Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы и практическое применение'

Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы и практическое применение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1852
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / INNOVATIVE PROCESSES / INNOVATIVE TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна, Соболева Анастасия Михайловна

Обосновывается актуальность применения современных педагогических технологий в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются такие понятия, как «инновационная технология», «педагогическая технология». Перечислены наиболее актуальные современные педагогические технологии, применяемые в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения, определена цель их использования при работе с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна, Соболева Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern educational technologies in the activities of a preschool teacher. Such concepts as “innovative technology”, “educational technology” are under consideration. The most relevant modern educational technologies in the work of a preschool teacher are described, the purpose of their use when working with preschool children is defined in the article.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы и практическое применение»

известия вгпу

2. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании [Электронный ресурс] // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. URL: http://orelgiet.ru/ docs/ monah/86hj.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

3. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31-42.

4. Мандель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии. 2015. № 2. С. 27-48.

5. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования // Педагогика. 2013. № 4. C. 3-17.

6. Неборский Е.В. Интеграция образования, науки и производства в зарубежных университетах: история, формы, перспективы // Педагогика. 2012. № 7. C. 119-126.

7. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам [Электронный ресурс] / сост. Т.И. Фисенко, Е.В. Фо-менко.URL:http://ftp.pandia.ru/text/80/292/10300.php

(дата обращения: 15.09.2017).

* * *

1. Arkusova I.V. Klassifikacija tehnologii pro-fessional'nogo razvivajushhego obuchenija v vuze // Pedagogika. 2013. № 10. C. 66-76.

2. Bagautdinova A.Sh., Kleshheva I.V. Inno-vacionnye obrazovatel'nye tehnologii v vysshem obrazovanii [Jelektronnyj resurs] // Nauchnyj zhur-nal NIU ITMO. Ser.: Jekonomika i jekologicheskij menedzhment. 2014. № 1. URL: http://orelgiet.ru/ docs/monah/86hj.pdf (data obrashhenija: 19.07.2017).

3. Bondarevskaja E.V. Proektirovanie innova-cionnogo prostranstva pedagogicheskogo obrazova-nija v federal'nom universitete // Pedagogika. 2013. № 7. S. 31-42.

4. Mandel' B.R. Sovremennye innovacionnye tehnologii v obrazovanii i ih primenenie // Obra-zovatel'nye tehnologii. 2015. № 2. S. 27-48.

5. Manushin Je.A. Problemy i perspektivy inno-vacionnogo razvitija rossijskogo vysshego obrazova-nija // Pedagogika. 2013. № 4. C. 3-17.

6. Neborskij E.V. Integracija obrazovanija, nauki i proizvodstva v zarubezhnyh universitetah: istorija, formy, perspektivy // Pedagogika. 2012. № 7. C. 119126.

7. Spisok sovremennyh obrazovatel'nyh tehnolo-gij, rekomenduemyh k osvoeniju pedagogam [Jelektronnyj resurs] / sost. T.I. Fisenko, E.V. Fomenko. URL: http://ftp.pandia.ru/text/80/292/10300.php (data obrashhenija: 15.09.2017).

Innovative educational technologies in teaching economic disciplines

The article deals with the basic characteristics of some innovative educational technologies to ensure a constructive interaction between the subjects of the educational process. It is concluded that in the current socio-economic conditions the innovative educational technologies are a set of tools and methods of formation the competence of specialists demanded in the labor market.

Key words: innovation, competence, educational technology, economic discipline.

(Статья поступила в редакцию 19.09.2017)

Т.Н. МИХАЙЛОВА, A.M. СОБОЛЕВА (Волгоград)

современные педагогические технологии в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы и практическое применение

Обосновывается актуальность применения современных педагогических технологий в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются такие понятия, как «инновационная технология», «педагогическая технология». Перечислены наиболее актуальные современные педагогические технологии, применяемые в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения, определена цель их использования при работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: инновационные процессы, инновационные технологии, педагогическая технология, современные педагогические технологии, дошкольное образовательное учреждение.

