Научная статья на тему 'Современные печатные СМИ как источник исследования ментального пространства «Духовность» (к постановке вопроса)'

Современные печатные СМИ как источник исследования ментального пространства «Духовность» (к постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ЯЗЫК / СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА / ФИЛОЛОГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропова В. В.

В статье анализируются языковые особенности СМИ, имеющие явно специфическое происхождение. Масс-медийный текст представлен как носитель глубинного смысла, и как проекция культурного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные печатные СМИ как источник исследования ментального пространства «Духовность» (к постановке вопроса)»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Б. в. Антропова

современные ПЕЧАТНЫЕ СМИ КАК источник ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДУХОВНОСТЬ» (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

В статье анализируются языковые особенности СМИ, имеющие явно специфическое происхождение. Масс-медийный текст представлен как носитель глубинного смысла, и как проекция культурного пространства.

Ключевые слова: текст, язык, смысловая нагрузка, филология, культурология.

При тематическом анализе диссертаций, написанных за последние несколько лет по журналистике и лингвистике, нельзя было не заметить существования большого количества работ, посвященных грамматическим, стили-стиче ским, коммуникативно-прагматиче ским, пунктуационным, структурно-семантическим особенностям языка СМИ. Это, так скажем, уже проторенный путь, по которому идут представители лингвистических и журналистских научных направлений, и от этого, безусловно, актуальность таких работ ничуть не становится меньше, поскольку они всегда своевременны в том смысле, что отражают последние тенденции развития языка СМИ.

Однако, если принять во внимание тот неоспоримый факт, что уже с конца ХХ века антропоцентрическая парадигма, пришедшая на смену господствующей системно-структурной парадигме филологической науки, выдвигает на первый план лингвокультурологию, описывающую факты языка через культурные коды, и что масс-медийный дискурс является транслятором актуальных культурных стереотипов, принятых в данной лингвокультуре, то обнаруживается противоречие между необходимостью исследования определенных ментальных пространств через призму масс-медиа и отсутствием такого типа работ.

Теоретическое обоснование исследования медиадискурса в фокусе лингвокультурологии мы находим пока только в отдельных работах (С. В. Ивановой, Р. Р. Мазиной, А. А. Тюриной, Л. Г. Кашириной). Так, например, С. В. Иванова, хотя и пишет о политическом медиади-скурсе, отмечает, что назрела необходимость в исследованиях, ставящих «во главу угла лингвокультурологический потенциал масс-

медийного дискурса» [6]. Интерес лингвокуль-турологии к дискурсу масс-медиа обусловлен, по ее мнению, несколькими весомыми причинами. Во-первых, «дискурс СМИ представляет собой сиюминутный срез языкового и культурного состояния общества, поскольку в силу своей природы отражает как языковое, так и культурное статус-кво социума» [6]. Другими словами, масс-медийный текст является своеобразной проекцией культурного пространства. Во-вторых, дискурс масс-медиа предполагает процесс порождения соответствующих текстов в определенном культурном контексте. «Это означает, что в тексте масс-медиа будут реализованы имеющиеся в том или ином лингвокуль-турном сообществе установки и требования к созданию речевого продукта, соответствующего внешним условиям ситуации порождения данного продукта» [6].

Среди основополагающих направлений линг-вокультурологического анализа данного типа дискурса С. В. Иванова называет следующие:

- исследование структуры медийного текста, поскольку культурная специфика отражается как в иерархии тематических структур текста, так и более широко - в тематике самих обсуждаемых материалов. «Тематика масс-медийных текстов обусловлена социальными факторами, с одной стороны, но, с другой, испытывает влияние культурных традиций, что объясняет существование предпочтительных или, наоборот, табуизированных или же нежелательных тем для обсуждения» [6];

- функционирование категории оценки в различных жанрах текстов масс-медийного дискурса;

- анализ содержательной стороны масс-медийного текста, в которой С. В. Ивано-

ва, вслед за И. Р. Гальпериным, выделяет содержательно-фактуальную информацию текста («передний план» текста), содержательно-подтекстовую («второй план») и содержательно-концептуальную (глубинный смысл).

Наибольший интерес, по мнению С. В. Ивановой, вызывает как раз содержательно-концептуальная информация текста, ибо масс-медийный дискурс предполагает обращение к особо значимым или привычным для того или иного социума концептам, фреймам, сценариям. В плане лингвокультурологического анализа было бы интересно проследить, какие культурные оппозиции языковой репрезентации наиболее привлекательны для того или иного лингвокультурного сообщества. Так, например, К. В. Никитина в диссертационном исследовании «Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ» сумела выявить ряд оппозиций философского, аксиологического, социокультурного характера, при помощи которых происходит контентообразование политического медиатекста. Набор этих оппозиций включает противопоставления «хорошо/ плохо», «свои/чужие», «комическое/трагическое», «герой/антигерой», «истина/не-истина» [13. С. 14-20]. В конечном итоге, результаты подобного исследования в той или иной степени позволят проникнуть в ментальность нации. Ведь, по справедливому замечанию В. А. Мас-ловой, лингвокультурологический анализ представляет собой «путь, по которому мы проникаем в <...> ментальность нации» [11. С. 3]. Ментальность традиционно понимается как «система фундаментальных установок этноса, регулирующих социальное поведение индивида, обусловливающих готовность действовать тем или иным образом, детерминирующих взгляды человека на мир и ориентирующих его на определенную систему ценностей» [12. С.

