Научная статья на тему 'Использование ИКТ в работе учителя информатики'

Использование ИКТ в работе учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПЫ / УЧИТЕЛЬ / КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Д. А., Савина А. В.

В представленной работе раскрыта причина использования обучения на уроках информатики и ИКТ с помощью информационных технологий. В данной работе идет речь об электронных средствах образовательного назначения как аппаратных, так и программных. Внедрение информационных технологий в преподавание позволяет вывести учащихся на новый уровень, повысить их интерес к обучению, сформировать позитивную мотивацию к учебе, воплотить в жизнь дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Данная работа может быть использована преподавателями информатики и ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Д. А., Савина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в работе учителя информатики»

Яковлев Д. А., Савина А. В.

Преподаватели информатики МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики»

г. Новокузнецк, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В представленной работе раскрыта причина использования обучения на уроках информатики и ИКТ с помощью информационных технологий. В данной работе идет речь об электронных средствах образовательного назначения - как аппаратных, так и программных. Внедрение информационных технологий в преподавание позволяет вывести учащихся на новый уровень, повысить их интерес к обучению, сформировать позитивную мотивацию к учебе, воплотить в жизнь дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Данная работа может быть использована преподавателями информатики и ИКТ.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, дидактических принципы, учитель, компьютерной техники, обучение

В современных условиях информационно-коммуникативная компетентность - это приоритетное направление общего образования. Невозможно назвать сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь быстро и порождала такое многообразие подходов к исследованию материала, как информатизация и компьютеризация общества. Информационные технологии рассматривают большое количество инновационных ситуаций, которые можно использовать на современном уроке. Внедрение информационных технологий в преподавание позволяет вывести учащихся на новый уровень, повысить их интерес к обучению, сформировать позитивную мотивацию к учебе, воплотить в жизнь дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, соединить движение, изображение, звук.

Для учителя, на наш взгляд, очень принципиально идти в ногу со временем. Только так находится контакт с современными детьми и их современными родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредмет-ных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Внедрение последних компьютеризированных технологий обучения дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.

Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии, использующие особые методы и способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

В целях оптимизации процесса становления познавательной деятельности школьников учителя информатики успешно используют обучающие компьютерные программы, при помощи которых появляются реальные возможности для высококачественной индивидуализации обучения, что позитивно отражается на мотивации обучения, его результативности и, безусловно, ускоряет процесс усвоения знаний.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий: наглядная и привлекательная форма, мотивация и интерес учащихся к занятиям, ускорение процесса запоминания информации, сокращение времени на формирование знаний, умений и навыков.

Эффект от использования средств компьютеризации обучения имеет возможность быть достигнутым лишь тогда, когда профессионал предметной области не ограничивается в способе представления знаний, в частности: электронные учебники, работа с базами знаний.

Остановимся немного подробнее на методе наглядного преподавания.

Наглядные методы - такие способы, при которых освоение учебной программы находится в большей зависимости от используемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Они находятся в контакте со словесными и практическими способами преподавания материала и предна-

значаются для более полного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их естественном облике или в символьном изображении с поддержкой всевозможными рисунками, репродукциями, схемами и т.п. Поэтому в современной школе невозможно обойтись без применения экранных технических средств совместно с компьютерами.

Наглядные методы обучения можно условно разделить на две группы: метод иллюстраций и метод презентаций.

Метод иллюстраций предполагает показать учащимся иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картинки, карты, зарисовки на доске, плоские модели и пр.

Метод презентации связан с демонстрированием технических устройств, опытов, видеороликов и др.

Дидактический принцип наглядности, являющийся одним из основополагающих, должен восприниматься отдельно и глубже возможности зрительно воспринимать информацию. Он содействует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым познаниям. Выполняя самостоятельные задания, они убеждаются в действительности происходящих процессов и явлений, о которых узнали от преподавателя, вследствие чего учащиеся убеждаются в истинности приобретаемых сведений и приходят к осознанности и прочности знаний.

Для обучения предмету информатики практически полностью отсутствует фабрично изготовленное наглядное учебное оборудование. Поэтому учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал: печатные пособия, плакаты, карточки, схемы, мультимедийные презентации, которые широко используются в обучении.

Все это мы рекомендуем разрабатывать совместно с учащимися. Тогда проведение уроков, практических занятий, лабораторных и самостоятельных работ даст более высокий эффект усвоения.

В настоящее время компьютерный класс дает большое количество дидактических возможностей, таких как: подача определенной текстовой информации на экраны мониторов или же на экран проектора, постановка всевозможных задач,

организация коллективной мыслительной деятельности, демонстрация схем, чертежей и иной видеоинформации, контроль знаний, работа с электронными учебниками.

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс формирует новую педагогическую технологию обучения.

Уверен, что рациональное использование наглядного метода обучения с применением современных ИКТ в работе учителя позволит оптимизировать учебный процесс, устранит перегрузку ученика, предотвратит школьные стрессы, сделает обучение в школе единым образовательным процессом.

Список использованной литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.-Воронеж: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Модэк, 2012.

2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / пер. с англ. И.С. Аникеева, Н.В. Борисовой. - М.: Перспектива, 2011. - 138

с. - Библиогр.: С. 137-138. - ISBN 987-5-903263-28-8 (БЭСТ-принт).

© Яковлев Д. А., Савина А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.