Современное общество, находящееся на новом этапе развития, ставит ряд новых проблем перед отечественной системой образования. Это связано с экономическими, политическими, социальными и другими фактора-

О Михайлова Т.Н., Соболева A.M., 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ми. Среди них важным и актуальным фактором выступает глобальная необходимость повышения качества и доступности дошкольного образования.

Как известно, с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» (2012 г.) произошли изменения в структуре системы отечественного образования. В соответствии с положениями закона, дошкольное образование теперь выступает как уровень общего образования. В связи с этим дошкольное образование должно решать ряд новых задач, которые требуют разработки иных подходов, теорий и концепций [8].

По мнению И.Н. Асаевой, «дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную систему, реализующую государственный образовательный заказ и отвечающую запросам потребителей образовательных услуг (воспитанников и их законных представителей)» [1, с. 3]. Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения отражены в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», содержащем необходимые требования к квалификации [10] .

Изучая и анализируя данный нормативный документ, мы пришли к выводу о том, что в настоящих условиях воспитателю дошкольного образовательного учреждения очень важно ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения.

обращаясь к вопросу о развитии современных тенденций в дошкольном образовании, согласно мнению ведущих педагогов, мы считаем, что возможным это делает применение инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которые направлены на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в развитии ребенка в нынешних социокультурных условиях [12].

Вопрос о тенденциях развития дошкольного образования поднимается в работе М.В. Ко-репановой. Главным автор считает совершенствование процесса подготовки педагогических работников дошкольных учреждений. Важно отметить, что подготовка педагогов, которые способны к комплексному решению по-

ставленных перед отечественной системой дошкольного образования целей и задач, позволит не только находить ответы на соответствующие вопросы, но и предлагать инновационные подходы к отбору содержания, методов, приемов воспитательной работы в дошкольных учреждениях [7]. Раскрывая несовершенства в работе дошкольных образовательных учреждениях, автор отмечает слабую активность включения отдельных педагогов в инновационные процессы, недостаточное применение новых инновационных технологий, отсутствие конкуренции между представителями образовательных услуг.

Исследуя проблему использования педагогами дошкольных учреждений современных педагогических технологий, мы рассматриваем умения применять данные технологии как одно из самых важных условий профессионального совершенствования. По этой причине мы считаем, что без теоретического обоснования данной проблемы педагогам-практикам трудно разобраться в данном вопросе.

Педагогическая технология трактуется как «технология педагогическая - научно обоснованная система и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, которые инструментально обеспечивают прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса» [4, с. 326].

Термин педагогическая технология в последнее время широко применяется в педагогической литературе. Согласно мнению В.П. Бес-палько, педагогическая технология выступает как совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание ребенка [2]. Н.Е. Щуркова определяет педагогическую технологию как научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на детей в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму [12].

М.В. Кларин выделяет педагогические технологии как направление в педагогике, ставящее цель повысить эффективность образовательного процесса, гарантирующее достижение запланированных результатов обучения [6]. В.А. Сластенин полагает, что «педагогическая технология - это строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» [11, с. 495].

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Теоретические основы и практическое применение педагогических технологий еще только разрабатываются и являются в педагогике новым объектом для изучения. Вследствие этого в литературе существует множество противоположных суждений о сущности педагогических технологий, поэтому вопрос об инновационных педагогических технологиях является спорным.

Российские ученые рассматривают инновационную деятельность педагогов как «технологическую компетентность» (A.A. Вербицкий, H.H. Манько, Д.В. Санников, В.Э. Штейн-берг и др.), как важную часть в структуре профессиональной компетентности (Н.В. Андронова, Л.К. Гребенкина).

Современное образование нуждается в педагогах, которые обладают высоким уровнем профессионализма и разносторонней компетентностью, способных к творческому преобразованию способов педагогической и социальной деятельности с учетом меняющихся жизненных условий [9]. В связи с этим возникает острая необходимость подготовки воспитателей к внедрению и использованию в практике дошкольных образовательных учреждений современных педагогических технологий.

С точки зрения современных педагогических исследований педагогическая технология выступает как компонент педагогического процесса, отражающий его ведущие, сущностные характеристики - совокупность последовательных взаимодействий в целях развития. В практической деятельности педагогическая технология является результатом рефлексии воспитателем педагогического взаимодействия.

