Научная статья на тему 'Новые качественные журналы в контексте проблемы духовности'

Новые качественные журналы в контексте проблемы духовности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
288
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА / ДУХОВНОСТЬ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / AQUALITATIVE PRESS / SPIRITUALITY / MENTALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

В статье в самом общем виде рассматриваются современные тенденции изучения духовности как антропологической универсалии, обосновывается возможность изучения ценностно-смыслового пространства масс-медиа на примере качественной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Qualitative Magazines in a Context of a Problem of Spirituality

In article in the general view modern lines of studying of spirituality as anthropological areconsidered, possibility of studying of tsennostno-semantic space of massmedia on an example of the qualitative press is proved.

Текст научной работы на тему «Новые качественные журналы в контексте проблемы духовности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 9—11.

В. В. Антропова

НОВЫЕ КА ЧЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ

В статье в самом общем виде рассматриваются современные тенденции изучения духовности как антропологической универсалии, обосновывается возможность изучения ценностносмыслового пространства масс-медиа на примере качественной прессы.

Ключевые слова: качественная пресса, духовность, ментальность.

Опыт проходившей в СевКавГТУ конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека» (ноябрь 2009 года) показал непреходящесть духовной тематики для научного сообщества. Приведем названия лишь некоторых статей, вошедших в сборник: «Духовность как смысловой центр мира», «Духовность как смысложизненная ценность», «Духовно-нравственная ценность мировой классики», «Патриотизм как высшая духовно-нравственная ценность», «Духовность и право», «Проблема нравственного воспитания школьников», «Дедовщина как результат отсутствия духовно-нравственного воспитания военнослужащих», «Духовно-нравственные ценности на ветрах перемен», «Постмодернистские идеи и установки: разрушение этического дискурса в условиях процесса адиафоризации в современном обществе», «Духовный потенциал русского человека в XXI веке: «иное дано!». «Духовно-нравственные искания современной молодежи» [1]. Такие формулировки маркируют духовность в ее онтологическом статусе как основополагающую доминанту человеческого бытия, имманентную черту развития личности. Однако социальное рассмотрение духовности показывает ее амбивалентность и парадоксальность, поскольку она сопрягается с социальными институтами, не лишенными противоречий: современной армией, школой, структурами власти.

Вообще, тема духовности выступает для многих наших соотечественников сильным внутренним раздражителем - в СМИ можно часто услышать реплики, подобные той, которую произнесла участница программы «Культурная революция», обращаясь к профессору РГГУ Д. Баку: «Я очень боялась, что в разговоре про Обломова Вы произнесете слово «духовность»» (21.01.2010, телеканал «Культура»). И это говорит, на наш взгляд, о

значимости данной темы в контексте русской ментальности, а также о ее болезненной остроте: слишком высок риск «забалтывания», подмены подлинных смыслов идеологическими штампами и расхожими формулировками.

Сегодня именно средства массовой информации формируют культурные коды, традиции, предпочтения общества. Поэтому вполне естественно возникает вопрос об особой миссии русской журналистики, для которой вопросы этики, нравственности, духовности, эстетики были первостепенными,

- миссии реанимирования и сохранения духовности (О. М. Самусевич, В. Д. Мансурова, Е. Б. Зайцев и другие).

Проблемность данной статьи детерминирована новыми экономическими условиями

- рыночными отношениями, в которых многие СМИ оказались финансово зависимы. Коммерческая выгодность стала, по сути, основным критерием, оценивающим журналистский продукт. Еще долгое время исследователи будут возвращаться к постулату Владимира Познера: «Телевидение, которое ориентировано на рейтинг и рекламу, не может нести ответственность перед обществом». Симптоматичны слова Ирины Муромцевой, телеведущей канала «Россия» (15.10.2009): чтобы быть сегодня успешным «на все сто», надо «уметь преподнести свою духовность». Поэтому все больший интерес в журналистских кругах вызывает дискуссия на тему «СМИ в контексте культуры и этики», в процессе которой исследователи выделяют несколько опасных тенденций:

- «свобода мышления привела к свободе речи, за которой часто скрывается духовный нигилизм - потеря самоуважения, переоценка традиционных духовных ценностей, проявление цинизма и примитивного ерничанья, вульгаризация и опошление всего. Отсюда и типичное проявление времени - неуважение к личности» (О. М. Самусевич) [2. С. 141];

- цинизм и невежество являются маркировочными качествами многих журналистов, «опошляющих, уродующих и оскверняющих жизнь» (М. Л. Князева) [2. С. 134];

- «коммуникация в форме стеба, манера все пересмеивать и над всем издеваться становится удобной формой самовозвышения над проблемами бытия, в том числе и такими, как совесть, благородство, щедрость, красота» (В. Д. Мансурова) [2. С. 176];

- журналист предъявляет себя обществу с избыточной артикуляцией, стремясь завладеть всем коммуникативным пространством, он не сомневается в собственных оценках, безапелляционность «эго» проявляется в провокационных оценках, в интонациях иронии, которые являются не приглашением к серьезному социальному диалогу, а лишь жестким вызовом к барьеру (А. В. Полонский) [5. С. 155-156]. Примером тому могут служить слова Евгения Киселева, который назвал журналистов «безответственными трепачами, которые обсуждают серьезные проблемы».

С другой стороны, исследователи все чаще сегодня говорят об альтернативной журналистике, которая ориентирована на новые этические и эстетические позиции, новые социальные цели; по их мнению, ангажированным СМИ с их манипуляционными технологиями различной степени изощренности противостоит «новая журналистика». «Новая журналистика»

- это принципиально новое направление в области СМИ, которое стоит на следующих позициях: 1) способствование культурному и духовному развитию человека; 2) развитие у человека самостоятельного взгляда на вещи, самостоятельного мышления; 3) способствование принципам самосовершенствования; 4) формирование позитивного мышления (А. В. Дрожжин) [2. С. 161]; 5) воспитание патриотизма как одной из профессиональной составляющей журналиста (А. А. Лебедев) [2. С. 532]. «Новая журналистика» характеризуется тем, что журналист к реципиенту относится не как к объекту манипуляции, управления, воспитания, программирования, а как живой, сомневающийся, ошибающийся человек к такому же живому, сомневающемуся, ошибающемуся человеку. При таком подходе только и возможен подлинный диалог, направленный на совместный поиск ответа на интересующие вопросы.

Смеем предположить, что такому направлению соответствуют еженедельники типа «Русский Newsweek», «Русский репортер».

Общественно-политический журнал «Русский репортер», новое издание медиахолдинга «Эксперт», выходит с весны 2007 года. «Эксперт» провел, как показала практика, очень грамотную региональную политику по запуску журнала: сначала тестовые продажи еженедельника прошли в четырех регионах России (Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове-на-Дону). Как утверждают в медиахолдинге «Эксперт», результаты превзошли ожидания как самой компании, так и дистрибьюторов; позже журнал стал выходить и в Москве. Сейчас журнал распространяется во всех российских городах с населением больше 400 тыс. человек. Именно такая региональная политика объясняется тематической направленностью самого издания: репортеры еженедельника описывают не глянцевую или чернушную Россию, а многообразную - такую, какой ее видят люди в регионах.

«Русский репортер» позиционируется как издание с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен; предназначен для думающих и активных людей, которые хотят знать правду, не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни, это вдумчивое чтение для активного среднего класса [6]. Сейчас тираж журнала составляет 168 100 экземпляров, его планируется увеличить до 300 000 экземпляров.

Журнал не ограничивает себя узкими рамками так называемого делового СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Дискуссия», «Актуально», «Репортаж», «Тренды», «Фигура», «Культура», «Среда обитания», «Афиша», «Случай», «Сцена» и другие. Журнал насыщен высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов. Он не спекулирует на «желтизне» и не загружает читателя излишней скучной информацией.

