11. Oganjan-Zaharash T.B., Gvaldin A.Ju. Ispol'-zovanie nasledija V.A. Suhomlinskogo v organiza-cii vospitatel'nyh dialogov s doshkol'nikami. Dialogi na zimnie temy // Doshkol'noe vospitanie. 2017. № 1. S. 11-25.
12. Ryndak V.G. Ot ponimanija uchenija k poni-maniju mira (v kontekste idej V.A. Suhomlinskogo) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 4(89). S. 4-10.
13. Saharov V.A. Jeticheskoe prosveshhenie kak jemocional'no-cennostnaja tehnologija nravstvenno-go vospitanija shkol'nikov v pedagogicheskom nasledii V.A. Suhomlinskogo // Vestn. Vjat. gos. un-ta. 2011. № 3-3. S. 119-124.
14. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedenija: v 5 t. / redkol.: Dzeverin A.G. (pred.) [i dr.]. K.: Rad. shkola, 1979. T. 1.
15. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedenija: v 5 t. / redkol.: Dzeverin A.G. (pred.) [i dr.]. K.: Rad. shkola, 1979. T. 4.
16. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam. Ro-zhdenie grazhdanina. Pis'ma k synu. K.: Rad. shk., 1985.
17. Titova E.Ju. Gumanisticheskie tendencii v otechestvennoj pedagogike vo vtoroj polovine 40-h -60-h gg. XX v.: na primere vospitatel'noj sistemy V.A. Suhomlinskogo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2004.
18. Chelpachenko T.V. Didakticheskaja sistema V.A. Suhomlinskogo kak celostnoe pedagogiche-skoe javlenie: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2012.
The dialogue category as a current feature and requirement of modern educational practice. Dedicated to the centenary year of V.A. Sukhomlinsky's birth
The article highlights the importance of revising approaches to education, updating its content, methods and forms, based on redefinition of pedagogical systems of the twentieth century in conditions of effective modernization of Russian education. The author considers it logical in this regard to appeal to the heritage of V.A. Sukhomlinsky because it contains the concept of dialogue which makes it possible to describeand substantiate pedagogical conditions necessary for its implementation in modern educational practice.
Key words: V.A. Sukhomlinsky, dialogical, educational dialogue, co-being, individualization of upbringing, spiritual communication.
(Статья поступила в редакцию 10.09.2018)
м.в. дружинина, е.а. донченко
(Архангельск)
о подготовке воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи
Освещается проблема подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи. Обоснована актуальность профессиональной подготовки воспитателей к реализации технологий развития речи, раскрыта сущность понятия технологий развития речи, представлена их классификация, проанализирован опыт практической работы по подготовке воспитателей детей дошкольного возраста на основе анкетирования молодых специалистов.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагогические технологии, технологии развития речи, классификация технологий, подготовка воспитателей детей дошкольного возраста.
Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста, заявленных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является «Речевое развитие» [11]. Владение родным языком, умение общаться и взаимодействовать - это навыки, необходимые детям для будущей самореализации в обществе. Главная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста - освоение правил и норм языка, а также развитие коммуникативных умений. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен быть методически подготовлен, чтобы успешно применять современные психолого-педагогические технологии, в том числе и речевого развития. Эти требования изложены в профессиональном стандарте «Педагог» [10].
Данная статья посвящена анализу проблемы подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к использованию технологий развития речи. в соответствии с заявленной проблемой в статье решаются такие задачи:
1) обосновать актуальность профессиональной подготовки воспитателей детей дошкольного возраста к реализации технологий развития речи;
2) раскрыть сущность понятия технологии развития речи и представить их классификацию;
О Дружинина м.в., Донченко Е.А., 2019
3) проанализировать опыт практической работы по подготовке воспитателей детей дошкольного возраста в педагогическом колледже.
Анализ психолого-педагогической литературы и авторских программ дошкольного образования показал, что педагогические технологии широко внедряются в практику работы дошкольных образовательных организаций для реализации различных направлений развития детей и построения индивидуальных образовательных маршрутов [9], но в практике речевого развития детей дошкольного возраста технологии используются редко, т. к. воспитатели испытывают затруднения при их применении.
Обратимся к понятию и классификации технологий развития речи. О.А. Бизикова определила предмет технологии развития речи дошкольников как «процесс целенаправленного педагогического содействия овладению детьми родной речью и навыками речевого общения» [3, с. 3].
