Научная статья на тему 'Применение интерактивной доски как фактор создания здоровьесберегающей среды на уроках химии'

Применение интерактивной доски как фактор создания здоровьесберегающей среды на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МОДЕЛИ / ХИМИЯ / ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМЫ САНПИН / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горст Елена Анатольевна

Автор раскрывает в статье преимущества преподавания с помощью интерактивно доски. Благодаря множеству позитивных физиологических, психологических и методических факторов, использование интерактивной доски наряду с достиженим высоких образовательных результатов создает существенный здоровьесберегающий эффект. Автор отмечает, что эффективное использование интерактивной доски требует от преподавателя дополнительных усилий по ее освоению и поиску или созданию подходящих дидактических материалов – информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивной доски как фактор создания здоровьесберегающей среды на уроках химии»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Горст Елена Анатольевна

учитель химии МБОУ СОШ № 45 г.Нижний Тагил, Свердловская область

J ^

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА УРОКАХ ХИМИИ

Л___________________________________________г

Аннотация. Автор раскрывает в статье преимущества преподавания с помощью интерактивно доски. Благодаря множеству позитивных физиологических, психологических и методических факторов, использование интерактивной доски наряду с достиженим высоких образовательных результатов создает существенный здоровьесберегающий эффект. Автор отмечает, что эффективное использование интерактивной доски требует от преподавателя дополнительных усилий по ее освоению и поиску или созданию подходящих дидактических материалов - информационных ресурсов.

Ключевые слова: интерактивная доска, информационные ресурсы, интерактивные мультимедийные модели, химия, химическое образование, нормы СанПин, здоровьесберегающая образовательная среда.

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

В. А. Сухомлинский.

С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона (Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО), представляющего «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [4,5,6,14], в числе ряда других направлений ведется системная деятельность по разработке новых форм обеспечения формирования и развития здоровьесберегающей среды в современном ОУ. Активное участие в этом направлении деятельности Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО принимает мБоУ СОШ № 45 г.Нижний Тагил.

В процессе здоровьесбережения школьников важную роль играют учителя-предметники. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, то есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсе-

нале каждого учителя есть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей -качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся: сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. По нормам СанПиНа использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся [13]. Поэтому в рамках КПМО коллектив школы начал активное внедрение современных средств ИКТ в образовательный процесс. Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции [12].

Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются (Т. В. Ахутина,

Л. Г. Татарникова и др.):

• обеспечение учебной мотивации;

• построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;

• недопущение форм сильного и выраженного утомления.

С появлением в школе интерактивного оборудования, учителя получили возможность активно внедрять в жизнь новые технологии. Каждый ученик может

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в работе, сделать мир вокруг себя ярче. Интерактивные доски помогают педагогу сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности [1].

Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Презентации, демонстрации и создание моделей.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Химия - очень непростой предмет. Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Мы познаем мир, используя наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, синтез, и т.д. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Возможности учителя возрастают многократно, если в кабинете химии есть интерактивная доска, с помощью которой можно:

• проводить виртуальный химический эксперимент;

• демонстрировать видеофрагменты с опытами, которые важны для понимания изучаемого материала, но нельзя проводить даже демонстрационно в связи с опасностью для здоровья;

• виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе, помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока;

• при проведении практической работы, особенно для начинающих изучать химию, или в случае трудной работы можно открыть аналогичную виртуальную прак-

тическую работу и выполнять её параллельно. Учитель показывает, как надо выполнить действие, а ученики затем повторяют его на реальных приборах и реактивах;

• использовать интернет-ресурсы, демонстрирующие различные химические производства (получение аммиака, серной кислоты, метанола, чугуна и стали).

За счет большей наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию [1]. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету. Именно новые информационные технологии заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение.

Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы [3]. Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя и для ученика:

• развитие воображения, творческих способностей ребенка;

• возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;

• возможность работать эстетично, интересно, практически в игре изучать сложный, воспринимаемый с трудом многими школьниками предмет - химию.

Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. Ведь цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Все должно работать на цель - привлечь внимание, заинтересовать, вызвать нужные эмоции. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Например, чтобы стать организованным и внимательным к деталям, применяем желтый цвет, который ассоциируется с интеллектуальными способностями (возбуждает интеллект, творческое воображение). Если необходима высокая концентрация внимания и большие умственные усилия, используем энергию желтого и бирюзового цветов.

При оформлении изучаемого материала в виде таблицы, помним, что лучше всего воспринимаются объекты, размещенные в левом верхнем углу, вверху и в центре таблицы, хуже - в нижней части таблицы, особенно в правом нижнем углу. Если главный объект невозможно разместить в лучшем для восприятия месте, то его выделяем обводкой, рамками, контрастными цветами, увеличением размеров основного объекта по сравнению с другими.

Писать сенсорным маркером легче, быстрее, нет меловой пыли и грязной тряпки, что полезнее для здоровья. Можно менять не только цвет записей и толщину линии, но и фон, на котором они ведутся. Например, фон принимает вид обычной черной деревянной доски, а цвет маркера можно сделать белым [6].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса [5].

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения [5,16,17]. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами. Возможности доски позволяют оживить обычную презентацию Power Point, так как сенсорным маркером можно делать записи прямо на слайдах, передвигать объекты, загораживать шторкой часть материала, например, ответы на вопросы или решение задачи.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

По нормам СанПиНа допускается оборудование учебных помещений интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. Во время урока необходимо чередовать различные виды учебной деятельности, для 8-11 классов наиболее оптимальным считается [12]:

Количество видов учебной деятельности 4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10 минут

Просмотр изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения: статических динамических 25 минут 30 минут

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, использующий готовые электронные пособия. Грамотный учитель может использовать как положительный момент даже присутствующие ошибки, опечатки, несоблюдения правил техники безопасности на дисках, тактично исправляя их и обращая внимание учеников на необходимость тщательного анализа любой поступающей информации.

Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:

• использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;

• сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;

• моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

• проиллюстрировать сложные химические эксперименты (например, реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно, и пр.);

• провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;

• организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;

• в случае необходимости организовать дистанционное обучение.

Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность, в частности, с использованием многочисленных традиционных ресурсов [7,8,11,15].

Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт учителю и классу возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия, что позволяет избежать стрессовой ситуации у большинства учащихся с ведущей визуальной или аудиальной рецепторной системой, повысить самооценку, предупредить переутомление, организовать «щадящий режим», снизить уровень тревожности. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс [3].

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Система интерактивного тестирования ИД позволяет автоматизировать процесс анализа тестирования, избавляя преподавателя от рутинных операций и обеспечивая возможность оперативного представления результатов опроса, голосования или контроля знаний.

Большое значение имеет и эмоциональная окраска урока. Известно, что учебный материал, вызывающий положительные эмоции, усваивается быстрее и легче.

Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски:

1. Заранее определяется тема урока с использованием доски в тематическом планировании на учебный год.

2. Определяются цели и задачи урока и его тип.

3. Продумываются этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.

4. Заранее подготавливаются учащиеся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски.

5. Подбираются электронные издания.

6. Конструируется урок на основании электронных изданий или создается урок с помощью инструментов интерактивной доски.

В конце урока проводится рефлексия.

На уроках химии и при подготовке к ним мы применяем следующие формы:

• создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8-11 классов: умения учащихся старших классов работать в программе Microsoft PowerPoint дает им возможность готовить презентации для закрепления изученного материала или при изучении нового, причем есть возможность работать как индивидуально, так и в группах. Если работа идет в группах, то учащиеся могут распределить виды работы между собой: одни подбирают информацию, другие оформляют ее в виде презентации, третьи представляют результат работы классу. Роли можно менять решением учителя или самих детей, групповой состав может быть мобильным или стабильным, в зависимости от поставленной учителем цели. Если в презентации допущены ошибки, то их можно легко исправить, привлекая учащихся класса, или учитель сам акцентирует на них внимание. Сохранённые презентации экономят время учителя, особенно, если в школе несколько классов в параллели. Наиболее удачные презентации можно использовать на уроках в других классах параллели, при повторении, обобщении, в течение нескольких лет;

