ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОМОЩЬЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Мелентьева Жанна Владимировна
студентка гр. 742 факультета иностранных языков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE UNIVERSAL STUDY SKILLS SHAPING AND DEVELOPING WITH THE HELP OF TASKS FOR THE INTERACTIVE WHITEBOARD
Anna Kantsur, Ph.D.
Associate Professor, Foreign Languages Teaching Methods Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Zhanna Melentieva
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматриваются упражнения, созданные для интерактивной доски и направленные на формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий школьников. Школьное образование направлено на информатизацию и овладение обучающимися универсальных учебных действий, а интерактивная доска объединяет в себе эти две составляющие. Приведен ряд упражнений, доказывающий, что с помощью интерактивной доски можно и нужно формировать и развивать универсальные учебные действия.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; коммуникативные универсальные учебные действия; информационно-образовательная среда; информационно-коммуникационные технологии; интерактивная доска.
Abstract: the article presents research the exercises for the interactive whiteboard aimed at shaping and developing communicative universal study skills. Nowadays school education has informatization and acquiring universal study skills by pupils as its target and the interactive whiteboard combines these two qualities. The article focuses on exercises which prove that teachers can and
should shape and develop universal study skills of their students with the help of the interactive whiteboard.
Key words: universal study skills; communicative universal study skills; information and educational environment; information and communication technologies; interactive whiteboard.
Основная задача, стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития, - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также накопление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, которые определяют современное качество содержания образования.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [1].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в состав основных видов УУД входят четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный [3].
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками [2].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Несомненно, для развития коммуникативных универсальных
учебных действий огромное значение имеют не только действия учителя во время урока, но и учебно-методический комплект (УМК). Однако современные школьники не всегда с интересом выполняют задания из учебника. Большинство из них выполняет такие упражнения неохотно, а некоторые и вовсе предпочитают заняться чем-нибудь другим вместо активной работы с упражнением. Так называемые цифровые аборигены сегодня активно используют новые технологии на каждом шагу, поэтому привычные нам упражнения из учебника уже не способны полноценно выполнять свою функцию формирования универсальных учебных действий. Именно отсюда возникает вопрос об использовании современных технологий в обучении иностранному языку.
В условиях создания искусственной языковой среды на уроках иностранного языка использование информационно-коммуникационных технологий занимает одно из самых значимых мест, так как в наше время невозможно обойтись без информационно-образовательного пространства, которое открывает большие возможности для изучения различных аспектов языка и многообразия видов деятельности.
Такими универсальными технологиями, позволяющими работать над коммуникативными действиями учащихся на уроке иностранного языка, могут стать компоненты информационно-образовательной среды: средства информационно-коммуникационных технологий, информационные системы, ресурсное и методическое обеспечение и инновационные педагогические технологии. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [4].
Использование современных образовательных технологий может стать одним из средств формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения.
Среди всех известных средств информационно-коммуникационных технологий, используемых на уроках иностранного языка (компьютер, принтер, мультимедийный проектор, аудио-, видеосредства, Интернет,
интернет-телефония, поисковые системы и т. д.), одним из самых неизведанных до сих пор остается мультимедийная доска.
Интерактивная доска (ИД), или мультимедийная доска, - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску с помощью мультимедийного проектора. Вместе они являются интерактивным комплексом.
Для того чтобы продемонстрировать способность мультимедийной доски формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся, в качестве примера приведен ряд упражнений для интерактивной доски Smartboard, так как одним из широко используемых программных обеспечений для интерактивных досок является программа Smart Notebook. Данный ряд упражнений направлен на планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, развитие умений учащихся: задавать вопросы, не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме и определять цели, функции участников и способы взаимодействия.
Созданные уроки содержат задания для интерактивной доски, формирующие и развивающие коммуникативные УУД:
1. Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Деятельность учителя: Учитель дает учащимся домашнее задание подготовить доклад о спортсмене, которым они восхищаются, обращая внимание обучающихся на план доклада. Потом учитель «вытягивает» на экран фотографии известных спортсменов, чтобы помочь ученикам в выборе (рис. 1).