Исследованием процесса формирования языковых способностей занимался М.К. Ка-бардов. Он привел следующее определение языковым способностям: «это индивидуально-психологические особенности, выражающиеся в быстроте и легкости приобретения лингвистических знаний, правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для решения коммуникативных за-
дач» [6, с. 12]. В зависимости от имеющихся языковых способностей им были выделены три типа овладения языком: коммуникативно-речевой, когнитивно-лингвистический и смешанный. Эти типы дали названия выделенным им технологиям речевого развития:
- коммуникативно-ориентированная технология предполагает создание педагогом «ситуаций реальной коммуникативной деятельности» [Там же, с. 87], а обучение становится процессом общения педагога с детьми;
- когнитивно-ориентированная технология основана на когнитивных составляющих языковых способностей, таких как «произвольность, поэтапность усвоения средств языка, развернутость, отнесенность речи на второй план, аналитичность и опора на логико-грамматический и теоретический аспекты» [Там же, с. 80].
В свою очередь Н.В. Микляева, основываясь на типах языковых способностей, выделенных М.К. Кабардовым, дала следующую классификацию педагогических технологий развития речи детей дошкольного возраста:
- коммуникативно-деятельностные технологии основаны на совокупности речевых умений и навыков детей, позволяющих им выстраивать общение в соответствии с ситуацией;
- когнитивно-лингвистические технологии опираются на структурно-семантический подход, предполагающий формирование у детей представлений об изучаемых языковых единицах;
Таблица 1
Классификация технологий развития речи
Задачи образовательной области «Речевое развитие» Названия технологий развития речи в соответствии с задачами образовательной области «Речевое развитие»
Обогащение активного словаря Технологии словарной работы
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Технологии развития связной речи: технологии развития диалогической и монологической речи
Технологии формирования грамматического строя речи
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Технологии ознакомления детей с художественной литературой
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Технологии подготовки детей к обучению грамоте
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха [11] Технологии воспитания звуковой культуры речи [1; 3]
- креативно ориентированные технологии направлены на развитие языковых способностей посредством интеграции с развитием творческого мышления [8, с. 274-281].
В педагогической литературе (О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, Л.М. Гу-рович, О.А. Бизикова) представлена классификация технологий развития речи. Названия выделенных технологий совпадают с задачами образовательной области «Речевое развитие» [11] (см. табл. 1).
некоторые из авторов (л.л. лашкова, С.М. Зырянова, А.П. Филиппова) выделяют технологии коммуникативной деятельности и предлагают следующее определение. Коммуникативная технология - «это специально организованный процесс устной или письменной коммуникации, направленный на достижение коммуникативного намерения участников» [13, с. 97], т. е. коммуникативные технологии - технологии, направленные на развитие общения участников образовательного процесса.
проблему подготовки будущих воспитателей к использованию педагогических технологий, в том числе технологий, направленных на реализацию задач образовательной области «Речевое развитие», исследовала А.В. Платонова. В зависимости от цели профессиональной деятельности педагога ею выделены несколько групп технологий:
- педагогической диагностики и оценки индивидуального развития ребенка;
- мотивации и построения образовательного процесса;
- взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
- организации образовательной среды;
- профессионального самообразования [12, с. 9].
В.П. Беспалько выделил этапы реализации педагогической технологии:
- постановка «диагностично сформулированной цели формирования основных качеств личности» [2, с. 115];
- мотивация деятельности;
- деятельность обучающихся, которая состоит из «последовательной системы упражнений» и образует «алгоритм функционирования» технологии [Там же, с. 105];
- управление деятельностью обучающихся;
- оценка результативности процесса обучения [Там же, с. 117].
подтверждая его мнение, А.Г. Гогоберид-зе и О.В. Солнцева выделяют следующие эта-
пы реализации технологии развития речи: мотивация, накопление содержания, освоение речевых форм и коммуникативных умений, развитие речевого творчества, оценка результата речевой деятельности [5, с. 294-297].
Таким образом, технологии развития речи состоят из этапов, согласно мнению В.П. Беспалько, А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой, и относятся к системе классификации, определенной А.В. Платоновой [12, с. 9]. С помощью этих технологий последовательно достигаются несколько научно-образовательных целей:
- построение образовательного процесса;
- организация коммуникативной деятельности;
- мотивация детей к обучению;
- педагогическая диагностика;
- формирование благоприятной образовательной среды.
С целью использования прогрессивных технологий в системе подготовки воспитателей детей дошкольного возраста нами осуществлен анализ 37 авторских технологий развития речи.
В данной работе при классификации технологий мы придерживаемся позиции О.В. Акуловой, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой, Л.М. Гурович, О.А. Бизиковой, которые предлагают подбирать технологию в соответствии с целью и задачами речевого развития конкретного ребенка.