Мы полагаем, что в настоящее время педагогическому работнику недостаточно знаний об уже существующих педагогических технологиях, ему также нужно уметь использовать их на практике. Овладение современными педагогическими технологиями является актуальным и при освоении педагогической профессии, и при оценке качества и эффективности образовательных услуг.

На данный момент отечественными и зарубежными учеными разработано достаточное количество педагогических технологий. Мы выделяем следующие, наиболее актуальные инновационные технологии, которые современный воспитатель может использовать в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения:

- информационно-коммуникативные технологии (повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенст-

вование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии);

- здоровьесберегающие технологии (обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни);

- технологии проектной деятельности (развитие свободной творческой личности ребенка через самостоятельную деятельность (исследовательскую, познавательную, продуктивную), позволяющую детям познавать окружающий мир и воплощать приобретенный опыт в ее реальных продуктах);

- технология исследовательской деятельности (формирование у детей дошкольного возраста основных ключевых компетентностей, способности к исследовательскому типу мышления);

- личностно ориентированные технологии (развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости, максимальное развитие индивидуальных, познавательных способностей на основе имеющегося у него жизненного опыта);

- игровые технологии (раскрытие личных способностей детей через актуализацию познавательного опыта, в процессе ведущего вида детской деятельности - игрового);

- портфолио дошкольника (позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому дошкольнику);

- технология ТРИЗ (развитие мышления, системности, поисковой активности, стремление к новизне, привитие ребенку дошкольного возраста радость творческих открытий).

говоря об условиях, необходимых для «жизнедеятельности» современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении, можно выделить:

• соответствие запросам и требованиям общества, разнообразие в содержании, которое отвечает личностному интересу ребенка и его родителей (законных представителей);

• учет допустимых возможностей конкретного дошкольного образовательного учреждения, в том числе кадрового потенциала.

наш собственный эмпирический опыт, связанный с практическим применением инновационных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, позволяет констатировать, что их использование позволяет наполнить образовательную деятельность конкретным содержанием, а ценностно ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. При выборе новых образователь-

педагогические науки

ных программ воспитатели, в первую очередь, ориентируются на их эффективность, поскольку образовательный процесс, построенный по технологическим принципам, характеризуется высокой результативностью в освоении детьми целевых ориентиров основной образовательной программы.

Таким образом, при использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения появляются новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, творческой активности и сознательности.

список литературы

1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu. ru/bitstream/uspu/256/1/aref00266.pdf (дата обращения: 28.07.2017).

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.

3. Гончарова Е.В. Социально-экономическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: моногр. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.

4. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. H.A. Виноградова [и др.]. М.: Айрис-пресс, 2005.

5. инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г.В. Фадина [и др.]. Балашов, 2004.

6. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика. 1984. № 4. С. 117.

7. корепанова М.в. Современные тенденции подготовки специалистов дошкольного образования // изв. волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2011. № 8(62). С. 53-57.

8. об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: https:// lawnotes.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (дата обращения: 31.07.2017).

9. основы педагогического мастерства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лаври-нец; под ред. И.А. Лавринец. М.: Изд. центр «Академия», 2012. 2-е изд., перераб. и доп.

10. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт от

18 октября 2013 г. № 544н (с изменениями на 5 августа 2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/ (дата обращения: 28.07.2017).

11. Сластенин B.A., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. B.A. Сластенина. M.: Изд. центр «Aкадемия», 2002.

12. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. [и др.]. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:

метод. пособие. Eкатеринбург: ИРО, 2013. * * *

1. Asaeva I.N. Razvitie professional'nyh kom-petencij vospitatelej doshkol'nyh uchrezhdenij razno-go vida v processe povyshenija kvalifikacii [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/ 256/1/aref00266.pdf (data obrashhenija: 28.07.2017).

2. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskih teh-nologij. M., 1989.

3. Goncharova E.V. Social'no-jekonomicheskoe razvitie lichnosti rebenka v uslovijah gumanistichesko-go doshkol'nogo obrazovanija: monogr. M.: MGOPU im. M.A. Sholohova, 2004.

