Научная статья на тему 'Современные особенности развития мирового рынка виноделия'

Современные особенности развития мирового рынка виноделия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНО / WINE / ВИНОДЕЛИЕ / WINEMAKING / МИРОВОЙ РЫНОК ВИНА / WORLD MARKET OF WINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страчкова Н.В., Попова А.Ю.

Проанализировано современное состояние мирового рынка виноделия, в том числе размещение виноградников, мировое производство и потребление вина. Выделены регионы и страны, являющиеся лидерами на мировом рынке вина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern features of development of the world market of winemaking

The current state of the world market of winemaking including placement of vineyards, world production and consumption of wine is analysed. The regions and the countries which are leaders in the world market of wine are allocated.

Текст научной работы на тему «Современные особенности развития мирового рынка виноделия»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 2 (12). Вып. 1. 2016 г. С. 40-48.

Современные особенности развития мирового рынка виноделия_

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

e-mail: e-mail: natastrachkova@mail.ru

Аннотация. Проанализировано современное состояние мирового рынка виноделия, в том числе размещение виноградников, мировое производство и потребление вина. Выделены регионы и страны, являющиеся лидерами на мировом рынке вина.

Ключевые слова: вино, виноделие, мировой рынок вина.

Введение

На современном этапе мировая винодельческая отрасль претерпевает определенные изменения под влиянием процессов экономической интеграции, интернационализации производства, глобализации мировой торговли товарами и услугами. Вместе с тем все большую популярность набирает винный туризм, не только отражающий общий тренд туристской отрасли в направлении «туризма эмоций и впечатлений», но и дающий значительные возможности преодоления сезонности туристской деятельности и кооперирования со многими видами нишевых форм рекреационных занятий. В связи с этим анализ предпосылок развития винного туризма и ключевой из них - современного состояния виноградарства и виноделия - приобретает актуальность в связи с меняющимися технологиями производства вин, появлением новых участников рынка виноделия, а также формированием различных кластерных образований с участием винодельческой отрасли.

Целью статьи является анализ этапов и современного состояния мирового рынка виноделия как основного фактора развития винного туризма.

Материалы и методы

В качестве методов были использованы аналитико-статистический, картографический. В работе мы опирались на отечественных и зарубежных ученых в сфере анализа мирового рынка виноделия, а также материалы Международной организации винограда и вина (OIV), представленные в ходе 39-го Всемирного Конгресса винограда и вина в 2016 г.

Результаты и обсуждение

Мировой рынок вин имеет многовековую историю, которая насчитывает уже около четырех столетий. Он сформировался в ответ на возрастание потребности людей, проживающих на разных континентах, приобщиться к

УДК 911.3:316 Н. В. Страчкова А. Ю. Попова

употреблению вин. Производство вина зародилось на территории современной Европы и под влиянием глобального спроса начало распространяться и на другие континенты.

Современный мировой рынок вина стремительно развивается и меняется в течение последних нескольких лет. Конкуренция на мировом рынке заставила виноделов изучать, как можно оптимизировать использование терруара, как правильно подобрать сорта лоз для данных почвенно-климатических условий, как следует подходить к процессу изготовления вина. Изменение климата выявило холодное виноградарство в странах, которые раннее не считались подходящими для виноделия. Мировая мода на экологичность дает спрос не только на продукты с пометкой «органик», а и на органические вина. Именно поэтому многие винодельни по всему миру отказываются применять химические удобрения. В передовых странах по производству вина широко распространяются идеи «биодинамизма» - виноградарства, которое учитывает положение звезд и фазы Луны.

Рост конкуренции вынуждает виноделов постоянно работать над качеством своей продукции и ее продвижением, выпускать уникальные вина и отслеживать новые тренды. Производители вин массового рынка инвестируют в новые технологии и оборудование, что позволяет оптимизировать затраты и стандартизировать качество продукции среднего уровня.

Вместе с этим производство уникальных авторских вин по старым традициям все так же представляет интерес для ценителей вина.

На сегодня мировой рынок виноделия включает в себя более 80 стран-производителей и условно разделяется на вина Старого (традиционные винодельческие районы Европы и Ближнего Востока) и Нового света (страны вне пределов Европы).

Основной тенденцией последнего десятилетия является постоянный рост доли вин Нового Света. Благодаря ценовой политике, успешной маркетинговой стратегии, пониманию мировых трендов, технологичности и упрощенной системе государственного регулирования виноделия стран Нового Света за последние десять лет эти вина заняли порядка 40 % рынка, составив серьезную конкуренцию консервативным европейским производителям [1].

Анализ состояния мирового рынка виноделия в 2015 г. на основе данных Международной организации винограда и вина (ОГУ) позволил выделить его характерные особенности.

Площадь, занятая под виноградниками, к 2015 г. выросла до 7,5 млн га (рис. 1). Рост общей площади является положительным в течение последних трех лет.