О
In pairs make a report about a sportsman you admire. Follow the plan:
1 The person's biography
2 The sport he or she does
3 His or her greatest merit
4. Your opinion about the person
О
In pairs make a report about a sportsman you admire. Follow the plan:
1 The person's biography
2 The sport he or she does
3 His or her greatest merit
4 Your opinion about the person
Рис. 1. Доклад о спортсмене
2. Коммуникативное универсальное учебное действие: умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение. Деятельность учителя: Учитель просит учащихся, глядя на картинки-подсказки, определить тему урока, дети называют тему урока, и учитель открывает название темы на слайде. После этого учитель переключает слайд, и, внимательно посмотрев на картинки еще раз, учащиеся отвечают
на вопрос: «Какая профессия является самой важной?», высказывая собственное мнение (рис. 2).
What job is the most important? Why?
Рис. 2. Какая профессия является самой важной?
3. Коммуникативное универсальное учебное действие: умение задавать вопросы.
Деятельность учителя: Учитель дает учащимся задание в парах задать вопросы о профессиях и ответить на них. Учитель включает таймер на экране, чтобы учащиеся следили за временем, отведенным на данное задание (рис. 3).
Ask your partner questions about:
- his or her parents' occupations
- the job he or she dreams about
- the best occupation
¿J
Рис. 3. Вопросы о профессиях
4. Коммуникативное универсальное учебное действие: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Деятельность учителя: Учитель дает обучающимя задание придумать рассказ о распорядке дня одного из своих однокласссников, не называя его имени, и включает таймер на экране, чтобы учащиеся придумали свои короткие истории. Учащиеся образуют группы, учитель включает еще один таймер для озвучивания историй в группах, чтобы обучающиеся следили за временем, отведенным на данное задание (рис. 4).
Make a short story about the daily routine of
one of your classmates and make others guess the person. Tell your stories in groups
Рис. 4. Распорядок дня
5. Коммуникативное универсальное учебное действие: умение определять цели, функции участников и способы взаимодействия. Деятельность учителя: Учитель дает учащимся задание создать диалог в парах. Учащимся необходимо обсудить любимый вид спорта, регулярность тренировок и спортсменов, известных в этом виде спорта. После этого учитель включает таймер на экране, чтобы все обучающиеся могли следить за длительностью своих диалогов (рис. 5).
^ ) In pairs make a dialogue about your favourite kind of sport. Speak about:
- your favourite kind of sport;
- how often you do it;
- the most famous sportsman in this sphere.
Рис. 5. Подготовка диалога
Важно отметить, что большинство созданных упражнений одновременно развивает и формирует несколько коммуникативных универсальных учебных действий. Благодаря таким упражнениям учителю не составит труда провести качественный урок, который будет формировать коммуникативные УУД обучающихся, их развивать и представлять собой информационно-образовательную среду.
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, в частности мультимедийной доски, обогащает содержание образовательного процесса и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Упражнения для интерактивной доски способствуют сотрудничеству между учителем и учащимися, высказыванию и аргументированию обучающимися собственного мнения, построению учащимися речевых высказываний, работе в парах или группах, то есть формированию и развитию коммуникативных УУД.
Список литературы
1. Закон об образовании РФ в редакции от 29.12.2012 Серая Т.Н. Универсальные учебные действия. От теории к практике. Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/640798/ (дата обращения 12.04.2017).
2. Серая Т.Н. Универсальные учебные действия. От теории к практике. Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/640798/ (дата обращения 12.04.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
4. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе // Р.А. Гайнуллина, Г.Б. Ишпаева, Е.В. Савинова, Т.Т. Ситдикова. [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/599535/ (дата обращения 23.01.2017).
© Канцур А.Г., Мелентьева Ж.В., 2017
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ SKYPE
Крузе Борис Александрович
д-р. пед. наук, профессор кафедры методики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Дульцева Елизавета Сергеевна
студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
TEACHING FOREIGN ORAL SPEECH VIA SKYPE
Boris Kruze, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Elizaveta Dulceva
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]