Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в образовательном процессе (на примере особенностей японской системы образования в области лингвокультурологии)'

Современные педагогические технологии в образовательном процессе (на примере особенностей японской системы образования в области лингвокультурологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / LINGUOCULTUROLOGY / АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE AESTHETIC EDUCATION SYSTEM'S ASPECTS / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ARTISTIC THINKING / ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ / THE FORMATION OF A CONSCIOUS AESTHETIC ATTITUDE AND BEHAVIOR / КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИКИ / THE PEDAGOGY CONCEPT / ИСКУССТВО / ART / ПОЭТИЧЕСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ / POETRY COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме изучения особенностей японской системы образования в области лингвокультурологии. Известно, что эстетическое воспитание является важным компонентом системы образования в Японии. Основная цель данного процесса заключается в формировании у человека специфического мировоззрения, основанного на эстетическом восприятии мира и чувстве сопричастности к его красоте, гармонии и многообразию. В статье представлены основные аспекты японской системы эстетического образования: обучение письму, идея продолжения образования в течение всей жизни как основная концепция педагогики, преподавание искусства, традиционные поэтические состязания. Автор детально рассматривает данные методические приёмы японской педагогики. В статье приведены примеры упражнений на развитие художественного мышления при изучении цвета. В результате исследования автор делает вывод, что эстетическое образование в Японии состоит из нескольких этапов. На начальном этапе происходит развитие художественного мышления, затем формируются определённый образ жизни и способ мышления и наконец, осуществляются эстетизация идеологии и формирование чувства национальной общности. В конечном счете, эти факторы приводят к формированию массовой психологии и облегчению эстетической социализации человека в других культурах. Материал исследования может быть использован в практике преподавания как иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного, так и других гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS (ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATION JAPANESE SYSTEM`S PECULIARITIES IN THE FIELD OF LINGUOCULTUROLOGY)

The article is devoted to the problem of studying the peculiarities of the Japanese education system in the field of linguoculturology. It is known that aesthetic education is an important component of the education system in Japan. The main purpose of this process is to form a specific worldview of a person, based on the world`s aesthetic perception and a sense of belonging to its beauty, harmony and diversity. The article presents the main aspects of the aesthetic education Japanese system: teaching writing, the idea of continuing education throughout life as the main concept of pedagogy, art teaching, traditional poetry competitions. The author examines in detail these methodological techniques of Japanese pedagogy. The article gives examples of exercises for the development of artistic thinking in the study of color. As a result of the research, the author concludes that aesthetic education in Japan consists of several stages. At the initial stage, the artistic thinking development, then a certain way of life and way of thinking are formed, and finally ideology aesthetics and the national community sense formation are realized. Ultimately, these factors lead to the formation of mass psychology and facilitate aesthetic socialization in other cultures. The research material can be used in the practice of teaching foreign languages, including Russian as foreign, as well as other humanitarian disciplines.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в образовательном процессе (на примере особенностей японской системы образования в области лингвокультурологии)»

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

УДК 37:002

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ)

© 2018

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русский язык и культура речи» Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3а, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей японской системы образования в области линг-вокультурологии. Известно, что эстетическое воспитание является важным компонентом системы образования в Японии. Основная цель данного процесса заключается в формировании у человека специфического мировоззрения, основанного на эстетическом восприятии мира и чувстве сопричастности к его красоте, гармонии и многообразию. В статье представлены основные аспекты японской системы эстетического образования: обучение письму, идея продолжения образования в течение всей жизни как основная концепция педагогики, преподавание искусства, традиционные поэтические состязания. Автор детально рассматривает данные методические приёмы японской педагогики. В статье приведены примеры упражнений на развитие художественного мышления при изучении цвета. В результате исследования автор делает вывод, что эстетическое образование в Японии состоит из нескольких этапов. На начальном этапе происходит развитие художественного мышления, затем формируются определённый образ жизни и способ мышления и наконец, осуществляются эстетизация идеологии и формирование чувства национальной общности. В конечном счете, эти факторы приводят к формированию массовой психологии и облегчению эстетической социализации человека в других культурах. Материал исследования может быть использован в практике преподавания как иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного, так и других гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: педагогические технологии, лингвокультурология, аспекты системы эстетического образования, развитие личности, художественное мышление, формирование осознанного эстетического мироощущения и поведения, концепция педагогики, искусство, поэтические состязания.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS (ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATION JAPANESE SYSTEMS PECULIARITIES IN THE FIELD OF LINGUOCULTUROLOGY)

