Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS / INNOVATIVE TEACHING / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелюбин Роман Владимирович

В статье освещены ключевые направления совершенствования современной педагогической практики в процессе реализации целей и задач учреждений высшего образования на основании применения инновационных педагогических технологий. Автором на основании аналитического обзора литературных источников обосновано, что тенденции развития образовательной системы высшей школы предполагают перманентную трансформацию методов и технологий организации процесса обучения специалистов. Создание единого образовательного пространства, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, обосновывающего реализацию новых принципов обучения, требует переориентации педагогического процесса на внедрение новых технологий в организации обучения. Автором также установлено, что в последнее время актуализировалась проблема развития личностного потенциала обучающихся: возможности реализации творческих способностей, формирования самостоятельности, самосознания и самореализации в различных видах деятельности. Педагогическая наука делает акцент на создании образовательных технологий, призванных способствовать формированию и гармоничному развитию личности в условиях глобализации и информатизации социально-экономических процессов. Следовательно, в рамках реформирования образования по принципам ФГОС и изменения образовательной парадигмы в технологиях в статье предложена система современных педагогических технологий, установлено понимание целесообразности и направлений использования структурных элементов системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелюбин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

The article highlights the key directions of improving modern pedagogical practice in the process of realizing the goals and objectives of higher education institutions based on the use of innovative pedagogical technologies. On the basis of an analytical review of literary sources, the author substantiates that the development trends of the educational system of higher education presuppose a permanent transformation of methods and technologies for organizing the process of training specialists. The creation of a single educational space, the introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education, which substantiates the implementation of new teaching principles, requires a reorientation of the pedagogical process towards the introduction of new technologies in the organization of education. The author also found that recently the problem of developing the personal potential of students has been actualized: the possibility of realizing creative abilities, the formation of independence, self-awareness and self-realization in various activities. Pedagogical science focuses on the creation of educational technologies designed to contribute to the formation and harmonious development of the individual in the context of globalization and informatization of socio-economic processes. Consequently, within the framework of reforming education according to the principles of the Federal State Educational Standard and changing the educational paradigm in technology, the article proposes a system of modern pedagogical technologies, establishes an understanding of the expediency and directions of using the structural elements of the system.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Современные педагогические технологии в образовательном процессе обучающихся как средство реализации ФГОС

Нелюбин Роман Владимирович,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Уральский юридический институт МВД России E-mail: ro.nelubin@yandex.ru

В статье освещены ключевые направления совершенствования современной педагогической практики в процессе реализации целей и задач учреждений высшего образования на основании применения инновационных педагогических технологий. Автором на основании аналитического обзора литературных источников обосновано, что тенденции развития образовательной системы высшей школы предполагают перманентную трансформацию методов и технологий организации процесса обучения специалистов. Создание единого образовательного пространства, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, обосновывающего реализацию новых принципов обучения, требует переориентации педагогического процесса на внедрение новых технологий в организации обучения. Автором также установлено, что в последнее время актуализировалась проблема развития личностного потенциала обучающихся: возможности реализации творческих способностей, формирования самостоятельности, самосознания и самореализации в различных видах деятельности. Педагогическая наука делает акцент на создании образовательных технологий, призванных способствовать формированию и гармоничному развитию личности в условиях глобализации и информатизации социально-экономических процессов. Следовательно, в рамках реформирования образования по принципам ФГОС и изменения образовательной парадигмы в технологиях в статье предложена система современных педагогических технологий, установлено понимание целесообразности и направлений использования структурных элементов системы.

Ключевые слова: педагогические технологии, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная среда, обучающиеся, инновационное обучение, учреждения высшего образования.

Общество, в котором реализуются современные концепции воспитания и образования подрастающего поколения, все время развивается и динамично меняется. Мировое образовательное пространство постоянно пополняется новым содержанием знаний, новыми квалификационными признаками и требованиями к будущим специалистам всех отраслей хозяйствования. Возникают новые сферы отношений, новые специальности, которые формируют новые дисциплины. Высшая школа в России находится на стадии реформирования, что актуализирует перманентный поиск новых форм и технологий обучения в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Гармонизация высшего образования России в соответствии с требованиями международного образовательного пространства, его развитие осуществляется по определенным принципам, предусматривающим внедрение и использования инновационных педагогических технологий обучения. Так, целью статьи является освещение современных педагогических технологий в качестве эффективного средства реализации процесса обучения в образовательных учреждениях высшего образования в рамках ФГОС.