4. Doshkol'noe obrazovanie. Slovar' terminov / sost. N.A. Vinogradova [i dr.]. M.: Ajris-press, 2005.

5. Innovacionnye tehnologii doshkol'nogo obra-zovanija v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah / G.V. Fadina [i dr.]. Balashov, 2004.

6. Klarin M.V. Razvitie «pedagogicheskoj teh-nologii» i problemy teorii obuchenija // Sov. peda-gogika. 1984. № 4. S. 117.

7. Korepanova M.V. Sovremennye tendencii pod-gotovki specialistov doshkol'nogo obrazovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki.

2011. № 8(62). S. 53-57.

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'-nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 29.07.2017) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://lawnotes.ru/laws/ Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/(dataobra-shhenija: 31.07.2017).

9. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: ucheb-nik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / M.V. Korepanova, O.V. Goncharova, I.A. Lavrinec; pod red. I.A. Lavrinec. M.: Izd. centr «Akademija»,

2012. 2-e izd., pererab. i dop.

10. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfe-re doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo ob-shhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel'): professional'nyj standart ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n (s izmenenijami na 5 avgusta 2016 goda) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (data obrashhenija: 28.07.2017).

11. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pe-dagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M.: Izd. centr «Akademija», 2002.

известия вгпу

12. Tolstikova O.V., Savel'eva O.V., Ivanova T.V. [i dr.]. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii obra-zovanija detej doshkol'nogo vozrasta: metod. posobie. Ekaterinburg: IRO, 2013.

Modern educational technologies in the activities of a preschool teacher: theoretical framework and practical application

The article deals with the modern educational technologies in the activities of a preschool teacher. Such concepts as "innovative technology", "educational technology" are under consideration. The most relevant modern educational technologies in the work of a preschool teacher are described, the purpose of their use when working with preschool children is defined in the article.

Key words: innovative processes, innovative technology, educational technology, modern educational technology, preschool educational institution.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)

А.Г. ВЕДЕНЕЕВ (Волгоград)

педагогическая подготовка менеджера социально-культурной сферы

Доказывается необходимость педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы. Представлена система педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы, описаны элементы данной системы, реализованные в Волгоградском государственном институте искусств и культуры при обучении студентов, а также в процессе повышения квалификации работников социально-культурной сферы. Обоснована эффективность разработанной системы педагогической подготовки.

Ключевые слова: менеджер социально-культурной сферы, система педагогической подготовки.

Современное российское общество отличается стремительными изменениями структуры социальных потребностей и его социальных институтов, требующих овладения системой знаний, умений и навыков, необходи-

мых для реализации разных видов профессиональной деятельности; увеличением информационной нагрузки, что актуализирует потребность в саморазвитии, расширении культурного кругозора граждан страны, умении работать в команде, сотрудничать, развивать культуру и преобразовывать мир в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению министра культуры В.Р. Мединского, культура - это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. Квинтэссенцией культуры, безусловно, является сам человек как ее носитель и творец, и наиболее значимым продуктом его культурного генезиса и социализации выступает его способность быть субъектом социокультурного бытия - быть личностью [6, с. 30].

основополагающее значение в реализации потребностей социума занимает деятельность менеджера социально-культурной сферы. В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности. Менеджер-профессионал является педагогом и обязан обучать персонал основным элементам своей профессии. низкий уровень педагогической подготовки руководителей и менеджеров домов культуры приводит к тому, что они оказываются иногда заложниками шоу-программ, круизов, конкурсов, участниками которых являются люди, имеющие возможность заплатить солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, к сожалению, их воспитательный потенциал оставляет желать лучшего [2, с. 22].

В связи с этим актуализируется необходимость совершенствования профессиональной подготовки менеджера социально-культурной сферы, ориентированная на усиление его педагогической направленности. Повышение качества профессионального образования и лич-ностно-творческий потенциал менеджера социально-культурной сферы в значительной мере определяют тенденции культурного развития общества (в частности, малых городов и сельских поселений), способствуя созданию единого культурного пространства в соответствии с потребностями развивающегося государства. Процесс приобщения к культуре

О Веденеев А.Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.