как показывает наша практика, в системе подготовки воспитателей наиболее эффективны следующие технологии развития речи:
- продуктивного чтения-слушания (Е.В. Бу-неева, О.В. Чиндилова) [3];
- наглядного и символического моделирования (Л.В. Омельченко, Н.И. Расторгуева, Т.Н. Смышляева, Т.А. Ткаченко) [8];
- обучения детей составлению творческих рассказов по картине (Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хо-менко) [7].
С целью улучшения качества обучения воспитателей детей дошкольного возраста технологиям развития речи нами было проведено анкетирование 44 специалистов Архангельской области, имеющих стаж работы не более 3 лет. Воспитатели, принимавшие участие в анкетировании, являются выпускниками высших и средних образовательных организаций. Педагогам было предложено ответить на ряд вопросов об использовании технологий развития речи. Результаты отражены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ мнения воспитателей детей дошкольного возраста в области использования
технологий развития речи
Количество
Инструкция: выберите одно или несколько предложенных утверждений, которые соответствуют Вашему мнению воспитателей, выбравших данный ответ Процентное выражение (%)
Что такое, по Вашему мнению, технология?
Сочетание определенных методов и приемов 27 61
Система действий педагога 14 32
Проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий 13 30
Цепочка определенных операций 9 20
Воплощение на практике спроектированного педагогического процесса 8 18
Сочетание методов обучения 8 18
Жесткий алгоритм 3 9
Выделите основные черты технологии
Системность 35 80
Эффективность 19 44
Моделируемо сть 17 39
Жесткий алгоритм 15 34
Технологичность 12 27
Управляемость 9 20
Воспроизводимость 9 20
Гибкость 9 20
Оптимально сть 8 18
Легкость применения 7 16
Ситуативность 4 9
Считаете ли Вы педагогические технологии ведущими в развитии речи детей дошкольного возраста?
Да 42 96
Не уверен в ответе 2 4
Для решения какой задачи речевого развития Вы используете технологии?
Развитие связной диалогической и монологической речи 21 48
Обогащение активного словаря 20 45
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха 18 41
Развитие речевого творчества 16 36
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 16 36
Формирование грамматического строя речи 15 34
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте 8 18
С чем связаны трудности применения технологий по речевому развитию?
Недостаточный объем педагогических знаний 29 66
Отсутствие педагогического опыта 13 30
Не созданы условия для применения технологий 11 25
Незнание индивидуальных особенностей детей для использования 5 11
технологий
Собственные личностные качества характера 3 9
Чему бы Вы хотели научиться, чтобы эффективнее использовать в своей работе технологии речевого развития детей дошкольного возраста?
Подбирать технологию для решения определенных задач речевого развития 27 61
Повысить свою компетентность в использовании технологий рече- 27 61
вого развития
Применять данную технологию на практике 20 45
Планировать мероприятия по реализации технологии 13 30
Проанализировав ответы, мы установили, что воспитатели обладают определенными знаниями в области педагогических технологий. например, давая определение технологии, многие из них выбрали ответы: «сочетание определенных методов и приемов», «проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий», «система действий педагога». Среди наиболее часто встречающихся ответов на вопрос о свойствах технологии зафиксированы ответы «системность» и «эффективность».
Актуальность использования технологий развития речи подтвердили 96% респондентов. Молодые специалисты отметили задачи речевого развития, соответствующие ФГОС ДО. Однако на вопрос о наличии профессионального опыта в области использования технологий развития речи 62% воспитателей ответили отрицательно, при этом 66% педагогов отметили основную причину: недостаточный объем теоретических знаний.
Опрос показал, что воспитатели испытывают затруднения в использовании технологий развития речи детей. Как установлено в ходе анализа практики образовательной деятельности, этот процесс носит спонтанный, несистемный и эпизодический характер. Что происходит по причине недостатка знаний и умений по подбору, планированию и применению технологий развития речи детей дошкольного возраста. Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить проблему недостаточно сформированной компетентности воспитателей в области профессиональной подготовки к использованию технологий развития речи (отметил 61% опрошенных).
Результаты проведенного опроса стали основой для выбора направления подготовки воспитателей в области использования технологий развития речи. Так, ответ на вопрос «Чему бы Вы хотели научиться, чтобы использовать в своей работе технологии речевого развития детей дошкольного возраста?» показал, что в обучении воспитателей следует уделять внимание развитию следующих умений: выбора технологии, планирования мероприятий и применения ее на практике.
необходимость внедрения в образовательный процесс технологий развития речи повышает требования к воспитателям детей дошкольного возраста, большинство из которых оказываются неготовыми осуществить выбор технологии в соответствии с индивидуальными особенностями детей и использовать ее на
КИЕ науКИ -
практике из-за отсутствия системы необходимых знаний, а также практического опыта.