© 2018

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department

"Russian language and speech culture" Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department of "Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the problem of studying the peculiarities of the Japanese education system in the field of linguoculturology. It is known that aesthetic education is an important component of the education system in Japan. The main purpose of this process is to form a specific worldview of a person, based on the worlds aesthetic perception and a sense of belonging to its beauty, harmony and diversity. The article presents the main aspects of the aesthetic education Japanese system: teaching writing, the idea of continuing education throughout life as the main concept of pedagogy, art teaching, traditional poetry competitions. The author examines in detail these methodological techniques of Japanese pedagogy. The article gives examples of exercises for the development of artistic thinking in the study of color. As a result of the research, the author concludes that aesthetic education in Japan consists of several stages. At the initial stage, the artistic thinking development, then a certain way of life and way of thinking are formed, and finally ideology aesthetics and the national community sense formation are realized. Ultimately, these factors lead to the formation of mass psychology and facilitate aesthetic socialization in other cultures. The research material can be used in the practice of teaching foreign languages, including Russian as foreign, as well as other humanitarian disciplines.

Keywords: pedagogical technologies, linguoculturology, the aesthetic education system's aspects, personal development, artistic thinking, the formation of a conscious aesthetic attitude and behavior, the pedagogy concept, art, poetry competitions.

В данной статье на примере особенностей японской системы образования в области лингвокультурологии рассматриваются современные педагогические технологии в образовательном процессе.

При разработке темы использовались методы системного анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Кроме того для подробного изучения темы публикации была проведена систематизация научных исследований российских и зарубежных авторов, касающихся проблем применения современных педагогических технологий в образовательном процессе, а также эстетического и этического воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют работы по педагогике высшей школы и психологии (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, А.А. Леонтьев) [1; 2]; научные труды, посвящённые общим вопросам эстетического образования, а также изучению особенностей эстетического воспитания на Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

Востоке (Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.Н. Полунина, Е.В. Шевцов, В.П. Крутоус, Л.П. Печко, Г. Онуфриенко, В.И. Брагинский, Т. Полозова, В.Т. Наниевская, Вакио Хаяси, К.В. Кулаев, Б. Лихачев) [3-16]; исследования по проблемам использования педагогических технологий в образовательном процессе (П.В. Калуцкий., Л.В. Снегирева, Е.В. Рубцова, Е.В. Фетисова, Д.Д. Дмитриева, В.М. Чиркова и другие) [17; 18].

Отметим, что современные педагогические технологии представляют собой обоснованные научные разработки, исследующие наиболее рациональные пути обучения. В настоящее время образовательный процесс основан на прогрессивных и инновационных подходах к изучению предметов, так как использование программ традиционного обучения является не достаточным для эффективного всестороннего развития личности [17-22].

Обратимся к рассмотрению особенностей применения современных педагогических технологий на приме-

Ш

Dmitrieva Darya Dmitrievna, Rubtsova Elena Viktorovna pedagogical

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ... sciences

ре системы эстетического образования в Японии.

Тезис о необходимости эстетического воспитания лежит в философско-мировоззренческих и религиозных учениях Востока, в которых главное место занимает работа человека над внутренним совершенствованием под руководством учителя. Эстетическое воспитание на Востоке воспринимается как ценностное отношение к миру, которое не только формирует человека, но и становится главным условием выживания человечества на Земле [10-12].

Несмотря на очевидное различие традиционных укладов жизни и культурных составляющих, национальной психологии и стиля мышления, характера языка и особенностях художественной литературы, понимания эстетических категорий Японии и России, актуальны, современны и поучительны принципиальные моменты эстетического развития личности и культурно-художественная политика правительства Японии в области образования, считающегося на данный момент времени одной из самых лучших в мире.

Система эстетического воспитания Японии базируется на утверждении о том, что эстетическое сознание (понятия, вкус, представления об идеале, красоте и гармонии) формируется сознательно, направленно и планомерно (под влиянием учителя) и бессознательно, стихийно и непосредственно (под влиянием воздействия окружающей среды). Конечной целью данного процесса является формирование у человека особого мироощущения, специфического мировоззрения, основанного на эстетическом восприятии мира и чувстве глубокой сопричастности к его красоте, гармонии и многообразию.