14].

Именно глубинный (концептуальный) слой информации медийных текстов содержится в лингвокультурных концептах. Лингвокультур-ный концепт понимается как «условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры» [14. С. 23-24]. Концепт группируется вокруг некой «сильной» (т.е. ценностно акцентуированной) точки сознания, от которой расходятся ассоциативные векторы. Наиболее актуальные для носителей языка ассоциации образуют ядро концепта, менее значимые — периферию. Четких границ, по мнению ученых, концепт не

имеет, по мере удаления от ядра происходит постепенное затухание ассоциаций.

На сегодня имеются единичные работы, рассматривающие отдельные концепты публицистического дискурса (Петровой М. Л., Киселевой О. В., Куданкиной О. А.).

Примечательно, что для многих работ, посвященных изучению различных концептов в современном языке, преимущественный интерес имеют СМИ и публицистика, как, например, для диссертационных исследований Корносенкова С. В. «Концепт интеллигенция в современном языковом сознании» и Трофимовой Ю. В. «Концепт политика в русской языковой картине мира». Корносенков С. В. объясняет это так: «во-первых, публицистика и СМИ в целом вполне адекватно отражают реальное состояние живого русского языка. СМИ мобильны и чутко реагируют на изменения в языке и общественном сознании». Во-вторых, качественные СМИ «соответствуют культурной, литературной, грамотной русской речи. В-третьих, публицистика определяет и описывает общественные феномены не с опорой на обществоведческий методологический аппарат, а интуитивно» [9. С. 6]. Все эти факты обеспечивают корректность анализа: «культурный уровень СМИ достаточен, но не завышен для адекватной передачи общественного сознания» [9. С. 6].

Работ, рассматривающих не отдельные концепты, а определенную концептосферу в зеркале масс-медиа, нет.

Концептосфера (термин, введенный Д. С. Лихачевым по типу терминов В. И. Вернадского ноосфера, биосфера) понимается обычно как совокупность концептов, характеризующих определенный фрагмент действительности и обобщающих признаки высшего мира (М. Г. Лебедько, З. Д. Попова, И. А. Стер-нин). Считается, что «концептосфера не имеет четких границ и не может быть представлена как четко структурированное образование. Концептосферу невозможно полностью описать, более того, невозможно даже перечислить все ее элементы» [2. С. 60], так как концепты, образующие одну концептуальную область, не изолированы, связаны друг с другом, между ними нет четких границ. Концептосфера, в силу изменчивости общественного сознания, представляет собой динамичную ментальную область, позволяющую проследить актуализацию одних культурных смыслов и дезактуали-зацию других.

Концептосфера духовности в какой-то мере обобщает, интегрирует некоторые ранее исследованные морально-этические, эстетические концепты (например, истина, правда, грех, мысль, разум / рассудок, дух, душа, жизнь, смерть, стыд, терпение, судьба, Родина, вера, верность, труд, память, отчуждение, надежда, благодарность, прекрасное/ безобразное, красота). Однако данные концепты в подавляющем большинстве были изучены на литературном материале, и концептосфера духовности не исчерпывается набором этих концептов, в чем нас убеждает философско-социальный, психологический контекст осмысления феномена духовности.

Проведенный анализ социально-философских, психологических подходов к рассмотрению проблемы духовности позволяет убедиться в широте и чрезвычайном многообразии трактовок феномена духовности, каждый исследователь, нередко прибегая при описании этого явления к различным метафорам и аллегориям, в своей концепции отражает какую-то грань, какой-то аспект духовности, не претендуя на всеобъемлющий охват проблемы. Мы выделим два определения духовности, которые, на наш взгляд, называют самые главные ее черты: 1) это «фундаментальное, основополагающее качество человека, его родовая характеристика и родовой способ существования» [7. С. 5]; 2) «высший уровень сознания, придающий сознанию не только личностную окраску, но выводящий человека в сферу надличностных интересов и ценностей: это направленность на высшее проявление человеческого 'Я'» [1. С. 98].

Именно на материале СМИ интересно было бы, на наш взгляд, представить лингвокультур-ную модель концептосферы духовности. Этому есть свое объяснение. Опыт проходившей в МГУ Международной конференции «Журналистика 2005: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» позволяет говорить, по крайней мере, о двух основных противоположных тенденциях развития современной отечественной журналистики.