Прогресс в воспитании и обучении молодежи происходит при искоренении диалектически устаревших и применении новых технологий, что в свою очередь требует наполнения системы образования новым содержанием [1]. Научные исследования посвящены теоретическим и практическим аспектам апробации инновационной концепции обучения в высшей школе, специалистами рассматривались конкретные формы и направления применения педагогических технологий, освещались вопросы учета положительного опыта зарубежных образовательных систем и анализировались перспективы его использования в отечественной практике [3]. Так, отечественные авторы Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахи-на в своих наработках предлагают соотносить инновации в обучении с целесообразностью модернизации и трансформации традиционного педагогического процесса, его модификацией [5]. В исследовании проблем педагогических инноваций понимание нового в образовательном процессе Комашинская Т.С., Горностаева Т.Н., Бажина П.С. и Жигалова О.П. соотносят с такими характеристиками как полезные, прогрессивные, современные, передовые знания, навыки и умения [4].

Ключевым принципом реализации ФГОС ВО [11] и ФГОС ВО 3++ [10] является приоритетное

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

внедрение инновационных достижений образования и науки. В связи с тем, что инновационный путь трансформационных процессов в социуме будет продуцировать поколение людей, способных эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность в условиях информатизации, цифровизации и глобализации социально-экономических процессов, ключевым направлением образовательных систем всех уровней должно быть развитие личности, формирование ее культурологической и коммуникативной подготовленности, способности самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, перманентно развивать знания, формировать информационные и социальные навыки [10; 11].

В аналитическом обзоре зарубежных специалистов отмечается, что новая эра развития и повсеместного использования информационных ресурсов приводит к необходимости осознания роли высшего образования как ключевого структурного элемента систематического прогресса общества, а инновационные процессы и технологии в каждой отрасли и направлении социально-экономической деятельности должны характеризоваться высоким динамизмом, быстротой трансформации знаний [9].

Статьей 69 Федерального ЗаконаРоссии «Об образовании» среди основных задач высших учебных заведений предусматривается обеспечение органического сочетания в образовательном процессе образовательной, научной и инновационной деятельности [12]. В государственных документах в контексте реформирования системы высшего образования декларируются существенные изменения направлений его совершенствования, основными аспектами которых следует выделить: ориентация на лучшие мировые образцы систем образования, внедрение и апробирование новых педагогических технологий обучения, дифференциация и интеграция содержания образования, внедрение современных инновационных и информационных технологий образования.

В условиях формирования инновационного общества функциональными особенностями образования является не только предоставление обучающимся накопленного в предыдущие годы объема знаний и навыков, но и развитие способности к восприятию и использованию на практике новых научных идей, инструментов и методов [8]. Становление России как самостоятельного государства, его национальное возрождение и переход к рыночным отношениям кардинально влияют на роль специалистов с высшим образованием. Особое место в их формировании занимают педагоги как высоко компетентные и всесторонне образованные профессионалы, уровень подготовки которых должен обеспечить социально° педагогические потребности общества в условиях " реализации ФГОС.

^ Мировым трендом в сфере современных пе-^ дагогических технологий становятся открытые Ц онлайн-курсы и медиаобразование. Внедрение

новых технологий обучения и совершенное овладение ими педагогами учреждений высшего образования требуют их определенной внутренней готовности к серьезным преобразованиям, которые соответствуют условиям быстро изменяющегося информационного общества [9]. Мир, в котором живет человек, становится сложным и одновременно противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в нем, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный и творческий потенциал, высокий профессионализм, поэтому одной из важнейших задач высшей школы является личностный и профессиональный рост обучающихся.

Современная педагогическая практика требует создания относительно простого и в то же время максимально универсального инструментария осуществления личностного и профессионального развития обучающихся. Данный инструментарий должен раскрыть структуру этого развития и его динамику в инновационных технологиях обучения, в моделировании новой образовательной среды. В данном контексте следует пересмотреть основные компоненты образования: содержание, формы, методы, технологии обучения, методическое обеспечение (в том числе учебники), функции преподавателя [7].

В современном мире решать актуальные проблемы педагогики нужно эффективно и последовательно, причем в достаточно короткий срок, потому что потребности перестройки образования и развития соответствующей учебно - материальной базы в нашей стране очевидны уже сегодня. Это и является ключевой целью новых педагогических и информационных образовательных технологий [6]. Образовательные инновации характеризуются целенаправленным процессом частичных изменений, ведущих к модификации цели, содержания, методов, форм обучения, способов и стиля деятельности педагогов, адаптации образовательного процесса к современным требованиям времени и социальным запросам рынка труда.