Интерес не к столичному гламуру, а к простым людям из регионов с их насущными проблемами позволил «Русскому репортеру» завоевать большую популярность у читателей по всей России. Согласно последним данным TNS Gallup Media по России, аудитория журнала «Русский репортер» существенно расширилась в 2008 году, в то время как читательская аудитория других общественно-политических журналов в мае-октябре 2008 года уменьшилась: снижение AIR «Итогов» по России соста-

вило 7,2%, а снижение AIR журнала «Русский Newsweek» - 2,5% [4]. При этом, как констатируют специалисты TNS Gallup Media по России, у журнала «Русский репортер» - уникальная аудитория, которую не привлекают смежные категории журналов. Большинство читателей «Русского репортера» ограничиваются чтением только этого издания и не читают ни другие общественно-политические журналы, ни большую часть деловых журналов, ни популярные женские, мужские и автомобильные журналы (для анализа пересечения аудиторий были рассмотрены следующие группы журналов: общественно-политические журналы - «Русский Newsweek», «Итоги»; большинство деловых журналов - «Деньги», «Коммерсантъ Власть», «Профиль», «Секрет фирмы», «Финанс»; популярные женские журналы - «Cosmopolitan», «Elle», «Burda»; популярные мужские журналы - «Maxim», «Men's Health», «Esquire»; популярные автомобильные журналы - «Авторевю», «Клаксон») [4].

Г. Зинькович, директор по маркетингу компании «Эксперт», особо выделяет национальногеографическую составляющую целевой аудитории еженедельника: «Это амбициозный, высокоинтеллектуальный оригинальный проект, созданный в России и предназначенный именно для российских читателей. При его разработке мы отнюдь не игнорировали лучший зарубежный опыт и, конечно же, ориентировались на западные лидирующие издания. Журналы Stern, Time действительно отражают интересы своих стран, они могут являться примерами, но никак не калькой. В «Русском репортере» мы также хотим отражать свое видение российских проблем, различных явлений и тенденций посредством качественной журналистики. <...> Само название «Русский репортер» несет и эмоциональную, и смысловую нагрузку, и нам важно было подчеркнуть достоинство российских корней и всей нации» [3].

Формулой успеха еженедельника, считают аналитики по продвижению медиахолдинга «Эксперт», стала передача эмоций через точное, адресное обращение к читателю.

«Мы уверены, что необходимость в «Русском репортере» есть не только у читате-

лей, но и у писателей и фотографов, - заявил Виталий Лейбин, главный редактор «Русского репортера». - Мы знаем множество журналистов, которые хотят искренне писать и снимать, понимать и изображать драму человеческой жизни. Современное издательское дело не дает им такого места, потому что неверно считается, что продаваемы только попса, гламур и горячие новости. Но мы знаем, что в нас самих есть запрос на глубокую, проникновенную журналистику, позволяющую человеку быть не «овощем», а созидателем своей культуры, жизни и страны» [4]. Р. Л. Лившиц определяет духовность как «такую жизненную позицию личности в мире, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало» [1. С. 7]. Сущность духовности, по его мнению, заключается в «открытости личности навстречу миру», устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям. Такое жизненное кредо в полной мире соответствует журналисткой позиции авторов «Русского репортера».

Список литературы

1. Духовность как онтологическое основание бытия человека : материалы между-нар. науч.-практ. конф. Ставрополь : Северо-Кавказ. гос. техн. ун-т, 2009. 262 с.

2. Журналистика в 2005 году : трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве : сб. материалов науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. 600 с.

3. Зинькович, Г. На наш рынок в основном выводят франшизные издания. URL : http:// www. advertology.ru/article50838.

4. Лейбин, В. О журнале «Русский репортер». URL : http://www.mediaguide.ru/?p=media_ kit&id=9408.

5. Полонский, А. В. Современный медиадискурс : ключевые идеи и слова // Русский язык в современном медиапространстве : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2009. С. 151-160.

6. Русский репортер : журнал. URL : http:// www.karta-smi.ru/5001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.