СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ОБУЧЕНИЯ
1 "2 Бунькова Е.А. , Евтюхина И.С.
1Бунькова Екатерина Александровна - бакалавр; 2Евтюхина Ирина Сергеевна - бакалавр, направление: педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Современный мир предъявляет высокие требования к качеству школьного образования. Выпускникам нужны не только теоретические знания, но и умение мыслить творчески, нестандартно. Химия является достаточно сложным предметом школьной программы, поэтому важно внедрять новые технологии преподавания с целью повышения мотивации к обучению у школьников. Самым неэффективным способом обучения является классический вариант преподавания - учитель рассказывает, ученик слушает. Ребёнок является личностью, невозможно механически пересказать ему знания. Поэтому важно сделать из ученика активного участника учебного процесса. Доказано, что овладеть знаниями возможно только при собственной деятельности и заинтересованности предметом. Таким образом, учителю необходимо быть организатором активной деятельности учеников. Знания должны «создаваться» в процессе активной деятельности учеников, а побуждать их к этому должен педагог. Организовать активную деятельность школьников на уроках химии помогут современные педагогические технологии.
Таблица 1. Виды педагогических технологий
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- технология уровневой дифференциации обучения; - игровые технологии; - технология обучения в сотрудничестве.
- групповые технологии; - технология проблемного и исследовательского обучения;
- технологии компьютерного обучения. - технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Рассмотрим технологию проблемного и
исследовательского обучения. Педагогу в данной технологии необходимо создать проблемную ситуацию, представить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Побудить к осознанию проблемы: «Что Вас удивило?». Побудить к самой проблеме: «Какая теория является верной? Почему?».
Предложенное задание должно соответствовать уровню знаний и возможностям учащихся. Постановка проблемной ситуации должна быть до объяснения новой темы.
Проблемные ситуации выстраиваются по определенным алгоритмам. В традиционном варианте педагог формулирует проблему и самостоятельно её решает при активном участии учеников. При частично-поисковом методе учителем определяется проблема, ученики самостоятельно (либо при помощи педагога) находят решение.
При исследовательском методе возможны два варианта. Первый - проблема поставлена учеником, а учитель помогает её решить. В данном случае у ребёнка формируется умение определять и формулировать проблему. Во втором варианте ученик самостоятельно предлагает и решает проблему.
Например, тема 8-го класса «Закон сохранения массы веществ». Проблема ставится в виде демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (С^О4) и гидроксида калия (т1) (КОН) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Си(ОН)2) и раствор сульфата калия (т2) (К2Б04). По признакам протекания реакций (выпал осадок голубого цвета) школьники понимают, что химическая реакция состоялась. По результатам взвешивания веществ до и после реакции подтверждается закон сохранения массы веществ. Перед учениками стоит проблемный вопрос: почему т1=т2? С помощью знаний материала о строении веществ, дети формулируют ответ на поставленный вопрос: т1=т2, потому что атомы и их количество вследствие химических превращений не изменяются, а только по-иному связываются с образованием новых веществ.
Таким образом, применение современных педагогических технологий, в частности, технологии проблемного и исследовательского обучения на уроках химии, способствует развитию исследовательского, творческого, а также креативного мышления у школьников. Также данные методы формируют самостоятельность и мотивируют к изучению предмета, что в целом гарантирует повышение эффективности учебного процесса.
Список литературы
1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. Центр «Академия», 2010. 368 с.
2. Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе / О.С. Зайцев. М.: КАРТЭК, 2012. 469 с.
3. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. М.: ГУПИ, 2001. 352 с.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2008. 368 с.
5. Чернобелъская Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. М.: Владос, 2000. 336 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ
1 "2 Бунькова Е.А. , Евтюхина И.С.
1Бунькова Екатерина Александровна - бакалавр;
2Евтюхина Ирина Сергеевна - бакалавр, направление: педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Биология является тем школьным предметом, который призван знакомить школьников с исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность является важнейшей составляющей образования, формирует умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. На базе школы исследование предполагает получение информации, постановку эксперимента, анализ полученных результатов.
В школьном курсе биологии возможны следующие методы исследовательской деятельности: эксперимент, наблюдение, сравнительный метод, описательный метод.
1. Эксперимент. Является преднамеренным созданием ситуации, целью которой является выявление определенных свойств живых объектов. Важное значение приобретает в старших классах.