В странах - лидерах по производству вина, на территории которых высажено более 1/3 всех виноградников мира, площади сокращаются или ограничиваются. Так, уменьшение площадей, занятых под виноградники, характерно для стран ЕС: за год на 34 тыс. га.

Эти страны выбрали приоритетным направлением не повышение урожайности и увеличение объемов производства, а улучшение качества продукции и эффективности производства.

Страны

Тыс. га

Рис. 1. Страны - лидеры по площади виноградников на 2015 год (тыс. га).

Составлен автором

В то же время в странах Нового Света наблюдается тенденция к увеличению производства и расширению территорий виноградников (рис. 2). Например, Китай стал вторым в мире по количеству земель, отданных под виноградники (увеличили территорию насаждений более чем 1\3 в сравнении с 2011 годом). Общая площадь виноградников Китая составила около 800 тысяч гектаров, что составляет 11 % всех виноградников мира.

Рис. 2. Динамика изменения площадей виноградников Старого и Нового Света

(тыс. га). Составлен автором по [2]

Общее производство винограда достигло 76 млн тонн при наметившейся с 2000 г. тенденции к общему росту, несмотря на снижение площади виноградников в мире (рис. 3).

во

70

60

50

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200В 20ЭТ ЗОЮ 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Динамика мирового производства винограда [2].

Китай стал самым крупным производителем винограда - 12,6 млн тонн, что составило 17 % мирового производства. Далее следуют традиционные лидеры отрасли: Италия - 8,2 млн тонн, США - 7,0 млн тонн и Франция - 6,3 млн тонн винограда.

Производство вина (за исключением сока и сусла) составило в 2015 г. 259 млн декалитров. Также вреди стран - лидеров мирового производства винограда выделить Испанию, Аргентину, Чили, ЮАР, Австралию (рис. 4).

Type of grape

Ф Dried grape Table grape

eo|v 'excluding juices & musts 0 Wine grape

Рис. 4. География мирового производства винограда, 2015 г. [2].

Рынок вина продолжает расти каждый год, несмотря на мировой экономический кризис. Общий объем производства превысил 275 миллионов гектолитров вина (на 2 % больше, чем в 2014 году) (рис. 5).

Италия вернула себе статус мирового лидера по объему производства вина, обогнав по этому показателю Францию. Италия произвела около 49 миллионов гектолитров вина (на 10 % больше объема производства 2014 года). Франция произвела более 47 миллионов гектолитров вина (всего лишь на 1 % больше показателя 2014 года). Третье место принадлежит Испании, которая произвела более 36,6 миллионов гектолитров вина за год.

Несмотря на то, что большая доля производства принадлежит странам Старого Света, стремительно набирают обороты производители, которые недавно заявили о себе на мировом рынке виноделия. Наиболее интересен показатель Чили: при выпуске всего 13 миллионов гектолитров за год, темп роста производства увеличился на 23 %. Крупнейшими компаниями - производителями и экспортерами вина являются Concha Y Toro (более 14 %), San Pedro (11 %), Santa Rita (5 %) и Santa Carolina (4 %), что в сумме составляет 34 %. По данным исследований, их доля может достигать более 40 % от всего объема экспорта при совместном участии. Чили является регионом Нового Света, который за несколько последних десятилетий значительно улучшил качество своих вин и в скором времени может значительно потеснить Аргентину в пятерке крупнейших производителей.

Потребление вина составило в 2016 году 240 млн гектолитров в год (приблизительно 33 млрд бутылок). При общем незначительном падении потребления вина (в целом по миру за год на 0,4 %) традиционные страны-потребители продолжают тенденцию к снижению или стагнации в пользу новых районов потребления.

году, %

Италия нш

Франция +1

Испания -4

США +1

Аргентина -12

Чили +23

Австралия 0

ЮАР 0

Китай 0

Германия -4

Общий объем

пр-ва вина +2

Рост к 2014 Производство в 2015 году,

млн ГЕКТОЛИТРОВ

48.9 47.4 ^ 1

36,6

США

Аргентина

Доля в общем производстве, %

Германия Франция

А

Испания Италия

ЮАР

О

Остальные

275,7

Рис. 5. Мировой рынок производства вина в 2015 году [3].

Характерно смещение потребления вина в сторону стран, не занимающихся его производством. Рост потребления вина осуществляется в основном за счет рынков США, Китая и Великобритании. В Китае вино становится все более популярным продуктом за счет увеличения численности среднего класса, уровень потребления вина достиг 16 млн гектолитров.

США продолжают удерживать лидерство по объему общего потребления вина, увеличив потребление на 3 % в сравнении с предыдущим годом, что составило 31 млн гектолитров (более 4 млрд бутылок) (рис. 6).

1%1% 2% 4% А ■ США

4% 13%

5% ■ Франция

11 %

■ Германия

6% ■ Италия

8% ■ Китай

9%

Рис. 6. Географическая структура потребления вина в 2015 году. Составлен автором по [2].