Кроме того, на основании анализа наработок отечественных специалистов сферы инновационной педагогики следует констатировать, что внедрение и утверждение современных педагогических технологий в образовательной практике обусловлено положительными трансформациями, а, следовательно, должно стать средством решения актуальных задач конкретного учебного заведения и выдержать экспериментальную проверку для окончательного применения инноваций.

В настоящее время в образовательной практике предлагаем использовать педагогические технологии, которые систематизированы нами схематично (Рис. 1).

Рассмотрим содержание каждого структурного элемента предложенной системы новых педагогических технологий:

1. Структурно-логические технологии: предполагают постепенную реализацию в процессе обучения логической последовательности постановки

и решения дидактических задач посредством поэтапного отбора их содержания, форм, методов и средств с учетом диагностирования результатов.

2. Интеграционные технологии: подразумевают применение дидактических комплексов, которые предназначены для интеграции межпредметных знаний в рамках интегрированных курсов (в том числе электронных).

3. Профессионально-деловые игровые технологии: дидактические системы использования различных «игр», во время проведения которых формируются умения решать задачи на основе компромиссного выбора (деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, индивидуальный тренинг, компьютерные программы и т.д.).

4. Тренинговые средства: система деятельности для отработки определенных алгоритмов решения типовых практических задач с помощью компьютера (психологические тренинги интеллектуального развития, коммуникаций, решения управленческих задач и т.п.).

5. Информационно-компьютерные технологии: реализуются в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «человек-машина» с помощью различных учебных программ (тренинговых, контролирующих, информационных и т.д.).

6. Диалогово-коммуникационные технологии: совокупность форм и методов обучения, основанных на диалоговом мышлении в взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня.

Рис. 1. Система современных педагогических технологий в учреждениях высшего образования в условиях реализации ФГОС ВО Составлено автором

В случае применения представленной системы педагогических технологий в образовательной среде основой обучения должны стать целостные модели образовательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления. Несмотря на многообразие подходов в педагогической и психологической науке, моделей в практике работы высших учебных заведений, можно выделить четыре основных варианта педагогических технологий: основанные на опережающем фиксированном интеллектуальном развитии личности; технологии приоритетного развития эмоционально-чувственной сферы, воображения, творческих возможностей и способностей через различные виды игр, психологические тренинги; технологии приоритетного развития практического мышления, трудовых уме-

ний и навыков; технологии духовно-нравственного становления личности, экологической чистоты подхода к природе индивида, воспитания у него соответствующих ценностей и ориентиров. Приоритетом является развитие духовного мира, воспитание у обучающегося ответственности за свои мысли, стремления, а не только за свои поступки.

Педагогика считается высшей формой человеческого мышления, частью общечеловеческой культуры. Важно, чтобы все учебные технологии были ориентированы на человека, то есть на обучающегося. Среди показателей того, что конкретная педагогическая технология преподавания учебного предмета в высшей школе является лич-ностно ориентированной, являются: наличие мотивации к обучению; благоприятное, комфортное образовательное пространство; использование эффективных форм, методов и техник обучения; опора на опыт, знания, умения и навыки обучающихся; наличие у обучающихся чувства контроля над процессом своего обучения; достижение успеха, удовлетворение познавательных потребностей и потребности в самореализации; полное погружение в процесс обучения; достаточность времени на усвоение новых знаний и умений; отсутствие факторов риска для здоровья; изменение содержательных характеристик обучения и позиции преподавателя.

Выводы. Таким образом, в случае применения представленной в данной статье структуры содержательных компонентов системы современных педагогических технологий инновационное обучение с течением времени прочно займет свое место в учебно-воспитательном процессе, постепенно нивелируя значимость устаревших традиционных методов и форм педагогической работы. В таком случае высшие учебные заведения смогут выработать оптимальный подход к организации учебного процесса с учетом специфики высшей школы в России и отечественной социально-культурной среды.

Литература

1. Абдалова О.И., Исакова О.Ю. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 12. С. 51-57.

2. Алиева Р.А., Алдашов М.К. Педагогические особенности и инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Известия Ошского технологического университета. 2019. № 2. С. 121-126.

3. Веревкин А.Л. Преимущества использования педагогических рефлексивных технологий обучения в образовательных организациях высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 4 (9). С. 15-19.

4. Комашинская Т.С., Горностаева Т.Н., Бажи-на П.С., Жигалова О.П. Информационные технологии в системе высшего педагогическо-

о о

CD

1=1 А

—I О

о сл -а А

со о

CD

о с

U

сэ см о см

го образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С.27-35.

5. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: в 3 ч. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч. 2. Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. 232 с.

6. Макарова Е.А. Роль цифровых технологий в совершенствовании педагогической практики в системе высшего образования // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2019. № 3 (36). С. 45-51.

7. Чупина И.П. Цифровые технологии в образовании. Цифровые навыки и роль педагогики в их формировании // Россия, Европа, Азия: циф-ровизация глобального пространства: сборник научных трудов II международного научно-практического форума. Ставрополь: Секвойя, 2019. С. 315-318.

8. Шогин В.В. Педагогические технологии в системе высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 290-293.

9. Rossing J.P., Miller W.M., Cecil A.K., Stamper S.E. iLearning: the future of higher education? Student perceptions on learning with mobile tablets // Scholarship Teach. Learn. 2012. Vol. 12. P. 1-26.

10. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (Дата обращения: 19.10.2020).

11. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (Дата обращения: 19.10.2020).

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 19.10.2020).

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Nelyubin R.V.

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article highlights the key directions of improving modern pedagogical practice in the process of realizing the goals and objectives of higher education institutions based on the use of innovative pedagogical technologies. On the basis of an analytical review of literary sources, the author substantiates that the development trends of the educational system of higher education presuppose a permanent transformation of methods and technologies for orga-

nizing the process of training specialists. The creation of a single educational space, the introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education, which substantiates the implementation of new teaching principles, requires a reorientation of the pedagogical process towards the introduction of new technologies in the organization of education. The author also found that recently the problem of developing the personal potential of students has been actualized: the possibility of realizing creative abilities, the formation of independence, self-awareness and self-realization in various activities. Pedagogical science focuses on the creation of educational technologies designed to contribute to the formation and harmonious development of the individual in the context of globalization and informatization of socio-economic processes. Consequently, within the framework of reforming education according to the principles of the Federal State Educational Standard and changing the educational paradigm in technology, the article proposes a system of modern pedagogical technologies, establishes an understanding of the expediency and directions of using the structural elements of the system.

Keywords: pedagogical technologies, Federal state educational standard, educational environment, students, innovative teaching, institutions of higher education.

References

1. Abdalova O. I., Isakova O. Yu. the Use of e-learning technologies in the educational process // Distance and virtual learning. 2014. no. 12. Pp. 51-57.

2. Alieva R. A., Aldashov M.K. Pedagogical features and innovative educational technologies in higher education // Proceedings of the Osh technological University. 2019. No. 2. Pp. 121-126.

3. Verevkin A.L. Advantages of using pedagogical reflexive learning technologies in educational institutions of higher education // Bulletin of the Saint Petersburg military Institute of the national guard troops. 2019. No. 4 (9). Pp. 15-19.

4. Komashinskaya T. S., Gornostaeva T.N., Bazhina P.S., Zhigal-ova O.P. Information technologies in the system of higher pedagogical education // Mir nauki. 2017. Vol. 5. No. 6. Pp. 27-35.

5. Lavrentiev G.V. Innovative training technologies in professional training of specialists: in 3 hours / G.V. Lavrentiev, N.B. Lavrentieva, N.A. Neudakhina. Part 2. Barnaul: ASU publishing House, 2009. 232 p.

6. Makarova E. A. the Role of digital technologies in improving pedagogical practice in the system of higher education // Informatics, computer engineering and engineering education. 2019. No. 3 (36). Pp. 45-51.

7. Chupina I.P. Digital technologies in education. Digital skills and the role of pedagogy in their formation // Russia, Europe, Asia: digitalization of the global space: collection of scientific papers of the II international scientific and practical forum. Stavropol: Sequoia, 2019. Pp. 315-318.

8. Shogin V.V. Pedagogical technologies in the system of higher education // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 58-3. Pp. 290-293.

9. Rossing J.P., Miller W.M., Cecil A.K., Stamper S.E. iLearning: the future of higher education? Student perceptions on learning with mobile tablets // Scholarship Teach. Learn. 2012. Vol. 12. P. 1-26.

10. FSES IN (3++) undergraduate courses // Portal of Federal state educational standards. [Electronic resource]. Mode of access: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (date accessed: 19.10.2020).

11. Federal state educational standard FOR bachelor's degree programs // Portal of Federal state educational standards. [Elec-tronicresource]. Accessmode: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91Z4 (accessed: 19.10.2020).

12. Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 31.07.2020) "on education in the Russian Federation" (as amended). and add., Intro. effective from 01.09.2020) // Consultant Plus. [Electronic resource]. Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 19.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.