества знаний в экспериментальных группах был значительно более высокий по сравнению с контрольными группами.
Анализ показал, что при использовании современных технических и аудиовизуальных средств обучения увеличивается познавательный интерес учащихся к предмету, улучшается качество обучения.
Применение компьютеров в обучении создает возможность использования их для аудиторных, аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. Отметим, что при проведении
лекционных занятий до сих пор самым распространенным средством для визуализации новой информации являются доска и мел. Наряду с компьютерами используются дополнительные средства - плакаты, изданные типографским способом или, что чаще бывает, подготовленные самостоятельно преподавателем или учащимися, используется кинопроекционная аппаратура, слайд-проекторы и другие технические и аудиовизуальные средства обучения [5], могут быть продемонстрированы опыты, объясняющие и явно показывающие процессы, происходящие на Земле, например, извержение вулкана, движение тектонических плит и т.д.
Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Вместе с этим изменяется и парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости и возможности "образования в течение всей жизни". В рамках этой парадигмы образования идут поиски новых образовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации обучающихся.
Обновление дидактических материалов, которое периодически необ-
ходимо выполнять, в связи с развитием науки или при изменении учебной программы, вызывает определенные трудности, особенно для динамичных учебных дисциплин, например, в экономике, информатике, математике, физике, географии, биологии.
Литература:
1. Иванов Ю.П. «Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения». // География в школе, №2, 2000г.
2. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10. - С. 89-92.
3. Тыщенко О.Б. Электронные лектории // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 39-43.
4. Никонов О.В. «Информационная деятельность на уроках географии»//Сборник статей международной научно-практической конференции: «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: проблемы, поиски, перспективы», часть 2, с.457-459, Казань, 2009г.
5. Васильев С.В., Колпакова М.И. «Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках географии России». // География в школе, №3, 1998 г.