Также по данному показателю выделяется Франция - более 3,5 млрд бутылок при общей тенденции спада потребления вина, что связано с мировым кризисом и ухудшением экономического состояния страны. Германия имеет объем потребления около 3 млрд бутылок и опережает Италию по данному показателю. Объем закупок в 2015 году увеличился на 8 % по сравнению с предыдущим годом.

Однако рейтинг стран по показателю потребления вина в расчете на душу населения имеет несколько иной вид (рис. 7).

Страны

ВйндШШ!

СФПЗанцЙя^Ш

|ШЦ§ЙЦЭрИяЪ |Й_акеДония1 |Йилдиааи

1 п м и И

1иЙецйя1 (Швеция!

Ше'рманййИ (¿.й!стр'алияЯ

1ВЖВГЙЕВИ |ВТёнгрТТИЯ

ЕЙШШШЦ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за

45

Рис. 7. Географическая структура потребления вина на душу населения в 2015 году. Составлено автором по [1].

л

Лидерство в рейтинге занимает Ватикан, где на 1 человека в год в среднем приходится 55 л выпитого вина (150 г ежедневно). Для сравнения: в России этот показатель в 12 раз меньше (около 4,5 л вина в год). Страны Европы являются лидирующими по потреблению вина на душу населения, поскольку в этих странах высоко развита культура потребления вина.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что лидерами виноделия пока являются страны Старого Света, что обусловлено более ранним началом развития виноградарства и производства вина. Однако в контексте развития винного туризма необходимо учесть, что объем потребления имеет устойчивую тенденцию к снижению в тех странах, где вино считалось едва ли не национальным напитком. Это можно объяснить конкуренцией со стороны субститутов - продуктов, способных удовлетворить практически те же потребности, но в более дешевом ценовом сегменте, таких как сидр, пиво, безалкогольные напитки [4]. К негативным факторам относятся также преобладание единой концепции производства вина в Европе с преобладанием сортов красного винограда, единый формат бутылки бордоского типа емкостью 75 мл, что лишает потребителя возможности выбора, а также развернутые во многих странах антиалкогольные кампании. Одновременно следует учитывать тенденции роста производства и популяризации вина в странах Нового Света посредством выделения новых земель под виноградники и увеличения количества производства. Сравнение объемов производства и потребления вина позволяет сделать вывод о существующем перепроизводстве и значительном расхождении в географической структуре производства и потребления, что приводит к интернационализации рынка вина, обострению международной конкуренции и повышению актуальности разработки маркетинговых стратегий производителей, одним из направлений которых может стать развитие винного туризма.

Литература

1. Обзор мирового рынка вина. Доклад OIL о ситуации в мировом виноградарстве и виноделии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vinmoldova.md/index.php?id=4352&mod=content (дата обращения: 18.01.2016).

2. TableandDriedGrapes: Worlddataavailable. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oiv.int/ (дата обращения: 10.01.2016).

3. 10 крупнейших в мире производителей вина (инфографика) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://landlord.ua/10-krupneyshih-v-mire-proizvoditeley-vina/ (дата обращения: 20.01.2016).

4. Palma D., Cornejo C., Ortuzar J., Rizzi L., Casaubon G. Tell me why you like to drink wine: Drinking motivations as a basis for market segmentation// 8th AWBR International Conference, June 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academyofwinebusiness.com/wpcontent/uploads/2014/07/CB01_Palma_Davi d.pdf (дата обращения: 23.01.2016).

N.V. Strachkova1 A.Y. Popova

Modern features of development of the world market of winemaking_

Taurida Academy (Academic Unit) of V. I. Vemadsky Crimean Federal University, Simferopol *e-mail: natastrachkova@mail.ru

Abstract. The current state of the world market of winemaking including placement of vineyards, world production and consumption of wine is analysed. The regions and the countries which are leaders in the world market of wine are allocated. Keywords: wine, winemaking, world market of wine

References

1. Obzor mirovogo rynka vina. Doklad OIL o situacii v mirovom vinogradarstve i vinodelii. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa -http://vinmoldova.md/index.php?id=4352&mod=content (data obrashhenija 18.09.2017)

2. Table and Dried Grapes: World data available. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.oiv.int/ (data obrashhenija 10.09.2017)

3. 10 krupnejshih v mire proizvoditelej vina (infografika). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://landlord.ua/10-krupneyshih-v-mire-proizvoditeley-vina/ (data obrashhenija 20.09.2017).

4. Palma D., Cornejo C., Ortuzar J., Rizzi L., Casaubon G. Tell me why you like to drink wine: Drinking motivations as a basis for market segmentation// 8th AWBR International Conference, June 2014. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2014/07/ CB01_Palma_David.pdf (data obrashhenija 23.09.2017)

Поступила в редакцию 15.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.