Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные педагогические технологии / формирование / читательская грамотность / младший школьник / modern pedagogical technologies / formation / reading literacy / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна

В статье рассмотрены современные педагогические технологии формирования читательской грамотности у младших школьников. Овладение учащимися читательских компетенций создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, составляющими основу умения учиться. Важность и значимость работы по формированию, развитию и оценке читательской грамотности связана с тем, что за последнее время изменились цели школьного образования. Автор подчеркивает, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование потенциального заинтересованного читателя, а именно: прививается эстетический вкус, оформляются представления о языке художественной литературы, происходит развитие аналитических способностей воспринимать художественный текст в единстве чувственного и рационального восприятия. Пришел к выводу, что занятия в школе по освоению навыков литературного чтения могут проходить с применением различных технологий текстовой работы. На современном этапе развития навыков читательской грамотности требуется применение интерактивных, стимулирующих речевое мышление ребенка методов и приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна, Закарьяева Сиядат Зияудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with modern pedagogical technologies of formation of reading literacy in junior schoolchildren. Mastering of reading competences by pupils creates the possibility of independent successful assimilation of new knowledge, which is the basis of learning ability. The importance and significance of the work on formation, development and assessment of reading literacy is connected with the fact that the goals of school education have changed recently. The author emphasizes that it is in the younger school age that the formation of a potential interested reader takes place, namely: the aesthetic taste is inculcated, the ideas about the language of fiction are formalized, the development of analytical abilities to perceive the artistic text in the unity of sensual and rational perception takes place. I came to the conclusion that classes in school to master the skills of literary reading can be held with the use of various technologies of textual work. At the present stage of development of skills of reading literacy requires the use of interactive, stimulating the child's speech thinking methods and techniques.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Закарьяева Сиядат Зияудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены современные педагогические технологии формирования читательской грамотности у младших школьников. Овладение учащимися читательских компетенций создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, составляющими основу умения учиться. Важность и значимость работы по формированию, развитию и оценке читательской грамотности связана с тем, что за последнее время изменились цели школьного образования. Автор подчеркивает, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование потенциального заинтересованного читателя, а именно: прививается эстетический вкус, оформляются представления о языке художественной литературы, происходит развитие аналитических способностей воспринимать художественный текст в единстве чувственного и рационального восприятия. Пришел к выводу, что занятия в школе по освоению навыков литературного чтения могут проходить с применением различных технологий текстовой работы. На современном этапе развития навыков читательской грамотности требуется применение интерактивных, стимулирующих речевое мышление ребенка методов и приемов.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, формирование, читательская грамотность, младший школьник.

Annotation. The article deals with modern pedagogical technologies of formation of reading literacy in junior schoolchildren. Mastering of reading competences by pupils creates the possibility of independent successful assimilation of new knowledge, which is the basis of learning ability. The importance and significance of the work on formation, development and assessment of reading literacy is connected with the fact that the goals of school education have changed recently. The author emphasizes that it is in the younger school age that the formation of a potential interested reader takes place, namely: the aesthetic taste is inculcated, the ideas about the language of fiction are formalized, the development of analytical abilities to perceive the artistic text in the unity of sensual and rational perception takes place. I came to the conclusion that classes in school to master the skills of literary reading can be held with the use of various technologies of textual work. At the present stage of development of skills of reading literacy requires the use of interactive, stimulating the child's speech thinking methods and techniques.

Key words: modern pedagogical technologies, formation, reading literacy, junior schoolchild.

Введение. Перемены, происходящие в современном мире, требования, которые выдвигает современное общество, новое цифровое пространство требует от образования смелых, четких, осмысленных действия в кардинальном изменении направления своей траектории движения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать вектор проектирования компетенций, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности в системе образования, дальнейшего освоения образовательной программы, обеспечивается, прежде всего, через формирования компетенций, и прежде всего читательских, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что формированию читательских компетенций в быстро меняющемся мире, с его новым форматом, необходимо уделить особое внимание на начальном этапе школьного обучения. Овладение учащимися читательских компетенций создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, составляющими основу умения учиться.

Более того его организация должна учитывать перманентность изменений социокультурных и экономических условий жизни современного человека, что должно отражаться на выборе содержания и подходов к реализации программ развития данной компетенции. В то же время возрастная категория обучающихся начальной школы предполагает особые требования к методическому обеспечению осуществления педагогической деятельности, педагогу необходимо выявлять специфическое, соответствующее возрасту содержание учебных материалов и технологий, искать и апробировать эффективные методы, которые будут полезными и интересными для младших школьников.