Таким образом, проведенный анализ нормативных документов (профессионального стандарта, ФГОС ДО), результатов современных исследований и анкетирования воспитателей позволил выявить противоречие между потребностью в педагогах, готовых к использованию технологий развития речи, и отсутствием у выпускников высших и средних образовательных организаций практических умений реализации технологий развития речи. Дальнейшее исследование по преодолению установленного нами противоречия является перспективным, т. к. педагогам необходимо соответствовать требованиям профессионального стандарта. Результаты нашего исследования и непрекращающейся экспериментальной работы будут анализироваться и внедряться в образовательный процесс с целью обеспечения качества подготовки воспитателей к использованию технологий развития речи.
Список литературы
1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр пед. образования, 2009.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
3. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гу-манит. ун-та, 2012.
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Баласс, 2014.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберид-зе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013.
6. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
7. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
8. логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. М.: ИНФРА-М, 2017.
9. Михайлова Т.Н., Соболева А.М. Современные педагогические технологии в деятельности
воспитателя дошкольного образовательного учреждения: теоретические основы и практическое применение // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 9(122). С. 46-50.
10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 18 окт. 2013 г. № 544 [Электронный ресурс]. URL: httpV/профстандарт-педагога.рф (дата обращения: 02.09.2018).
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ м-ва образования и науки Рос. Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 22.08.2018).
12. Платонова А.В. Подготовка студентов к использованию педагогических технологий в профессиональной педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.
13. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реабилитации ФГОС дошкольного образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 060100 «Педагогическое образование» / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянов, А.Р. Филиппова. М.: Академия естествознания, 2015.
* * *
1. Akulova O.V., Somkova O.N., Solnceva O.V., Gurovich L.M. Teorii i tehnologii razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta. Programma uchebnogo kur-sa i metodicheskie rekomendacii. M.: Centr ped. obra-zovanija, 2009.
2. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. M.: Pedagogika, 1989.
3. Bizikova O.A. Teorii i tehnologii razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta v opredelenijah, tablicah i shemah: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2012.
4. Buneeva E.V., Chindilova O.V. Tehnologija produktivnogo chtenija: ee sushhnost' i osobennos-ti ispol'zovanija v obrazovanii detej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta. M.: Balass, 2014.
5. Doshkol'naja pedagogika s osnovami metodik vospitanija i obuchenija: uchebnik dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija / pod red. A.G. Gogoberidze, O.V. Solncevoj. SPb.: Piter, 2013.
6. Kabardov M.K. Kommunikativnye i kogni-tivnye sostavljajushhie jazykovyh sposobnostej (in-dividual'no-tipologicheskij podhod): dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2001.
7. Leljuh S.V., Sidorchuk T.A., Homenko N.N. Razvitie tvorcheskogo myshlenija, voobrazhenija i re-chi doshkol'nikov. Ul'janovsk: IPKPRO, 2003.
8. Logopedija: metodika i tehnologii razvitija rechi doshkol'nikov: uchebnik / Zh.V. Antipova, L.R. Da-vidovich, O.N. Dianova [i dr.]; pod red. N.V. Mik-ljaevoj. M.: INFRA-M, 2017.
9. Mihajlova T.N., Soboleva A.M. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v dejatel'nosti vospitate-lja doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija: teo-reticheskie osnovy i prakticheskoe primenenie // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 9(122). S. 46-50.
10. Ob utverzhdenii professional'nogo standar-ta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo ob-shhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospita-tel', uchitel')»: prikaz M-va truda i social'noj zashhity Ros. Federacii ot 18 okt. 2013 g. № 544 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://profstandartpedagoga.rf (data ob-rashhenija: 02.09.2018).
11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obra-zovanija: prikaz M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashhenija: 22.08.2018).
12. Platonova A.V. Podgotovka studentov k is-pol'zovaniju pedagogicheskih tehnologij v profes-sional'noj pedagogicheskoj dejatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009.
13. Poznavatel'no-rechevoe razvitie doshkol'ni-kov v uslovijah reabilitacii FGOS doshkol'nogo ob-razovanija: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravlen-iju podgotovki 060100 «Pedagogicheskoe obrazova-nie» / L.L. Lashkova, S.M. Zyrjanov, A.R. Filippova. M.: Akademija estestvoznanija, 2015.
Training kindergarten teachers to use speech development technologies
The article deals with the problem of training kindergarten teachers to use speech development technologies. The authors reveal the essence of the concept of speech development technologies and substantiate the relevance of vocational training of kindergarten teachers for their implementation. The classification of speech development technologies is presented. The results of the survey of practical experience in training kindergarten teachers are analyzed.
Key words: preschool education, pedagogical technologies, speech development technologies, classification of technologies, training kindergarten teachers.
(Статья поступила в редакцию 02.10.2018)