В 1962 году в Японии была принята «Программа формирования человека» (Хитодзукури), утверждающая необходимость гармонического образования личности в единстве интеллектуального и физического развития, нравственного воспитания и культурно-художественного совершенствования. Эстетическое и художественное воспитание в Японии основывается на 12-томном труде Макигути Цунэсабуро «Система педагогики в целях создания ценностей», в котором даётся обоснование концепции культурного образования, предполагающей основными ценностями человека пользу, красоту и добро.

Интересно, что если в Европе этика и эстетика выделялись в отдельную область осмысления жизни, то в Японии этический и эстетический аспекты неразделимы, едины, имеют синкретический характер и тесно соединены с социально-культурным контекстом, а потому и методика неотделима от жизни: приобщение к красоте осуществляется в Японии через деятельность специальных ведомств и управлений, финансирующих всевозможные художественные конкурсы, выставки, через учреждения образования и просвещения, через систему специальных обществ охраны традиционных искусств, через организацию активного приобщения детей к искусству с самого раннего возраста [14; 15].

На современном этапе развития образования представляют интерес некоторые аспекты японской системы эстетического образования:

1. Обучение письму - важный момент воспитания, начинающийся в младшей группе детского сада. Написание иероглифа (иероглиф - это и знак, и образ) в различных стилях каллиграфии воплощает принцип художественного обобщения, принцип символизации, помогающий развитию принципов художественного мышления и способствующий постижению принципов рисовального искусства [23].

Иероглиф выступает не только как средство коммуникации, но и как эстетический объект, скрывающий определённое содержание (в России также появляются исследования, посвящённые символический, знаковой, семантической структуре букв русского алфавита). Развивая художественное мышление, память и воображения, японцы с детства учат детей ориентироваться в оттенках цветов. В.К. Харченко, составляя «Словарь 222

цвета русского языка» замечает, что широко известен в мире феномен японской культуры, когда дети, обучаясь по системе «Ироритай», во втором классе владеют уже двумястами сорока оттенками цвета. Созданы специальные пособия, которые дают возможность постепенно развивать зрение ребёнка до такого уровня. Все двести сорок цветов имеют свои названия и номера, а к шестому классу дети различают тяжёлые - лёгкие, глухие -звонкие, густые - негустые, холодные - тёплые, сильные - слабые, жёсткие - мягкие и т.д. В следующих трёх классах они занимаются вопросами цветовой гармонии, добиваются её реализации во всех возможных вариантах Изучение Цвета на таком уровне даёт возможность широко развить не только различительные и аналитические возможности зрения, но и совершенствовать «особые ассоциативные формы мышления» [24].

Интересно замечание В.К. Харченко о том, что проекция в цветоведческую культуру России совершенно необоснованно забыта не только в методике, но и в культурологии. Например, писатель Е.И. Носов о Дионисии пишет так: «А брал их молчаливый ферапонтовский схимник из окрестных холмов и овражков, толок в ступе какие-то глины и камушки и таким образом извлёк из неказистой, ничем не примечательной земли аж сто сорок тысяч тонов и оттенков, и по сю пору поражающих своей незамутнённой свежестью и праздничностью свечения». Далее следует такой научный факт: при исследовании мозаичной палитры Софийского собора и фресковых росписей учёные обнаружили двадцать один оттенок синего, тридцать четыре - зелёного, двадцать три - жёлтого, двадцать пять - коричневого, шесть -фиолетового, позволяющий предположить, что каждый оттенок у древнерусского живописца имел своё название.

Таким образом, можно утверждать, что не только в Японии, но и в России необходимо вводить в практику преподавания Цвет, поскольку русский язык не в меньшей степени, чем японский, обладает богатством цветового наполнения в художественном и научно-популярном дискурсе.

2. Основная концепция педагогики - идея продолжения образования в течение всей жизни, ибо этот процесс бесконечен, поэтому во взрослой жизни каждый японец выбирает тот вид искусства, которым бы ему хотелось заниматься на протяжении всей жизни: чайная церемония или кодо (подбор ароматов), сёдо (каллиграфия) или воинские искусства. Важно, что красота постигается не в процессе методического расчленения, а в непосредственном участии человека в создании образа в своей душе и в акте творчества.