С одной стороны, это игнорирование этических принципов, деформация общечеловеческих ценностей, словесный «беспредел» в СМИ (О. М. Самусевич), создание культа насилия (А. В. Дрожжин), «опошление, уродование и осквернение жизни» (М. Л. Князева). Два качества - цинизм и невежество - являются мар-

кировочными качествами журналистов данного направления (М. Л. Князева); насмешка и ирония становятся принципами восприятия и подачи реальности во многих СМИ (В. Ю. Костиков). В свете этой опасной тенденции остро встает проблема гуманизации информационной сферы (О. М. Самусевич).

С другой стороны, зарождается «новая журналистика», способствующая культурному и духовному развитию человека, развивающая у человека самостоятельные взгляды на вещи, «новая журналистика» ориентируется не на систему или организацию, а на живого, реального человека, думающего, сомневающегося (А. В. Дрожжин, И. М. Дзялошинский). Патриотизм провозглашается как одна из профессиональной составляющей журналиста (А. А. Лебедев) [4]. Находящаяся в проблемной зоне этих двух тенденций задача описания кон-цептосферы духовности приобретает свою актуальность и значимость.

Чтобы анализ данной концептосферы в масс-медиа был корректным и научно достоверным, необходимо представить, на наш взгляд, срез трех уровней сознания, или трех страт, транслируемых печатными СМИ.

Первый из них условно назовем элитарным. Его продуцируют так называемые «толстые» журналы типа «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», возникшие в середине 20-х - начале 30-х годов прошлого века. Эти литературно-художественные и общественно-политические журналы, имеющие свою историю, являются продолжателями культурно-исторических традиций журналов XIX века. Аудиторией «толстого» журнала в России традиционно считалась интеллигенция, которая на страницах журнала может следить за литературным процессом, читая критические статьи и художественные произведения. Однако необходимо отметить, что нас будет интересовать только язык публицистики, представленной на страницах журналов, поскольку поэтические и прозаические произведения сохраняют черты литературно-художественного стиля.

Можно гипотетически предположить, что концептосфера духовности, вербализованная в таких журналах, будет представлена большим набором концептов с богатой семантикой и максимально приближена к пониманию духовности в русской философской и литературной мысли.

Вторая лингвосоциокультурная страта (условно средний уровень) находит свое вы-

ражение в качественной прессе для массовой аудитории. Такому описанию соответствуют еженедельники типа «Русский репортер», «Русский Newsweek».

Общественно-политический журнал «Русский репортер» медиахолдинга «Эксперт» выходит с весны 2007 г. и позиционируется как издание с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен; предназначен для думающих и активных людей, которые хотят знать правду, не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни, это вдумчивое чтение для активного среднего класса [3]. Сейчас тираж журнала составляет 168 100 экз., его планируется увеличить до 300 000 экз.

Журнал не ограничивает себя узкими рамками так называемого делового СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Актуально», «Репортаж», «Тренды», «Фигура», «Культура», «Среда обитания», «Афиша», «Случай» и др. Журнал насыщен высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов.

Г. Зинькович, директор по маркетингу компании «Эксперт», особо выделяет национально-географическую составляющую целевой аудитории еженедельника: «это амбициозный, высокоинтеллектуальный оригинальный проект, созданный в России и предназначенный именно для российских читателей. При его разработке мы отнюдь не игнорировали лучший зарубежный опыт и, конечно же, ориентировались на западные лидирующие издания. Журналы Stem, Time действительно отражают интересы своих стран, они могут являться примерами, но никак не калькой. В «Русском репортере» мы также хотим отражать свое видение российских проблем, различных явлений и тенденций посредством качественной журналистики. <.. .> Само название «Русский репортер» несет и эмоциональную, и смысловую нагрузку, и нам важно было подчеркнуть достоинство российских корней и всей нации» [5].

Формулой успеха еженедельника, считают аналитики по продвижению медиа-холдинга «Эксперт», стала передача эмоций через точное, адресное обращение к читателю.

«Мы уверены, что необходимость в «Русском репортере» есть не только у читателей, но и у писателей и фотографов», - заявил Виталий Лейбин, главный редактор «Русского репорте-

ра». - Мы знаем множество журналистов, которые хотят искренне писать и снимать, понимать и изображать драму человеческой жизни. Современное издательское дело не дает им такого места, потому что неверно считается, что продаваемы только попса, гламур и горячие новости. Но мы-то знаем, что в нас самих есть запрос на глубокую, проникновенную журналистику, позволяющую человеку быть не «овощем», а созидателем своей культуры, жизни и страны» [11].