Такие ученые как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.И. Божович, Т.Г. Галактионова, З.А. Гриценко, Я.А, Коменский, И.Г. Жукова и др. изучали различные аспекты чтения. Под чтением ими подразумевалась одна из главных задач образования, где маленький школьник, становится большой личностью, а читательская компетентность определяются ими как качество сохранения прочитанного, формируемое на основе общей культуры человека, и которое обеспечивает возможность решения возникающих учебных, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности. Именно младший школьный возраст ими рассматривается как период становления личности, ее социализации и приобщения к культуре.

В целом оценки исследователей по уровню читательской грамотности у российских школьников противоречивы. Как показывают результаты международных исследований PIRTS, результаты российских школьников начальной школы более чем впечатляют. В начальной школе (4 класс) оценивается освоение основ чтения с целью приобретения читательского литературного опыта, освоения и использования информации. По этим критериям российские школьники на протяжении последних 15 лет являются однозначными лидерами. Однако, согласно оценке официального сайта ВПР, результаты школьников по всем критериям, в том числе читательской грамотности, после 4 класса «резко падают». В данной ситуации важно пробудить устойчивый интерес к чтению и стимулировать к дальнейшему самообразованию.

В международном исследовании PISA выявили четкое определение понятия. «Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [8, с.4]. https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

Это определение максимально отразила все основные элементы, которые являются важными компонентами читательской грамотности. В определении PISA важен и значим каждый из названных признаков. Смысл понятия читательская грамотность включает в себя: понимание прочитанного, рефлексию (размышления о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного понимания и имеющегося опыта) и использование информации из прочитанного текста. Функциональность проявляется в том, что ученик может использование содержание текста в разных ситуациях своей деятельности и общения, взаимодействия с окружающим миром и с социумом, для участия в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах жизни общества.

Чтение занимает важное место в жизни человека, начиная с первых лет жизни ребенка и заканчивая зрелой мудростью. Чтение - это основной компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, которая учувствует в формировании и развитии личности, инструментом, который помогает получить образование и передать основы культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, а также инструментом достижения успеха человека в жизни.

Важность и значимость работы по формированию, развитию и оценке читательской грамотности связана с тем, что за последнее время изменились цели школьного образования. Еще несколько десятилетий назад важно было освоить систему знаний, а сейчас, в современном образовании, на первое место выходит формирование способности использовать знания для решения различных жизненных и реальных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для самостоятельного создания умозаключений, формировать мировоззрение и личное отношение к происходящим событиям.

Структура читательской деятельности у современных школьников зависит от множества факторов. К примеру, необходимо регулярно адаптироваться к быстроменяющемуся миру, разнообразным изменениям.

Часто школьникам необходимо использовать несколько источников информации, поэтому важно научить их работать с текстом любого формата, будь то текст учебника или новостной пост из Интернета. Ситуацию с ухудшением ситуации с читательской грамотности среди российских школьников отмечают и отечественные ученые. Основными причинами данной ситуации называют снижение интереса к чтению, информационная перегруженность в средствах массовой информации и коммуникации, развитие с детского возраста так называемого «клипового мышления», основным средством передачи смысла которого являются не буквы, а картинки и символы. Этот процесс является, в том числе негативным следствием развития информационных технологий.

В этой связи сформированность навыков грамотного чтения становится одной из важнейших черт современного гуманитарного образования и воспитания. Главной задачей современного школьного образования является воспитание многосторонне развитой личности, готовой постоянному самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию, способной самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками, свободно и креативно размышлять.

Овладение навыками литературного чтения младшими школьниками в процессе обучения является одним из основных методов освоения окружающей действительности, а также адаптации к социальному опыту поколений и осмыслению социально-значимой информации.

Младший школьный возраст в отличие от других периодов развития школьников может считаться определяющим периодом в плане оформления читательской грамотности и формированием важных читательских умений.

По этой причине литературное чтение - важный предмет школьной программы первой образовательной ступени по формированию навыков читательской грамотности. Именно эти умения являются одним из главных факторов успешного обучения по всем предметам и считаются базовым навыком для дальнейшего обучения.

Уровень читательской грамотности помогает школьникам в последующей деятельности овладевать автономно знаниями и достичь умения самостоятельного обучения и постоянного самосовершенствования. Эффективность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность изучения иных предметов в младшей школе.

Понятие «функциональная грамотность» можно увидеть в отечественных стандартах как результат системно-деятельностного подхода в образовании (ФГОС НОО), который может обеспечить развитие личности школьника и освоение им знаний [6].