• моделирование химических процессов и явлений, демонстрация видеофрагментов с опытами, химические эксперименты с помощью виртуальной лаборатории;

• тестирование, включенное в программные продукты на электронных носителях, как закрепление изученного на уроке материала;

• решение расчетных и экспериментальных задач;

• осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ;

• использование готовых мультимедийных пособий на уроках химии: «Химия - 8», «Химия - 9», «Неорганиче-

ская химия», «Органическая химия», «Химия элементов» и другие;

• применение для подготовки к урокам Интернет-ресурсов, например видеофрагментов по производству серной кислоты, аммиака, чугуна, стали и др. Преимущества работы с интерактивными досками для учащихся

1. Совместима с программами для всех лет обучения.

2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.

4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

5. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

6. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

7. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

8. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

9. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.

11. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Таким образом, преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

1. Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

2. Можно создавать ссылки с одного файла на другой -например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио и видеооборудование.

3. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.

4. После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Наряду с позитивными моментами обнаруживаются и некоторые проблемы: освоение интерактивной доски требует много времени, появляющиеся все новые и новые программы требуют осознанного грамотного выбора предлагаемого материала [1].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таким образом, интерактивная доска - это комплекс оборудования, который позволяет учителю-предмет-нику существенно улучшить качество преподавания предмета, повысить интерес учащихся к предмету, реализовать в обучении современные технологии, сделать процесс обучения более наглядным, динамичным, повышает качество обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся, помогает эффективно осуществлять обратную связь [9].

Сухомлинский сказал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Значит, современный учитель должен идти в ногу со временем: владеть компьютером, интерактивной доской, новыми технологиями преподавания.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Литература

1. Абрамова С. И. Компьютерные технологии на уроках химии. [Сайт] URL: http://www.openclass.ru/node/67433 (дата обращения: 4.04.2013).

2. Борисенков В. П. Что такое образование сегодня? // Образование и наука. - 2011. - № 7.- С.3-15.

3. Гоодзь П. И. Применение интерактивной доски на уроках биологии и химии. [Сайт] URL: http://www.surwiki.ru/wiki/ ^ех.р1тр/Применение_интерактивной_доски_на_уро-ках_биологии_и_химии (дата обращения: 4.04.2013).

4. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.-№ 8 (76). С.32-42.

5. Давыдова Н. Н. Сетевая организация методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 4.- С.13-16.

6. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- № 5 (75).- 2011.- С.39-45.

7. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: ООО «5 за знания», 2006.

8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Сайт] URL: http://school-coNection.edu.ru/ (Дата обращения: 4.04.2013).

9. Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии. / Автор не указан. [Сайт] URL: http://chimia24.ucoz.ru/publ/publikacii/ metodika_prepodavanija_khimii/interaktivnaja_doska_ kak_sredstvo_produktivnogo_usvoenija_uchebnogo_ materiala_na_urokakh_khimii/8-1-0-19 (дата обращения: 4.04.2013).

10. Использование интерактивной доски на уроках / Автор не указан. [Сайт] URL: http://www.aura.kz/helpinfo/index. php?id=55316

11. Кабинет 54 [Сайт] URL: http://kabinet54.ucoz.ru/ (Дата обращения 4.04.2013).

12. Леташкова Е. В. Интерактивная доска на уроках химии. // 1 Сентября. Химия. [Электронная версия]. URL: http:// him.1september.ru/view_article.php?id=200900806 (Дата обращения: 4.04.2013).

13. Новые нормы СанПин для школьников / «Регион образования» Интернет-издание для преподавателей, учащихся и родителей. [Сайт] [Дата публикации: 2011-06-07] URL: http://www.regobraz.ru/statia.php?nm=173 (Дата обращения: 4.04.2013).

14. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2012.- № 1 (90).- С.56-64.

15. Толмачева Т. А. Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса. М.: ГлобалБук, 2006.

16. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11 (79). С.3-12.

17. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука.- 2011.- № № 10;3.

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№2, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.