Согласно последним данным TNS Gallup Media по России, аудитория журнала «Русский репортер» существенно расширилась в 2008 г, в то время как читательская аудитория других общественно-политических журналов в мае-октябре 2008 г. уменьшилась: снижение AIR «Итогов» по России составило 7,2%, а снижение AIR журнала «Русский Newsweek» - 2,5% [11]. При этом, как констатируют специалисты TNS Gallup Media по России, у журнала «Русский Репортер» уникальная аудитория, которую не привлекают смежные категории журналов. Большинство читателей «Русского Репортера» ограничиваются чтением только этого издания и не читают ни другие общественно-политические журналы, ни большую часть деловых журналов, ни популярные женские, мужские и автомобильные журналы (для анализа пересечения аудиторий были рассмотрены следующие группы журналов: общественно-политические журналы -Русский Newsweek, Итоги; большинство деловых журналов - Деньги, Коммерсантъ Власть, Профиль, Секрет фирмы, Финанс; популярные женские журналы - Cosmopolitan, Elle, Burda; популярные мужские журналы - Maxim, Men's Health, Esquire; популярные автомобильные журналы - Авторевю, Клаксон) [11].

И наконец, третья лингвосоциокультурная страта (условно низкий уровень массового сознания) находит свое оязыковление в так называемых «желтых СМИ». Критериальной основой для выделения последнего типа СМИ служит так же, как и в предыдущих случаях, тематика, а также тираж и охват российской аудитории. В своей нише изданий «Комсомольской правде» по тиражу нет равных. Что же касается тематики, то официально она заявляется как общественно-политическое издание, но здесь необходимо сказать: мнения читателей относительно ее тематики совпадают в том, что это «желтая пресса» с той только разницей, что одни читатели газету называют «"наижел-

тейшей"» с соответствующими темами статей и обнажёнными телесами на изображениях», другие - самой «нежелтой» в России [8].

Таким образом, мы выделили три типа печатных СМИ, на материале которых может быть проведено лингвокультурное моделирование концептосферы «духовность», стратифицируемое несколькими уровнями.

Список литературы

1. Ботвинова, А. В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ) : дис. ... д-ра филос. наук / А. В. Ботвинова. - М., 2004.

2. Григорьева, Ю. С. Концептосфера воинственность как фрагмент англосаксонской картины мира : когнитивный подход (на материале древнеанглийской героической поэзии) : дис. ... канд. филол. наук / Ю. С. Григорьева. -Владивосток, 2003.

3. Журнал «Русский репортер» [Электронный ресурс]. - URL: www.karta-smi.ru/5001.

4. Журналистика в 2005 году : трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб. мат-лов научно-практич. конф. - М., 2006.

5. Зинькович, Г. «На наш рынок в основном выводят франшизные издания» [Электронный ресурс] / Г. Зинькович. - URL : www.advertology. ru/article50838.htm.

6. Иванова, С. В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии /

С. В. Иванова // Политическая лингвистика. -Вып. 1(24). - Екатеринбург, 2008. - С. 29-33.

7. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. Я. Канапацкий. - Уфа, 2004.

8. Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL : www.kuraev.ru/index. php?option=com_smf&Itemid=63&topic=89351. msg877380/

9. Корносенков, С. В. Концепт «Интеллигенция» в современном языковом сознании : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Корносенков. - Челябинск, 2008.

10. Кошарная, С. А. Миф и язык : Опыт лингвокультурологической реконструкции мифологической картины мира / С. А. Кошарная. - Белгород, 2002.

11. Лейбин, В. О журнале «Русский репортер» [Электронный ресурс]. - URL : www. mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9408.

12. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. - М., 2001.

13. Никитина, К. В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США) : автореферат дис. ... канд. филол. наук / К. В. Никитина. - Уфа, 2006.

14. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : дис. ... д-ра филол. наук / Г. Г. Слышкин. - Волгоград, 2004.

П. А. Горпиняк

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. А. БРОДСКОГО

Статья посвящена рассмотрению особенностей журналистской практики И. А. Бродского, ее причин и результатов, а также специфике взаимодействия публициста с российскими и зарубежными СМИ.

Ключевые слова: публицистика, эссе, эссеистика, журналы.

На протяжении всего творческого пути поэтом было создано около 60 произведений публицистического типа. Писались они как на русском, так и (преимущественно) на английском языке и регулярно появлялись на страницах периодических изданий в течение всего эмигрантского периода творчества поэта, начиная с 1972 год вплоть до 1995 года. Всего опубликовано в газетах и журналах 44 работы

Бродского, выполненных в различных жанрах: от заметки до литературно-критической статьи и эссе. Эссеистический стиль преобладает в его публицистическом наследии и окрашивает иные жанры особыми лирическими интонациями. Ряд зарубежных исследователей, например Вопату Dobree, определяют эссе как «очень разнообразный жанр», который «может быть описательным, нравственно-поучительным,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.