В этой связи мы считаем, что в современных условиях более целесообразным будет считать понятия «читательская грамотность» и «функциональная грамотность» как идентичные.

Далее рассмотрим подробнее компоненты функциональной грамотности (по модели PIRLS). Моделирование по PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study - тестирование, направленное на исследование функциональной грамотности учащихся в различных странах мира и изучение умений использовать данные навыки в практическом аспекте, начиная с младшей школы.

Формирование читательской грамотности у младших школьников в ходе занятий по литературному чтению предполагает использование разнообразных технологий и приемов.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, используют в достаточной мере активно традиционные методы обучения новым текстам. Вначале следует подготовка к восприятию произведения, повествуя о биографии того или иного писателя, его литературном пути, основной тематике и проблематике его творчества, пояснении непонятных мест, новых слов и понятий. Затем учитель может привлекать к обсуждению представителей класса. С.М. Гаврилова и Р.Б. Дондокова в своей статье пишут, что ребята «не получают ответа на главный вопрос: что же значит читать текст? Не получают удовольствия от самого процесса чтения, уже нет никакой интриги, загадки, потому и процесса чтения как такового нет. Отсюда - скука на уроке, нелюбовь к чтению» [2, С. 47].

Важнейшими условиями приобщения читателей к литературному чтению являются понимание значения книги в жизни человека, для чего необходимо использование так называемых активных методов обучения. Именно они стимулируют гуманитарное мышление и формируют мировоззренческие идеалы. Определяющим фактором являются новизна и разнообразие учебного материала и методов обучения. Это также достигается за счет того, что разные субъекты смотрят на одни и те же объекты под разными углами. Однако знание новых вещей должно основываться на уже имеющихся знаниях.

Большая роль уделяется при этом УМК «Школа России». Данный комплекс полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В программе, главным принципом которой провозглашается проблемно-поисковый подход, указываются основы преподавательской деятельности педагога/учителя. При анализе УМК «Школа России» для 4 класса можно отметить среди плюсов комплекса на уроках литературного чтения - сильный и разнообразный курс языка и литературы. Среди недостатков - как и ранее, большая ориентированность на обучающую репродуктивность обучения, то есть образование с помощью повторения, копирования материала, а также недостаточного количества упражнений на развитие логики, самостоятельного мышления и умения отстаивать, защищать свою позицию или свое мнение, пусть на самом элементарном уровне.

Эффективность учебной деятельности, в том числе в плане формирования навыков читательской грамотности, во многом зависит от мотивационной направленности учебных действий, которые рассматриваются в четырех ипостасях:

1) Процесс обучения (при самостоятельном поиске обучающимся решения задач);

2) Результативность (при приобретении необходимых знаний и умений);

3) Учительская оценка (при осознании учителем гибкого подхода к оцениванию и понимания роли поощрения в учебной деятельности);

4) Избежание неприятностей (занятия ведутся в основном формально, чтобы не получить плохих оценок, не быть порицаемыми, не конфликтовать с учителем и администрацией учебного заведения).

В.А. Крутецкого, А.Е. Белькова, П.А. Чубака считают, что в данный возрастной период дети стремятся найти образец для подражания [5; 1]. Такими примерами для подражания становятся герои литературных или кинематографических произведений, причем в конкретном воплощении.

По мнению Г.И. Щукиной, императивность требований учителя («читай», «расскажи», «перепиши», «выучи») тормозящим фактором обучения. Здесь важно вызывать ответную реакцию младших школьников с учетом стимулирования творческого и креативного мышления [7]. Ученик 4-го класса является выпускником начальной школы, что влияет на мотивацию к учебе. Представим в виде схемы основные мотивы, характеризующие отношение ребенка к школе:

Как правило, к обучению в 4-м классе у большинства детей формируется индивидуальный стиль учебной работы. Он читается в подготовке и выполнении домашних учебных заданий.

Но, как мы уже отмечали выше, именно в младшем школьном возрасте происходит формирование потенциального заинтересованного читателя, а именно: прививается эстетический вкус, оформляются представления о языке художественной литературы, происходит развитие аналитических способностей воспринимать художественный текст в единстве чувственного и рационального восприятия, начинается процесс приобщения к духовным ценностям отечественного и мирового словесного мира.

Среди трудностей восприятия художественного произведения младшими школьниками отмечается в первую очередь особенность литературного произведения как феномена искусства. Особую сложность вызывает понимание и восприятие «художественных образов», так как именно последние характеризуются субъективностью и опосредованностью с реальностью.