3. Искусство не только преподаётся, но и органически и непосредственно входит в жизнь, пропитывает жизнь человека ощущением красоты и гармонии, формирует осознанное эстетическое мироощущение и поведение (в некоторых обычаях и обрядах обязательно присутствуют коллективные формы общения и переживания - о такой форме говорила и М.А. Рыбникова). Примером может служить и известное любование цветением сакуры, и любование луной, и любование цветами, которые сопровождаются фестивалями, концертами, представлениями, чтением стихов.

4. Традиционные поэтические состязания - одна из форм коллективного эстетического поведения с X века. Ежегодно, начиная с XIV века, проводится общенациональный конкурс по сочинению стихотворений на заданную тему, а кружки любителей хайку является в Японии массовым видом искусства [13; 16].

Безусловно, всё вышеперечисленное является не столько перечислением методических приёмов японской педагогики, сколько показателем действенности эстетического подхода в воспитании и помогает сформулировать важный вывод, касающийся не только японской системы образования (некоторые аспекты японского воспитания так или иначе освещаются в различных Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

пособиях методистов в России, но не имеют государственной поддержки и целенаправленной системы воплощения).

Итак, формирование эстетического поведения и мышления в Японии начинается в раннем детском возрасте через упражнения на развитие художественного мироощущения, затем способствуют самовыражению и формируют определённый образ жизни и способ мышления, а выражение религиозных, философско-миро-воззренческих взглядов в искусстве и через искусство способствуют эстетизации идеологии, формированию чувства национальной общности, самоидентификации, сохранению культурных традиций. Эти факторы приводят к тому, что с одной стороны, формируется массовая психология, а с другой стороны, - человек легче проходит эстетическую социализацию в других культурах.

Сегодня в Японии, как и в России, пересматриваются традиционные подходы к воспитанию на современном этапе развития цивилизации и основной акцент ставится на необходимости развивать творческую индивидуальность личности, взращивать неординарность и оригинальность мышления, самобытность самовыражения, художественно-эстетическое восприятие действительности, что ещё раз подтверждает актуальность применения педагогики искусства, полихудожественного метода и приёма лексико-семантического поля цвета в практике преподавания русского языка как иностранного, другого иностранного языка, русского языка и культуры речи и других гуманитарных дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.; Ч. 2.

- 256 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. -М.: Смысл, 1997. - 351 с.

3. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. - М., 1981.

4. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: о проблемах эстетического творчества в развитом обществе. - М., 1984.

5. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: о проблемах эстетического творчества в развитом обществе. - М., 1984.

6. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1974.

7. Шевцов Е.В. Искусство и духовный мир человека. - М., 1984.

8. Крутоус В.П. Эстетические аспекты формирования характера личности // Формирование системы эстетического воспитания: Материалы симпозиума. - М., 1983.

9. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. - М., 1991.

10. Онуфриенко Г. Япония: эстетический вызов // Знание - сила. - 1993. - № 7. - С. 116.

11. Брагинский В.И. Традиционная эстетика Востока // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. - М., 1995.

12. Полозова Т. Проблемы эстетического воспитания в Японии // Советская педагогика. - М., 1972. - № 6.

13. Наниевская В.Т. Система морального воспитания в японской школе // Япония : идеология, культура, литература. - М., 1989. - C. 69-75.

14. Вакио Хаяси. Особенности национального характера японцев. // Япония о себе и мире. М., 1994 - № 3.

- C. 26-32.

15. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. - М.: Знание, 1986.

16. Лихачев Б. Эстетическое воспитание в школах Японии // Воспитание школьников. - М., 1975. - № 1.

- C. 85-87.

17. Современные педагогические технологии в пре-

подавании непрофильных дисциплин студентам медицинского вуза: Монография / Калуцкий П.В., Снегирева Л.В., Рубцова Е.В., Фетисова Е.В., Дмитриева Д.Д., Чиркова В.М. - Москва, 2017.

18. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе инте-гративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: дисс. ...канд. пед. наук. - Курск, 2012. - 203 с.

19. Тараскина Я.В. Современные педагогические технологии в иноязычном вузовском образовании // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 152-157.

20. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 113-115.

21. Морозова И.М. Методика применения комплексных технологий активного обучения на занятиях по модулю «педагогические коммуникации» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 80-85.

22. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

23. Желоховцев А.Н. Иероглиф в искусстве // Искусство стран Востока. - М.,1986. - С. 259.

24. Жукова И. Художественное воспитание в Японии // Юный художник. - 1985. - №1. - С. 27.

Статья поступила в редакцию 06.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.