В силу ограниченного читательского опыта, несформированности абстрактного мышления ребята младшего школьного возраста, в том числе четвероклассники, стремятся понять и интерпретировать литературное произведение как конкретный фрагмент действительной жизни или с точки зрения современной оценки тех или знаний в разных областях. По этой причине детям нередко сложно понять, например, некоторые сказки Г.Х. Андерсена, A.C. Пушкина, басни И.А. Крылова. Среди таких примеров можно привести результаты исследования H.A. Гурдаевой, Г.Н. Кобяковой, когда дети считали, что «Крылов совсем не знает ничего о жизни насекомых, потому что муравья и стрекозу сравнивать нельзя» [2, С. 128]. Другой пример на основании собственных наблюдений на практике - «зачем русалочке ноги, если она рыба и без воды не проживет» и т.п. [3, С. 128].

По их мнению, основной целью знакомства детей с художественными произведениями можно считать в первую очередь пробуждение интереса и любви к чтению, стимулирования мотивации дальнейшего знакомства с творчеством автора, предвосхищения встречи с неизвестным и неожиданным. Решением этой проблемы может стать использование инновационных технологий деятельности на уроках чтения. Поэтому, С.М. Гаврилова и Р.Б. Дондокова, стали предлагать к использованию так называемую «технологию продуктивного чтения» [2]. Этот подход предполагает не только прочтение и осмысление сюжета произведения младшими школьниками, но и погружение, насколько это возможно в их возрасте, в идейную основу произведения.

Представим разницу в понимании уроков с традиционными технологиями обучения чтению и инновационной технологии, предлагаемой авторами. Отметим лишь, что этот способ подразумевает использование такой особенности как развитие «заочного» диалога читателя с писателем с помощью наводящих вопросов, которые заранее готовит учитель. В рамках этого взаимодействия читателю необходимо осуществить поиск не только явных, но и латентных смыслов и идей, заложенных автором, а также задавать вопросы, размышлять о содержании текста и движении сюжета и т.п.

Л.А. Ефросинина пишет, что инновационные самостоятельные способы или техники осознания семантики текста, более легкого усвоения понимания его содержания, предполагающие анализ содержания, а именно:

1. Чтение с внимание к деталям, выделением так называемых «точек предпонимания» (Г.Г. Гадамер) текста - при первичной работе с текстом выделяется, что остается непонятым или необычным;

2. Фрагментарное чтение (В.В. Розанов) - медленное чтение с остановками и пояснением фрагментов, определение связей между разными точками зрения, подчеркиванием заметных отрывков для освоения смысла произведения в целом;

3. Формулировка вопросов к новым текстам;

4. Стимулирование «диалога» между автором и читателями с помощью вопросов к тексту, ориентированных на выявление эмоционально- ценностных ориентаций, темы и специфики текстового «языка»;

5. Прочтение с иллюстративными техниками;

6. Прочтение с переводом с языка литературы на драматический и кинематографический язык (распределение, прочтение по ролям, подготовка сценария или экранизации, репетирование);

7. Анализ избранного текстового фрагмента, демонстрирующего авторскую идею, точку зрения на проблему;

8. Сравнение своей позиции с позицией автора, читателей;

9. Прочтение с прогнозом (остановка в чтении и нарушение привычного ритма формирования эстетического объекта в целях совместного рассуждения о дальнейшем развитии сюжета);

10. Метод дискуссий, дебатов возможно начинать использовать в практической работе с учащимися 3-4 классов [4].

Выводы. Таким образом, занятия в школе по освоению навыков литературного чтения могут проходить с применением

различных технологий текстовой работы. На современном этапе развития навыков читательской грамотности требуется применение интерактивных, стимулирующих речевое мышление ребенка методов и приемов.

Литература:

1. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А.Е. Белькова, П.А. Чубак. - Молодой ученый, 2016. - 1842 с.

2. Гаврилова, С.М. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе / С.М. Гаврилова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 10.11.2023)

3. Гудков, Л.Д. Литература как социальный институт: статьи по социологии чтения / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин. -Москва: Новое литературное обозрение, 2004. - 352 с.

4. Ефросинина, Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 11-16

5. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 253 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г. ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля2022 r.N A3-113/03 и от8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03.

7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. -Москва: Педагогика, 1988. -204 с.

8. OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/b25efab8-en. https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Главная задача учебных дисциплин общепедагогического цикла в подготовке будущего педагога -вооружить студентов знаниями, сформировать у будущих педагогических работников умения и навыки, необходимые в работе с детьми. Выполняя эту задачу, следует применить целый комплекс активных мер организации учебного процесса, в том числе деловые, ролевые и дидактические программы. Цель статьи - рассмотреть основные задачи в изложении учебных дисциплин общепедагогического цикла студентам педагогического университета и активные методы, применяемые на занятиях по указанным дисциплинам.

Ключевые слова: образование, активные методы обучения.

Annotation. The main task of the academic disciplines of the general pedagogical cycle in the preparation of a future teacher is to equip students with knowledge, to form the skills and abilities necessary for future teaching staff to work with children. In fulfilling this task, a whole range of active measures should be applied to organize the educational process, including business, role-playing and didactic programs. The purpose of the article is to consider the main tasks in the presentation of academic disciplines of the general pedagogical cycle to students of the pedagogical University and the active methods used in classes in these disciplines.

Key words: education, active learning methods.

Введение. Качественному усвоению теоретических знаний способствуют дидактические игры, которые в интересной для студента форме дают возможность усвоить основные понятия и теоретические знания курса. «Поле чудес», «брейн-ринг», «блиц-тур», которые разработаны по тематике, предусматривающим дисциплины общепедагогического цикла, используются нами как дидактические игры. Так, для проведения «Поля чудес» стоит подготовить презентацию для размещения букв тех слов, которые нужно отгадать, таблички с буквами, места для жюри и участников игры; разработать условия игры.

Для проведения «Брейн-ринга» распределяем группу студентов на команды, выбираем жюри, «хранителя времени» (человек, следящий за временем), ведущего. Условия проведения следующие: ведущий задает вопрос, участники обсуждают его в течение 1-2 минут (время можно увеличить или уменьшить), право первой ответить на вопрос имеет команда, которая ранее поднимает вверх сигнальную карточку. После ответов всех команд жюри называет правильный ответ, который оценивается по условно выбранному баллу. При подведении итогов преподаватель оценивает знания студентов.

При проверке знаний студентов целесообразно использовать условия «блиц-тура». Преподаватель называет вопрос, а студент за 2-3 минуты должен письменно ответить. Вопросы для «блиц-тура» формируются наподобие тестов.

При использовании сюжетно-ролевых игр на практических и лабораторных занятиях по учебным дисциплинам общепедагогического цикла студенты проверяют свои возможности, умение работать в контексте педагогической профессии. Игры этого типа ускоряют процесс усвоения и активного воспроизведения существующего опыта социальной работы, системы взаимоотношений. Кроме того, ролевая игра используется нами как средство закрепления желаемых личных качеств и навыков, поскольку в ролевых играх вербальные реакции трансфорируются в поведение. Студенты под руководством преподавателя «проигрывают» те или иные определенные жизненные ситуации, поведение ученика, действия учителя.

Такую сюжетно-ролевую игру проводим в курсе «Практическая психология в педагогической работе». Делим группу студентов на микроколлективы, проводим беседу, во время которой напоминаем о содержании и возможных формах реализации тех или иных методов практической психологии, которые нужно будет проработать на следующих лабораторных занятиях. Студенты, посоветовавшись, вносят предложения относительно выбранных форм сбора информации и активного влияния на ученика. После обсуждения каждого предложения выбираем наиболее реальные для исполнения и интересные для большинства студентов. Со временем эта работа сопровождается определением проблемы и выбором путей для ее решения, постепенно переходя в серьезную учебную деятельность. «Проигрывание» тех или иных методов активного воздействия на ученика сопровождается эффектом сопереживания, что активизирует процесс формирования соответствующих убеждений, умений и навыков будущих социальных работников.

Изложение основного материала статьи. Одна из задач учебных дисциплин общепедагогического цикла - вооружить студентов приемами совместной организаторской деятельности. Достичь этого можно, применяя эти приемы не только на занятии, что специально предполагает их рассмотрение, но при необходимости и целесообразности на всех остальных занятиях. Например, когда на занятии возникает сложность с решением проблемной задачи, прибегаем к «мозговому штурму», то есть распределяем студентов на несколько микроколлективов, которые самостоятельно работают над решением проблем в течение 5-10 минут (время исчисляется в зависимости от сложности вопроса). Затем выступают представители каждой микрогруппы со своими предложениями и мнениями. Нужно не только предложить решение, но доказать его целесообразность. Представители других микрогрупп могут задавать вопросы, вступать в дискуссию. После обсуждения всех предложений останавливаемся на более рациональных. Само деление на микроколлективы является педагогическим приемом, позволяющим приобщить к участию в работе всех студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.